Конспект урока по истории на тему Культура эллинистических государств (5 класс)

Конспект урока по теме "Культура эллинистических государств". Цель урока: познакомить учащихся с культурой эллинистических государств. Задачи: 1. Образовательная: -Познакомить с эпохой эллинизма. - Знакомство с Александрией Египетской. - Знакомство с достижениями науки и техники. -Показать учащимся своеобразие и достижения эллинистических государств.   2. Развивающая. Продолжить формирование умений работать с учебной и дополнительной литературой. 3. Воспитательная : Воспитывать чувство прекрасн...
Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Культура эллинистических государств».

Цель урока: познакомить учащихся с культурой эллинистических государств.

Задачи:

1. Образовательная:

-Познакомить с эпохой эллинизма.

- Знакомство с Александрией Египетской.

- Знакомство с достижениями науки и техники.

-Показать учащимся своеобразие и достижения эллинистических государств.

2. Развивающая.

Продолжить формирование умений работать с учебной и дополнительной литературой.

3. Воспитательная :

Воспитывать чувство прекрасного, чувство уважения к тем людям, которые

создали шедевры мировой культуры.

Пробудить познавательный интерес к предмету.

Оборудование: м/м проектор, презентация, учебник, тетрадь.

Ход урока.


  1. Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку

2.Проверка домашнего задания .

По параграфу 43-44

Фронтальная беседа по вопросам:

1.Название пролива между Европой и Азией.(Гелиспонт).

2.Начало походов А.Македонского на Восток.(334г).

3.У какой реки было первое сражение А.Македонского с персами (Граник).

4.Кто возглавлял персидское войско? (Дарий 3).

5.Почему покорённые персами греческие города сдавались А.Македонскому без боя?(Не желали жить под властью персов).

6.У какого года состоялось следующая битва А.Македонского и Дария3?(Исса).

7.Какой город Финикии оказал сопротивление А.Македонскому?(Тир).

8.Как встретили А.Македонского египтяне?(признали своим фараоном).

9.Как назвал А.Македонский город, основанный им в дельте Нила?(Александрия).

10.Где произошло самое упорное и кровопролитное сражение с персами ? (у местечка Гавгамелы).

11.Что помешало А.Македонскому завоевать Индию?(сезон дождей и отказ армии идти дальше).

12. В каком году закончились походы А.Македонского?(325г до н.э.).

13. Какую политику проводил А.Македонский в завоёванных землях?(укреплял государство).

14.Какой город стал столицей державы А.Македонского?(Вавилон).

15.В каком году и почему умер А.Македонский?(от болезни в 323гдон.э.)

16.Какие главные царства образовались после распада державы А.Македонского?(Македонское, Египетское, Сирийское).

3.Изучение нового материала.

Вводное слово к теме. На прошлом уроке мы узнали о походах А.Македонского и его победах. Что вы хотели бы ещё узнать о тех государствах, которые покорил А.Македонский?

Сегодня на уроке мы будем говорить о культуре эллинистических государств. Какие государства назывались эллинистическими? (ученики высказывают свои предположения).

Возникновение эллинистических государств.

После распада державы Александра на её месте образовалось несколько новых царств. Главной опорой их правителей была армия, состоявшая из греков и македонян, которых стали называть общим именем - эллины. Из числа эллинов новые цари назначали военачальников и чиновников. За службу им давали большие наделы земли вместе с жившими там земледельцами. Ко дворам новых владык начали переезжать торговцы и ремесленники из Эллады. Они построили ремесленные мастерские и захватили в свои руки всю торговлю.
Большая часть приезжавших на Восток эллинов селилась в городах, основанных Александром и его преемниками. Постепенно эти города превратились в настоящие греческие полисы. Весть о том, что на Востоке каждый эллин может получить надел плодородной земли или же хорошо оплачиваемую службу, распространилась по всей Греции. Скоро сюда потоком хлынули безземельные бедняки и те, кто мечтал разбогатеть на царской службе. В государствах, возникших после распада державы Александра, эллины занимали привилегированное положение. Те из местных жителей, кто хотел чего-нибудь добиться, должны были перенимать их язык, обычаи и культуру. Со временем эллинская культура начала всё более широко распространяться среди местного населения. Поэтому новые государства стали называть эллинистическими, а эпоху, когда они существовали, эпохой эллинизма. Она охватывает III-I века до н. э.

Вопрос:Почему и какие государства стали называться эллинистическими?

Развитие техники в эпоху эллинизма.

С.Р. с учебником стр.186-187.

Вопросы:

1.Что способствовало быстрому развитию техники, совершенствованию орудий труда?

2.Кто изобрёл механизм для подъёма воды? Как он назывался?

3.Какое изобретение сделал математик Герон?

4.Какие успехи были достигнуты в области военной техники и строительства?

Вопрос: Вспомните, как назывался город основанный А.Македонским в дельте Нила? Отправимся в этот город.

В Александрии Египетской.

Город, основанный по велению Александра в устье Нила, стал столицей Египетского царства. В его гавань приходило множество кораблей со всего света.
У входа в гавань, на острове Фарос, был выстроен огромный маяк. По высоте он лишь немного уступал знаменитой пирамиде Хеопса. На вершине маяка в непогоду и ночью разжигали огромный костёр, свет которого, усиленный гигантскими бронзовыми зеркалами, был виден за 100 километров. Александрийский маяк считался одним из чудес света.
Александрия Египетская стала культурным центром всего Восточного Средиземноморья. Здесь находилась самая большая библиотека древности.
Она насчитывала более 700 тысяч папирусных свитков. Среди них были сочинения поэтов и историков, философов и учёных всего мира. При библиотеке был выстроен мусейон (музей) - «храм муз».

Вопрос: Кого называли музами в Греции?

Музами в Греции называли богинь-покровительниц поэзии, науки и искусства. Музей был настоящим научным центром. Цари приглашали сюда знаменитых писателей и учёных со всех стран эллинистического мира. Их обеспечивали всем необходимым, чтобы они могли заниматься наукой и литературой. Александрийские учёные сделали немало важных открытий в медицине, астрономии, математике.

Искусство эллинистических государств.

Архитектурные сооружения III-I веков до н. э. отличались большими размерами и пышностью отделки. Их по-прежнему украшали портиками и колоннами.

Вопрос: какие два вида колонн украшали греческие храмы?

Наряду с дорическими и ионическими появились более пышно украшенные коринфские колонны. Они отличались изящным завершением в виде каменного цветка.
Значительные изменения произошли в области изобразительного искусства. Скульпторы, например, стремились воплотить не обобщённый образ идеального гражданина, а реальных людей. Теперь они создавали свои произведения, ориентируясь главным образом на вкусы аристократов.
Ваятели продолжали изображать и греческих богов.
Один из самых знаменитых шедевров эллинистического искусства - статуя Афродиты работы скульптора Аге- сандра, найденная на острове Милос. Другая выдающаяся работа мастера - крылатая статуя богини победы Ники с острова Самофракия. Несмотря на плохую сохранность, она до сих пор производит потрясающее впечатление. Древнему художнику удалось в полной мере передать в холодном камне ощущение стремительного движения и победного порыва.
Подведём итоги.

Вопрос : Что мы можем сказать о культуре эллинистических государств?

Вывод:

Сочетание достижений культуры Запада и Востока способствовало взлёту науки и искусства в эпоху эллинизма.

4.Закрепление изученного.

Вопросы:

1.Почему эпоха эллинизма получила такое название?

2.Какой период времени охватывает эпоха эллинизма?

3.Какие технические достижения были сделаны в эту эпоху?

4.Какое чудо света находилось в Александрии Египетской?

5.Чем ещё был знаменит этот город?

6.Какие новые колоны использовали при строительстве архитектурных сооружений?

7.Кого изображали скульпторы?
Синквейн:

Эллинизм

5.Домашнее задание: параграф 45, творческие работы (рисунки, кроссворды, презентации).

© 2010-2022