Конспект урока В преддверии Смуты. Опричнина Ивана Грозного

Раздел История
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интегрированный урок истории и обществознания. 10 класс.

Тимченко Н.М., учитель истории и обществознания

Тема урока: «В преддверии Смуты. Опричнина Ивана Грозного»

Цель урока и задачи:

- развивающая - развитие интеллектуальных способностей анализа, синтеза и обощения, установления межпредметных причинно-следственных связей;

- образовательная - продолжить формирование знаний и представлений о деятельности Ивана Грозного; через решение проблемы подвести учащихся к сущности опричнины Ивана Грозного, её причинах, развитии и последствиях, задуматься об эпохе его правления как общественном явлении;

- воспитательная - формирование ценностных суждений, воспитание интереса к истории России, её прошлому.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: проблемное исследование.

Межпредметные связи: обществоведческие понятия:

- деятельность, виды деятельности;

- форма правления - деспотия;

- политические режимы: демократический, авторитарный, тоталитарный.

Оборудование:

- раздаточный материал (проблемные вопросы и источники по теме);

- компьютер, мультимедийный проектор;

- презентация по теме урока.

Ход урока.

  1. Этап мотивационный - подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

В начале урока учащимся демонстрируются кадры из фильма С. Эйзенштейна «Иван Грозный» (видеосюжет: личность Ивана Грозного). Слайд 1.

- На прошлом уроке, мы с вами знакомились со временем правления Ивана Грозного, рассмотрели личность Ивана IV, некоторые моменты его деятельности, внутреннюю и внешнюю политику. Слайд 2.

-Что мы понимаем под деятельностью? Какие виды деятельности можно выделить в период правления Ивана Грозного?

- На какие периоды можно разделить время его правления? (период реформ и опричнину).

-Какие задачи ставил Иван Грозный, проводя реформы 50-х годов? (усиление личной власти и государства Российского).

-Чем можно объяснить несоответствие, которое возникло между направленностью реформаторской деятельности Ивана IV на усиление не только личной власти, но и государства Российского и плачевным состоянием России к концу правления царя?

Сегодня мы поищем ответ на этот вопрос и подробнее остановимся на одном из явлений эпохи правления Грозного, которое вошло в историю под названием «опричнина». Слайд 3.

Тема урока: «В преддверии Смуты. Опричнина Ивана Грозного»

Цель урока: рассмотреть цели и причины, ход, итоги и последствия опричнины через анализ исторических документов и решение проблемных вопросов. Слайд 4.

В неудачном исходе Ливонской войны и разорении страны немалую роль сыграла и знаменитая опричнина Ивана Грозного, её считают преддверием Смуты. В то же время она заняла важное место в политической жизни страны в развитии её государственности. Опричнина была сложным, многоплановым общественно-политическим и социально-экономическим явлением в истории России и в укреплении Русского централизованного государства.

Естественно, что опричная политика Ивана Грозного вызывала и вызывает неоднозначные оценки среди историков.

Мнения русских историков:

  1. Борьба аристократии с нарождающимся самодержавием. (Н. Павлов-Сильванский, С. Платонов).

  2. Прогресс в утверждении государственных начал над родовыми. (С.Соловьев)

  3. Террор - необходимое условие самодержавия. (Д. Альшиц)

  4. Деспотизм и насилие в отношении всех слоев населения. (С.Веселовский, А.Зимин).

  5. Борьба удельного и централизованного порядков. (В.Кобрин)

  6. Следствие душевной болезни Ивана IV (Н.Карамзин)

  7. Гипертрофированная централизация государственной власти. (В.Ключевский) Слайд 5.

Проблемные вопросы:

  1. Главным содержанием опричнины стали совершенно бессмысленные убийства. Однако самая страшная и существенная особенность опричнины заключалась в том, что и Иван IV, и его опричники абсолютно уверены в благости своих чудовищных злодеяний. На чем основывалась их уверенность?

  2. Ответьте на вопрос, сформулированный Н.И. Костомаровым: «Царь Иван (Грозный) рубил головы, топил, жег огнем своих ближних слуг: народ не роптал. Не заявлял ужаса и неудовольствия при виде множества казней, совершаемых часто всенародно. По этим признакам нельзя ли заключить, что царь Иван делал народу угодное?». Слайд 6.

- Что нам надо выяснить, чтобы ответить на эти вопросы?

Ответы учащихся.

План урока. Слайд 7.

  1. Причины и цели опричнины.

  2. Развитие опричнины.

  3. Итоги опричнины.

Задание учащимся:

- В течение урока вы будете делать записи на листе, которой имеет 2 проблемных вопроса. Ваш рабочий лист поделен на две части: в первой вы будете записывать факты и аргументы для ответа на первый вопрос; во второй - факты и аргументы для ответа на второй вопрос). В конце урока мы вернемся к этим вопросам, поэтому будьте внимательны в течение всего урока.



  1. Изучение нового материала - поиски ответа на поставленные проблемные вопросы.



  1. Понятие опричнина.

- Что означает слово опричнина?

Ответы учащихся: Опричнина - (от слова «опричь» - кроме) - особый, царский удел, состоящий из лучших земель, находящихся под особым, отдельным опричным управлением Слайд 8.

  1. Причины и цели опричнины. Слайд 9.

Справка: В 1560 г. Умирает любимая жена Ивана Грозного Анастасия Романовна, в её смерти обвинили Адашева и Сельвесрта. Тогда же Избранная рада была разогнана, Сильвестр сослан, Адашев удален из Москвы и затем арестован. Падение Избранной рады обозначило поворот от политики реформ к мрачной эпохе террора, связанной с опричниной.

Учреждению опричнины способствовало постепенное нарастание неудовлетворенности царя результатами проводимой политики, стремление к единовластию, подозрительность. Иван IV твердо стоял за неограниченность и неподконтрольность своей власти как полученной от самого Бога, за форсирование курса на централизацию и сосредоточение главных сил на продолжении начатой в 1558 г. Ливонской войны, ведущейся за выход на морское побережье.

Однако в обществе нарастала усталость от непрерывных военных действий, ведущихся со времен первых походов за овладение Поволжьем в 1547 г. Против Ливонской войны был, в частности, А. Адашев, видевший неблагоприятное соотношение сил. Росли противоречия царя с его окружением, вызванные становлением самодержавия, оттеснением от власти княжеско-боярской знати.

Толчком для учреждения опричнины послужили тяжелые поражения русской армии в 1564 г. на р. Уле и под Оршей, усугубленные бегством в Литву А. Курбского - воеводы, руководившего русскими войсками в Ливонии и бывшего члена Избранной рады. Одновременно крымские татары осуществили набег с юга. Положение резко обострилось. Начиналась эпоха террора.

Стремление к еще большей власти и особенности характера Ивана IV - жестокость, подозрительность, садистские наклонности - придали его борьбе за укрепление самодержавия самые жестокие и ужасные формы.

- Работа с документом № 1.Слайд 10.

Задание: - Теперь, исходя из документа 1 и сообщения, определите, какие цели преследовал Иван Грозный, учреждая опричнину.

Ответы учащихся: Цели опричнины:

  1. стремление царя к единовластию

  2. сосредоточение главных сил на продолжении начатой в 1558 г. Ливонской войны.

  3. ликвидация остатков феодальной раздробленности

- Исходя из целей опричнины, выясните ее причины.

Ответы учащихся: Причины опричнины:

  1. противоборство царя с его окружением, вызванное становлением самодержавия, оттеснением от власти княжеско-боярской знати

  2. неудовлетворенность царя результатом проводимой внешней политики (ходом Ливонской войны)

3.Развитие опричнины.

-С каким событием связано начало опричнины? ( ВИДЕО) Слайд 11.

- Работа с документом № 2 Слайд 12.

- Как изменилась организация государственного управления в годы опричнины?

Ответы учащихся: вся территория государства Российского была разделена на две части: опричнину и земщину. Разделяя земли, царь хотел изобразить себя изгнанником, скитальцем. Фактически в лице опричнины царь создал карательную организацию, наложив руку на важнейшие политические центры страны.

- А что такое террор?

Ответы учащихся: террор - это насилие вплоть до физического уничтожения по отношению к политическим противникам.

Сообщение ученика: «Опричный террор и отмена опричнины». Слайды 13-17.

Справка: Крупным событием опричнины был поход на Новгород в январе-феврале 1570, поводом к которому послужил донос 1569 года, обвинявший новгородцев в намерении посадить на престол князя Владимира Старицкого и передать Новгород и Псков польскому королю.

2 января передовые отряды во главе с В. Г. Зюзиным подошли к Новгороду и оцепили город заставами, опечатали казну в монастырях. Иван лично руководил походом.

Считается, что во время этого похода в декабре 1569 Малюта Скуратов задушил в тверском Отроч-Успенском монастыре митрополита Филиппа, который критиковал жестокость царя и опричников.

Шесть недель опричное войско грабило и разоряло Новгород, в некоторых источниках записано, что ежедневно по приказу царя казнили до 600 человек.

В 1569-1571 гг. на Россию обрушилась чума. Особенно пострадали западные и северо-западные районы, в том числе и Новгород. От заразы погибли около 300.000 граждан России. В самой Москве в 1569 г. гибло по 600 человек в день.

В 1571 г. крымский хан Девлет-Гирей, разгромив отряд опричного воеводы Я. Волынского, появился с войском под самыми стенами Москвы и сжег весь огромный московский посад. Во время пожара погибли десятки тысяч москвичей , некоторые историки называют 100 тысяч жертв. Иностранцы, посещавшие столицу Московского государства, отмечали меньшие ее размеры по сравнению с тем, какой она была до нашествия крымчаков

Летом 1572 года крымский хан во второй раз явился в русских пределах, но был отбит с большим уроном князем Михаилом Воротынским на берегу Лопасни. Во время ханского похода Иван находился в Новгороде. В 1572 году царь отменяет опричнину. А само слово «опричнина » запрещает упоминать.

Земское стало называться государственным, опричники стали называться просто дворовыми, равно как и земли, области и города, приписанные ко двору

Опричнина Ивана IV явилась форсированной централизацией, предпринятой без достаточных экономических и социальных предпосылок, а потому вылившейся в массовый террор. Опричниной Иван IV спровоцировал конфликт внутри господствующего слоя, добиваясь ничем не ограниченной самодержавной власти, стремление к которой было многократно усилено маниакальной подозрительностью и жестокостью.

- Против кого был направлен опричный террор?

Ответы учащихся: против бояр, духовенства, городов. Опричники громили боярские дома, растаскивали имущество, угоняли крестьян.

  1. Последствия опричнины. Слайды 18-19.

- К чему могла привести такая политика Ивана Грозного?

- Работа с документом 3.

- Каковы, на ваш взгляд, были последствия опричнины?

Ответы учащихся: разрознена экономика страны (обезлюдение страны, хозяйственный кризис, гибель людей, голод). Опричнина ослабила военную мощь Руси, учреждение опричнины вызвало недовольство населения политикой царя.

  1. Беседа - рассуждение. Слайд 20.

На уроках обществознания мы изучали проблемы властных отношений. Попробуем оценить власть Ивана IV и его правление с точки зрения с точки зрения справедливости правления и характера государства.

- Как можно определить характер его правления? (режим деспотический, диктатура).

- Какие режимы вы можете назвать? (демократический, авторитарный, тоталитарный)

- Что характерно для каждого из перечисленных режимов? (демократический: выборность в органы государственной власти, разделение властей, права и свободы граждан, их гарантия и защита, возможность личности оказывать влияние на принятие и осуществление политических решений;

авторитарный: основан на власти авторитета, глава государства занимает все ключевые посты в государстве, основные методы - приказы и команды, личность не свободна;

тоталитарный: политическое господство группы лиц, возглавляемых лидером, полный государственный контроль, репрессии, милитаризация, господство общеобязательной идеологии)

- Какой характер правления характерен для эпохи Ивана Грозного? (тоталитарный: репрессии против бояр, военачальников, идеология - опричнина)

- Согласны ли вы с мнением русской писательницы ХIХ века Ишимовой, которая называла Ивана Грозного благочестивым царём?

- Историки имеют разные точки зрения о сущности опричнины. Прочитайте внимательно, что они думают об этом явлении. Какой точки зрения придерживаетесь вы? Свой ответ обоснуйте. Слайд 21.

- Как вы оцениваете власть Ивана Грозного с точки зрения справедливости и нравственности? (это бесчеловечный жестокий режим)

IV. Закрепление.

- Вернемся к вопросам, поставленным в начале урока. Слайд 22.

Ответы учащихся.

1. Иван Грозный считал, что неограниченная и неподконтрольная власть получена им от самого Бога.

2. Иван Грозный стремился к самодержавной власти, а террор - необходимое условие самодержавия.

3. Царь и опричники считали, что неограниченная самодержавная власть служит благу страны, а многовластие губительно, что цель оправдывает средства.

4. Считали, что служить царю следует беспрекословно, т.к. Бог поручил царю подданных «в рабство».

1. Иван Грозный выступал как заступник крестьян (призывал оборонять крестьян от недругов - Крымского, Литовского, Немецкого князей).

2. Крестьяне не были политическими противниками Ивана Грозного.

3. Гнева и опалы на православное крестьянство не имел.

4. Иван Грозный делал угодное себе, а не народу, для этого использовал противоречие «имущих и неимущих». Царь не шел против народа, дабы не остаться одному.

V. Рефлексия.

- Какое значение для вас лично имеют знания и умения, полученные сегодня?

- Какое значение для вас имеет изучение данной темы?

Домашнее задание. Слайд 23.

Творческая работа «Гений и злодейство - две вещи несовместимые»

Литература:

  1. Сахаров А.Н. История России с древнейших времён до конца ХVII века. 10 класс: учеб. для общеобразоват. Учреждений: профильный уровень /А.Н. Сахаров, В,И. Буганов; под ред. А.Н. Сахарова; -М. Просвещение, 2011.

  2. festival.1september.ru/articles/586589/

Мастерских Н.В. Урок изучения нового материала «Опричнина Ивана Грозного»

  1. 5klass.net/istorija-10-klass/Oprichnina-Ivana-Groznogo.html. Кривцова Ж.

Документ 1.

«Я, царь и великий князь, гнев свой положил на богомольцев, на архиепископов и епископов, на архимандритов, и не игуменов, и на бояр своих, и на дворецкого, и на конюшенного, и на окольничих, и на казначеев, и на дьяконов, и на детей боярских, и на приказных людей опалу свою положил в том, после отца его блаженные памяти великого государя Василия при его государстве в его государские несовершенные лета, бояре и все приказные люди его государства людям многие убытки делали и казны его государские тощили, с прибытков к его казне государской некоторой не прибавляли, также бояре и воеводы его государские себе разоимели, и другом своим и племени его государские земли раздавали; и держали за собой боре и воеводы поместья и вотчины великие, и жалования государские кормления емлючи и собрав себе великие богатства, а не хотя радети, и от недругов его от Крымского и от Литовского, и от Немецкого не хотя крестьянство обороняти, наипаче же крестьянам насилие чинити, и сами от службы учали удаляться, и за православных крестьян кровопролитие против безсермен и против Латыни и Немец стояти не хотели. И в чем он, государь, бояр своих и приказных людей, какие и служилых князей и детей боярских похочет которых в их винах понаказати и посмирити…. И царь, и государь, и великий князь от великие жалости сердца, не хотя их многих изменных дел терпети, оставил свое государство и поехал, де воспитие, и деже его, государя, Бог поставил. К гостем же и купцам и по всему православному крестьянству града Москвы царь и великий князь прислал грамоту…. А в грамоте своей к ним писал, чтобы они себе никакого сумнения не держали, гневу на них и опалы некоторые нет».

«…И множество народа, слышав таковая, что государь гнев свои и опалу на них положил и государство свое оставил… они же молиша со многими слезами, чтобы Афонский митрополит всея Руси с архиепископы и епископы и со священным собором подвиг свои учинили и плачь их и вопль утолил и благочестивого государя и царя на милость умолили, чтобы государь царь и великий князь гнев свой отвратил, милость показал и опалу свою отдал, а государства своего не оставлял, и своими государствами владел и правил яко же годно ему, государю; а хто будет государские лиходеи, которые изменные дела делали, и в тех ведает Бог да он, государь, и вживоте и в казни его государская воля».

Казны его государские тощили - расхищали государственные средства.

Емлючи - беря.

Весь священный собор - собрание высшего духовенства.

И в животе и в казни его государская воля - т.е. царь волен казнить или миловать по своему усмотрению.

Документ 2.

Джером Горсей.

Из «Сокращенного рассказа, или Мемориала путешествий».

«И стал Иван так ненавистен и привел себя в такие отчаянные условия, что задумал устранить беду и изменить свое положение. Чтобы уничтожить последствия всего этого, он жертвовал своей короной и разделил города, должности и подданных на две части: одну часть назвал опричниной, другую - земщиной. При этом он установил нового государя, именуемого Симеоном, сына казанского царя; сам же отказался от царского титула и, уступив Симеону венец и всю связную с ним власть, короновал его, но без всякого торжества и без согласия бояр; затем приказал своим подданным обращаться к нему со своими делами, просьбами и исками. Все грамоты, привилегии, указы и акты были переименованы и вновь обнародованы за подписью и печатью нового царя, во всех судах производились дела его именем, били монету, получали подати, судные пошлины и определенные доходы на содержание его дома, чиновников и слуг. Он становится ответственным за прежние долги, ему же подведомтвенны стали все дела, касающиеся управления казною».

Джером Горсей - английский предприниматель, путешественник, прибыв в Москву в 1572 г., он не раз встречался с Иваном Грозным для передачи посланий королевы. Покинул Россию после смерти Ивана IV. Мемуары написаны в 90-е гг. XVI в.

Симеон Бекбулатович (умер в 1616 г.) - крещенный казанскими царевичем, 11 месяцев, назывался Великим князем всея Руси, в 1575 г. был использован Иваном Грозным в целях своей внутренней политики. В 1576 г. отправлен в Тверь. При правлении Бориса Годунова и Лжедмитрия I находился в опале.



Документ 3.

Отрывок из сыскного дела об опричных «Правежах».

1571 г., 21 марта.

«Деревня Кумола лук пуст Маковейка Никитина, - Маковейко умер, дети безвестно сбежали от царевых податей; запустил 78-го, двора стоят две хоромины. В той же деревне лук пуст Марка Михайлова, - Марка опричники убили, дети безвестно сбежали, запустил 78-го; двор сожгли. В той же деревне лук пуст Гретки Микитина, - Гретка умер, дети безвестно сбежали от царевых податей; запустил 78-го. В той же деревне лук руст Петерка Ондреева, - Перерко с детьми сбежали от царевых податей, запустил 78-го. В той же деревне лук пуст Якуша Максимова, - Якуша - опричнины замучили, дети дети безвестно сбежали от царевых податей; запустил 78-го, двора стоят три хоромины. Ивана Демидова, - Иванко умер, детей у него нет; запустил 78-го; дворишко опричники сожгли. В той же деревне лук пуст Марка Маковеева, - Марко сбежал от опричнины безвестно; запустили 78-го; двор стоит.

В деревне в Тивроли лук пуст Кирелки Пахомова, - Кирелка умер, а дети безвестно сбежали от царевых податей, запустил 78-го, двор стоит. В той же деревне поллука пуст Терешки Фомена, а жилец был Петерко Терентьев, - Петр осиротел и безвестно сбежал от царевых податей; запустил 79-го дворишко распалось. В той же деревне поллука пуста Сеньки Лутьянова; Сенька умер, дети от голода примерли, запустил 79-го, двор опричники сожгли. В той же деревне лук пуст Ларюка Миронова, - Ларюка опричники замучили, живот ограбили, двор сожгли, запустил 78-го. В той же деревне лук пуст Иванька Омельянова, - Иванко умер, дети безвестно сбежали от опричнины - опричники живот пограбили, двор сожгли, запустил 78-го».

Лук - крестьянский участок, обложенный налогами.

Запустил 78-го - двор стал пустым с 7078 г., т.е. с 1570 г.

Живот - имущество.





Исторические факты

Факт 1.

В начале террор был направлен против суздальской княжеской группировки, в том числе Шуйских (некоторые из них, впрочем, были взяты в опричнину), которая была выселена со своих земель, что подорвало ее экономическое и политическое могущество.

Факт 2.

В 1568г. опричники расправились с людьми боярина И.Федорова, а сам он был заколот царем. В этом же году оказался смещен со своего поста, а затем убит митрополит Филипп, осуждавший опричный террор. В 1569г. удельного князя, двоюродного брата царя Владимира Старицкого обвинили в заговоре с целью отравления и стремлении самому взойти на трон. По приказу Ивана IV он вместе с женой и дочерью принял яд, его окружение подверглось казням. В целом большинство погибших в стране составили посадские люди, крестьяне и холопы.

Факт 3.

1570г. - страшные казни прокатились по Москве. Обвиненных, а среди них были и представители высшей приказной бюрократии, руководства опричного войска, бросали в котел с кипящей водой, сжигали на костре, рубили и резали. Убивали их жен и детей. Жертвами террора оказались и те, кто стоял у истоков опричнины - отец и сын Басмановы, князь Вяземский и др. Опричнину возглавили настоящие палачи - Малюта Скуратов и Василий Грязной, получившие чин думных дворян.

Факт 4.

За время опричнины было казнено и уничтожено 22 тысячи человек.







1) Главным содержанием опричнины стали совершенно бессмысленные убийства. Однако самая страшная и существенная особенность опричнины заключалась в том, что и Иван IV, и его опричники абсолютно уверены в благости своих чудовищных злодеяний.

На чем основывалась их уверенность?

2) Ответьте на вопрос, сформулированный Н.И. Костомаровым: «Царь Иван (Грозный) рубил головы, топил, жег огнем своих ближних слуг: народ не роптал. Не заявлял ужаса и неудовольствия при виде множества казней, совершаемых часто всенародно. По этим признакам нельзя ли заключить, что царь Иван делал народу угодное?».

Самоанализ урока

Тимченко Нины Михайловны, учителя истории и обществознания.

Интегрированный урок истории и обществознания. 10 класс.

Характеристика класса: учащиеся класса обладают высокими познавательными способностями и возможностями, 8 человек занимаются историей на профильном уровне, 10 человек обществознанием. Качество знаний по этим предметам выше 80%.

Тема урока: «В преддверии Смуты. Опричнина Ивана Грозного»

Интегрированный урок с целью воспитания культуры ценностной ориентации и развития интеллектуальных способностей анализа, синтеза, обобщения, установления межпредметных связей.

Цель урока и задачи:

- развивающая - развитие у учащихся умения анализировать историческую информацию, выявлять причинно-следственные, межпредметные связи;

- образовательная - продолжить формирование знаний и представлений о деятельности Ивана Грозного; через решение проблемы подвести учащихся к сущности опричнины Ивана Грозного, её причинах, развитии и последствиях, задуматься об эпохе его правления как общественном явлении;

- воспитательная - формирование ценностных суждений, воспитание интереса к истории России, её прошлому.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: проблемное исследование.

Межпредметные связи: обществоведческие понятия: - деятельность;

- форма правления - деспотия;

- политические режимы: демократический, авторитарный, тоталитарный.

Основные этапы урока:

  1. Мотивация и актуализация знаний - подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению материала.

Проблемная задача представлена противоречивой оценкой периода опричнины русскими историками и отношением к опричнине современников Ивана Грозного.

  1. Изучение нового материала - поиск ответов на поставленные вопросы: самостоятельное добывание знаний, анализ, синтез, сравнение, обобщение, установление межпредметных связей.

  2. Закрепление - систематизация знаний учащихся, вычленение проблемы и её решение.

  3. Рефлексия - анализ деятельности учащихся на уроке.

Учебные действия: решение проблемы и поиск выхода из неё: заполнение таблицы.

Методы обучения: проблемное исследование (работа с историческими источниками), пошаговый поиск ответов на поставленные вопросы.

Формы обучения: фронтальная и индивидуальная, работа в парах.

Средства обучения: раздаточный материал (проблемные вопросы и источники по теме; компьютер, мультимедийный проектор, презентация. Интеллектуальные средства- анализ, синтез, обобщение, установление связей исторического материала с обществоведческими понятиями.

Уровень усвоения: творческое применение знаний в решении проблемной ситуации.

Тип управления: учитель управляет работой в целом, предоставляя учащимся, в ряде случаев, возможность выбора; учащиеся являются ведомыми, но при анализе источников в парах принимают на себя часть управления, при самостоятельной работе по решению проблемы следуют алгоритму, заданному учителем.

Обратная связь: проверка заполненной таблицы ( индивидуальное выполнение проблемного задания, анализ деятельности и полученных знаний на этапе рефлексии).



© 2010-2022