Рабочая программа по истории Древнего мира 5 класс ФГОС

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Ханты-Мансийского района

«Средняя общеобразовательная школа с. Кышик»



Рекомендовано МО

Учителей гуманитарного цикла


Протокол от_____ ____ №_____Руководитель МО

Сидорова Н.Н.

Приложение 2

к ООП ООО (7-9, 10-11)

на 2016-2017 учебный год

приказ от _____2016г. №____






Рабочая программа

по истории

МКОУ ХМР СОШ с. Кышик

5 класс

срок реализации 1 год



Составитель РП

Долгушин Михаил Валерьевич

учитель истории


2016

Содержание

  1. Пояснительная записка………………………………………………………………..3-4

  2. Планируемые результаты……………………………………………………………..4-5

  3. Содержание учебного предмета……………………………………………….……...5-6

  4. Календарно - тематическое планирование…………………………………….………7













  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа.

Рабочая программа по истории составлена в соответствии:

1.1.1. с нормативными правовыми документами федерального уровня:

  • Федеральным законом от 29.12.2012 г. №273 - ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации» (п.22 ст.2, ч.1,5 ст.12, ч.7 ст.28, ст.30, п.5 ч.3 ст.47, п.1 ч.1 ст. 48);

  • Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, утв. приказом Минобразования России от 05.03.2004 № 1089;

  • Федеральным базисным учебным планом, утв. приказом МО РФ от 09 марта 2004 г. №1312;

  • рабочей программой учебного курса «История» для 5 класса на основе авторской программы А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая «История Древнего мира. 5 класс» в соответствии с ФГОС в части обязательного минимума содержания, Федерального государственного образовательного стандарта, основного общего образования, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, которая полностью соответствует новым образовательным стандартам по истории и входит в состав УМК. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения истории, которые определены стандартами образования.

1.1.2. с нормативными правовыми документами уровня образовательного учреждения:

  • Уставом МКОУ ХМР СОШ с. Кышик;

  • Основной образовательной программой основного общего образования.


  1. Общая характеристика учебного предмета.

Курс истории в 5 классе состоит из одного модуля - «История Древнего мира» и начинает полное общее образование учащихся.

Цель курса: формирование исторического мышления, под которым подразумевается определенный набор мыслительных стратегий, позволяющий учащимся самостоятельно истолковывать факты и события, выстраивать всю версию событий, отвечающую данным исторической науки, умение анализировать и описывать события.

Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа.

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.

Соотношение содержания исторического образования на ступенях основного и полного общего образования определяется с учетом принципа преемственности исторического образования и специфики каждой из них этих ступеней. Изучая историю на ступени основного общего образования учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем. Изучение истории на ступени полного общего образования позволяет систематизировать знания учащихся об историческом пути и опыте человечества, составить представление о различных моделях изучения исторического прошлого, развить навыки работы с различными типами исторической информации. При этом как на ступени основного общего образования, так и в старших классах изучение истории должно быть ориентировано прежде всего на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций.


  1. Место предмета в учебной программе школы.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение предмета история на этапе общего образования.

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 68 учебных часов для обязательного изучения истории в 5 классе из расчета 2 учебных часа в неделю.

2.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные результаты изучения истории Древнего мира включают в себя:

- целостное представление об историческом развитии человечества от первобытности до гибели античной цивилизации как о важном периоде всеобщей истории;

- яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры крупнейших цивилизаций Древнего мира;

- способности применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников Древнего мира, их анализа, сопоставления, обобщенной характеристики, оценки и презентации, аргументации собственных версий и личностной позиции в отношении дискуссионных и морально- этических вопросов далекого прошлого;

- представление о мифах как ограниченной форме мышления и познания людей в Древнем мире и специфическом историческом источнике для изучения прошлого;

- умения датировать события и процессы в истории Древнего мира, определять последовательность и длительность цивилизаций, соотносить годы с веками, тысячелетиями, вести счет лет с условным делением древней истории на время «до нашей эры» и «наша эра»

- уметь читать историческую карту, находить и показывать на ней историко-географические объекты Древнего мира, анализировать и обобщать данные карты;

- уметь характеризовать важные факты истории Древнего мира, классифицировать и группировать их по предложенным признакам;

- уметь сравнивать простые однородные исторические факты истории Древнего мира, выявляя их сходства и отличия по предложенным вопросам, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования;

- умения давать образную характеристику исторических личностей, описание памятников истории и культуры древних цивилизаций, в том числе по сохранившимся фрагментов подлинников, рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации;

- умения различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории Древнего мира;

- умения соотносить единичные события в отдельных странах Древнего мира с общими явлениями и процессами;

- готовность применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми, самостоятельно знакомиться с новыми фактами, источниками и памятниками истории Древнего мира, способствовать их охране.

Метапредметные результаты изучения истории Древнего мира включает в себя:

- способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения истории, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;

- готовность формулировать и высказывать собственное мнение по проблемам прошлого и современности, выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов, вести конструктивный диалог;

- умения проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах (таблицы, сочинения, планы, схемы, презентации, проекты);

- способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы.

Личностные результаты изучения истории Древнего мира включает в себя:

- представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире;

- приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;

- освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов;

- опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам изучения и охраны.

3.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

История Древнего мира (68ч)

Введение (1ч)

Счет лет в истории.

Тема I. Жизнь первобытных людей. (6 ч)

Первобытные собиратели и охотники (3ч)

Понятие «первобытные люди». Родовые общины охотников и собирателей. Возникновение искусства и религии.

Первобытные земледельцы и скотоводы (3ч)

Родовые общины земледельцев и скотоводов. Начало обработки металлов. Значение первобытной эпохи в истории человечества.

Тема 2. Древний Восток. (21ч)

Древний Египет(8ч)

Местоположение и природные условия. Возникновение единого государства в Египте. Города - Мемфис, Фивы. Быт земледельцев и ремесленников. Жизнь и служба вельмож. Религия древних египтян. Особенности древнеегипетского письма. Неограниченная власть фараонов.

Западная Азия в древности (8ч)

Двуречье в древности. Города шумеров Ур и Урук. Древневавилонское царство. Религиозные верования жителей Двуречья. Города Финикии - Библ, Сидон, Тир. Начало обработки железа. Ассирийская держава. Образование Персидской державы.

Индия и Китай в древности (5ч)

Местоположение и природа Древней Индии. Возникновение буддизма. Местоположение и природа Древнего Китая. Объединение Китая при Цинь Шихуане. Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру.

Тема 3. Древняя Греция. (22ч)

Древнейшая Греция (5ч)

Местоположение и природные условия. Критское царство. Микенское царство. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Религиозные верования греков.

Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (8ч)

Начало обработки железа в Греции. Местоположение и природные условия Аттики.

Борьба демоса со знатью. Спарта - военный лагерь.

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Олимпийские игры - общегреческие празднества.

Греко-персидские войны. Морское сражение в Саламинском проливе.

Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии (5ч)

Последствия победы над персами для Афин.

Город Афины: Керамик, Агора, Акрополь.

Образование афинян. Возникновение театра. Афинская демократия в V в. до н. э. Македонские завоевания в IV в. до н. э. (3ч)

Возвышение Македонии при царе Филиппе.

Поход Александра Македонского на Восток. Распад державы Александра после его смерти.

Повторение (1ч)

Особенности афинской демократии.

Тема 5. Древний Рим (17ч).

Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (3ч)

Местоположение и природные особенности Италии.

Возникновение республики. Порядок пополнения сената и его функции.

Рим - сильнейшая держава Средиземноморья(3ч)

Карфаген - крупное государство в Западном Средиземноморье. Установление господства Рима в Восточном Средиземноморье. Рабство в Древнем Риме.

Гражданские войны в Риме (4ч)

Земельный закон Тиберия Гракха. Крупнейшее в древности восстание рабов. Поражение сторонников республики. Окончание гражданских войн.

Могущество Римской империи (5ч)

Соседи Римской империи. Восстание в армии и гибель Нерона.

Возникновение христианства. Расцвет Римской империи. Рим - столица империи.

Разгром Рима германцами и падение империи на Западе (2ч)

Вторжения варваров. Правление Константина.

Итоговое повторение (1ч)

Особенности цивилизации Греции и Рима.

.


4.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНРаздел,

кол-во часов

№ урока

Тема урока

Дата по плану

Дата проведения

Введение (1ч)

1

Счет лет в истории.

Тема I. Жизнь первобытных людей. (6 ч)

Первобытные собиратели и охотники (3ч)

2

Понятие «первобытные люди».

3

Родовые общины охотников и собирателей

4

Возникновение искусства и религии.

Первобытные земледельцы и скотоводы (3ч)

5

Родовые общины земледельцев и скотоводов

6

Начало обработки металлов

7

Значение первобытной эпохи в истории человечества.

Тема 2. Древний Восток. (21ч)

Древний Египет (8ч)

8

Местоположение и природные условия.

9

Возникновение единого государства в Египте.

10

Города - Мемфис, Фивы.

11

Быт земледельцев и ремесленников.

12

Жизнь и служба вельмож.

13

Религия древних египтян.

14

Особенности древнеегипетского письма.

15

Неограниченная власть фараонов.

Западная Азия в древности (8ч)

16

Двуречье в древности.

17

Города шумеров Ур и Урук.

18

Древневавилонское царство.

19

Религиозные верования жителей Двуречья.

20

Города Финикии - Библ, Сидон, Тир.

21

Начало обработки железа.

22

Ассирийская держава.

23

Образование Персидской державы.

Индия и Китай в древности (5ч)

24

Местоположение и природа Древней Индии.

25

Возникновение буддизма.

26

Местоположение и природа Древнего Китая.

27

Объединение Китая при Цинь Шихуане

28

Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру.

Тема 3. Древняя Греция. (22ч)

Древнейшая Греция (5ч)

29

Местоположение и природные условия.

30

Критское царство.

31

Микенское царство.

32

Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея».

33

Религиозные верования греков.

Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (8ч)

34

Начало обработки железа в Греции.

35

Местоположение и природные условия Аттики.

36

Борьба демоса со знатью

37

Спарта - военный лагерь.

38

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей.

39

Олимпийские игры - общегреческие празднества.

40

Греко-персидские войны.

41

Морское сражение в Саламинском проливе.

Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии (5ч)

42

Последствия победы над персами для Афин.

43

Город Афины: Керамик, Агора, Акрополь.

44

Образование афинян.

45

Возникновение театра.

46

Афинская демократия в V в. до н. э.

Македонские завоевания в IV в. до н. э. (3ч)

47

Возвышение Македонии при царе Филиппе.

48

Поход Александра Македонского на Восток.

49

Распад державы Александра после его смерти.

Повторение (1ч)

50

Особенности афинской демократии.

Тема 5. Древний Рим (17ч).

Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (3ч)

51

Местоположение и природные особенности Италии.

52

Возникновение республики.

53

Порядок пополнения сената и его функции.

Рим - сильнейшая держава Средиземноморья (3ч)

54

Карфаген - крупное государство в Западном Средиземноморье.

55

Установление господства Рима в Восточном Средиземноморье

56

Рабство в Древнем Риме.

Гражданские войны в Риме (4ч)

57

Земельный закон Тиберия Гракха.

58

Крупнейшее в древности восстание рабов.

59

Поражение сторонников республики.

60

Окончание гражданских войн.

Могущество Римской империи (5ч)

61

Соседи Римской империи.

62

Восстание в армии и гибель Нерона.

63

Возникновение христианства.

64

Расцвет Римской империи

65

Рим - столица империи.

Разгром Рима германцами и падение империи на Западе (3ч)

66

Вторжения варваров.

67

Правление Константина.

Итоговое повторение (1ч)

68

Особенности цивилизации Греции и Рима





© 2010-2022