• Преподавателю
  • История
  • Технологическая карта урока истории по теме Формирование средневековых городов (6 класс)

Технологическая карта урока истории по теме Формирование средневековых городов (6 класс)

Технологическая карта урокаУчитель: Сапельникова Ольга Владимировна МКОУ Песковская ООШ Павловского района Воронежской области Предмет История Класс 6 Тема урока Формирование средневековых городов Цели урока Образовательная – получение систематических знаний о причинах возникновения и формировании городов в средние века за счет расширения понятийной базы и выявления причинно-следственных связей. Деятельностная - совершенствование навыков проектирования заданий для решении учебны...
Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока


Учитель: Сапельникова Ольга Владимировна МКОУ Песковская ООШ

Павловского района Воронежской области

Предмет

История

Класс

6


Тема урока



Формирование средневековых городов

Цели урока



Образовательная - получение систематических знаний о причинах возникновения и формировании городов в средние века за счет расширения понятийной базы и выявления причинно-следственных связей.

Деятельностная - совершенствование навыков проектирования заданий для решении учебных задач, работы со схемами.

Задачи урока



  • Формировать систему знаний с помощью ключевых понятий урока.

  • Развивать навык работы с исторической картой

  • Вырабатывать умение получать информацию из разных источников, обрабатывать и презентовать ее.

  • Развивать умение - составлять учебную задачу

  • Развивать и совершенствовать навыки совместной деятельности в группе

Планируемые образовательные результаты



Предметные


Метапредметные

Личностные

Научиться : применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности.

Получить возможность научиться: высказывать суждения о значении и месте исторического и

культурного наследия средневекового общества в мировой истории.

Познавательные.

Овладение умениями работать с информацией (анализировать , обобщать факты, группировать , структурировать в схемы или таблицы)

Коммуникативные.

Умение эффективно сотрудничать в группе.

Строить монологическое контекстное высказывание от имени группы.

Регулятивные.

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей и эффективные способы решения задач.

Формирование ответственного отношения к учению.

Формирование уважительного, доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению.

Осмысление достижений и опыта предшествующих поколений для современного общества


Условия реализации урока


Основные понятия

Город, коммуна, самоуправление, мастер, подмастерье, шедевр, цехи, гильдии, менялы

Форма проведения урока

Работа в группах

Этап урока

(название, цели)

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Деятельность

учеников

Планируемые результаты


Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

Цели: выработка на личностном значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности


Создает условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность (хочу узнать)

Организует работу мини-групп (парами)

1.По иллюстрациям на слайдах предположите о чём пойдёт речь на уроке. (изображение видов современного и средневекового города)

2.Что такое «город» (приём «Понятийное колесо»)


Обсуждение и представление знаний полученных в начальной школе и из практического опыта



Умение выделять отличительные черты города

Познавательные. Определять тему урока

Коммуникативные. Работа в малых группах: составлять простые схемы.

Регулятивные.

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей и эффективные способы решения задач.

II. Постановка учебной задачи (проблемной ситуации, проблемной задачи)

Цели: подготовка учащихся к осознанию ими внутренней потребности к построению нового способа действий

Активизирует учебную деятельность учащихся для определения недостающего знания и для постановки проблемой задачи, которую надо решить.

Что вы знаете о средневековых городах? Что хотели бы узнать? (работа с таблицей ЗХУ)

Заполняют первую и вторую колонку таблицы

Познавательные. Определять пути по достижению целей

Регулятивные.

Умение самостоятельно излагать свои мысли на бумаге

III. Решение учебной задачи (проблемной задачи)

Цели: дать представление о местах возникновения средневековых городов и особенностях их развития





Организует презентацию подготовленных группами заданий.

Предоставляет ресурсы для работы.

Демонстрирует алгоритм работы, стимулирует поиск.

Задания для мини-групп

Задание1. Сформулировать причины возникновения городов

Задание 2.

Составить кластер -«Места возникновения средневековых городов»

Задание 3.

«Экскурсия в средневековый город» Подготовить устный рассказ с презентацией из 4-7слайдов

Задание 4.

Выявить способы борьбы горожан с сеньорами и заполнить таблицу. Найти новые термины и дать им определение. Объяснить пословицу.



Задание 5.

Подготовить устный рассказ с презентацией из 4-7слайдов «Мастерская ремесленника»

Задание 6.

Дать определение понятию «цехи», составить кластер «Роль цехов в жизни города»

Задание 7.

Покажите на карте районы европейской торговли. Перечислите проблемы с которыми сталкивались купцы.

Задание 8.

Объяснить кто такие «менялы» и какова их роль в развитии рыночных отношений.

Мини-группы проектируют и представляют свой материал

Запись на доске


Составляют кластер с помощью иллюстративного материала (запись в тетрадях)

Составляют презентацию из каталога, предложенного учителем


Демонстрация заполненной таблицы.

Причины борьбы

Формы борьбы

Результаты

Сеньор всё больше подчинял город своей власти, грабя его. Город стремился к свободе.

Восстание.

Откуп от сеньора деньгами.

Города получили свободу.

Создали коммуны.

Запись на доске понятий: самоуправление, коммуна, мэр, бургомистр. (запись в тетрадях)

Составляют презентацию из каталога, предложенного учителем


Составляют кластер (запись в тетрадях)

Работают с картой, выясняют проблемы.


Объясняют цепочку менялы - ростовщики - банкиры

Понимание значения возникновения городов как центров развития ремесла и торговли.

Усвоение понятий: город, коммуна, самоуправление, мастер, подмастерье, шедевр, цехи, гильдии, менялы, ростовщики, товарное хозяйство

Усвоение причин, местоположения и законов развития средневековых городов












Личностные. Осмысление достижений и опыта предшествующих поколений для современного общества

Познавательные. Овладение базовыми понятиями, умением находить и выделять необходимую информацию из различных источников; осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме; определять основную и второстепенную информацию.

Коммуникативные. Формирование коммуникативных действий, направленных на структурирование, объяснение и представление информации по определенной теме, умение сотрудничать в процессе создания общего продукта совместной деятельности.

Регулятивные.

Умение планировать пути достижения целей и эффективные способы решения задач.

IV. Рефлексия деятельности (итог урока)

Цель: откорректировать и закрепить полученные знания и умения.






Организует осмысление и корректирует приобретённые знания. Осуществляет проверку соответствия поставленных целей и результатов достигнутых на уроке.

Комментирует домашнее задание.

Что узнали нового о городе? (работа с таблицей ЗХУ)

Хотели бы вы жить в средневековом городе?

Какие новые термины вы сегодня узнали?

Закончите одно из предложений.

1. Сегодня на уроке мне понравилось:

2. Мне сегодня удалось:

3. До начала урока я думала, что:, а сейчас знаю:

4. Мне не понравилось:

Д.З.

Обязательное :

Читать Параграф 13, отвечать на вопросы. Творческое задание по выбору:

Нарисуйте рисунок «В мастерской ремесленника» или

используя ключевые понятия составь рассказ на темы: «Города и сеньоры», «Торговля в средневековом городе».

Заполняют третью колонку таблицы



Регулятивные. Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Коммуникативные. Умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать.

Приложение

Задание 1. Причины возникновения средневековых городов

К X-XI вв. в хозяйственной жизни Европы произошли важные изменения. Значительно усовершенствовались отдельные ремёсла: добыча, плавка и обработка металлов, прежде всего кузнечное и оружейное дело; выделка тканей, особенно сукон; обработка кожи; производство более совершенных глиняных изделий с применением гончарного круга; мельничное дело, строительное и т. д. С усовершенствованием орудий и способов обработки почвы, особенно с повсеместным распространением железного плуга, а также двухполья и трёхполья, произошёл значительный рост производительности труда в сельском хозяйстве. Увеличились площади культивируемой земли; расчищались леса и распахивались новые земельные массивы. В результате всех этих изменений в сельском хозяйстве увеличилось количество и разнообразие сельскохозяйственных продуктов, сократилось время для их производства. Известный избыток над потреблением начал оставаться и в руках крестьянина. Это давало возможность обмена части продуктов сельского хозяйства на изделия ремесленников-специалистов.

Ремесленники, выделявшиеся постепенно из массы закрепощённого и феодально-зависимого сельского населения, стремились уйти из деревни, бежать из-под власти своих господ и поселиться там, где они могли бы найти наиболее благоприятные условия для сбыта своей продукции, для ведения своего самостоятельного ремесленного хозяйства. Бегство крестьян из деревни привело непосредственно к образованию средневековых городов как центров ремесла и торговли.

Задание 2. Места возникновения средневековых городов

Уходившие и бежавшие из деревни крестьяне-ремесленники селились в различных местах в зависимости от наличия благоприятных условий для занятия ремеслом (возможность сбыта изделий, близость к источникам сырья, относительная безопасность и т. п.). Местом своего поселения ремесленники избирали нередко именно те пункты, которые играли в раннее средневековье роль административных, военных и церковных центров. Многие из этих пунктов были укреплены, что обеспечивало ремесленникам необходимую безопасность. Сосредоточение же в этих центрах значительного населения - феодалов с их слугами и многочисленной свитой, духовных лиц, представителей королевской и местной администрации и т. д.- создавало благоприятные условия для сбыта здесь ремесленниками своих изделий. Ремесленники селились также вблизи больших феодальных владений, усадеб, замков, обитатели которых могли явиться потребителями их товаров. Селились ремесленники и у стен монастырей, куда стекалось много людей на богомолье; в населённых пунктах, находившихся на скрещении важных дорог; у речных переправ и мостов; в устьях рек; на берегах удобных для стоянки кораблей бухт, заливов и т. п. При всём различии тех мест, где они возникали, все эти поселения ремесленников становились центрами средоточия населения, занятого производством ремесленных изделий на продажу, центрами товарного производства и обмена в феодальном обществе.

Задание 3. Внешний вид города

Средневековые города весьма отличались по своему внешнему виду от современных городов. Они были обычно окружены высокими стенами - деревянными, чаще каменными, с башнями и массивными воротами, а также глубокими рвами для защиты от нападения феодалов и нашествия неприятеля. Жители города - ремесленники и купцы несли сторожевую службу и составляли городское военное ополчение. Стены, окружавшие средневековый город, со временем становились тесными и не вмещали всех городских построек. Вокруг стен постепенно возникали городские предместья - посады, населенные главным образом ремесленниками, причем ремесленники одной специальности жили обычно на одной улице. Так возникали улицы - кузнечные, оружейные, плотничьи, ткацкие и т. п. Предместья в свою очередь обносились новым кольцом стен и укреплений.

Размеры европейских городов были весьма невелики. Как правило, города были малы и тесны и насчитывали лишь от одной до трёх-пяти тысяч жителей. Только очень крупные города имели население в несколько десятков тысяч человек.

Хотя основная масса горожан занималась ремеслом и торговлей, известную роль в жизни городского населения продолжало играть занятие сельским хозяйством. Многие жители города имели свои поля, пастбища и огороды вне городских стен, а отчасти и в черте города. Мелкий скот (козы, овцы и свиньи) нередко пасся прямо в городе, причём свиньи находили себе там обильную пищу, так как мусор, остатки пищи и нечистоты обычно выбрасывались прямо на улицу.

В городах вследствие антисанитарного состояния часто вспыхивали эпидемии, смертность от которых была очень велика. Часто случались и пожары, так как значительная часть городских здании была деревянной и дома примыкали друг к другу. Стены мешали городу расти вширь, поэтому улицы делались крайне узкими, а верхние этажи домов нередко выдавались в виде выступов над нижними, и крыши домов, расположенных на противоположных сторонах улицы, чуть ли не соприкасались друг с другом. Узкие и кривые городские улицы были часто полутёмными, на некоторые из них никогда не проникали лучи солнца. Уличного освещения не существовало. Центральным местом в городе была обычно рыночная площадь, неподалёку от которой располагался городской собор.

Задание 4. Борьба городов с феодальными сеньорами в XI-XIII вв.

Средневековые города возникали всегда на земле феодала и поэтому неизбежно должны были подчиняться феодальному сеньору, в руках которого первоначально была сосредоточена вся власть в городе. Феодал был заинтересован в возникновении города на своей земле, так как промыслы и торговля приносили ему дополнительный доход.

По стремление феодалов извлечь как можно больше доходов неизбежно приводило к борьбе между городом и его сеньором. Феодалы прибегали к прямому насилию, вызывавшему отпор со стороны горожан и их борьбу за освобождение от феодального гнёта. От исхода этой борьбы зависело политическое устройство, которое получал город, и степень его независимости по отношению к феодальному сеньору.

Многие города в результате упорной и ожесточённой борьбы со своими феодальными сеньорами, принимавшей нередко характер кровавых вооружённых столкновений, точно так же добились права самоуправления и могли выбирать из своей среды городской совет и должностных лиц, начиная с главы городского совета. Во Франции и в Англии глава городского совета назывался мэром, а в Германии - бургомистром. Самоуправляющиеся города (коммуны) имели собственный суд, военное ополчение, финансы и право самообложения.

В то же время они освобождались от выполнения обычных сеньориальных повинностей - барщины и оброка и от различных платежей. Обязанности городов-коммун по отношению к феодальному сеньору ограничивались обычно лишь ежегодной уплатой определенной, сравнительно невысокой денежной ренты и посылкой на помощь сеньору в случае войны небольшого военного отряда.

Часто большие города, особенно города, стоявшие на королевской земле, не получали прав самоуправления, но пользовались рядом привилегии и вольностей, в том числе и правом иметь выборные органы городского управления, действовавшие, однако, совместно с назначаемым королем чиновником или другим представителем сеньора. Некоторые города, особенно мелкие, не имевшие достаточно развитого ремесла и торговли и не обладавшие необходимыми денежными средствами и силами для борьбы со своими сеньорами, оставались целиком под управлением сеньориальной администрации.

Таким образом, результаты борьбы городов с их сеньорами были различны. Однако в одном отношении они совпадали. Все горожане сумели добиться личного освобождения от крепостной зависимости. Поэтому если бежавший в город крепостной крестьянин жил в нем в течение определенного срока, обычно - один год и один день, он также становился свободным и ни один сеньор не мог вернуть его в крепостное состояние. «Городской воздух делает свободным», - гласила средневековая пословица.

Задание 5. Городское ремесло

Внутри ремесленной мастерской почти не существовало разделения труда. Разделение труда осуществлялось в виде специализации между отдельными цехами, что с развитием производства приводило к увеличению числа ремесленных профессии и, следовательно, количества новых цехов. Ремесленнику помогала обычно в работе его семья. Вместе с ним работали один или два подмастерья и один или несколько учеников. Но полноправным членом цеха являлся только мастер, владелец ремесленной мастерской. В первый период развития цехов каждый ученик мог сделаться через несколько лет подмастерьем, а подмастерье - мастером. Но он должен был выдержать трудный экзамен: на собственные средства изготовить шедевр - лучший образец изделия.

Задание 6. Цеховая организация

Характерной особенностью средневекового ремесла в Европе была его цеховая организация - объединение ремесленников определённой профессии в пределах данного города в особые союзы - цехи. Цехи появились почти одновременно с возникновением городов.

В большинстве городов принадлежность к цеху являлась обязательным условием для занятия ремеслом. Этим устранялась возможность конкуренции со стороны не входивших в цех ремесленников. Ремесленники, входившие в цех, были заинтересованы в том, чтобы изделиям членов данного цеха был обеспечен беспрепятственный сбыт. В соответствии с этим цех строго регламентировал производство и через посредство специально избранных должностных лиц следил за тем, чтобы каждый мастер - член цеха - выпускал продукцию определённого качества. Цех предписывал, например, какой ширины и цвета должна быть изготовляемая ткань, сколько нитей должно быть в основе, каким следует пользоваться инструментом и материалом и т. д.

Будучи корпорацией (объединением) мелких товаропроизводителей, цех ревностно следил за тем, чтобы производство всех его членов не превышало определённого размера, чтобы никто не вступал в конкуренцию с другими членами цеха, выпуская больше продукции. С этой целью цеховые уставы строго ограничивали число подмастерьев и учеников, которое мог иметь у себя один мастер, запрещали работу в ночное время и в праздничные дни, ограничивали количество станков, на которых мог работать ремесленник, регулировали запасы сырья.

Цеховая организация охватывала все стороны жизни средневекового ремесленника. Цех являлся военной организацией, участвовавшей в охране города (сторожевая служба) и выступавшей как отдельная боевая единица городского ополчения в случае войны. Цех имел своего «святого», день которого он праздновал, свои церкви или часовни, являясь своеобразной религиозной организацией. Цех был также и организацией взаимопомощи ремесленников, обеспечивавшей за счёт вступительного взноса в цех, штрафов и других платежей помощь своим нуждающимся членам и их семьям в случае болезни или смерти члена цеха.

Задание 7. Расширение торговых связей

Развитие товарного производства в городе и деревне обусловило начиная с XIII в. расширение торговли и рыночных связей.

Большую роль во внутренней и внешней торговле в Европе играли ярмарки, которые получили широкое распространение во Франции, Италии, Англии и других странах уже в XI-XII вв. На ярмарках производилась оптовая торговля такими товарами, пользующимися большим спросом, как шерсть, кожи, сукна, льняные ткани, металлы и изделия из металлов, зерно. Наиболее крупные ярмарки играли большую роль и в развитии внешней торговли. Так, на ярмарках во французском графстве Шампань в XII-XIII вв. встречались купцы из различных стран Европы - Германии, Франции, Италии, Англии, Каталонии, Чехии и Венгрии. В XIII в. европейская торговля была сосредоточена в основном в двух районах. Одним из них являлось Средиземноморье, служившее связующим звеном в торговле западноевропейских стран со странами Востока. Другой район европейской торговли охватывал Балтийское и Северное моря. Здесь принимали участие в торговле города всех расположенных около этих морей стран: северо-западных областей Руси (особенно Новгород, Псков и Полоцк), Северной Германии, Скандинавии, Дании, Франции, Англии и др.

Расширению торговых связей чрезвычайно мешали условия, характерные для эпохи феодализма. Владения каждого сеньора были ограждены многочисленными таможенными заставами, где с купцов взимались значительные торговые пошлины. Пошлины и всякого рода поборы взимались с купцов и при переезде через мосты, при переправе вброд через реки, при проезде по реке через владения феодала. Феодалы не останавливались и перед разбойничьими нападениями на купцов и ограблениями купеческих караванов. Феодальные порядки, господство натурального хозяйства обусловливали сравнительно незначительный объём торговли.

Задание 8. Развитие товарно-денежных отношений

Постепенный рост товарно-денежных отношений и обмена создавал возможность накопления денежных капиталов в руках у отдельных лиц, прежде всего у купцов и ростовщиков. Накоплению денежных средств содействовали также операции по обмену денег, необходимые в средние века вследствие бесконечного разнообразия монетных систем и монетных единиц, поскольку деньги чеканили не только императоры и короли, но и всякие сколько-нибудь видные сеньоры и епископы, а также крупные города. Для обмена одних денег на другие и для установления ценности той или иной монеты существовала особая профессия менял. Менялы занимались не только разменными операциями, но и давали деньги под процент ( т.е. деньги «росли»). С этим было обычно связано и ростовщичество. Разменные операции и операции по кредиту вели к созданию специальных банкирских контор. Первые такие банкирские конторы возникли в городах Северной Италии - в Ломбардии. Поэтому слово «ломбардец» в средние века стало синонимом банкира и ростовщика. Возникшие позднее особые ссудные учреждения, производящие операции под залог вещей, стали называться ломбардами


© 2010-2022