- Преподавателю
- История
- ПРОГРАММА ПРИКЛАДНОГОКУРСА ЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКА ИСТОРИЯ КАЗАХСТАНА
ПРОГРАММА ПРИКЛАДНОГОКУРСА ЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКА ИСТОРИЯ КАЗАХСТАНА
Раздел | История |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Журина А.Н. |
Дата | 08.02.2017 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКАЯ ОБЛАСТЬ
БОРОДУЛИХИНСКИЙ РАЙОН
КГУ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА ИМЕНИ КИРОВА»
ПРОГРАММА ПРИКЛАДНОГО КУРСА
«ЗА СТРАНИЦАМИ ИСТОРИИ КАЗАХСТАНА»
АВТОР: ЖУРИНА А.Н. УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ
Бородулихинский район
2017 год
РЕЦЕНЗИЯ
Каждый человек должен знать историю своей малой Родины. Краеведческие знания имеют большую роль с точки зрения подготовки учащихся к трудовой деятельности, помогают осуществлять принцип взаимосвязи обучения с жизнью. Региональный компонент дает возможность лучше изучить и узнать свой край, помогает усваивать школьную программу. Выбранная тема курса актуальна. Рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых и предметных компетенций. Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения.
Явная низкая мотивация школьников в освоении краеведческого материала может быть изменена, если ввести занятия по историко-географическому краеведению. Содержание занятий дает ценнейший опыт оперирования освоенной информацией своего ближайшего реального окружения - своего района, села, своей школы.
Программа состоит из пояснительной записки, в которой четко прописаны цели и задачи курса, знания, умения учащихся, содержание программы. Программа подготовлена для учащихся 5-6классов и рассчитана на 34 часа, из которых 20 часов отведено на практическую часть. Отрадно отметить, что через всю программу проходит исследовательская и поисковая работа учащихся по заданным темам. Заслуживает внимание развернутое календарно-тематическое планирование. В конце программы имеется достаточный список литературы для учителя и учащихся. Программа курса «За страницами учебника история Казахстана» подготовлена на научной основе, теоретически и практически значима, программа готова к работе.
Рекомендуется использовать учителям 5-10 классов.
Старший преподаватель кафедры истории Казахстана
Государственного Медицинского Университета г.Семей
Базарбеков Галымбек Женисбекович
Программа курса «За страницами истории Казахстана»
Пояснительная записка
В последнее десятилетие в Казахстане произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие нашей культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно патриотического сознания, что привело к деформации в воспитании подрастающего поколения.
В воспитании казахстанца - гражданина и патриота - особенно важная роль принадлежит общеобразовательной школе. Именно школа призвана воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых казахстанцев, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Многое связывает человека с тем местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа - всё это становится частью его судьбы. Осознание малой Родины - главный методологический принцип духовно-нравственного воспитания учащихся. В программе значительное место уделяется региональному компоненту.
Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа.
Программа факультатива «За страницами учебника история Казахстана» составлена для работы с школьниками и направлена на социокультурную адаптацию ребенка, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности. Материалы программы могут быть использованы на уроках истории при изучении тем с использованием регионального компонента, на внеклассных занятиях. Изучение родного края способствует воспитанию патриотизма, дает возможность привлечь к поисково- исследовательской работе. Обучение путем открытий - актуальна проблема нашего времени. Она имеет две черты: исследовательскую активность учащихся и самостоятельное приобретение знаний.
Программа обучения рассчитана на школьников 5-10 классов. В ее основе развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края. Программа курса предназначена для подготовки учащихся ориентированных на краеведческую исследовательскую деятельность.
Целью программы является формирование основ этнического самосознания школьника и расширение собственного культурного опыта, интерес к истории села Дмитриевка Бородулихинского района.
Задачи программы:
образовательные: структура программы позволяет познакомить ребят с многонациональным составом населения села и района, культурными учреждениями Дмитриевки, историей возникновения и развития Малой Родины;
развивающие: развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу; развивать у детей способности проявлять свои теоретические, практические умения и навыки;
воспитательные: воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь; воспитывать у детей культуру труда и этику общения; воспитывать бережное отношение к природе, родному краю.
Основные принципы, положенные в основу программы:
-
принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
-
принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
-
научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
-
систематичности и последовательности - знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.
Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни района и села, актуальность, воспитательная ценность.
Содержание программы элективного курса включает теоретические, практические занятия и занятия исследовательского типа.
Методы работы:
-
словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
-
наглядные методы: демонстрации рисунков, альбомов, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
-
практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, интервью и беседы с жителями села. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умений детей. Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи с информантами, практические работы. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям. Особенностью организации учебного процесса по краеведению является динамичность ее форм. Принципиальное изменение форм организации занятий заключается в том, что занятие из класса, по возможности, переносится в ту среду, которая изучается ( пришкольный участок, музей, улица, дом, учреждения, предприятия и т. д.). Как можно больше экскурсий, целевых прогулок, походов, тематических актов, то есть необходимо расширение образовательного пространства. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, краеведо-туристические технологии, проектные технологии.
Программа курса «За страницами истории Казахстана» предусматривает следующие формы контроля знаний, умений и навыков: разноуровневые тестовые и контрольные работы, отчеты по экскурсиям, практическим работам, защиту проектов.
Занятия проходят 1 раз в неделю в течение 1 академического часа, всего в год 34 часа.
Основные требования к знаниям и умениям
При изучении курса «За страницами истории Казахстана» учащиеся должны знать:
- Историю своей семьи;
- Общее представление о предмете и многообразии знаний о родном крае. Интерес к предмету (эмоциональный уровень);
- Общее представление о «следах времени», об изменениях облика нашего села, развитие воображения;
- Знакомство со «знакомым», радость собственного нового узнавания.
- Практические навыки исследовательской работы, развитие наблюдательности, способности к анализу. Эмоциональное восприятие события.
Учащиеся должны уметь:
- Участвовать с беседами с жителями села и со старожилами;
- Посещать музеи и другие культурные учреждения;
- Участвовать в различных играх, праздниках.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы.
личностные результаты - готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ казахстанской, гражданской идентичности;
метапредметные результаты - освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
предметные результаты - освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт, специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины
Программа
Тема№1. Село, в котором я живу. Моя школа. (3 часа)
«Большая» и «малая» Родина. Название страны, области, района.
История происхождения села Дмитриевка.
Наша школа имени Кирова. Прошлое. Настоящее. Будущее.
Тема№2. История родного края. ( 5 часов)
Понятие об историческом времени.
Основатели нашего села- русские крестьяне-переселенцы.
Происхождение названия села Дмитриевка.
Тема №3. Здесь каждый камень историей дышит. (15 часов)
Формирование населения нашего села во второй половине 19-нач 20 вв.
Установление Советской власти и гражданская война в нашем регионе.
Период работы и след в истории села -Государственной опытной станции.
История возникновения улиц нашего района и села.
Конкурс учащихся на тему: «История моей улицы».
Тема№4. Именитые земляки. Беру пример.(7 часов)
Герои Советского Союза- бородулихинцы.
Мои родственники- участники войны.
Наши земляки на фронтах Великой отечественной войны: И.В.Косенков, Д.Т.Камоликов, М.Абеулов, И.Т. Гулькин и другие.
История Героя Советского Союза, нашего земляка, уроженца с.Богословка-Косенкова.И.В. Переписка с последним героем СССР.
Вклад в Победу тружеников тыла, наших земляков - жительница села Боровое Чехлова.Т.К.
Тема № 5. Связь времен. Будущее и настоящее моей Родины. (3 часа)
Знаменательный 2015 год для нашей страны. Круглые исторические даты.
20-летие Конституции РК, 20-летие Ассамблеи народа Казахстана, 550-летие образования Казахского ханства.
Итоговое повторение(1 час)
Сбор и оформление краеведческого материала о творческих людях нашего села. Выявление особенностей культуры своего населенного пункта. Защита своих работ.
Литература :
Книга памяти
Альбом музея школы имени Кирова « Сквозь пламя войны»
Казахстан в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 / гг. Абишев. - Алма-Ата., 1958г
Боздақтар. Отан қорғау жолында құрбан болған алматылық боздақтарға ескерткiш-кiтап А.Нысанбаев. - Алматы: Қазақ энциклопедиясы, 2000ж.
Герои Советского Союза: Краткий биографический справочник.
Герои Советского Союза-казахстанцы.Т. 1.(А-Л). - Алма-Ата: Казахстан, 1968 г.
Интернет-ресурсы