- Преподавателю
- История
- Урок по истории в 10 классе Русь во время правления Владимира Святославовича
Урок по истории в 10 классе Русь во время правления Владимира Святославовича
Раздел | История |
Класс | 10 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Никишина Е.Ю. |
Дата | 26.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок истории в 10 классе: «Русь во время правления Владимира Святославовича»
Урок в 10 классе: «Русь во время правления Владимира Святославовича».
Цель:
Образовательная: Выяснить, что представляла собой Русь во время правления Владимира 1.
Основные направления внешней и внутренней политики князя.
Сформировать знания о причинах, особенностях, значении принятии христианства на Руси.
Коммуникативная: умение работать в группе, представлять и сообщать материал в письменной и устной форме. Использовать речевые средства для аргументации своей позиции. Обучение сотрудничеству.
Познавательная: В ходе работы над проектом учащиеся самостоятельно овладевают информацией.
Воспитательная: Воспитание патриотизма, любви к родине.
Форма урока: комбинированный.
Организационный момент.
Учитель: На предыдущих уроках мы рассмотрели призвание варягов на Русь, образование Древнерусского государства, дали характеристику деятельности первых русских князей. И сейчас вам предстоит выполнить задание по ранее изученным темам.
Проверка домашнего задания проводится в группах.
Задания для групп:
-
«Государственная деятельность князя Святослава способствовала укреплению национальной государственности, активной защите границ от внешней угрозы». Приведите два аргумента, подтверждающих данную оценку, и два аргумента, опровергающих её.
-
«Государственность на Русь была привнесена извне, варягами (так считают сторонники «норманнской теории»). Приведите два аргумента, подтверждающих данную оценку, и два аргумента, опровергающих её.
-
Перечислите не менее трёх основных задач внешней политики киевских князей.
Приведите не менее трёх примеров важнейших внешнеполитических акций и договоров русских князей.
Эпиграф:
«…Главное право его (Владимира) на вечную славу и благодарность потомства состоит в том, что он поставил россиян на путь истинной веры; но имя великого принадлежит ему и за дела его государственные…». Н.М. Карамзин.
Личность Владимира противоречива. В своих поступках реальный Владимир далёк от того идеализированного образа, который был создан в древнерусской литературе. Тем не менее, он решился на деяния государственного масштаба, которые требовали незаурядной смелости и политической воли. В противоположность своему отцу, князю Святославу, помыслы которого были устремлены к новым завоеваниям, Владимир выступает в роли управителя земли и реформатора. Недаром время правления Владимира 1 считают началом расцвета Древнерусского государства. Владимир укрепил устои княжеской власти, проводил активную внешнюю и внутреннюю политику, а принятие Русью христианства, на многие века, определило развитие исторического процесса одного из самых больших государств Восточной Европы.
Почему Владимира называют реформатором, каковы были основные направления внутренней и внешней политики, в чем состояла суть религиозной реформы, каковы были последствия крещения Руси? Всё это мы узнаем из работы наших творческих групп.
Класс получил опережающее задание - подготовить два проекта «Внутренняя и внешняя политика Владимира Святославовича», «Религиозная реформа Владимира Святославовича».
Итак, «Внутренняя и внешняя политика Владимира Святославовича».
Ребята, по ходу выступления вы в тетрадях записываете основные направления политики князя.
Вопросы к классу после защиты проекта:
- Какие племена присоединил Владимир?
- С кем велись войны в этот период?
- Каким образом он защитил южные рубежи Руси?
- Что представляла собой реформа государственного управления?
Второй проект: «Религиозная реформа Владимира Святославовича»
Вопросы к классу после защиты проекта:
- Назовите дату крещения Руси.
- Перечислите причины крещения.
- Значение крещения.
Работа с текстом.
А сейчас мы с вами будем работать с текстами. У вас на партах лежат тексты, прочитав текст, вы должны ответить на вопросы.
Из «Повести временных лет»: о крещении Руси
Ходили к болгарам [волжским], смотрели, как они молятся в храме, именуемом мечетью, стоят там распоясанные; сделав поклон, сядет и глядит туда и сюда, как безумный, и нет в них веселья, только печаль и смрад великий. Не добр закон их.
И пришли мы к немцам, и видели в храмах их различную службу, но красоты не видели никакой.
И пришли мы в греческую землю, и ввели нас туда, где служат они богу своему, и не знали - на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем мы только, что пребывает там бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. <...>
В 988 году. Пошел Владимир с воинами на Корсунь, город греческий, и заперлись корсуняне в городе. И остановился Владимир на другой стороне города у залива на расстоянии полета стрелы от города... Изнемогали в городе люди, и сказал Владимир горожанам: «Если не сдадитесь, буду стоять больше 3 лет»... По совету корсунянина Анастаса Владимир перекрыл воду, которая шла по трубе в город. Владимир, услыхав это, взглянул на небо и сказал: «Если это сбудется, крещусь сам». Тотчас велел копать поперек труб и перехватил воду. Люди изнемогли от жажды и сдались...
Владимир потребовал от императоров Византии выдать за него замуж их сестру Анну, согласившись принять христианство. ...Епископ Корсунский с попами царицы объявил о крещении и крестил Владимира. Дружина его видела это, и многие крестились... После крещения привели царицу к венцу. Одни, не знающие истины, говорят, что Владимир крестился в Киеве, другие - в Василеве, третьи же иначе говорят...
Владимир пришел в Киев; тотчас велел ниспровергнуть кумиры - одни изрубить, а другие предать огню. А Перуна повелел привязать к хвосту коня и стащить с горы по Боричеву въезду в ручей [Почайну] и приставил 12 мужей толкать Перуна шестами... Когда влекли Перуна по ручью к Днепру, верующие люди оплакивали его...
После этого Владимир послал по всему городу со словами: « Кого не окажется завтра на реке, богатого ли, убогого ли, нищего или раба, тот идет против меня».
Владимир повелел строить церкви и ставить в тех местах, где стояли кумиры. Церковь св. Василия поставил на холме, где стоял кумир Перуна и другие церкви, где приносили жертвы князь и люди. И начал Владимир ставить по городам церкви и попов, а людей заставлял креститься по всем городам и селам.
11 стал брать у нарочитых [знатных] людей их детей и отдавать
их в книжное учение...
Вопросы к документу
-
Сформулируйте причины принятия христианства, а не другой религии.
-
При каких обстоятельствах крестился Владимир?
-
Расскажите о крещении киевлян. Выскажите свое отношение к
выбранным Владимиром методам.
Из «Кратких очерков русской истории» Дмитрия Ивановича Иловайского.
«Сделавшись христианином, Владимир не стремился более к расширению русских пределов, а заботился о том, чтобы обезопасить их от внешних неприятелей, особенно со стороны печенегов. С этой целью князь строил по Днепру и его притокам новые города и населял их военными людьми из северных областей. Кроме того, он нередко выходил в поле со своей храброй дружиной, чтобы отражать набеги северных варваров, или посылал воевод усмирять мятежи и разбои язычников, которые из городов бежали а леса и степи и там собирались в многочисленные шайки. Летописец изображает Владимира христианина князем набожным и ласковым. Он созидал храмы, щедро наделял духовенство доходами и привилегиями, устраивал частные пиры на княжеском дворе для народа, раздавал большую милостыню нищим... Особенно князь любил свою дружину и не жалел для нее имения. С дружиной он советовался о всех предприятиях, о военных делах и земских уставах.»
Вопросы:
1.Как повлияло на князя крещение?
2. Что было сделано Владимиром для укрепления границ?
3. Какую роль играла при князе дружина? Ответьте на вопрос на основании документа и текста учебника.
Мы с вами рассмотрели правление Владимира Святославовича, и теперь, необходимо составить исторический портрет данного правителя, по следующей схеме.
Владимир Святославович
Великий князь киевский( указать время правления)
Основные направления
Характеристика (Содержание, причины)
Итоги, значение
Домашнее задание: параграф 5, закончить исторический портрет.