Урок по истории и литературе

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интегрированный открытый урок внеклассного чтения по литературе и истории.

Тема урока: Деятельность Петра Великого, отраженная в произведении М.В. Ломоносова «Ода на день восшествия на Всероссийский престол её величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 г.»

Подготовила: Родионова Татьяна Сергеевна, учитель истории и обществознания

Готовцева Виктория Семеновна, учитель русского языка и литературы.

Тип урока: интегрированный.

Класс: 7

Цель урока: изучить деятельность Петра Великого, отраженную в оде М.Ломоносова.

Образовательная:

1.Работа с текстом.

2. расширить знания учащихся о деятельности Петра Великого

Воспитательная:

1.Воспитать чувство патриотизма и гордости за развитие России во время правления Петра I.

Развивающая:

1.Развитие умения слушать.

2.Развитие умения логически излагать свои мысли.

3.Развитие умения задавать уточняющие вопросы.

4.Развитие умения вычленять главное, сравнивать, обобщать.

5.Развитие умения аргументировать, доказывать

6.Развитие навыка выразительного чтения

Структура урока:

Организационный момент.

Проверка домашнего задания.

Проверка знаний.

Информирование учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Подведение итогов урока.

Методы контроля учебной деятельности на данном уроке:

1.устный.

2.письменный.

3.фронтальный, групповой, индивидуально-поисковый.

Оборудование: Презентация «Деятельность Петра Великого», мультимедийный проектор, компьютер, кроссворд, иллюстрации, карточки с текстом.

Ход урока:


1.Организационный момент.

2.Вступительное слово учителя.

Учитель литературы: На прошлом уроке нами прочитан текст оды Михаила Васильевича Ломоносова. В начале урока мы предлагаем вам вспомнить некоторые факты:

-Каким стилем написана ода?

-Что подразумевает высокий стиль? Ответ-слайд.

-Какие образы нам встретились при чтении данного произведения? Ответ: В оде раскрыты три образа:

  • образ России (слайд)

  • образ Петра (слайд)

  • образ его дочери Елизаветы Петровны (слайд).

-О ком сегодня мы будем говорить? О чьей деятельности? Чтобы ответить на этот вопрос и назвать тему урока мы послушаем выразительное чтение отрывков из оды.

"Ода на день восшествия…". Отрывок из оды выразительно читают подготовленные ученики. Слайды с изображением текста,

  • Ужасный чудными делами
    Зиждитель мира искони.
    Своими положил судьбами
    Себя прославить в наши дни;
    Послал в Россию Человека,
    Каков неслыхан был от века.
    Сквозь все препятства он вознес
    Главу, победами венчанну,
    Россию, грубостью попранну,
    С собой возвысил до небес.


  • В полях кровавых Марс страшился,
    Свой меч в Петровых зря руках,
    И с трепетом Нептун чудился,
    Взирая на российский флаг.
    В стенах внезапно укрепленна
    И зданиями окруженна,
    Сомненная Нева рекла:
    "Или я ныне позабылась
    И с оного пути склонилась,
    Которым прежде я текла?"


  • Тогда божественны науки
    Чрез горы, реки и моря
    В Россию простирали руки,
    К сему монарху говоря:
    "Мы с крайним тщанием готовы
    Подать в российском роде новы
    Чистейшего ума плоды".
    Монарх к себе их призывает,
    Уже Россия ожидает
    Полезны видеть их труды.

Учитель истории: В данном отрывке появляется образ человека, достойного прославления. Звучит благодарное слово судьбе, пославшей такого Человека России. Кому, на ваш взгляд, Михаил Васильевич посвятил эти строки? (Петру 1)

Три слайда с изображением Елизаветы Петровны, Петра1, М.Ломоносова.

  • Прослушивание ответов детей, выпуск слайда с темой урока и целью.

3. Учитель литературы: Для того чтобы полностью понять отрывки, зачитанные ребятами наизусть, нам необходимо разобраться со встречающимися устаревшими словами, затрудняющими восприятие текста:

Зиждитель

Искони

Венчанну

Попранну

Оного

Сему

Тщанием

  • Работа по группам со словарями. Прослушивание ответов. Разбор отрывков.

4. Учитель истории: Великий Петр Первый…Попробуем отыскать те слова, которые автор употребляет для описания императора. (Зиждитель, Человек, неслыханный от века, монарх.)

-Петр 1 внес огромный вклад в развитие России и ему Ломоносов посвящает данный гимн.

-Попробуйте найти цитаты из оды, раскрывающие его деятельность. Групповая работа по тексту. (Возврат к слайдам с отрывками.)

а. Вручение императорского титула. Слайд

б. Строительство российского флота. Слайд

в. Основание города Санкт - Петербург. Слайд

г. Дворяне. Слайд

5.Учитель литературы: Не только этими достижениями был славен Петр Первый.. Существует множество интересных фактов из жизни и деятельности императора, которые отражены в различных литературных и исторических произведениях. В частности, есть роман А.Толстого «Петр Первый», полностью посвященный жизни и работе этой великой личности. Две ученицы, прочитав данное произведение, приготовили нам кроссворд. Попробуем разгадать. (За правильный ответ ученик получает фишку.)

6. Учитель истории: Таким образом, мы с уверенностью можем сказать, что фигура Петра I всегда была для Ломоносова идеалом государя: он был, прежде всего, работником во благо России.

-За какие заслуги Михаил Ломоносов превозносит Петра первого? Прослушивание ответа ученика, подготовившегося самостоятельно.

Фигура Петра I всегда была для Ломоносова идеалом государя: он был, прежде всего, работником на благо России. Он ценит в царе то, что он "царствуя служил", "свои законы сам примером утвердил", "монаршу власть скрывал, чтоб нам открыть науки" (Пётр, под видом простого офицера обучался в Голландии корабельному делу); также Ломоносов относит к великим деяниям то, что царь "строил град", "художников сбирал и обучал солдат". В многочисленных надписях, одах, посвящённых Петру I, поэт наделяет императора такими эпитетами, как "премудрый герой", "Отечества отец". Ломоносов посвятил Петру и Полтавской битве огромное мозаичное полотно, которое было не только результатом открытий Ломоносова в химии, но и было ярким художественным произведением. Похвальная надпись, которая приведена в учебнике, была сделана в 1746 году, когда была сооружена статуя царя.

6.Учитель литературы: Возвращаясь к оде, я предлагаю прослушать чтение отрывков наизусть, в которых М. Ломоносов призывает изучать науки…

-Чтение наизусть. Слайды с текстом.

-Подведение итогов классом:

Патриот и гражданин М.В. Ломоносов гордится, прежде всего, своей страной, призывает вас, молодое поколение, учить науки и не забывать возвышать Россию!

7.Д.з.: Мини-сочинение «Петр Великий - вечный работник на троне».




© 2010-2022