Разработка урока по истории Дух. жизнь российского общества в 20-30 гг. XIX в

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока:




Духовная жизнь русского общества второй половины 20х-30х гг. XIX века.

Цели:

Образовательная - познакомить учащихся с жизнью русского общества второй половины 20х-30х гг. XIX века.

Развивающая - развивать интерес учащихся к общественной жизни русского общества.

Воспитательная - формировать у учащихся уважение к российским традициям, гражданскую сознательность, уважение к выдающимся историческим деятелям, просветителям XIX.

Тип урока: урок сообщения новых знаний.

Оборудование: учебник, доска.

Литература:

Левандовский А.А.История России, XIX век: учеб. Для 8 кл. общеобразоват. учреждений/А.А.Левандовский; под ред. А.Н. Сахарова; Рос акад. наук, Рос. акад. образования- М.: Просвещение, 2006.

Пашков Б.Г. История России.XVIII-XIX века: Учеб. Для 8 кл. общеобразоват. учеб. заведений.- 2-е изд., стереотип-М.: Дрофа, 2002.

Захарова Е.Н. История России.XIX-начало XX века: учеб для 8 кл.-М.:Мнемозина, 1998.

Понятия: интеллигенция, публицистика, салон, социализм, диалектика.

Ход урока.

Методы и методические приемы

Содержание урока

Предполагаемые ответы учеников











Беседа













Повествование








Персонификация




Работа с текстом учебника, выделение главного




Рассказ












Работа с иллюстрацией в учебнике



Рассказ









Беседа






Работа с документом

Заключительная беседа

ЗРазработка урока по истории Дух.жизнь российского общества в 20-30 гг. XIX вдравствуйте, ребята! Проверьте свою готовность к уроку.

…Мы - дети декабристов

И мира нового ученики,

Ученики Фурье и Сен - Симона.

Мы поклялись, что посвятим всю жизнь

Народу и его освобожденью,

Основою положим соцьялизм.

Н.П. Огарев.

В этих строках Огарев ярко выразил состояние русского общества того времени.

Сегодня тема нашего урока: «Духовная жизнь русского общества второй половины 20х-30х гг. XIX века».

Запишите число и тему урока в тетрадь.

Сегодня мы с вами будем работать по плану, его также запишите себе в тетрадь.

План.

1. Общество после восстания декабристов.

2. Дружеские кружки.

3. «Философическое письмо» П.Я. Чаадаева.

В первом пункте мы с вами поговорим, как восстание декабристов повлияло на жизнь общества, на русскую интеллигенцию, узнаем о новых формах общественной жизни.

Во втором пункте узнаем о деятельности дружеских кружков, об их членах, о влиянии на русскую общественную мысль социализма, немецкой классической философии.

В последнем пункте поговорим о личности П.Я. Чаадаева, о его взглядах, о его научном труде.

Перед непосредственным изучением темы я поставлю перед вами проблемный вопрос, который звучит так: «Почему после 1825 года русское образованное общество находилось в полусонном состоянии?», запишите его в тетрадь, в конце урока каждый попытается на него ответить.

Как вы понимаете, что такое духовная жизнь?

Правильно. Молодцы!

Теперь вспомните, какие виды культуры существуют?

Хорошо.

Культура

Разработка урока по истории Дух.жизнь российского общества в 20-30 гг. XIX вРазработка урока по истории Дух.жизнь российского общества в 20-30 гг. XIX в

материальная духовная

Мы будем с вами говорить о духовной жизни общества, чем занималось русское общество, как оно влияло на развитие всей культуры.

Как известно, носителем духовной культуры в любом обществе всегда является интеллигенция. Вы согласны с этим?

Как вы понимаете, что такое интеллигенция?

Хорошо, молодцы.

Записываем определение в тетрадь.

Кого вы уже знаете из истории, как носителей духовной культуры?

Правильно.

Поэтому 1 вопрос, который мы должны рассмотреть - русское общество после восстания декабристов.

Вспомните, когда было и чем закончилось восстание декабристов?

Почему?


Правильно, молодцы.

Но какое влияние оказали декабристы на последующее поколение русской интеллигенции. «Декабристы разбудили Герцена» и сегодня вы поймете, что означает это высказывание.

После восстания декабристов стали возникать новые кружки, пытавшиеся продолжить дело декабристов: в 1827 возник кружок братьев Критских, в 1831 - кружок Сунгурова. Однако, вот такой большой организации, как у декабристов - а какие были у них организации? - было создать уже в 30е гг. невозможно.

Как вы думаете почему?

Вспомните, как Николай I расправился с декабристами.

Создание серьезной организации, подобной декабристской, в то время было нереально: власть - слишком сильна; общество - слишком напугано и разочаровано в возможностях выступлений. При этом количество недовольных отнюдь не становилось меньше, напротив, число противников самодержавного правления и крепостного права медленно, но постоянно возрастало.

Помимо кружков создавались различные журналы, которые распространяли передовые идеи общества.

Это, например, журнал Н.А. Полевого, который назывался «Московский телеграф», он был одним из самых популярных.

Существовали также салоны. В Москве и Петербурге, в гостиных графини Ростопчиной и князя Одоевского, в более скромных покоях Елагиной и поэтессы Каролины Павловой, во многих других местах в установленные дни собирались писатели, ученые и общественные деятели.

Посмотрите на экран, вы видите интерьер одного из салонов того времени.

Давайте посмотрим еще на одну иллюстрацию. Перед вами небольшой зал, в котором собрались представители передового общества, они беседуют. В разговоре принимают участие как мужчины, так и женщины. Кто-то высказывает свою точку зрения по какой-то проблеме. Давайте на минуту очутимся с вами в этом салоне. Представьте вы представитель интеллигенции, можете придумать себе имя, фамилию. Какие проблемы мы можем обсудить? Кого встретить?

Одним из самых значительных явлений общественной жизни в России в 20 - 30 гг. стали дружеские кружки.

Переходим ко 2 вопросу.

Посмотрите на экран.

Какие это были кружки, самостоятельно читаете стр. 119, 2 абзаца. Прочитайте вопросы на экране и потом ответите.

1) Кого объединяли кружки в отличие от салонов?

2) Ставили ли революционные задачи эти кружки?

3) Кто из мыслителей выделился в этих кружках?

Одним из создателей учения утопического социализма был французский мыслитель А. Сен - Симон. Посмотрите на его портрет. Он говорил, что будет уничтожено угнетение, каждый человек сможет раскрыть свои возможности и проявить себя в жизни.

Что вы знаете про социалистов-утопистов?

Почему учение называлось утопическим?

В то время возникает кружок молодых тогда людей Александра Ивановича Герцена и Николая Павловича Огарева. На экране вы видите их портреты. Они дружили с детства, но вот только Огарев происходил из крестьянской семьи, а Герцен был сыном знатного дворянина. Поэтому, видя в каком положении, находится его друг, Герцен еще в детстве возненавидел социальное неравенство, что есть бедные и богатые, что его друг Коля Огарев не мог позволить себе того, что мог позволить себе Герцен. Будучи маленькими, они забрались на Воробьевы горы, откуда была видна вся Москва, и поклялись вечной дружбе, преданности и решили до конца своих дней вести борьбу против всякой несправедливости.

В 1833 г. сложился кружок Станкевича. Посмотрите на экран. Он собрал замечательную молодежь, многим его членам - В.Г. Белинскому, В.П. Боткину, М.А. Бакунину, К.С. Аксакову, М.Н. Каткову, Т.Н. Грановскому - было суждено впоследствии сыграть большую роль в общественном движении.

В кружке они обсуждали немецкую классическую философию: труды Канта, Фихте, Шеллинга и, особенно, Гегеля.

Чем же привлекала немецкая классическая философия?

Поэт А.Жемчужников написал шуточное стихотворение:

В тарантасе, в телеге ли

Еду ночью из Брянска я,

Все о нем, все о Гегеле

Моя дума дворянская.

Из этих строк видно, что особой популярностью пользовались взгляды, идеи Гегеля, его учение о развитии, т.е. диалектика. Запишем понятие себе в тетрадь. Он говорил, что весь мир, сам человек, его мышление находятся в постоянном развитии, он считал, что все это развитие подчиняется одним и тем же законам.

Обратите внимание на портреты на стр. 120 вашего учебника.

На стр. 119 вы видите иллюстрацию «Бал в Москве 20х гг. XIX века» - здесь собиралась передовая молодежь. Как вы видите на балах между танцами они могли обсуждать важные проблемы

Посмотрите, не узнаете ли вы кого-нибудь?

Правильно. В то время было много публикаций. Что такое публицистика?

Таким ярким примером было «Философическое письмо» Чаадаева. Переходим к 3 вопросу.

Чем же оно было так знаменито, что вошло в историю, в учебники по истории и до сих пор изучается в школе.

Оно было опубликовано в журнале «Телескоп» в 1836 г.

Посмотрите на экран, видите портрет Чаадаева, обложку журнала и начало письма.

Петр Яковлевич Чаадаев родился в 1794 году. Рано лишился родителей. В 1809 г. поступил в Московский университет, в 1812 г. пошел на войну с Наполеоном. Затем познакомился с Пушкиным и стал одним из самых близких друзей поэта. Он много путешествовал, значительное влияние на него оказала немецкая классическая философия.

Письмо носило частный характер.

В нем он затронул две стороны:

1) вопрос о разных путях развития России и Западной Европы

Он говорил, что Россия и Западная Европа - это два разных континента, что у России свой путь развития, а у Запада свой.

2) Чаадаев увидел большую разницу между православием и католичеством

А к какой ветви относятся православие и католичество?

Чаадаев был твердо убежден, что католичество является истинно христианской верой, а православие - заблуждением.

А вы ребята знаете, чем отличаются католичество и православие?

Вы же смотрите сериалы, кому отдают предпочтение католики?

А православные?

В католичестве - костел, в нем обязательно играет орган, в православии - храм, где сопровождает молебен церковный хор певчих.

Христианство является одной из мировых религий.

А какие еще мировые религии вы знаете?

Чаадаев отдает предпочтение католичеству. Спор о двух путях развития, который затронул Чаадаев в своем письме, вызвал широкий отклик всей мировой общественности и представляете себе, этот спор идет до сих пор. Почему?


Давайте прочитаем с вами это письмо. Я вам прочитаю, а вы следите по книге, ответим на вопросы на стр. 124.

Давайте подведем итоги, что мы с вами узнали.

А теперь ответим на вопрос: Почему после 1825 года русское образованное общество находилось в полусонном состоянии?

Молодцы, хорошо.

Да, мы с вами узнали, что составляет суть духовной жизни русского общества, какие формы общественной жизни существовали в то время, а именно кружки, салоны, создаются журналы, выяснили, что носителем духовной жизни является интеллигенция, которая хотела изменить Россию, потому что она как никто другой понимала, как крепостное право задерживает ее развитие.

У кого-нибудь есть вопросы?

Сейчас я отмечу вашу работу на уроке.

Запишите домашнее задание: прочитать параграф 17, ответить на вопросы, стр. 123.












Это часть культуры общества.




Да, согласны.

Все те, кому не безразлична судьба страны.

Декабристов.


14 декабря 1825

поражением

Потому что они были страшно далеки от народа, они не привлекли на свою сторону народ.



Северное и южное общества.

Жестокая расправа.












Единомышленников

Нет.

Герцен, Станкевич, Огарев.


Все эти идеи были бесконечно далеки от жизни.








Своей глубиной, логикой, научностью.






Пушкин. Поэт, писатель, он относился к передовой части общества.

Письма, газеты, журналы, которые могли дойти до широких масс.








Христианство.


Деве Марии

Иисусу Христу.


Ислам и буддизм.


До сих пор, одни считают, что Россия не должна подражать Западу, а другие - что она должна все взять от Запада.

Узнали о духовной жизни русского общества.




© 2010-2022