Социальный проект Достопримечательности родного края

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ШЕБЕКИНСКОГО РАЙОНА

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Никольская основная общеобразовательная школа

Шебекинского района Белгородской области»


Достопримечательности родного края

(Социальный проект)


Выполнили

ученик 8 класса

Резниченко Константин

Научный руководитель -

учитель истории и православной культуры МБОУ

«Никольская ООШ»

Тимченко Ольга Евгеньевна






Никольское, 2015

Оглавление

Введение с. 3

Глава1. История села Никольского с. 7

Глава 2. Практическая часть с. 13

2.1.Сбор информации с.13

2.2. Изучение нормативно-правовых

документов с.13

2.3. Изучение материалов средств

массовой информации и сайтов

Интернета с.14

2.4. Встречи участников проекта с.15

2.5. Информация к размышлению с.16

2.6. Программа действий с.17

Заключение с. 18

Библиографический список с. 19

Используемые Интернет - ресурсы с. 20













Введение.

Выбор проблемы проекта.

Творческая группа приняла участие в обучающем семинаре по социальному проектированию «Я - гражданин России». Придя в школу, ребята «зажгли» многих своих сверстников идеями социального проектирования. Идея проекта захватила старшеклассников, так как у ребят появилась реальная возможность проявить себя, заняться настоящим делом.

Творческая группа получила задание: в течение недели провести анкетирование среди обучающихся 5 - 9 классов и выявить наиболее значимые проблемы школы, микрорайона. Района.

Результаты опроса показали круг проблем, интересующих учащихся:

- школьная форма: какой ей быть? (15 %);

- как интересно провести свободное время (20%);

- рациональное питание в школьной столовой (5%);

- трудоустройство подростков (15%);

- как поднять интерес к изучению исторического, культурного, духовного наследия села Никольского.

Творческая группа постаралась детально проанализировать предложенные проблемы. С помощью анкеты для выявления и анализа проблем, социологического опроса, анализа публикация в средствах массовой информации в течение недели мы должны были представить аргументы в пользу выбора решения той или иной проблемы.

Встретившись через неделю, мы после долгих обсуждений пришли к выводу, что без популяризации знаний о малой Родине, то есть о достопримечательностях своего населенного пункта, невозможно решить все остальные проблемы.

Данные социологического опроса, проведенного нами, поразили всех. Результаты опроса показали, что знания практически всех опрошенных о памятниках, храме, находящихся на территории нашего села, поверхностны и недостаточны.

Результаты проведенного социологического опроса отчетливо подтвердили правильность выбранной темы проекта.

Перед творческой группой стала серьезная проблема: что надо сделать, чтобы поднять интерес к изучению исторического, культурного наследия малой Родины - своего села?

Мы считали очень важным сохранить в памяти своих сверстников памятники истории, посвященные событиям Великой отечественной войны, памятники архитектуры, памятные места села Никольского.

Актуальность выбранной проблемы очевидна. Будущее нашей России только в силе исторического. Культурного и духовного потенциала малой Родины!

Цель проекта: популяризация знаний об исторических памятниках. Памятных местах, расположенных на территории села Никольского, среди обучающихся образовательных учреждений.

Задачи проекта:

  1. Показать значимость малой Родины для современного пополнения знаний обучающихся.

  2. Организовать просветительскую работу в образовательном учреждении ( лектории, интеллектуальные игры, фестивали учебных проектов, презентации, вернисажи).

  3. Создать информационные материалы «Достопримечательности села Никольского. История и современность»:

- оформить стенды;

- создать серию презентаций: «История села Никольского» , «Храм моей Родины», «Героический отряд А.Бельгина», «История школы»; «Престольные праздники»;

- открыть веб - страницу на школьном сайте.

4) Составить карту»Достопримечательности села Никольского: история и современность».

5) Разработать экскурсионную программу «Прогулки по родному краю: виртуальные и вполне реальные».

Для того, чтобы решить эти задачи и прийти к поставленной цели мы использовали методы. Главные, ведущие методы нашей исследовательской работы это поисковый и метод - исследования. Наши сведения о достопримечательностях мы искали в летописях сел Никольского, Неклюдово, Боровского. Исследовав, данный материал мы представили его в виде серии презентаций, и пришли к соответствующим выводам в заключительной главе.

Структура работы.

Наша работа состоит из Введения, основной части - теоретической и практической , заключения.

В ведении мы представляем цель, задачи и методы исследования нашей работы.

Основная часть состоит их теоретической и практической частей. В теоретической части мы рассказываем историю нашего села и знакомим с достопримечательностями . В практической части мы описываем встречи творческой группы с директором культурно - досугового центра Чураевского поселения Болдовкиной Л.С., с ветераном ВОв- Роговым Н.В.. с директором краеведческого музея; представляем серию презентаций «Достопримечательности малой Родины», разместили информацию на сайте нашей школы.

В заключении мы делаем краткие выводы по данной теме. Выясняем достигли ли мы поставленной цели и решили ли мы поставленные задачи.

В списке литературы представлены в алфавитном порядке труды исследователей и других ученых.

Сбор информации.

Задача творческой группы - собрать и проанализировать разнообразную информацию по проблеме проекта.

На первом этапе работы творческая группа приняла решение разделиться на несколько исследовательских групп и провести аналитическую работу по направлениям:

  • Изучение материалов средств массовой информации и сайтов Интернета;

  • Проведение социологического опроса;

  • Переписка с компетентными специалистами;

- Встреча с компетентными специалистами






Глава 1. История села Никольского

Владельцами села Никольского, названого в честь построенной в нем Николаевской церкви, стали богатейшие помещики России, имевшие титул князей Юсуповы.

В конце 18 века князья Юсуповы в Никольском построили суконную фабрику. Она простояла в селе более века. По крайней мере, в переписях середины 19 века в слободе Никольской числилась суконная фабрика. На ней делали сукно, которое шло на обмундирование для солдат русской армии. Сукно поставлялось в Киев.

В 1860 году в Никольском построена новая церковь на средства князя Юсупова, названа во имя святителя и чудотворца Николая. Церковь располагалась в центре села, где в настоящее время находится Дом культуры, который построили в 1956 году. В 1930 году церковь села сломали, вокруг этого события было много споров, часть людей защищали святыню, а другие с удовольствием помогали ее ломать.

После отмены крепостничества в 1861 году крестьяне поняли, что для борьбы с помещиками-крепостниками нужна организация, а неграмотным людям организоваться трудно. В селе грамотных людей не было кроме дьячка и управляющего помещика. Крестьяне обратились к дьячку, чтобы он обучал их детей. Итак, обучение грамоте Никольчан началось у дьячка дома, где он обучал несколько учеников, за что брал плату. В 1868году крестьяне построили здание для сходки, где собирались и решали свои проблемы как могли. Одну комнату в этом здании отвели для занятий со школьниками. Назвали ее церковно-приходской, обучалось в ней 12 учеников, преподавал все тот же дьячок на церковно-славянском языке. 1894 год в здании церковно-приходской школы открыта Земская школа. В эту школу прислали учителем Ивана Иосифовича Титова. В начале 1906года в Никольской школе открыли два комплекта и прислали двух молодых учителей Ольгу Михайловну Виноградскую и Варвару Семеновну Крикунову. В 1913 году начали строить новую школу с тремя классными комнатами и квартирой для учителей, но война 1914-1918года не дала построить школу, были построены только кирпичные стены. Закончили строительство школы в 1925-26году, а в 1929году в селе была открыта первая в Шебекинском районе школа колхозной молодежи (ШКМ). Школа была открыта по инициативе заведующего Никольской школы Матузенко Федора Григорьевича, затем он же был назначен директором ШКМ, впоследствии работал директором семилетней школы в г.Белгороде. В школе колхозной молодежи обучались дети из соседних сел Неклюдово, Кошлаково, Купино, Мурома и др. В 1930 году Никольская партийная организация развернула большую работу по воспитанию молодежи и детей в коммунистическом духе, из передовой молодежи села была организована комсомольская ячейка. Позже комсомольцы создали пионерскую организацию при Никольской школе из передовых учащихся, в отряде насчитывалось 10человек. Первыми пионерами были: Недосеков М.И., Мусиенко И.Г., Калугин Н.А., Роговой М.И., Давыденко А.А., Шульгина О.П…. Подсобное хозяйство школы дало возможность достроить школу и создать деревообделочную мастерскую.

1934-35г Из школы колхозной молодежи (ШКМ) образовали неполную среднюю школу.

Во время оккупации часть школы занял немецкий комендант, а часть превратил в конюшню. После освобождения в 1943году в школе находился госпиталь до августа 1943. В августе 1943года директором Никольской семилетней школы была назначена Керзуновская Александра Павловна, которая вместе с активом села подготовила школу к занятиям и 1сентября в школу пришли 250 ребят из сел Боровское, Кошлаково, Пенцево, Никольское.

В 1972 году к старой постройке школы пристроили новое здание и до сегодняшнего дня в Никольской основной школе обучаются дети из трех сел Никольское, Боровское, Неклюдово.

Во время революционного подъема 1905-1907г. крестьяне села Никольского проявили солидарность во всеобщем недовольстве старым режимом и подняли восстание. К восставшим присоединились крестьяне слободы Пенцевки, Неклюдова и деревни Кошлаковой. В результате крестьяне сожгли поместье князя Юсупова, порубили фруктовый сад князя и забрали хлеб в поле. После ряда восстаний Никольское находилось под особым наблюдением в село были присланы стражники и жандармерия.

1913год крестьяне стали организовываться в ячейки, назревало революционное настроение. Весть об октябрьской революции была встречена с радостью и большинство Никольчан добровольно вступили в шестой повстанческий полк, который формировался в Короче.

1918 год в селах установилась советская власть, образован центр Никольского совета депутатов трудящихся. В конце года организовали партийную ячейку, которая занималась тем, что проводила коллективизацию сельского хозяйства.

1921-1922 раздел помещичьей земли на душу населения. Обработка земли была единоличная, обрабатывали деревянными сохами.

1925-26 гг. лес разделили на душу населения, стали образовываться колхозы, но объединение шло очень медленно.

В 1929году преодолев все трудности парторганизации, удалось организовать три в Никольском три колхоза «Победа», «Парижская коммуна», «Партизан».

Объединили колхозы в 1940-м году в один и назвали «Партизан»

1950 год. Колхозы объединили, стал колхоз «Куйбышев», председатель колхоза Роговой Михаил Иванович.

В 1952году объединили с колхозом им.Ленина, но не на долго, уже в 1961году села Никольское, Неклюдово и Боровское стали самостоятельным колхозом «Родина». В 1972 году к колхозу им.Ленина присоединили колхоз «Родина» И территория нынешнего поселения стала одним колхозом им. Ленина с тремя производственными участками. На территории Никольского находился производственный участок №3.

До 1999 года в селе работала мастерская участка № 3, МТФ (молочно-товарная ферма). После ферму закрыли, только на летний сезон пригоняли на откорм элитное стадо коров породы «Лимузин», но в 2004году здание фермы продали на слом.

1998год стал огромным событием в жизни селян, провели газ, и 10декабря подключили все жилые дома, участвовавшие в газификации. Остались без газового отопления социальные объекты: школа, ДК, магазин.

В 1999 году закрыли отделение сберкассы, детский сад.

2000год. С ранней весны в Никольском началась работа по строительству дороги с твердым покрытием по улицам Советская, Ленина и Комсомольская, ведутся работы по благоустройству колодцев и ограждений вокруг школы, клуба.

Произведена реставрация, замена надгробных плит и ремонт мемориального памятника на братской могиле в которой покоятся 457воинов погибших при освобождении Шебекинского района и г.Белгорода, среди них четыре героя Советского союза Бельгин, Ильясов, Ильин и Деревянко. В 1965году в селе Никольское был открыт первый в Шебекинском районе монументальный памятник. На его открытие приезжали отец, мать и сын Бельгина, брат Ильина, сын Ильясова, начальник штаба 214полка генерал Ященко Н.И., санинструктор Смирнова Тая,

Цельсус В.В.. В благоустройстве территории вокруг памятника и закладки сада принимали участие все жители села, а так же учащиеся школ. Ежегодно в дни празднования Победы и освобождения села и района здесь собираются жители, чтобы почтить память погибших. 4августа 1998года приезжали ветераны 78-ой гвардейской дивизии, участвовавшие в освобождении Белгорода, чтобы возложить цветы и венки погибшим однополчанам.

В августе 2002 года на собрании решили брать плату за пользование водой.

28 января 2004 года в Крапивенском ДК прошел отчетный концерт посвященный 50летию образования Белгородской области, на котором присутствовали представители всех сел АО им.Ленина. Глава администрации г.Шебекино и Шебекинского района вручил нагрудные знаки «За заслуги перед районом и городом» в том числе и жителям Никольского: Новоченко Михаилу Афанасьевичу- участнику В.О.в., Боровской Валентине Алексеевне, Столяровой Анне Ивановне - ветераном труда, Филимоновой Людмиле Николаевне - директору Никольской основной школы, Ткаченко Николаю Ивановичу- начальнику участка, все эти люди многие года работали на благо села и участвуют в общественной жизни.

26 марта 2004 года решением акционеров АО. Ленина присоединили к агрофирме «Белсемена»

Октябрь-декабрь 2005 года ведется работа по закрытию Никольского сельского округа, главой администрации которого являлся Плесканев Александр Васильевич. С января 2006 образовано Чураевское сельское поселение, главой администрации поселения назначен Плесканев Александр Васильевич, главой поселения Котова Елена Ивановна - директор Чураевской школы.

1июля 2006 года начало Всероссийской сельскохозяйственной переписи на территории Никольского разместился инструкторский участок №9, который делиться на 6переписных участков. Всего на участке 905 объектов в т.ч. 3 крестьянско- фермерских хозяйства.

10 апреля 2007года в библиотеке состоялось заседание общественной приемной. В работе приняли участие: зам.начальника пенсионного фонда, ведущий специалист управления социальной защиты, юрисконсультант администрации района, начальник по охране труда и безопасности. Жителям села были разъяснены пенсионные права, даны личные консультации.

сентябрь 2007г. газифицированы Никольская основная школа и Дом культуры.

18 октября 2007г. прошла аккредитация МОУ «Никольская основная общеобразовательная школа» Комиссия провела экспертизу соответствия качества содержания и подготовки выпускников по общеобразовательным программам начального общего образования, основного общего образования. По результатам аккредитации школе установлен общеобразовательный статус, выдана лицензия.

14 июня 2008года состоялся спортивный праздник Чураевского сельского поселения, в программе спортивные игры, веселые старты для детей. Это мероприятие проходит в центральном селе Чураево уже третий раз по инициативе депутата районного совета от нашего поселения Тарасова Ф.В.

12 июля 2008г. в день престольного праздника «Петра и Павла» по инициативе Никольского ДК и администрации поселения в Никольском проведен праздник села, на котором выступил ансамбль «Таволга» Шебекинского ДК, оформлена выставка народных умельцев, организована уличная торговля.

Сентябрь 2015 года - главой Чураевского сельского поселения назначен Ейст Александр Валерьевич.

Глава 2. Практическая часть

2.1.Сбор информации

Задача творческой группы - собрать и проанализировать разнообразную информацию по проблеме проекта.

На первом этапе работы творческая группа приняла решение разделиться на несколько исследовательских групп и провести аналитическую работу по направлениям:

  • Изучение материалов средств массовой информации и сайтов Интернета;

- Переписка с компетентными специалистами;

- Встреча с компетентными специалистами

2.2.Изучение нормативно-правовых документов

  1. Международные документы:

  • «Всеобщая декларация прав человека» от 10.12.1948г., статья 27;

  • « Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия» от 18 ноября 1972г.

  1. Федеральные:

  • Конституция РФ (глава 2, ст. 44)

  • Федеральный закон РФ от 25 июня 2002г. № 73 - ФЗ « Об объектах культурного наследия ( памятники истории и культуры) народов РФ», принят Государственной думой 24.05.2002г.;

  • Закон №4292 от 14 января 1993 г. « Об увековечивании памяти погибших при защите Отечества» (ст.2)

Изучив обширную нормативно-правовую базу, творческая группа выяснила следующее:

  1. Международные документы ставят основной задачей реализацию прав человека и сохранения исторического и культурного наследия человечества.

  2. Документы федерального значения ставят одной из основных задач сохранения, защиту памятников культуры и истории, а так же популяризацию знаний о достопримечательностях России, регионы или отдельные местности.

Документы (постановления) органов местного самоуправления одной из задач ставят сохранение истории и культурного наследия района

2.3. Изучение материалов средств массовой информации и сайтов Интернета

Творческая группа посетила районные библиотеки, сельскую и школьную библиотеки.

Изучив и проанализировав материалы, посвященные историческим событиям, происходившим в селе Никольском. Запрошены районные газеты и журналы за последние три года.на предмет публикации по данной теме.

В основном публикации были посвящены истории села в годы Великой Отечественной войны, в годы первых пятилеток, вхождение в состав Чураевского поселения. А также публикации о участниках Великой отечественной войны.

Но, к сожалению, нам не удалось найти полный систематизированный материал, касающийся исторического развития села, отраженного в его памятниках, памятных местах.

В библиотеке учащимся предложили библиографический справочник о Шебекинском районе. В сельской библиотеке заведующая предложила познакомиться с летописью села Никольское.

В поисках информации о памятниках, памятных местах мы воспользовались ресурсами Интернета. Посещение сайтов удивило нас. Например, на официальном информационно - справочном сайте г. Шебекино предложена только краткая историческая справка о районе [1] g.Shebekino.min.ru

На сайте также была представлена информация об открытии храма в селе Неклюдово, которое находится около нашего села и входит в микрорайон.

Изучение материалов средств массовой информации и сайтов Интернета дал нам основания для собственного планирования проета.

Анализ нормативно - правовой базы, социологического исследования и средств массовой информации определил круг встреч творческой группы с компетентными специалистами.

Творческая группа в поисках своего пути решения данной проблемы встретилась с компетентными специалистами и просто заинтересованными людьми района.

2.4. Встречи участников проекта

1) Творческая группа встретилась со специалистом комитета по культуре администрации Шебекинского района, который рассказал о направлениях работы комитета по сохранению и защите расположенных на территории района памятников и мемориальных досок.

Он познакомил ребят с новыми проектами, которые осуществляет администрация района, а именно:

- восстановлен информационный стенд с историческими материалами о боевом пути батальона А.Бельгина;

- на площади будет установлена мемориальная доска в память о жителях г. Шебекино погибших 9 февраля в день освобождения города от немецко - фашистских захватчиков.

Специалист комитета по культуре поддержал идеи социального проета и рекомендовала активно распространять знания о достопримечательностях села в среде образовательных учреждений.

2) Состоялась встреча с директором досугового центра Чураевского поселения.

Она одобрила идеи проекта и очень подробно ознакомила творческую группу с работой центра по духовно - нравственному и патриотическому воспитанию обучающихся, а также уделила внимание краеведческой работе.

Она рекомендовала при разработке социологического проекта не забыть о детях с ограниченными возможностями: для этих детей разработать лектории, мини - экскурсии, создать информационные стенды.

В итоге встречи учащимся был подарена летопись Чураевского поселения и презентация «отчий край», автором которой она и является.

3) Состоялась встреча с депутатом нашего округа, который удивился тому факту, что современные школьники исследуют такую трудную проблему и пытаются решить ее. На встрече много говорилось о развитии села и района, о проблеме сохранности и защите памятников истории, архитектуры и градостроительства.

Ребята рассказали о своих идеях в социальном проекте, в частности о разработке патриотической тропы по родному краю, о создании информационного стенда для образовательных учреждений, о размещении информации на сайте школы.

Депутат отметил, что все мероприятия, предложенные ребятами, вполне реалистичны, и предложил свою поддержку в реализации проекта.

2.5. Информация к размышлению

После кропотливого сбора и анализа полученной информации ребята попытались сделать некоторые выводы.

- Существует мощная информационно - правовая база по охране и защите, а также по популяризации знаний о памятниках, памятных местах ( от международного до муниципального уровня).

На наш взгляд, средства массовой информации (местные) недостаточно хорошо освещают историческое наследие района, поселений, сел.

- Встречи с компетентными специалистами продемонстрировали, что подобная проблема актуальна, значима для жителей района, села.

- Ребята воочию увидели заинтересованность «первых» лиц в решении проблемы.

2.6. Программа действий

Программа действий

Проанализировав огромный спектр информации, встретившись с компетентными специалистами , творческая группа разработала программу действий:

  • Организация лектория для образовательного учреждения.

  • организация и проведение интеллектуальных игр для старшеклассников « Знатоки с. Никольского»;

  • Организация и проведение вернисажа « Прогулки по Родному краю»;

  • Создание информационных материалов стенды для МБОУ « Никольская ООШ» Достопримечательности с. Никольского: история и современность»;

  • Разработка экскурсионных программ: « Прогулки по Родному краю: виртуальные и вполне реальные»;

  • Создание карты «Достопримечательности с. Никольского: история и современность»;

  • Открытие на школьном сайте WEB-страницы «История на граните»;

  • Создание презентаций: « История села Никольского», « Храм моей Родины», « Героический отряд А.Бельгина », « История моей школы», « Престольные праздники», « Край мой».

Творческая группа также разработала план информирования о развитии проекта, через средства массовой информации - районную газету «Красное знамя», школьную газету «Вестник школы», через сайт и информационный стенд школы.

В рамках реализации проекта творческая группа обратилась:

- к директору досугового центра о содействии в просветительской работе (лектории, интеллектуальные игры и т.д.) в образовательных учреждениях;

- к заведующей библиотекой о представлении краеведческих материалов и содействии в организации лектория для образовательных учреждений.

Участниками проекта в рамках реализации проекта проделана следующая работа:

- разработана программа лекториев для образовательных учреждений;

- проведен вернисаж «Прогулки по родному краю»;

- проведен фестиваль учебных презентаций «Путешествие по малой Родине»;

- проведена акция «Сохраним наследие малой Родины» с целью привлечения внимания к затронутой проблеме и распространению знаний о достопримечательностях нашего микрорайона;

- было принято обращение ко всем жителям села в целях защиты и сохранения наследия родины;

- создана патриотическая тропа;

- создан сайт, посвященный достопримечательностям, улицам, людям села Никольского.













Заключение

Реализуя идеи проекта , учащиеся почувствовали себя взрослыми людьми, у нас появилась уверенность в себе. Особенно приятно было увидеть результаты своего труда.

Скоро заработает лекторий; в следующем учебном году будут организованы районные интеллектуальные игры.

Малыши из подготовительной группы, учащиеся начальных классов буду изучать по карте памятные места, памятники. Запомнились слова директора культурно - досугового центра Болдовкиной Ларисы Степановной: «…начинать прививать любовь к малой Родине надо уже с детского сада - это самые благодарные слушатели! »

Мы очень надеемся ,что земляки, просмотрев презентации в ДК , обратят внимание и на памятники истории, архитектуры, задумаются об их судьбе и о судьбе своего села в целом.

Любознательный студент из стран ближнего или дальнего зарубежья, посетив наш сайт в Интернете, будет заходить на него много раз , так как ему всегда будет интересно совершать виртуальную экскурсию и в очередной раз узнавать что-то новое о том или ином памятнике или же просто об истории улиц нашего села.











Библиографический список

  1. Альбом села Никольского Белгородской области Шебекинского района/ сост. Болдовкина Л.С.

  2. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. - М.: Советская энциклопедия, 1966 г. - с.422.

  3. Белгородская область. Административно-территориальное деление на 1 января 1972 г. 0 Белгород, 1972

  4. Загоровский В.П. О древнем Воронеже и слове «Воронеж». Историко-географическое исследование. Изд-во Воронежского университета. Воронеж, 1971

  5. Изложенные в этом разделе сведения наши приведены на основании данных, представленных в альбоме музея нашего села (по состоянию на конец XX нач. XXI вв.) Обалдовнина Л.С.

  6. Козубенко И. И. Неофициальная антропонимия как источник лингвистической и этнографической подготовки школьников.// Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР №11, 1988 с. 69-70

  7. Одинцов С. И. Словарь русского языка. Издательство «Советская энциклопедия». М., 1964

  8. Орел М. В. Областной словарь как составная часть «Энциклопедия российских деревень»./ Центральночерноземная деревня: история и современность. - М., 1992 с.95-97

  9. Осаков Б. И. Белгородский алфавит. Краткий исторический справочник. - Воронеж, 1990 - с. 84-85

  10. Реформатский А. А. Введение в языковедение. - М.: Просвещение, 1967 - с.465-466

  11. Центральночерноземная деревня: История и современность. Под ред. Ф.П.Тройно, З.В.Рубцова. - 1992

  12. Щетинин В. М. Слова, имена, вещи. Очерки об именах. Ростов-на-Дону. Гос. Ун-т., 1966 г., 222 с.


Используемые Интернет - ресурсы

g.Shebekino.min.ru

shebekino.narod.ru/

shebekino.ucoz.ru/

belregion.ru/region/districts/shebekino/centr/

mojgorod.ru/belgorod_obl/shebekino/

bel-dsk.ru/page/shebekino

komandirovka.ru/cities/shebekino/map/

esosedi.ru/loc/rossiya/belgorodskaya_oblast/shebekinskiy_rayon/shebekino/2876/index.html

gorod-belgorod.ru/beloblast/shebekino.php

rfdata.al.ru/auto/city/25/1026.HTM





© 2010-2022