Задания олимпиады по истории

Раздел История
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Задания олимпиады по истории

2015 год


Задание 1. Знаменитая пещера на Урале, известная, благодаря наскальным рисункам первобытного человека эпохи палеолита

АЗадания олимпиады по истории) Альтамира

Б) Каповая

В) Ласко

Г) Мамонтовая Курья

Д) Медвежья

За 1 задание максимально 1 балл.

Задание 2. Историк должен грамотно писать исторические понятия и термины. Впишите правильную букву или буквы вместо пропусков (там, где это необходимо).

1) пр…текц…онизм;

2) к…л…егия;

3) …с…мблея;

4) с…кул…р…зация.

За 2 задание максимально 4 балла.

Задание 3. Укажите исторические термины, которые объяснены неточно:

1) Барщина - повинность, отбываемая крепостными в пользу помещика.

2) Путь «из варяг в греки» - направления грабительских походов варягов/норманнов.

3) Коллегии - органы управления в Российской империи в XVIII веке.

4) Стрельцы - телохранители императора России.

5) Соха - единица податного обложения на Руси в XIII - XVII веках.

За 3 задание максимально 4 балла.

Задание 4. Определите только верные положения.

1) Шапка Мономаха подарена ханом Батыем Ивану Калите.

2) Псков был самостоятельным государством до 1510 г.

3) Василия Шуйского насильно постригли в монахи в 1610 г.

4) Первый морской корабль в России построил царь Петр I.

5) «Древняя Российская история» написана М.В. Ломоносовым.

6) А.В. Суворов - первый полный Георгиевский кавалер.

7) Царское Село - загородная царская резиденция с XVIII века.

8) И.П.Кулибин изобрел артиллерийское орудие « Единорог».

За 4 задание максимально 4 балла.

Задание 5. Определите по изображению историческую личность (главу русского государства определенного периода) и назовите ее. Укажите век, в котором правил этот человек.


А Задания олимпиады по истории Б Задания олимпиады по истории

В Задания олимпиады по истории

За 5 задание максимально 6 баллов.

Задание 6. Задание на знание дат. Выберите один правильный ответ в каждом вопросе.

а) Образование Киевского государства произошло в

  1. первой половине IX в.

  2. второй половине IX в.

  3. начале X в.

  4. середина X в.

б) В каком году произошло свержение золотоордынского ига?

1) 1480 г.

2) 1478 г.

3) 1438 г.

4) 1500 г.

в) В каком году Петр I принял титул императора?

  1. 1703 г.

  2. 1711 г.

  3. 1721 г.

  4. 1725 г.

г) К какому году относится крещение Руси?

1) 945 г.

2) 988 г.

3) 1015 г.

4) 1054 г.

д) Сколько длилась лет Ливонская война?

1) 10 лет

2) 20 лет

3) 15 лет

4) 25 лет

За 6 задание максимально 5 баллов.

Задание 7. Задание на знание выдающихся деятелей отечественной истории. Выберите один правильный ответ в каждом вопросе.

а) Первые статьи «Русской правды», свода законов Древней Руси, были составлены князем

  1. Рюриком

  2. Игорем

  3. Святославом Игоревичем

  4. Ярославом Мудрым

б) Кто в XIII в. возглавил нашествие монголо-татарских войск на Русь?

  1. Чингисхан

  2. Узбек

  3. Батый

  4. Тохтамыш

в) Выражение «Иду на Вы» было девизом князя

1) Рюрика

3) Ярослава Мудрого

2) Святослава Игоревича

4) Владимира Мономаха

г) Первым Московским царем был

1) Иван III

2) Василий III

3) Иван IV

4) Борис Годунов

д) Издание «Указа о единонаследии», «Табели о рангах», «Генерального регламента» относится к царствованию

  1. Анны Иоанновны

  2. Петра I

  3. Елизаветы Петровны

  4. Павла I

За 7 задание максимально 5 баллов

Задание 8. Назовите историческую личность.

а) Поговорка гласит, что Его головной убор был очень тяжел.

б) Он говорил: «Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет».

в) Его правление считалось очень мудрым.

г) Он получил титул первого императора в империи, омываемой водами трех океанов, и по праву заслужил славу законотворца, так как провел многие реформы.

За 8 задание максимально 4 балла

Задание 9. Сгруппируйте перечисленные ниже события по схеме: причина - следствие. В таблице вписать только буквы.

а) приход фашистов к власти в Германии;

б) назначение К.А. Мерецкова военным Советником Испанского революционного правительства;

в) Мюнхенский сговор;

г) борьба СССР за создание системы коллективной безопасности;

д) вступление немецких войск в Судетскую область Чехословакии;

е) вторжение японских войск в Маньчжурию;

ж) фашистский мятеж в Испании;

з) бои у озера Хасан.

За 9 задание максимально 4 балла


Задание 10. Соотнесите правителей России со временем их правления. Во втором столбике содержится одна лишняя дата.

А) Дмитрий Донской

Б) Екатерина II

В) Пётр I

Г) Владимир Святой

Д) Борис Годунов

Е) Николай II

Ж) Алексей Михайлович

З) Иван III

И) Александр I

1) 1801 - 1825 гг.

2) 1598 - 1605 гг.

3) 1325 - 1340 гг.

4) 1682 - 1725 гг.

5) 1762 - 1796 гг.

6) 1894 - 1917 гг.

7) 980 - 1015 гг.

8) 1359 - 1389 гг.

9) 1645 - 1676 гг.

10) 1462 - 1505 гг.

За 10 задание максимально 9 баллов.

Задание 11. Соотнесите даты и события. Одно из предложенных событий не относится к данным датам и является лишним.

А) 1993 г.

Б) 1812 г.

В) 1941 г.

Г) 1906 г.

Д) 1861 г.

Е) 1944 г.

Ж) 1825 г.

З) 1945 г.

И) 1996 г.

1) Оборона Брестской крепости

2) Восстание декабристов

3) Аграрная реформа Столыпина

4) Операция «Багратион»

5) Победа Ельцина на президентских выборах

6) Бородинское сражение

7) Отмена крепостного права

8) Сталинградская битва

9) Обстрел Белого дома в Москве

10) Ялтинская конференция

За 11 задание максимально 9 баллов.

Задание 12. Соотнесите правильно события и исторических деятелей. Один из исторических личностей в списке является лишним.

А) Бородинское сражение

Б) Учреждение Сената и Синода

В) Ливонская война

Г) Отмена крепостного права

Д) Крымская война

Е) Организация второго ополчения

Ж) Создание «Русской правды»

З) Разгром шведских рыцарей

И) Восстание Пугачёва

1) Александр Невский

2) Екатерина II

3) Павел I

4) Иван IV

5) Александр II

6) М.И. Кутузов

7) Минин

8) П.С. Нахимов

9) Пётр I

10) Ярослав Мудрый

За 12 задание максимально 9 баллов.

Задание 13. Соотнесите правильно события и исторических деятелей. Одно из событий во втором столбике лишнее.

А) И.В. Сталин

Б) Б.Н. Ельцин

В) Н.С. Хрущёв

Г) А.А. Брусилов

Д) В.И. Чуйков

Е) С.Ю. Витте

Ж) А.В. Колчак

З) В.И. Ленин

И) М.С. Горбачёв

1) Первая мировая война

2) Кубинский кризис

3) Свобода рынка и приватизация

4) Коллективизация

5) «Перестройка»

6) Октябрьская революция

7) Оборона Сталинграда

8) Олимпиада в Москве

9) Введение золотого рубля

10) Гражданская война на Урале

За 13 задание максимально 9 баллов.

Задание 14. Перед вами отрывки из «Воспоминаний и размышлений» Г.К. Жукова, относящихся к событиям Великой Отечественной войны.

Задание 14-1. Запишите буквы, обозначающие отрывки из воспоминаний, в хронологической последовательности.

Задание 14-2. Запишите напротив букв, обозначающих отрывки, пропущенные в текстах слова (имена военачальников, названия географических объектов, годы и т.д.).

Отрывки из воспоминаний Г.К. Жукова

А) В октябре [….] года стало ясно, что немецкое командование вынуждено будет перейти к стратегической обороне на всем Восточном фронте… Фашистская пропаганда развернула кампанию за «более тщательную и своевременную подготовку ко второй русской зиме». Чем же определялась сложность положения для верховного главнокомандования немецких вооруженных сил в тот период? С одной стороны, незавершенность стратегических целей, чрезмерная растянутость войск от Черного моря через Северный Кавказ, Сталинград, Дон и до Баренцева моря, отсутствие свободных стратегических резервов на фронте и в тылу страны, тяжелое морально-политическое состояние в немецких войсках. С другой стороны, все явственнее проявлялась возрастающая мощь Советского государства, успешное преодоление им экономических и военных трудностей.

Б) 30 июня [.…] года был создан чрезвычайный орган - [……] во главе с […..]. Он стал авторитетным органом руководства обороной страны, сосредоточившим в своих руках всю полноту власти. Гражданские, партийные, советские организации были обязаны выполнять все его постановления и распоряжения.

В) В середине мая [….] года вернулся в Москву А.М. Василевский. В это время в Генштабе заканчивалась разработка проектов всей документации к плану операции [……] (такое кодовое наименование получила Белорусская операция) и ее материально-техническому обеспечению.

Г) Я понимал, что означали два слова «сдать Киев» для всех советских людей… Но я не мог поддаваться чувствам, а как начальник [….…] обязан был предложить единственно возможное и правильное стратегическое решение в сложившейся обстановке. «Киев придется оставить», - твердо сказал я.

Д) В 3 часа 50 минут 1 мая на командный пункт 8-й гвардейской армии был доставлен начальник генерального штаба германских сухопутных войск генерал пехоты Кребс. Он заявил, что уполномочен установить непосредственный контакт с Верховным Главнокомандованием Красной Армии для переговоров о перемирии. В 4 часа генерал В.И. Чуйков доложил мне по телефону, что генерал Кребс сообщил ему о самоубийстве […..]. По словам Кребса, это произошло [………] в 15 часов 50 минут.

Е) На декабрьском совещании в Ставке [подводились итоги года]. К концу [….] года мы окончательно преодолели тяжелую обстановку и, обладая мощными силами и средствами борьбы, прочно удерживали в своих руках стратегическую инициативу и уже не так нуждались в открытии второго фронта в Европе. Однако в целях быстрейшего разгрома фашистской Германии и окончании войны всем нам хотелось, чтобы второй фронт был открыт в ближайшее время. Несомненно, нас радовали победы в Италии, у Эль-Аламейна, в районе Туниса и других местах. Но все же это было не то, чего мы так долго ждали от союзников, чтобы почувствовать их достойный вклад в войну.

Ж) 5 мая Ставке стало известно о восстании чехов в [….] и боях с немецкими войсками. Ставка приказала 1, 2 и 4-му Украинскому фронтам ускорить движение наших войск, чтобы поддержать восставших и не дать гитлеровцам подавить восстание. Выполняя приказ Ставки, фронты бросили туда свои подвижные войска. В ночь на […] мая они вышли в район города, а утром вошли в город, горячо приветствуемые населением.

З) Положение Ленинграда с […….] [….] года стало крайне опасным. Сообщение с Большой землей могло осуществляться только через […..] озеро и по воздуху, под прикрытием нашей авиации. Начались бомбежки и варварские артиллерийские обстрелы города. Фашистские войска нажимали со всех сторон.

И) 23 [……] [….] года взятием […….] завершилось это крупнейшее сражение Великой Отечественной войны в районе Курска, Орла, Белгорода… Закончилось оно разгромом главной группировки немецких войск, на которую Гитлер возлагал так много военно-политических надежд.

За 14 задание максимально 27 баллов.

Задание 15. Период Смутного времени в России завершился в 1613 г. Назовите имя и фамилию царя, с которым связано окончание Смуты в России. Назовите три события из периода Смуты, которые способствовали завершению Смутного времени.

За 15 задание максимально 4 балла.

Задание 16. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказывают различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующая в исторической науке.

«Одним из важнейших источников победы советского народа в Великой Отечественной войне была роль Верховного главнокомандующего И. В. Сталина».

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

1) …….

2) …….

Аргументы в опровержение:

1) …….

2) …….

За 16 задание максимально 4 балла.

Задание 17. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствую­щего периода.

Из мемуаров советского военачальника


«Перебрав все возможные варианты, мы решили предложить И.В. Сталину следующий план действий: первое - активной обороной продолжать изматывать противника, второе - приступить к подготовке контрнаступления, чтобы нанести противнику… такой удар, который резко изменил стратегическую обстановку на юге в нашу пользу…

При оценке противника мы исходили из того, что фашистская германия уже не в состоянии выполнить свой стратегический план 1942 года. Тех сил и средств, которыми к осени 1942 года располагала Германия, не хватит для завершения задач ни на Северном Кавказе, ни в районе Дона и Волги…

Генеральный штаб на основе данных фронтов изучил сильные и слабые стороны немецких, венгерских, итальянских и румынских войск. Войска сателлитов по сравнению с немецкими были хуже вооружены, менее опытны, недостаточно боеспособны даже в обороне. И самое главное - их солдаты да и многие офицеры не хотели умирать за чужие интересы на далёких полях России…

Положение противника усугублялось ещё и тем, что… у него было очень мало войск в оперативном резерве, не более шести дивизий, да и те были разбросаны на широком фронте… Нам благоприятствовала и оперативная конфигурация всего фронта противника: наши войска занимали охватывающее положение…»

Задание 17-1. Как называлась битва, о которой идёт речь в данном отрывке? В каком году она завершилась? Как назывался план советского командования по окружению немецких войск?

Задание 17-2. Какие факторы обеспечили успех советского контрнаступления? Назовите не менее трёх факторов.

Задание 17-3. Каково историческое значение победы в этой битве? Укажите не менее трёх положений.

За 17 задание максимально 9 баллов.









Критерии оценивания и правильные ответы:

Задание 1.

Ответ: Б

За 1 задание максимально 1 балл.

Задание 2.

1) протекционизм

2) коллегия

3) ассамблея

4) секуляризация

За 2 задание максимально 4 балла.

Задание 3.

Ответы: 2, 4.

За 3 задание максимально 2 балла.

Задание 4.

Ответы: 2, 3, 5, 7.

За 4 задание максимально 4 балла.

Задание 5.Задание 6. Задание 7. Задание 8.

А) Владимир Мономах

Б) Александр Невский

В) Ярослав Мудрый

Г) Пётр I

За 8 задание максимально 4 балла.

Задание 9.Задание 10. Задание 11. За 11 задание максимально 9 баллов.

Задание 12.Задание 13.

Задание 14-1.

Задание 15.Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Бал­лы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) Имя и фамилия царя - Михаил Романов

2) Могут быть указаны следующие события:

- создание первого народного ополчения против поляков;

- создание второго народного ополчения во главе с Мининым и Пожарским;

- освобождение Москвы от поляков народным ополчением;

- разгром и изгнание из России иностранных захватчиков, интервентов;

- Земский собор и всенародное избрание на царство Михаила Романова;

- спасение царя Михаила Романова крестьянином Иваном Сусаниным;

- воцарение новой династии Романовых.

Могут быть названы другие события.

Названы имя и фамилия царя и приведены два события

3

Названы имя и фамилия царя и приведено одно событие

ИЛИ Приведены два события

2

Названы имя и фамилия царя

ИЛИ Приведено одно событие

1

Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания

ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

Задание 16. Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Бал­лы

1) В подтверждение, например:

  • обеспечение порядка и дисциплины;

  • выдающийся организатор, руководитель, руководство страной в целом;

  • жесткий стиль руководства;

  • положительные качества И. Сталина (жесткость, строгость, требовательность, сильный характер, воля, решительность, целеустремленность, смелость, мужество, патриотизм);

  • сплочение страны;

  • воля к победе, мобилизация народа на борьбу с врагом;

  • авторитет, лидер, вождь, человек, в которого верили;

  • главнокомандующий, стратег, организатор обороны страны;

  • правильная кадровая политика в годы войны;

  • обеспечение совместных действий с союзниками;

  • забота о людях, подъем страны в послевоенные годы;

  • оставался на своем посту, не уехал из Москвы;

  • конкретные решения и действия в годы войны.


  • оставался на своем посту, не уехал из Москвы;

  • конкретные решения и действия в годы войны.

2) В опровержение, например:

  • политика геноцида в стране, репрессии, аресты, расстрелы;

  • отрицательные качества И. Сталина (жестокость, безжалостность, деспотизм, тирания, подозрительность, недоверие к людям);

  • плохой военачальник, стратегические ошибки в ходе войны;

  • неоправданно большие жертвы;

  • плохое руководство военными действиями, некомпетентность, конкретные ошибки при проведении военных операций;

  • просчеты в начальный период войны;

  • репрессии в годы войны, штрафбаты, расстрелы солдат;

  • недоверие к военным специалистам, плохая кадровая политика;

  • ошибки и преступления в предвоенные годы;

  • расправа с военным руководством страны;

  • неготовность к войне, неверие в ее приближение;

  • голод, тяжелое положение в тылу.

Могут быть приведены другие аргументы.

Приведены два аргумента в подтверждение и два аргумента в опровержение оценки

4

Приведены два аргумента в подтверждение и один аргумент в опровержение оценки

ИЛИ Приведены два аргумента в опровержение и один аргумент в подтверждение оценки

3

Приведен один аргумент в подтверждение и один аргумент в опровержение оценки

Приведены только два аргумента в подтверждение оценки

ИЛИ Приведены только два аргумента в опровержение оценки

2


Приведён только один любой аргумент

ИЛИ Приведены только факты, иллюстрирующие события (явления, процессы), связанные с данной точкой зрения, но не являющиеся аргументами

1

Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания

ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

4

Задание 17-1.Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Бал­лы

Правильный ответ должен содержать следующие эле­менты:

1) Название сражения - Сталинградская битва

2) Год окончания сражения - 1943 г.

3) План операции - «Уран»

Правильно указаны названия сражения, год окончания сражения и план операции

2

Правильно указаны два любых элемента

2

Правильно указан один любой элемент

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

Задание 17-2.Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Бал­лы

Могут быть указаны следующие факторы:

- у Германии не было достаточно сил и средств для завершения намеченных операций;

- войска немецких союзников были хуже вооружены, менее опытны, недостаточно боеспособны;

- низкий моральный дух у солдат противника (особенно у союзников Германии), высокий моральный дух у советских солдат;

- у германской армии было мало войск в оперативном резерве;

- советские войска занимали выгодное охватывающее положение, им благоприятствовала оперативная конфигурация всего фронта

Могут быть указаны другие факторы.

Правильно указаны три фактора

3

Правильно указаны два фактора

2

Правильно указано один фактор

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

Задание 17-3.Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Бал­лы

Могут быть указаны следующие положения:

- начало Коренного перелома в Великой Отечественной войне;

- стратегическая инициатива перешла в руки Красной армии;

- моральный и патриотический подъём в рядах советских войск;

- показана возможность окружения и победы над крупной группировкой немецких войск;

- изменилось общее военно-политическое положение в мире в пользу Антигитлеровской коалиции;

- растёт движение Сопротивления в Европе и в Азии;

- Красная армия и советское командование получило опыт успешного контрнаступления и разгрома окружённого противника

Могут быть приведены другие положения.

Правильно указаны три положения

3

Правильно указаны два положения

2

Правильно указано одно положение

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

Итого за все задания максимальный балл - 117 баллов.


© 2010-2022