- Преподавателю
- История
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИСТОРИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ ФГОС (6 класс)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИСТОРИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ ФГОС (6 класс)
Раздел | История |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ибаева Х.А. |
Дата | 21.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Таблица календарно-тематическое планирование курса «История средних веков» 6 класс
№ п/п
Тема урока (тип урока)
Дата
Планируемые результаты
Виды деятельности учащихся
Вид и форма контроля
Домашнее задание
По плану
фактически
Предметные
Метапредметные
Личностные
1
Что изучает история Средних веков
(изучение нового материала)
Научатся определять термины: архивы, хроники, фрески.
Получат возможность научиться: работать с учебником
Ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно; самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.
Осмысливают
гуманистические традиции и ценности современного общества
Вводный урок
Фронтальный опрос
Введение с. 6-9
Глава I. СТАНОВЛЕНИЕ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ (VI-XI вв.) (5 часов)
2
Древние германцы и Римская империя (изучение
нового материала)
Научатся определять термины: племенные союзы, свободные общинники, ярлы, герцоги, народное ополчение, дружинники, Великое переселение народов.
Получат возможность научиться: называть германские племена, определять роль
и значение переселения народов в формировании современной
Европы
Ставят учебную
задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий; самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач.
Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач
Рассказ с элементами беседы. Участие в беседе. Работа с иллюстрациями учебника.
Фронтальный опрос. Беседа по вопросам.
§ 1
3
Королевство франков и христианская церковь (комбинированный)
Научатся определять термины: династия, графы, титул, классы, аббаты, монастыри.
Получат возможность научиться: составлять план рассказа одного из пунктов параграфа, называть отличия власти короля от власти военного вождя, определять роль и значение церкви в деле укрепления королевской власти
Учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль; самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности
Беседа. Работа с текстом и иллюстрациями учебника.
Индивидуальный опрос. Решение познавательных заданий
§ 2
4
Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность (комбинированный)
Научатся определять термины: король, коронование, королевский двор, рыцарь, междоусобные войны, феодальная лестница, сеньор, вассал.
Получат возможность научиться: давать личностную характеристику Карлу Великому, анализировать причины распада империи Карла Великого
Принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.
Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий
Образное изложение материала с элементами беседы. Работа с текстом и иллюстрациями учебника
Письменный опрос. Решение познавательных заданий
§ 3
5
Западная Европа в IX-XI вв.
(комбинированный)
Научатся определять термины: домен, империя, миссионеры, датские деньги.
Получат возможность научиться: анализировать причины слабости королевской власти во Франции, сопоставлять правду и вымысел в легендах о короле Артуре
Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят
сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.
Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения,
выраженного
в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний
Рассказ с элементами беседы. Участие в беседе. Работа с текстом и иллюстрациями учебника.
Устный опрос. Беседа по вопросам на сравнение.
§ 4
6
Культура Западной Европы в эпоху Раннего Возрождения
(комбинированный)
Научатся определять термины: пергамент, жития, хроники, Каролингское Возрождение. Получат возможность научиться: называть важнейшие достижения западноевропейской культуры
Определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий; ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них.
Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую
сферу человеческой жизни
Изложение материала с элементами самостоятельной деятельности. Работа с текстом учебника.
Самостоятельная работа с текстом учебника.
§ 5
Глава II. ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ И СЛАВЯНЕ (2 часа)
7
Византия -
государственное устройство и культура (комбинированный)
Научатся определять термины: евразийское государство, скипетр, крестово-купольный храм, мозаика, смальта, фрески, канон.
Получат возможность научиться: определять специфику государственного устройства Византии и анализировать причины ослабления Византийской империи
Принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения познавательных задач.
Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им
Практикум. Работа с терминами и понятиями. Решение задач на счет исторического времени.
Решение задач на счет исторического времени;
Составление исторических задач с использованием ленты времени
§ 6, 7
8
Образование славянских
государств
(изучение нового материала)
Научатся определять термины: вече.
Получат возможность научиться: называть важнейшие достижения византийской культуры и ее вклад в мировую культуру, определять влияние христианства на развитие византийской культуры
Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия; самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач.
Проявляют доброжелательность
и эмоционально-нравственную
отзывчивость,
эмпатию, как понимание чувств других людей
и сопереживание им
Рассказ с элементами беседы. Участие в беседе. Работа с терминами и понятиями.
Фронтальный. Беседа по вопросам.
Работа с
документом
стр. 45
§ 8
Глава III. АРАБЫ В VI-XI ВВ. (2 часа)
9
Арабский халифат и его распад (комбинированный)
Научатся определять термины: бедуины, ярмарка, шариат, халифат, эмират.
Получат возможность научиться: определять влияние природно-климатических условий на жизнь и занятия арабов, объяснять причины их военных успехов
Адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности.
Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе
Изложение материала с элементами самостоятельной деятельности. Работа с текстом учебника и документом.
Индивидуальный опрос. Решение познавательных заданий. Работа с документом
§ 9
10
Культура стран халифата (комбинированный)
Научатся определять термины: мечеть, медресе, арабески.
Получат возможность научиться: определять роль ислама в развитии арабского общества и развитии культуры
Ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно; самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.
\
Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества
Практикум. Работа с текстом учебника. Решение познавательных заданий.
Индивидуальный опрос. Решение познавательных заданий. Работа с текстом учебника
§ 10
Глава IV. ФЕОДАЛЫ И КРЕСТЬЯНЕ (2 часа)
11
В рыцарском замке (комбинированный)
Научатся определять термины: замок, донжон, палица, кольчуга, забрало, оруженосец, турнир, герольд, герб, девиз.
Получат возможность научиться: описывать снаряжение рыцаря и рыцарский замок, объяснять смысл рыцарских девизов
Ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий; самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач.
Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач
Рассказ с элементами беседы. Участие в беседе. Работа с картой.
Фронтальный опрос. Беседа по вопросам на сравнение.
§ 11
12
Средневековая деревня и ее обитатели (комбинированный)
Научатся определять термины: феодальная вотчина, барщина, оброк, натуральное хозяйство.
Получат возможность научиться: анализировать фрагмент исторического источника и выявлять характерные черты образа жизни земледельцев и ремесленников
Учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль; самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности
Образное повествование с элементами самостоятельной деятельности. Работа с текстом учебника.
Самостоятельная работа с текстом учебника. Решение познавательных заданий
§ 12
Глава V. СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ГОРОД И ЕГО ОБИТАТЕЛИ (2 часа)
13
Средневековый город
(комбинированный)
Термины: коммуны, шедевр, цехи, гильдии, товарное хозяйство, ярмарки, ростовщики, банки, самоуправление, подмастерье.
Получат возможность научиться: составлять план рассказа «Путешествие по средневековому городу», называть функции и правила цехов, сравнивать понятия «натуральное» и «товарное» хозяйство
Принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.
Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий
Практикум.
Работа с картой и текстом учебника.
Индивидуальная работа с карточкой. Решение познавательных заданий.
§ 13, 14
14
Горожане и их образ жизни (комбинированный)
Научатся определять термины: патриции, бюргеры, интеллигенция, мистерии.
Получат возможность научиться: извлекать полезную информацию из фрагмента исторического источника, называть города, возникшие в период Средневековья, проводить сравнительные характеристики жизни людей в городе и деревне
Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят
сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера
Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения,
выраженную
в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний
Рассказ с элементами беседы. Подготовка сообщений.
Индивидуальный опрос. Выступление с сообщениями.
§ 15
Глава VI. КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ (2 часа)
15
Католическая церковь в Средние века (комбинированный)
Научатся определять термины: сословия,
десятина, реликвии, мощи, индульгенция, фанатизм, церковный собор, еретики, инквизиция, монашеские
ордена.
Получат возможность научиться: излагать подготовленную информацию, называть основные различия между православной и католической церковью
Определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий; ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные способы их решения.
Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую
сферу человеческой жизни
Повторительно-обобщающий урок
Устный и письменный опрос. Тест.
§ 16
16
Крестовые походы (изучение нового материала)
Научатся определять термины: крестоносцы, крестовые походы, тамплиеры, госпитальеры, магистры.
Получат возможность научиться: называть причины и последствия крестовых походов, давать им собственную оценку
Принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач.
Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им
Рассказ с элементами беседы. Участие в беседе. Работа с текстом учебника.
Фронтальный опрос. Беседа по вопросам
§ 17
Глава VII. ОБРАЗОВАНИЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ ГОСУДАРСТВ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ (6 часов)
17
Объединение Франции. Контрольный тест.(комбинированный)
Научатся определять термины: денежный
оброк, средние слои, Генеральные штаты, парламент, сословно-представительная монархия.
Получат возможность научиться: называть группы населения, которые выступали за усиление королевской власти; объяснять причины, по которым крестьяне не приглашались к участию в работе Генеральных штатов
Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия; самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач.
Проявляют доброжелательность
и эмоционально-нравственную
отзывчивость,
эмпатию, как
понимание чувств других людей и сопереживание им
Работа с текстом учебника
Самостоятельная работа с текстом учебника. Решение познавательных заданий
§ 18
18
Что англичане считают началом своих свобод
(комбинированный)
Научатся определять термины: суд присяжных, хартия, реформы,
верхняя и нижняя палата парламента.
Получат возможность научиться: извлекать полезную информацию из фрагмента исторического источника, аргументировано объяснять, почему англичане считают Великую хартию вольностей началом своих свобод
Адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности
Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную оценку своих успехов в учебе
Проблемная беседа. Решение проблемных заданий.
Беседа по вопросам. Индивидуальная работа с карточкой.
§ 19
19
Столетняя война (изучение нового материала)
Научатся определять термины: партизанская война.
Получат возможность научиться: называть причины, важнейшие битвы и итоги Столетней войны; давать личностную характеристику Жанны д'Арк
Ставят учебную
задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий; самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач.
Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач
Проблемная беседа. Решение проблемных заданий
Беседа по вопросам. Индивидуальная работа с карточкой.
§ 20
20
Крестьянские
восстания
во Франции и Англии
(комбинированный)
Научатся определять термины: жакерия.
Получат возможность научиться: называть причины и лидеров крестьянских войн в Англии и Франции; объяснять причины ненависти крестьян к чиновникам и давать собственную оценку действиям восставших, а также определять причины поражения крестьянских восстаний
Учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль; самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности
Повторительно-обобщающий урок
Устный и письменный опрос. Тест.
§ 21
21
Усиление королевской власти во Франции и Англии
(изучение нового материала)
Научатся определять термины: централизованное государство, диалект.
Получат возможность научиться: определять цели, средства и итоги борьбы королей Людовика XI и Карла Смелого, давать их личностную характеристику
Принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.
Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий
Рассказ с элементами беседы. Участие в беседе. Работа с текстом учебника.
Фронтальный опрос. Участие в беседе. Работа с лентой времени.
§ 22
22
Реконкиста
(комбинированный)
Научатся определять термины: Реконкиста, аутодафе.
Получат возможность научиться: называть слои населения Испании, участвовавшие в Реконкисте, христианские государства, возникшие на Пиренейском полуострове; давать оценку политике испанских королей
Планируют свои
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.
Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения,
выраженную
в преобладании учебно-познава-тельных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний
Урок с элементами лабораторной работы. Работа с текстом учебника и лентой времени.
Индивидуальный опрос. Ответы на вопросы параграфа.
§ 23
Глава VIII. ГЕРМАНИЯ И ИТАЛИЯ В XII-XV ВВ. (2 часа)
23
Усиление
власти князей Германии (комбинированный)
Научатся определять термины: булла.
Получат возможность научиться: объяснять причины раздробленности Германии и анализировать обстоятельства, ставшие причиной
упадка власти императоров
Определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и определяют последовательность действий; ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них.
Проявляют устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую
сферу человеческой жизни
Урок с элементами лабораторной работы. Работа с текстом учебника и лентой времени.
Индивидуальный опрос. Ответы на вопросы параграфа
§ 24
24
Расцвет итальянских городов (комбинированный)
Научатся определять термины: гвельфы, гебелины, город-государство, тирания.
Получат возможность научиться: называть причины экономического и культурного процветания городов Италии
Принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач.
Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им
Повторительно-обобщающий урок
Устный и письменный опрос. Тест.
§ 25
Глава IХ. СЛАВЯНСКИЕ ГОСУДАРСТВА И ВИЗАНТИЯ (2 часа)
25
Гуситское движение в Чехии (комбинированный)
Научатся определять термины: гуситы, умеренные, табориты, сейм.
Получат возможность научиться: называть причины, по которым Ян Гус критиковал католическую церковь; анализировать причины побед гуситов и определять причины их поражения и итоги гуситского движения
Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия; самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач.
Проявляют доброжелательность
и эмоционально-нравственную
отзывчивость,
эмпатию, как понимание чувств других людей
и сопереживание им
Рассказ с элементами беседы. Работа с текстом учебника.
Фронтальный опрос. Участие в беседе. Работа с лентой времени
§ 26
26
Завоевание турками-османами Балканского полуострова (изучение нового материала)
Научатся определять термины: турки-османы.
Получат возможность научиться: называть причины падения Византийской империи и последствия османского завоевания
Адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности.
Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную оценку своих успехов и неуспехов в учебе
Образное повествование с элементами беседы. Участие в беседе. Подготовка сообщений.
Беседа по вопросам. Выступление с сообщениями.
§ 27
Глава Х. КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ (5 часов)
27
Образование и философия, литература, искусство
(изучение нового материала)
Научатся определять термины: корпорации, университет, декан, ректор, магистры, диспуты, схоластика, трубодуры, труверы, миннизингеры, ваганты, готика.
Получат возможность научиться: называть выдающихся деятелей культуры XI-XV вв., основные жанры литературы, особенности изобразительного искусства и архитектуры
Ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий; самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач.
Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач
Рассказ с элементами беседы.
Участие в беседе. Работа с текстом учебника.
Фронтальный опрос. Участие в беседе. Работа с лентой времени
§ 27, 28
28
Культура Раннего Возрождения. Научные открытия и изобретения (комбинированный
Научатся определять термины: корпорации, университет, декан, ректор, магистры, диспуты, схоластика, трубодуры, труверы, миннизингеры, ваганты, готика.
Получат возможность научиться: называть выдающихся деятелей культуры XI-XV вв., основные жанры литературы, особенности изобразительного искусства и архитектуры
Учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль; самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности
Практикум. Работа с текстом учебника. Составление сравнительной таблицы.
Письменный опрос. Сравнительная таблица.
§ 29, 30
29
Народы Азии, Америки и Африки в Средние века (изучение
нового материала)
Научатся определять термины: Великий шелковый путь, раджа, варны.
Получат возможность научиться: называть народы Азии, Африки и Америки, особенности их цивилизаций
Принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий
Повторительно-обобщающий урок
Устный и письменный контроль. Тест.
§ 31, 32
30
Итоговое
повторение
по курсу «Средние века» (применение знаний и умений, урок-турнир)
Научатся определять термины, изученные в курсе «Средние века».
Получат возможность научиться: называть главные события древней истории, основные достижения культуры и значение средневековых цивилизаций в мировой истории
Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят
сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.
Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения,
выраженную
в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний
Подготовка к контрольному тестированию
31
Контрольная работа (тестирование)
(контроль и коррекция знаний)
Научатся определять термины, изученные в курсе «Средние века».
Получат возможность научиться: называть главные события древней истории, основные достижения культуры и значение средневековых цивилизаций в мировой истории; работать с тестовыми материалами
Учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый и итоговый контроль самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности, проявляют устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения
Повторение пройденного
32
Наследие Средних веков в истории человечества
Обобщить и систематизировать знания учащихся об античной и средневековой культуре
Развивать умения анализа и синтеза полученных знаний;
Развивать у учащихся коммуникативные навыки: умение высказывать и отстаивать собственную точку зрения, вести диалог;
Развивать навыки использования информационных технологий для решения практических задач.
Знание об основных особенностях развития художественной культуры Античности и Средневековья;
Работа с текстом учебника
Устный и письменный контроль. Тест.
Стр. 275
Список использованной литературы:
1. Агафонов, С. В. Схемы по всеобщей истории. 6 класс / С. В. Агафонов. - М. : Русское слово, 2005.
2. Биберина, А. В. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по истории Средних веков (V - конец XV в.). 6 класс / А. В. Биберина. - М. : Сфера, 2000.
3. Всеобщая история. Средние века. 6 класс : тесты, контрольные вопросы и задания / авт.-сост. С. Н. Степанько. - Волгоград : Учитель, 2009.
4. Донской, Г. М. Задания для самостоятельной работы по истории Средних веков / Г. М. Донской. - М. : Просвещение, 1992.
5. История. 5-10 классы : игровые технологии на уроках и внеклассных занятиях / авт.-сост. Н. Н. Ярцева. - Волгоград : Учитель, 2009.
6. История Средних веков. Поурочные планы по учебнику Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского. 6 класс / авт.-сост. Н. Ю. Колесниченко. - Волгоград : Учитель, 2011.
7. История. 5-9 классы. Опыт патриотического воспитания: уроки, внеклассные мероприятия / авт.-сост. Т. В. Типаева. - Волгоград : Учитель, 2008.
«Рассмотрено» на заседании МО
Протокол №_________________
От «_____» __________________
Руководитель МО
_________________ /Акиева К.З/
«Согласовано»
Заместитель директора по НМР
_______________ /Харачаева М. С.-М.
От «___»________________