Урок по истории на тему Религия древних греков (5 класс)

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по истории на тему: «Религия древних греков». 5 класс.

Цель урока: понять причины возникновения религии, и ее роли в жизни древних греков; познакомиться с некоторыми греческими богами; способствовать формированию представлений о древнегреческой мифологии.

Задачи урока:

Образовательные: создать представление у учащихся о зарождении религии у древних греков, познакомить учащихся с богами Греции, подвести учащихся к пониманию причин возникновения религиозных верований у греков.

Развивающие: способствовать развитию умения устанавливать связь между конкретными историческими условиями жизнедеятельности людей и особенностями их сознания; развивать умение использовать как источник литературные произведения, развивать умения работать с учебником, готовить сообщения на основе различных источников информации и выступать с ним.

Воспитательные: формировать уважение, бережное отношение к религии и истории других стран, воспитывать интерес к античной культуре.

Тип урока: комбинированный.

Формы и методы обучения: вопросы, которые используются для того, чтобы вызвать мотивацию у ребят к процессу обучения; подведение итога опроса и постановка цели урока; передача новых знаний; упражнение для практического применения учениками полученных знаний.

Оборудование урока: тексты древнегреческих мифов, иллюстрации, карта Древнего мира, художественная литература «Боги Греции», учебник «История Древнего мира» А.А.Вигасин.

Основные понятия, термины: религия, гора Олимп, пантеон, боги Греции.

Предварительная подготовка: несколько учащихся, по желанию, должны пользуясь источниками подготовить выступления, представить одного бога или богиню.

ХОД УРОКА

Организационный момент: готовность к уроку (учебные принадлежности).

1.Текущий контроль знаний и умений: Читая поэмы Гомера, мы убедились, что в содержании их встречаются названия различных древнегреческих богов, которые либо помогают, либо наоборот подвергают героев различным испытаниям. А иногда и являются причиной некоторых важных событий…

Давайте вспомним о них. Итак «Илиада» Гомера.

Учащиеся начинают урок со сценки, связанной с событиями поэмы Гомера «Илиада», продолжают рассказ о событиях этой поэмы (отвечая на вопросы учителя), выделяя двойственную роль богов в жизни людей.

За работу на уроке учащиеся будут получать по лавровой ветке, чтобы собрать максимальное количество для лаврового венка - символа победителя в Древней Греции.

2. Изучения нового материала:

Слова учителя: Послушайте внимательно СТИХОТВОРЕНИЕ.

С древнейших пор взгляд неподкупно строгий

Бросали на людей с Олимпа Боги.

Их забавлял, сей человечий быт -

Понять решили из чего он состоит

Взял Зевс Богов Гермеса с Аполлоном

И в колеснице едут к нам со склонов.

О ком это стихотворение? Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке. Попробуйте сами сформулировать тему урока.

Учащиеся озвучивают примерную тему урока. Мы продолжаем знакомиться с духовным миром древних греков, его важнейшей частью - религией.

Давайте вместе сформулируем цели нашего урока.

3. Мотивация к изучению материала: учащиеся высказывают предположения, формулируют план работы:

- познакомиться с богами Древней Греции;

- познакомиться с некоторыми мифами о богах Древней Греции;

- выяснить, почему в Греции появились именно эти боги;

Слова учителя: Сегодня мы с вами выясним особенности древнегреческой религии, характерные черты древнегреческих богов и попытаемся объяснить, почему в Греции появились именно такие боги. А для этого мы с вами должны ответить на один важный вопрос.

Проблемный вопрос: Как связаны религия, природные условия и занятия древних греков?

Давайте определим, что же такое религия? - Это вера в богов.

Ребята, давайте вспомним какие природно-климатические условия на Балканском полуострове? Предполагаемые ответы
- Очень тепло.
- Мало рек и осадков.
- Есть много гор, Эгейское море, Ионическое море.
- Мало плодородной земли и богатых пастбищ.


А теперь назовите основные занятия греков, исходя из природно-климатических условий? Предполагаемые ответы

- Выращивали виноград и оливки, мореплавание и морская торговля, разведение овец и коз, ремесло, войны (за господство на Эгейском море).

Сегодня мы с вами познакомимся с богами Древней Греции, которым поклонялись греки. И найдем ответ на вопрос: Почему именно эти божества появились в Древней Греции.

4. Работа с картой по учебнику:

На севере Греции (стр. 115) на границе с Македонией, среди гор, со всех сторон окружающих фессалийскую равнину, возвышается гора Олимп - самая высокая из всех гор Эллады. Склоны её покрыты густыми лесами. Там растут дубы и каштаны, вечнозелёный кустарник. В ясные дни снега Олимпа горят на солнце, но вершина горы всегда окутана густыми облаками. Именно там живут бессмертные боги. Место, посвященное всем богам, называют пантеоном.

Учащиеся записывают в рабочую тетрадь новое историческое понятие.

ПАНТЕОН - место, посвященное всем богам.

5. Работа с иллюстрациями учебника:

Найдите в учебнике рисунок «Боги и богини Греции» (стр. 135), внимательно рассмотрите его. Так выглядели боги Древней Греции. Обратите внимание: каждый из них имеет свой символ. А теперь давайте познакомимся с основными богами древних греков. Учащиеся выходят к доске и представляют подготовленный материал о богах и богинях.

6. Работа с текстом учебника: знакомство с некоторыми мифами о богах - миф о Деметре, миф о Дионисе, миф о Прометее. Учащиеся читают и пересказывают мифы о богах.

Вопросы для закрепления:

Какие природные явления отражает миф о Деметре? - Смену времен года.

Почему греки объясняли это явление при помощи мифа? - Не могли объяснить это другим способом, не было достаточных научных знаний.

Физминутка (ученики за учителем повторяют движения)

Из - за парт мы выйдем дружно,

Но шуметь совсем не нужно,

Встали прямо, ноги вместе,

Поворот кругом, на месте.

Хлопнем пару раз в ладошки.

И потопаем немножко.

А теперь представим, детки,

Будто руки наши - ветки.

Покачаем ими дружно,

Словно ветер дует южный.

Ветер стих. Вздохнули дружно.

Нам урок продолжить нужно.

Подравнялись, тихо сели

И на доску посмотрели.

7. Закрепление пройденного материала:

Используя иллюстрации, слушая объяснения учителя и выступления ребят, учащиеся должны к концу урока выполнить работу (заполнить таблицу), подготовленную учителем. Задания делятся на 3 уровня сложности:

Первая группа (1 уровень сложности) учащихся заполняют таблицу:

Вторая группа (2 уровень сложности) учащихся заполняет таблицу:

Третья группа (3 уровень сложности) учащихся заполняют таблицу:Подведем итог вашей работы:

Еще раз назовите богов Древней Греции?

Вернемся к нашему проблемному вопросу: Как связаны религия, природные условия и занятия древних греков? Постарайтесь на него ответить.

При помощи религии греки объясняли различные силы природы. Выбирали себе покровителей для каждого занятия.

Вывод: В религиозных верованиях греков получили отражение, прежде всего те природные явления, от которых зависела жизнь людей, и боги появились те, которые покровительствовали основным занятиям древних греков.

Итак, мы сегодня рассмотрели тему «Религия древних греков». А вот сами греки говорили, что умный человек - это не тот, кто умеет отвечать на вопросы, а тот, кто умеет их задавать. Поэтому сейчас мы с вами тоже будем составлять вопросы. Сформулируйте по 2 конкретных вопроса по сегодняшний теме урока и запишите их в тетрадь. Ребята по желанию озвучивают свои вопросы, и отвечаю на них.

Заключительное слово учителя:

Боги Древней Греции прекрасны и могущественны, - так считали греки. Они боялись и почитали своих богов, потому что боги покровительствовали их занятиям. Что бы задобрить своих богов греки приносили жертвы, возводили в их честь храмы, создавали о них сказания. Изучая мифы древних греков, учёные доказали, что в образах богов люди поклонялись могучим силам и грозным явлениям природы, которые не могли правильно объяснить.
Прошли столетия и уже никто не верит, что на вершине Олимпа живут боги. От веры в богов остались только легенды и мифы. Но мы и сегодня изучаем их, так как они являются историческим источником и позволяют представить мир, в котором жили древние греки.

Домашнее задание: параграф 28; подготовить для пересказа один из мифов о богах.



© 2010-2022