Конспект урока по истории Источники знаний о прошлом (5 класс)

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по истории.

Класс: 5

Тема урока: Источники знаний о прошлом.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: сформировать представления о порядке в исторической науке на примере деления исторических источников на группы.

Задачи урока:

- на основе работы с учебником, иллюстративного ряда уметь классифицировать информацию, давать описание исторических источников;

- на основе анализа полученной из разных источников информации научиться формулировать и решать познавательные задачи;

- развивать коммуникативные способности при работе в группах, формировать навыки оценивания собственной деятельности и деятельности коллектива.

Оборудование: - учебник: А.Н.Майков. История. Введение в историю. 5класс. М. «Вентана-Граф» 2010;

- карточки (Приложение 1).

Ход урока:Организационный момент


Проверяет, насколько комфортно чувствуют себя ученики, готовность рабочего места, создает ситуацию успеха. Проверяет присутствующих.

Готовят рабочее место.


Опрос домашнего задания

Устный с места (по желанию)

Предполагаемые ответы:

  1. История- наука о прошлом.

  2. Археология, хронология, этнография, нумизматика, геральдика, генеалогия и т.д.

Вопросы:

  1. Что такое история?

  2. Какие науки - помощницы истории вы знаете?

Переход к изучению нового материала

Беседа

Организует беседу с учащимися:

Вступительная речь.

Любой человек хотя бы раз в жизни был в музее, а вы там были? Что вы видели? А кА вы считаете могут ли экспонаты узнать о прошедших событиях?

Сообщает тему урока: Вы уже поняли, что тема урока «Источники знаний о прошлом».

Прочитайте тему урока и попробуйте сформулировать свои задачи на урок.

Значимые задачи урока для каждого по теме:

  1. Изучить понятия: исторический источник, памятник, архив музей, библиотека, документ.

  2. Уметь классифицировать источники.

  3. Определять назначение музеев, архивов, библиотек.

Отвечают на вопросы, записывают тему урока в тетрадь, формулируют задачи, записывают задачи в тетрадь.

Изучение нового материала

Беседа

Рассказ - вступление



Работа с карточками

Издавна люди тщательно сохраняли сведения о прошлом: передавали из поколения в поколения сказания о героях, записывали сведения о войнах и бедствиях, устанавливали памятники, фотографировали своих близких, снимали на кинопленку.

Предполагаемые ответы:

Фотографии, письма, вещи, особенно те, которые принадлежали старшим поколениям.

Предполагаемый ответ:

Скорее всего, нет. Вещи могут испортиться, их можно уничтожить по неосторожности.

Посмотрите картинки и определите причины гибели предметов (Приложение №1).


Как видите, сил, которые способны уничтожить прошлое, много! Мы должны бережно сохранить свидетельства прошлого. Всё, что когда - то было создано людьми, называют историческими источниками. Они позволяют ученым изучать историю человечества.

В любой науке ученые стремятся привести в порядок полученные сведения. Историческая наука не исключение. Рассмотрите изображение на с.11 и определите группы источников (письменные, вещественные).


Вопросы:

А как в ваших семьях хранят историю?

Можно ли сохранить все предметы о прошлом?

Определяют и называют предметы, рассказывающие об истории семьи.


Вопрос:

А как вы думаете есть ли что - нибудь что может уничтожить их?

Называют природные явления , которые могут стать причинами гибели исторических свидетельств.

Вопрос:

А может ли сам человек стать причиной уничтожения свидетельств прошлых лет? Как это происходит? (Приложение №1).

Указывают на разрушающие результаты деятельности человека.

Записывают определение в тетради:

Исторический источник- это весь комплекс документов и предметов культуры, отразивших исторический процесс, на основании которых воссоздается представление о той или иной исторической эпохе, выдвигаются гипотезы о причинах или последствиях, повлёкших за собой те или иные исторические события.

Работают с иллюстрациями на с. 11., делают выводы, запись в тетрадь.

Можно разделить все предметы на две группы: письменные, вещественные.

А как вы думаете к какой группе относятся такие источники, как сказания, пословицы, песни, сказы? (Устные, т.е. источники, которые можно сохранить в устной форме, передавая их от старших поколений младшим.)

Физкультминутка

Включает музыкальное сопровождение

Выполняют упражнения, которые показывает учитель.

Изучение нового материала

Беседа



Работа с учебником

Исторические источники также называют памятниками.

Предполагаемые ответы:

Церкви, Эрмитаж, Петергоф, Петропавловская крепость и т.д.


Записывают определение термина в тетрадь:

Памятник - это напоминание о прошлом, его частица.

Вопрос:

Приведите примеры исторических памятников на территории нашего города?

Высказывают свои предположения. Называют памятники.

Вопрос:

А задумывались ли вы когда-нибудь, где хранятся и выставляются для всеобщего обозрения предметы искусства, памятники истории?

Высказывают свои предположения: музеи, библиотеки, музей.

Работают с учебником с.16-18.

Записывают определения терминов в тетрадь.

Итоговое закрепление

Фронтальный опрос

«Конкурс знатоков»

Организует деятельность по применению новых знаний:«Конкурс знатоков». (Приложение №2)

Выполняют работу.

Домашнее задание

Задание на выбор:

- составить кроссворд по пройденной теме;

- составить тест по пройденной теме ( не более 10).

Записывают задание в дневник.

Рефлексия

«Карточки»

Предлагает провести рефлексию

Зеленая - урок очень понравился.

Красная - не понравился.


Приложение 2

  1. Как природные явления или деятельность людей приводят к гибели памятников истории? Известны ли вам случаи разрушения памятников старины в нашем крае? (Гибель памятников в результате землетрясений, оползней, ураганов, наводнений. Деятельность людей наносит вред памятникам истории: создание водохранилищ, строительство подземных коммуникаций, отказ от проведения реставрационных работ, халатность. В нашем посёлке окончательно было разрушено здание школы , построенное после войны, во время проведения ремонтных работ фасадов старых жилых зданий используются современные материалы при этом теряется неповторимая архитектура послевоенного времени).

  2. Как люди сохраняют сведения о прошлом? ( Люди создают памятники, которые увековечивают исторические события, героев).

  3. Назовите группы исторических источников. ( Письменные, вещественные, устные).

  4. С какой целью создаются архивы, музеи, библиотеки? ( Они создаются для хранения, изучения и использования исторических источников).

  5. Какие музеи, расположенные в Г. Волгограде, ты знаешь? (Музей обороны Царицына, Музей-панорама Сталинградская битва, краеведческий музей).



© 2010-2022