Тема: Территория, население и хозяйство России в начале XVI в

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Территория, население и хозяйство России в начале XVI в.

Цель урока:

  • образовательная: Охарактеризовать состояние России в конце XV- нач. XVI век территория, население, развитие торговли;

  • воспитательная: Развитие личностных качеств школьников на основе примеров из истории Российского государства и Всеобщей истории: патриотизма, мужества, мудрости. Воспитание уважения к культурному наследию;

  • развивающая: Доказать необходимость углубления централизации государства, развития торговли, проведения реформ( городского самоуправления и денежной). Проследить эволюцию землепользования и её последствия. Развивать познавательные умения.

Задачи урока:

  • личностные: Способствовать формированию нравственных качеств личности и социальной активности учащихся;

  • метапредметные: Формировать умение воспроизводить, систематизировать полученную информацию, обобщать и делать выводы;

  • предметные: Объяснить причины социально- экономического отставания России от европейских стран. Продолжить формирование умения работать с картой, историческими источниками, иллюстрациями.

УУД:

  • Личностные: сформирована полнота ориентации учащихся на моральное содержание ситуации, действия, моральной дилеммы, требующей осуществления морального выбора;

  • Регулятивные: планируют, контролируют и выполняют действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм; предвосхищают промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки; начинают и заканчивают действие в нужный момент.

  • Познавательные: овладеют базовыми понятиями, умеют находить и выделять необходимую информацию из различных источников; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме; определяют основную и второстепенную информацию.

  • Коммуникативные: охотно ведут диалог с собеседником с соблюдением норм и правил поведения, выслушивают собеседника, выражают свои взгляды с эмоцианальной окраской, умеют организовать общение.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока:

I. Организационный момент

II. Опрос и повторение

Карточка 1

Фронтальный опрос:

Назовите важнейшие события, которые обозначались термином Великие географические открытия?

(12 окт 1492 открыл Америку,1498 Васко да Гама Индия,Америго Веспучи,1553 Р.Ченслер северный путь в Индию, кругосветка Магеллана)

Карточка 2

Последствия ВГО (+ распространение европейских знаний ,взаимообмен достижений, расширение торговли, перемещение торговых путей из Средиземного моря в океаны; - создание колониальных империй, работорговля, войны с местным населением)

Проверка работы по карточке 1 (слайд 1-2)

III. Изучение новой темы

Объявление темы, постановка задач.

План урока:

1)Земледелие. Крестьянство.

2) Казачество.

3) Города и горожане.

4) Ремесло.

5) Городское самоуправление и купеческие организации.

6) Торговля.

7) Денежная система.

Земледелие, крестьянство

В XVI веке Российское государство значительно расширило свои рубежи. Были освоены новые земли. В начале XVI века население России составляло около 6 миллионов человек.

Как и в прежние времена, главным занятием россиян оставалось пашенное земледелие. Ранее на просторах северо-восточной и северной Руси господствовала подсечно-огневая система.

  • Вспомним: что собой представляла подсечно-огневая система?

На смену ей пришло пашенное земледелие, которое на Руси называли трехполье.


  • Вспомним:

  • что собой представляло трехполье ?

  • что такое яровые культуры?

  • Что такое озимые культуры?

Известному российскому историку XIX в. С. М. Соловьёву принадлежат слова о том, что если для народов Западной Европы природа была матерью, то для народов России она являлась мачехой.

Как вы понимаете данное сравнение?

Проиллюстрируйте свой ответ конкретными примерами


  • Подумайте:

  • что означает понятие «зона рискованного земледелия».

  • почему крестьяне в Росси занимались земледелием больше, чем скотоводством;

  • как жили крестьяне, что такое крестьянская община

(стр. 15 последний абзац п.1)

Дополнительно стр. 20

Казачество

Кто такие казаки?

(определение стр. 15)

В XVI веке, в связи с наступлением на личные права крестьян, продолжала увеличиваться численность казачества. Возникали общины волжских, донских, терских и яицких вольных казаков, состоявшие главным образом из беглых крестьян. Основу хозяйственной жизни казачества составляли промыслы - охота, рыболовство, бортничество, а также скотоводство. Важнейшим источником существования была также военная добыча. В то же время казаки охотно принимали и «жалованье» деньгами, хлебом и боеприпасами от государства, заинтересованного в охране своих рубежей от набегов крымских и казанских татар.

Все казаки считались свободными и равноправными. В общинах существовало самоуправление. Наиболее важные дела обсуждались на «кругу» (казачьем сходе). Во главе общин стояли выборные атаманы и старшины.

В первой половине XVI века казацкие поселения, расположенные на лесистых островах в низовьях Днепра, за его порогами, объединились в своеобразную казацкую республику - Запорожскую Сечь.


  • показать на карте Задание 1 (слайд 3-4)

Города и горожане

В начале XVI века на огромных просторах Российского государства было разбросано около 130 городов и городков. С конца XV века наблюдался быстрый рост числа горожан, а города переживали свой расцвет. Но доля городского населения была невелика. Россия значительно уступала по этому показателю развитым странам Западной и Центральной Европы.

С формированием единого государства изменилось значение русских городов. Многие города уже не были столицами независимых княжеств, но при этом усиливалось их значение как центров ремесла и торговли.


  • Крупными торговые города?( Псков, Архангельск, Холмогоры, Ярославль, Кострома, Тверь, Серпухов, Тула, Смоленск, Нижний Новгород и др.)

Значительную роль в жизни страны продолжал играть Новгород, но все больше и больше возрастало политическое и хозяйственное значение Москвы. Иностранцы сравнивали русскую столицу с крупнейшими городами Западной Европы. Современники считали, что в Москве проживало примерно 100 тысяч человек, тогда как в Новгороде - всего 25-30 тысяч.

Основную часть городского населения составляли ремесленники, которые платили налоги и несли различные повинности в пользу государства - так называемые «черные» горожане, а также купцы. В городах размещались и княжеские наместники. Они возглавляли городское управление, судили «черных»

горожан, следили за крепостными сооружениями, правильным сбором торговых пошлин. В городских усадьбах проживали бояре, а также различные категории служилых людей.

Ремесло.

  • какие ремесла были наиболее распространены в русских городах (стр. 17)

Городское самоуправление и купеческие организации. Торговля.

(самостоятельная работа с учебником с 17-18)


  • Кого на Руси называли гостями (купцов)

Задание 2. (слайд 5-6)

Денежная реформа

Рост торговых связей между различными территориями страны, а также расширение внешней торговли настоятельно требовали изменений в области денежного обращения.

До конца XV - начала XVI века на Руси существовала система с двумя основными денежными единицами: новгородским и московским рублем. Рост товарооборота требовал все больше денег, но в стране был очень мал запас драгоценных металлов. В городах появилось большое количество фальшивомонетчиков. И хотя виновных жестоко преследовали, отрубали им руки, лили олово в горло, ничего не помогало. В 1535-1538 годах все старые монеты были запрещены. Вводилась единая для всей России денежная единица - московский рубль. Появилась также монета, равная одной сотой рубля, с изображением всадника с копьем, получившая название копейки. В 1534 году в Москве был основан первый в России казенный Монетный двор, где изготавливались монеты для всей страны.

IV. Закрепление

Задание 3

Задание4 слайд (7-10)

V. Д\з параграф 2 , термины, даты



© 2010-2022