Разработка урока по истории Куликовская битва

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Тема урока: Куликовская битва.

Цели:


  • раскрыть величие подвига русского народа, сокрушившего на Куликовом поле могучее монголо- татарское войско и положившего начало освобождению Руси от золотоордынского ига.

  • привить учащимся идею об общности судьбы и национальном единстве русского народа;

  • формировать чувство патриотизма и гражданственности.



Задачи:



  • Дать более глубокое представление о событиях 1380 года, их предпосылках, этапах, значении.

  • Самостоятельно определить круг обстоятельств, влияющих на исход вооруженной борьбы и

установление причин победы русского народа в Куликовской битве.

  • Отметить мужество и патриотизм русского народа в борьбе с Золотой Ордой, без которых невозможна была бы победа.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование:

  • Компьютер, интерактивная доска.

  • Карта «Борьба русского народа с иноземными захватчиками в XII - XIII вв.».

  • Картина художника А. Бубнова «Утро на Куликовом поле».

  • Раздаточный материал.

  • Рефераты .стенгазета.

Презентация к уроку слайды


ХОД УРОКА


В начале урока учитель напоминает об одном из самых опаснейших врагов русского народа - монголо- татар.


1.Дети читают стихи

2. Задают загадки

3.Готовы рефераты

. Опрос д.з. фронтальный показ по карте, закрепление темы «Возвышение Москвы», завершение формирования знаний по теме «Возвышение Москвы»

Когда русские земли были захвачены монголо-татарами?

Почему русские земли не смогли дать отпор Батыю?

Покажите на карте территорию, захваченную Батыем?

Их данных слов у магнитной доски составьте определения (баскаки, иго, ярлык, дань).

Какие последствия для Руси имело монголо-татарское иго?

Укажите хронологические рамки возникновения процесса Москвы.

Назовите основные причины возвышения Москвы?

Выявите причины противостояния Москвы и Твери?

Кого из первых московских князей вы знаете?

Какими методами они добивались усиления Москвы?


2. Объявление темы урока, ознакомление учащихся с планом работы (слайды 3,4).


1) великий князь Московский Дмитрий Донской


2) усиление Московского княжества и ослабление Золотой Орды в XIV веке.


3) Организация похода хана Мамая на Русь. Русь и Орда накануне сражения.


4) Битва на Куликовом голе.


5)Причины победы


6) Историческое значение Куликовской битвы.

Проблемный вопрос: Почти 250 лет Русь платила дань Орде. Все попытки освободиться терпели неудачу. Чем же объяснить успех русских войск в 1380 г.? Явилась ли победа полной неожиданностью для обеих сторон (слайд 5)?

Учитель: Политика «разделяй и властвуй», как могло показаться на первый взгляд, навеки укрепила господство Золотой Орды и ничто уже не могло вернуть Русь к единству и согласию. Однако «время, исторический процесс способствовали появлению на Руси личности, способной нейтрализовать её. губительное действие». Такой личностью оказался Великий князь Московскйй'Дмитрий Донской (слайд 6).

-- В 1359 году на московском престоле оказался девятилетний внук Ивана Калиты Дмитрий Иванович (135S-1389). Именно с его именем связано начало решительной борьбы за освобождение Руси из-под власти 0(5!цы (10 из 30 лет своего княжения он воевал).

  1. Заслушивается небольшое сообщение уч-ся о Дмитрии Ивановиче.

  2. Работа с отрывком из документа (слайд 7).

«Еще в детском возрасте он размышлял о духовных делах и не вел праздных бесед и не любил бранных слов, избегал злых людей и всегда беседовал с добрыми, божественному писанию всегда внимал с умилением, много заботился о Божиих церквях, с мужеством защищал Русскую землю, был незлобив, как дитя а умом зрел, воинам в битвах был страшен и многих врагов, поднявшихся на него, победил, и славный свой город Москву дивными стенами окружил, и>во всем мире был славен,...»

Вопросы:

  • Какими черты характера Дмитрия Донского вы можете выделить?

  • Повлияли ли они на умение руководить государством?

  • Чего добился Дмитрий Иванович в управлении государством (учащиеся дают ответы на основе сообщения и документа)? Показ слайдов 8. 9.

Усиление Московского княжества и ослабление Золотой Орды в XIV веке (слайд 10).

Если Русь стремилась к единству, то Золотая Орда переживала период феодальной раздробленности. Работа с учебником, стр. 184 и таблицей (раздаточный материал)

Вопросы Какие факты доказывают ослабление Золотой Орды (работа с картой)? Что происходило на Руси в это время?

  • Однако к середине 70-х годов в правобережной Орде усобицы прекратились. Правителей стал темник Мамай. Умный и хитрый, жестокий и изворотливый правитель (слайд 11).

Но ханом стать он не мог, так как не был потомком Чингисхана. Поэтому хан стремился доказать через завоевание Руси, что он является продолжателем дела Чингисхана и Батыя.

  1. Работа с отрывком из документа (слайд 12).

«Захвачу землю Русскую и разорю христианские церкви, и вместо их веры установлю свою, а где были церкви, там поставлю мечети и посажу баскаков по всем городам русским, а князей русских перебью,..»

Вопрос: Что ожидало Русь, если бы Мамай захватил её земли?

Первое крупное столкновение с монголо-татарами произошло 11 августа 1378 г. на реке Воже.

К Маркс писал, что это было «первое, правильное сражение, выигранное русскими» (слайд 13).

  1. Работа с документом (слайд 14).

«И послан безбожный Мамай вперёд себя на Русь войною своего воеводу, окаяного Бегича. с большим войском и со многими князьями ордынскими. Узнал об этом великий князь Дмитрий Иванович и пошел ему навстречу с многочисленным войском и бился с погаными на Рязанской земле, на реке Воже,... а поганые агаряне были посрамлены, одни были побиты, а иные побежали... Бесславный же Мамай, позором объятый, вместо похвалы получивший бесчестие, сам пошел на Русскую землю, похваляясь победить великого князя...»

Вопрос: Почему сражение на р. Вожже стало первым сражением, которое русская рать смогла выиграть у

ордынцев? ^

  • Москва быстро усиливалась, после-победы на Воже она могла прекратить выплату дани. Кроме того, разгром Москвы усилил бы позиции Мамая борьбе с его главными соперниками - Тохтамышем и Тимуром


7 Рассказ учителя о подготовке к сражению (слайды 15, 16, 17, 18)

В ход пошли золото и серебро, копившиеся в Орде долгие годы. За большую плату была нанята .


...

генуэзская пехота. Множество различных мелких феодалов - разбойников со своими отрядами-шайками потянулись к Мамаю. В это же время хан Мамай заключил военный союз с литовским князем Ягайло и рязанским князем Олегом.

Дмитрий Иванович разослал он «по всей Русской земле войнов своими грамотами по всем городам».

В роли Дмитрия Донского выступает ученик:

«Радостно" нам. братья сложить головы свои за провославную веру христианску, да не будут захвачены города наши погаными, не запустеют святые Божии церкви, да не будут жёны наши и дети уведены в * плен, да не будем вечно страдать от поганых.,.-»

В собирании ратей участвовало не менее 36 городов. Формирование такого войска заняло в общей сложности около 30 дней.

Русское войско по свидетельствам летописцев, не уступало в численности Мамаевской рати - «от начала такой силы русской не бывало». Оно состояло из княжеских дружин и ополчений большинства земель Основным ядром были москвичи.

Учащимся предлагается рассмотреть вооружение дружинника времен Куликовской битвы: шлем с бармицей, пластинчатый доспех, меч в ножнах, копье и деревянный щит и доспехи и оружие татарского воина XIVb.

  • Тем временем Мамай двигался с войском в сторону Руси (слайд 19),

.Дмитрий Иванович стремился дать сражение за пределами русской земли (работа ;с картой). Поэтому русское войско покинуло Коломну 20 августа 1380 г. и быстро двигалось к Дону. На каждой остановке в его состав вливались новые пополнения, подтягивались отставшие.

Вопрос: Объясните, почему Дмитрий Иванович стремился дать сражение за пределами русской земли.

По пути к Дону русская рать во главе с князем остановилась у Троицкого монастыря, где получила благословение настоятеля монастыря Сергия Радонежского (слайд 20),

  • Заслушивается сообщение учащегося о жизни Сергия Радонежского (в учебнике стр. 156).

Битва на Куликовом поле . ,

Подойдя к Дону, русское войско переправилось через реку 7 сентября 1380 года. И вышло на Куликово

поле (на карте обозначается Куликово поле).

Вопросы (слайд 21):

  • Почему местом для сражения князь Дмитрий выбрал именно Куликово поле? Ведь оно такое неровное, изрытое оврагами, перелесками, речушками.

  • Почему было принято решение переправиться через Дон?

  • Какое событие и почему можно считать генеральной репетицией куликовской битвы?

  1. Рассказ учителя о расположении русского войска и тактике князя Дмитрия (слайды 22. 23).

Князь расположил русские войска таким образом, что их фланги прикрывались естественными рубежами (в учебнике стр. 160) река Смолка и овраг Нижний Дубяк. Это не давало возможности монголо-татарам развернуть свои силы и нанести излюбленный




ими удар во фланг и в тыл врага В лесу за рекой Смолкой был укрыт засадный полк.

  1. Рассказ учителя по картине «Утро на Куликовом поле» (24 слайд).

Только что взошло солнце, рассеялся осенний утренний туман, и русские увидели врага. Всё войско пришло в движение. Один потянулся за щитом, другой поднял обнаженный меч, третий сжал в руках крепкую палицу. Опираясь на копьё, зорко вглядывается вдаль старый дружинник.

Сражение началось в 10. утра и длилось 4 часа (25 слайд)

котором описаны эпизоды боя (раздаточный материал). Вопросы:

  • Рязанский князь обещал помочь хану Мамаю. Как вы оцениваете позицию князя Олега? Можно ли её

как-то оправдать?

  • Почему археологи не нашли на Куликовом поле ни одного меча?

  1. Куликовская битва закончилась сокрушительным разгромом ордынской рати. Ответы на вопросы, поставленные в начале урока.

Почти 250 лет Русь платила дань Орде Все попытки освободиться терпели неудачу. Чем же объяснить успех русских войск в 1380 г.? Явилась ли победа полной неожиданностью для обеих сторон?

Выделяются следующие причины (слайд 26): ,

  1. Умелые действия князя, его авторитет среди воинов.

  2. Мужество и храбрость рядовых воинов.

  3. Объединение сил русских княжеств.

  1. Ослабление Орды и усиление Московского княжества.

  2. Поддержка Русской православной церкви.

Вопрос: Каково историческое значение Куликовской битвы (слайд 27)?

  • Это была решающая военная победа Руси над монголо-татарами,

  • Победа доказала, что при объединении сил русского народа иго монголо-татарских ханов может быть

свергнуто.

  • Куликовская битва ускорила объединение русских земела вокруг Москвы, которая превратилась в центр национально-освободительной войны.

  1. Подводя итоги урока, учитель подчеркивает, что Русь не раз переживала трудные времена и на её долю выпало немало испытаний. Но народ всегда находил в себе силы преодолеть все невзгоды и сохранял веру и надежду на лучшее будущее

учащихся.

Оценивание ответов учащихся

  1. Д.з № 2


© 2010-2022