- Преподавателю
- История
- Урок на тему: Крестовые походы
Урок на тему: Крестовые походы
Раздел | История |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Бородин М.А. |
Дата | 29.12.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема: Крестовые походы
Учитель истории и обществознания Бородин М.А.
МБОУ «Стрелецкая СОШ»
Цель урока: раскрыть сущность крестовых походов и их влияние на жизнь
средневекового общества.
Задачи:
-
определить причины, цели и последствия крестовых походов;
-
способствовать развитию умений учащихся работать с текстом учебника, находить причинно-следственные связи, выделять главное, делать самостоятельные выводы.
-
формировать у учащихся понятия «групповые ценности», «ценности эпохи», «общечеловеческие ценности».
Основные понятия: крестовые походы, духовно-рыцарские ордена.
Форма работы: коллективная, индивидуальная, групповая.
Методы: наглядно-иллюстративный, поисково-исследовательский.
Технология: развивающего обучения
Ход урока:
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1.Вводно-мотивационный этап.
-
Проверка домашнего задания:
На прошлом уроке, мы с вами начали разговор о христианской церкви и ее роли в средневековом обществе. Дома вам нужно было посмотреть, когда произошел раздел христианской церкви?
(Работа у доски)
1) Первое Сословие
-Что такое сословие?
-Какое сословие средневекового общества относили к первому, главному сословию?
2) Разделение церквей
-В чем были причины раздела единой церкви?
-Какое название получила церковь на востоке? Что оно означает?
-Какое название получила церковь на западе? Что означает?
(Работа на месте)
1)
-Борьба пап за свецкую власть.
-Против Чего Выступали еретики.
2)
-Как церковь боролась с еретиками.
-Инквизиция.
-
Введение в новую тему:
Сегодня на уроке, мы с вами будем говорить о событиях, инициатором которых выступила католическая церковь. Эти события оказали большое влияние на судьбы средневекового общества. Послушайте, о чем идет речь:
-
Святого нашего креста
-
И ты достоин,
-
Когда твоя душа чиста,
-
Отважный воин.
-
Такое бремя не для тех
-
Кто глуповат,
-
Кто в суете земных утех
-
Погрязнуть рад.
-
Ты плащ с крестом надел
-
Во имя добрых дел.
-
Напрасен твой обет,
-
Когда креста на сердце нет.
-
К кому обращено стихотворение?
-
Что означает выражение «Ты плащ с крестом надел»?
-
В каких событиях участвовал герой стихотворения?
Запишите тему урока: «Крестовые походы».
2.Операционно-содержательный этап.
-
Постановка учебных задач:
Ребята, когда мы начинаем изучение исторического события, что мы должны узнать? Какую работу нам предстоит провести?
План урока:
-
Причины крестовых походов.
-
Крестовые походы.
-
Итоги крестовых походов.
Учитель записывает на доске:
1095 год - выступление папы римского Урбана II в Клермоне.
О чем идет речь в выступлении?
Чтобы лучше понять смысл выступления, прочтите текст учебника на с. 137.
3. Принятие и решение учебных задач.
Учитель: Участвовали в походах люди разных сословий. Их воодушевляла борьба за святое дело, но были и земные причины.
Давайте выясним, что побудило массы людей оставить свои дома, семьи и отправиться в далекое и опасное путешествие.
(Рассказ учителя 1.В Палестину!)
В истории средневековья крестовых походов было много, но период с XI до концаXIII века называют эпохой крестовых походов, так как именно они сыграли значительную роль в истории. За это время историки насчитывают восемь крупных крестовых походов. Наиболее известны среди них первые четыре.
Итак, давайте посмотрим, какое влияние оказали походы на жизнь средневекового общества.
- Доклад учащегося « Крестовый поход бедноты и феодалов»
4. Практическое применение приобретенных знаний.
-
Какие слои общества стали участниками первых походов?
-
Каковы были итоги этих походов?
-
Какие слои общества отправились вслед за крестьянами?
-
Почему крестьянам не удалось дойти до Иерусалима, а феодалы смогли?
Работа с картой:
-
Из каких городов отправились в поход крестоносцы?
-
Какие государства образовались на Востоке после первого крестового похода? Чем эти государства были похожи и чем отличались от западноевропейских?
-
Как вели себя крестоносцы в завоеванных городах?
-
Какие последствия имел поход для народов, по территории которых шли крестоносцы?
- Духовно-рыцарские ордены. (Рассказ учителя)
( Томплиеры, Госпитальеры, Тевтонский орден.)
-Отвоевание Иерусалима Саладином.
а)Рассказ учителя
Однако власть и положение европейцев на Святой земле не было прочным. Для того, чтобы держаться в Палестине, европейцам нужно было беспрерывно противостоять всему мусульманскому миру, окружавшему крестоносцев со всех сторон. С этой целью в 1147 г. Был провозглашен Второй крестовый поход , который завершился ничем, рыцари так и не дошли до Палестины.
Запись в тетрадь: 1147 - 1149 гг. - второй крестовый поход.
б)Работа с классом
Посмотрите на карту Палестины и оцените, кому было проще организовать переброску войск - крестоносцам, или мусульманам? ( Крестоносцам необходимо было удерживать узкую полоску вдоль моря, куда дополнительные войска можно было доставить лишь короблями, либо пробиваясь через мусульманские владения в Малой Азии. Мусульманские же владения раскинулись со всех сторон от Палестины. Поэтому их войска не испытывали больших затруднений при нападении на Крестоносцев.)
в) Слово учителя
Крестоносцы терпели все больше неудач. В 1187 г. Египетский султан Салах-ад-Дин (Саладин) принудил христиан уйти из Иерусалима. Иерусалимское королевство перестало существовать.
Запись в тетрадях: 1187 г. - успешные действия Саладина, потеря христианами Иерусалима.
-Окончание эпохи Крестовых походов.
а) Слово учителя
В ответ на это был провозглашен Третий Крестовый поход, который возглавили германский император Фридрих Барбаросса, английский король Львиное сердце и французский король Филипп П. Однако этот поход не привел к желанной цели - крестоносцам удалось захватить важную крепость Акру, но Иерусалим так и не был отбит.
Во время четвертого Крестового похода 1202-1204 гг. Крестоносцы овладели столицей Византии Константинополем и подвергли его страшному разорению.
( Карточка № 25, Работа с документом)
Учитель сообщает об окончании эпохи Крестовых походов
5.Закрепление материала. Учащиеся выполняют тест. Заполнение таблицы.
6. Подведение итогов урока. Учитель предлагает учащимся самостоятельно подвести итог урока и определить результативность Крестовых походов. Если учащиеся затрудняются, учитель делает это сам:
По призыву папы римского рыцари и простолюдины отправились на защиту Гроба Господня. Они ожидали найти на Ближнем Востоке лучшую долю. Так что ими двигал не только религиозный фанатизм. Незначительные по размеру армии крестоносцев не смогли соперничать с войсками могущественных мусульманских государств. Военные успехи европейцев скорее составляли исключение, чем правило.
7. Рефлексия.
Рефлексия - продолжите фразу:
Я сегодня на уроке узнал …
Я сегодня на уроке научился …
Хочу узнать больше …
Мне понравилось…
Мне не понравилось…
8. Домашнее задание: выставление оценок в журнал.
Прочитать параграф 17 Выполнить задания стр. 149.