• Преподавателю
  • История
  • Конспект урока по теме Москва-центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва

Конспект урока по теме Москва-центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по теме Москва-центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва.Конспект урока по истории в 6 классе

Тема урока. Москва-центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва.

Цели урока.

Показать, что Куликовская битва была величайшим событием в истории нашей страны

Сформировать представление о значении Куликовской битвы в истории Руси.

Создать у учащихся представление о соотношении закономерного и случайного в историческом процессе.

Основные понятия: полк, рать, тюфяк.

Важнейшие даты: 1359 - 1389гг - правление Дмитрия Донского, 1378г - битва на р.Вожа, 1380г. - Куликовская битва, 1382г. - набег Тохтамыша. Оборудование: схема битвы, картина В.М Васнецова «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле», карта «Образование и расширение Российского государства (XIV-XVI)».

План урока.

I. Организационный момент

II.Изучение нового материала

1. Москва - центр объединения северо-восточных земель

2.Русь готовится к борьбе за свободу.

Поход Мамая на Русь.

Куликовская битва.

Набег Тохтамыша.

Значение Куликовской бытвы. III. Итог урока.

IV. Выставление оценок за урок. V. Домашнее задание.

Ход урока

I.Вводное слово учителя

Первым серьезным испытанием для объединяющейся Руси была Куликовская битва, произошедшая 8 сентября 1380 года. Русское войско под предводительством князя Дмитрия Ивановича одержало победу на Куликовском поле над монгольскими полчищами хана Мамая. Сегодня вам предстоит определить то значение, которое имело данное сражение, а также влияние данного события на дальнейший ход русской истории.

II.1.Знакомство с личностью Дмитрия Донского

- Заслушивается сообщение учащегося о личности Дмитрия Ивановича.

2.Анализ ситуации, предшествующей Куликовской битве.

По ходу рассказа учителя ученики должны заполнить таблицу. - Заполните таблицу.

Подготовка к сражению

Вопросы для сравнения

Орда

Москва

1.Цели

2.Союзники

3.Войско

- Дмитрию Ивановичу в течение жизни пришлось решать гору проблем. Прежде всего Дмитрий вернул себе титул Владимирского княжества и ярлык на княжение у суздольско-нижегородского князя Дмитрия Константиновича.

В 1364 и 1365 гг. Русь пережила страшные бедствия от чумы и пожаров. Сгорел Кремль.

Возрастала опасность с Запада, со стороны Литвы, в чем не малую роль играл тверской князь Михаил Александрович. В 1372году после очередного похода Ольгерда на Москву Дмитрию удалось разбить полки литовцев и заключить перемирие.

Однако опасней всех по прежнему оставалась Орда. Как только в Орде происходила смена власти - жди ордынцев, которые походами на русские земли старались поправить свои дела. С 1360 по 1380 гг. сменилось более 20 ханов. 1378году на реке Воже московские полки наголову разгромили монгольские войска.

Темник Мамай, захвативший власть в Орде, решил повторить поход Батыя. Мамай собрал все силы, заключил союз с литовским князем Ягайло, в ход пошло золото: была нанята генуэзская пехота, множество мелких феодалов - разбойников с их отрядами.

Дмитрий Иванович разослал грамоты по всей земле Русской. И пришли к нему дружины из 36 городов. Формирование войска заняло 30 дней. Когда войско собиралось в Москве «Дмитрий Иванович поехал за благословением к Сергию Радонежскому. Тот благословил на бой, ободрил князя и дал ему двух монахов-воинов-Александра Пересвета и Родиона Ослябя. Это был символичный шаг. Участие в военном деле «Христовых воинов» придавало войне против неверных «священный характер».

1. Работа с картой:

а) определите путь движения русской рати к Дону б) объясните, почему Дмитрий Иванович стремился дать сражение за

пределами русской земли?

4. Знакомство со схемой «сражение на Куликовском поле» (с. 152).











Рассказ о битве учащимся (предварительно оговорив круг вопросов, которые тот должен осветить в ходе своего сообщения) по плану:

а) Поединок Челубея с Пересветом.

б) Ход сражения. в) Итоги.

Вопросы и задания учащимся

1.Подумайте, почему русское войско одержало победу в битве? Выделите не менее 3-х причин, которые привели к победе на Куликовом поле.

2. Без каких качеств русского народа нельзя было победить врага?

Работа с учебником.

Прочитать на стр.154 о набеге Тохтамыша и ответить на вопрос: - Каков итог набега Тохтамыша на Москву?

Дискуссионный вопрос.

Как вы считаете, учитывая последствия набега Тохтамыша, нужна ли была Куликовская битва?

Так, например, историк В. Похлебкин считал, что плоды Куликовской битвы были уничтожены походами Тохтамыша в 1382 году и Едигея в 1408 году. Можно ли согласиться с этим мнением?

III. Итог урока.

Каково значение Куликовской битвы?

Какое влияние оказала она на дальнейшую судьбу Русского государства?

IV. Оценки.

V. Домашнее задание.

1 группа - Объясните, как вы понимаете слова В.О.Ключевского:

«Московское государство родилось на поле Куликовом, а не в скопидомном сундуке Ивана Калиты».

2 группа - Прочитать параграф 18, ответить на вопросы стр.155.



© 2010-2022