Конспект урока по теме Нашествие с востока

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИСТОРИИ РОССИИ

ТЕМА: «Нашествие с востока».

ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ - ___________. КЛАСС - 6 _______.

Учебник: Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. С древнейших времен до конца XVI века. 6 класс. М: Просвещение. 2009г. 256с. § 12.

ЦЕЛИ УРОКА:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ученики должны знать основные этапы нашествия монголо-татар и его основные события, причины покорения Руси монголо-татарами; представлять роль нашествия в развитии государственности Руси; раскрывать значение терминов: монголо-татарское нашествие.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ

формировать собственную позицию к монголо-татарскому нашествию; воспитывать любовь к Родине, чувство гражданского долга.

РАЗВИВАЮЩАЯ

продолжить формирование умения называть хронологические рамки событий; совершенствовать умения работы с картой, с источниками.

ПРАКТИЧЕСКАЯ

ученики должны понимать значение монголо-татарского нашествия для Руси.

ТИП УРОКА - изучения нового материала

Организационный план урока Хронометраж

1.Предварительная организация класса (Оргмомент) 2

2.Постановка цели, воспроизведение задач урока 8

3.Подготовка к изучению нового материала 19

4.Обобщение, первичное закрепление и систематизация знаний 10

5.Подведение итогов 4

6.Домашнее задание 2

ИНСТРУМЕНТАРИЙ

1. К. (Карта) «Русь в середине XIII века»

2. к. учебника - стр. 109

3. Портрет Чингисхана

4. Иллюстрация: «Монгольский воин».

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ


ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

1.

Данилов А.А. История России с древнейших времен до наших дней. Учебное пособие. М: Проспект, 2009, 316с.

1.

Орлов А. С. Хрестоматия по истории с древнейших времен до наших дней. М: Проспект. 2012г. 592с.

2.

Орлов А. С. Хрестоматия по истории с древнейших времен до наших дней. М: Проспект. 2012г. 592с.

2.


  1. Подготовка к изучению нового материала

Задание №1: Назовите вначале положительные последствия раздробленности Руси, затем отрицательные.

Положительные:

  1. расцвет экономического и культурного уровня отдельных территорий Руси;

  2. формирования и развития городов - новых культурных и политических центров;

  3. городская культура того времени отличалась не только сооружением памятников культуры, но и высоким уровнем образованности жителей, расцветом письменности, которая стала уделом простых горожан.

Отрицательные: разногласия между князьями, отсутствие единого военно-политического руководства.

Как политическая раздробленность Руси повлияла на монголо-татарское нашествие?

Задание №2: Давайте познакомимся с высказываниями, которые характеризуют Русь в XIII веке.

"О, светло светлая и прекрасно украшенная, земля Русская! Многими красотами прославлена ты... Всем ты преисполнена, земля Русская!.."

"Погибло огромное количество людей, множество было уведено в плен, навсегда исчезли с лица земли могучие города, уничтожены драгоценные рукописи, великолепные фрески, утрачены секреты многих ремесел..."

Что необычного в этих высказываниях вы можете отметить? Почему произошло изменение, что случилось на Руси в 13 веке?

ТЕМА УРОКА: «Нашествие с востока»

СООБЩЕНИЕ И ЗАПИСЬ ТЕМЫ УРОКА НА ДОСКЕ
Цель: сегодня мы познакомимся с новой темой «Нашествие с востока», где речь пойдет завоевания Руси монголо-татарами. Во время работы на уроке мы с вами должны выяснить: «Почему монголо-татары смогли покорить Русь, находящуюся на более высокой ступени развития?»


  1. ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ

ПРИЕМЫ И СРЕДСТВА ПРЕПОДАВАНИЯ

УЧИТЕЛЯ

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ПЛАНА И ИХ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ И ВОПРОСЫ УЧАЩИМСЯ

Повествование











Работа с документами

Работа по группам

Работа с учебником



з/д/т

К/к

















Работа с иллюстрациями

з/д/т

з/д/т

К/к

Работа с учебником

з/д/т

К/к







К/к

з/д/т



з/д/т



Работа с учебником

Весть о страшных врагах с востока пришла на Русь от половцев. А так как они называли монголов татарами, то и русские и европейцы стали так именовать монголов. Когда учёные стали исследовать события той далёкой эпохи, они столкнулись с необходимостью разобраться, кто же напал на половцев и Русь в 13 в. - монголы или татары? Выяснилось, что монголы татар истребили ещё до начала своих завоевательных войн. В 1823 г. историк Пётр Николаевич Наумов придумал словосочетание монголо-татары. Оно означает «монголы, называемые татарами». На какой стадии развития находились монголо-татары к началу завоевательных походов?

Давайте разделимся на две группы. Каждая группам знакомится с предложенными отрывками и отвечает на предложенные к ним вопросы.

1.Создание державы Чингисханом. Сражение на р.Калке.

Прочитайте текст учебника на стр. 103-104 и ответьте на вопрос.

В 1223 году монголы вторглись в Половецкую степь. Половецкий хан обратился к русским князьям за помощью. Откликнулись князья киевский, черниговский, смоленский, галицкий, волынский и некоторые другие. Решающая битва произошла 31 мая 1223 года на реке Калке. Численность русско-половецкого войска составляла примерно 80 тысяч человек, монгольского всего 30 тысяч человек, т.е почти в три раза меньше. Дружины Мстислава Удалого и Даниила Романовича вместе с половцами поспешно переправились через Калку и атаковали монголов. После короткой схватки те повернули коней. Преследуя их русские и половцы, не заметили, как оказались охвачены полукольцом главных сил монголов, о существовании которых и не подозревали. Отразить удар тяжелой монгольской конницы они не смогли. Первыми обратились в бегство половецкие отряды. Дружина Даниила почти вся погибла. Раненого князя едва успели увезти. Бежал с остатками дружины и Мстислав Мстиславич.

На ходе сражения крайне отрицательно сказались несогласованность действий князей, отсутствие единого командования. Так, киевские дружины под командованием Мстислава Старого и двух его князей-подручников не только не перешли Калку, но и не пришли на помощь остальным русским войскам, когда те обратились в бегство. Они простояли в стороне.

Три дня русские дружины отбивали атаки. Но положение было безвыходным. Поэтому, когда монголы предложили князьям сдаться, обещая сохранить им жизнь, те согласились. Обещание, конечно, и на сей раз было нарушено. Победители связали сдавшихся князей, положили на них доски, а сами, сев сверху, принялись пировать победу, радуясь предсмертным стонам умирающих. Оставшиеся без предводителей русские воины были почти все перебиты.

Одержав победу на Калке, монголы повернули на северо-восток и вернулись обратно в Монголию. Поход 1223 г. был предпринят с целью разведки.

Давайте рассмотрим, потрет Чингисхана.

2. Вторжение в Рязанскую землю.

В 1235 году совет монгольских ханов решил начать поход на Запад. Войско возглавил внук умершего к тому времени Чингисхана Батый. В 1236 году монголы вновь появились у границ Волжской Булгарии и разгромили булгарские отряды. Первый удар был нанесен в конце 1237 года по Рязанскому княжеству.

Прочитайте текст учебника на стр.106-107(первый абзац).

3.Разгром Владимирского княжества. 3 февраля 1238 года войско Батыя подошло к Владимиру. При штурме города использовались стенобитные устройства и камнеметные машины, засыпавшие город камнями. Великий князь Юрий после падения Рязани отправился на север собирать войско , а оборону города возглавил воевода Петр Ослядюкович. 7 февраля монголы ворвались в город и подожгли его. Пожар уничтожил ценнейшие памятники литературы и искусства. После опустошения Владимира воины Батыя разделились на отдельные отряды и захватили почти все Владимиро-Суздальское княжество.

4. Поход на Новгород. Путь монголо-татар к Новгороду лежал через Торжок. Этот город был перевалочным пунктом для новгородских купцов и торговцев. Здесь монголы рассчитывали пополнить оскудевший на зиму запас кормов. Но жители Торжка заранее подготовились к схватке с противником. Жители две недели держали оборону и монголы так и не смогли пополнить запасы. В конце марта монголы подошли к небольшой крепости Козельск. Горожане оказывали мужественное сопротивление захватчикам в течение почти двух месяцев. Батый назвал Козельск «злым городом» и приказал сровнять его с землей.

Первый поход Батыя на Русь не привел к окончательному ее подчинению монголам.

5. Второй поход Батыя.

Прочитайте текст учебника на стр.111 и охарактеризуйте поход Батыя по следующему плану:

  1. Хронологические рамки

  2. Цель Батыя

  3. Цепь событий

  4. Значение.

Что вы знаете о монголо-татарах?





Каким видом хозяйственной деятельности занимались монголо-татары до начала завоеваний?

Где их родина? На каком этапе общественного развития находились монголо-татары? Составьте иерархическую лестницу социальной структуры.


Каким образом происходило создание державы Чингисхана?



Когда произошла решающая битва?













Чем закончилась битва на р. Калке?



Что вы можете сказать об этом человеке?





Что требовал Батый?

Чем закончился поход?






Чем закончился поход Батыя на Владимир?






Подумайте и сформулируйте основные итоги первого похода Батыя на Русь


Итак, мы узнали, что несмотря на героические подвиги русского народа, Русь была разорена монголами. Но захватчики в результате сопротивления ослабли и не достигли своей первоочередной задачи: покорение Европы.

III.ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1.Кто такие монголо-татары?

2. В году произошло сражение на р. Калке?

3. Кем приходился Батый Чингисхану?

4. Как долго длился первый поход Батыя?

5. Покажите на карте Владимир, Новгород, р. Калку, Торжок и Козельск.

6. Почему монголо-татары смогли покорить Русь, находящуюся на более высокой ступени развития?

  1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

В заключении урока предлагаю вам составить синквейн.

Синквейн - это стихотворение, представляющее собой обобщение информации в краткой форме. Он должен состоять из пяти строк (пятистишия).

1.В первой строке заявляется тема или предмет (одно существительное).

2.Во второй строке даётся описание предмета (два прилагательных или причастия)

3.В третьей строке приводится характеристика действия предмета (три глагола)

4.В четвёртой строке даётся фраза обычно из четырёх значимых слов, выражающих отношение автора к теме или предмету.

5. В пятой строке приводится синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета.

Выставление оценок за урок.

  1. ЗАДАНИЕ НА ДОМ

§ 12, прочитать, выучить определения терминов, даты, ответить на вопросы в конце параграфа. Задание творческого характера на стр. 112.



© 2010-2022