Технологическая карта к уроку по истории России в 6 классе Древние славяне

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Предмет: История России

Класс: 6

АвторыУМК: А. Данилов, Л. Косулина

Тема: Восточные славяне в древности

Тип урока: изучение нового материала

Цели урока по линиям развития личности:

Линии 1-2. Картина мира в фактах и понятиях. Научить выявлять особенности образа жизни восточных славян.

Линия 3. Историческое мышление. Научить выявлять главные причины сохранения родового строя у восточных славян к VIII веку, используя понятия: расселение, занятия, религия, нравы, управление.

Линия 4. Нравственное самоопределение. При оценке таких явлений, как первобытное общество и родовая община, научить выявлять нравственные и гуманистические ценности человеческого общества.

Линия 5. Культурное, гражданско-патриотическое самоопределение. Научить давать собственную оценку характеру и поведению восточных славян в деле защиты рода, своей земли, стремлении жить в народоправстве.

Обязательный минимум содержания: расселение славян, влияние природно-климатических факторов на образ жизни народа, подсечно-огневая и переложная системы земледелия, язычество, нравы славян, народное собрание (вече), родовая община.

Учебно-методическое обеспечение: Компьютер, проектор, экран, презентация Power Point, карты, подборка исторических документов, таблички на магнитах, магнитная доска, музейные экспонаты.

Технологии, приемы, методы: ИКТ, технология проблемного обучения, технология здоровьесбережения, проблемно-диалогический, игровой, эвристическая беседа, наглядный, словесный, познавательный, практический, метод контроля.

Формы организации урочной деятельности: парная, групповая, фронтальная, ролевая игра, работа с информационными источниками.

План урока:

  1. Проблема урока:

Почему к VIII веку не сложилось государства у восточных славян?

  1. Поиск решения проблемы:

  1. Расселение восточных славян. Примерный вывод по проблеме: в VI-VIII вв. восточные славяне заселили обширную территорию в Восточной Европе, что затрудняло их объединению в одну народность;

  2. Занятия славян. Примерный вывод по проблеме: славяне использовали подсечно-огневую и переложную системы земледелия, что предполагало наличие родовой общины.

  3. Религия, быт и нравы восточных славян. Примерный вывод по проблеме: для славян характерно было язычество, что определяло их нравы и поведение и не способствовало единению всех племён так, как христианство или ислам.

  4. Управление у славян. Примерный вывод по проблеме: существование кровнородственных связей и родовой общины тормозило выделению сильной княжеской власти, способной подчинить славян в рамках единого государства.

Технологическая карта

Действия учителя

Действия учеников

познавательные

коммуникативные

регулятивные

  1. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.

- с какого времени начинается эпоха Средних веков?

- в какое время и где сформировалось первое в Европе средневековое государство?

-Ребята, а что вы знаете о славянах?

Отвечают, основываясь на знания, полученные ранее

Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме

Контролируют правильность ответов обучающихся





Фрагмент ролевой игры.

Составляют план урока

- а вот что пишут средневековые авторы о славянах VI века: (слайд №2)

- Как вы понимаете их слова?

Читают

высказывают своё мнение

- т. е. славяне в это время жили еще первобытным строем.

- А как управляется общество при такой системе?

(слайд №3) рассказ о народном собрании (вече)

А что такое государство?

Слушают, делают выводы об отсутствии признаков государства

Добавляют известные факты

почему же славяне не создали своего государства к VIII веку?

(слайд №4) -Вот на этот вопрос мы и давайте сегодня попытаемся ответить.

Вопрос группам: «Подумайте, каковы причины отсутствия Государства у славян»-1 мин

Работа в группах

Выдвигают версии

Мозговой штурм

формулируют учебную проблему

Участвуют в обсуждении

-А причина - в образе жизни восточных славян, значит, нам надо…… рассмотреть этот образ жизни

- а что понимается под понятием образ жизни?

(слайд №5) рассматривая образ жизни славян, давайте определимся с темой нашего урока

Участвуют в целеполагании

(слайд №6): тема

Записывают в тетради

Итак, с темой определились, с проблемой определились, план работы наметили. Начнем?

Настрой на работу


  1. Поиск решения проблемы (открытие нового знания)

А. Расселение славян

(слайд №7)

Записывают в тетради

(слайды №8 и №9) рассказ о Несторе и его «Повести временных лет»;

- вот указаны некоторые из племен, названные Нестором. Попробуем определить их места расселения. Указать места расселения ильменских словен и полян

Работают с картой

Работают в парах

Оценивают правильность работы учащихся у доски

(слайд №10)

- что можно сказать о территории, заселенной славянами?

- легко ли было объединить такую огромную территорию под одной властью?

Игровой элемент

Выдвигают версии

Взявшись за

руки,

имитируют коммуникабельность социума

Ролевая игра

- Итак, сделаем вывод: (слайд №10-а), на доске появляется табличка с текстом «Обширная территория»

Делают вывод о невозможности объединения племен в один народ. Записывают

(слайд №11)

Б. Занятия славян

Записывают в тетради

(слайд №12)

- на основании различных археологических находок определите занятия восточных славян

Выстраивают ассоциативный ряд, используя музейные экспонаты, высказывают свои выводы

Группа ребят демонстрирует экспонаты,

остальные оценивают правильность выводов, добавляют

(слайд №13) рассказ о подсечно-огневой и переложной системе земледелия

Записывают определения в тетрадь

- а легко ли одной семье было подготовить участок при подсечно-огневой системе? Кто мог придти на помощь?

Предполагают, дискуссия

- Итак, сделаем вывод: (слайд №13-а), на доске появляется табличка с текстом «Родовая община»

записывают

(слайд №14)

В. Религия, быт и нравы славян

Записывают в тетради

(слайды №15, №16 и №17)

- прочитайте документ и, отбросив лишнее, заполните таблицу

Выполняют задание

Работают в группах по шесть человек

Оценивают правильность выполнения задания, сравнивая с эталоном

(слайды №18-19)

-рассказ по иллюстративному материалу, беседа с классом;

Физминутка в игровой форме (слайды №18) :

- давайте как и древние наши предки попросим Ярило дать нам богатого урожая

Все встают, поднимают руки кверху и произносят трижды: «О Ярило-светило! Приди с летом, дождём, с житом, жнивьём!»

Реплики, отзывы, рассказы.

Формируют умения синхронно говорить и выполнять движения

Оценки.

-- Итак, сделаем вывод: (слайд №20), на доске появляется табличка с текстом «Язычество»

записывают


  1. Выражение решения проблемы и регуляция урока

(слайд №21)

-Так в чем причины того, что у восточных славян не сложилось государство к VIII веку?

-решили мы с вами нашу проблему?

Подводят итог урока, опираясь на таблички на доске

  1. Закрепление материала (определение выхода, продукта) - применение знаний

(слайд №22)

-ответьте на вопросы («да», «нет»), вписав ответы в клеточки.

- закрасьте те клеточки, где у вас стоят ответы «нет»

Выполняют задание

(слайд №23)

-В конце работы у вас должен получиться белый крест. Если так, то материал урока вами уяснен полностью!

Молодцы!

Сверяют. Оценивают

  1. Домашнее задание

(слайд №24)

§1, вопросы к параграфу и документу на стр. 13-14, таблица племен.


© 2010-2022