- Преподавателю
- История
- Методическая разработка итогового занятия по курсу Мой Пермский край 5 класс
Методическая разработка итогового занятия по курсу Мой Пермский край 5 класс
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Логунова Г.Н. |
Дата | 09.06.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Методическая разработка итогового занятия по курсу «Мой Пермский край» в 5 классе.
Наша Родина - Прикамье.
Цель: формирование в подрастающем поколении любви к родному краю, уважения к людям труда, иной культуры, языка, веры.
Задачи:
-
формировать знания о родном крае, его истории, символах, достопримечательностях;
-
познакомить с национальной культурой, традициями, обычаями народов Прикамья;
-
Формировать чувство толерантности, предупреждающее возникновение национальных конфликтов.
-
Родина!
Самое дорогое и близкое каждому человеку чувство. Что для нас родина? Это дом, в котором мы живём, улица, соседи, школа, язык, которому научила мама, песни, сказки, картины родной природы. Это наше прошлое и будущее. Любовь к родному краю - уважение к людям, их национальному достоянию.
В Пермском крае проживает 2млн. 700т. человек. Более 80 % населения - русские. Кроме русских проживают татары, башкиры, немцы, удмурты, чуваши, марийцы, коми - пермяки, украинцы, белорусы и д.р. Много ли нам известно о традициях, быте наших народов?
У каждого народа существует своеобразная устная литература. В течение многих лет из поколения в поколение передавались сказки, частушки, песни, загадки, пословицы. Ни один праздник, ни посиделки не обходились без загадок - разгадок, без сказителя. Попробуем разгадать.
Татарские загадки.
Полна печь ватрушек, в середине один калач.
(небо, звёзды, месяц)
На крыше дома медведь пляшет.
(дым из печи на крыше)
Чувашские загадки.
Под низким небом снег идёт.
(мука, сито)
Мордовские загадки.
Четверо братьев и не сходятся, и не расходятся, и не отстают, и не догоняют.
(колёса телеги)
Русские загадки. Вернее, что бы это значило?
Название полотенца с вышивкой?
(рушник)
Приспособление для умывания?
(рукомойник)
Приспособление для ношения вёдер с водой?
(коромысло)
Послушаем детские стихи.
Башкирские.
Камышинкой тонкой - тонкой
Я ударил в землю звонко,
И ручьями на луга
Побежали с гор снега
В тёплом поле плуг сверкает,
В роще зяблик запевает,
С ним поёт весь белый свет:
«Прочь зима! Весне привет!»
Татарские.
Сквозь оконце - стёклышко
Загляни к нам солнышко.
Каши пшённой наварю,
Чудо - ложку подарю!
Пусть пшено в амбаре,
А ложка на базаре.
Да нам её мой тятенька
Купит обязательно.
Возьмёшь ту ложку в ручку,
Зима уйдёт за тучку,
Каши ложкою хлебнёшь,
Сразу лето к нам вернёшь.
Удмуртские.
Нескладушка
Наша Манюшка,
Пирожок пекла,
Вышла шанежка.
Положила остудить
На сквозняк, на порог,
Поднял шанежку
И унёс ветерок.
Зайчик в кустиках
Схрупал шанежку:
«Мастерица!» - сказал
Всем про Манюшку.
Коми - пермяцкая считалочка.
- Зайка, зайка, белый хвост!
- Где ты был?
- Косил овёс.
- Где овёс?
- Журавль склевал.
- Где журавль?
- Медведь прогнал.
- Где медведь?
- Сидит в ловушке.
- Где ловушка?
- На горушке.
- Где горушка?
- Вечерком смыло в Каму ручейком.
Русская детская песенка.
У нас полный дом ребят
Все в окошечко глядят.
Все по лавочкам сидят
Кашу с маслицем едят
Каша масляная,
Ложка крашеная,
Завитушками разукрашеная.
Ложка гнётся,
Рот смеётся,
Душа радуется.
-
Узнать о национальных традициях помогают праздники.
Что может быть веселее их? Начало лета русские отмечают праздником русской берёзки - Троицей. Девушки находят в лесу красивую берёзку, украшают её лентами, водят хороводы.
(Хоровод под песню «Во поле берёзонька стояла»)
Чувашский праздник акатуй посвящён окончанию весенних полевых работ. На этом празднике и конские скачки, борьба, метание палок.
Зазвенел теплом июнь -
Здравствуй, праздник сабантуй.
Этот праздник означает «праздник плуга». Гости мероприятия татары рассказывают о проведении татарских праздников.
(Исполнение школьницами татарского танца «Попрыгунья»)
-
А теперь познакомимся с русскими загадками.
-
Старинный русский сосуд без ручки для питья вина вкруговую. (Братина)
-
Площадка перед входом в топку русской печи, куда ставили горшок. (Шесток)
-
Какой овощ до картофеля русские считали вторым хлебом? (Репа)
-
Какое блюдо одинаково любили и русские, и чуваши, и мордва. (Каша)
-
Традиционный напиток русских. (Квас)
-
Поговорим о промыслах прикамских жителей.
Издавна в Пермском крае делали посуду из дерева: корытца, балакири для молока, кадки, шайки, ложки. Из бересты - туеса, корзины, из соломы - игрушки для детей. Русские глиняные игрушки некогда были ритуальными фигурками и связывались с обрядами ритуальных праздников, сопровождающихся громким свистом. Поэтому неслучайно преобладали фигурки - свистульки. Затем магическое содержание таких игрушек утрачивается, и они превращаются в обычную детскую забаву. (Показ глиняных игрушек).
Повсеместно в Пермском крае было развито плетение корзин и лаптей, ткачество ковров и дорожек, холста и полотна для одежды. Такие дорожки украшали пол и в русских домах, и чувашских, и мордовских, и татарских. Круглый половичок, из разноцветных ленточек вязанный можно встретить и в русских избах и в современных квартирах.
-
Нельзя не сказать о национальной одежде - ведь это настоящее искусство.
У мужчин это рубаха. Она может быть разного покроя, но её самым выразительным признаком у всех народов является вышивка. Орнамент был разный, но всегда интересный и яркий. Чувашский женский костюм характеризовался большим количеством украшений - шейных, нагрудных, поясных. Важным элементом костюма был особый нагрудник карзапун - кусок холста, завязывающийся тесёмками сзади на шее и внизу под лопатками. Среди поясных украшений обязательным был фартук, сшитый из ярких тканей, с кружевами и вышивкой.
А теперь очередные конкурсные вопросы.
-
Назовите национальную русскую женскую одежду. (Сарафан. В начале XX века у мордвы повсеместно бытовал московский сарафан).
-
Старинный головной убор русской женщины, состоящий из высокой жёсткой основы, напоминающий корону. (Кокошник)
-
Головной убор татарина. (Тюбетейка).
(Демонстрация национальной одежды).
Мы говорили о быте, традициях русского, чувашского, татарского, мордовского, удмуртского народов. Но в нашем Пермском крае живут литовцы, армяне, цыгане, азербайджанцы, латыши, молдаване, и все мы большая дружная семья.
Примечание.
По усмотрению учителя следует распределить материал занятия между ведущими, гостями, учениками. Рекомендуется сделать выставку национальных костюмов, поделок предметов быта, организовать чаепитие с национальными угощениями.