Великая греческая колонизация VIII-VI вв. до н. э. »

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство Просвещения Республики Молдова


Районное Управление Просвещения Анений Ной


Гимназия Золотиевка

Кафедра истории, географии и гражданского воспитания



«Утверждаю»

Директор лицея

Осипов П.А.

___________2016г.

Дидактический проект урока по истории румын

и всеобщей истории

по теме:

«Великая греческая колонизация VIII-VI вв. до н.э.»




Учитель истории румын

и всеобщей истории

Белименко Игорь Анатольевич

Протокол № ___ от ____________2016 г.

Зав.кафедрой _________Чумаченко А.А.



2014-2015



Дидактический проект урока по истории румын и всеобщей истории

Учебное заведение: Теоретический Лицей имени А.С.Пушкина г.Анений Ной

Класс: 5 «Б»

Дата: 25.11.2014

Учитель: Бондарь Елена Николаевна

Тема урока: Великая греческая колонизация VIII-VI вв. до н.э.

Тип урока: урок новых знаний

Субкомпетенции:

  1. Использование исторической терминологии относительно античной цивилизации

  2. Чтение исторических карт относительно античного времени

  3. Идентификация основной идеи текста исторического содержания

  4. Определение причинно-следственных связей в истории античного периода

Операциональные цели:

На уроке ученик сможет:

  1. Определить причины великой греческой колонизации

  2. Установить по карте направления колонизации и расположение греческих колоний

  3. Объяснить значение терминов "колония", "метрополия", "варвары"

  4. Охарактеризовать отношения между греками и местным населением

  5. Оценить последствия великой греческой колонизации

Формы и методы организации учебной деятельности: групповая, фронтальная работа, создание проблемной ситуации, эвристическая беседа, работа с историч.атласами, картой, конспектирование, построение хронологической оси, составление таблиц, изложение исторического сообщения, анализ исторического источника.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация Power Point, учебник, рабочая тетрадь, исторические атласы, историческая карта, карточки («Восстанови и продолжи письмо»), таблица «Направления великой греческой колонизации и основные колонии», карточки для таблицы «Торговля»

Оценивание: Проверочная работа «истинно/Ложно»

Вызов. Актуализация знаний









ОЦ2



ОЦ3




Вступит.слово: На прошлом уроке мы говорили о Др.Греции и ее жителях. Вспомните и покажите на карте, где располагалась Др.Греция? (Слайд № 1)

Каковы природные условия Балканского полуострова? (Слайд №2-3)

Как вы думаете, легко ли было жить в таких условиях, аргументируйте ответ.

Чем занималось население Др.Греции? (Слайд №4)

Люди каких социальных категорий существовали в Др.Греции? Дайте им характеристику.

Что такое полис и как природные условия повлияли на появление полисов? (Слайд№5)

Существует интересный факт - археологи находят тысячи древнегреческих предметов и архитектурных сооружений на берегах Средиземного и Черного морей, в южной Италии открыты целые поселения и города, в египетских гробницах обнаружены сосуды с о.Крит, на территории современных городов России и украины сохранились развалины древних греческих городов, монеты, предметы быта. (Слайд №6)

Посовещавшись, выработайте гипотезы, как эти предметы оказались так далеко от Балканского полуострова. (Предполаг.ответ - на этих территориях существовали греческие поселения)

Учащиеся дают определение термину колония, колонизация

Существует утверждение, что в VIII в.до н.э. на территории Эллады начинается экономический и культурный подъем. Чем вы можете это подтвердить из уже имеющихся знаний? (Предпол.ответ: обработка железа, развитие ремесел, кораблестроение, возникновение полисов)

Но в тоже время около 1,5-2 млн.греков покидали свои полисы и переселялись на новые земли. Какой вопрос появляется при сопоставлении этих двух фактов? (Предпол.ответ - почему греки покидали родину?)

На этот вопрос мы и будем сегодня искать ответ, изучая тему: «Великая греческая колонизация VIII-VI вв. до н.э.» (Слайд №7)

Объявление целей урока (Слайд №8)

Устный фронтальный опрос



Создание проблемной ситуации


Эвристическая беседа

Работа с ист.терминами

5 мин



5 мин



1 мин



1 мин


Усвоение учащимися пройденного учебного материала

Умение работать с ист.картой



Обоснование и аргументация гипотезы

Знание терминов

Умение выявить и сформулировать историческую проблему

Реализация смысла





























Рефлексия

ОЦ1












ОЦ2






ОЦ3

ОЦ4





ОЦ4








ОЦ5

Итак, давайте выявим причины великой греческой колонизации.

Учащиеся в группах выполняют работу «Восстанови и продолжи письмо».

Я - бедный земледелец. Мой маленький и неплодородный … расположен на склоне ... А лучшая земля принадлежит ... Сколько ни работай, семью не ... приходится влезать в ... Еще чуть-чуть и мою … присвоит себе знатный сосед, которому я задолжал, а я сам стану его … Говорят, за морем много … и … земли, поэтому я решил … Там я смогу выращивать … , … , разводить … и …

Я - ремесленник. Всю жизнь я изготавливаю красивые … вазы, ювелирные … . Мои товарищи ткут дорогие … Нам становится все тяжелее … свои товары. Говорят, что их можно выгодно … за морем на зерно, рыбу, соль и другие товары. Поэтому мы с товарищами решили …

Я - торговец. Мне говорили, что за морем ценится … масло, изысканные … . Я решил … чтобы там … свою продукцию. На вырученные … я приобрету то, чего … в нашем полисе: …

Я - сын землевладельца из Спарты. Кроме меня, у отца есть еще старший … Незадолго до смерти, … распорядился разделить наследуемую землю между своими сыновьями. Но власти … издали … , по которому запретили делить … земли между наследниками. Вся земля досталась в собственность … брату, а я вынужден … в поисках …

Я происхожу из … рода. Однажды верный слуга … мне, что в городе восстал демос (простые люди) и мне … опасность. Я боюсь за свою … и … моей … Я решил … подальше, где смогу …



  • Исходя из содержания полученного текста выявляются причины греческой колонизации (Слайд №9)

  • Причины греческой колонизации

  • Нехватка свободной земли из-за перенаселения

  • Отсутствие плодородной почвы, угроза голода и долгового рабства

  • Стремление выгодно продать товары и обогатиться

  • Политическая борьба между демосом и знатью

Работа с категориями время и пространство.

Учащиеся строят линию времени в тетрадях и на доске и определяют период Великой греческой колонизации.



Куда же отправлялись древние греки в поисках лучшей жизни? (подсказка: направления соответствуют сторонам света) (Слайд №10)

Пользуясь историческими атласами, учащиеся заполняют таблицу «Колонии древних греков» (Слайд №11-15), затем перечисляют наиболее крупные колонии в каждом из направлений.

Направления великой греческой колонизации

Южное

Северо-восточное


Проведение физкультминутки.

Как же происходило переселение древних греков и освоение ими новых территорий? Сообщение ученицы.

К отъездам из Эллады (Греции) люди готовились заранее: намечали маршрут, запасались пищей и всем необходимым для дальнего странствия и жизни на новом месте. Остальные граждане оказывали помощь отъезжающим: помогали снарядить корабль, снабжали запасом пищи и воды, выделяли охрану на случай нападения пиратов. Греческие моряки пользовались морскими картами - лоциями. Их вырезали на медном листе или рисовали на пергаменте (обработанной телячьей коже). На кораблях плыли 100-200 переселенцев из одного города. Они везли с собой домашних животных, сельскохозяйственные орудия, семена, оружие, а также землю своей родины и огонь, считавшийся священным. Это подчеркивало связь будущей колонии с метрополией (родным городом). По дороге их подстерегало много опасностей: бури, голод, холод, болезни, пираты. Плыть они старались вдоль берега. Геродот сообщает, что средняя скорость движения кораблей - 9-10 км в час. В течение 200 лет греческие колонии появились на берегах Адриатического, Эгейского, Мраморного и Черного морей. Греки основывали свои поселения вблизи моря, где были удобные гавани, а также в местах проживания коренных жителей, чтобы вести с ними торговлю. В первую очередь греков привлекали продукты сельского хозяйства, особенно зерно, которого так не хватало на родине - метрополии. Так же их интерес вызывали ценные породы рыб, рабы, меха, мед, соль и лес. Местному населению, которое греки называли варварами, колонисты продавали изделия греческих ремесленников, дорогие ткани, стекло, оливковое масло, изысканные вина и другие товары.

Учащиеся отвечают на вопросы по содержанию сообщения:

- почему жители полисов помогали отъезжающим?

- как мы понимаем термин метрополия?

- кого греки называли варварами?

- как складывались отношения между греками и варварами? Почему?

(обратить внимание на новые термины)

Заполнение таблицы «Торговля» (в тетрадях и на доске). Ученики вытаскивают наугад карточки с названием товаров и определяют их в одну из колонок, мотивируя свой выбор.

Греки Варвары

Вино зерно

Олив.масло рабы

Дорогие ткани меха

Стекло мед

Ювелир.изделия древесина

Посуда соль

Учащиеся формулируют вывод о взаимоотношениях между греками и варварами (мирное взаимовыгодное сосуществование)

Анализ исторического документа:

"…Колонизация нелегка, если не происходит по подобию пчелиного роя. В этом случае колонисты принадлежат к одному народу и происходят из одного города… Они имеют общее происхождение, говорят на одном языке, управляются одними законами и участвуют в одном культе... Трудно принудить их к исполнению других законов." (Платон. Законы)

Ответьте на вопросы:

  • Почему Платон сравнивает колонистов с пчелиным роем?

  • Что было общим для колонистов одного поселения? (Слайд №16)

Ученики формулируют вывод о последствиях великой греческой колонизации, исходя из ее причин (опираясь на слайд №17)

  1. Решена проблема с перенаселением

  2. Найдены плодородные земли и пастбища

  3. Активно развивается внешняя торговля

  4. Экономическое обогащение метрополий

  5. Культурное обогащение других народов достижениями греческой цивилизации

Оценивание

Проверочная работа «Истинно/Ложно»:

  1. Греки основывали колонии вблизи морского побережья

  2. Граждане полисов не оказывали помощи переселенцам

  3. Главной и единственной целью греческих колонистов был захват чужих земель

  4. Местных жителей греки называли варварами

  5. Отношения между греками и варварами почти всегда были враждебными



  • Подведение итогов

  • 1 правильный ответ - 4 балла

  • 2 правильных ответа - 5 баллов

  • 3 правильных ответа - 6 баллов

  • 4 правильных ответа - 7 баллов

  • 5 правильных ответов - 8 баллов

  • активное участие в уроке - 1 - 2 дополнительных балла



  • Домашнее задание

  • Учебник стр.110-111 пересказывать и ответить на вопросы

  • Составить 3 вопроса к док.№2 стр.110, используя изученные термины

  • По желанию: подготовить сообщение об одной из греческих колоний


Работа в группах









Конспектирование в рабочих тетрадях


Работа с хронологической осью

Индив.работа у доски одного из учащихся


Работа с историческими атласами



Историческое сообщение



Устный фронтальный опрос


Работа с таблицей





Анализ исторического источника



Установление причинно-следственных связей


Проверочная работа «Истинно / Ложно»

6 мин









3 мин


2 мин



3 мин



1 мин

5 мин






4 мин





2 мин



2 мин



3 мин



2 мин

Правильное восстановление исторического контекста и его логическое продолжение










Умение правильно построить хронологическую ось и расположить на ней период до н.э.

Определение направлений сторон света


Определение названий греческих колоний


Умение грамотно изложить информацию на заданную тему



Понимание основного содержания историч. сообщения


Правильность ответа и его аргументация





Понимание содержания исторического текста



Умение выявить последствия историч.события


Оценивание правильности выполнения заданий


Выставление отметок в зависимости от участия на уроке и выполнения проверочной работы





© 2010-2022