Рабочая программа по истории Средних веков для 6 класса (ФГОС)

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка


Данная рабочая программа по истории для 6 класса составлена на основе федерального государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по истории для 5-9 классов образовательных учреждений, авторской программы И. Годер, Н. И. Шевченко, А.Я. Юдовской «Всеобщая история. 5-9 класс». М.: Просвещение, 2014 г. и рабочей программы «История России. 6-10 классы.» И. Л. Андреева, О. В. Волобуева, Л. М. Ляшенко и др. - М. : Дрофа, 2016, Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории (включающей Историко-культурный стандарт).

Особенности программы - ее интегративность. объединение курсов всеобщей и отечественной истории при сохранении их самостоятельности и самоценности. Курс «История Средних веков» формирует общую картину исторического развития человечества, представления об общих, ведущих процессах, явлениях и понятиях в период с конца V по XV в. - от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. При этом, так как на всеобщую историю выделяется небольшой объем времени, акцент делается на определяющих явлениях, помогающих, в первую очередь, понимать и объяснять современное мироустройство. Курс дает возможность проследить огромную роль Средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории Средних веков, которые так или иначе вошли в историю современной цивилизации.

Преподавание курса «История России с древнейших времен до XVI века» предполагает детальное и подробное изучение истории родной страны, глубокое понимание ее противоречивых процессов, различных точек зрения и трактовок. Изучение зарубежной истории помогает определить место России в истории человечества, увидеть особенности ее развития и черты сходства с другими странами.

С учетом знаний учащихся 6 класса и их возрастных особенностей при изучении предмета закладывается первоначальное понимание закономерностей истории человеческого общества. Учащиеся последовательно знакомятся с периодами феодализма: становления, феодальной раздробленности, образования централизованных государств.

Содержание истории эпохи Средневековья открывает большие возможности для освещения роли народных масс в развитии производства, культуры, в освободительной борьбе, в развитии общества в целом. Курс содержит огромные возможности для нравственного воспитания, способствует воспитанию патриотизма в ходе изучения ряда тем всеобщей истории, где показана освободительная борьба народов за свою независимость. Одна из задач курса - ознакомление учащихся с важнейшими достижениями культуры разных стран и народов эпохи Средневековья. Показывается взаимодействие и взаимовлияние культур разных народов. В процессе изучения памятников искусства осуществляется эстетическое воспитание.

В программе курса предусмотрены уроки: открытия нового знания, развивающего контроля, рефлексии, общеметодологической направленности, которые способствуют формированию у учащихся целостных исторических представлений, установлению преемственности в изучении отечественной и всеобщей истории. Изучая курс истории 6 класса, ученики осваивают основополагающие ценности и исторический опыт других стран мира, приобретают знания об истории человеческих цивилизаций Средневековья и особенностях исторического пути других народов мира.

Учебный предмет «История» в 6 классе дает учащимся широкие возможности для самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества.

В 6 классе закрепляются и усиливаются элементы сложности и самостоятельности в работе учащихся: развитие мышления, формирование умений и навыков самостоятельной работы, начатой в 5 классе. Продолжается развитие умения локализовать события в пространстве и времени: работа с картой, планом. Усложняется дальнейшее развитие умения совершать логические операции - анализ, синтез, сравнение, обобщение. Закрепляются и развиваются общие практические умения.

Логические связи предмета «История» с остальными предметами (разделами) учебного образовательного плана

На ступени основного общего образования использование межпредметных связей основывается прежде всего на интегративном взаимодействии курсов истории и обществознания. Это позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном многокультурном, многонациональном, многоконфессиональном обществе. В рамках исторического образования учащиеся используют понятийный аппарат, усвоенный при изучении обществоведения. Использование потенциала межпредметных связей курсов истории и географии расширяет знания учащихся о закономерностях пространственной организации мира, закрепляет умение оперировать статистическим и картографическим материалом. Формирование системы интегративных связей истории и предметов образовательных области «Филология» значительно повышает коммуникативный потенциал процесса обучения, позволяет учащимся на более высоком уровне освоить стилистические и образно-выразительные особенности родного и иностранных языков. Знание учащимися исторического контекста процесса духовного творчества расширяет их возможности при изучении курса литературы, а также предметов образовательной области «Искусство».

Цели изучения курса

  • Сформировать у учащихся целостное представление об истории Средних веков как закономерном и необходимом периоде всемирной истории;

  • осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных регионов Европы и мира, показать их роль в истории и культуре; охарактеризовать наиболее яркие личности Средневековья, их роль в истории и культуре;

  • показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали); уделить при этом особое внимание истории мировых религий -
    христианства и ислама.

Задачи обучения

  • Формирование морально-ценностных установок и ориентиров национальной и культурной идентификации шестиклассников в процессе изучения историко-культурного опыта народов России и зарубежных стран;

  • овладение знаниями о социокультурном развитии народов в эпоху Средневековья;

  • овладение знаниями об истории России и отдельных стран Западной Европы в V-XV вв. в их социальном, экономическом, политическом и духовно-нравственном контекстах;

  • воспитание толерантности, уважения к культуре и религии других народов в процессе изучения истории России и культуры народов Европы, Азии, Африки и Америки;

  • развитие у учащихся способностей выявлять общее и различия в развитии отдельных регионов России и мира в эпоху феодализма, выделять и группировать признаки исторического явления, процесса;

  • формирование способности применять усвоенные знания о взаимоотношениях между людьми, сословиями, отдельными народа
    ми, о повседневной культуре и куртуазности в эпоху Средневековья в процессе осмысления современной реальности и общения с разными людьми.

Программа предполагает изучение культуры с позиции культурного многообразия на основе христианского мировоззрения и исламской культуры, а также с учетом особенностей эволюции средневековой личности.

Содержание программы по истории ориентирует на реализацию в курсе данного предмета многофакторного подхода, позволяющего показать всю сложность и многомерность истории России или какой-либо страны, продемонстрировать одновременное действие различных факторов, приоритетное значение одного из них в тот или иной период, показать возможности альтернативного развития народа, страны в переломные моменты их истории. Эти знания, умения и ценности создают предпосылки для личностного развития учащихся, выражающегося в осознании ими культурного многообразия мира, в понимании и уважении других людей, народов и культур.










Общая характеристика учебного предмета


Данный курс представлен в контексте единого мира, что призвано сформировать у учащихся понимание всеобщности человеческой истории. Предлагаемая таким образом последовательность изучения материала позволяет сравнивать развитие средневековых обществ, различные процессы, отдельных личностей и культур. Учащиеся получают возможность проводить исторические параллели, анализировать и делать выводы. В рамках курса рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в их рамках цивилизаций, государств и др., прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия России и зарубежных стран Средневековья. Данный курс играет важную роль в осознании школьниками исторической обусловленности многообразия окружающего их мира, создает предпосылки для понимания и уважения ими других людей и культур.

Основу курса истории для 6 класса составляют следующие содержательные линии:

  1. Историческое время - хронология и периодизация событий и процессов.

  2. Историческое пространство - исторические карты Средневековых государств.

  3. Историческое движение:

  • эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей;

  • формирование и развитие человеческих общностей - социальных, этнонациональных, реигиозных и др.;

  • развитие государств, их исторические формы и типы; эволюция и механизмы смены власти; взаимоотношения власти и общества;

  • история познания человеком окружающего мира и себя в мире; развитие религиозных и светских учений и мировоззренческих систем; духовной и художественной культуры: многообразие и динамика этических и эстетических систем и ценностей; вклад народов и цивилизаций в мировую культуру;

  • развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями (соседство, завоевания, преемственность): проблема войны и мира в истории.

Сквозная линия, пронизывающая и связующая все названное выше, - человек в истории. Она предполагает характеристику:

  • условий жизни и быта людей в Средневековье;

  • их потребностей, интересов, мотивов действий;

  • восприятия мира, ценностей;

  • жизни и деятельности отдельно взятого человека в контексте времени.




Описание места учебного предмета, курса в учебном плане


Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования и примерному учебному плану образовательного учреждения на изучение истории в 5-9 классах отводится 2 ч в учебную неделю, т. е. 70 часов за учебный год, включая часы на промежуточный и итоговый контроль. На изучение истории в 6 классе учебным планом предусматривается 68 учебных часов - из расчета 2 ч в неделю. Из них 28 ч отводится на изучение истории Средних веков и 40 ч - на изучение истории России. Данная программа составлена в соответствии с этим распределением учебного времени.




































Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета

Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность.

Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД)

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;

  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;

  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

  • работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);

  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.

Познавательные УУД:

  • проводить наблюдение под руководством учителя;

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

  • давать определения понятий.

Коммуникативные УУД:

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);

  • в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;

  • учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;

  • понимая позицию другого, различать в его речи мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;

  • уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций;

  • оценивать свои учебные достижения, поведение, черты своей личности с учетом мнения других людей;

  • определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.

Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:

  • овладеть целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества, истории собственной страны;

  • применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий
    и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории и истории России;

  • соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;

  • изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней;

  • расширять опыт оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны
    и человечества в целом;

  • применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.









Содержание учебного предмета.


Всеобщая история. История Средних веков (28 ч.)

Введение. Живое Средневековье (1ч)

Понятие «Средние века». Хронологические рамки Средневековья.

Глава 1. Становление средневековой Европы (4 ч)

Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство.

Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европе. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания. Ранние славянские государства. Просветители славян - Кирилл и Мефодий.

Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская.

Глава 2. Византийская империя и славяне в VI-ХI вв. (2ч)

Территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии. Культура Византии.

Глава 3. Арабы в VI-ХI вв. (2 ч)

Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе.

Глава 4. Феодалы и крестьяне (2 ч)

Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения. Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян.

Глава 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе (2 ч)

Формирование городов. Ремесло и торговля в Средние века. Жизнь и быт горожан. Цехи и гильдии.

Глава 6. Католическая церковь в IX-XIII вв. Крестовые походы (2 ч)

Роль христианства в раннем Средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин. Иоанн Златоуст.

Образование двух ветвей христианства - православия и католицизма. Римско-католическая церковь в Средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения.

Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху Крестовых походов. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове.

Глава 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XV вв.) (5 ч)

Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации. Германские государства в ХIV-ХV вв.

Кризис европейского сословного общества в XIV-XV вв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д'Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Кризис католической церкви. Папы и императоры.

Глава 8. Славянские государства и Византия в ХIV-ХV вв. (2ч)

Гуситское движение в Чехии. Ян Гус. Завоевание турками-османами Балканского полуострова.

Глава 9. Культура Западной Европы в XI-XV вв. (4ч)

Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.

Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе.

Культурное наследие Византии.

Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия.

Глава 10. Страны Азии, Америки и Африки в Средние века (2 ч)

Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат.

Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, ацтеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.

История России с древности до XVI в. (40 часов).

Введение. Что изучает история. Кто изучает историю. Как изучают историю. Роль и место России в мировой истории. Проблемы периодизации российской истории. Источники по истории России. Основные этапы развития исторической мысли в России. Народы и государства на территории нашей страны в древности Заселение территории нашей страны человеком. Каменный век. Особенности перехода от присваивающего хозяйства к производящему на территории Северной Евразии. Ареалы древнейшего земледелия и скотоводства. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество. Центры древнейшей металлургии в Северной Евразии. Кочевые общества евразийских степей в эпоху бронзы и раннем железном веке. Степь и ее роль в распространении культурных взаимовлияний. Народы, проживавшие на этой территории до середины I тысячелетия до н. э. Античные города-государства Северного Причерноморья. Боспорское царство. Скифское царство. Дербент. Восточная Европа в середине I тыс. н.э. Великое переселение народов. Миграция готов. Нашествие гуннов. Вопрос о славянской прародине и происхождении славян. Расселение славян, их разделение на три ветви - восточных, западных и южных славян. Славянские общности Восточной Европы. Их соседи - балты и финно-угры. Хозяйство восточных славян, их общественный строй и политическая организация. Возникновение княжеской власти. Традиционные верования. Страны и народы Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Образование государства Русь Исторические условия складывания русской государственности: природно-климатический фактор и политические процессы в Европе в конце I тыс. н. э. Формирование новой политической и этнической карты континента.

Государства Центральной и Западной Европы. Первые известия о Руси. Проблема образования Древнерусского государства. Начало династии Рюриковичей. Формирование территории государства Русь. Дань и полюдье. Первые русские князья. Отношения с Византийской империей, странами Центральной, Западной и Северной Европы, кочевниками европейских степей. Русь в международной торговле. Путь из варяг в греки. Волжский торговый путь. Принятие христианства и его значение. Византийское наследие на Руси. Русь в конце X - начале XII века Территория и население государства Русь/Русская земля. Крупнейшие города Руси. Новгород как центр освоения севера Восточной Европы, колонизация Русской равнины. Территориально-политическая структура Руси: волости. Органы власти: князь, посадник, тысяцкий, вече. Внутриполитическое развитие. Борьба за власть между сыновьями Владимира Святого. Ярослав Мудрый. Русь при Ярославичах. Владимир Мономах. Русская церковь. Общественный строй Руси: дискуссии в исторической науке. Князья, дружина. Духовенство. Городское население. Купцы. Категории рядового и зависимого населения. Древнерусское право: «Русская Правда», церковные уставы. Русь в социально-политическом контексте Евразии. Внешняя политика и международные связи: отношения с Византией, печенегами, половцами (Дешт-и-Кипчак), странами Центральной, Западной и Северной Европы. Культурное пространство Русь в культурном контексте Евразии. Картина мира средневекового человека. Повседневная жизнь, сельский и городской быт. Положение женщины. Дети и их воспитание. Календарь и хронология. Древнерусская культура. Формирование единого культурного пространства. Кирилло-мефодиевская традиция на Руси. Письменность. Распространение грамотности, берестяные грамоты. «Новгородская псалтирь». «Остромирово Евангелие». Появление древнерусской литературы. «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона. Произведения летописного жанра. «Повесть временных лет». Первые русские жития. Произведения Владимира Мономаха. Иконопись. Искусство книги. Архитектура. Начало храмового строительства: Десятинная церковь, София Киевская, София Новгородская. Материальная культура. Ремесло. Военное дело и оружие.

Русь в середине XII - начале XIII века Формирование системы земель - самостоятельных государств. Важнейшие земли, управляемые ветвями княжеского рода Рюриковичей: Черниговская, Смоленская, Галицкая, Волынская, Суздальская. Земли, имевшие особый статус: Киевская и Новгородская. Эволюция общественного строя и права. Внешняя политика русских земель в евразийском контексте. Формирование региональных центров культуры: летописание и памятники литературы: «Киево-Печерский патерик», «Моление» Даниила Заточника, «Слово о полку Игореве». Белокаменные храмы Северо-Восточной Руси: Успенский собор во Владимире, церковь Покрова на Нерли, Георгиевский собор Юрьева-Польского. Русские земли в середине XIII-XIV веке Возникновение Монгольской империи. Завоевания Чингисхана и его потомков. Походы Батыя на Восточную Европу. Возникновение Золотой Орды. Судьбы русских земель после монгольского нашествия. Система зависимости русских земель от ордынских ханов (так называемое ордынское иго). Южные и западные русские земли. Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель. Северо-западные земли: Новгородская и Псковская. Политический строй Новгорода и Пскова. Роль вече и князя. Новгород в системе балтийских связей. Ордена крестоносцев и борьба с их экспансией на западных границах Руси. Александр Невский: его взаимоотношения с Золотой Ордой. Княжества Северо-Восточной Руси. Борьба за великое княжение Владимирское. Противостояние Твери и Москвы. Усиление Московского княжества. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения московских князей. Перенос митрополичьей кафедры в Москву. Роль Православной церкви в ордынский период русской истории. Сергий Радонежский. Расцвет раннемосковского искусства. Соборы Кремля. Народы и государства степной зоны Восточной Европы и Сибири в XIII-XV веках Золотая Орда: государственный строй, население, экономика, культура. Города и кочевые степи. Принятие ислама. Ослабление государства во второй половине XIV в., нашествие Тимура. Распад Золотой Орды, образование татарских ханств. Казанское ханство. Сибирское ханство. Астраханское ханство. Ногайская Орда. Крымское ханство. Касимовское ханство. Дикое Поле. Народы Северного Кавказа. Итальянские фактории Причерноморья (Каффа, Тана, Солдайя и др.) и их роль в системе торговых и политических связей Руси с Западом и Востоком.

Культурное пространство Изменения в представлениях о картине мира в Евразии в связи с завершением монгольских завоеваний. Культурное взаимодействие цивилизаций. Межкультурные связи и коммуникации (взаимодействие и взаимовлияние русской культуры и культур народов Евразии). Летописание. Памятники Куликовского цикла. Жития. Епифаний Премудрый. Архитектура. Изобразительное искусство. Феофан Грек. Андрей Рублев. Формирование единого Русского государства в XV веке Борьба за русские земли между Литовским и Московским государствами. Объединение русских земель вокруг Москвы. Междоусобная война в Московском княжестве второй четверти XV в. Василий Темный. Новгород и Псков в XV в.: политический строй, отношения с Москвой, Ливонским орденом, Ганзой, Великим княжеством Литовским. Падение Византии и рост церковнополитической роли Москвы в православном мире. Теория «Москва - третий Рим». Иван III. Присоединение Новгорода и Твери. Ликвидация зависимости от Золотой Орды. Расширение международных связей Московского государства. Принятие общерусского Судебника. Формирование аппарата управления единого государства. Перемены в устройстве двора великого князя: новая государственная символика; царский титул и регалии; дворцовое и церковное строительство. Московский Кремль. Культурное пространство Изменения восприятия мира. Сакрализация великокняжеской власти. Флорентийская уния. Установление автокефалии Русской церкви. Внутрицерковная борьба (иосифляне и нестяжатели, ереси). Развитие культуры единого Русского государства. Летописание: общерусское и региональное. Житийная лите рат ура. «Хожение за три моря» Афанасия Никитина. Архитек тура. Изобразительное искусство. Повседневная жизнь горожан и сельских жителей в древнерусский и раннемосковский периоды. Региональный компонент Наш регион в древности и Средневековье.

Описание учебно - методического и материально - технического обеспечения образовательного процесса

Литература.

  • Агибалова Е.В., Донской Г.М. Всеобщая история. История Средних веков: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2014.

  • Рабочая тетрадь к учебнику Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского «Всеобщая история. История Средних веков». М.: Просвещение, 2014.

  • Андреев И.Л., Федоров И.Н. История России с древнейших времен до XVI века: учебник. - М.:Дрофа, 2016

Печатные пособия.

Исторические карты:

  • Римская империя в IV-V вв. Падение Западной Римской империи.

  • Великое переселение народов.

  • Франкское государство в V - начале IX в.

  • Византийская империя и славяне в VI-ХI вв.

  • Арабы в VII - ХI вв.

  • Развитие ремесла и торговли, рост городов Европы (XI-XIV вв.).

  • Западная Европа в XI - начале XIII в. Крестовые походы.

  • Англия и Франция в XI - начале XIV в.

  • Англия и Франция во время Столетней войны 1337-1453 гг.

  • Европа в XIV-XV вв.

  • Англия и Франция во второй половине XV в.

  • Чехия в ХIII-XV вв.

  • Османская империя и борьба народов против турецких завоевателей.

  • Индия и Китай в Средние века.

  • Географические открытия и колониальные захваты в XV - середине XVII в.

Демонстрационные таблицы:

  • Крестовые походы 1096-1270 гг.

  • Сословно-представительные органы в Европе в Средние века.

  • Крестьянская община.

  • Средневековый замок.

  • Городское самоуправление в XII - ХV вв.

  • Вассальная пирамида ХIII - ХIV вв.









Планируемые результаты изучения учебного предмета


В результате изучения истории ученик должен:

  • знать основные этапы и ключевые события истории Древнего мира и выдающихся деятелей древней истории;

  • знать важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

  • знать изученные виды исторических источников;

  • уметь определять последовательность и длительность важнейших событий древней истории;

  • уметь использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

  • уметь читать историческую карту и показывать на ней территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

  • уметь рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических
    источников в связной монологической форме;

  • использовать приобретенные знания при написании творческих работ;

  • выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;

  • группировать исторические явления и события по заданному признаку;
    объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;

  • выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;

  • определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям древней истории, достижениям культуры;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни; высказывания собственных суждений (в споре и т. п.) об историческом наследии народов мира; объяснения исторически сложившихся норм социального поведения; применения знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.



© 2010-2022