- Преподавателю
- История
- Конспект урока по истории Источники знаний о прошлом (5 класс)
Конспект урока по истории Источники знаний о прошлом (5 класс)
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Федорова А.В. |
Дата | 18.09.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Конспект урока по истории.
Класс: 5
Тема урока: Источники знаний о прошлом.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: сформировать представления о порядке в исторической науке на примере деления исторических источников на группы.
Задачи урока:
- на основе работы с учебником, иллюстративного ряда уметь классифицировать информацию, давать описание исторических источников;
- на основе анализа полученной из разных источников информации научиться формулировать и решать познавательные задачи;
- развивать коммуникативные способности при работе в группах, формировать навыки оценивания собственной деятельности и деятельности коллектива.
Оборудование: - учебник: А.Н.Майков. История. Введение в историю. 5класс. М. «Вентана-Граф» 2010;
- карточки (Приложение 1).
Ход урока:Организационный момент
Проверяет, насколько комфортно чувствуют себя ученики, готовность рабочего места, создает ситуацию успеха. Проверяет присутствующих.
Готовят рабочее место.
Опрос домашнего задания
Устный с места (по желанию)
Предполагаемые ответы:
-
История- наука о прошлом.
-
Археология, хронология, этнография, нумизматика, геральдика, генеалогия и т.д.
Вопросы:
-
Что такое история?
-
Какие науки - помощницы истории вы знаете?
Переход к изучению нового материала
Беседа
Организует беседу с учащимися:
Вступительная речь.
Любой человек хотя бы раз в жизни был в музее, а вы там были? Что вы видели? А кА вы считаете могут ли экспонаты узнать о прошедших событиях?
Сообщает тему урока: Вы уже поняли, что тема урока «Источники знаний о прошлом».
Прочитайте тему урока и попробуйте сформулировать свои задачи на урок.
Значимые задачи урока для каждого по теме:
-
Изучить понятия: исторический источник, памятник, архив музей, библиотека, документ.
-
Уметь классифицировать источники.
-
Определять назначение музеев, архивов, библиотек.
Отвечают на вопросы, записывают тему урока в тетрадь, формулируют задачи, записывают задачи в тетрадь.
Изучение нового материала
Беседа
Рассказ - вступление
Работа с карточками
Издавна люди тщательно сохраняли сведения о прошлом: передавали из поколения в поколения сказания о героях, записывали сведения о войнах и бедствиях, устанавливали памятники, фотографировали своих близких, снимали на кинопленку.
Предполагаемые ответы:
Фотографии, письма, вещи, особенно те, которые принадлежали старшим поколениям.
Предполагаемый ответ:
Скорее всего, нет. Вещи могут испортиться, их можно уничтожить по неосторожности.
Посмотрите картинки и определите причины гибели предметов (Приложение №1).
Как видите, сил, которые способны уничтожить прошлое, много! Мы должны бережно сохранить свидетельства прошлого. Всё, что когда - то было создано людьми, называют историческими источниками. Они позволяют ученым изучать историю человечества.
В любой науке ученые стремятся привести в порядок полученные сведения. Историческая наука не исключение. Рассмотрите изображение на с.11 и определите группы источников (письменные, вещественные).
Вопросы:
А как в ваших семьях хранят историю?
Можно ли сохранить все предметы о прошлом?
Определяют и называют предметы, рассказывающие об истории семьи.
Вопрос:
А как вы думаете есть ли что - нибудь что может уничтожить их?
Называют природные явления , которые могут стать причинами гибели исторических свидетельств.
Вопрос:
А может ли сам человек стать причиной уничтожения свидетельств прошлых лет? Как это происходит? (Приложение №1).
Указывают на разрушающие результаты деятельности человека.
Записывают определение в тетради:
Исторический источник- это весь комплекс документов и предметов культуры, отразивших исторический процесс, на основании которых воссоздается представление о той или иной исторической эпохе, выдвигаются гипотезы о причинах или последствиях, повлёкших за собой те или иные исторические события.
Работают с иллюстрациями на с. 11., делают выводы, запись в тетрадь.
Можно разделить все предметы на две группы: письменные, вещественные.
А как вы думаете к какой группе относятся такие источники, как сказания, пословицы, песни, сказы? (Устные, т.е. источники, которые можно сохранить в устной форме, передавая их от старших поколений младшим.)
Физкультминутка
Включает музыкальное сопровождение
Выполняют упражнения, которые показывает учитель.
Изучение нового материала
Беседа
Работа с учебником
Исторические источники также называют памятниками.
Предполагаемые ответы:
Церкви, Эрмитаж, Петергоф, Петропавловская крепость и т.д.
Записывают определение термина в тетрадь:
Памятник - это напоминание о прошлом, его частица.
Вопрос:
Приведите примеры исторических памятников на территории нашего города?
Высказывают свои предположения. Называют памятники.
Вопрос:
А задумывались ли вы когда-нибудь, где хранятся и выставляются для всеобщего обозрения предметы искусства, памятники истории?
Высказывают свои предположения: музеи, библиотеки, музей.
Работают с учебником с.16-18.
Записывают определения терминов в тетрадь.
Итоговое закрепление
Фронтальный опрос
«Конкурс знатоков»
Организует деятельность по применению новых знаний:«Конкурс знатоков». (Приложение №2)
Выполняют работу.
Домашнее задание
Задание на выбор:
- составить кроссворд по пройденной теме;
- составить тест по пройденной теме ( не более 10).
Записывают задание в дневник.
Рефлексия
«Карточки»
Предлагает провести рефлексию
Зеленая - урок очень понравился.
Красная - не понравился.
Приложение 2
-
Как природные явления или деятельность людей приводят к гибели памятников истории? Известны ли вам случаи разрушения памятников старины в нашем крае? (Гибель памятников в результате землетрясений, оползней, ураганов, наводнений. Деятельность людей наносит вред памятникам истории: создание водохранилищ, строительство подземных коммуникаций, отказ от проведения реставрационных работ, халатность. В нашем посёлке окончательно было разрушено здание школы , построенное после войны, во время проведения ремонтных работ фасадов старых жилых зданий используются современные материалы при этом теряется неповторимая архитектура послевоенного времени).
-
Как люди сохраняют сведения о прошлом? ( Люди создают памятники, которые увековечивают исторические события, героев).
-
Назовите группы исторических источников. ( Письменные, вещественные, устные).
-
С какой целью создаются архивы, музеи, библиотеки? ( Они создаются для хранения, изучения и использования исторических источников).
-
Какие музеи, расположенные в Г. Волгограде, ты знаешь? (Музей обороны Царицына, Музей-панорама Сталинградская битва, краеведческий музей).