- Преподавателю
- История
- Крутые повороты истории. XX век. Элективный курс
Крутые повороты истории. XX век. Элективный курс
Раздел | История |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Несина Е.В. |
Дата | 11.10.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 42»
Петропавловска - Камчатского городского округа
И.О. директора
МАОУ «СОШ № 42»
____________/
М.А.Семенова /
«___»__________20___г.
«Согласовано»
Зам. директора по НМР МАОУ «СОШ № 42» _______/______________/
«___»____________20___г.
«Рассмотрено»
на заседании ШМО
Руководитель ШМО
МАОУ «СОШ № 42»
____________/______________/
«___»___________20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
- 11 класс
Программу составила
Несина Елена Васильевна,
Учитель истории и обществознания,
высшая квалификационная категория
Петропавловск-Камчатский
2015
-
Пояснительная записка
Настоящая программа элективного курса по истории для 11 класса «Крутые повороты истории» составлена на основе следующих документов:
-
Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
-
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089.
-
Федеральный базисный учебный план, утвержденный приказом Минобразования РФ от 09. 03. 2004 г № 1312.
-
Учебный план МАОУ "СОШ № 42»" на 2015-2016 учебный год.
-
Инновационный общешкольный проект МАОУ "СОШ № 42 «Модель образовательной системы школы, обеспечивающей современное качество образования» (краевая инновационная площадка)
Актуальность и содержательная новизна курса состоит в том, что на протяжении последних лет значительно возросли требования к воспитательному потенциалу системы образования. Это связано, прежде всего, с нарастающим в условиях глобализации кризисом идентичности. Новое качество социальных связей, информационная открытость общества, ценностный и мотивационный плюрализм приводят к размыванию привычных этнонациональных и конфессиональных границ, коррозии традиционных мировоззренческих категорий. Кризис идентичности выражается не только в распространении космополитизма и культурного инфантилизма, но все чаще - в агрессивном ответе фундаментализма, клерикализма, политического экстремизма. В этих условиях на систему образования возлагается важнейшая задача обеспечения преемственности социокультурного опыта, упрочения ценностного и ментального единства национальных сообществ, укрепления толерантного стиля межличностного общения. Для российской системы образования эти задачи имеют особое значение, поскольку они неразрывно связаны со структурными реформами всей общественной системы, с преодолением идеологического раскола нации и формированием общенациональной российской идентичности.
Огромное значение в рамках воспитательного процесса играет патриотическое воспитание. Экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения нашей страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования. Но после десятилетнего забвения в современной российской образовательной системе происходит не только возрождение традиций патриотического воспитания, но и формирование его новой концепции, что ориентирует этот процесс на формирование у подрастающего поколения духовно-патриотических ценностей, чувства верности конституционному и воинскому долгу, а также готовности к их проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и государственной службы.
В рамках системы патриотического воспитания особо важные функции выполняет историческое образование. Знакомство с героическими страницами исторического прошлого способствует формированию у школьников чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. С этой точки зрения значимость углубленного изучения истории Великой Отечественной войны не нуждается в дополнительной аргументации. К тому же в последнее время со стороны общественности все чаще звучат упреки в значительном сокращении объема учебного времени, отведенного в школьных программах 9 и 11 классов на изучение Великой Отечественной войны. Восстановить прежние пропорции учебного времени не представляется возможным - включение в состав программ по Новейшей истории материала по истории конца XX - начала XXI в. и расширение содержательных линий за счет экономической, социальной, духовной истории до предела перегружает курс. Поэтому наиболее эффективным представляется углубленное изучение истории Великой Отечественной войны в составе отдельного элективного курса.
Признавая приоритетное значение изучения истории Великой Отечественной войны, необходимо отметить, что в рамках элективного курса целесообразно расширить эту проблематику. Во-первых, речь должна идти не только о событиях Великой Отечественной войны, но и в целом об участии СССР во Второй мировой войне. Этот ракурс позволяет всесторонне рассмотреть и причины возникновения войны, и ее характер, и значение войны для формирования послевоенного устройства мира. Во-вторых, целесообразно включить в состав курса материал по истории Первой мировой войны. Подобный подход позволит всесторонне рассмотреть сам феномен мировых войн XX в., за счет широкой ретроспективы и сравнительного анализа выйти за пределы событийной истории, поставить ряд проблем, связанных с социально-психологическими, геополитическими, военно-стратегическими, идеологическими аспектами этих глобальных конфликтов.
Рабочая программа направлена на достижение следующих целей и задач:
- на основе углубленного изучения истории участия России в мировых войнах активизировать военно-патриотическое воспитание учащихся и связать его с решением всего комплекса развивающих и воспитательных задач исторического образования в старшей школе.
- углубление знаний, полученных учащимися при изучении истории Первой и Второй мировых войн в рамках базового курса истории;
- развитие умений и способов деятельности, необходимых при углубленном изучении социально-гуманитарной проблематики, в том числе умения комплексной работы с различными типами исторических источников, поиска и систематизации исторической информации как основы решения исследовательских задач;
- развитие способности критически анализировать полученную историко-социальную информацию, определять собственную позицию по отношению к дискуссионным проблемам исторического прошлого;
- формирование патриотических чувств и гражданственности на основе понимания роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну;
- создание условий для проведения комплекса внеклассных мероприятий по военно-патриотической работе.
2.Описание места курса в образовательном процессе.
Элективный курс «Крутые повороты истории. XX век» рассчитан на 34 часа.
Программа курса построена по хронологическому принципу и предполагает изучение, как дополнительного материала, так и обобщение тех сведений по истории XX века, которые учащиеся получают в курсе отечественной и всеобщей истории в 9 и 11 классах. Следует учесть, что практика преподавания показывает эффективность внутрипредметной интеграции этого материала. Но государственный стандарт предполагает и определенную специфику изучения соответствующих тем. Например, в основной школе по курсу всеобщей истории предполагается схожая содержательная основа изучения мировых войн: «Причины, участники, основные этапы военных действий, итоги», которая для Второй мировой войны дополняется предметными темами: «Антигитлеровская коалиция», «Большая тройка», «Новый порядок» на оккупированных территориях», «Холокост», «Движение Сопротивления». В курсе отечественной истории также предлагается отдельное изучение тематических блоков «Россия в Первой мировой войне», «СССР во Второй мировой войне» с расширением последнего предметными темами «Этапы и крупнейшие сражения войны», «Коренной перелом в ходе войны», «Вклад СССР в освобождение Европы», «Советский тыл в годы войны», «Геноцид на оккупированной территории», «Партизанское движение», «СССР в антигитлеровской коалиции». В старшей школе в соответствии со стандартом изучение Первой и Второй мировых войн в курсе всеобщей истории вообще интегрировано и предполагается только на самом общем уровне («Мировые войны в истории человечества: экономические, политические, социально-психологические, демографические причины и последствия»). Схема же изучения мировых войн в курсе отечественной истории вообще не отличается от 9 класса.
Таким образом, история Первой и Второй мировых войн, в том числе истории участия в них России и СССР, отводится немало внимания и учебного времени. Но работа с этим материалом совершенно разрозненна, осуществляется в 8, 9 и 11 классах и отдельно для всеобщей и отечественной истории. Ввод единого блока тем в элективном курсе «Россия в мировых войнах» позволит не только создать у учащихся целостное представление об изучаемых событиях и процессах, но и использовать огромный воспитательный потенциал этого материала. Эти же проблемы возникают и при изучении многих тем курса старшей школы.
3.Содержание элективного курса
Тема 1
Россия в системе международных отношений на рубеже XIX-XX вв.
(2 ч)
Глобализация международных конфликтов империалистической эпохи и складывание военно-политических блоков. Основные очаги военной напряженности. Первые империалистические конфликты. Русско-японская война 1904-1905 гг. и ее влияние на международное положение России, ее внутриполитическое развитие. Экономические, военно-политические, культурные причины сближения Франции и России. Англо-русское соглашение 1907 г. и оформление Антанты.
Тема 2
Экономическое и политическое развитие России в начале XX века.
(2 ч)
Экономический и политический кризис начала XX века. Первая русская революция 1905 - 1907 гг. Российская многопартийность. Особенности парламентаризма в России. Экономический взлет 1908 - 1904 гг. Приобретения и потери.
Тема 3
Россия и ведущие страны мира накануне Первой мировой войны
(2 ч)
Причины Первой мировой войны, ее характер. Основные цели ее участников. Политическая, военная, экономическая подготовка к войне. Балканская проблема - «пороховая бочка Европы» и детонатор глобального конфликта. Аннексия Боснии и Герцеговины Австро-Венгрией в 1908 г. и обострение балканской проблемы. Балканские войны начала XX в. Сараевское убийство и начало Первой мировой войны. Соотношение сил и планы воюющих сторон. Особенности военной стратегии.
Тема 4
Военные кампании 1914-1915 гг.
(2 ч)
Кампания 1914 г. Начало военных действий на Западном фронте. Вторжение русской армии в Восточную Пруссию. Бои в районе Мазурских озер. Русское стратегическое наступление на Юго-Западном фронте (Галицийская операция). Позиционные военные действия на Восточном фронте в конце 1914 г. Военные действия на Балканском и Кавказском театрах военных действий, положение на других театрах военных действий.
Кампания 1915 г. Позиционная война на Западном фронте. Немецкое наступление в Восточной Пруссии (августовская операция), встречное наступление русской и австро-венгерской армий на Карпатском фронте (Карпатская операция). Вступление в войну на стороне Антанты Италии и открытие Салоникского фронта. Германское наступление восточнее Варшавы (Горлицкая операция) и в Прибалтике. Стабилизация положения на Кавказском фронте.
Тема 5
Военные кампании 1916-1918 гг.
(З ч)
Кампания 1916 г. Конференция Антанты в Шантильи. Стратегическая роль сражений у Вердена и Соммы. Брусиловский прорыв. Эрзерумская и Трапезундская операции на Кавказском фронте, положение на других театрах военных действий.
Кампания 1917-1918 гг. Вступление в войну Соединенных Штатов Америки. Военные действия на Западном фронте и других театрах военных действий. Операция русской армии на Юго-Западном фронте. Ответные действия австро-венгерских (Тарнопольский прорыв) и немецких (Рижская операция, захват Моонзундских островов) войск. Выход России из войны и Брест-Литовский мирный договор. Провал немецкого стратегического наступления в 1918 г. и окончание войны. Компьенское перемирие.
Тема 6
Итоги Первой мировой войны и проблемы послевоенного урегулирования
(2 ч)
Парижская мирная конференция. Условия мирных договоров. Изменение политической карты Европы и мира. Противоречия Версальско-Вашингтонской системы. «Русский вопрос» на Парижской конференции. Советская Россия в дипломатической блокаде. Провал Генуэзской международной конференции (1922). «Полоса признания СССР». Советская высшая политика и деятельность Коминтерна.
Тема 7
Влияние Первой мировой войны на российское общество
(2 ч)
Политическая обстановка в России в 1914-1915 гг. Создание системы военного управления. Мобилизация экономических ресурсов. Позиция ведущих политических
партий по вопросу о войне. Ухудшение внутреннего положения. Общественно-политический и духовный кризис накануне 1917 г. Развертывание революционного движения и свержение царизма. Провозглашение России республикой. Внутренняя политика Временного правительства. Кризис власти. Маргинализация общества. Разложение армии, углубление экономических трудностей, положение на национальных окраинах. Альтернативы развития России. Победа большевистского восстания и установление советской власти.
Тема 8
Экономическая политика большевиков
(2 ч)
«Военный коммунизм», Новая экономическая политика, индустриализация, коллективизация. Комбеды, коммуны, артели, колхозы. Кулачество, раскрестьянивание, расказачивание. Нэпманы, совбуры, кустари, единоличники.
Тема 9
СССР в системе международных отношений в 1930-х гг.
(2 ч)
Характер международных отношений в 1930-х гг. Агрессия Японии против Китая. Вооруженные конфликты с участием СССР у реки Халхин-Гол и озера Хасан (1938-1939). Возникновение Третьего рейха. Внешнеполитическая идеология национал-социализма. Сближение Германии с Италией и Японией. Заключение Антикоминтерновского пакта в 1936 г., преобразование его в Стальной пакт (1939). Аншлюс Австрии и Мюнхенский договор 1938 г. Попытки СССР создать систему коллективной безопасности.
Тема 10
СССР и ведущие страны мира накануне Второй мировой войны
(2 ч)
Причины и характер Второй мировой войны. Цели и планы сторон. Политическая, военная, экономическая подготовка к войне. Особенности военной стратегии. Советско-англо-французские, англо-германские и советско-германские переговоры 1939 г. Подписание советско-германского пакта о ненападении. Секретные протоколы к пакту и современная дискуссия об их значении.
Тема 11
Военные кампании и дипломатия в конце 1939 - начале 1941 г.
(2 ч)
Польская кампания вермахта. Последствия советского вторжения в Польшу. Подписание советско-германского договора о дружбе и границе. Советско-финляндская война и позиция западных держав. «Странная война» на Западном фронте. Норвежская и французская кампании вермахта. «Битва за Англию». Складывание гитлеровского блока в Европе. Вхождение Прибалтийских республик в состав СССР. Советско-германские переговоры в ноябре 1940 г. Балканская кампания и военные действия на африканском театре. Подготовка СССР к войне.
Тема 12
Начало Великой Отечественной войны советского народа
(2 ч)
Агрессия Германии против СССР. Стратегическое поражение Красной Армии на начальном этапе войны. Смоленское сражение. Блокада Ленинграда. Военно-стратегическое и международное значение победы Красной Армии под Москвой. Складывание антигитлеровской коалиции. Советско-английский договор 1941 г. Нападение японского флота на Перл-Харбор и вступление США в войну. Декларация Объединенных Наций (1942). Советско-английский и советско-американский договоры 1942 г. Военные действия на советско-германском фронте весной-летом 1942 г. Неудачи наступательных операций Красной Армии. Стратегическое наступление вермахта на южном направлении. Положения на других театрах военных действий.
Тема 13
Коренной перелом во Второй мировой войне
(2 ч)
Сталинградское сражение. Наступательные операции Красной Армии на Закавказском и Центральном фронтах. Битва на Курской дуге. Коренной перелом на других театрах военных действий. Переход стратегической инициативы к странам антигитлеровской коалиции. Решения Тегеранской конференции 1943 г. Начало распада гитлеровского блока в Европе.
Тема 14
Военные кампании и дипломатия в 1944-1945 гг.
(2 ч)
Освобождение территории СССР и военные операции Красной Армии в 1944 г. в Европе. Роль партизанского движения и движения Сопротивления. Начало военных действий в Западной Европе. Наступление Красной Армии в Центральной Европе в начале 1945 г. Берлинская операция. Капитуляция нацистской Германии. Решения конференций союзников в Ялте и Потсдаме о послевоенном урегулировании. Нюрнбергский процесс.
Завершающий этап военных действий на Тихом океане. Стратегическое наступление американской армии. Участие СССР в войне с Японией. Разгром Квантунской армии. Капитуляция Японии.\
Тема 15
Итоги Второй мировой войны и проблемы послевоенного регулирования
(2 ч)
Итоги Второй мировой войны. Формирование мирового сообщества. Роль СССР в складывании Организации Объединенных Наций. Решения конференций в Думбар-тон-Оксе, Бреттон-Вудсе, Сан-Франциско. Устав ООН. Участие советской дипломатии в работе СМИД (Совета министров иностранных дел). Парижская мирная конференция 1946 г. и политическая карта мира по завершении Второй мировой войны. Формирование советского геополитического блока в Восточной Европе в первые послевоенные годы. Участие СССР в Сан-Франциской конференции 1951г. и возникновение «проблемы Курильских островов». СССР и складывание биполярной системы международных отношений.
Тема 16
Влияние Второй мировой войны на советское общество
(2 ч)
Политическое, идеологическое, моральное значение провозглашения отечественного характера войны. Мобилизация всех ресурсов страны для победы. Эвакуация населения и производственных мощностей на восток страны. Героизм народа на фронте и в тылу. Народное ополчение. Партизанское движение. Оккупационный режим на советской территории. Коллаборационизм и его оценки в современной исторической литературе. Изменение политического режима в СССР в 1943-1945 гг. Восстановление атрибутов державности. Идеология и культура в военные годы. Русская православная церковь в годы войны. Цена победы. Значение Великой Отечественной войны в исторической памяти россиян.
Контрольный опрос (1ч).
4. Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения курса учащиеся должны:
- знать особенности революционных событий в России;
- знать основные факты об участии России / СССР в мировых войнах XX в.;
- понимать сущность мировых войн как глобальных конфликтов, их социально-экономические, геополитические, военно-стратегические, идейно-политические причины и следствия;
- определять роль мировых войн в истории России / СССР;
- определять причины формационных изменений в России/СССР;
- применять полученные знания при анализе современных международных отношений и роли России в них;
- уметь различать в информации по истории XX века факты, мнения, суждения, научные концепции и гипотезы;
- уметь формулировать и аргументировать собственное мнение в ходе дискуссии по проблемам истории XX века;
- осуществлять поиск, систематизацию и комплексный анализ информации по тематике курса.
5.Тематическое планирование курса
Тема 1. Россия в системе международных отношений на рубеже XIX-XX вв. (2 ч.)
1.
Россия в системе международных отношений в конце XIX - начале XX вв
1
2.
Причины и итоги русско-японской войы 1904-1905 гг.
1
Тема 2. Экономическое и политическое развитие России в начале XX века. (2 ч)
3.
Экономическое и политическое развитие России в начале XX века.
1
4.
Причины и итоги первой русской революции
1
Тема 3. Россия и ведущие страны мира накануне Первой мировой войны (2 ч)
5.
Россия и ведущие страны мира накануне I мировой войны
1
6.
Сараевское убийство и начало Первой мировой войны.
1
Тема 4. .Военные кампании 1914-1915 гг. (2 ч)
7.
Кампания 1914 г.
1
8.
Кампания 1915 г.
1
Тема 5. Военные кампании 1916-1918 гг. (З ч)
9.
Кампания 1916 г.
1
10.
Кампания 1917-1918 гг
1
11.
Брест-Литовский мирный договор. Окончание войны. Компьенское перемирие.
1
Тема 6. Итоги Первой мировой войны и проблемы послевоенного урегулирования (2 ч)
12
Парижская мирная конференция. Изменение политической карты Европы и мира.
1
13.
Советская внешняя политика и деятельность Коминтерна.
1
Тема 7. Влияние Первой мировой войны на российское общество (2 ч)
14.
Политическая обстановка в России в 1914-1915 гг. Общественно-политический и духовный кризис накануне 1917 г.
1
15.
Альтернативы развития России. Победа большевистского восстания и установление советской власти.
1
Тема 8. Экономическая политика большевиков (2 ч)
16.
«Военный коммунизм», Новая экономическая политика
1
17.
Индустриализация, коллективизация.
1
Тема 9. СССР в системе международных отношений в 1930-х гг. (2 ч)
18.
Характер международных отношений в 1930-х гг.
1
19.
Попытки СССР создать систему коллективной безопасности..
1
Тема 10.СССР и ведущие страны мира накануне Второй мировой войны (2 ч)
20.
Причины и характер Второй мировой войны. Цели и планы сторон.
1
21.
Политическая, военная, экономическая подготовка к войне. Советско - германский пакта о ненападении
1
Тема 11. Военные кампании и дипломатия в конце 1939 - начале 1941 г. (2 ч)
22.
Польская кампания вермахта. «Странная война» на Западном фронте.
1
23.
Подготовка СССР к войне.
1
Тема 12. Начало Великой Отечественной войны советского народа (2 ч)
24.
Агрессия Германии против СССР. Складывание антигитлеровской коалиции.
1
25.
Военные действия на советско-германском фронте весной-летом 1942 г.
1
Тема 13. Коренной перелом во Второй мировой войне (2 ч)
26.
Сталинградское сражение.
1
27.
Переход стратегической инициативы к странам антигитлеровской коалиции. Начало распада гитлеровского блока в Европе. Курская битва
1
Тема 14. Военные кампании и дипломатия в 1944-1945 гг. (2 ч)
28.
Военные операции Красной Армии в 1944 г. в Европе и начале1945 г. Капитуляция нацистской Германии.
1
29.
Участие СССР в войне с Японией. Капитуляция Японии.
1
Тема 15. Итоги Второй мировой войны и проблемы послевоенного регулирования (2 ч)
30.
Итоги Второй мировой войны
1
31.
СССР и складывание биполярной системы международных отношений.
1
Тема 16. Влияние Второй мировой войны на советское общество (2 ч)
32.
Героизм народа на фронте и в тылу.
1
33.
Цена победы. Значение Великой Отечественной войны в исторической памяти россиян.
1
34.
Контрольный опрос
1
1
итого
34 час.
Календарно-тематическое планирование элективного курса
№№
Тема
Часы
Дата
Примечание
по плану
по факту
Тема 1. Россия в системе международных отношений на рубеже XIX-XX вв. (2 ч.)
1.
Россия в системе международных отношений в конце XIX - начале XX вв
1
2.
Причины и итоги русско-японской войы 1904-1905 гг.
1
Тема 2. Экономическое и политическое развитие России в начале XX века. (2 ч)
3.
Экономическое и политическое развитие России в начале XX века.
1
4.
Причины и итоги первой русской революции
1
Тема 3. Россия и ведущие страны мира накануне Первой мировой войны (2 ч)
5.
Россия и ведущие страны мира накануне I мировой войны
1
6.
Сараевское убийство и начало Первой мировой войны.
1
Тема 4. .Военные кампании 1914-1915 гг. (2 ч)
7.
Кампания 1914 г.
1
8.
Кампания 1915 г.
1
Тема 5. Военные кампании 1916-1918 гг. (З ч)
9.
Кампания 1916 г.
1
10.
Кампания 1917-1918 гг
1
11.
Брест-Литовский мирный договор. Окончание войны. Компьенское перемирие.
1
Тема 6. Итоги Первой мировой войны и проблемы послевоенного урегулирования (2 ч)
12
Парижская мирная конференция. Изменение политической карты Европы и мира.
1
13.
Советская внешняя политика и деятельность Коминтерна.
1
Тема 7. Влияние Первой мировой войны на российское общество (2 ч)
14.
Политическая обстановка в России в 1914-1915 гг. Общественно-политический и духовный кризис накануне 1917 г.
1
15.
Альтернативы развития России. Победа большевистского восстания и установление советской власти.
1
Тема 8. Экономическая политика большевиков (2 ч)
16.
«Военный коммунизм», Новая экономическая политика
1
17.
Индустриализация, коллективизация.
1
Тема 9. СССР в системе международных отношений в 1930-х гг. (2 ч)
18.
Характер международных отношений в 1930-х гг.
1
19.
Попытки СССР создать систему коллективной безопасности..
1
Тема 10.СССР и ведущие страны мира накануне Второй мировой войны (2 ч)
20.
Причины и характер Второй мировой войны. Цели и планы сторон.
1
21.
Политическая, военная, экономическая подготовка к войне. Советско - германский пакта о ненападении
1
Тема 11. Военные кампании и дипломатия в конце 1939 - начале 1941 г. (2 ч)
22.
Польская кампания вермахта. «Странная война» на Западном фронте.
1
23.
Подготовка СССР к войне.
1
Тема 12. Начало Великой Отечественной войны советского народа (2 ч)
24.
Агрессия Германии против СССР. Складывание антигитлеровской коалиции.
1
25.
Военные действия на советско-германском фронте весной-летом 1942 г.
1
Тема 13. Коренной перелом во Второй мировой войне (2 ч)
26.
Сталинградское сражение.
1
27.
Переход стратегической инициативы к странам антигитлеровской коалиции. Начало распада гитлеровского блока в Европе. Курская битва.
1
Тема 14. Военные кампании и дипломатия в 1944-1945 гг. (2 ч)
28.
Военные операции Красной Армии в 1944 г. в Европе и начале1945 г. Капитуляция нацистской Германии.
1
29.
Участие СССР в войне с Японией. Капитуляция Японии.
1
Тема 15. Итоги Второй мировой войны и проблемы послевоенного регулирования (2 ч)
30.
Итоги Второй мировой войны
1
31.
СССР и складывание биполярной системы международных отношений.
1
Тема 16. Влияние Второй мировой войны на советское общество (2 ч)
32.
Героизм народа на фронте и в тылу.
1
33.
Цена победы. Значение Великой Отечественной войны в исторической памяти россиян.
1
34.
Контрольный опрос
1
-
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Технические средства:
1. Компьютер
2. Интерактивная доска
3. Документ-камера
4. МФУ.
5. Интернет-ресурсы
Дополнительная литература:
Дюпюи, Р. Э., Дюпюи, Т. Н. Всемирная энциклопедия войн. СПб., 1999. Кн. 2-4.
Мессенджер, Ч. Энциклопедия войн XX века. М., 2000.
Мировые войны XX века. М., 2002. Кн. 1-4..
Очерки истории международных отношений / Под ред. О. А. Колобова. М., 2001.
Зайончковский, А. И. Мировая война 1914-1918 гг. СПб 2000.
Залесский, К. А. Первая мировая война: Правители и военачальники. М., 2000.
История внешней политики России. Конец XIX - начало XX в. М., 1997.
История военного искусства /А. А. Строков. М., 1994. Т. 5.
История Первой мировой войны. 1914-1918 / Под ред. И. И. Ростунова. М., 1975. Т. 1-2.
Керсновский, А. А. История русской армии. М., 1994. Т. 3-4.
Киган, Д. Первая мировая война. М., 2002.
Киссенджер, Г. Дипломатия. М., 1997.
Первая мировая война: дискуссионные проблемы истории. М., 1994.
Первая мировая война и ее воздействие на историю XX века // Новая и новейшая история. 1994. № 4/5.
Первая мировая война и международные отношения. СПб 1995.
Первая мировая война: Пролог XX века. М., 1998.
Поляков, Л. Е. Цена войны: демографический аспект. М. 1985.
Померанц, Г. Вкус к жестокости. О влиянии Первой мировой войны на перспективы человечества // Родина. 1993. № 8/').
Проэктор, Д. М. Мировые войны и судьбы человечества М., 1986.
Сенявская, Е. С. Образ врага в сознании участников Пер вой мировой войны // Вопросы истории. 1997. № 3.
Урланис, Б. Ц. История военных потерь (XVI-XX вв.). СПб., 1994.
160
Уткин, А. Забытая трагедия. Россия в Первой мировой войне. Смоленск, 2000.
Фалиго, Р., Коффер, Р. Всемирная история разведывательных служб. М., 1997.
Филлитов, А.М. Мировые войны - роковые вехи нашего столетия // XX век: Многообразие, противоречивость, целостность. М., 1996.
Ходнев, А.С. Международная организация в ожидании приговора? Лига Наций в мировой политике. 1919-1946. Ярославль, 1995.
Белли, В., Пензин, К. В. Боевые действия на Атлантике и в Средиземноморье. М., 1967.
Блокада и контрблокада. М., 1957.
Болдуин, X. Сражения выигранные и проигранные. М., 2001.
Большая стратегия. М., 2000.
Буханов, В. А. Гитлеровский «новый порядок» в Европе и его крах. Екатеринбург, 1994.
Висков, С. И., Кулъбакин, В. Д. Союзники и германский вопрос в 1945-1949 годах. М., 1990.
Восточная Европа между Гитлером и Сталиным. 1939- 1941 гг. / Под ред. В. К. Волкова. М., 1999.
Вторая мировая война: Дискуссии. Основные тенденции. Результаты исследований / Под ред. В. Михалки. М., 1997.
Вторая мировая война и преодоление тоталитаризма. М., 1997.
Движение Сопротивления в Западной Европе. 1939-1945. Национальные особенности. М., 1991.
Движение Сопротивления в Западной Европе. 1939-1945: Общие проблемы. М., 1990.
Зимняя война. 1939-1940. М., 1998. Кн. 1-2.
Исраэлян, В. Л. Дипломатия в годы войны. М., 1985.
Итоги Второй мировой войны: Выводы побежденных. СПб.; М., 1999.
Командиры Второй мировой войны. М., 1998. Т. 1-2.
Лиддел Гарт Б. Вторая мировая война. М., 2000.
Мировая война. 1939-1945. М., 2000.
Молодяков, В. Э. Несостоявшаяся ось: Берлин - Москва - Токио. М., 2004.
Мюнхен - преддверие войны. М., 1988.
Наринский, М. М. История международных отношений, 1945-1975. М., 2004.
От «Барбароссы» до «Терминала»: Взгляд с Запада. М., 1988.
От Мюнхена до Токийского залива: Взгляд с Запада. М , 1992.
Парсаданова, В. С. Трагедия Польши в 1939 г. // Новая и новейшая история. 1989. № 2, 5.
Самсонов, А. М. Вторая мировая война. М., 1990.
Семиряга, М. И. Тюремная империя нацизма и ее крах. Екатеринбург, 1994.
Сиполс, В. Я. Дипломатическая борьба накануне Второй мировой войны. М., 1989.
Сиполс, В. Я. Еще раз о дипломатической дуэли в Берлине в ноябре 1940 г. // Новая и новейшая история. 1996. № 3.
Союзники в войне 1941-1945. М., 1995.
Сухов, В. Н., Фролов, М. И. Вторая мировая война. СПб., 1997.
Типпельскирх К. История Второй мировой войны. СПб., 1994. Т. 1-2.
1939 год: Уроки истории. М., 1990.
Фейс Г. Черчилль, Рузвельт, Сталин: Война, которую они вели, и мир, которого они добились. М., 2003.
Фляйшхауэр И. Пакт. Гитлер, Сталин и инициатива германской дипломатии. 1938-1939 гг. М., 1991.
Фуллер Дж. Вторая мировая война. М., 1999.
Хапггори Т. Япония в войне. 1941-1945. СПб., 1945.
Черчилль У. Вторая мировая война. М., 1991. Т. 1-3.
Шерман Ф. Война на Тихом океане. СПб., 1999.
Ширер У. Взлет и падение Третьего рейха. М., 1991. Т. 2.
Шгприк-Шшрикфельдт В. РОА. Против Сталина и Гитлера. Посев, 1993.
Сетевые ресурсы
Вторая мировая война. Портал (weltkrieg.ra) Вторая мировая война: энциклопедия, словарь, глоссарий
(encycl.accoona.ru/?id=12435)
Вторая мировая война в русском Интернете (world-
war2.chat.ra)
Вторая мировая война в сети. Каталог ресурсов (1939-1945.net/main.shtml)
Оружие Первой мировой войны (wwl.iatp.org.ua) Первая мировая война (pereplet.ru/history/
His_Wooe/warl .html)
Первая мировая война. Портал (fww.fromra.com) Первая мировая война: энциклопедия, словарь, глоссарий
(encycl.accoona.ru/7icH47035)
Первая мировая война и российское общество ( yspu.yar.ra/hreader/6)
Русская армия в Великой войне (grwar.ru)