Разработка урока по истории на тему Финикия

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Финикия

5 класс

Тип урока - комбинированный

Цели:

  • познакомить учащихся с историей Финикии, ее географическим положением, занятиями населения, вкладом финикийцев в развитие мореплавания и письменности;

  • продолжить формирование умений правильно показывать на карте исторические объекты, читать несложные карты, формулировать несложные выводы, работать с текстом учебника, выделять главное, воспитывать интерес к истории.

Ход урока

I.Организация класса :

-приветствие

- проверка отсутствующих на уроке

II.Проверка д\з :

- актуализация знаний учащихся (учащиеся отвечают, какую тему изучали на прошлом уроке, что было задано на дом, что наиболее запомнилось из параграфа)

- учитель поясняет, что сегодня каждый ученик будет настоящим писателем, автором своего личного исторического сочинения; учащиеся зачитывают свои рассказы о Древнем Иране в соответствии с составленной на уроке «Пирамидой»:

1. Персидская держава (VI век до н. э.).

2. Горы, степи.

3. Коневодство, земледелие, металлообработка.

4. Дарий Первый, «великий царь», жестокий.

5. Сатрапии (области), сатрапы , налоги, страна, разделить.

6. Золото, дворцы, столицы, армия, тысячи, власть.

7. Сила, оружие, доносы, долго, упадок, иноземцы, завоевание.

-фронтальный опрос учащихся :

1.Покажите на карте территорию Древнего Ирана

2.Расскажите о климате и занятиях населения Древнего Ирана

3.Что означает название страны «Иран»?

4.Назовите древнейшее государство на территории Ирана. Кто его завоевал?

5.Какой народ подчинил себе весь Иран, малую Азию, Египет? Когда они создали на этой территории огромную державу?

6.Как звали самого могущественного правителя Персидского государсива?

7. Расскажите об управлении Персидским государством

8.Что вы знаете о религии Древнего Ирана?

- выставление отметок

III.Физминутка:

Учащиеся встают, включается веселая музыка и класс отправляется в полет на самолете в новую неизведанную страну - Древнюю Финикию.

IV. Изучение новой темы

Учитель сообщает тему урока и просит учащихся самостоятельно попробовать сформулировать цель урока.

Учащиеся записывают тему урока и дату в тетрадь. Формулируют цель урока. Учитель обобщает сказанное учащимися и озвучивает цель урока.

Учитель:

-Дорогие ребята, сегодня мы с вами путешественники. Мы прилетели на самолете в Древнюю Финикию. А перед тем, как начать наше путешествие. Я хочу вас кое с чем познакомить. Сегодня утром я получила письмо от царя Египта Псаметиха II. Он узнал, что мы летим в Финикию и попросил нас кое-что разузнать для него.

Учитель читает текст :

-О, сыновья и дочери вельмож, писцов и ремесленников! Пусть поля ваши дают обильные урожаи! Пусть головы ваши наполняются знаниями. Да живет ваш царь вечно и справедливо правит страной!
Я, царь Верхнего и Нижнего Египта, наслышан, что есть такое государство - Финикия. Многие там разности и диковины делают ее умельцы, что корабли их лучшие по всей великой воде, а одежды ярки, как закат, что придумали они, как записать то, что храниться в хранилищах их вельмож. Помогите узнать, где находится эта страна. Чем занимаются ее свободные люди? Правда ли, что они лучшие мореплаватели? Куда и зачем плавают, торгуют ли и чем? Есть ли у них письменность? Задумал я великое дело и нуждаюсь в хороших кораблях и расторопных людях. Разузнайте все, что можно, и сообщите мне.
Царь Верхнего и Нижнего Египта, фараон Псаметих 2.

- Какие же вопросы поставил перед нами фараон?

Учащиеся озвучивают вопросы фараона.

Для того, чтобы помочь фараону мы разделимся на 4 группы и будем собирать нужную ему информацию. Учащиеся делятся на 4 группы. Каждая группа садится в свой автобус и, получив задание, отправляется в своем направлении:

1группа - (п.1 параграфа 21). Рассказать о географическом расположением Финикии и занятиях финикийцев поработав с текстом учебника и картой

2группа - (п.2 параграфа 21). Рассказать о финикийских городах-государствах, показать их на карте

3группа - (п.3 параграфа 21) Рассказать о развитии торговли, о мореплавании и о колониях на побережье Средиземного моря

4группа - (п.4 параграфа 21+ материал для любознательных) Рассказать об изобретениях финикийцев - алфавит, стекло

Работа учащихся в группах с учебником и картой. Поиск ответов на поставленные вопросы.

Учитель:

-Ребята, надеюсь, вы справились со своими заданиями? Предлагаю начать с 1-ой группы.

Учащиеся каждой группы последовательно рассказывают (каждый учащийся по-немногу) о том, что прочитали в учебнике. Делают выводы. Рассказ учащихся сопровождается работой у карты и демонстрацией учителем слайдов презентации по теме. Параллельно учащиеся записывают в тетрадях:

А)Занятия населения: торговля, земледелие, животноводство, ремесло, мореплавание

Б) Крупные финикийские города (Тир, Сидон, Библ, Бейрут)

В) Колония - поселение, основанное на чужой территории (Карфаген)

Г)Алфавит - способ письма, при котором каждая буква соответствует только одному звуку

Учитель:

- Необычайно развилось в Финикии и красильное дело, особенно окраска тканей в пурпурный цвет. Как же добывали пурпурную краску? ныряльщики погружались на дно моря и, рискуя жизнью, добывали маленькие раковины с улитками. Из каждого моллюска выжималась капелька драгоценной жидкости, дававшая возможность окрашивать одежды в различные оттенки пурпурного цвета: розовый, алый, лилово-красный. Ткани, выкрашенные пурпурной краской, сверкали на солнце, они не выгорали и не линяли при стирке. Цена на пурпурные ткани была огромной, поэтому их покупали только очень богатые люди: цари, жрецы, военачальники. В древности пурпур считался цветом царственности.

- Итак, что Финикия дала миру? (пурпурную краску и стекло).

- В удобных для жизни местах, куда доходили корабли финикийцев, они основывали колонии. Что такое колония? (ответ учащихся)

- Поселение росло и превращалось в город. Самой известной колонией финикийцев стал ? (Карфаген)

-Самое великое достижение финикийцев - изобретение алфавита.

- Что побудило финикийцев сделать это изобретение? (Финикийским купцам для успешной торговли необходимо было вести записи. )

- В чем особенность финикийского письма?

  1. Каждый звук, являлся буквой и передавал один звук.

  2. Таких букв было 22. Их запомнить мог каждый. Писать их легко. Буквы были расставлены в определенном порядке. Получился алфавит. Первой буквой алфавита была буква «алеф», или «а», второй - «бет», или «б».

  3. Букв было 22 и все согласные, гласных букв они не придумали.

  4. Писали финикийцы справа налево, а не слева направо, как мы.



IV. Закрепление изученного материала.

А) Заполнить пропуски.

На восточном побережье Средиземного моря находилась ... (Финикия). Финикийцы занимались ... . Самыми крупными городами финикийцев были ..., ... и ... (Библ, Сидон и Тир). В Финикии изобрели прозрачное ... (стекло), ... (алфавит) и пурпурную ... (краску). Финикийцы основали ... (колонии). В Северной Африке финикийцы основали город ... (Карфаген).

V. Физминутка-возвращение домой (включается веселая музыка, учащиеся встают и летят обратно на родину) Во время посадки самолета все предьявляют тетради с написанной темой урока и терминами - паспортный контроль)

Учитель:

Наше путешествие окончено. Вот мы и на Родине. Справились ли вы собрать информацию для фараона Псаметиха II, как вы считаете?

Коллективный экспресс-ответ учащихся фараону

- Начиная со слов «Я написал бы фараону, что …».

VI. Д/з п.22, ответить на вопросы



- Юные сыновья и дочери вельмож, писцов и ремесленников! Пусть поля ваши дают обильные урожаи! Пусть головы ваши наполняются знаниями. Да живет ваш царь вечно-вековечно и справедливо правит страной!
Я, царь Верхнего и Нижнего Египта, наслышан, что есть такое государство - Финикия. Многие там разности и диковины делают ее умельцы, что корабли их лучшие по всей великой воде, а одежды ярки, как закат, что придумали они, как записать то, что храниться в хранилищах их вельмож. Помогите узнать, где находится эта страна. Чем занимаются ее свободные люди? Правда ли, что они лучшие мореплаватели? Куда и зачем плавают, торгуют ли и чем? Есть ли у них письменность? Задумал я великое дело и нуждаюсь в хороших кораблях и расторопных людях. Разузнайте все, что можно, и сообщите мне.


Царь Верхнего и Нижнего Египта, фараон Псаметих II.



© 2010-2022