Разработка урока по истории на тему Письменность и знания древних египтян (5 класс)

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Письменность и знания древних египтян

Цель:

  • Познакомить учащихся с особенностями древнеегипетской письменности, с развитием научных знаний в Др. Египте;

  • Развивать навыки решения проблемно-познавательных и творческих заданий;

  • Способствовать развитию познавательных интересов учащихся.

Задачи:

Личностные:

  • Осознать ценность и значимость получения образования на примере Др. Египта;

  • Воспитывать уважение к чужой культуре,

Метапредметные:

  • Путем вопросов проблемного характера решения познавательных задач, формировать логическое, историческое мышление учащихся на примере древнеегипетской, современной школ;

  • формировать умение сравнивать различные явления;

  • показать возможность использовать полученные знания для решения практических задач.

Предметные:

  • уяснить смысл понятий «иероглиф», «папирус»;

  • сформировать представление о школе в Др. Египте;

  • раскрыть особенности и сложности египетской письменности, познакомить с особенностями египетского счета.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор;

  • презентация «Письменность и знания в Др. Египте»;

  • учебник История Древнего мира 5 класс А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая;

  • рабочая тетрадь История Древнего мира 5 класс Г.И.Годер

Тип урока: изучение нового материала

Ход урока

Организационный момент.

Вводно-мотивационный.

Практически подходит к концу наше путешествие по Др. Египту.

? Что мы уже сегодня знаем о Др.Египте? (ответы детей)

Мы встретились с огромным количеством вещественных источников.

? Какую группу источников мы еще не обсуждали на уроках? (письменные)

? Как вы думаете, какова тема нашего урока?

Тема урока: « Письменность и знания древних египтян»

? На какие вопросы мы сегодня сможем ответить? (версии детей)

Вопросы, которые интересуют всех:

  1. Как писали древние египтяне?

  2. Как вели счет в Др. Египте?

  3. Как учились древнеегипетские школьники?

  4. Какие знания зарождались вДр. Египте?

Для наиболее эффективной работы мы разделись на 4 группы, каждая группа получила задание, с которым она работает в течении 5 минут, затем знакомит нас с выполненным заданием. Кроме того группе выдан лист оценивания, где старший группы, сам ученик ,руководствуясь критериями оценок, ставят себе за работу на уроке оценку, а также учитель выставляет оценку за выполнение заданий в опросном листе. Затем выводится среднеарифметическая оценка, которая «идет» в журнал.

Старшие группы получите задания.

Изучение нового материала, закрепление

5 мин. На работу в группах



Мы познакомились с огромным количеством египетских сооружений, но долгое время для человечества они оставались безмолвными. Дело в том, что ученые не могли постичь тайну древнеегипетской письменности. Они считали, что рисунки не несут серьезной смысловой нагрузки. Но это оказалось не так. Выступление 1 группы.

1 группа «Загадочные письмена»

Используемый материал: 1. учебник параграф 12 пункт 1

2. часть презентации

Вопросы: 1. Почему научиться древнеегипетскому письму было так сложно?

2. Что такое иероглиф?

3. Почему египтяне вынуждены были отказаться от письма в виде рисунка?

4 В чем особенность египетского письма?

5.Предположите какое слово «прячется» Д … М ?

Трудно было выучить древнеегипетское письмо, умеющий читать и писать казался настоящим мудрецом.

Выполните задание в тетради:

1 Иероглиф - это…

2. Египетские иероглифы передавали А)….

Б)….

В)….



Не менее сложным, чем письменность было и обозначение математических чисел. Давайте попробуем разобраться в них. Поможет в этом нам следующая группа.

2 группа «Особенности счета в Др. Египте»

Используемый материал: 1. учебник стр.64 Обозначение чисел

2. часть презентации

Задания: 1. Попробуйте с помощью египетских чисел написать год своего рождения.

Выполните задание в тетради:Напишите, какой сегодня год и сколько вам лет








Итак мы узнали, что счет также как письменность было очень сложны в Др. Египте, умеющий читать и писать казался настоящим мудрецом.

? Где можно было освоить эту мудрость? В школе. Познакомимся с древнеегипетскими школами

3 группа « Школы вДр. Египте»

Используемый материал: 1. учебник параграф 12 пункт 2, 3

2. часть презентации

Вопрос: 1. Где располагались школы, кто в них преподавал?

2. Кто учился в школах Др.Египта? Кто не мог учиться в школе?

3. Чему учили в школе?

4. На чем писали древнеегипетские ученики?Как выглядела древнеегипетская книга?

Выполните задание в тетради.

  1. Продолжите фразу Папирус - это________________________________

  2. Написать 1-2 отличия древнеегипетской школы от современной

1…..

2…..







Можно предположить если существовала школа в Др. Египте, то развивалась знания в Др. Египте. Не правда ли ?

4 группа «Знания Др. Египта»

Используемый материал: 1. Иллюстрации учебника

2. часть презентации

Задание: предположите, какие знания необходимы были для строительства этих сооружений, для выживания людей?

Выполните задание в тетради. Заполните схему

Науки Др. Египта



? ? ? ?









Посмотрите вновь на те вопросы, которые мы ставили в начале урока.

?На все ли мы ответили? (да )

?Какие-то вопросы остались без нашего внимания? (нет)

Если у вас возникло желание узнать о Египте какую-либо дополнительную информацию, обратитесь к дополнительной литературе (выставка книг о Др. Египте)

Вывод

?Какой вывод о развитии древних египтян мы можем сделать?

Это были абсолютно дремучие люди?(ответы учеников)

Вы бы хотели учиться в древнеегипетской школе?

РефлексияСегодня на уроке мы очень много выяснили о своеобразии культуры Др. Египта. Как вы думаете, нам могут пригодиться, полученные знания на уроке?

Продолжите фразу:

  • Было интересно …

  • Было трудно …

  • Я понял, что …

  • Я научился …

  • Меня удивило …

  • Мне захотелось …

Подведение итогов, оценки

Все ребята получат оценки за урок, но наиболее активным я уже сейчас ставлю оценки

Домашнее задание

1 уровень: параграф 12, вопросы

2 уровень: параграф 12, вопросы, ТПО №35-37

3 уровень: параграф 12, вопросы , ТПО №35-41



Дополнительное задание

  1. Ночь… Куда крадучись идут двое египтян? «Я боюсь гнева богов!» - дрожит от страха один, «Не будь трусом - мы умилостивим богов жертвами! Поспешим, я знаю , как проникнуть внутрь!» - торопит другой.

Что они замышляют? Чем привлекает их каменные громады?

  1. Вспомните сказание о богах. Кто мог сказать о себе такие слова? По какому поводу?

А. Я скрывала его, я прятала его из страха, чтобы его не убили. Позвала я обитателей болот, чтобы они помогли мне. Одна мудрая женщина сказала мне: «Не унывай и не бойся! Ребенок твой недоступен своему противнику: заросли непроходимы, смерть не входит через них!»

Б. Зависть и злоба терзают меня, Тот, кому я завидую, красив, добр, повелевает тысячами людей. Меня же все они проклинают и ненавидят. Ради захвата власти в стране я пойду на все, вплоть до убийства.

В. Имя мое Амамат, что значит «Пожирательница». Тем из вас, кто не делал зла и не был причиной чужих слез, не надо бояться моих острых зубов. Но горе завистникам, лгунам и ворам! Рано или поздно мы с ними встретимся.





Лист оценивания

Лист оценивания

Лист оценивания

Лист оценивания

ПисьменностьДр. Египта

Нелегко было научиться писать в Древнем Египте, нужно было выучить более 700 иероглифов. Иероглиф - это первые знаки для письма Первоначально они были очень похожи на рисунки и передавали целое слово. Например: обозначали «ноги» или - солнце. Но не все слова можно нарисовать. Позже иероглифы стали означать отдельные слоги или даже буквы. Так возникло слоговое письмо. Например, иероглиф - рот, затем и согласный звук «р». Гласные звуки иероглифами не передавались. Поэтому буквами « Д» «М» можно написать несколько слов. Чтобы

было легче понять смысл написанного перед словом ставили знак-определитель.

Счет в Др. Египте

Для записи чисел египтяне также употребляли иероглифы. Каждый иероглиф что-то напоминал. Например, «1»- «палочка», «10»- «дуга» и т.д. Привычных цифр в Др. Египте еще не было, чтобы написать число 9 рисовали девять палочек и т.д. Показ выполненного задания. Пользоваться такими иероглифами было неудобно потому, что числа были слишком большими.

Знания в Др. Египте.

Математика - умели считать, вычислять площадь фигур

Химия - изготавливали составы для бальзамирования

Астрономия - создали карту звездного неба, составили календарь, умели определять, когда начнется разлив Нила.

Медицина - знали крупные органы, свойства некоторых лекарственных растений, делали операции.

1 группа «Загадочные письмена»

Используемый материал: 1. учебник параграф 12 пункт 1

2. часть презентации

Вопросы: 1. Почему научиться древнеегипетскому письму было так сложно?

2. Что такое иероглиф?

3. Почему египтяне вынуждены были отказаться от письма в виде рисунка?

4 В чем особенность египетского письма?

5.Предположите какое слово «прячется» Д … М ?



2 группа «Особенности счета в Др. Египте»

Используемый материал: 1. учебник стр.64 Обозначение чисел

2. часть презентации

Задания: 1. Попробуйте с помощью египетских чисел написать год своего рождения.




3 группа « Школы в Др. Египте»

Используемый материал: 1. учебник параграф 12 пункт 2, 3

2. часть презентации

Вопрос: 1. Где располагались школы, кто в них преподавал?

2. Кто учился в школах Др. Египта? Кто не мог учиться в школе?

3. Чему учили в школе?

4. На чем писали древнеегипетские ученики?Как выглядела древнеегипетская книга?



4 группа «Знания Др. Египта»

Используемый материал: 1. Иллюстрации учебника

2. учебник стр. 64

3. часть презентации

Задание: предположите, какие знания необходимы были для строительства этих сооружений, для выживания людей?



© 2010-2022