- Преподавателю
- История
- Рабочая программа по истории, 6 класс
Рабочая программа по истории, 6 класс
Раздел | История |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кожухова Ю.В. |
Дата | 01.10.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ПОЯСНИТЕЛЬНЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «История» 6 класс, разработана в соответствии со следующими нормативными актами:
-
Федеральный закон от 29 декабря 2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-
Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 г. №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» 1089 (с изменениями приказ от 23 июня 2015 года № 609);
-
Приказ Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
-
Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов образовательных учреждений, реализующих программы общего образования»;
-
Письмо Минобрнауки России от 07 июля 2005 г. №03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
Рабочая программа по предмету «История» 6 класс составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории и программы преподавания истории Средних веков под редакцией Е.В.Агибаловой и Л.Г.Косулиной, М. «Просвещение».
Программа по истории России с древнейших времён до конца XVI в направлена на достижение следующих целей и задач:
-
ознакомление учащихся с совокупностью знаний об основных этапах исторического пути человечества, многообразие форм исторического бытия и деятельности людей в прошлом;
-
выработка у школьников представления об основных источниках знаний о восприятии, отражения и объяснения событий истории и современности;
-
развитие у учащихся способности рассматривать события и явления прошлого т настоящего, пользуясь приемами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно - следственных связей, целей и результатов деятельности людей и т.д.);
-
формирования у школьников целостного представления об историческом пути России, судьбах, населяющего ее народов, об основных этапах, важнейших событиях и выдающихся исторических деятелях отечественной истории;
-
воспитание гражданских и патриотических качеств учащихся на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом;
- стимулирование желания самостоятельного поиска и расширения знаний по истории Отечества, культуре, традициям своего народа.
Рабочая программа истории Средних веков направлена на достижение следующих целей и задач:
- ознакомление учащихся с совокупностью знаний об основных этапах исторического пути развития человечества, многообразии форм исторического бытия и деятельности людей в среднее века;
- выработка у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом, о неоднозначности восприятия, отражения и объяснения событий истории и современности;
- развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого и настоящего, пользуясь приемами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей в средние века), применять исторические знания при рассмотрении и оценке современных событий;
- формирования ценностных ориентаций и убеждений школьников на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в среднее века, восприятие идей гуманизма, уважения прав человека и демократических ценностей, патриотизма и взаимопонимания между народами;
-развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, воспитание уважения к истории средних веков, культуре народов средневековой Европы.
Учебно - методическое обеспечение.
1 Е.В.Агибалова, Г.М.Донской «История средних веков» М.: 2011
2 Давыдов, О. В. Задания и тесты по истории средних веков / О. В. Давыдов. - М.: Экзамен,.
3 Петрова, Н. Г. История средних веков: рабочая тетрадь / Н. Г. Петрова. - М.: ООО «ТИД Русское слово-РС»,
4 Запорожец, Н. И. Книга для чтения по истории средних веков: пособие для учащихся / Н. И. Запорожец; под ред. А. А. Сванидзе-М.:Просвещение,
5 Данилов, А. А. , Косулина Л. Г., История России, С древнейших времен до конца ХVI в., 6 класс М.:2012
6 Поурочные разработки по истории России, 6 класс / под ред. Е. В. Симнововой, - М., 2008
7 Рабочая тетрадь к учебнику А. А. Данилова, Л. Г, Косулиной «История России с древнейших времен до конца ХVIв.»
8 Тесты по истории России с древнейших времен до конца ХVI в. / под ред. Т. П. Андреевской, - М., 2008
Основная форма организации образовательного процесса классно-урочная.
Урок дает возможность применять разнообразные методы обучения, сочетать индивидуальную, групповую и фронтальную работу учащихся. Ведущими в курсе истории России с древнейших времен до конца XVI 6 класса являются следующие типы уроков: комбинированный, уроки изучения нового материала, уроки закрепления знаний, уроки обобщения и систематизации изученного, обобщающие уроки.
Текущий контроль успеваемости - систематическая проверка знаний учащихся, проводится на текущих занятиях в соответствии с рабочей учебной программой.
Текущий контроль знаний обучающихся в 6 классе осуществляется через опросы, самостоятельные работы, тесты в рамках урока.
Средства контроля.
1. Тестовые материалы по разделам программы.
2. Мультимедийный тестовый материал по истории России с древнейших времён до конца 20-го века.
Особенность предлагаемой программы истории России в том, что она является составной частью единой линии учебников по истории России для основной школы под редакцией А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной, включенных в Федеральный перечень и предусматривает здоровьесберегающие технологии.
Программа составлена на 70 часов: История Средних веков- 30 часов, История России с древнейших времен до конца 16 века -40 часов
3.Учебно-тематический планВсего
часов
В том числе на:
п/п
уроки
лабораторно-практические или творческие работы
контрольные работы
ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВКОВ (30 ч.)
Введение. Живое Средневековье.
1
1
-
-
1
Глава 1 Становление средневековой Европы ( 6-11)
4
4
-
-
2
Глава 2. Византийская империя и славяне в 6-11вв.
2
2
-
-
3
Глава 3. Арабы в 6-11вв.
2
2
-
-
4
Глава 4. Феодалы и крестьяне
1
1
-
-
5
Глава 5. Католическая церковь в 11 - 13 веках. Крестовые походы..
2
2
-
-
6
Глава 6. Средневековые города в Западной и Центральной Европе.
1
1
-
-
7
Глава 7. Образование централизованных государств в западной Европе ( 11 - 15 века)
6
6
-
-
8
Глава 8. Германия и Италия в 12- 15 веках
2
2
-
-
9
Глава 9. Славянские государства и Византия в 14 - 15 вв.
2
2
-
-
10
Глава 10. Культура Западной Европы в 11 -15 вв.
3
3
-
-
11
Глава 11. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века.
3
3
-
-
12
Итоговое повторение и обобщение по курсу.
1
1
-
-
Итого
30
30
-
-
ИСТОРИЯ РОССИИ (40 ч.)
1
Глава 1. Древняя Русь в 8-перв. полов.12 века
12
11
-
1
2
Глава 2. Русь Удельная в 12-13 вв.
11
10
-
1
3
Глава 3. Московская Русь в 14-16 вв.
16
15
-
1
4
Итоговое повторение и обобщение по курсу.
1
1
-
-
Итого
40
37
-
3
Содержание тем учебного курса
ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
Понятие «Средние века». Хронологические рамки Средневековья.
Западная и Центральная Европа в V-XIII вв.
Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство.
Роль христианства в раннем средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин. Иоанн Златоуст.
Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европе. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания. Ранние славянские государства. Просветители славян - Кирилл и Мефодий.
Византия и арабский мир. Крестовые походы.
Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии.
Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе.
Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове.
Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя.
Средневековое европейское общество.
Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская.
Образование двух ветвей христианства - православия и католицизма. Римско-католическая церковь в средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения.
Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения.
Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян. Средневековый город. Жизнь и быт горожан. Цехи и гильдии.
Государства Европы в XIV-XV вв.
Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV-XV вв.
Кризис европейского сословного общества в XIV-XV вв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д'Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Кризис католической церкви. Папы и императоры. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус. Табориты и умеренные. Ян Жижка. Польша в XIV - XV вв. Борьба с агрессией Тевтонского ордена. Династическая уния Польши и Литвы. Грюнвальд.
Культурное наследие Средневековья.
Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.
Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе.
Культурное наследие Византии.
Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия.
Страны Азии, Африки и Америки в эпоху средневековья (V-XV вв.)
Завоевания сельджуков и османов. Османская империя. Османские завоевания на Балканах. Падение Византии.
Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония.
Государства Центральной Азии в средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана).
Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, ацтеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.
ИСТОРИЯ РОССИИ
Восточные славяне и их соседи. Древние люди на территории нашей страны. Влияние географического положения и природных условий на занятия и образ жизни людей. Происхождение восточных славян. Крупнейшие племенные союзы и их расселение. Занятия, быт и нравы, верования восточных славян. Родоплеменные отношения. Взаимоотношения восточных славян с соседними племенами и государствами.
Формирование Древнерусского государства. Предпосылки и причины образования государства у восточных славян. Совершенствование приемов земледелия, развитие ремесла и торговли, появление городов. Племенные княжения. Варяги. Два центра восточнославянской государственности - Новгород и Киев. Образование Древнерусского государства со столицей в Киеве. Норманнский вопрос в исторической литературе.
Первые русские князья. Характер древнерусской державы. Князь и дружина. Полюдье. Деятельность Олега, Игоря, Ольги по укреплению внутреннего и международного положения Древнерусского государства. Походы Святослава.
Князь Владимир. Крещение Руси. Борьба за киевский престол. Начало правления князя Владимира. Причины принятия.
Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. Борьба за власть сыновей Владимира. Князь Ярослав. Внутренняя политика Ярослава. «Русская Правда». Земельные отношения. Основные социальные слои древнерусского общества. Зависимые категории населения. Политический строй Древнерусского государства. Укрепление княжеской власти. Военная организация. Вечевая организация. Система местного управления. Внешняя политика Ярослава Мудрого.
Древнерусское государство при сыновьях и внуках Ярослава Мудрого. Правление Ярославичей. Половецкая угроза. Междукняжеские усобицы. Любечский съезд князей. Князь Владимир Мономах. Правление Владимира Мономаха в Киеве. «Устав» Владимира Мономаха.
Культура Древней Руси. Истоки и особенности развития древнерусской культуры. Христианские основы древнерусского искусства. Устное народное творчество. Возникновение письменности. Начало летописания. Нестор. Просвещение. Литература. Деревянное и каменное зодчество, скульптура, живопись, прикладное искусство. Комплексный характер художественного оформления архитектурных сооружений (мозаика и фрески, иконы, книги, прикладное искусство). Ценностные ориентации древнерусского общества. Значение древнерусской культуры в развитии европейской культуры.
Быт и культура Древней Руси. Формирование древнерусской народности. Образ жизни князей и бояр. Древнерусские города. Быт и образ жизни горожан. Русские воины. Быт и образ жизни земледельческого населения
Раздробление Древнерусского государства. Социально-экономические и политические причины раздробления Древнерусского государства. Русь и Степь. Упадок Киева. Образование самостоятельных княжеств и земель. Характер политической власти в период раздробленности. Междукняжеские отношения и междоусобные войны. Идея единства Руси. Последствия раздробления Древнерусского государства. Владимиро-Суздальское княжество. Освоение Северо-Восточной Руси. Характер княжеской власти в северо-восточных землях. Князь Юрий Долгорукий. Борьба за Киев. Внутренняя и внешняя политика владимиро-суздальских князей. Возвышение Владимиро-Суздальского княжества. Великий Новгород. Территория, природные и хозяйственные особенности Северо-Западной Руси. Особенности социальной структуры и Политического устройства Новгородской земли. Галицко-волынская земля. Особенности географического положения. Занятие населения. Рост вотчинной собственности на землю. Объединение Волыни и Галича. Взаимоотношения между боярами и князем. Даниил Галицкий.
Монгольское нашествие на Русь. Создание державы Чингисхана. Монгольские завоевания в Азии. Сражение на реке Калке. Вторжение в Рязанскую землю. Героическая оборона Рязани. Евпатий Коловрат. Героическая оборона Москвы. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Героическая оборона Торжка и Козельска. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу. Героическая борьба русского народа против завоевателей и ее историческое значение.
Борьба русских земель с западными завоевателями. Походы шведов на Русь. Завоевание крестоносцами Прибалтики. Ливонский и Тевтонский ордены. Князь Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище. Значение победы над крестоносцами.
Русь и Орда. Образование Золотой Орды. Политическая зависимость русских земель от Орды. Повинности русского населения. Борьба русского народа против ордынского владычества. Русская православная церковь в период ордынского владычества. Последствия ордынского владычества. Русь и Литва. Формирование Литовско-Русского государства. Присоединение западных русских земель к Великому княжеству Литовскому. Характер Литовско-Русского государства. Конфессиональная политика литовских князей. Значение присоединения русских земель к Литве.
Культура русских земель. Общерусское культурное единство и складывание местных художественных школ. Местные стилевые особенности в литературе, архитектуре, живописи. Резьба по камню. Идея единства Русской земли в произведениях культуры. «Слово о полку Игореве».
Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси. Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Социально-экономическое развитие Северо-Восточной Руси. Политическое устройство Северо-Восточной Руси. Причины и предпосылки объединения русских земель. Москва и Тверь: борьба за великое княжение. Правление Ивана Калиты. Причины возвышения Москвы. Княжеская власть и церковь. Митрополит Алексей. Сергий Радонежский. Взаимоотношения Москвы с Золотой Ордой и Литвой. Дмитрий Донской. Куликовская битва и ее историческое значение. Поход на Русь хана Тохтамыша.
Московское княжество и его соседи в конце XIV - cepeдине XV в. Василий I. Московская усобица, ее значение для процесса объединения русских земель. Распад Золотой Орды. Союз Литвы и Польши. Образование русской, украинской и белорусской народностей.
Создание единого Русского государства. Конец ордынского владычества. Иван III. Присоединение Новгорода к Москве. Ликвидация ордынского владычества. Присоединение Твери. Борьба за возвращение западных русских земель.
Василий III. Завершение политического объединения русских земель и создание единого государства. Изменения в политическом строе и управлении. Усиление великокняжеской власти. Местничество. Система кормлений. Преобразования в войске. Зарождение поместной системы. Вотчинное и церковное землевладение. Судебник 1497 г. Ограничение свободы крестьян. Зарождение феодально-крепостнической системы.
Церковь и государство. Становление русской автокефальной церкви. Взаимоотношения церкви с великокняжеской властью. Ереси. Нестяжатели и иосифляне. Теория «Москва Третий Рим».
Культура и быт в ХIV- начале XVI в. Исторические условия, особенности и основные тенденции развития русской культуры в ХIV - начале ХVI в. Культурный взлет Руси после Куликовской битвы. Москва - центр складывающейся культуры великорусской народности. Отражение в литературе политических тенденций. «Сказание о князьях Владимирских». Исторические повести. Памятники куликовского цикла. «Задонщина». «Сказание о Мамаевом побоище». Житийная литература. «Хождение ... » Афанасия Никитина. Главные сооружения Московского Кремля. Феофан Грек. Национальная школа живописи. Андрей Рублев.
Основные социальные слои Российского государства в ХIV-начале XVI в. «Знатные люди» Российского государства. Хозяйство и быт светских и духовных землевладельцев. Быт русского крестьянина. Образ жизни тяглого населения русских городов.
Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады 50-х гг. XVI в. Социально-экономические и политические итоги развития Русского государства в начале XVI в. Ослабление центральной власти. Боярское правление. Венчание Ивана IV на царство. Восстание 1547 г. Избранная рада. А. Адашев. Сильвестр. Начало Земских соборов. Судебник 1550 г. Реформы центрального и местного управления. Стоглавый собор. Военные реформы.
Внешняя политика Ивана IV. Внешнеполитические успехи России в 50-е гг. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Оборона южных рубежей. Причины Ливонской войны. Ход военных действий. Итоги Ливанской войны. Борьба с набегами крымского хана. Сибирское ханство и его взаимоотношения с Россией. Поход Ермака: Покорение Западной Сибири.
Опричнина. Обострение внутриполитической борьбы в начале 60-х п. Падение Избранной рады. Смена внутриполитического курса. Сущность и цели опричной политики. Опричный террор. Позиция православной церкви. Ликвидация последних уделов. Поход Ивана IV на Новгород. Итоги опричной политики.
Социально-экономические последствия опричнины и Ливонской войны.
Культура и быт в XVI в. Просвещение. Развитие научных знаний. Начало книгопечатания. Иван Федоров. Публицистика. Четьи-Минеи. Исторические повести. Житийная литература. Строительство шатровых храмов. Оборонное зодчество. Живопись. Дионисий. Произведения декоративно-прикладного искусства. Быт и нравы. «Домострой».
5.Требования к уровню подготовки обучающихся
Знать:
основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной истории;
особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
правила поведения в опасных жизненных ситуациях;
правила безопасности при использовании как традиционных, так и новых технологий познавательной, коммуникативной и созидательной деятельности в условиях информационного общества;
схемы, планы и другие символы.
Уметь:
указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной истории;
группировать факты по различным признакам;
сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия;
соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий;
действовать, предотвращая опасные жизненные ситуации;
найти, отобрать нужную информацию, усвоить ее , интерпретировать, использовать для личностного развития, для решения
социальных задач;
вести диалог;
отбирать и использовать языковый материал для безопасного поведения в обществе.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
способствовать сохранения памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры);
взаимодействия с партнерами для получения общего продукта или результата;
умения занимать различные позиции и роли, понимать позиции и роли других людей.
6. Тематическое планирование
Тема урока
Элементы содержание
Виды учебной деятельности
Вид контроля
Дата провед.
План
Факт
1
Введение. Живое Средневековье.
Что изучает история Средних веков. Исторические источники, по которым учёные изучают историю Средних веков.
Анализ иллюстраций учебника.
Работа с учебником, слушают учителя.
Фронтальный опрос.
2
Глава 1. Становление средневековой Европы 6-11вв.
Древние германцы и Римская империя
Германские племена. Конец Западной Римской империи. Римский историк Тацит о древних германцах. Верования древних германцев.
Анализ иллюстраций учебника.
Работа с учебником, слушают учителя.
Фронтальный опрос.
3
Государство франков от королевства к империи
Королевская власть при Хлодвиге. Законы франков. Создание империи Карла Великого
Составление сравнительной таблицы. Участие в дискуссии
Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, работа с карточками.
4
Западная Европа в 9-11 вв.
Королевская власть во Франции. Священная Римская империя. Норманны.
Слушают учителя, самостоятельная работа учащихся.
Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, тестирование.
5
Культура Западной Европы в раннее средневековье
Представления о мире в Средние века. Каролингское Возрождение. Литература.
Работа с дополнительной литературой и ресурсами Интернет
Доклады
6
Глава 2. Византийская империя в 6-11 веках
Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами
Юстиниан и его правление. Войны Юстиниана.
Самостоятельная работа, составление таблицы
Фронтальный опрос , тестирование
7
Культура Византии
Культура Византии.
Работа с дополнительной литературой и ресурсами Интернет
Доклады
8
Глава 3. Арабы в 6-11 веках.
Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад.
Древняя Аравия: природа, образ жизни и занятия населения. Ислам и его роль в объединении арабских племен. Завоевательные войны арабов.
Слушают учителя.
Индивидуальная работа, анализ текста учебника
Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, работа с карточками
9
Культура стран халифата
Образование, литература, искусство, медицина.
Работа с дополнительной литературой и ресурсами Интернет
Доклады
10
Глава 4. Феодалы и крестьяне.
В рыцарском замке. Средневековая деревня и ее обитатели.
Жизнь и быт феодалов. Земля и служба. Кодекс рыцарской чести. Феодальные отношения, натуральное хозяйство. Жизнь и быт крестьян.
Слушают учителя.
Индивидуальная работа, анализ текста учебника
Индивидуальный опрос , работа с карточками
11
Глава5
Католическая церковь в 11-13вв. Крестовые походы. Крестовые походы.
Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики.
Разделение церквей. Германские императоры и церковь. Источники богатства церкви. Еретики, ересь. Борьба церкви с еретиками.
Слушают учителя.
Индивидуальная работа, анализ текста учебника
Индивидуальный опрос, работа с карточками
12
Крестовые походы
Крестовые походы и их последствия.
Анализ текста учебника, работа с исторической картой.
Составление таблицы.
Фронтальный опрос, индивидуальный опрос
13
Глава 6. Средневековый город в Западной и Центральной Европе.
Формирование средневековых городов. Горожане и их образ жизни.
Происхождение городов. Борьба с сеньорами. Зарождение демократических порядков. Городские ремесла и ремесленники. Ремесленные цехи. Жизнь и быт горожан.
Слушают учителя.
Индивидуальная работа, анализ текста учебника
Фронтальный опрос тестирование
14
Глава 7. Образование централизованных государств в Западной Европе.
Как происходило объединение Франции.
Возвращение французских территорий. Борьба Филиппа 2 Августа с английскими королями. Борьба Филиппа 4 Красивого с римским Папой. Генеральные штаты.
Слушают учителя.
Индивидуальная работа, анализ текста учебника
Индивидуальный опрос, работа с карточками
15
Что англичане считают началом своей свободы.
Норманнское завоевание Англии и его последствия. Причины усиления королевской власти. Генрих 2 и его реформы. «Великая хартия вольностей» английский парламент
Слушают учителя.
Индивидуальная работа, анализ текста учебника
Фронтальный опрос, тестирование
16
Столетняя война
Причины поражения французов при Креси и Пуатье. Крестьяне и феодалы. Освобождение крестьян от крепостной зависимости. Поражение англичан. Итоги войны.
Самостоятельная работа, составление таблицы, работа с исторической картой.
Индивидуальный опрос, фронтальный опрос
17
Крестьянские восстания во Франции и Англии.
Крестьянские восстания в Англии и Франции. Восстание в Лондоне.
Слушают учителя.
Индивидуальная работа, анализ текста учебника
Фронтальный опрос, тестирование
18
Усиление королевской власти в конце 15 века во Франции и Англии.
Завершение объединения Франции. Усиление королевской власти. Война Алой и Белой розы. Установление сильной центральной власти в Англии. Последствия превращения Англии и Франции в централизованные государства
Слушают учителя.
Индивидуальная работа, анализ текста учебника
Фронтальный опрос, работа с карточками
19
Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове.
Пиренейские государства: природа, климат, условия жизни, занятия. Реконкиста и ее хозяйство. Результаты Реконкисты. Введение инквизиции в Испании. Раскол в католической церкви.
Слушают учителя.
Составление таблицы. Работа с исторической картой.
Тестирование
20
Глава 8. Германия и Италия в 12-15 вв.
Усиление власти князей в Германии.
Германские государства в 12-15 вв.
Слушают учителя.
Индивидуальная работа, анализ текста учебника.
Фронтальный опрос карточки
21
Расцвет итальянских городов
Расцвет римских городов.
Слушают учителя.
Индивидуальная работа, анализ текста учебника
Индивидуальный и фронтальный опрос
22
Глава 9. Славянские государства и Византийская империя в 14-15 веках
Гуситское движение в Чехии.
Чешское государство. Национальное движение в Чехии. Ян Гус и Ян Жижка. Падение Константинополя. Значение гуситского движения.
Слушают учителя.
Индивидуальная работа, анализ текста учебника
Фронтальный опрос карточки
23
Завоевание турками- османами Балканского полуострова
Завоевание сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя.
Слушают учителя.
Составление таблицы.
Работа с исторической картой.
Фронтальный опрос тестирование
24
Глава 10. Культура Западной Европы в 11-15 вв.
Образование и философия. Средневековая литература и искусство.
Средневековая наука. Технические открытия и изобретения. Средневековое образование. Средневековая литература. Архитектура, скульптура и живопись.
Работа с дополнительной литературой и ресурсами Интернет
Фронтальный опрос карточки
25
Культура раннего Возрождения в Италии.
Новое учение о человеке. Первые гуманисты. Искусство раннего Возрождения.
Работа с дополнительной литературой и ресурсами Интернет
Доклады
26
Научные изобретения и открытия
Развитие практических знаний. Усовершенствование водяного двигателя. Новое в металлургии. Развитие мореплавания и ответственности. Изобретение книгопечатанья
Работа с дополнительной литературой и ресурсами Интернет
Доклады
27
Глава 11. Народы Азии, Америки, Африки в Средние века.
Средневековый Китай.
Индия. Государство и культура.
Китай в 4-7 вв. борьба с кочевниками. Всекитайская империя. Особенности социального и государственного строя Китая. Внешняя и внутренняя политика династии Манн. Культура средневекового Китая, ее общечеловеческая значимость.
Особенности экономического и политического развития Индии. Делийский Султанат. Появление европейских колонизаторов на юге Индии. Империя Великих Моголов. Индийская культура и ее специфические формы.
Работа с учебником по группам.
Доклады
Фронтальный опрос, тестирование
28
Государство и народы доколумбовой Америки.
Первые землевладельческие культуры в Северной Америке. Государство, религия, общество ацтеков. Страна майя. Империя инков в Южной Америке. культура доколумбовой Америки.
Работа с учебником по группам.
Индивидуальный опрос, карточки
29
Африка.
Понятие о Северной и Южной Африке. Особенности развития Южной Африки. Африканский уклад жизни.
Работа с учебником по группам.
Фронтальный опрос, индивидуальный опрос
30
Повторение и обобщение по курсу
Систематизировать и обобщить материал по изученному периоду.
Работа по группам.
Ответы на вопросы.
ИСТОРИЯ РОССИИОсновные понятия:
колонизация, каганат,
дань.
Исторические факты: Великое переселение народов и участие в нем восточных славян, взаимоотношения славян, аваров, хазар, болгар
Слушают учителя.
Составление таблицы.
Фронтальный опрос
2
Восточные славяне
Исторические факты: происхождение и расселение восточных славян, занятия, быт, верования, родоплеменные отношения
Работа с картой
Индивидуальная работа
Индивидуальный и фронтальный опрос
3-4
Формирование Древнерусского государства.
Основные понятия: государство, Русь, варяги, норманнская теория, дань, полюдье, печенеги.
Исторические факты: причины образования государства, образование 2 политических центров Руси: Новгород и Киев, путь «из варяг в греки», объединение Олегом двух русских государственных центров, управление в Древнерусском государстве
Анализ текста учебника
Индивидуальная работа
Фронтальный опрос, карточки
5-6
Первые киевские князья.
Основные понятия: дань, полюдье, погосты, уроки,
Исторические факты: походы Олега на Византию, реформа Ольги, походы Святослава.
Исторические личности: Князь Олег, князь Игорь, князь Святослав, княгиня Ольга.
Слушают учителя.
Составление таблицы.
тесты
7
Владимир Святославович. Принятие христианства.
Основные понятия: Крещение, христианство. Русская Православная церковь.
Исторические факты: Крещение Руси.
Исторические личности: князь Владимир
Слушают учителя.
Индивидуальная работа, анализ текста учебника
Индивидуальный и фронтальный опрос
8-9
Расцвет древнерусского государства при Ярославе Мудром.
Основные понятия:
усобица, политика, посадник, наместник, династический брак, феодальные владения, древнерусская народность.
Исторические факты: усобица сыновей Святослава, внешняя и внутренняя политика Ярослава Мудрого. Складывание крупной земельной собственности. Свободное и зависимое население.
Исторические личности: Ярослав Мудрый, Борис, Глеб
Слушают учителя.
Индивидуальная работа, анализ текста учебника
Индивидуальный опрос
тесты
10
Культура Древней Руси.
Основные понятия: миниатюра, патриотизм, житие, фреска, мозаика.
Исторические факты: особенности древнерусской культуры, устное народное творчество, письменность, литература, художественное ремесло, зодчество.
Исторические личности: летописец Нестор
Выступлений учащихся с самостоятельно подготовленными сообщениями
тестирование
11
Быт и нравы Древней Руси.
Исторические факты: быт высших и низших слоев населения, складывание местных особенностей культуры в период раздробленности
Работа с дополнительной литературой и ресурсами Интернет
тестирование
12
Контрольная работа по теме «Древняя Русь в 8-перв. полов.12 века»
Знать основные вопросы темы , уметь применять их.
Контрольная работа.
Задания, тесты с элементами ЕГЭ.
13
Начало периода раздробленности на Руси.
Основные понятия: раздробленность экономика, эксплуатация, удел.
Исторические факты: экономические, социальные, политические причины распада, положительные и отрицательные последствия периода раздробленности, образования самостоятельных княжеств и земель.
Исторические личности: Владимир Мономах
Слушают учителя.
Индивидуальная работа, анализ текста учебника. Работа с картой.
Фронтальный опрос
14-15
Главные политические центры Руси.
Основные понятия: удел, аристократия, республика, дворянство, посадник, тысяцкий. Исторические факты: особенности развития Галицко-Волынской и Владимиро-Суздальской земель. Новгородская земля: особенности экономического и политического развития. Аристократическая республика. Основание Москвы.
Исторические личности: Ярослав Осмомысл, Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо
Слушают учителя.
Индивидуальная работа, анализ текста учебника. Работа с картой.
Индивидуальный опрос
каточки
16
Нашествие с Востока.
Основные понятия: монголо-татары, стан, Золотая Орда.
Исторические факты: территория расселения, хозяйство, военная организация монголо-татар. Завоевательные походы. Нашествие хана Батыя. Оборона русских городов. Зависимость Руси от Золотой Орды.
Исторические личности: Чингисхан,
хан Батый
Слушают учителя.
Индивидуальная работа, анализ текста учебника. Работа с картой.
Фронтальный опрос тестирование
17
Борьба Руси с западными завоевателями.
Основные понятия: крестоносцы, духовно-рыцарский орден, ополченцы.
Исторические факты: завоевания крестоносцев в Прибалтике. Образование немецких орденов и Литовского княжества. Невская битва. Ледовое побоище. Причины успешного отражения агрессии с запада.
Исторические личности: Александр Невский
Слушают учителя.
Индивидуальная работа, анализ текста учебника
тестирование
18-19
Русь и Золотая Орда.
Основные понятия: баскак, владычество, выход, ярлык, резиденция, иго.
Исторические факты: формы зависимости русских княжеств от Золотой Орды. Последствия ига. Политика русских князей по отношению к Золотой Орде. Восстания в русских городах.
Исторические личности: Александр Невский
Слушают учителя.
Индивидуальная работа, анализ текста учебника. Работа с картой.
Фронтальный опрос
карточки
20
Русь и Литва
Формирование Литовского государства. Гедимин. Характер Литовского государства. Значение присоединения русских земель к Москве.
Самостоятельная работа, составление таблицы. Работа с картой.
Индивидуальный и фронтальный опрос
21- 22
Культура русских земель в XII-XIII веках.
Основные понятия: архитектурный ансамбль, аскетизм, канон, уникальный.
Исторические факты: особенности русской культуры. Накопление научных знаний. «Слово о полку Игореве». Влияние ордынского владычества на русскую культуру. Исторические личности: Дмитрий Солунский
Выступление учащихся с самостоятельно подготовленными сообщениями
Фронтальный опрос
23
Контрольная работа по теме «Русь Удельная в 12-13 вв.»
Знать основные вопросы темы , уметь применять их.
Контрольная работа.
Задания, тесты с элементами ЕГЭ.
24
Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества.
Основные понятия: вотчинное землевладение, централизация, русское государство.
Исторические факты: причины и предпосылки объединения русских земель. Борьба за первенство Москвы и Твери.
Исторические личности: Иван Калита
Слушают учителя.
Индивидуальная работа, анализ текста учебника
Фронтальный опрос
25-26
Москва - центр борьбы с ордынским владычеством.
Куликовская битва.
Основные понятия: централизация, национальное самосознание.
Исторические факты: рост территории и влияния Московского княжества. Москва - центр объединения русских земель. Превращение Москвы в религиозный центр. Начало открытой борьбы с Золотой Ордой. Причины победы русских войск. Значение Куликовской битвы.
Исторические личности: Дмитрий Донской. Сергий Радонежский
Слушают учителя.
Индивидуальная работа, анализ текста учебника
Индивидуальный опрос
карточки
27-28
Московское княжество и его соседи в конце 14 - середине 15 вв.
Слушают учителя.
Индивидуальная работа, анализ текста учебника
Индивидуальный и фронтальный опрос
29
Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества.
Основные понятия: единое русское государство, уния, «государь всея Руси».
Исторические факты: подчинение Новгорода Москве. Стояние на реке Угре. Патриотический подъем на Руси и роль Православной церкви. Свержение ордынского ига. Присоединение Твери, Пскова, Рязани к Москве.
Исторические
личности: Иван III,
Василий III
Слушают учителя.
Индивидуальная работа, анализ текста учебника
Индивидуальный и фронтальный опрос
30
Московское государство в конце XV - начале XVI
века.
Основные понятия: Боярская дума, кормление, местничество, налоги, пожилое, поместье, помещик. Юрьев день.
Исторические факты:
становление централизованного государства и самодержавной власти. Поместная система и служилые сословия. Начало закрепощения крестьян. Судебник 1497 г. Исторические личности: Иван III
Слушают учителя.
Индивидуальная работа, анализ текста учебника
Индивидуальный и фронтальный опрос
31
Церковь и государство в конце XV - начале XVI века.
Основные понятия:
благотворительность,
дьякон, нестяжатели
и иосифляне, ересь.
Исторические факты: распространение монастырей. Попытка создания унии Католической и Православной церквей. Взаимоотношения Церкви и великих князей. Церковь и ереси. Избрание митрополита.
Исторические личности: Нил Сорский,
Иосиф Волоцкий, Зосим
Самостоятельная работа, составление таблицы
Индивидуальный и фронтальный опрос
32
Реформы Избранной рады.
Основные понятия:
боярское правление,
дворяне, дети боярские, Земский собор, приказы, централизованное государство.
Исторические факты:
реформы 50-х гг. Избранная рада.
Земские соборы.
Сословно-представительная монархия. Стоглавый собор.
Исторические личности: Елена Глинская, Иван IV, А. Курбский, А. Адашев
Слушают учителя.
Индивидуальная работа, анализ текста учебника
Индивидуальный и фронтальный опрос
33-34
Внешняя политика Ивана Грозного.
Ливонская война.
Основные понятия: засечная черта, протекторат, Речь Посполитая, острог.
Исторические факты: присоединение Казанского и Астраханского ханств, строительство засечных черт, оборона России от набегов со стороны Крымского ханства. Ливонская война. Причины успехов внешней политики России на Востоке и неудач на Западе.
Исторические личности: Иван IV, И. П. Шуйский, А. Курбский
Слушают учителя.
Составление таблицы.
Работа с картой.
Индивидуальный и фронтальный опрос
35
Опричнина.
Основные понятия:
опричнина, земщина,
неограниченная диктатура, посад, крепостное право.
Исторические факты: причины появления опричнины, ее сущность. Митрополит Филипп. Опричнина в ряду аналогичных событий в других странах Европы XVI века.
Исторические личности: Иван IV
Слушают учителя.
Индивидуальная работа, анализ текста учебника
Индивидуальный и фронтальный опрос
36-37
38
Просвещение, устное народное творчество, Литература в 14- 16 вв.
Архитектура и живопись в 14-16 веках
Быт 14-16вв
Основные понятия:
кафтан, полати, шатровый стиль, эпос,
публицистика, «Домострой». Исторические факты: влияние событий XVI века на характер русской культуры. Народное творчество и его герои. Зарождение русского книгопечатания. XVI век - век публицистики. Рождение шатрового стиля.
Исторические личности: Дионисий, И. Федоров, Феофан Грек, Андрей Рублев
Выступления учащихся с самостоятельно подготовленными сообщениями
Работа с дополнительной литературой и ресурсами Интернет
Тестирование
Индивидуальный и фронтальный опрос
39
Контрольная работа по теме: «Московская Русь в 14-16 вв.»
Знать основные вопросы темы , уметь применять их.
Контрольная работа.
Задания, тесты с элементами ЕГЭ.
40
Итоговое повторение и обобщение по курсу.
Знать основные вопросы темы , уметь применять их.
Работа по группам.
Ответы на вопросы.
7. Учебно - методическое обеспечение.
1 Е.В.Агибалова, Г.М.Донской «История средних веков» М.: 2011
2 Рабочая программа по Всеобщей истории разработана на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по истории и авторской программы Л. Н. Алексашкиной «Всеобщая история»
3 Давыдов, О. В. Задания и тесты по истории средних веков / О. В. Давыдов. - М.: Экзамен,.
4 Петрова, Н. Г. История средних веков: рабочая тетрадь / Н. Г. Петрова. - М.: ООО «ТИД Русское слово-РС»,
5 Запорожец, Н. И. Книга для чтения по истории средних веков: пособие для учащихся / Н. И. Запорожец; под ред. А. А. Сванидзе-М.:Просвещение,
6 Данилов, А. А. , Косулина Л. Г., История России, С древнейших времен до конца ХVI в., 6 класс М.: 2012
7 Поурочные разработки по истории России, 6 класс / под ред. Е. В. Симнововой, - М., 2008
8 Рабочая тетрадь к учебнику А. А. Данилова, Л. Г, Косулиной «История России с древнейших времен до конца ХVIв.»
9 Тесты по истории России с древнейших времен до конца ХVI в. / под ред. Т. П. Андреевской, - М., 2008