- Преподавателю
- История
- Разработка урока по истории Куликовская битва
Разработка урока по истории Куликовская битва
Раздел | История |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Исмаилова П.Г. |
Дата | 05.02.2017 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема урока: Куликовская битва.
Цели:
-
раскрыть величие подвига русского народа, сокрушившего на Куликовом поле могучее монголо- татарское войско и положившего начало освобождению Руси от золотоордынского ига.
-
привить учащимся идею об общности судьбы и национальном единстве русского народа;
-
формировать чувство патриотизма и гражданственности.
Задачи:
-
Дать более глубокое представление о событиях 1380 года, их предпосылках, этапах, значении.
-
Самостоятельно определить круг обстоятельств, влияющих на исход вооруженной борьбы и
установление причин победы русского народа в Куликовской битве.
-
Отметить мужество и патриотизм русского народа в борьбе с Золотой Ордой, без которых невозможна была бы победа.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование:
-
Компьютер, интерактивная доска.
-
Карта «Борьба русского народа с иноземными захватчиками в XII - XIII вв.».
-
Картина художника А. Бубнова «Утро на Куликовом поле».
-
Раздаточный материал.
-
Рефераты .стенгазета.
Презентация к уроку слайды
ХОД УРОКА
В начале урока учитель напоминает об одном из самых опаснейших врагов русского народа - монголо- татар.
1.Дети читают стихи
2. Задают загадки
3.Готовы рефераты
. Опрос д.з. фронтальный показ по карте, закрепление темы «Возвышение Москвы», завершение формирования знаний по теме «Возвышение Москвы»
Когда русские земли были захвачены монголо-татарами?
Почему русские земли не смогли дать отпор Батыю?
Покажите на карте территорию, захваченную Батыем?
Их данных слов у магнитной доски составьте определения (баскаки, иго, ярлык, дань).
Какие последствия для Руси имело монголо-татарское иго?
Укажите хронологические рамки возникновения процесса Москвы.
Назовите основные причины возвышения Москвы?
Выявите причины противостояния Москвы и Твери?
Кого из первых московских князей вы знаете?
Какими методами они добивались усиления Москвы?
2. Объявление темы урока, ознакомление учащихся с планом работы (слайды 3,4).
1) великий князь Московский Дмитрий Донской
2) усиление Московского княжества и ослабление Золотой Орды в XIV веке.
3) Организация похода хана Мамая на Русь. Русь и Орда накануне сражения.
4) Битва на Куликовом голе.
5)Причины победы
6) Историческое значение Куликовской битвы.
Проблемный вопрос: Почти 250 лет Русь платила дань Орде. Все попытки освободиться терпели неудачу. Чем же объяснить успех русских войск в 1380 г.? Явилась ли победа полной неожиданностью для обеих сторон (слайд 5)?
Учитель: Политика «разделяй и властвуй», как могло показаться на первый взгляд, навеки укрепила господство Золотой Орды и ничто уже не могло вернуть Русь к единству и согласию. Однако «время, исторический процесс способствовали появлению на Руси личности, способной нейтрализовать её. губительное действие». Такой личностью оказался Великий князь Московскйй'Дмитрий Донской (слайд 6).
-- В 1359 году на московском престоле оказался девятилетний внук Ивана Калиты Дмитрий Иванович (135S-1389). Именно с его именем связано начало решительной борьбы за освобождение Руси из-под власти 0(5!цы (10 из 30 лет своего княжения он воевал).
-
Заслушивается небольшое сообщение уч-ся о Дмитрии Ивановиче.
-
Работа с отрывком из документа (слайд 7).
«Еще в детском возрасте он размышлял о духовных делах и не вел праздных бесед и не любил бранных слов, избегал злых людей и всегда беседовал с добрыми, божественному писанию всегда внимал с умилением, много заботился о Божиих церквях, с мужеством защищал Русскую землю, был незлобив, как дитя а умом зрел, воинам в битвах был страшен и многих врагов, поднявшихся на него, победил, и славный свой город Москву дивными стенами окружил, и>во всем мире был славен,...»
Вопросы:
-
Какими черты характера Дмитрия Донского вы можете выделить?
-
Повлияли ли они на умение руководить государством?
-
Чего добился Дмитрий Иванович в управлении государством (учащиеся дают ответы на основе сообщения и документа)? Показ слайдов 8. 9.
Усиление Московского княжества и ослабление Золотой Орды в XIV веке (слайд 10).
Если Русь стремилась к единству, то Золотая Орда переживала период феодальной раздробленности. Работа с учебником, стр. 184 и таблицей (раздаточный материал)
Вопросы Какие факты доказывают ослабление Золотой Орды (работа с картой)? Что происходило на Руси в это время?
-
Однако к середине 70-х годов в правобережной Орде усобицы прекратились. Правителей стал темник Мамай. Умный и хитрый, жестокий и изворотливый правитель (слайд 11).
Но ханом стать он не мог, так как не был потомком Чингисхана. Поэтому хан стремился доказать через завоевание Руси, что он является продолжателем дела Чингисхана и Батыя.
-
Работа с отрывком из документа (слайд 12).
«Захвачу землю Русскую и разорю христианские церкви, и вместо их веры установлю свою, а где были церкви, там поставлю мечети и посажу баскаков по всем городам русским, а князей русских перебью,..»
Вопрос: Что ожидало Русь, если бы Мамай захватил её земли?
Первое крупное столкновение с монголо-татарами произошло 11 августа 1378 г. на реке Воже.
К Маркс писал, что это было «первое, правильное сражение, выигранное русскими» (слайд 13).
-
Работа с документом (слайд 14).
«И послан безбожный Мамай вперёд себя на Русь войною своего воеводу, окаяного Бегича. с большим войском и со многими князьями ордынскими. Узнал об этом великий князь Дмитрий Иванович и пошел ему навстречу с многочисленным войском и бился с погаными на Рязанской земле, на реке Воже,... а поганые агаряне были посрамлены, одни были побиты, а иные побежали... Бесславный же Мамай, позором объятый, вместо похвалы получивший бесчестие, сам пошел на Русскую землю, похваляясь победить великого князя...»
Вопрос: Почему сражение на р. Вожже стало первым сражением, которое русская рать смогла выиграть у
ордынцев? ^
-
Москва быстро усиливалась, после-победы на Воже она могла прекратить выплату дани. Кроме того, разгром Москвы усилил бы позиции Мамая борьбе с его главными соперниками - Тохтамышем и Тимуром
7 Рассказ учителя о подготовке к сражению (слайды 15, 16, 17, 18)
В ход пошли золото и серебро, копившиеся в Орде долгие годы. За большую плату была нанята .
...
генуэзская пехота. Множество различных мелких феодалов - разбойников со своими отрядами-шайками потянулись к Мамаю. В это же время хан Мамай заключил военный союз с литовским князем Ягайло и рязанским князем Олегом.
Дмитрий Иванович разослал он «по всей Русской земле войнов своими грамотами по всем городам».
В роли Дмитрия Донского выступает ученик:
«Радостно" нам. братья сложить головы свои за провославную веру христианску, да не будут захвачены города наши погаными, не запустеют святые Божии церкви, да не будут жёны наши и дети уведены в * плен, да не будем вечно страдать от поганых.,.-»
В собирании ратей участвовало не менее 36 городов. Формирование такого войска заняло в общей сложности около 30 дней.
Русское войско по свидетельствам летописцев, не уступало в численности Мамаевской рати - «от начала такой силы русской не бывало». Оно состояло из княжеских дружин и ополчений большинства земель Основным ядром были москвичи.
Учащимся предлагается рассмотреть вооружение дружинника времен Куликовской битвы: шлем с бармицей, пластинчатый доспех, меч в ножнах, копье и деревянный щит и доспехи и оружие татарского воина XIVb.
-
Тем временем Мамай двигался с войском в сторону Руси (слайд 19),
.Дмитрий Иванович стремился дать сражение за пределами русской земли (работа ;с картой). Поэтому русское войско покинуло Коломну 20 августа 1380 г. и быстро двигалось к Дону. На каждой остановке в его состав вливались новые пополнения, подтягивались отставшие.
Вопрос: Объясните, почему Дмитрий Иванович стремился дать сражение за пределами русской земли.
По пути к Дону русская рать во главе с князем остановилась у Троицкого монастыря, где получила благословение настоятеля монастыря Сергия Радонежского (слайд 20),
-
Заслушивается сообщение учащегося о жизни Сергия Радонежского (в учебнике стр. 156).
Битва на Куликовом поле . ,
Подойдя к Дону, русское войско переправилось через реку 7 сентября 1380 года. И вышло на Куликово
поле (на карте обозначается Куликово поле).
Вопросы (слайд 21):
-
Почему местом для сражения князь Дмитрий выбрал именно Куликово поле? Ведь оно такое неровное, изрытое оврагами, перелесками, речушками.
-
Почему было принято решение переправиться через Дон?
-
Какое событие и почему можно считать генеральной репетицией куликовской битвы?
-
Рассказ учителя о расположении русского войска и тактике князя Дмитрия (слайды 22. 23).
Князь расположил русские войска таким образом, что их фланги прикрывались естественными рубежами (в учебнике стр. 160) река Смолка и овраг Нижний Дубяк. Это не давало возможности монголо-татарам развернуть свои силы и нанести излюбленный
ими удар во фланг и в тыл врага В лесу за рекой Смолкой был укрыт засадный полк.
-
Рассказ учителя по картине «Утро на Куликовом поле» (24 слайд).
Только что взошло солнце, рассеялся осенний утренний туман, и русские увидели врага. Всё войско пришло в движение. Один потянулся за щитом, другой поднял обнаженный меч, третий сжал в руках крепкую палицу. Опираясь на копьё, зорко вглядывается вдаль старый дружинник.
Сражение началось в 10. утра и длилось 4 часа (25 слайд)
котором описаны эпизоды боя (раздаточный материал). Вопросы:
-
Рязанский князь обещал помочь хану Мамаю. Как вы оцениваете позицию князя Олега? Можно ли её
как-то оправдать?
-
Почему археологи не нашли на Куликовом поле ни одного меча?
-
Куликовская битва закончилась сокрушительным разгромом ордынской рати. Ответы на вопросы, поставленные в начале урока.
Почти 250 лет Русь платила дань Орде Все попытки освободиться терпели неудачу. Чем же объяснить успех русских войск в 1380 г.? Явилась ли победа полной неожиданностью для обеих сторон?
Выделяются следующие причины (слайд 26): ,
-
Умелые действия князя, его авторитет среди воинов.
-
Мужество и храбрость рядовых воинов.
-
Объединение сил русских княжеств.
-
Ослабление Орды и усиление Московского княжества.
-
Поддержка Русской православной церкви.
Вопрос: Каково историческое значение Куликовской битвы (слайд 27)?
-
Это была решающая военная победа Руси над монголо-татарами,
-
Победа доказала, что при объединении сил русского народа иго монголо-татарских ханов может быть
свергнуто.
-
Куликовская битва ускорила объединение русских земела вокруг Москвы, которая превратилась в центр национально-освободительной войны.
-
Подводя итоги урока, учитель подчеркивает, что Русь не раз переживала трудные времена и на её долю выпало немало испытаний. Но народ всегда находил в себе силы преодолеть все невзгоды и сохранял веру и надежду на лучшее будущее
учащихся.
Оценивание ответов учащихся
-
Д.з № 2