• Преподавателю
  • История
  • Календарно-тематическое планирование по истории для 6 класса (в соответствии с требованиями ФГОС ООО)

Календарно-тематическое планирование по истории для 6 класса (в соответствии с требованиями ФГОС ООО)

Календарно-тематическое планирование по истории для 6 класса с определением основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий) Календарно-тематическое планирование по истории для 6 класса разработано в  соответствии с требованиями ФГОС ООО . КТП по истории для 6 класса составлено к УМК по всеобщей истории авторского коллектива Чубарьян А.О. , Сахарова А.И и  УМК по истории России авторского коллектива А.А. Данилова, Л.Г. и   Косулиной .   Курс истории средних веков рассчитан на 2...
Раздел История
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Календарно-тематическое планирование курса истории средних веков (28 часов), 6 класс (ФГОС)

2013-2014 учебный год

№ урока

Дата

Тема учебного занятия

Форма учебного занятия

Основные понятия

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Средства обучения

Домашнее задание

1

Что и как изучает история Средних веков

Практическое занятие с элементами игры

Средневековье, возрождение, новое время, исторические источники, археология,этнография,топонимика, геральдика,хронология,нумизматика

Определять место Средневековья на ленте времени. Характеризовать источники, рассказывающие о средневеко­вой

«Лента времени», схема «средневековые источники»

Стр. 5-7

ОЗ: §1, повторить материал о поздней римской империи, нарисовать изобретения средневековья

РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ (8 часов)


Глава I. Западная Европа в раннее Средневековье

2

Великое переселение народов и образование германских королевств

Урок с элементами лабораторно-практической работы

Великое переселение, варвар, род, племя, дружина, племенные союзы: бургунды, франки, вестготы, остготы, вандалы, англы, Аларих, Стилихон, Аттила, Ромул, 395г., 410г., 476г., лангобарды Государство, франки, династия, Меровинги, Хлодвиг, Суассон, Галлия, король, граф, майордом, , Салическая правда, обычное право, «кудрявые короли», обряд, 486г.,498г.,500г.

Показывать на карте направления перемещений германцев, гуннов и других племен, территории варварских королевств.

Показывать на карте территории европейских государств раннего Средневековья.

Рассказывать об общественном строе германских народов в раннее Средневековье (объясняя, какие источники об этом сви­детельствуют).

Раскрывать значение понятий соседская община, вождь, дружина, король,.

Карта «Европа в V-VII вв.»

§1

3

Христианская церковь в раннее Средневековье

Комбинированный урок

Богословы, отцы церкви, догмат, церковный собор, ереси, духовенство, церковная десятина, монастыри, монашеский орден, церковная организация

Раскрывать значение римский папа, епископ, монах

Разъяснять причины и значение распространения христиан­ства в Европе в раннее Средневековье.

§2

4

Империя Карла Великого: возникновение, расцвет и распад

Игровое занятие с элементами дискуссии

«Ленивые короли», Каролинги, Карл Мартелл («молот»), бенефиций, 732 г.- битва при Пуатье, Пипин Короткий, Папская область - гос-во римских пап в Средней Италии, Карл Великий, 800 г.- провозглашение Карла императором 843 г. - Верденский раздел, политическая раздробленность, норманны, варяги, викинги.

Составлять характеристику Карла Великого, используя ин­формацию учебника и дополнительные материалы; высказы­вать суждение о том, почему его назвали Великим.

Карта «Завоевательные походы Карла Великого»

§3

5

Западная Европа в IX-XI вв.

Мультимедийныйурок с элементами практической работы

Викинги, норманны, саги, руны, домен, феодал, феодальная раздробленность, феод

§4

Глава II. Византия и славянский мир

6

Византия в VI -XI вв.

Практическое занятие

Ромеи, кодекс Юстиниана, Феодора, василевс, миряне

Показывать на карте территорию Византийской империи, называть соседствовавшие с ней народы и государства.

Объяснять, кто и как управлял Византийской империей.

Составить исторический портрет (характеристику) императо­ра Юстиниана.

Рассказывать о культуре Византии, представлять описание ее выдающихся памятников.

Карта «Византийская империя при Юстиниане»

§5

7

Культура Византии и славянский мир

Мультимедийныйурок с элементами практической работы

Мозаика, фреска, икона, иконоборцы, иконопочитатели, 1054 г. - раскол церкви, Кирилл и Мефодий - великие просветители славянства

Представлять описание памятников культуры раннего Сред­невековья и высказывать свое суждение о них Раскрывать значение понятий василевс, кодекс, фреска, мо­заика.

Характеризовать внешнюю политику Византии, ее отноше­ния с соседями

§6-7

Глава III. Арабский мир в VI-XI веках

8

Возникновение ислама

Практическое занятие

Арабы, иудеи, ислам, пророк, мусульманин, аллах, бедуин, Коран, Мухаммед, Кааб, халиф, архангел Гавриил, рамадан, джихад, 622г. хиджра, Мекка, мечеть, шариат

Показывать на карте территории, населенные и завоеван­ные арабами в период раннего Средневековья.

Рассказывать о занятиях и образе жизни арабских племен.

Характеризовать положение и особенности жизни раз­личных народов, входивших в Арабский халифат.

Раскрывать значение понятий ислам, Коран, мусульманин, халифат.

Карта «Арабы в VII-IX вв.»

§8

9

Мир ислама: Арабский халифат и его культура

Практическое занятие с игровой ситуацией и групповой работой

Суннизм, халиф, шиизм, имам, сарацины, Дамаск. Медресе, Фирдоуси, «Книга царей»,

Арабески, каллиграфия, Ибн Сина (Авиценна), Ибн Рушду (Аверроэсу), «Дом мудрости»

Объяснять причины и следствия арабских завоеваний.

Характеризовать достижения арабской культуры и ее вклад в развитие мировой культуры

Карта «Арабы в VII-IX вв.»

§9 прочитать одну из арабских сказок из «Тысячи и одной ночи». Объяснить слова «везирь», «джинн», «халиф», «бедуин»

РАСЦВЕТ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (15 часов)

Глава IV. Феодальное общество

10

Сеньоры и вассалы

Заочное путешествие с элементами практической работы

Феод, сеньор, вассал, рыцарь, герб, турнир, кодекс чести, куртуазность, рыцарская культура, геральдика


Рассказывать о жизни представителей различных сословий средневекового общества - рыцарей, крестьян, ремесленников, торговцев и др. (используя свидетельства источников).

Раскрывать значение понятий феодал, сеньор, вассал, ры­царь, сословие, цех, гильдия,

§10

11

Средневековая деревня

Лабораторно-практическое занятие

Община, повинности, барщина, оброк, сеньория, натуральное хозяйство, «серв» (раб)

§11

12

Средневековый город

Заочное путешествие

Пошлина, хартия, города - коммуны, бюргерство, буржуа, патрициат, ремесло Цех, устав цеха, шедевр, мастер, подмастерье, Гильдии, Ганза, меняла, ярмарка

§12

Глава V. Католическая церковь в XI-XIII веках

13

Католическая церковь в XI-XIII вв.

Урок с элементами групповой работы

Духовенство: белое и черное, монашество, проповедь, десятина

Раскрывать значение понятий католицизм, православие, Крес­товые походы, еретик, инквизиция.

Характеризовать представления средневековых европейцев о мире, объяснять, какое место в их жизни занимала религия

Характеризовать положение и деятельность церкви в сред­невековой Европе.

§13

14

Крестовые походы

Практическое занятие

Урбан II I крестовый поход (1096-1099), детский крестовый поход

Высказывать оценочные суждения о сущности и последстви­ях Крестовых походов.

Карта «Крестовые походы»

§ 14

15

Франция: долгий путь к единству

Практическое занятие с элементами игры

Иль- де- Франс, Филипп II Август, Людовик IX, Генеральный штаты (1302), Филипп IV Красивый, , папа Бонифаций VIII.

Систематизировать материал об образовании централизо­ванных государств в средневековой Европе.

Объяснять, какие силы и почему выступали за сильную централизованную власть, а какие - против Объяснять значение понятий парламент, хартия, Реконкиста

§15

16

Англия: от Нормандского завоевания до парламента

Лабораторно- практическое занятие

Нормандское завоевание,1066г. - битва при Гастингсе, Генрих II (Плантагенет), Иоанн Безземельный Великая хартия вольностей (1215г.), 1265г.- рождение парламента, бароны

§16

17

Несбывшиеся надежды германских императоров

Лабораторное занятие с элементами проблемности

Ломбардская лига городов, курфюрсты, «Золотая булла», Барбаросса

§ 17

Глава VII. Культура Западной Европы в XI- XIII веках

18

Образование, наука и философия в эпоху расцвета Средневековья

Лабораторное занятие

Схоластика, факультет, декан, Сорбонна, алхимия, Фома Аквинский, Роджер Бэкон.

Рассказывать, что и как изучали в средневековых школах и университетах.

Объяснять значение понятий и терминов школа, универси­тет, схоластика, эпос, романский стиль, готика, гуманизм, Воз­рождение.

Представлять описание памятников средневековой культу­ры, характеризуя их назначение, художественные особенности и др.

Высказывать суждения о значении идей гуманизма и Воз­рождения для развития европейского общества

§ 18

19

Время соборов (искусство Западной Европы в XI-XIII вв.)

Практическое занятие на основе изобразительного ряда

Романский стиль (нефа, апсида, трансепт, портал, крипта), готический стиль

§19

Глава VIII. Европа в XIV-XV веках

20

Столетие бедствий

Проблемный урок с элементами практической работы

Голод 1315-1317 гг., чума 1348г., Жаки, Жакерия, восстание Уота Тайлера

Характеризовать причины и итоги социальных выступлений в средневековой Европе.

Представлять характеристики известных исторических лич­ностей (Жанны д'Арк, Яна Гуса и др.), объяснять, почему их имена сохранились в памяти поколений.

§20

21

Самая долгая война в истории

Лабораторно-практическое занятие с картой

1337-1453-1471гг, битва при Креси (1346г.), битва при Пуатье (1356г.), дофин, Черный принц

( старший сын Эдуарда Ш), Этьен Марсель, Карл V, 1360г.- мир в г. Бретиньи

Битва при Азенкурев 1415г., осада Орлеана (1428-1429гг.), Жанна д Арк, Карл VI, Генрих V, Карл VII

Характеризовать причины и итоги социальных выступлений в средневековой Европе.

Представлять характеристики известных исторических лич­ностей (Жанны д'Арк, Яна Гуса и др.), объяснять, почему их имена сохранились в памяти поколений.

Карта «Англия и Франция во время Столетней войны (1337-1453)»

§21

22

Трудный путь к торжеству королевской власти

Практическое занятие с игровой ситуацией и групповой работой

Централизация, инквизиция, Карл Смелый, Людовик XI, война Алой и Белой розы, Ричард III , Генрих IV

§ 22

23

Культура Западной Европы в XIV-XV вв.: новые горизонты

Урок - путешествие

Аркебузы, инкунабулы, Иоганн Гуттенберг, скриптории, вексель, биржа, Гуманизм, Данте, Алигьери, Франческо Петрарки, Джованни Боккаччо, Филиппо Брунеллески, Мазаччо, Сандро Боттичелли.

Характеризовать представления средневековых европейцев о мире, объяснять, какое место в их жизни занимала религия,

Рассказывать, что и как изучали в средневековых школах и университетах.

Объяснять значение понятий и терминов школа, универси­тет, схоластика, эпос, романский стиль, готика, гуманизм, Воз­рождение.

Представлять описание памятников средневековой культу­ры, характеризуя их назначение, художественные особенности и др.

Высказывать суждения о значении идей гуманизма и Воз­рождения для развития европейского общества

§ 23

24

Центральная и Юго-Восточная Европа в XIV-XV веках

Лабораторно-практическое занятие

Сейм, гуситы, чашники, табориты, умеренные, османы, янычары, султан, церковная уния

Показывать на карте направления завоеваний монголов, тю­рок (турок) и территории созданных ими государств.

§24-25

ВДАЛИ ОТ ЕВРОПЫ (3 часа)

Глава IX. Страны Азии, Африки и Америки

25

Индия, Китай, Япония

Практическое занятие на основе групповой работы

Раджа, каста, варна, пагода, шэньши

Объяснять значение понятий сегун, самурай, кас­та.

Характеризовать общественное устройство государств Вос­тока в Средние века, отношения власти и подданных, систему управления.

Рассказывать о положении различных групп населения в странах Востока (используя свидетельства источников).

Представлять описание, характеристику памятников культу­ры народов Востока (используя иллюстративный материал)

§ 26

26

В глубинах Азии: державы Чингисхана и Тимура

Урок - путешествие

Хан, нойон, нукер, курултай, улус, обсерватория

Объяснять значение понятий хан, орда

общественное устройство государств Вос­тока в Средние века, отношения власти и подданных, систему управления.

Рассказывать о положении различных групп населения в странах Востока (используя свидетельства источников).

Представлять описание, характеристику памятников культу­ры народов Востока

§ 27

27

Народы и государства Африки и Америки

Лабораторно-практическое занятие

Берберы, Магриб, Судан, пигмеи, майя, ацтеки, инки

Показывать на карте древние государства Америки. Рассказывать о культуре, верованиях народов Центральной и Южной Америки

§ 28

28

Значение Средних веков в истории человечества

Урок систематизации и обобщения изученного материала

Систематизировать знания об исторической эпохе, изла­гать и обосновывать суждения о значении наследия Средних веков для современного мира


Календарно-тематическое планирование курса истории России с древнейших времен до конца XVI века (40 часов), 6 класс (ФГОС)

2013-2014 учебный год

п/п

Тема урока

Дата

пров. урока

Тип

урока

Понятия и персоналии

Планируемые результаты в соответствии с ФГОС

Дом. Зад.

Предметные

Метапредметные

Личностные

Регулятивные.

Коммуникативные.

Познавательные.

Глава I Древняя Русь в VIII- перой половине XII века (13 ч)

1

Введение в изучение курса "История России"


Вводный

Этнография, археология, фольклористика, лингвистика

Характеризовать источники по российской истории.

Научатся работать с исторической информацией

Научатся работать в группе; доказывать свою точку зрения, выступать публично;

Обучающиеся научатся оперировать понятиями историческая наука, исторический источник, структурировать знания , полученные раннее и вновь приобретенные по вопросу исторических источников, выполнять познавательные и проблемные задания

Формирование устойчивого познавательного интереса к истории Отечества, выражение своего отношения к роли истории в жизни человеческого общества

С. 4-6, эссе "История-это фонарь из прошлого, который светит в будущее"

2

Древнейшее население на территории нашей страны


комбинированный

палеолит, мезолит, тотем, племя, религия, культу­ра, присваивающее и производящее хозяйства;

Учащиеся научатся рассказывать об основных занятиях людей в древности, характерных особен­ностях верований древнейших людей; оперировать терминами и понятиями использовать зна­ния из курса географии при описании местоположения объектов; определять влияние природно-географического фактора на разви­тие жизнедеятельности общества;

Обучающиеся учатся самостоятельно планировать пути достижения учебных задач. Обучающиеся учатся определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия.

Обучающиеся учатся работать в коллективе, умению формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее и координировать ее с позициями одноклассников

Обучающиеся учатся обобщать изучаемый материал по первобытной эпохе на территории нашей страны, устанавливать аналогии со знаниями по первобытной эпохе, полученные по истории Древнего мира, самостоятельно выбирать основания и критерии для сравнения. осмысливать теоретиче­ский материал; выполнять познавательные и проблемные задания.

Формирование устойчивого познавательного интереса. Понимание, что история России является частью всемирной истории

§1,

с. 7-9

3

Древнейшие культуры


Урок изучения нового материала

Скифы, киммерийцы

Кочевые народы степи и их государства:

Тюркский каганат, Хазарский каганат, Волжская Булгария. ислам, иудаизм

Учащиеся научатся оперировать понятиями и терминами по теме, рассказывать о первых очагах цивилизации на территории нашей страны: города-государства Северного Причерноморья, Скифское царство и другие.

Обучающиеся учатся ставить перед собой учебные задачи, на основе соотнесения того, что им уже известно о греческой колонизации и того, что еще предстоит изучить

Обучающиеся учатся умению с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Обучающиеся учатся использовать монологическую и диалогическую формы речи в соответствии с нормами родного языка

Обучающиеся учатся структурировать знания (составляя хронологическую последовательность) при изучении вопроса: «Кочевые народы, населявшие Северное Причерноморье».

Учатся сравнивать по плану жизнь и деятельность различных народов и царств Северного Причерноморья .

Обучающиеся учатся анализировать историю развития Дунайской Болгарии и Волжской Булгарии, сравнивать, находить общее и отличное.

Учатся выстраивать логическую цепочку рассуждений при поиске ответа на проблемный вопрос «Почему ранние государства кочевников существовали недолго»?

Учатся составлять развернутый план характеристики Хазарского каганата.

Формируется межэтническая толерантность, уважение и принятие культуры, образа жизни других народов, населявших территорию нашей страны.

§1

с.10-13

4

Славянский мир


Комбинированный

Индоевропейская языковая семья, венеды, анты, склавины, три ветви славян (восточная, западная, южная)

учащиеся научатся оперировать понятиями и терминами

проводить поиск исторической информации в источни­ках разного типа; применять знания из географии для опреде­ления влияния природно-географического фактора на развитие жизнедеятельности восточных славян;

работать в группе; доказывать свою точку зрения; выступать публично;

устанавливать причин­но-следственные связи между явлениями; осмысливать теоре­тический материал; выполнять познавательные и проблемные задания.

дать оценку дея­тельности восточных славян по налаживанию связей с соседни­ми народами и племенами; выработать собственное отношение к важности изучения древнейшего периода Руси.

§2

5

Восточные славяне и их соседи

комбинированный

летопись «Повесть временных лет». Нестор. Залежная система земледелия, пашенное земледелие. Бортничество. Дружина. Идолы

Восточные славяне: расселение, соседи, занятия, общественный строй. Язычество.

Обучающиеся учатся самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действий в новом учебном материале, учатся умению самостоятельно контролировать свое время и управлять им.

Обучающиеся учатся ставить вопросы. Учатся инициативному сотрудничеству в поиске и сборе информации

Обучающиеся учатся показывать на карте места расселения славянских племен. Сравнивать различные системы земледелия, соотносить их с природными особенностями местности.

Обучающиеся учатся работать с текстом учебника, находить информацию в учебнике при ответе на вопрос: признаки родового строя и зарождения государства в жизни восточных славян в VII-VIIIвеках. Обобщать материал и представлять его в виде таблицы «Жизнь восточных славян в сер. 1 тыс.- в конце 1 тыс.»

Осознание своей этнической принадлежности через освоение культурных ценностей в частности в сфере древних религиозных (языческих) верований. Формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для культурной самоидентификации личности.

§2, ПРТ задания 1-4

6

Формирование древнерусского государства

Урок изучения нового материала

Варяги, Рюрик, Аскольд, Дир. Олег. Путь «Из варяг в греки»

Предпосылки и причины образования государства у восточных славян. Новгород и Киев - центры древнерусской государственности вдоль торгового пути «из варяг в греки». Проблема призвания варягов Рюрика. Образование Древнерусского государства (862 г., 882 г.), объединение севера и юга великим князем Олегом.

Обучающиеся учатся основам саморегуляции в познавательной деятельности в форме осознанного управления своей учебной деятельностью, направленной на достижение поставленных учителем задач. (При поиске ответа на вопрос «Какие признаки свидетельствуют о том, что на территории расселения восточнославянских племен в IX веке начало складываться государство»?)

Обучающиеся учатся учитывать разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве

Обучающиеся учатся раскрывать причины и называть время образования Древнерусского государства. Показывать на карте главные торговые пути Древней Руси. Учатся анализировать различные точки зрения о происхождении Древнерусского государства, высказанные историками. Учатся работать с историческими документами, анализировать их и делать выводы.

У обучающихся формируется историко-географический образ Древней Руси.

§3, работа с документами.

7

Первые русские князья

комбинированный

Ольга, Игорь, Святослав. Константин Багрянородный, Куря. Уроки, погосты, полюдье

Формирование княжеской власти. Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика. Князь и дружина, полюдье.

Обучающиеся учатся осуществлять самоконтроль в форме сличения результатов работы своей группы по составлению хронологической таблицы «деятельность первых князей» с представленным учителем эталоном с целью обнаружения отклонений с последующей коррекцией, внесении необходимых дополнений.

Обучающиеся учатся договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности при работе над таблицей, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Обучающиеся учатся объяснять смысл понятий: полюдье, князь, дружина, уроки, погосты. Учатся систематизировать материал (представлять его в виде хронологической таблицы) о деятельности первых князей на основании учебника и отрывков из «Повести временных лет»

У обучающихся формируется образ социально- политического устройства Киевской Руси, представление о государственной организации.

§4 ПРТ

8

Владимир Святославович. Принятие Христианства

Комбинированный

Князь Владимир.

Князь Владимир I (980-1015): личность в зеркале легенд, правление.Крещение Руси (988 г.): причины, ход, значение, становление Русской православной церкви.Сохранение двоеверия. Вхождение Руси в круг цивилизации православного мира.

Обучающиеся учатся анализировать условия достижения цели на основе выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.

Обучающиеся учатся вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении ответа на вопрос: Какое значение имела деятельность Владимира Святославича для Древнерусского государства и общества до и после 988 года?

Обучающиеся учатся актуализировать знания из курса всеобщей истории о возникновении христианства и его основных постулатах. Учатся давать оценку принятия христианства на Руси. Учатся устанавливать причинно-следственные связи в вопросе о принятии христианства.

Обучающиеся учатся давать и объяснять собственную оценку действиям Владимира Святославича.

§5,

ПРТ

9

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром

комбинированный

Ярослав Мудрый, Борис, Глеб, Святополк. Русская Правда, Правда Ярослава

Расцвет Руси при Ярославе Мудром (1019-1054): усобицы и канонизация Бориса и Глеба, культурное развитие, укрепление международного положения. Принятие «Русской правды» Ярославом и его сыновьями (1072 г.): замена первобытных обычаев (кровной мести) государственными законами.

Обучающиеся учатся осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению познавательной задачи: «Какому из судебников раннего Средневековья ближе «Русская правда» - «Кодексу Юстиниана» или «Салической правде» Хлодвига»? Осознание и оценка качества и уровня освоения учебного материала

Обучающиеся учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию при решении проблемного вопроса: «Возможно ли было избежать усобицы между сыновьями Владимира или это закономерный процесс»?

Обучающиеся учатся характеризовать первое русское законодательство, самостоятельно делать выводы о том, чьи интересы оно защищало. Анализировать статьи Древнерусского законодательства. Выявлять и приводить примеры, демонстрирующие признаки сохранение родоплеменных традиций в законодательстве. Оценивать деятельность Ярослава Мудрого. Составлять исторический портрет.

Обучающиеся учатся давать и объяснять собственную оценку действиям Ярослава Мудрого, Бориса и Глеба, Святополка Окаянного.

§6, по желанию составление презентации «деятельность Ярослава Мудрого»

10

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром

«Русская правда»-первый свод законов

комбинированный

Вервь, изгои, люди, смерды, вотчина, бояре, закупы, рядовичи, холопы, челядь, тиуны, отроки, вече, гости, детинец, кремль, куны

Образование древнерусской народности. Общественный строй: бояре-вотчинники, зависимые люди, свободные общинники, горожане: быт разных слоев населения

Обучающиеся учатся целеполаганию, включая постановку учебных задач на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, итого, что еще неизвестно. (Ранее полученная информация по соц. составу общества на основе оценки законодательных актов Древней Руси и новая, дополненная и расширенная информация по данному вопросу)

Обучающиеся учатся организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия.

Обучающиеся учатся характеризовать положение отдельных групп населения, используя материал учебника. Учатся самостоятельно формулировать вопросы для сравнения структуры и жизни общества Древней Руси и западной Европы в X-XIIвеках, делать выводы. Учатся искать материал, готовить рассказ по заданному плану Учатся анализировать репродукции, работать с иллюстрациями.

У обучающихся формируется образ социального устройства Киевской Руси.

§6,

ПРТ

11

Культура Древней Руси

комбинированный

Кириллица, пергамен, береста, миниатюра, летописи, жития, крестово-купольная форма храма, Софийский собор, мозаика, фреска, канон, иконопись.

Древнерусская культура:фольклор (былины), влияние Византии (православная литература и идеи, кириллица, правила изобразительного искусства). Письменность: летописи, «Повесть временных лет» Нестора. Живопись (иконы, мозаики, фрески) и зодчество (София Киевская и София Новгородская).

Обучающиеся учатся целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную. (Создание учителем ситуации поиска необходимых доказательств для подтверждении или опровержения мнения о величайшем наследии культуры древней Руси)

Обучающиеся учатся организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы..

Обучающиеся учатся рассказывать о развитии культуры Киевской Руси. Описывать памятники древнерусского зодчества (Софийские соборы в Киеве и Новгороде) и древнерусской живописи (фрески, мозаики, иконы), предметы декоративно-прикладного искусства и др.

Обучающиеся осваивают общекультурное наследие. Учатся эмоционально положительно принимать свою этническую принадлежность

§7

ПРТподготовка (по желанию учащихся) презентаций, выступлений о культуре Киевской Руси.

12

Быт и нравы Древней Руси

комбинированный

Скоморохи, гусляры, хоромы, порты, зипуны, кожухи, епанчи, понева

Рассказывать о жизни горожан, различать типы жилищ восточных славян Описывать жизнь и быт, верования славян

Обучающиеся учатся при планировании достижения целей (при работе над мини проектом) самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения. Овладевать основам саморегуляции в познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей.

Учатся работать в группе, устанавливать рабочие взаимоотношения, эффективно сотрудничать, строить продуктивное взаимодействие

Высказывать суждения о значении наследия Древней Руси для современного общества

У обучающихся формируется образ социального устройства Киевской Руси. Обучающиеся осваивают общекультурное наследие

§8, ПРТ

13

Древняя Русь (в VIII- первой половине XII века)

Повторительно-обобщающий урок

Цель: закрепить знания об особенностях процесса возникновения и развития государственности на территории Восточной Европы, основных направлениях и итогах деятельности великих русских князей, причинах и последствиях принятия восточнославянским обществом христианства.

Глава II. Русь Удельная в XII-XIII веках. (12 часов)

14

Начало раздробления Древнерусского государства

комбинированный

Лествичная система престолонаследования

Проблема начала распада Древнерусского государства на уделы. Отношение Руси и жителей Степи (половцы). Личность Владимира Мономаха и Любечский съезд князей 1097 года.

Обучающиеся учатся составлять план работы, последовательность действий на уроке, осуществлять констатирующий контроль по результатам действий на уровне произвольного внимания.

Обучающиеся учатся осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь при изучении новой темы

Обучающиеся учатся характеризовать положение отдельных групп населения, используя отрывки из «Устава» Владимира Мономаха, учатся анализировать документы и делать выводы. Составлять характеристику, исторический портрет личности Владимира Мономаха. Давать оценку лествичной системе престолонаследия, приводить доказательства ее несовершенства. Учатся структурировать текст параграфа, находить главную и второстепенную информацию

Обучающиеся учатся давать и объяснять собственную оценку действиям Владимира Мономаха

§9

15

Главные политические центры Руси Южная Русь

комбинированный

Удел, натуральное хозяйство, раздробленность Юрий Долгорукий. «Слово о полку Игореве»

Государственная раздробленность Руси с начала XII века: причины, черты, Крупнейший самостоятельный центр Руси - Киевское княжество, особенность его географического положения, социально-политического и культурного развития последствия.

Обучающиеся учатся выделять и осознавать то, что уже усвоено и то, что еще предстоит усвоить, осознанию качества и уровня усвоения материала. Оцениванию результатов работы.

Обучающиеся самостоятельно планируют свою работу с учебным материалом, при поиске ответа на проблемный вопрос учителя: «Почему в удельный период Киевская земля превратилась в арену борьбы между князьями»

Обучающиеся учатся формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности при работе над вопросом «Значение удельного периода в истории России» Продолжают формировать умение - давать устный отзыв на ответы одноклассников

Обучающиеся учатся объяснять смысл понятия политическая раздробленность с опорой на знания из курса истории Средних веков. Актуализация знаний и применения их в новых изменившихся условиях. Обучающиеся учатся называть хронологические рамки периода раздробленности. Раскрывать причины и последствия раздробленности. ( Устанавливать причинно-следственные связи) Показывать на исторической карте территории крупнейших самостоятельных центров Руси. Обучающиеся учатся работать с исторической картой. Показывать на исторической карте расположение крупнейшего Киевского княжества. Учатся давать характеристику княжества по плану: 1) географическое и политическое положение 2) соседи и внешняя политика, 3)особенности управления княжеством, 4)особенности хозяйства и основные занятия жителей, 5)Яркие исторические личности, 6)памятники истории и культуры.

Обучающиеся учатся основам социально критического мышления при работе над таблицей «положительные и отрицательные последствия раздробленности Руси». Формирование устойчивого познавательного интереса при самостоятельном поиске ответа на вопрос

§10 таблица

16

Новгородское государство

комбинированный

Кончанский ,уличанские старосты, посадник, тысяцкий, архиепископ

Крупнейший самостоятельный центр Руси - Новгородская земля, особенность еегеографического положения, социально-политического и культурного развития

Обучающиеся учатся анализировать условия достижения цели на основе выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.

Обучающиеся учатся формулировать собственное мнение и позицию, координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке совместного вывода о преимуществах и недостатках Новгородской системы управления

Обучающиеся учатся работать с исторической картой. Показывать на исторической карте расположение Новгородской земли. Учатся давать характеристику Новгородской земли по плану: 1) географическое и политическое положение 2) соседи и внешняя политика, 3)особенности управления княжеством, 4)особенности хозяйства и основные занятия жителей, 5)Яркие исторические личности, 6)памятники истории и культуры.

Формирование устойчивого познавательного интереса при самостоятельном поиске ответов на вопросы. Осознание сильных и слабых сторон системы управления в Новгороде.

§11

17

Юго-Западная Русь

комбинированный

Ярослав Владимирович Осмомысл

Крупнейшие самостоятельные центры Руси -Галицкое и Волынское княжества, особенности их географического положения, социально-политического и культурного развития

Обучающиеся самостоятельно планируют свою работу с учебным материалом, при поиске ответов на проблемные вопросы учителя: «Почему именно в Галицком и Волынском княжествах раньше других возникли боярские вотчины», «В чем, по вашему мнению, были преимущества единого Галицко-Волынского княжества»

Продолжают формировать умение - давать устный отзыв на ответы одноклассников

Обучающиеся учатся работать с исторической картой. Показывать на исторической карте расположение крупнейших Галицкого и Волынского княжеств. Учатся давать характеристику княжеств по плану: 1) географическое и политическое положение 2) соседи и внешняя политика, 3)особенности управления княжеством, 4)особенности хозяйства и основные занятия жителей, 5)Яркие исторические личности, 6)памятники истории и культуры.

Формирование устойчивого познавательного интереса при самостоятельном поиске ответов на вопросы

§10, таблица

18

Владимиро-Суздальская Русь

комбинированный

Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо,

Крупнейший самостоятельный центр Руси - Владимиро-Суздальское княжество, особенность его географического положения, социально-политического и культурного развития

Обучающиеся учатся устанавливать целевые приоритеты, планировать пути достижения целей

Обучающиеся учатся навыкам инициативного сотрудничества в поиске и сборе информации, умению осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Обучающиеся учатся работать с исторической картой. Показывать на исторической карте расположение Владимиро-Суздальского княжества. Учатся давать характеристику княжеству по плану: 1) географическое и политическое положение 2) соседи и внешняя политика, 3)особенности управления княжеством, 4)особенности хозяйства и основные занятия жителей, 5)Яркие исторические личности, 6)памятники истории и культуры.

Формирование устойчивого познавательного интереса при самостоятельном поиске ответов на вопросы.

§11, таблица. Используя дополнительный материал составить исторический характеристику Долгорукого, Боголюбского по выбору уч-ся

19-20

Нашествие с Востока

Урок изучения нового материала

Темучин-Чингисхан, Джучи, Батый.

Борьба против внешней агрессии в XIII веке и монгольское завоевание: империя Чингисхана, битва на Калке, поход Батыя на Русь 1237-1242 (причины поражения, последствия).

Обучающиеся учатся самостоятельно оценивать правильность выполнения действий, вносить необходимые коррективы в исполнение. Учатся основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса при работе над вопросом «К каким последствиям может привести монгольское нашествие на русские земли»?

Обучающиеся учатся устанавливать рабочие отношения в группе, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем.

Обучающиеся учатся актуализировать знания из курса всеобщей истории о монгольской державе. Обучающиеся учатся основам изучающего чтения, структурированию текста, включая умение выделять главное и второстепенное. Учатся выстраивать последовательность описываемых событий. Устанавливать причинно-следственные связи

Осознание своей этнической принадлежности через эмоциональное сопереживание трагического прошлого в истории нашего государства

§12

21

Борьба Руси с западными завоевателями

комбинированный

Александр Невский. Орден меченосцев, Ливонский орден, тевтонский орден. Невская битва, ледовое побоище

Экспансия с Запада (причины). Александр Невский: личность в свете источников, Невская битва 1240 г. и Ледовое побоище 1242 г.

Обучающиеся учатся основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса при выдвижении гипотез в работе над проблемным вопросом: «Какие бы могли быть последствия для Руси если бы натиск с запада не удалось остановить».

Обучающиеся учатся умению формулировать собственное мнение, аргументировать его и координировать его с позициями партнеров.

Обучающиеся учатся рассказывать (на основе информации учебника, отрывков из летописей, карты и картосхемы) о Невской битве и Ледовом побоище. Раскрывать причины экспансии с запада. Осуществляя расширенный поиск информации при составлении исторической характеристики Александра Невского.

У обучающихся формируется чувство патриотизма, гордости за свою страну.

§13 ПРТ

22

Русь и Золотая Орда

комбинированный

Курултай, ярлык, баскаки, численники,

Русь и Орда: установление зависимости (ханские ярлыки, уплата дани и т.д.).

Золотая Орда: укрепление государства. Борьба населения русских земель против ордынского владычества.

Обучающиеся учатся основам саморегуляции в учебной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью на уроке, направленным на достижение целей.

Обучающиеся учатся адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникационных задач, владению устной речью, умению строить монологическое высказывание.

Обучающиеся учатся объяснять, в чем выражалась зависимость русских земель от Золотой орды, характеризовать повинности населения. Структурировать тексты параграфа, выделяя главное и второстепенное. Умению сравнивать две противоположные тактики, которые использовали русские князья во взаимоотношениях с Ордой, объяснять причины подобной политики.

Осознание своей этнической принадлежности через эмоциональное сопереживание трагического прошлого в истории нашего государства

§14

23

Русь и Литва

комбинированный

Гедимин,Ольгерд,Витовт. Речь Посполитая уния, шляхта, рада.

Русь и Великое княжество Литовское: объединение литовскими князьями западных и южных земель Руси.

Обучающиеся учатся осуществлять актуальный контроль на уровне произвольного внимания. Самостоятельно составлять план и последовательность действий при поиске ответа на проблемные вопросы о значении Кревской унии для будущего русских земель в составе литовского княжества.

Обучающиеся учатся в совместной деятельности четко формулировать цели группы и позволять ее участникам проявлять собственную инициативу для достижения этих целей.

Обучающиеся учатся основам изучающего чтения. Учатся устанавливать причинно-следственные связи. Сравнивать, находить общее и отличное в общественном и государственном устройстве Великого княжества литовского и Киевского княжества

У обучающихся формируется устойчивый познавательный интерес. Формируются эмоционально положительное восприятие своей этнической принадлежности

§15

24

Культура русских земель в XII-XIII веках

Урок изучения нового материала

Упадок русской культуры после монгольского завоевания. Завершение христианизации. Возрождение русской культуры в XIV-XV веках: памятники литературы времен борьбы с Ордой, каменное зодчество, идеи творчества Феофана Грека и Андрея Рублева (икона «Троица»).

Обучающиеся учатся умению оценивать правильность выполнения учебной задачи.

Обучающиеся учатся умению осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной речью, монологической контекстной речью.

Обучающиеся учатся описывать памятники культуры (архитектуры, иконописи второй половине XII-XIII вв.). Раскрывать значение содержания, патриотическую направленность литературного творчества. Учатся сравнивать различные архитектурные стили, сложившиеся в данный период.

Освоение общекультурного наследия Руси, уважение истории, культурных и исторических памятников.Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия

§16

25

Обобщающее повторение

Русь Удельная в XII-XIII веках.

Возникновение Киевской Руси. Социально-политическое устройство государства. Особенности внутренней и внешней политики князей в IX-XII веках. Русь Удельная. Достижения Древнерусской культуры. Роль христианства.

Планируют цели и способы взаимодействия. Удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности. Оценивают свои достижения

Обучающиеся учатся обмениваться мнениями, слушать друг друга. Проявляют заинтересованность не только с личном успехе, но и в развитии успешной деятельности своего класса.

Находят дополнительную информацию, самостоятельно работают со справочной литературой, создают индивидуальные презентации. Учатся выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядным материалом. Учатся основам реализации проектно-исследовательской деятельности.

Учатся эмоционально положительно принимать свою этническую принадлежность

Глава III. Московская Русь в XIV-XVI веках. (13 часов)

26

Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества

комбинированный

Черносошные крестьяне, трехпольная система севооборота. Хан Узбек. Иван Калита.Чолхан

Пик раздробленности Северо-Восточной Руси. Восстановление хозяйства: крестьянский труд, вотчинные хозяйства князей, бояр и монастырей, восстановление городов. Начало объединения русских земель: борьба Москвы и Твери. Иван Калита (1325-1340): противоречивость поступков и значение для возвышения Москвы.

Обучающиеся учатся основам прогнозирования как предвидения развития процесса в будущем на основе анализа и оценки взаимоотношений Ивана Калиты с Ордой

Обучающиеся учатся давать и аргументировать оценку деятельности Ивана Калиты с точки зрения исторической перспективы..

Обучающиеся учатся показывать на исторической карте территорию Северо-Восточной Руси, основные центры собирания русских земель, территориальный рост Московского княжества. Оценивать факторы, которые предопределили экономический и политический подъем Московского и Тверского княжеств. Раскрывать причины и следствия объединения русских земель вокруг Москвы. Комментировать итоги правления Даниила в Москве

У обучающихся формируется понимание важности политического прогнозирования. Представление о большом значении личности в политическом процессе

§17, ПРТ

27

Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва

Урок изучения нового материала

Семен Гордый, Иван красный, Дмитрий Донской, митрополит Алексий. Мамай. Куликовская битва.Челубей. Андрей Серпуховский, Дмитрий Боброк-Волынский. Тохтамыш

Взаимоотношения Москвы с Ордой. Дмитрий Донской (1359-1389 гг.): особенности личности, вклад в объединение Руси. Куликовская битва (1380 г.): причины, ход, значение для Руси и русского народа.

Обучающиеся учатся целеполаганию, включая постановку новых целей. Преобразование практической задачи в познавательную, самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе выделенных учителем действия в новом учебном материале

Обучающиеся учатся давать и аргументировать оценку деятельности Дмитрия Донского. Учатся задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с одноклассниками. Учатся осуществлять контроль, оценку деятельности.

Обучающиеся учатся устанавливать причинно-следственные связи при изучении вопроса об изменении отношения Руси с Золотой Ордой всер.XIV века. Объяснять причины, ход и значение Куликовской битвы. Учатся анализировать учебный материал при работе над вопросом: « Кто и почему примкнул к войску Мамая, а кто поддержал Дмитрия Ивановича».

У обучающихся формируются чувство гордости за свою страну, уважения к истории, эмоционально положительное принятие своей этнической принадлежности.

§18

28

Московское княжество и его соседи в конце XIV - середине XV века

комбинированный

Тамерлан,

Едигей.Софья Витовтовна. Василий и Дмитрий Шемяка. Сибирское, Казанское, Астраханское, Касимовское ханства. Большая Орда.

Распри в Московском княжестве, распад Золотой Орды (с 1420-х годов) и образование самостоятельных татарских ханств - Крымского, Казанского и т.д.

Обучающиеся учатся самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

Обучающиеся учатся работать в коллективе, умению формулировать собственное мнение и позицию (при оценке поведения князей в династической войне), аргументировать ее и координировать ее с позициями одноклассников

Обучающиеся учатся делать выводы о последствиях династических войн для Московского княжества и других удельных земель. Формулировать проблему наследования власти в государстве. Раскрывать причины распада Золотой Орды, сравнивать ее процессом дробления других государств в эпоху Средневековья, самостоятельно выбирать основания и критерии для сравнения.

Обучающиеся учатся основам социально критического мышления

§19

29

Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества

комбинированный

Иван III,Марфа Борецкая, хан Ахмат

Иван III (1462-1505): черты личности и значение правления для судьбы страны. Свержение золотоордынского ига: 1480 г. - Стояние на реке Угре. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы: причины, значение присоединения Новгорода (1478 г.), завершение процесса при Василии III.

Обучающиеся учатся самостоятельно планировать пути достижения цели, умению оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

Развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

Обучающиеся учатся задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности, формулировать собственное мнение, аргументировать его и координировать его с позициями партнеров

Обучающиеся учатся навыкам поискового и изучающего чтения при заполнении таблицы

Удельные княжества и земли

Годы и способы присоединения к Москве

Значение присоединенных земель для Москвы.

Показывать на карте рост территории Москвы. Объяснять значение создания единого Русского государства. Учатся описывать «Стояние на реке Угре». Учатся составлять характеристику ИванаIII.

У обучающихся формируется чувство российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, ее историческое прошлое

§20

30

Московское государство в конце XV - начале XVI века.

Урок изучения нового материала

Местничество, Дворец, Казна, кормления, наместники, царь, волости, дворяне, сословия, поместье. Судебник, юрьев день. Софья Палеолог. Филофей.

Становление органов власти и государственных порядков Российского государства: Судебник 1497 года, власть государя, Боярская дума, зарождение приказов, местничество, государево тягло, роль православной церкви. Теория «Москва - третий Рим». Государственная символика России (герб, Московский Кремль)

Формы землевладения: вотчины и поместья. Оброки и барщина, Юрьев день. Слои населения (бояре, дворяне, крестьяне и другие).

Обучающиеся учатся самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

Обучающиеся учатся в совместной деятельности четко формулировать цели группы и позволять ее участникам проявлять собственную инициативу для достижения этих целей.

Обучающиеся учатся выявлять на основе текста и схем учебника изменения в политическом строе Русского государства, системе управления страной. Раскрывать содержание и оценивать значение Судебника 1497 года. Использовать содержащиеся в судебники сведения в рассказе о положении крестьян. Раскрывать роль православной церкви в становлении и развитии российской государственности. Объяснять смысл теории «Москва - Третий Рим». Сравнивать российское общество в начале XVIвека с обществом европейских стран в позднем средневековье.

Обучающиеся учатся основам социально критического мышления

§21

31

Церковь и государство в конце XV - начале XVI века

Урок изучения нового материала

Митрополит Ион, Иосиф Волоцкий.Сергий Радонежский. Троицкий монастырь.

Пересвет, Ослябя., Нил Сорский, иосифляне, нестяжатели, Филофей

Роль церкви в общественной жизни Руси и Сергий Радонежский: основание Троицкого монастыря и значение духовного подвига. Обретение Русской церковью независимости.

Иосифляне и нестяжатели. Стоглавый собор, его решения. Установление патриаршества

Принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителей ориентиры действий

Принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Актуализация знаний об организации церкви в Древней Руси. Обучающиеся устанавливают причинно-следственные связи при ответе на вопрос: « Почему именно Москва становится религиозным центром Руси»? описывают этапы обретения русской церковью независимости.

Актуализировать свои знания о ересях средневековой Европы, сравнивать их с ересями на Руси. Сравнивать взгляды иосифлян и нестяжателей. Структурировать материал.

Обучающиеся учатся давать и объяснять собственную оценку действиям Сергия Радонежского, Пересвета, Осляби. Усваивают гуманистические, ценности.

Учатся определять свое собственное отношение к разным религиозно-нравственным позициям (Иосиф Волоцкий , Нил Сорский

§22

32-33

Реформы Избранной рады

комбинированный

Елена Глинская, Адашев, Курбский, Сильвестр. Избранная Рада, Земский Собор. Подьячие. Стрелецкое войско.

Правление Ивана IV (1533-1584) и черты его личности. Венчание на царство в 1547 году. «Избранная рада». Реформы середины XVI века: Судебник 1550 года, приказной системы, начало созыва Земских соборов, Стоглавый церковный собор, организация стрелецкого войска.организация

Обучающиеся учатся овладевать основами прогнозирования в познавательном вопросе как предвидения будущих событий и развития процесса. Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий при работе с учебным материалом.

Обучающиеся участвуют в обсуждении видеоматериалов, воссоздающих образ Ивана Грозного, а также в обмене мнениями о нем как правители и как человеке. Обучающиеся учатся задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности.

Обучающиеся учатся систематизировать учебный материал при заполнении таблицы «Реформы Ивана IV

Сферы

Преобразования

Значение

Гос-ое управление

Местное управление

Судебная власть

Финансовая система и налоги

Вооруженные силы.

Составлять характеристику Ивана Грозного.

У обучающихся формируется образ социально- политического устройства в период правления Ивана IV

§23

34

Внешняя политика Ивана IV

Урок изучения нового материала

Ливонская война. Стефан Баторий. Строгановы. Ермак Тимофеевич. Хан Кучум.

Присоединение Казанского ханства (1552 г.) и Астраханского ханства (1554-1556 гг.): цель и значение для России и народов Поволжья. Успешное начало Ливонской войны (1558-1583 гг.): цели и результаты.

Окончание Ливонской войны и ее итоги. Разорение страны. Поход Ермака (1581-1582 гг.) и присоединение Западной Сибири: цели, значение для России и сибирских народов.

Планируют решение учебой задачи, выстраивают алгоритм действий, корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом трудностей.

Взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии, принимают другое мнения и позицию, допускают существование различных точек зрения

Обучающиеся учатся основам изучающего, чтения. Структурированию текста, умению выстраивать последовательность описываемых событий. Учатся устанавливать причинно-следственные связи. Определять какие задачи и направления внешней политики России стали главными. Характеризовать основные направления внешней политики Ивана Грозного по алгоритму

Направления и цели внешней политики

Основные события

Результаты.

Делить выводы о ее результативности. Учатся работать с картой.

Выражают свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу, проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи.

§24

35

Опричнина.

проблемный

Опричнина, земщина

Опричнина (1565-1572 гг.): цели, методы, результаты. Вопрос о пределах царской власти.

Учатся целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную. Учатся самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.

Взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии, принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.

Обучающиеся учатся основам изучающего, чтения при поиске ответа на вопрос о том какой точки зрения на причины и цели опричнины придерживается автор учебника. Учатся устанавливать причинно-следственные связи. Учатся давать характеристику особенностям внутренней политики Ивана Грозного, давать свою оценку ее целесообразности. Описывать внутреннее и внешнее положение страны после смерти Ивана IV.

Проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успеха учебной деятельности Определять свое отношение к опричному террору

§25

36

Просвещение, устное народное творчеств XIV-XVI века

Комбинированный

Иван Федоров. «Домострой». Афанасий Никитин. Аристотель Фиораванти, Антон и Марк Фрязины, Алевиз Миланец, Пьетро Антонио Солари. Дионисий. Барма и Постник Яковлев. Федор Конь. Шатровый стиль

Формирование самобытной культуры Российского государства (шатровый стиль, книжная культура, бытовые правила и «Домострой»). Иван Федоров и начало книгопечатания (1564 г. - «Апостол»).

Оценивают свою работу на уроке; анализируют свое эмоциональное состояние, полученное от успешной / не успешной работе на уроке.

Вступают в речевое общение, участвуют в диалоге, работают с книгой, иллюстрациями

Обучающиеся учатся составлять описание памятников материальной и художественной культуры, объяснять, в чем состояло их назначение, оценивать их достоинства

Освоение общекультурного наследия России. Чувство гордостиза свою Родину.

§26

37

Архитектура и живопись в XIV -XVI веках

Аристотель Фиораванти, Барма и Постник

Феофан Грек, Андрей Рублёв, Дионисий

Обучающиеся учатся умению оценивать правильность выполнения учебной задачи.

Обучающиеся учатся умению осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной речью, монологической контекстной речью.

Обучающиеся учатся умению осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной речью, монологической контекстной речью.

Составлять описание памятников материальной и художест­венной культуры, объяснять, в чем состояло их назначение, оценивать их

достоинства.

Характеризовать основные жанры религиозной и светской литературы, существовавшие в Московской Руси ХVIв

Освоение общекультурного наследия Руси, уважение истории, культурных и исторических памятников. Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия

§27

38

Быт в XV -XVI веках

Кафтан, полати, харчевня, козырь, опашень, лампада

Учащиеся научатся оперировать понятиями и терминами: посад, красный угол, бабий кут, понева; давать характеристику традиций и обычаев на Руси

Обучающиеся учатся целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную

Вступают в речевое общение, участвуют в диалоге, работают с книгой, иллюстрациями

Учатся анализировать репродукции, работать с иллюстрациями.

Давать оценку и выражать свое отношение к роли и влиянию культурного наследия Руси на развитие общества

§28

39

Московская Русь в XIV-XVI веках

Урок применения знаний и умений

Борьба против внешней агрессии в XIII веке. Выдающиеся исторические личности. Возвышение Москвы. Достижения культуры в XIII-XVвеках. Роль христианства в объединении русских земель и противостоянии Золотой Орде.

Планируют цели и способы взаимодействия. Удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности. Оценивают свои достижения

Обучающиеся учатся обмениваться мнениями, слушать друг друга. Проявляют заинтересованность не только с личном успехе, но и в развитии успешной деятельности своего класса.

Находят дополнительную информацию, самостоятельно работают со справочной литературой, создают индивидуальные презентации. Учатся выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядным материалом. Учатся основам реализации проектно-исследовательской деятельности.

Учатся эмоционально положительно принимать свою этническую принадлежность

40

ИсторияРоссии с древнейших времен до конца XVI века

Урок повторения, обобщения.

Основные понятия, персоналии, даты-события

Основные вопросы курса.

Прогнозируют результаты усвоения учебного материала; принимают и сохраняют учебную задачу

Взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии.

Актуализация знаний. Рефлексия.

Сохраняют мотивацию учебной деят-ти, выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ не успешности учебной деятельности

Повторение


© 2010-2022