- Преподавателю
- История
- Советский Союз накануне Великой Отечественной войны
Советский Союз накануне Великой Отечественной войны
Раздел | История |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Конюхова И.А. |
Дата | 27.01.2017 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Советский союз накануне Великой Отечественной войны
Цель: показать всю глубину опасности, нависшей над Советской Россией и её народами, в связи с разработкой плана нападения Германии на СССР.
Задачи:
Образовательная - познакомить учащихся с событиями внешней и внутренней политики СССР накануне войны. Подвести учащихся к пониманию сути изменений во взглядах руководства страны на международную обстановку накануне Второй мировой войны.
Развивающая - продолжить формирование умения работать с историческими документами, анализировать их, делать выводы.
Воспитательная - пробудить чувство патриотизма.
План урока:
-
Проверка домашнего задания.
-
Изучение новой темы:
-
Пакт о ненападении.
-
Первые военные конфликты.
-
Подготовка СССР и Германии к войне.
I. Проверка домашнего задания
- Проверка заполнения таблиц (тетрадь)
- Что такое унификация?
(от лат делаю - приведение к единообразию, к единой форме или системе).
- В чём смысл создания рабфаков?
(страна нуждалась в специалистах, новых образованных кадрах. Повышение образовательного уровня населения. Так началось создание советской интеллигенции).
- Почему начались гонения власти на церковь?
(Власть ставила своей целью воспитать «нового человека», достойного жить в коммунистическом обществе. Борьба с религией была обусловлена не только их атеистическими воззрениями, но и стремлением устранить опасного конкурента в духовной жизни страны).
- В каком году оформилась Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП) и чем она занималась?
(1925 год, она требовала оценивать литературные произведения с точки зрения не их художественных достоинств, а социального происхождения автора. Всё вышедшее из-под пера писателей не рабоче-крестьянского происхождения объявлялось идейно вредным).
- Какие изменения произошли в 30-е гг в советской школе и чем они были
вызваны?
(Вызваны тем, что индустриализация требовала повышения профессионального уровня населения. Изменения: в начале 30-х гг. в стране начался переход к всеобщему обязательному четырехлетнему начальному обучению; в 1937 году обязательным стало семилетнее обучение. В 1934 год3 восстановлено преподавание истории и географии. Были переработаны школьные программы, созданы новые учебники.)
- Причины проведения «культурной революции»?
( Большие преобразования в промышленности и сельском хозяйстве нуждались в грамотных специалистах; политическому режиму необходим был «новый человек», разделявший взгляды марксистко-ленинского учения).
- Почему Сталин взял под особый контроль историческую науку?
(Потому что носит политизированный характер, Сталин отредактировал «Историю ВКП(б). Краткий курс», что в свою очередь положило начало оформлению «единственно верной» концепции истории нашей страны. Традиции русской исторической науки были тем самым нарушены).
- Какова социальная функция советского кинематографа в 30-е гг?
(Носило пропагандистский характер и воспитательную функцию. Направлена показывалась идеальная жизнь советских людей, они смотрели и верили).
- В чём суть понятия «культурная революция»?
(это с одной стороны, значительное повышение образовательного уровня народа, а с другой - приобщение к достижениям культуры).
Задания 3, 4 стр. 100 - 101
Задание 4, 5 стр. 85 - 86
-
Изучение новой темы.
- Какова была главная цель советской внешней политики 30-х гг.?
(Создание системы коллективной безопасности в Европе).
На доске и в тетради:
23 августа 1939 года - подписание пакта о ненападении.
1 сентября 1939 года - начало Второй Мировой войны.
Работа с документом:
Секретный дополнительный протокол от 23 августа 1939 года.
При подписании договора о ненападении между Германией и СССР нижеподписавшиеся уполномоченные обеих сторон обсудили в строго конфиденциальном порядке вопрос о разграничении сфер обоюдных интересов в Восточной Европе. Это обсуждение привело к нижеследующему результату.
-
В случае территориально-политического переустройства областей, входящих в состав Прибалтийских государств (Финляндия, Эстония, Латвия, Литва), северная границы Литвы одновременно является границей сфер интересов Германии и СССР. При этом интересы Литвы по отношению к Виленской области признаются обеими сторонами.
-
В случае территориально-политического переустройства областей, входящих в состав польского государства, граница сфер интересов Германии и СССР будет приблизительно проходить по границе рек Писса, Нарев, Висла и Сан (текст дан в редакции от 28 августа 1939года).
-
Касательно юго-востока Европы с советской стороны подчёркивается интерес СССР к Бессарабии. С германской стороны заявляется о её полной политической незаинтересованности в этих областях.
-
Этот протокол будет сохраняться обеими сторонами в строгом секрете.
- Почему Гитлер пошёл на подписание договора с СССР?
(Гитлер без осложнения мог начать захват первого бастиона на Востоке и одновременно убедить свой генералитет в том, что Германии не придётся воевать на двух фронта).
- Какие выгоды получали СССР и Германия от заключения этого договора?
(Сталин получил выигрыш во времени для укрепления обороны страны, а также возможность отодвинуть исходные позиции потенциального врага и восстановить государство в границах бывшей Российской империи).
Задание 2 в рабочей тетради: Заполняем таблицу и учитель показывает на карте эти территории.
Расширение территории СССР на западе накануне Великой Отечественной войны
Война с Финляндией.
На доске и в тетради:
Ноябрь 1939 - март 1940 гг. - советско-финская война.
Итог: в марте был подписан мирный договор в Москве. Все территориальные претензии СССР к Финляндии были удовлетворены. Число убитых и раненых превышало 131 тыс. человек со стороны СССР. Война привела к международной изоляции СССР , подорвала престиж РККА. Гитлер посчитал, что она неспособна вести эффективные боевые действия в условиях современной войны.
Укрепление обороны СССР: (записывают в тетрадь под диктовку учителя)
-
Наращивается выпуск вооружения.
-
Увеличиваются затраты на оборону, 33 % из бюджета страны.
-
Ужесточение трудовой дисциплины.
-
Семидневная рабочая неделя, восьмичасовой рабочий день, отпуска отменяются.
-
Выпуск военной продукции возрос на 47 %.
-
Новые типы вооружения.
Мнение Сталина: война с нашей стороны будет наступательной, вестись на чужой территории и закончится победой «достигнутой малой кровью».
Домашнее задание: § 28 и вопросы к нему. Задание 3, 4 (стр. 4-5) в рабочей тетради. Дополнительно сообщения на темы: «Героическая оборона Брестской крепости», «Первые Герои Советского Союза», «Мои земляки Герои Великой Отечественной войны».