Советский Союз накануне Великой Отечественной войны

Раздел История
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Советский союз накануне Великой Отечественной войны

Цель: показать всю глубину опасности, нависшей над Советской Россией и её народами, в связи с разработкой плана нападения Германии на СССР.

Задачи:

Образовательная - познакомить учащихся с событиями внешней и внутренней политики СССР накануне войны. Подвести учащихся к пониманию сути изменений во взглядах руководства страны на международную обстановку накануне Второй мировой войны.

Развивающая - продолжить формирование умения работать с историческими документами, анализировать их, делать выводы.

Воспитательная - пробудить чувство патриотизма.

План урока:

  1. Проверка домашнего задания.

  2. Изучение новой темы:

  • Пакт о ненападении.

  • Первые военные конфликты.

  • Подготовка СССР и Германии к войне.

I. Проверка домашнего задания

- Проверка заполнения таблиц (тетрадь)

- Что такое унификация?

(от лат делаю - приведение к единообразию, к единой форме или системе).

- В чём смысл создания рабфаков?

(страна нуждалась в специалистах, новых образованных кадрах. Повышение образовательного уровня населения. Так началось создание советской интеллигенции).

- Почему начались гонения власти на церковь?

(Власть ставила своей целью воспитать «нового человека», достойного жить в коммунистическом обществе. Борьба с религией была обусловлена не только их атеистическими воззрениями, но и стремлением устранить опасного конкурента в духовной жизни страны).

- В каком году оформилась Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП) и чем она занималась?

(1925 год, она требовала оценивать литературные произведения с точки зрения не их художественных достоинств, а социального происхождения автора. Всё вышедшее из-под пера писателей не рабоче-крестьянского происхождения объявлялось идейно вредным).

- Какие изменения произошли в 30-е гг в советской школе и чем они были

вызваны?

(Вызваны тем, что индустриализация требовала повышения профессионального уровня населения. Изменения: в начале 30-х гг. в стране начался переход к всеобщему обязательному четырехлетнему начальному обучению; в 1937 году обязательным стало семилетнее обучение. В 1934 год3 восстановлено преподавание истории и географии. Были переработаны школьные программы, созданы новые учебники.)

- Причины проведения «культурной революции»?

( Большие преобразования в промышленности и сельском хозяйстве нуждались в грамотных специалистах; политическому режиму необходим был «новый человек», разделявший взгляды марксистко-ленинского учения).

- Почему Сталин взял под особый контроль историческую науку?

(Потому что носит политизированный характер, Сталин отредактировал «Историю ВКП(б). Краткий курс», что в свою очередь положило начало оформлению «единственно верной» концепции истории нашей страны. Традиции русской исторической науки были тем самым нарушены).

- Какова социальная функция советского кинематографа в 30-е гг?

(Носило пропагандистский характер и воспитательную функцию. Направлена показывалась идеальная жизнь советских людей, они смотрели и верили).

- В чём суть понятия «культурная революция»?

(это с одной стороны, значительное повышение образовательного уровня народа, а с другой - приобщение к достижениям культуры).

Задания 3, 4 стр. 100 - 101

Задание 4, 5 стр. 85 - 86

  1. Изучение новой темы.

- Какова была главная цель советской внешней политики 30-х гг.?

(Создание системы коллективной безопасности в Европе).

На доске и в тетради:

23 августа 1939 года - подписание пакта о ненападении.

1 сентября 1939 года - начало Второй Мировой войны.

Работа с документом:

Секретный дополнительный протокол от 23 августа 1939 года.

При подписании договора о ненападении между Германией и СССР нижеподписавшиеся уполномоченные обеих сторон обсудили в строго конфиденциальном порядке вопрос о разграничении сфер обоюдных интересов в Восточной Европе. Это обсуждение привело к нижеследующему результату.

  1. В случае территориально-политического переустройства областей, входящих в состав Прибалтийских государств (Финляндия, Эстония, Латвия, Литва), северная границы Литвы одновременно является границей сфер интересов Германии и СССР. При этом интересы Литвы по отношению к Виленской области признаются обеими сторонами.

  2. В случае территориально-политического переустройства областей, входящих в состав польского государства, граница сфер интересов Германии и СССР будет приблизительно проходить по границе рек Писса, Нарев, Висла и Сан (текст дан в редакции от 28 августа 1939года).

  3. Касательно юго-востока Европы с советской стороны подчёркивается интерес СССР к Бессарабии. С германской стороны заявляется о её полной политической незаинтересованности в этих областях.

  4. Этот протокол будет сохраняться обеими сторонами в строгом секрете.

- Почему Гитлер пошёл на подписание договора с СССР?

(Гитлер без осложнения мог начать захват первого бастиона на Востоке и одновременно убедить свой генералитет в том, что Германии не придётся воевать на двух фронта).

- Какие выгоды получали СССР и Германия от заключения этого договора?

(Сталин получил выигрыш во времени для укрепления обороны страны, а также возможность отодвинуть исходные позиции потенциального врага и восстановить государство в границах бывшей Российской империи).

Задание 2 в рабочей тетради: Заполняем таблицу и учитель показывает на карте эти территории.

Расширение территории СССР на западе накануне Великой Отечественной войны

Война с Финляндией.

На доске и в тетради:

Ноябрь 1939 - март 1940 гг. - советско-финская война.

Итог: в марте был подписан мирный договор в Москве. Все территориальные претензии СССР к Финляндии были удовлетворены. Число убитых и раненых превышало 131 тыс. человек со стороны СССР. Война привела к международной изоляции СССР , подорвала престиж РККА. Гитлер посчитал, что она неспособна вести эффективные боевые действия в условиях современной войны.

Укрепление обороны СССР: (записывают в тетрадь под диктовку учителя)

  1. Наращивается выпуск вооружения.

  2. Увеличиваются затраты на оборону, 33 % из бюджета страны.

  3. Ужесточение трудовой дисциплины.

  4. Семидневная рабочая неделя, восьмичасовой рабочий день, отпуска отменяются.

  5. Выпуск военной продукции возрос на 47 %.

  6. Новые типы вооружения.

Мнение Сталина: война с нашей стороны будет наступательной, вестись на чужой территории и закончится победой «достигнутой малой кровью».

Домашнее задание: § 28 и вопросы к нему. Задание 3, 4 (стр. 4-5) в рабочей тетради. Дополнительно сообщения на темы: «Героическая оборона Брестской крепости», «Первые Герои Советского Союза», «Мои земляки Герои Великой Отечественной войны».





© 2010-2022