Урок на тему: Крестовые походы

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Крестовые походы

Учитель истории и обществознания Бородин М.А.

МБОУ «Стрелецкая СОШ»

Цель урока: раскрыть сущность крестовых походов и их влияние на жизнь

средневекового общества.

Задачи:

  • определить причины, цели и последствия крестовых походов;

  • способствовать развитию умений учащихся работать с текстом учебника, находить причинно-следственные связи, выделять главное, делать самостоятельные выводы.

  • формировать у учащихся понятия «групповые ценности», «ценности эпохи», «общечеловеческие ценности».

Основные понятия: крестовые походы, духовно-рыцарские ордена.

Форма работы: коллективная, индивидуальная, групповая.

Методы: наглядно-иллюстративный, поисково-исследовательский.

Технология: развивающего обучения

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Вводно-мотивационный этап.

  1. Проверка домашнего задания:

На прошлом уроке, мы с вами начали разговор о христианской церкви и ее роли в средневековом обществе. Дома вам нужно было посмотреть, когда произошел раздел христианской церкви?

(Работа у доски)

1) Первое Сословие

-Что такое сословие?

-Какое сословие средневекового общества относили к первому, главному сословию?

2) Разделение церквей

-В чем были причины раздела единой церкви?

-Какое название получила церковь на востоке? Что оно означает?

-Какое название получила церковь на западе? Что означает?

(Работа на месте)

1)

-Борьба пап за свецкую власть.

-Против Чего Выступали еретики.

2)

-Как церковь боролась с еретиками.

-Инквизиция.

  1. Введение в новую тему:

Сегодня на уроке, мы с вами будем говорить о событиях, инициатором которых выступила католическая церковь. Эти события оказали большое влияние на судьбы средневекового общества. Послушайте, о чем идет речь:

  • Святого нашего креста

  • И ты достоин,

  • Когда твоя душа чиста,

  • Отважный воин.

  • Такое бремя не для тех

  • Кто глуповат,

  • Кто в суете земных утех

  • Погрязнуть рад.

  • Ты плащ с крестом надел

  • Во имя добрых дел.

  • Напрасен твой обет,

  • Когда креста на сердце нет.



  • К кому обращено стихотворение?

  • Что означает выражение «Ты плащ с крестом надел»?

  • В каких событиях участвовал герой стихотворения?

Запишите тему урока: «Крестовые походы».

2.Операционно-содержательный этап.

  1. Постановка учебных задач:

Ребята, когда мы начинаем изучение исторического события, что мы должны узнать? Какую работу нам предстоит провести?

План урока:

  1. Причины крестовых походов.

  2. Крестовые походы.

  3. Итоги крестовых походов.

Учитель записывает на доске:

1095 год - выступление папы римского Урбана II в Клермоне.

О чем идет речь в выступлении?

Чтобы лучше понять смысл выступления, прочтите текст учебника на с. 137.

3. Принятие и решение учебных задач.

Учитель: Участвовали в походах люди разных сословий. Их воодушевляла борьба за святое дело, но были и земные причины.

Давайте выясним, что побудило массы людей оставить свои дома, семьи и отправиться в далекое и опасное путешествие.

(Рассказ учителя 1.В Палестину!)

В истории средневековья крестовых походов было много, но период с XI до концаXIII века называют эпохой крестовых походов, так как именно они сыграли значительную роль в истории. За это время историки насчитывают восемь крупных крестовых походов. Наиболее известны среди них первые четыре.

Итак, давайте посмотрим, какое влияние оказали походы на жизнь средневекового общества.

- Доклад учащегося « Крестовый поход бедноты и феодалов»

4. Практическое применение приобретенных знаний.

  • Какие слои общества стали участниками первых походов?

  • Каковы были итоги этих походов?

  • Какие слои общества отправились вслед за крестьянами?

  • Почему крестьянам не удалось дойти до Иерусалима, а феодалы смогли?

Работа с картой:

  • Из каких городов отправились в поход крестоносцы?

  • Какие государства образовались на Востоке после первого крестового похода? Чем эти государства были похожи и чем отличались от западноевропейских?

  • Как вели себя крестоносцы в завоеванных городах?

  • Какие последствия имел поход для народов, по территории которых шли крестоносцы?

- Духовно-рыцарские ордены. (Рассказ учителя)

( Томплиеры, Госпитальеры, Тевтонский орден.)

-Отвоевание Иерусалима Саладином.

а)Рассказ учителя

Однако власть и положение европейцев на Святой земле не было прочным. Для того, чтобы держаться в Палестине, европейцам нужно было беспрерывно противостоять всему мусульманскому миру, окружавшему крестоносцев со всех сторон. С этой целью в 1147 г. Был провозглашен Второй крестовый поход , который завершился ничем, рыцари так и не дошли до Палестины.

Запись в тетрадь: 1147 - 1149 гг. - второй крестовый поход.

б)Работа с классом

Посмотрите на карту Палестины и оцените, кому было проще организовать переброску войск - крестоносцам, или мусульманам? ( Крестоносцам необходимо было удерживать узкую полоску вдоль моря, куда дополнительные войска можно было доставить лишь короблями, либо пробиваясь через мусульманские владения в Малой Азии. Мусульманские же владения раскинулись со всех сторон от Палестины. Поэтому их войска не испытывали больших затруднений при нападении на Крестоносцев.)

в) Слово учителя

Крестоносцы терпели все больше неудач. В 1187 г. Египетский султан Салах-ад-Дин (Саладин) принудил христиан уйти из Иерусалима. Иерусалимское королевство перестало существовать.

Запись в тетрадях: 1187 г. - успешные действия Саладина, потеря христианами Иерусалима.

-Окончание эпохи Крестовых походов.

а) Слово учителя

В ответ на это был провозглашен Третий Крестовый поход, который возглавили германский император Фридрих Барбаросса, английский король Львиное сердце и французский король Филипп П. Однако этот поход не привел к желанной цели - крестоносцам удалось захватить важную крепость Акру, но Иерусалим так и не был отбит.

Во время четвертого Крестового похода 1202-1204 гг. Крестоносцы овладели столицей Византии Константинополем и подвергли его страшному разорению.

( Карточка № 25, Работа с документом)

Учитель сообщает об окончании эпохи Крестовых походов

5.Закрепление материала. Учащиеся выполняют тест. Заполнение таблицы.

6. Подведение итогов урока. Учитель предлагает учащимся самостоятельно подвести итог урока и определить результативность Крестовых походов. Если учащиеся затрудняются, учитель делает это сам:

По призыву папы римского рыцари и простолюдины отправились на защиту Гроба Господня. Они ожидали найти на Ближнем Востоке лучшую долю. Так что ими двигал не только религиозный фанатизм. Незначительные по размеру армии крестоносцев не смогли соперничать с войсками могущественных мусульманских государств. Военные успехи европейцев скорее составляли исключение, чем правило.

7. Рефлексия.

Рефлексия - продолжите фразу:
Я сегодня на уроке узнал …
Я сегодня на уроке научился …
Хочу узнать больше …
Мне понравилось…
Мне не понравилось…

8. Домашнее задание: выставление оценок в журнал.

Прочитать параграф 17 Выполнить задания стр. 149.



© 2010-2022