Повторительно-обобщающий урок по истории России 6 класс Древняя Русь

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Волгоградской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного

Профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

«Волгоградская государственная академия повышения квалификации и

Переподготовки работников образования»

(ГБОУ ДПО «ВГАПКиПРО»)

Региональный конкурс профессионального мастерства учителей истории «Мой лучший урок»

Методическая разработка игры для учащихся

«История Древней Руси»



Работу выполнила

Учитель истории

Каменской СОШ

Байкалова Е.А.

Тел. 89026563439

[email protected]

2013 г.

Методическая разработка игры для учащихся

«История Древней Руси»

Цель: повторить и закрепить учебный материал по истории древней Руси, учащиеся смогут назвать события, личности, даты, изученные ранее в курсе истории России.

Задачи:

  1. Учащиеся смогут по картине, историческому источнику определить историческую личность;

  2. Учащиеся смогут по схеме, историческому источнику определить историческое событие;

  3. Учащиеся смогут назвать даты исторического события;

  4. Учащиеся смогут задуматься о роли личности в истории страны;

  5. Учащиеся смогут выразить своё отношение к деятельности исторической личности;

  6. Учащиеся смогут выдвигать и доказывать свои версии, работать в группе.

Тип урока: повторительно - обобощающий

Технология проведения урока: игра

Форма работы на уроке: работа в группе

Участники: учащиеся 6 класса, команды по 3-4 человека. Ведущий - учитель (можно пригласить ученика из 11 класса для управления интерактивной презентацией), жюри для ведения протокола правильных ответов.

Требования к командам:

  1. Состав не более 4 человек

  2. Название команды

  3. Выбор капитана как организатора работы команды. Функции капитана - организация подготовки к игре и принятие решений в спорных ситуациях, когда члены команды не могут придти к единому мнению.

Задача судейской коллегии:

  1. следить за правильностью ответов команд;

  2. выдавать за правильные ответы звездочки;

  3. подводить итоги.

Оборудование:

  1. Презентация игры «Древняя Русь»

  2. Проектор и мультимедийная доска, на которой демонстрируются слайды с вопросами и правильными ответами для быстрой проверки;

  3. Для жюри - бланки для вписывания баллов каждой команды (Приложение 1)

  4. Для ведущего - секундомер (можно песочные часы) для контроля за временем, отпущенным на обдумывание ответа на вопрос.

Общее руководство игрой осуществляет ведущий (Приложение 3).

Мотивация

Учитель: Тема нашего урока «Древняя Русь». Пройдет урок в форме игры «Своя игра». Работать вы будет в группах. По итогам игры вы не только получите оценки, но и дипломы победителей и призёров игры.

Представление жюри

Ход игры:

Ведущий объявляет тему игры - «История Древней Руси»

Ведущий объясняет правила (алгоритм) игры.

Жеребьёвка команд.(Приложение 2). Выполнение задания на скорость. Определение очерёдности.

Запись названий команд в бланк для подсчёта баллов (Приложение 1)











Вопросы игры:«Предание нарекло …. Хитрою, церковь Святою, история Мудрою. Отомстив древлянам, она умела соблюсти тишину в стране…» О ком написал эти строки историк Карамзин Н.М. в книге «Предание веков»?

Княгиня Ольга

(890-969)

20

«Тогда князь великий… и брат его , князь Владимир Андреевич, полки поганых вспять повернули и начали их бить и сечь беспощадно, тоску на них наводя…пропала охота у царей и князей их на Русскую землю ходить…»

Дмитрий Иванович Донской

(1350-1389)

50

В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов не варил мяса, но, тонко нарезав конину или зверину, или говядину и зажарив на углях так ел. Не имел он и шатра, но спал, подостлав потник, с седлом на головах… И посылал в иные земли со словами: «Хочу на вас идти».

О ком пишет летописец в «Повести временных лет?»

Князь Святослав Игоревич

(941 - 972)

100

(вопрос-аукцион)

«Он, как видно не заслужил такой приятной памяти в народе, как отец его; несмотря на то, что деятельность имеет важное значение в нашей начальной истории….Он, как видно, был более князем-нарядником страны. Он любил церковные уставы, был знаком с ними:…к его времени относится и первый писаный устав гражданский….»

О ком пишет философ Соловьев С.М.

Ярослав Мудрый

(978 - 1054)

500

(«кот в мешке»)

Этими продуктами питания издревна на Руси встречали каждого гостя

Что это за продукты? Почему именно эти продукты?

Это хлеб-соль - символы благополучия и гостеприимства. Солонка была среди предметов особо почитаемых и в городе, и в деревне.

Русь, Степь, Запад

10

Какое событие изображено на картине? Назовите событие и год. («Бой Пересвета с Челубеем»)

Куликовская битва.

1380 год.

20

Перед вами схема исторического события.

Что это за событие?

Когда и где оно произошло?

(Схема построения войск в Ледовом побоище)

1242 год.

Ледовое побоище на

Чудском озере.

50

«Князь же великий Дмитрий Иванович, взял с собою брата своего,…и всех князей русских,…поехал на поклон к отцу своему духовному, преподобному старцу…., благословение получить…

Преподобный…. Окропил его священной водою и всё христолюбивое его войско, и осенил великого князя крестом Христовым - знамением на челе»

О ком идет речь в историческом источнике?

«Великий старец» - Сергий Радонежский - игумен Троицкого монастыря.

100

(вопрос-аукцион)

От чего погибнет тот, кто к нам с мечом придёт?

Кому принадлежат эти слова?

«Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет», - слова приписываемые Александру Невскому.

500

Кто из русских князей

отказался платить дань Золотой Орде, порвал ханскую грамоту и убил ханских послов?

Иван III

Культура Киевской Руси

10

Его часто называют первым русским историком.

Он был монахом Киево-Печёрского монастыря.

Его сочинения переписываются потомками на протяжении пяти столетий.

Кто это?

Это Нестор

20

Именно эти находки подтвердили, что письменность у славян зародилась до принятия христианства. Особенно много их было найдено при раскопках в Новгороде.

Что это?

Берестяные грамоты.

50

Какое событие изображено на картине? В каком году оно произошло?

988 год - крещение Руси

100

(«кот в мешке»)

«Аз, веди, глагол, добро, есть, зело, земля, иже, фита, и. како, люди, мыслите, наш, кси, он, покой, червь…»

Что это?

Это не что иное, как славянские цифры

(от 1 до 9 и от 10 до 90)

500

«… Всего же более убогих не забывайте, кормите и подавайте сироте…, а не давайте сильным губить человека. Что умеете хорошего, того не забывайте…Добро творя не ленитесь ни на что хорошее…

Куда ни пойдёте, где ни остановитесь, напоите, накормите бедного; более чтите гостя, откуда к вам ни придёт, простого ли, знатного ли…»

Какой князь написал эти строки? Как называлась это произведение?

«Поучение детям» Владимира Мономаха

Жюри подсчитывает баллы и объявляет победителей.

Использованная литература:

  1. Авистян С.А. История Отечества в лицах. Биографическая энциклопедия// Москва - 1993.

  2. Драхлер А.Б. Вопросы к олимпиаде. Отечественная история // Москва - 2001.











Приложение 1.





















Приложение 2.

Расставь цифры напротив имён первых князей в порядке их правления

Ольга

Владимир Красное Солнышко

Олег

Рюрик

Святослав

Ярослав Мудрый

Игорь

Владимир Мономах







Приложение 3.

Алгоритм проведения :

  1. Ведущий объявляет тему игры. Одновременно на экране появляется 1 слайд .

  2. Ведущий объясняет правила игры.

  3. Ведущий объявляет начало игры. Одновременно на экране появляется 2 слайд .

  4. Для определения очерёдности выбора вопроса проводится жеребьёвка. Капитаны команд получают карточки (Приложение 2). По скорости выполнения задания распределяются команды: 1-я, 2-я, 3-я. и т.п.

  5. Ведущий вписывает названия команд в бланк (Приложение 1)

  6. Команды по очереди выбирают вопрос определённой стоимости (по баллам). На обдумывание ответа даётся 2 минуты.

  7. Ведущий на презентации карандашом выбирает соответствующую клетку с баллами.

  8. На экране высвечивается вопрос, который демонстрируется в течение всего времени обсуждения.

  9. По истечении времени ведущий просит предоставить ответ. После того, как прозвучит ответ, ведущий нажимает курсор в правом нижнем углу презентации, и на доске высвечивается правильный ответ.

  10. Если команда ответила правильно, то соответствующие баллы засчитываются. Если же ответ неверный, то команда получает 0 баллов.

  11. Затем ведущий нажимает курсор в нижнем левом углу презентации, чтобы вернуться к слайду 3 для выбора следующего вопроса.

  12. Если попадается вопрос «Аукцион», то все команды имеют право «купить» данный вопрос ( на вопрос отвечает та команда, которая предложила больше баллов, которые есть у неё)

  13. Если попадается «Кот в мешке», то команда должна отдать этот вопрос любой другой команде.

  14. После того, как все вопросы будут выбраны. Подводятся итоги игры. Ведущий подсчитывает баллы каждой команды и объявляет победителя.

  15. Учитель опираясь на эти данные может выставить оценки участникам команд ( или наиболее активным участникам).

Правила игры:

1. Уважай мнение других, если не согласен - не критикуй, а высказывай свое мнение.

2. Помни! Истина рождается в споре, а не в ссоре.

3. Работай на команду и команда поможет тебе!







12

© 2010-2022