Рабочая программа краеведческого кружка Мой край родной, навек любимый

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа краеведческого кружка "Мой край родной, навек любимый"

Шайхутдинова Лилия Робертовна, учитель истории и обществознания

Пояснительная записка.

Интерес к проблеме изучения родного края, своей семьи продиктован потребностями современного российского общества и необходимостью в формировании личности гражданина, бережно относящегося к природным и социокультурным ценностям своего Отечества.

Появление в школьном учебном плане, наряду с основным федеральным компонентом, компонента регионального (локального) дает возможность расширить и углубить знания школьников о своей малой Родине.

Школьное краеведение, являясь одним из направлений общего краеведения, есть важнейший фактор нравственного, эстетического, интеллектуального, трудового, личностного развития ребенка. Знакомство с прошлым и настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у школьника мировоззрения, в которое включены осознание своей принадлежности к определенной нации и, как следствие, - гордость за это.

Краеведение помогает реализовывать в школьной практике принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в Законе РФ «Об образовании»:

• Воспитание гражданственности и любви к Родине;

• Содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, различными расовыми, этническими, религиозными и социальными группами;

• Формирование у учащихся научной основы понимания мира, адекватной современному уровню знаний;

• Защита самой системой образования национальных культур и региональных традиций в условиях многонационального государства.

Именно поэтому в современных условиях необходимо усилить внимание к краеведению как методу патриотического воспитания.

Мы не воспитаем любви к Родине, не пробудив у ребенка любви к деревьям, цветам, тишине и покою отчего дома. Нам не воспитать любовь к народу, не воспитав любви к окружающим людям - родным и знакомым, сверстникам и взрослым. Любовь и преданность Родине начинается с признательности матери, окружающим людям, с ощущения сердечного тепла, которым окружен ребенок, с переживания красоты родных мест.

По мере своего развития ребенок постепенно осознает свою принадлежность к семье, коллективу класса, школы, народу.

Краеведческая работа наглядно показывает учащимся насколько прошлое и настоящее своего края увлекательно и интересно. А главное - все это здесь, рядом с нами. Не нужно ехать за сотни километров, нужно только внимательно посмотреть вокруг, изучить окружающее. И это помогает учащимся углубить и расширить свои знания, полюбить школу, свой населенный пункт и гордиться ими. А из этой любви развивается более глубокая любовь к своей великой Родине. Изучение родного края, района, населенного пункта, где человек родился и вырос, пробуждает гордость за свою малую Родину, желание сделать свой край процветающим, формирует чувство хозяина.

Знание своего края, его прошлого и настоящего необходимо для непосредственного участия в его преобразовании, поскольку родной край - живая, деятельная частица великого мира. Краеведение рождает чувство патриотизма - глубокой любви к Родине.

Программа рассчитана на учащихся 11-14 лет. Программа реализуется в течение 1 года по 1 часу в неделю. Итого 35 часов в год.

Цели программы:

-Познакомить учащихся с историко - культурным наследием Параньгинского района и Марийского края;

-сформировать черты патриотизма и гражданственности; воспитание духовности.

Задачи программы:

-Изучение прошлого и настоящего Параньгинского района, как части марийского края, обычаев, традиций и духовной культуры народов, проживающих в нашем поселке и республике;

-Воспитание патриотизма у учащихся через краеведческие знания о поселке и республике;

-Формирование и сохранение семейных ценностей и традиций;

-Активизация поисковой деятельности учащихся;

-Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения;

-Формирование у школьников навыков информационной культуры. Использование Интернет и информационных технологий в изучение краеведения.

Основные направления: Программа "Мой край родной, навек любимый" включает следующие основные направления учебной деятельности: историческое, духовное краеведение, краеведение в области литературы и искусства.

Принцип программы: От непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувство "малой родины" - к систематизированному знанию о родном крае.

Прогнозируемые результаты: Программа "Мой край родной, навек любимый" проведение итоговых занятий, на которых подводятся итог за прошедший год. Приобретенные знания по истории и культуре родного края учащиеся могут применить на уроках истории, литературы, географии.

Прогноз: ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны.

Календарно тематическое планирование

1

Краеведение - наука о родном крае.

Человек и его окружение. Что изучает краеведение. Источники изучения родного края. Творческое задание подобрать стихотворения, пословицы и поговорки о родном крае.



2

Кто мы и откуда. Состав моей семьи. Профессии родителей.


Что означает моя фамилия, имя, отчество. Сбор и обработка материалов о фамилиях, именах, отчествах



3

Родословная моей семьи.

Родословная: что это такое, как ее составить. Составление родословной своей семьи.



4

Конкурс «Летопись семьи»


Защита проектов по теме «Летопись семьи».



5-6

Моя школа.

Где расположена школа. Когда и кем построена школа. Как оборудована. Кто в ней работает. Кто в ней учится. Каковы успехи и достижения учителей и учеников школы. Каковы перспективы школы. Посещение школьного музея.




7-8

Практические работы:


1. Составление плана школы и пришкольного участка.

2. Сочинение «Моя школа в будущем».



9

Карта Республики Марий Эл

Изготовление карты Республики Марий Эл.



10

Красотою славится наша земля.

Знакомство с природой района. Легенды и предания. Воспитание бережного отношения к природе.



11

Параньгинская земля.

Физико-географическая характеристика района. Географическое положение. Климат. Растительный мир. Животный мир.



12

Наша жемчужина.

История поселка Параньга.



13

Карта Параньгинского пайона

Практическая работа: изготовление карты



14

Топонимика нашего района.

Наука топонимика. Объяснение названий населенных пунктов, географических объектов на территории Параньгинского района.



15

«Улица родная»

Улицы родного поселка. Старые и новые. История названия улиц.



16

Климат, флора, фауна родного села.

Климат. Растительный мир. Животный мир.



17

Река, давшая жизнь нашему поселку.

Река Параньгинка. Стихи о Параньгинке. Современное состояние реки. Экология.



18

Наш дом родной.

Виртуальная экскурсия по поселку.



19

Я и мой поселок.

Мой поселок через 10 лет. Создаем проекты домов и зданий нашего поселка в будущем.



20

От чистого истока.

Сочиняем легенды, предания, рассказы, стихи о любви к родному краю.



21

С чего всё начиналось.

Наш край в древности. Археологические памятники на территории области. Посещение районного музея.



22

Экспедиция в прошлое. «Дом, в котором я живу»


История жилища. Функции жилища. Место строительства. Материалы строительства



23

Первые поселения.

История появления на карте области первых деревень. Знакомство с бытом и традициями.



24

Вся власть Советам!

Установление советской власти в нашем районе. Мероприятия Советской власти.



25

Столкновение различных политических сил.

Гражданская война на территории нашего района.



26

У каждого своя судьба.

Голод 1921-1922 годы. Образование в 20-е - 30-е годы. Коллективизация. Репрессии 30-х.



27

Из одного металла льют медаль за бой медаль за труд.

Наш город и район в годы войны. Тыл фронту.



28

« Чистота залог здоровья».

Реализация проектной деятельности: самые грязные и самые чистые места поселка Параньга



29

Ими гордится наш район.

Вклад в науку. Любовь к живописи. Писатели и поэты нашего края.



30

Достопримечательности района

Мечети. Церковь.



31-32

Традиции и обычаи поселка и района.

Традиции и обычаи народов, проживающих на территории Параньгинского района



33-34

Наша малая Родина в современном мире

Подготовка презентаций « Мой любимый уголок»



35

Подведение итогов работы кружка

Презентация проектной деятельности, отчет по работе кружка, выставки работ детей.





© 2010-2022