- Преподавателю
- История
- Рабочая программа краеведческого кружка Мой край родной, навек любимый
Рабочая программа краеведческого кружка Мой край родной, навек любимый
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Шайхутдинова Л.Р. |
Дата | 14.09.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Рабочая программа краеведческого кружка "Мой край родной, навек любимый"
Шайхутдинова Лилия Робертовна, учитель истории и обществознания
Пояснительная записка.
Интерес к проблеме изучения родного края, своей семьи продиктован потребностями современного российского общества и необходимостью в формировании личности гражданина, бережно относящегося к природным и социокультурным ценностям своего Отечества.
Появление в школьном учебном плане, наряду с основным федеральным компонентом, компонента регионального (локального) дает возможность расширить и углубить знания школьников о своей малой Родине.
Школьное краеведение, являясь одним из направлений общего краеведения, есть важнейший фактор нравственного, эстетического, интеллектуального, трудового, личностного развития ребенка. Знакомство с прошлым и настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у школьника мировоззрения, в которое включены осознание своей принадлежности к определенной нации и, как следствие, - гордость за это.
Краеведение помогает реализовывать в школьной практике принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в Законе РФ «Об образовании»:
• Воспитание гражданственности и любви к Родине;
• Содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, различными расовыми, этническими, религиозными и социальными группами;
• Формирование у учащихся научной основы понимания мира, адекватной современному уровню знаний;
• Защита самой системой образования национальных культур и региональных традиций в условиях многонационального государства.
Именно поэтому в современных условиях необходимо усилить внимание к краеведению как методу патриотического воспитания.
Мы не воспитаем любви к Родине, не пробудив у ребенка любви к деревьям, цветам, тишине и покою отчего дома. Нам не воспитать любовь к народу, не воспитав любви к окружающим людям - родным и знакомым, сверстникам и взрослым. Любовь и преданность Родине начинается с признательности матери, окружающим людям, с ощущения сердечного тепла, которым окружен ребенок, с переживания красоты родных мест.
По мере своего развития ребенок постепенно осознает свою принадлежность к семье, коллективу класса, школы, народу.
Краеведческая работа наглядно показывает учащимся насколько прошлое и настоящее своего края увлекательно и интересно. А главное - все это здесь, рядом с нами. Не нужно ехать за сотни километров, нужно только внимательно посмотреть вокруг, изучить окружающее. И это помогает учащимся углубить и расширить свои знания, полюбить школу, свой населенный пункт и гордиться ими. А из этой любви развивается более глубокая любовь к своей великой Родине. Изучение родного края, района, населенного пункта, где человек родился и вырос, пробуждает гордость за свою малую Родину, желание сделать свой край процветающим, формирует чувство хозяина.
Знание своего края, его прошлого и настоящего необходимо для непосредственного участия в его преобразовании, поскольку родной край - живая, деятельная частица великого мира. Краеведение рождает чувство патриотизма - глубокой любви к Родине.
Программа рассчитана на учащихся 11-14 лет. Программа реализуется в течение 1 года по 1 часу в неделю. Итого 35 часов в год.
Цели программы:
-Познакомить учащихся с историко - культурным наследием Параньгинского района и Марийского края;
-сформировать черты патриотизма и гражданственности; воспитание духовности.
Задачи программы:
-Изучение прошлого и настоящего Параньгинского района, как части марийского края, обычаев, традиций и духовной культуры народов, проживающих в нашем поселке и республике;
-Воспитание патриотизма у учащихся через краеведческие знания о поселке и республике;
-Формирование и сохранение семейных ценностей и традиций;
-Активизация поисковой деятельности учащихся;
-Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения;
-Формирование у школьников навыков информационной культуры. Использование Интернет и информационных технологий в изучение краеведения.
Основные направления: Программа "Мой край родной, навек любимый" включает следующие основные направления учебной деятельности: историческое, духовное краеведение, краеведение в области литературы и искусства.
Принцип программы: От непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувство "малой родины" - к систематизированному знанию о родном крае.
Прогнозируемые результаты: Программа "Мой край родной, навек любимый" проведение итоговых занятий, на которых подводятся итог за прошедший год. Приобретенные знания по истории и культуре родного края учащиеся могут применить на уроках истории, литературы, географии.
Прогноз: ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны.
Календарно тематическое планирование
1 | Краеведение - наука о родном крае. | Человек и его окружение. Что изучает краеведение. Источники изучения родного края. Творческое задание подобрать стихотворения, пословицы и поговорки о родном крае. |
|
|
2 | Кто мы и откуда. Состав моей семьи. Профессии родителей.
| Что означает моя фамилия, имя, отчество. Сбор и обработка материалов о фамилиях, именах, отчествах |
|
|
3 | Родословная моей семьи. | Родословная: что это такое, как ее составить. Составление родословной своей семьи. |
|
|
4 | Конкурс «Летопись семьи»
| Защита проектов по теме «Летопись семьи». |
|
|
5-6 | Моя школа. | Где расположена школа. Когда и кем построена школа. Как оборудована. Кто в ней работает. Кто в ней учится. Каковы успехи и достижения учителей и учеников школы. Каковы перспективы школы. Посещение школьного музея.
|
|
|
7-8 | Практические работы:
| 1. Составление плана школы и пришкольного участка. 2. Сочинение «Моя школа в будущем». |
|
|
9 | Карта Республики Марий Эл | Изготовление карты Республики Марий Эл. |
|
|
10 | Красотою славится наша земля. | Знакомство с природой района. Легенды и предания. Воспитание бережного отношения к природе. |
|
|
11 | Параньгинская земля. | Физико-географическая характеристика района. Географическое положение. Климат. Растительный мир. Животный мир. |
|
|
12 | Наша жемчужина. | История поселка Параньга. |
|
|
13 | Карта Параньгинского пайона | Практическая работа: изготовление карты |
|
|
14 | Топонимика нашего района. | Наука топонимика. Объяснение названий населенных пунктов, географических объектов на территории Параньгинского района. |
|
|
15 | «Улица родная» | Улицы родного поселка. Старые и новые. История названия улиц. |
|
|
16 | Климат, флора, фауна родного села. | Климат. Растительный мир. Животный мир. |
|
|
17 | Река, давшая жизнь нашему поселку. | Река Параньгинка. Стихи о Параньгинке. Современное состояние реки. Экология. |
|
|
18 | Наш дом родной. | Виртуальная экскурсия по поселку. |
|
|
19 | Я и мой поселок. | Мой поселок через 10 лет. Создаем проекты домов и зданий нашего поселка в будущем. |
|
|
20 | От чистого истока. | Сочиняем легенды, предания, рассказы, стихи о любви к родному краю. |
|
|
21 | С чего всё начиналось. | Наш край в древности. Археологические памятники на территории области. Посещение районного музея. |
|
|
22 | Экспедиция в прошлое. «Дом, в котором я живу»
| История жилища. Функции жилища. Место строительства. Материалы строительства |
|
|
23 | Первые поселения. | История появления на карте области первых деревень. Знакомство с бытом и традициями. |
|
|
24 | Вся власть Советам! | Установление советской власти в нашем районе. Мероприятия Советской власти. |
|
|
25 | Столкновение различных политических сил. | Гражданская война на территории нашего района. |
|
|
26 | У каждого своя судьба. | Голод 1921-1922 годы. Образование в 20-е - 30-е годы. Коллективизация. Репрессии 30-х. |
|
|
27 | Из одного металла льют медаль за бой медаль за труд. | Наш город и район в годы войны. Тыл фронту. |
|
|
28 | « Чистота залог здоровья». | Реализация проектной деятельности: самые грязные и самые чистые места поселка Параньга |
|
|
29 | Ими гордится наш район. | Вклад в науку. Любовь к живописи. Писатели и поэты нашего края. |
|
|
30 | Достопримечательности района | Мечети. Церковь. |
|
|
31-32 | Традиции и обычаи поселка и района. | Традиции и обычаи народов, проживающих на территории Параньгинского района |
|
|
33-34 | Наша малая Родина в современном мире | Подготовка презентаций « Мой любимый уголок» |
|
|
35 | Подведение итогов работы кружка | Презентация проектной деятельности, отчет по работе кружка, выставки работ детей. |
|
|