- Преподавателю
- История
- Урок по истории и литературе
Урок по истории и литературе
Раздел | История |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Родионова Т.С. |
Дата | 03.01.2017 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Интегрированный открытый урок внеклассного чтения по литературе и истории.
Тема урока: Деятельность Петра Великого, отраженная в произведении М.В. Ломоносова «Ода на день восшествия на Всероссийский престол её величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 г.»
Подготовила: Родионова Татьяна Сергеевна, учитель истории и обществознания
Готовцева Виктория Семеновна, учитель русского языка и литературы.
Тип урока: интегрированный.
Класс: 7
Цель урока: изучить деятельность Петра Великого, отраженную в оде М.Ломоносова.
Образовательная:
1.Работа с текстом.
2. расширить знания учащихся о деятельности Петра Великого
Воспитательная:
1.Воспитать чувство патриотизма и гордости за развитие России во время правления Петра I.
Развивающая:
1.Развитие умения слушать.
2.Развитие умения логически излагать свои мысли.
3.Развитие умения задавать уточняющие вопросы.
4.Развитие умения вычленять главное, сравнивать, обобщать.
5.Развитие умения аргументировать, доказывать
6.Развитие навыка выразительного чтения
Структура урока:
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
Проверка знаний.
Информирование учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Подведение итогов урока.
Методы контроля учебной деятельности на данном уроке:
1.устный.
2.письменный.
3.фронтальный, групповой, индивидуально-поисковый.
Оборудование: Презентация «Деятельность Петра Великого», мультимедийный проектор, компьютер, кроссворд, иллюстрации, карточки с текстом.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Вступительное слово учителя.
Учитель литературы: На прошлом уроке нами прочитан текст оды Михаила Васильевича Ломоносова. В начале урока мы предлагаем вам вспомнить некоторые факты:
-Каким стилем написана ода?
-Что подразумевает высокий стиль? Ответ-слайд.
-Какие образы нам встретились при чтении данного произведения? Ответ: В оде раскрыты три образа:
-
образ России (слайд)
-
образ Петра (слайд)
-
образ его дочери Елизаветы Петровны (слайд).
-О ком сегодня мы будем говорить? О чьей деятельности? Чтобы ответить на этот вопрос и назвать тему урока мы послушаем выразительное чтение отрывков из оды.
"Ода на день восшествия…". Отрывок из оды выразительно читают подготовленные ученики. Слайды с изображением текста,
-
Ужасный чудными делами
Зиждитель мира искони.
Своими положил судьбами
Себя прославить в наши дни;
Послал в Россию Человека,
Каков неслыхан был от века.
Сквозь все препятства он вознес
Главу, победами венчанну,
Россию, грубостью попранну,
С собой возвысил до небес.
-
В полях кровавых Марс страшился,
Свой меч в Петровых зря руках,
И с трепетом Нептун чудился,
Взирая на российский флаг.
В стенах внезапно укрепленна
И зданиями окруженна,
Сомненная Нева рекла:
"Или я ныне позабылась
И с оного пути склонилась,
Которым прежде я текла?"
-
Тогда божественны науки
Чрез горы, реки и моря
В Россию простирали руки,
К сему монарху говоря:
"Мы с крайним тщанием готовы
Подать в российском роде новы
Чистейшего ума плоды".
Монарх к себе их призывает,
Уже Россия ожидает
Полезны видеть их труды.
Учитель истории: В данном отрывке появляется образ человека, достойного прославления. Звучит благодарное слово судьбе, пославшей такого Человека России. Кому, на ваш взгляд, Михаил Васильевич посвятил эти строки? (Петру 1)
Три слайда с изображением Елизаветы Петровны, Петра1, М.Ломоносова.
-
Прослушивание ответов детей, выпуск слайда с темой урока и целью.
3. Учитель литературы: Для того чтобы полностью понять отрывки, зачитанные ребятами наизусть, нам необходимо разобраться со встречающимися устаревшими словами, затрудняющими восприятие текста:
Зиждитель
Искони
Венчанну
Попранну
Оного
Сему
Тщанием
-
Работа по группам со словарями. Прослушивание ответов. Разбор отрывков.
4. Учитель истории: Великий Петр Первый…Попробуем отыскать те слова, которые автор употребляет для описания императора. (Зиждитель, Человек, неслыханный от века, монарх.)
-Петр 1 внес огромный вклад в развитие России и ему Ломоносов посвящает данный гимн.
-Попробуйте найти цитаты из оды, раскрывающие его деятельность. Групповая работа по тексту. (Возврат к слайдам с отрывками.)
а. Вручение императорского титула. Слайд
б. Строительство российского флота. Слайд
в. Основание города Санкт - Петербург. Слайд
г. Дворяне. Слайд
5.Учитель литературы: Не только этими достижениями был славен Петр Первый.. Существует множество интересных фактов из жизни и деятельности императора, которые отражены в различных литературных и исторических произведениях. В частности, есть роман А.Толстого «Петр Первый», полностью посвященный жизни и работе этой великой личности. Две ученицы, прочитав данное произведение, приготовили нам кроссворд. Попробуем разгадать. (За правильный ответ ученик получает фишку.)
6. Учитель истории: Таким образом, мы с уверенностью можем сказать, что фигура Петра I всегда была для Ломоносова идеалом государя: он был, прежде всего, работником во благо России.
-За какие заслуги Михаил Ломоносов превозносит Петра первого? Прослушивание ответа ученика, подготовившегося самостоятельно.
Фигура Петра I всегда была для Ломоносова идеалом государя: он был, прежде всего, работником на благо России. Он ценит в царе то, что он "царствуя служил", "свои законы сам примером утвердил", "монаршу власть скрывал, чтоб нам открыть науки" (Пётр, под видом простого офицера обучался в Голландии корабельному делу); также Ломоносов относит к великим деяниям то, что царь "строил град", "художников сбирал и обучал солдат". В многочисленных надписях, одах, посвящённых Петру I, поэт наделяет императора такими эпитетами, как "премудрый герой", "Отечества отец". Ломоносов посвятил Петру и Полтавской битве огромное мозаичное полотно, которое было не только результатом открытий Ломоносова в химии, но и было ярким художественным произведением. Похвальная надпись, которая приведена в учебнике, была сделана в 1746 году, когда была сооружена статуя царя.
6.Учитель литературы: Возвращаясь к оде, я предлагаю прослушать чтение отрывков наизусть, в которых М. Ломоносов призывает изучать науки…
-Чтение наизусть. Слайды с текстом.
-Подведение итогов классом:
Патриот и гражданин М.В. Ломоносов гордится, прежде всего, своей страной, призывает вас, молодое поколение, учить науки и не забывать возвышать Россию!
7.Д.з.: Мини-сочинение «Петр Великий - вечный работник на троне».