Рабочая программа по истории 7 класс (к учебникам Данилова и Юдовской)

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Яблоневская основная общеобразовательная школа»


«УТВЕРЖДАЮ»

______________________

Директор ОУ Секретарь С.А.

Приказ № ____ от «____» ________2015г.








Рабочая программа по


ИСТОРИИ


7 класс



2016 - 2017 учебный год




Разработчики:

Срибная Елена Владимировна

учитель истории и обществознания








Обсуждена и согласована на методическом объединении

протокол № ______ от «___» ________ 2015г.

Принята на педагогическом совете школы

протокол № _______ от «___» ________ 2015г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Историческое образование - мировоззренческий инструмент, оно играет важную роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество.

Изучение курса всеобщей и отечественной истории в 7 классе основывается на проблемно-хронологическом подходе с акцентом на социализацию учащихся, которая осуществляется в процессе реализации воспитательных и развивающих целей и задач.

Структура и содержание программы соответствуют образовательному стандарту и принципам развития системы российского образования. Рабочая программа нацелена на формирование систематизированных знаний о данном историческом этапе развития человеческой цивилизации и России в целом. Содержание программы выстроено по трём основным линиям: историческое время, историческое пространство, историческое движение. Эти три линии соединяет сквозная линия - человек, личность в истории. Содержание программы построено на основе проблемно-хронологического принципа, что позволяет уделить необходимое внимание и наиболее важным сквозным проблемам развития человеческого общества, и особенностям развития отдельных регионов, а также проследить динамику исторического развития и выделить его основные этапы.

Содержание курса истории основано на следующих принципах:

  • принципе историзма, рассматривающем все исторические факты, явления и события в их последовательности,

  • взаимосвязи и взаимообусловленности. Любое историческое явление следует изучать в динамике. Событие или личность не могут быть исследованы вне временных рамок;

  • принципе объективности, основанном на фактах в их истинном содержании, без искажения и формализации. Принцип предполагает исследовать каждое явление разносторонне, многогранно;

  • принципе социального подхода, предполагающем рассмотрение исторических процессов с учётом социальных интересов различных групп и слоёв населения, отдельных личностей, различных форм его проявления в обществе;

  • принципе альтернативности, предполагающем гипотетическое, вероятностное осуществление того или иного события, явления, процесса на основе анализа объективных реалий и возможностей. Принцип альтернативности позволяет увидеть неиспользованные возможности в конкретном процессе, перспективные пути развития.

Наряду с отмеченными дидактическими принципами, содержание программы соответствует традиционным принципам: научности, актуальности, наглядности, обеспечению мотивации, соблюдению преемственности в образовании, уровневой и предпрофильной дифференциации, системности вопросов и заданий, практической направленности, прослеживанию внутрикурсовых (в рамках целостного курса всеобщей истории), межкурсовых (с историей России) и межпредметных связей (обществознание, МХК).

Соблюдение и сочетание всех принципов познания истории обеспечат строгую научность и достоверность в изучении исторического прошлого.

ПЕРЕЧЕНЬ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ

Содержание программы соответствует требованиям к структуре, результатам освоения основных общеобразовательных программ Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, конкретизирует основные положения его Фундаментального ядра.

Программа составлена на основе нормативных правовых документов:

  • федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;

  • Федеральный закон от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в РФ», ст.28

  • Базисный учебный план в Калининградской области на 2016-2017 учебный год

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;

  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта;

  • Положение о рабочей программе учебных предметов, учебных, элективных, внеурочных курсов МБОУ «Яблоневская ООШ» на 2016-2017 уч.год.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ (КУРСА)

Главная цель изучения истории в современной школе - образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.

Личностные результаты изучения истории учащимися основной школы включают:

  • воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за историческое прошлое многонационального народа России;

  • осознание обучающимися своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа и своего края в контексте общемирового культурного наследия;

  • усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, гуманистических традиций и ценностей современной цивилизации, уважение прав и свобод человека;

  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

  • понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов; толерантность как норма осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира.

Метапредметные результаты изучения истории учащимися основной школы включают:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия как в конце действия, так и по ходу его реализации;

  • владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, различными логическими действиями (определение и ограничение понятий, установление причинно-следственных и родовидовых связей и пр.);

  • использование современных источников информации, в том числе материалов на электронных носителях и интернет-ресурсов;

  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;

  • владение умениями работать в группе, слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать её с партнёрами, продуктивно разрешать конфликт на основе учёта интересов и позиций всех его участников.

Предметные результаты изучения истории учащимися основной школы включают:

  • формирование уважительного отношения к истории своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства; развитие у обучающихся стремления внести свой вклад в решение глобальных проблем, стоящих перед Россией и человечеством;

  • формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнической, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества, его важнейших социальных ценностей и общественных идей: гражданственности и патриотизма, гуманистических и демократических ценностей, мира и взаимопонимания между людьми; усвоение базовых национальных ценностей и идеалов на основе изучения исторического опыта России;

  • овладение целостным представлением об историческом пути мира и народов России, базовыми знаниями о закономерностях всеобщей и российской истории;

  • формирование умений применять исторические знания, понятийный аппарат и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности, осмысления жизни в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном мире;

  • развитие умений анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого, раскрывая её познавательную ценность;

  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории России;

  • приобретение опыта активного освоения исторического и культурного наследия мира, своего народа, родного края, России, проявление стремления сохранять и приумножать культурное наследие;

  • создание основы для формирования у части школьников интереса к дальнейшему расширению и углублению исторических знаний и выбора истории как профильного предмета на ступени среднего (полного) общего образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.

КОМПЕТЕНЦИИ (ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ)

Предполагается, что в результате изучения всеобщей и отечественной истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:

  1. Знание хронологии, работа с хронологией:

  • указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей и российской истории;

  • соотносить год с веком, эрой, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.

  1. Знание исторических фактов, работа с фактами:

  • характеризовать место, обстоятельства, участников, этапы, особенности, результаты важнейших исторических событий;

  • группировать (классифицировать) факты по различным признакам и основаниям.

  1. Работа с историческими источниками:

  • читать историческую карту с опорой на легенду, ориентироваться по карте, соотносить местонахождение и состояние исторического объекта в разные эпохи, века, периоды;

  • осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.), отбирать её, группировать, обобщать;

  • сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, время и место создания.

  1. Описание (реконструкция):

  • последовательно строить рассказ (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;

  • характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, их достижения в различные исторические эпохи;

  • на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов, электронных изданий, интернет-ресурсов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.

  1. Анализ, объяснение:

  • различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);

  • соотносить единичные исторические факты и общие явления;

  • различать причину и следствие исторических событий, явлений;

  • выделять характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;

  • раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;

  • сравнивать исторические события и явления, выявлять их сходство и различия;

  • излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

  1. Работа с версиями, оценками:

  • приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;

  • определять и объяснять (аргументировать) своё отношение к наиболее значимым событиям и личностям в истории и их оценку.

  1. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

  • применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;

  • использовать знания об истории и культуре своего народа и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;

  • способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).


СТРУКТУРА ИЗУЧАЕМОГО ПРЕДМЕТА (КУРСА)

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. МИР В ПЕРИОД НОВОГО ВРЕМЕНИ.

Раздел 1. Мир в начале Нового времени (13 ч.)


Тема 1. От Средневековья к Новому времени (1 ч.)

Понятие о Новом времени. Хронологические границы и этапы Нового времени. Человек Нового времени. Что связывает нас с Новым временем. Новые изобретения и усовершенствования. Революция в горнорудном промысле. Успехи в металлургии. Новое в военном деле.

Тема 2. Технические открытия и выход к Мировому океану (1 ч.)

Усовершенствования в мореплавании и кораблестроении. Португалия - лидер исследования путей в Индию. Энрике Мореплаватель. Открытие ближней Атлантики. Вокруг Африки в Индию. Бартоломеу Диаш. Васко да Гама.

Тема 3. Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия (1 ч.)

Четыре путешествия Христофора Колумба. Второе открытие нового материка: Америго Веспуччи. Первое кругосветное путешествие: Фернандо Магеллан. Земля -шар. Западноевропейская колонизация новых земель. Эрнандо Кортес. В поисках Эльдорадо. Значение Великих географических открытий.

Тема 4. Усиление королевской власти в XVI - XVII вв. Абсолютизм в Европе (1 ч.)

Складывание абсолютизма в политике управления европейских государств. Парламент и король: сотрудничество и подобострастие. Единая система государственного управления. «Ограничители» власти короля. Король - наместник Бога на Земле. Складывание централизованных национальных государств и национальной церкви. Появление республик в Европе.

Тема 5. Дух предпринимательства преобразует экономику (1 ч.)

Условия развития предпринимательства. Рост городов и торговли. Складывание мировых центров торговли. Торговые компании. Право монополии. Накопление капиталов. Банки и биржи. Переход от ремесла к мануфактуре. Причины возникновения и развития мануфактур. Мануфактура - предприятие нового типа. Разделение труда. Наёмный труд. Рождение капитализма.

Тема 6. Европейское общество в раннее Новое время. Повседневная жизнь (1 ч.)

Изменения в социальной структуре общества. Новые социальные группы европейского общества, их облик. Буржуазия эпохи раннего Нового времени. Условия жизни, труда крестьянства Европы. Новое дворянство - джентри - и старое дворянство. Низшие слои населения. Способы преодоления нищенства. Европейское население и основные черты повседневной жизни. Продолжительность жизни. Революция в питании. Революция в одежде. Европейский город Нового времени, его роль в культурной жизни общества.

Тема 7. Великие гуманисты Европы (1 ч.)

От раннего к высокому Возрождению. Образованность как ценность. Гуманисты о месте человека во Вселенной. Гуманист из Роттердама. Первые утопии об общественном устройстве: Томас Мор, Франсуа Рабле. Мишель Монтень: «Опыты» - рекомендации по самосовершенствованию. Рим и обновление его облика в эпоху Возрождения.

Тема 8. Мир художественной культуры Возрождения (1 ч.)

Эпоха Возрождения и её характерные черты. Зарождение идей гуманизма и их воплощение в литературе и искусстве. Идеал гармоничного человека, созданный итальянскими гуманистами. Эпоха «титанов Возрождения». Гуманистические тенденции в изобразительном искусстве. Своеобразие искусства Северного Возрождения.

Тема 9. Рождение новой европейской науки (1 ч.)

Условия развития революции в естествознании. Открытия, определившие новую картину мира. Фрэнсис Бэкон и Рене Декарт - основоположники философии Нового времени. Влияние научных открытий Нового времени на технический прогресс и самосознание человека

Тема 10. Начало Реформации в Европе. Обновление христианства (1 ч.)

Влияние Великих географических открытий и идей гуманизма на представления европейца о самом себе. Кризис и начало раскола католической церкви. Реформация - борьба за переустройство церкви. Германия - родина Реформации. Мартин Лютер: человек и общественный деятель. Крестьянская война в Германии. Протестантство и лютеранская церковь в Германии.

Тема 11. Распространение Реформации в Европе. Контрреформация (1 ч.)

Географический охват Реформацией Европы и его причины. Ценности, учение и церковь Жана Кальвина. Идея о предопределении судьбы человека. Борьба католической церкви против еретических учений. Контрреформация: её идеологи и воплотители. Орден иезуитов и его создатель Игнатий Лойола. Тридентский собор.

Тема 12. Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на море (1 ч.)

Последствия Войны Алой и Белой розы для Англии. Особенности Реформации католической церкви в Англии. Золотой век Елизаветы I - укрепление англиканской церкви и государства. Пуритане. Соперничество с Испанией за морское господство.

Тема 13. Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции (1 ч.)

Французы - кальвинисты-гугеноты. Разрастание противостояния между католиками и гугенотами. Начало религиозных войн. Нантский эдикт короля Генриха IV Бурбона. Реформы Ришелье. Франция - сильнейшее государство на европейском континенте.


Раздел 2. Первые революции Нового времени. Международные отношения (3 ч.)


Тема 14. Освободительная война в Нидерландах. Рождение Республики Соединённых провинций (1 ч.)

Нидерланды - «жемчужина в короне Габсбургов». Нидерландская революция и рождение свободной Голландской Республики. Становление капиталистических отношений в стране. Преследования протестантов. Иконоборческое движение. Начало освободительной войны. Лесные и морские гёзы. Утрехтская уния. Рождение Республики Соединённых провинций.

Тема 15. Парламент против короля. Революция в Англии. Путь к парламентской монархии (1 ч.)

Причины революции. Пуританская этика и образ жизни. Единоличное правление короля Карла I Стюарта. Противостояние короля и парламента. Гражданская война короля с парламентом. Великая ремонстрация. Оливер Кромвель и создание армии «нового образца». Реформы парламента. Казнь короля. Англия - первая страна в Европе с конституционной парламентской монархией. Реформы английского парламента. Движение протеста: левеллеры и диггеры. Кромвель - пожизненный лорд-протектор Английской республики. Преобразования в стране. Реставрация Стюартов. Конец революции. «Славная революция» 1688 г.и рождение парламентской монархии. Парламентская система в Англии как условие развития индустриального общества. Складывание двухпартийной политической системы: тори и виги. Англия - владычица морей. Начало и конец эпохи вигов.

Тема 16. Международные отношения в XVI - XVIII вв. (1 ч.)

Причины международных конфликтов в Европе в XVI-XVIII вв. Соперничество между Францией, Англией и Испанией. Тридцатилетняя война - первая общеевропейская война. Условия и значение Вестфальского мира. Северная война России и Дании против Швеции. Восточный вопрос. Влияние европейских войн на международные отношения. Влияние Великой французской революции на европейский международный процесс.

Раздел 3. Эпоха Просвещения. Время преобразований (8 ч.)

Тема 17. Великие просветители Европы (1 ч.)

Просветители XVIII в. - продолжатели дела гуманистов эпохи Возрождения. Идеи Просвещения как мировоззрение буржуазии. Образование как решающий ресурс развития общества. Учение Джона Локка. Шарль Монтескьё. Вольтер. Идеи Ж.-Ж. Руссо. Идеи энциклопедистов - альтернатива существующим порядкам в странах Европы. Экономические учения А.Смита и Ж.Тюрго.

Тема 18. Мир художественной культуры Просвещения (1 ч.)

Поиск идеала, образа героя эпохи. Д.Дефо: образ человека новой эпохи (буржуа) в художественной литературе. Д.Свифт: сатира на пороки современного ему буржуазного общества. Гуманистические ценности эпохи Просвещения и их отражение в творчестве П.Бомарше, Ф.Шиллера, И.Гёте. Живописцы знати. Франсуа Буше. А.Ватто. Музыкальное искусство. Архитектура эпохи великих царствований. Секуляризация культуры.

Тема 19. Промышленный переворот в Англии: на пути к индустриальной эре (1 ч.)

Аграрная революция в Англии. Складывание новых отношений в английской деревне. Промышленный переворот в Англии. Внедрение машинной техники. Изобретения в ткачестве, новые источники энергии. Труд и быт рабочих. Формирование основных классов капиталистического общества: промышленной буржуазии и пролетариата. Социальные движения протеста рабочих (луддизм). Цена технического прогресса.

Тема 20. Английские колонии в Северной Америке (1 ч.)

Распространение европейской цивилизации за Атлантику. Первые колонии в Северной Америке и их жители. Колониальное общество и хозяйственная жизнь. Управление колониями. Формирование североамериканской нации. Конфликт с метрополией. Патриотические организации колонистов.

Тема 21. Война за независимость. Создание Соединённых Штатов Америки (1 ч.)

Причины войны североамериканских колоний за свободу и справедливость. Т. Джефферсон и Дж. Вашингтон. Декларация независимости США. Образование США. Успешная дипломатия и завершение войны. Итоги и значение войны за независимость США. Конституция США 1787 г. и её отличительные особенности. Устройство государства. Билль о правах.

Тема 22. Франция в XVIII в. Причины и начало Великой французской революции (1 ч.)

Успехи развития Франции в XVIII в.Влияние движения просветителей на развитие просветительской идеологии. Французская революция. От Генеральных штатов к Учредительному собранию: отказ от сословного представительства, провозглашение Национального и Учредительного собраний. Муниципальная революция. О. Мирабо. Жильбер де Лафайет - герой Нового Света.

Тема 23. Великая французская революция. От монархии к республике (1 ч.)

Главные положения Декларации прав человека и гражданина. Конституция 1791 г. Свержение монархии. Коммуна Парижа. Новые декреты. Дантон, Марат, Робеспьер. Провозглашение республики. Казнь Людовика XVI: политический и нравственный аспекты. Якобинская диктатура и террор.

Тема 24. Великая французская революция. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта (1 ч.)

Движение санкюлотов и раскол среди якобинцев. Трагедия Робеспьера - «якобинца без народа». Термидорианский переворот и расправа с противниками. Конституция 1795 г. Генерал Бонапарт и установление консульства. Значение Великой французской революции. Дискуссия в зарубежной и отечественной историографии о характере, социальной базе и итогах Великой французской революции.


Раздел 4. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации (3 ч.)


Тема 25. Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени (1 ч.)

Земля принадлежит государству. Деревенская община и её особенности в разных цивилизациях Востока. Государство - регулятор хозяйственной жизни. Замкнутость сословного общества. Разложение сословного строя.

Тема 26. Государства Востока. Начало европейской колонизации (1 ч.)

Империя Великих Моголов в Индии. Бабур. Акбар и его политика реформ. Кризис и распад империи Моголов. Религии Востока: конфуцианство, буддизм, индуизм, синтоизм. Маньчжурское завоевание Китая. Направления русско-китайских отношений. Китай и Европа: культурное влияние. Правление сёгунов в Японии. Самураи и крестьяне. Русско-японские отношения.


ИСТОРИЯ РОССИИ. РОССИЯ В XVII - XVIII ВВ.

Раздел 5. Россия на рубеже XVI - XVII вв. (5 ч.)


Тема 27. Новый этап истории России

Хронология и сущность нового этапа российской истории. Источники по российской истории XVII-XVIII вв.

Тема 28. Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова (1 ч.)

Внутренняя политика Бориса Годунова. Учреждение патриаршества. Внешняя политика. Пресечение ветви династии Рюриковичей. Избрание на царство Бориса Годунова. Голод 1601-1603 гг. Обострение социальных противоречий. Появление Лжедмитрия I.

Тема 29. Россия в период Смутного времени (1 ч.)

Причины и суть Смутного времени. Царствование Лжедмитрия I. Боярский заговор. Воцарение Василия Шуйского. Восстание Ивана Болотникова. Лжедмитрий II. Начало патриотического подъёма. Вторжение войск Польши и Швеции.

Тема 30. Окончание Смутного времени (1 ч.)

Распад тушинского лагеря. Семибоярщина. Первое и Второе народные ополчения. Освобождение Москвы. Земский собор 1613 г.

Раздел 6. Россия в XVII в. (9 ч.)

Тема 31. Новые явления в экономике XVII в. (1 ч.)

Экономические последствия Смуты и их преодоление. Развитие сельского хозяйства и ремесла. Возникновение мануфактур. Торговля. Рост городов.

Тема 32. Оформление сословного строя (1 ч.)

Бояре и дворяне. Крестьяне. Окончательное закрепощение крестьян. Основные категории городского населения. Духовенство. Казачество.

Тема 33. Политическое развитие страны при первых Романовых (1 ч.)

Первые Романовы: усиление самодержавной власти. Ослабление роли Земских соборов и Боярской думы. Приказная система. Местное управление. Законы. Соборное уложение 1649 г.

Тема 34. Власть и церковь в XVII в. Церковный раскол (1 ч.)

Церковь после Смуты. Патриарх Филарет. Патриарх Никон и его реформы. Усиление разногласий между церковной и светской властью. Церковный собор 1666-1667 гг. Протопоп Аввакум.

Тема 35. Народные движения (1 ч.)

Причины и особенности народных волнений. Городские восстания (Соляной бунт, Медный бунт). Восстание Степана Разина. Выступления старообрядцев.

Тема 36. Внешняя политика. Народы России в XVII в. (1 ч.)

Россия и Речь Посполитая. Смоленская война. Воссоединение Украины с Россией. Русско-польская война 1654-1667 гг. Русско-турецкая война 1676-1681 гг. Крымские походы. Освоение Сибири и Дальнего Востока.

Тема 37. Образование и культура в XVII в. (1 ч.)

Образование и просвещение. Научные знания. Русские первопроходцы. Литература. Архитектура. Живопись. Театр.

Тема 38. Сословный быт. Обычаи и нравы (1 ч.)

Царский двор. Боярский и дворянский быт. Жизнь посадского населения. Крестьянство: повседневный быт и обычаи.


Раздел 7. Россия в первой четверти XVIII в. (9 ч.)

Тема 39. Предпосылки петровских преобразований (1 ч.)

Усиление западного влияния на Россию. Симеон Полоцкий. Реформы А.Л. Ордина-Нащокина. Преобразовательные планы В. В. Голицына. Юрий Крижанич.

Тема 40. Пётр I. Россия на рубеже веков (1 ч.)

Детство Петра. Двоецарствие. Царевна Софья. Начало царствования Петра. Азовские походы. Великое посольство 1697-1698 гг.

Тема 41. Внешняя политика Петра I. Северная война (1 ч.)

Причины войны. Начало войны. «Нарвская конфузия». Реорганизация армии. Первые успехи России. Основание Санкт-Петербурга. Полтавская битва. Прутский поход. Морские победы. Ништадтский мир.

Тема 42. Реформы Петра I (1 ч.)

Реформа государственного управления. Указ о единонаследии. Табель о рангах. Областная реформа. Изменение системы городского управления. Церковная реформа. Выступления против реформ. «Дело царевича Алексея». Значение реформ.

Тема 43. Экономика России в первой четверти XVIII в. (1 ч.)

Состояние экономики к началу XVIII в. Экономическая политика Петра I. Сельское хозяйство. Мануфактуры, ремесленное производство, торговля. Денежная и налоговая реформы. Итоги экономического развития.

Тема 44. Социальные движения первой четверти XVIII в. (1 ч.)

Причины народных восстаний. Астраханское восстание. Восстание К. А. Булавина. Башкирское восстание. Религиозные выступления. Восстания работных людей. Значение народных выступлений.

Тема 45. Изменения в культуре и быте в первой четверти XVIII в. (2 ч.)

Образование. Расширение сети школ и специальных учебных заведений. Наука. Открытие Академии наук. Развитие техники. Художественная культура. Перемены в быте. Значение культурного наследия Петровской эпохи.


Раздел 8. Россия в 1725-1762 гг. (6 ч.)

Тема 46. Дворцовые перевороты (2 ч.)

Причины и сущность дворцовых переворотов. Екатерина I. Пётр II. Попытка ограничения власти монарха Верховным тайным советом в 1730 г. и её неудача. Анна Иоанновна. Иван Антонович.

Тема 47. Елизавета Петровна и Петр III (1 ч.)

Правление Елизаветы Петровны. Пётр III и его свержение

Тема 48. Внутренняя политика в 1725-1762 гг.

Изменения в системе центрального управления. Расширение привилегий дворянства. Ужесточение политики в отношении крестьянства. Изменения в системе городского управления. Политика в отношении казачества. Рост мануфактурного производства

Тема 49. Внешняя политика в 1725-1762 гг. (1 ч.)

Основные направления внешней политики. Россия и Речь Посполитая. Русско-турецкая война 1735-1739 гг. Русско-шведская война 1741-1743 гг. Продвижение России на Восток. Россия в Семилетней войне 1756-1762 гг. Итоги внешней политики


Раздел 9. Россия в 1762-1801 гг. (13 ч.)

Тема 50. Внутренняя политика Екатерины II. «Просвещённый абсолютизм» (2 ч.)

Особенности внутренней политики. Политика «просвещённого абсолютизма». Уложенная комиссия. «Золотой век» российского дворянства. Ужесточение внутренней политики в 1770-1790-е гг.

Тема 51. Восстание под предводительством Е.И. Пугачёва (1 ч.)

Причины восстания. Пугачёв и его программа. Основные этапы восстания. Расправа с восставшими. Особенности восстания. Значение и последствия восстания.

Тема 52. Экономическое развитие России во второй половине XVIII в. (1 ч.)

Усиление крепостничества. Рост помещичьего землевладения. Вольное экономическое общество. Сельское хозяйство. Промышленность. Торговля. Финансы. Итоги экономического развития

Тема 53. Внешняя политика Екатерины II ( 2 ч.)

Основные направления внешней политики. Русско-турецкие войны. Греческий проект Екатерины II. Участие России в разделах Речи Посполитой. Русско-шведская война 1788-1790 гг. Политика «вооружённого нейтралитета». Борьба Екатерины II с революционной Францией. Результаты внешней политики Екатерины II

Тема 54. Российская империя в конце XVIII в. Внутренняя и внешняя политика Павла I (1 ч.)

Личность Павла I. Внутренняя и внешняя политика. Заговор и убийство Павла I

Тема 55. Наука и образование во второй половине XVIII в. (1 ч.)

Академия наук. М.В. Ломоносов. Естественные и гуманитарные науки. Академические экспедиции. Развитие техники. Русские изобретатели. Развитие системы образования

Тема 56. Художественная культура второй половины XVIII в. (1 ч)

Особенности развития художественной культуры. Литература. Театр. Музыка. Живопись и скульптура. Архитектура барокко и классицизма

Тема 57. Быт и обычаи второй половины XVIII в. (2 ч.)

Перемены в жизни крестьян и горожан: жилище, одежда, питание, досуг, обычаи


Текущее и итоговое повторение и обобщение (8 часов)







ПОУРОЧНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА

ИСТОРИИ

7 класс (70 ч)Объяснять смысл понятия Новое время.

Использовать знание хронологии и этапов Нового времени при анализе событий.

Рассказывать о технических открытиях и их социально-экономических последствиях.

Показывать по карте морские пути мореплавателей-первопроходцев.

Характеризовать открытие и его значение

сентябрь

2 неделя


Технические открытия и выход к Мировому океану

1

Урок изучения новой темы

Показывать по карте морские пути мореплавателей-первопроходцев.

Характеризовать открытие и его значение

сентябрь

2 неделя


Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия

1

Комбинированный урок

Оценивать открытия Х. Колумба, Ф. Магеллана, Э. Кортеса.

Рассказывать о значении Великих географических открытий.

Находить на карте путь первооткрывателей

сентябрь

3 неделя


Усиление королевской власти в XVI - XVII вв. Абсолютизм в Европе

1

Урок изучения новой темы

Выделять в тексте условия складывания абсолютизма в европейских государствах.

Характеризовать политику Генриха VIII Тюдора, Елизаветы Тюдор, Якова I Стюарта, Людовика XIV Бурбона.

Объяснять причины появления республик в Европе

сентябрь

3 неделя


Дух предпринимательства преобразует экономику

1

Комбинированный урок

Рассказывать об условиях развития предпринимательства.

Объяснять, как изменилось производство с появлением мануфактуры.

Сравнивать труд ремесленника и работника мануфактуры

сентябрь

4 неделя


Европейское общество в раннее Новое время. Повседневная жизнь

1

Комбинированный урок

Рассказывать о социальных изменениях.

Сравнивать положение буржуазии и джентри в раннее Новое время.

Оценивать действия властей по отношению к нищим и их последствия.

Рассказывать об основных «спутниках» европейца в раннее Новое время.

Объяснять положение женщины в Новое время.

Рассказывать о складывающейся культуре домовладения

сентябрь

4 неделя


Великие гуманисты Европы

1

Комбинированный урок

Объяснять смысл новых представлений о человеке и обществе.

Составлять развёрнутый план параграфа.

Готовить доклад о Т. Море, Ф. Рабле, М. Монтене (на выбор)

сентябрь

5 неделя


Мир художественной культуры Возрождения

1

Комбинированный урок

Приводить аргументы из текста произведений У. Шекспира в пользу идей и идеалов Нового времени и человека.

Выявлять и обозначать гуманистические тенденции в изобразительном искусстве.

Составлять сообщения, презентации о титанах Возрождения

сентябрь

5 неделя


Рождение новой европейской науки

1

Урок изучения новой темы

Готовить сообщение на тему «Жизнь и научное открытие Николая Коперника».

Раскрывать сущность открытий Дж. Бруно, Г. Галилея, И. Ньютона.

Объяснять влияние научных открытий Нового времени на технический прогресс и самосознание человека

октябрь

1 неделя


Начало Реформации в Европе. Обновление христианства

1

Комбинированный урок

Раскрывать смысл и формулировать содержание понятия Реформация.

Называть причины и сущность Реформации.

Показывать особенности протестантизма.

Обсуждать идею М.Лютера о «спасении верой».

Формулировать и аргументировать свою точку зрения по отношению к событиям и процессам Реформации

октябрь

1 неделя


Распространение Реформации в Европе. Контрреформация

1

Урок изучения новой темы

Объяснять эффект учения Кальвина.

Называть причины, цели, средства и идеологов Контрреформации.

Сравнивать учение Лютера и Кальвина по самостоятельно найденному основанию

октябрь

2 неделя


Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на море.

1

Комбинированный урок

Рассказывать о религиозно-социальном движении в Англии.

Объяснять, почему власть встала на защиту церкви.

Сравнивать пуритан с лютеранами, кальвинистами

октябрь

2 неделя


Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции.

1

Урок изучения новой темы

Сравнивать позиции католиков и гугенотов.

Рассказывать о назначении, методах и результатах реформы Ришелье.

Объяснять причины укрепления Франции.

Выполнять самостоятельную работу, опираясь на содержание изученной главы учебника

октябрь

3 неделя

Раздел 2. Первые революции Нового времени. Международные отношения (3 ч.)

Освободительная война в Нидерландах. Рождение Республики Соединённых провинций

1

Урок изучения новой темы

Называть причины революции в Нидерландах.

Характеризовать особенности Голландской Республики.

Рассказывать о лесных и морских гёзах, их идеалах.

Формулировать и аргументировать свою точку зрения по отношению к революционным событиям

октябрь

3 неделя


Парламент против короля. Революция в Англии. Путь к парламентской монархии

1

Комбинированный урок

Объяснять причины начала противостояния короля и парламента в Англии.

Рассказывать об основных событиях гражданской войны, о политическом курсе О.Кромвеля.

Сравнивать причины нидерландской и английской революций.

Составлять сообщение об О.Кромвеле и его роли в изменении Англии.

Объяснять особенности парламентской системы в Англии.

Составлять словарь понятий темы урока и комментировать его

октябрь

4 неделя


Международные отношения в XVI - XVIII вв.

1

Комбинированный урок

Составлять кроссворд по одному из пунктов параграфа (по выбору).

Показывать на карте основные события международных отношений.

Соотносить влияние войн, революций на развитие отношений между странами.

Выполнять самостоятельную работу, опираясь на содержание изученной главы учебника

октябрь

4 неделя

Раздел 3. Эпоха Просвещения. Время преобразований (8 ч.)

Великие просветители Европы.

1

Урок изучения новой темы

Доказывать, что образование стало осознаваться некоторой частью общества как ценность.

Раскрывать смысл учений Дж.Локка, Ш.Монтескьё, Вольтера, Ж.-Ж.Руссо

ноябрь

2 неделя


Мир художественной культуры Просвещения

1

Комбинированный урок

Соотносить ценности, идеи Просвещения и их проявление в творчестве деятелей эпохи.

Формировать образ нового человека на основе героев авторов эпохи Просвещения.

Доказывать динамику духовного развития человека благодаря достижениям культуры Просвещения

ноябрь

2 неделя


Промышленный переворот в Англии: на пути к индустриальной эре

1

Урок изучения новой темы

Выделять основные понятия урока и раскрывать их смысл.

Разрабатывать проект об изобретениях, давших толчок развитию машинного производства.

Составлять рассказ об одном дне рабочего ткацкой фабрики

ноябрь

3 неделя


Английские колонии в Северной Америке

1

Комбинированный урок

Называть причины и результаты колонизации.

Рассказывать, что представляло собой колониальное общество и его хозяйственная жизнь.

Обсуждать, как и почему колонистам удалось объединиться

ноябрь

3 неделя


Война за независимость. Создание Соединённых Штатов Америки

1

Урок изучения новой темы

Рассказывать об основных идеях, которые объединили колонистов.

Характеризовать и сравнивать идеи, деятельность Т. Джефферсона и Дж. Вашингтона.

Объяснять историческое значение образования Соединённых Штатов Америки

ноябрь

4 неделя


Франция в XVIII в. Причины и начало Великой французской революции

1

Урок изучения новой темы

Рассказывать о состоянии общества накануне революции.

Объяснять влияние Просвещения на социальное развитие.

Оценивать деятельность лидеров революционных событий

ноябрь

4 неделя


Великая французская революция. От монархии к республике

1

Комбинированный урок

Анализировать состояние и трудности общества в период революционных событий.

Объяснять, как реализовывались интересы и потребности общества в ходе революции

ноябрь

5 неделя


Великая французская революция. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта

1

Комбинированный урок

Доказывать, что любая революция -это бедствия и потери для общества; необоснованность жестоких методов якобинцев.

Выделять причины установления консульства во Франции.

Выполнять самостоятельную работу, опираясь на содержание изученной главы учебника

декабрь

1 неделя

Раздел 4. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации (3 ч.)

Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени

1

Комбинированный урок

Выделять особенности традиционных обществ.

Сравнивать традиционное общество с европейским.

Характеризовать государства Востока и Европы

декабрь

2 неделя


Государства Востока. Начало европейской колонизации

1

Урок изучения новой темы

Характеризовать империю Великих Моголов.

Анализировать политику Акбара.

Сравнивать развитие Китая, Индии и Японии в Новое время

декабрь

2 неделя


Значение Нового времени (Повторительно-обобщающий урок по курсу «История Нового времени. 1500-1800»)

1

Повторительно-обобщающий урок

Выявлять основные общественные и культурные процессы Нового времени.

Отмечать уроки Нового времени.

Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученного курса учебника

декабрь

3 неделя

ИСТОРИЯ РОССИИ. РОССИЯ В XVII - XVIII ВВ.

Раздел 5. Россия на рубеже XVI - XVII вв. (5 ч.)

Новый этап истории России

1

Комбинированный урок

Активизировать знания по курсу истории России с древнейших времён до конца XVI в.

Планировать деятельность по изучению истории России XVII-XVIII вв.

Характеризовать источники по российской истории XVII-XVIII вв.

декабрь

3 неделя


Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова.

1

Урок изучения новой темы

Раскрывать, какие противоречия существовали в русском обществе в конце XVI в.

Объяснять смысл понятия заповедные лета.

Характеризовать личность и деятельность Бориса Годунова и давать им оценку

декабрь

4 неделя


Россия в период Смутного времени

1

Урок изучения новой темы

Объяснять смысл понятий: Смута, самозванец, интервенция.

Раскрывать, в чём заключались причины Смуты.

Показывать на исторической карте направления походов Лжедмитрия I и Лжедмитрия II, отрядов под предводительством И. Болотникова, польских и шведских интервентов.

Систематизировать исторический материал (в виде хронологической таблицы «Смутное время в России»).

Рассказывать о положении людей разных сословий в годы Смуты

декабрь

4 неделя


Окончание Смутного времени

1

Комбинированный урок

Показывать на исторической карте направления движения отрядов Первого и Второго ополчений.

Продолжить систематизацию исторического материала в хронологической таблице «Смутное время в России».

Высказывать и обосновывать оценку действий участников ополчений.

Характеризовать последствия Смуты для Российского государства

декабрь

5 неделя


Повторение и контроль по теме «Россия на рубеже XVI-XVII вв.»

1

Повторительно-обобщающий урок

Систематизировать исторический материал о Смутном времени.

Высказывать суждения о деятелях Смутного времени.

Выполнять тестовые контрольные задания по истории Смутного времени по образцу ГИА (в упрощённом варианте)

декабрь

5 неделя

Раздел 6. Россия в XVII в. (9 ч.)

Новые явления в экономике XVII в.

1

Урок изучения новой темы

Использовать информацию исторических карт при рассмотрении экономического развития России в XVII в.

Объяснять значение понятий: мелкотоварное производство, мануфактура, всероссийский рынок.

Обсуждать причины и последствия новых явлений в экономике России

январь

3 неделя


Оформление сословного строя

1

Урок изучения новой темы

Составлять таблицу «Основные сословия в России XVII в.» и использовать её данные для характеристики изменений в социальной структуре общества.

Анализировать отрывки из Соборного уложения 1649 г. при рассмотрении вопроса об окончательном закрепощении крестьян.

Объяснять смысл понятий: крепостное право, белые слободы, черносошные крестьяне

январь

3 неделя


Политическое развитие страны при первых Романовых

1

Урок изучения новой темы

Объяснять смысл понятия абсолютизм (с привлечением знаний из курса всеобщей истории).

Анализировать отрывки из Соборного уложения 1649 г. и использовать их для характеристики политического устройства России.

Разъяснять, в чём заключались функции отдельных органов власти (Земский собор, Боярская дума, приказы и др.) в системе управления государством.

Характеризовать личность и деятельность царя Алексея Михайловича

январь

4 неделя


Власть и церковь в XVII в. Церковный раскол

1

Урок изучения новой темы

Объяснять смысл понятий: церковный раскол, старообрядцы.

Раскрывать сущность конфликта «священства» и «царства», причины и последствия раскола.

Характеризовать позиции патриарха Никона и протопопа Аввакума

январь

4 неделя


Народные движения

1

Комбинированный урок

Показывать территории и характеризовать масштабы народных движений, используя историческую карту.

Раскрывать причины и последствия народных движений в России XVII в.

Систематизировать исторический материал в форме таблицы «Народные движения в России XVII в.»

январь

5 неделя


Внешняя политика. Народы России в XVII в.

1

Урок изучения новой темы

Использовать историческую карту для характеристики геополитического положения России в XVII в.

Показывать на карте территорию России и области, присоединённые к ней в XVII в., ход войн и направления военных походов.

Объяснять, в чём заключались цели и результаты внешней политики России в XVII в.

Раскрывать причины и последствия присоединения Украины к России, освоения Сибири

январь

5 неделя


Образование и культура в XVII в.

1

Комбинированный урок

Составлять описание памятников культуры XVII в. (на выбранной территории - край, город, область); характеризовать их назначение, художественные достоинства и др.

Объяснять, в чём заключались новые веяния в отечественной культуре XVII в.

Проводить поиск информации для сообщений о достижениях и деятелях отечественной культуры XVII в.

февраль

1 неделя


Сословный быт. Обычаи и нравы.

1

Урок изучения новой темы

Характеризовать особенности жизни и быта отдельных слоёв русского общества, традиции и новации XVII в.

Составлять рассказ (возможно в виде презентации) о жизни и быте отдельных сословий, используя материалы учебника, рассказы иностранцев о России (материалы интернет-сайта «Восточная литература»: vostlit.info/ и пр.) и другую информацию.

Приводить примеры западного и восточного влияния на быт и нравы населения России в XVII в.

февраль

1 неделя


Повторение и контроль по теме «Россия в XVII в.»

1

Повторительно-обобщающий урок

Систематизировать исторический материал по изученному периоду.

Выявлять и характеризовать общие черты и особенности развития России и ведущих стран Западной Европы в XVII в.

Высказывать суждения о значении наследия XVII в. для современного общества.

Выполнять тестовые контрольные задания по истории России XVII в. по образцу ГИА (в упрощённом варианте)

февраль

2 неделя

Раздел 7. Россия в первой четверти XVIII в. (9 ч.)

Предпосылки петровских преобразований

1

Урок изучения новой темы

Объяснять, в чём заключались предпосылки петровских преобразований.

Характеризовать реформаторские замыслы и проекты русских государственных деятелей второй половины XVII в.

февраль

2 неделя


Пётр I. Россия на рубеже веков

1

Комбинированный урок

Характеризовать географическое и экономическое положение России на рубеже XVII-XVIII вв., используя историческую карту.

Начать составление характеристики Петра I.

Давать оценку Азовским походам и Великому посольству

февраль

3 неделя


Внешняя политика Петра I. Северная война.

1

Урок изучения новой темы

Рассказывать о причинах, об этапах, основных событиях и итогах Северной войны, используя историческую карту.

Давать оценку внешнеполитической деятельности Петра I.

Продолжить составление характеристики Петра I

февраль

3 неделя


Реформы Петра I.

1

Урок изучения новой темы

Характеризовать важнейшие политические и социальные преобразования Петра I и систематизировать учебный материал (в форме таблицы «Петровские преобразования»).

Использовать тексты исторических источников (отрывки из петровских указов, Табели о рангах и др.) для характеристики политики власти.

Продолжить составление характеристики Петра I

февраль

4 неделя


Экономика России в первой четверти XVIII в.

1

Комбинированный урок

Объяснять смысл понятий и терминов: протекционизм, меркантилизм, приписные и посессионные крестьяне.

Характеризовать особенности хозяйственного механизма, сложившегося в России в период правления Петра I.

Объяснять сущность царского указа о подушной подати и его последствия

февраль

4 неделя


Социальные движения первой четверти XVIII в.

1

Комбинированный урок

Показывать на исторической карте районы народных движений.

Характеризовать причины, участников и итоги восстаний.

Сравнивать народные движения первой четверти XVIII в. и аналогичные движения XVII в.

март

1 неделя


Изменения в культуре и быте в первой четверти XVIII в.

2

Комбинированный урок

Характеризовать основные преобразования в сфере образования и науки, культуры и быта.

Объяснять значение Кунсткамеры, Академии наук, первой научной библиотеки для развития науки и образования в России.

Раскрывать смысл понятия ассамблея и роль ассамблей в реформировании российского быта.

Оценивать петровские преобразования в сфере образования и науки.

Составлять описание нравов и быта Петровской эпохи с использованием информации из исторических источников («Юности честное зерцало», изобразительные материалы и др.).

Продолжить составление характеристики Петра I

март

2 неделя


Комбинированный урок

март

2 неделя


Повторение и контроль по теме «Россия в первой четверти XVIII в.»

1

Повторительно-обобщающий урок

Систематизировать исторический материал по изученному периоду.

Завершить составление характеристики Петра I и участвовать в её обсуждении.

Давать оценку и обосновывать итоги реформаторской деятельности Петра I.

Участвовать в дискуссии о значении деятельности Петра I для российской истории.

Выполнять тестовые контрольные задания по периоду правления Петра I по образцу ГИА (в упрощённом варианте)

март

3 неделя

Раздел 8. Россия в 1725-1762 гг. (6 ч.)

Дворцовые перевороты

2

Комбинированный урок

Называть события, определяемые историками как дворцовые перевороты, их даты и участников. Систематизировать учебный материал о дворцовых переворотах в форме таблицы.

Объяснять причины и последствия дворцовых переворотов.

Составлять исторические портреты Екатерины I, Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны, Петра III.

Объяснять смысл понятий: кондиции, фаворит

март

3 неделя


Комбинированный урок


Елизавета Петровна и Петр III.

1

Урок изучения новой темы

март

4 неделя


Внутренняя политика в 1725-1762 гг.

1

Урок изучения новой темы

Характеризовать внутреннюю политику преемников Петра I.

Объяснять смысл понятий: откуп, подряд.

Описывать изменения в положении отдельных сословий в период дворцовых переворотов

март

4 неделя


Внешняя политика в 1725-1762 гг.

1

Урок изучения новой темы

Характеризовать внешнюю политику преемников Петра I.

Называть основные направления и задачи внешней политики в 1725-1762 гг.

Рассказывать об участии России в Семилетней войне, о важнейших сражениях и об итогах войны, используя материалы интернет-сайта «Семилетняя война» (syw-cwg.narod.ru/) и другие источники информации

апрель

1 неделя


Повторение и контроль по теме «Россия в 1725-1762 гг.»

1

Повторительно-обобщающий урок

Систематизировать исторический материал по изученному периоду.

Давать и обосновывать оценку итогов деятельности преемников Петра I.

Выполнять тестовые контрольные задания по истории периода дворцовых переворотов по образцу ГИА (в упрощённом варианте)

апрель

1 неделя

Раздел 9. Россия в 1762-1801 гг. (13 ч.)

Внутренняя политика Екатерины II. «Просвещённый абсолютизм»

2

Урок изучения новой темы

Раскрывать сущность понятий: «просвещённый абсолютизм», секуляризация (с привлечением знаний из всеобщей истории).

Рассказывать об основных мероприятиях и особенностях политики «просвещённого абсолютизма» в России.

Представлять характеристику (исторический портрет) Екатерины II и её внутриполитической деятельности.

Сопоставлять социальную политику при Петре I и Екатерине II.

Анализировать отрывки из Жалованных грамот дворянству и городам для оценки прав и привилегий дворянства и высших слоёв городского населения.

Рассказывать о положении отдельных сословий российского общества.

Характеризовать внутреннюю политику Екатерины II после Пугачёвского восстания

апрель

2 неделя


Комбинированный урок

апрель

2 неделя


Восстание под предводительством Е.И. Пугачёва

1

Урок изучения новой темы

Характеризовать положение крестьян во второй половине XVIII в.

Показывать на исторической карте территорию и ход восстания под предводительством Е.И. Пугачёва.

Раскрывать причины восстания, его значение и особенности.

Давать характеристику личности Е.И. Пугачёва, привлекая, на ряду с текстом учебника, материалы интернет-сайта «Емельян Пугачёв» (emelyan.ru/) и другие источники информации

апрель

3 неделя


Экономическое развитие России во второй половине XVIII в.

1

Урок изучения новой темы

Рассказывать об экономическом развитии России, используя исторические карты как источник информации.

Сопоставлять экономическое развитие страны при Петре I и Екатерине II.

Характеризовать деятельность и значение Вольного экономического общества

апрель

3 неделя


Внешняя политика Екатерины II

2

Урок изучения новой темы

Раскрывать цели, задачи и итоги внешней политики России в последней трети XVIII в.

Показывать на карте и называть территории, вошедшие в состав Российской империи в последней трети XVIII в., места сражений в русско-турецких войнах.

Высказывать суждения о том, что способствовало победам русских войск.

Составлять исторические портреты

А.В. Суворова и Ф.Ф. Ушакова; давать

оценку их деятельности.

Использовать исторические источники

для характеристики деятельности А.В. Суворова (материалы интернет-сайтов «Адъютант»: adjudant.ru/suvorov/

suvorov00.htm и «Александр Васильевич Суворов»: knsuvorov.narod.ru/)

апрель

4 неделя


Комбинированный урок

апрель

4 неделя


Российская империя в конце XVIII в. Внутренняя и внешняя политика Павла I.

1

Урок изучения новой темы

Характеризовать основные мероприятия внутренней и внешней политики Павла I.

Составлять исторический портрет Павла I на основе информации учебника и дополнительных источников

май

1 неделя


Наука и образование во второй половине XVIII в.

1

Комбинированный урок

Характеризовать основные тенденции развития образования и науки.

Составлять исторический портрет М.В. Ломоносова.

Проводить поиск информации для сообщений о деятелях науки и образования XVIII в.

Систематизировать материал о достижениях российской науки

май

1 неделя


Художественная культура второй половины XVIII в.

1

Комбинированный урок

Составлять описание отдельных памятников культуры России XVIII в. на основе иллюстраций учебника, художественных альбомов, материалов, найденных в Интернете.

Проводить поиск информации для сообщений о деятелях культуры XVIII в.

Систематизировать материал о достижениях культуры.

Характеризовать вклад народов России в мировую культуру XVIII в.

май

2 неделя


Быт и обычаи второй половины XVIII в.

2

Урок изучения новой темы

Характеризовать особенности жизни и быта отдельных слоёв русского общества, традиции и новации XVIII в.

Составлять рассказ (презентацию) о жизни и быте отдельных сословий, используя материалы учебника и дополнительную информацию.

Использовать материалы интернет-сайтов «Российский мемуарий» (fershal.narod.ru/) и «Русские мемуары» (memoirs.ru/) для характеристики жизни отдельных слоёв русского общества XVIII в.

Приводить примеры западного влияния на быт и нравы населения России в XVIII в.

Проводить поиск информации для участия в ролевой игре «Путешествие по русскому городу конца XVIII в.» (другой вариант: «Путешествие в дворянскую усадьбу конца XVIII в.»)

май

2 неделя


Комбинированный урок

май

3 неделя


Повторение и контроль по теме «Россия в 1762-1801 гг.»

1

Повторительно-обобщающий урок

Систематизировать исторический материал по изученному периоду.

Характеризовать общие черты и особенности развития России и государств Западной Европы в XVIII в.

Высказывать суждения о значении наследия XVIII в. для современного общества.

Выполнять тестовые контрольные задания по истории России XVIII в. по образцу ГИА (в упрощённом варианте)

май

3 неделя


Итоговое повторение и обобщение по курсу «История России. Конец XVII-XVIII в.»

2

Повторительно-обобщающий урок

Систематизировать исторический материал по истории России с конца XVI по конец XVIII в.

Выполнять тестовые контрольные задания по истории России с конца XVI по конец XVIII в. по образцу ГИА (в упрощённом варианте)

май

4 неделя


Повторительно-обобщающий урок

май

4 неделя




СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Рабочая программа для 7 класса ориентирована на использование следующих учебников:

  1. Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. Конец XVI-XVIII век. Учебник. 7 класс./ - М: Просвещение, 2012;

  2. А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина «Всеобщая история. История Нового времени. 1500-1800 гг.» / М: Просвещение, 2011

дополнительных пособий для учителя:

  1. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. Конец XVI-XVIII век/ Поурочные разработки. 7 класс.- М.: Просвещение, 2010;

  2. Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М. Поурочные разработки к учебнику «Всеобщая история. История Нового времени. 1500-1800 гг.». 7 класс / М.: Просвещение, 2010;

  3. Анисимов Е.В. История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты / Е. В. Анисимов. - СПб., 2010.

  4. Всеобщая история. Рабочие программы. Предметная линия учебников А. А. Вигасина - О. С. Сороко-Цюпы. 5-9 классы : пособие для учителей общеобразоват. организаций / [А. А. Вигасин, Г. И. Годер, Н. И. Шевченко и др.]. - 2-е изд., дораб.- М.: Просвещение, 2014.

  5. История России. Рабочие программы. Предметная линия учебников А. А.Данилова, Л. Г. Косулиной. 6-9 классы : пособие для учителей общеобразоват. организаций / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, А. Ю. Морозов. - 2-е изд., дораб. - М. : Просвещение, 2014.

для учащихся:

  1. История Нового времени. ХVI-XVIII век. 7 кл.: атлас.- М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2013

  2. История России. ХVII-XVIII век. 7 кл.: атлас.- М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2013

  1. Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. Конец XVI-XVIII век. Рабочая тетрадь. 7 класс. - М: Просвещение, 2012;

  2. А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина «Всеобщая история. История Нового времени. 1500-1800 гг.». Рабочая тетрадь в 2-х ч. / М: Просвещение, 2010

  3. История России. Хрестоматия. 6-10 классы. В 2-х частях. - М.: «Просвещение», 2015

© 2010-2022