Конспект урока по истории Древнего мира на тему Искусство Древнего Египта (5 класс)

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема учебного занятия: Искусство Древнего Египта.

Класс: 5

Тип учебного занятия: урок «открытия» нового знания

Цель учебного занятия: создание представлений о культуре Древнего Египта, об образе жизни древних египтян, формирование УУД.

Задачи учебного занятия:

  • обучающие: овладеть понятиями египетские пирамиды, чудеса света, сфинкс, обелиск, колонна; расширить представления о культурном наследии Древнего Египта; анализировать исторический текст.

  • развивающие: формировать умения самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации, анализировать факты.

  • воспитывающие: уважение истории и культуры всех народов, прочувствовать эмоциональное отношение к культурным объектам Древнего Египта.

Прогнозируемые результаты учебного занятия:

Предметные: учащиеся смогут давать определения, называть памятники культуры Древнего Египта.

Метапредметные:

  • познавательные: учащиеся смогут самостоятельно формулировать проблему, выделять и анализировать необходимую информацию из исторических источников, строить рассказ для устного выступления.

  • регулятивные: смогут составлять план и последовательность своих действий по подготовке к выступлению.

  • коммуникативные: участие в коллективном диалоге; способность обосновывать собственное мнение; уважение к иной точке зрения.

Личностные: учащиеся смогут давать эстетическую оценку памятникам культуры Древнего Египта.

Используемая технология:

  • проблемно-диалоговая, работа в группах, ИКТ-ресурсы.

Информационно-технологические ресурсы:

  1. История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных учрежде­ний / А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. - М.: Просвещение, 2011г.

  2. История Древнего мира. 5 класс: электронное приложение к учебнику / А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. - М. : Просвещение, 2008г. - 1 элек­трон. опт. диск (CD-ROM).

  3. Атлас и контурные карты по истории Древнего мира для 5 класса. М.: Дрофа, ДИК, 2011г.

  4. Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира. /М., 1987г., с.51

  5. Дмитриева Н.А., Виноградова Н.А. Искусство Древнего мира./ М.,1989г. с.34-35.


Технологическая карта урока по истории в 5 классе

по теме «Искусство Древнего Египта»


Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

УУД

1. Мотивация к учебной деятельности

Включение в учебную деятельность.

Демонстрация презентации, на слайдах которой изображены семь чудес света. С помощью вопросов выявляет знания учеников о каждом из семи чудес света.

Вопросы:

1.Что изображено на слайдах?

2. Что вы знаете о каждом из семи чудес света?

Смотрят презентацию,

Отвечают на вопросы.

Личностные УУД

( мотив к познавательной деятельности)

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Осознание проблемы.

Акцентирует внимание учеников на слайде с изображением пирамиды Хефрена и Большого сфинкса. Задаёт проблемный вопрос:

1. Для чего и как строили пирамиды в Египте? Организует беседу и выявляет затруднения.

Смотрят на слайд, обсуждают вопрос и выделяют проблему с помощью учителя.

Каковы особенности культуры Древнего Египта?

Познавательные УУД

(выделение проблемы).

Коммуникативные УУД

(потребность в общении, умение находить общее решение)



3. Выявление места и причины затруднения

Самостоятельная постановка учебной задачи с помощью учителя.

Предлагает организовать виртуальное путешествие по Древнему Египту и исследовать его достопримечательности.

Предлагает сформулировать цель и тему путешествия. На доске предложены варианты тем путешествия.

« Искусство Древнего Египта», «По незнакомым местам», «Страна большого Хапи».

Обсуждают, формулируют цель и тему путешествия с помощью учителя.

Знакомство с культурными достижениями древних египтян.

« В стране большого Хапи».

Познавательные УУД

(формулирование цели).

Регулятивное УУД

(целеполагание).

4. Построение проекта выхода из затруднения

«Включение» в целенаправленную деятельность

1) Организует работу в малых группах. Первая группа экскурсоводов готовит экскурсию «Первое из чудес света», вторая - «Храмы - жилища богов», третья - «В музеях мира».

2) Помогает каждой группе составить план действий (изучение литературы, исторических источников, иллюстраций).

Планируют и распределяют свои действия, делают записи в тетрадях.

Регулятивное УУД

(планирование).

5. Реализация построенного проекта

Самостоятельное открытие новых знаний

Наблюдает, консультирует. Организовывает учащихся на исследовательскую деятельность (работа с текстом и иллюстрациями п.11, с фрагментами исторического документа (Геродот

«История» из хрестоматии по истории древнего мира с.51), дополнительной литературой

(энциклопедический словарь юного историка с.368), ИКТ-ресурсами (готовая презентация)).

Самостоятельно работают в группах. Наблюдают, обсуждают, читают текст п.11, ищут соответствующую информацию, делают записи в тетради, анализируют фрагменты исторических документов, сравнивают и устанавливают соответствие между рассказами древнего историка Геродота и иллюстрациями в тексте к п.11, классифицируют иллюстрации в готовой презентации «Культура Древнего Египта».

Коммуникативные УУД

(позитивное отношение к процессу сотрудничества, умение договариваться, находить общее решение).

Познавательное УУД

(исследование, синтез, сравнение).

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

«Включение» в тренировочную деятельность

Консультирует, организует самостоятельную деятельность учащихся.

Во время групповой работы учащихся учитель заполняет лист оценивания.

Каждый член группы проговаривает свой текст экскурсии, демонстрируют фрагменты презентации, оценивают и обсуждают.

Каждая группа ставит вопросы к тексту экскурсии, предполагает и подтверждает ответы на них из текста п.11, из исторических документов.

Формулируют исторические понятия.

Египетские пирамиды, чудеса света, сфинкс, обелиск, колонна. Осуществляют самоконтроль.

Коммуникативные УУД

(устная речь, диалог, сотрудничество в группе).

Личностные УУД

(развитие познавательных интересов).

Регулятивные УУД

(волевая саморегуляция, контроль).

7. Динамическая пауза

Формирование ответственного отношения к своему здоровью

Организует детей для выполнения различных движений.

Выполняют движения под руководством учителя.

Коммуникативные УУД

Личностные УУД

8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Освоение нового знания

Консультирует, предлагает каждой группе ответить на вопросы «Проверь себя» и выполнить задание «Поработайте с картой». (учебник «История древнего мира» 5 кл./ Вигасин А.А. с.61)

Отвечают на вопросы, обсуждают, делают выводы. Работают с исторической картой «Древний Египет». Учатся формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательные УУД

(синтез, анализ).

Коммуникативные УУД.

9. Включение в систему знаний и повторения

«Включение» в продуктивную деятельность

Организует выступление каждой группы.

Предлагает ответить на вопрос.

Что нового о Древнем Египте вы узнали из нашего путешествия?

Существует ли связь между религией и искусством Древнего Египта?

Где находиться «страна мёртвых»?

Почему пирамиды строили только на левом берегу Нила?

Почему гробницы оказались прочнее дворцов?

Почему египетские мастера передавали все недостатки внешности в скульптурном портрете?

Предлагает домашнее задание.

Используя дополнительную литературу, придумать занимательные вопросы по теме «Искусство Древнего Египта.

Каждая группа учащихся проводит виртуальную экскурсию по подготовленной теме.

Первая группа рассказывает о пирамидах, вторая - о храмах, третья - о живописи и скульптуре. Обсуждают, анализируют, оценивают выступления групп, отвечают на вопрос, делают выводы. Используют ИКТ- ресурсы (презентации)

Коммуникативные УУД

(умение слушать собеседника, взаимопомощь и взаимоконтроль по ходу выполнения задания).

Познавательные УУД.

Регулятивные УУД

(оценка).

10. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Для учителя. Получение данных для корректировки и индивидуализации обучения.

Для ученика. Самоопределение, постановка личных и познавательных задач.

Предлагает учащимся оценить свою работу на уроке, используя лист самооценки.

Оценивает учащихся, обсуждает с учениками.

Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.

Самооценка, взаимооценка.

Регулятивные УУД.

Личностные УУД.








Лист самооценки

ученика _______________________

1. Какова была цель урока? ____________________________________

2. Удалось получить результат (решение, ответ)? __________________

3. Правильно или с ошибкой? __________________________________

4. Самостоятельно или с чьей-то помощью? ______________________

5. Какую оценку ты бы себе поставил? ___________________________


© 2010-2022