Методическая разработка итогового занятия по курсу Мой Пермский край 5 класс

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка итогового занятия по курсу «Мой Пермский край» в 5 классе.

Наша Родина - Прикамье.

Цель: формирование в подрастающем поколении любви к родному краю, уважения к людям труда, иной культуры, языка, веры.

Задачи:

  • формировать знания о родном крае, его истории, символах, достопримечательностях;

  • познакомить с национальной культурой, традициями, обычаями народов Прикамья;

  • Формировать чувство толерантности, предупреждающее возникновение национальных конфликтов.



  • Родина!

Самое дорогое и близкое каждому человеку чувство. Что для нас родина? Это дом, в котором мы живём, улица, соседи, школа, язык, которому научила мама, песни, сказки, картины родной природы. Это наше прошлое и будущее. Любовь к родному краю - уважение к людям, их национальному достоянию.

В Пермском крае проживает 2млн. 700т. человек. Более 80 % населения - русские. Кроме русских проживают татары, башкиры, немцы, удмурты, чуваши, марийцы, коми - пермяки, украинцы, белорусы и д.р. Много ли нам известно о традициях, быте наших народов?

У каждого народа существует своеобразная устная литература. В течение многих лет из поколения в поколение передавались сказки, частушки, песни, загадки, пословицы. Ни один праздник, ни посиделки не обходились без загадок - разгадок, без сказителя. Попробуем разгадать.

Татарские загадки.

Полна печь ватрушек, в середине один калач.

(небо, звёзды, месяц)

На крыше дома медведь пляшет.

(дым из печи на крыше)

Чувашские загадки.

Под низким небом снег идёт.

(мука, сито)

Мордовские загадки.

Четверо братьев и не сходятся, и не расходятся, и не отстают, и не догоняют.

(колёса телеги)

Русские загадки. Вернее, что бы это значило?

Название полотенца с вышивкой?

(рушник)

Приспособление для умывания?

(рукомойник)

Приспособление для ношения вёдер с водой?

(коромысло)

Послушаем детские стихи.

Башкирские.

Камышинкой тонкой - тонкой

Я ударил в землю звонко,

И ручьями на луга

Побежали с гор снега

В тёплом поле плуг сверкает,

В роще зяблик запевает,

С ним поёт весь белый свет:

«Прочь зима! Весне привет!»

Татарские.

Сквозь оконце - стёклышко

Загляни к нам солнышко.

Каши пшённой наварю,

Чудо - ложку подарю!

Пусть пшено в амбаре,

А ложка на базаре.

Да нам её мой тятенька

Купит обязательно.

Возьмёшь ту ложку в ручку,

Зима уйдёт за тучку,

Каши ложкою хлебнёшь,

Сразу лето к нам вернёшь.

Удмуртские.

Нескладушка

Наша Манюшка,

Пирожок пекла,

Вышла шанежка.

Положила остудить

На сквозняк, на порог,

Поднял шанежку

И унёс ветерок.

Зайчик в кустиках

Схрупал шанежку:

«Мастерица!» - сказал

Всем про Манюшку.

Коми - пермяцкая считалочка.

- Зайка, зайка, белый хвост!

- Где ты был?

- Косил овёс.

- Где овёс?

- Журавль склевал.

- Где журавль?

- Медведь прогнал.

- Где медведь?

- Сидит в ловушке.

- Где ловушка?

- На горушке.

- Где горушка?

- Вечерком смыло в Каму ручейком.

Русская детская песенка.

У нас полный дом ребят

Все в окошечко глядят.

Все по лавочкам сидят

Кашу с маслицем едят

Каша масляная,

Ложка крашеная,

Завитушками разукрашеная.

Ложка гнётся,

Рот смеётся,

Душа радуется.



  • Узнать о национальных традициях помогают праздники.

Что может быть веселее их? Начало лета русские отмечают праздником русской берёзки - Троицей. Девушки находят в лесу красивую берёзку, украшают её лентами, водят хороводы.

(Хоровод под песню «Во поле берёзонька стояла»)

Чувашский праздник акатуй посвящён окончанию весенних полевых работ. На этом празднике и конские скачки, борьба, метание палок.

Зазвенел теплом июнь -

Здравствуй, праздник сабантуй.

Этот праздник означает «праздник плуга». Гости мероприятия татары рассказывают о проведении татарских праздников.

(Исполнение школьницами татарского танца «Попрыгунья»)

  • А теперь познакомимся с русскими загадками.

  1. Старинный русский сосуд без ручки для питья вина вкруговую. (Братина)

  2. Площадка перед входом в топку русской печи, куда ставили горшок. (Шесток)

  3. Какой овощ до картофеля русские считали вторым хлебом? (Репа)

  4. Какое блюдо одинаково любили и русские, и чуваши, и мордва. (Каша)

  5. Традиционный напиток русских. (Квас)



  • Поговорим о промыслах прикамских жителей.

Издавна в Пермском крае делали посуду из дерева: корытца, балакири для молока, кадки, шайки, ложки. Из бересты - туеса, корзины, из соломы - игрушки для детей. Русские глиняные игрушки некогда были ритуальными фигурками и связывались с обрядами ритуальных праздников, сопровождающихся громким свистом. Поэтому неслучайно преобладали фигурки - свистульки. Затем магическое содержание таких игрушек утрачивается, и они превращаются в обычную детскую забаву. (Показ глиняных игрушек).

Повсеместно в Пермском крае было развито плетение корзин и лаптей, ткачество ковров и дорожек, холста и полотна для одежды. Такие дорожки украшали пол и в русских домах, и чувашских, и мордовских, и татарских. Круглый половичок, из разноцветных ленточек вязанный можно встретить и в русских избах и в современных квартирах.

  • Нельзя не сказать о национальной одежде - ведь это настоящее искусство.

У мужчин это рубаха. Она может быть разного покроя, но её самым выразительным признаком у всех народов является вышивка. Орнамент был разный, но всегда интересный и яркий. Чувашский женский костюм характеризовался большим количеством украшений - шейных, нагрудных, поясных. Важным элементом костюма был особый нагрудник карзапун - кусок холста, завязывающийся тесёмками сзади на шее и внизу под лопатками. Среди поясных украшений обязательным был фартук, сшитый из ярких тканей, с кружевами и вышивкой.

А теперь очередные конкурсные вопросы.



  1. Назовите национальную русскую женскую одежду. (Сарафан. В начале XX века у мордвы повсеместно бытовал московский сарафан).

  2. Старинный головной убор русской женщины, состоящий из высокой жёсткой основы, напоминающий корону. (Кокошник)

  3. Головной убор татарина. (Тюбетейка).

(Демонстрация национальной одежды).

Мы говорили о быте, традициях русского, чувашского, татарского, мордовского, удмуртского народов. Но в нашем Пермском крае живут литовцы, армяне, цыгане, азербайджанцы, латыши, молдаване, и все мы большая дружная семья.

Примечание.

По усмотрению учителя следует распределить материал занятия между ведущими, гостями, учениками. Рекомендуется сделать выставку национальных костюмов, поделок предметов быта, организовать чаепитие с национальными угощениями.

© 2010-2022