• Преподавателю
  • История
  • Методическая разработка урока в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС Первобытные собиратели и охотники

Методическая разработка урока в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС Первобытные собиратели и охотники

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Методическая разработка урока истории

в соответствии с требованиями ФГОС».



Учитель: Кыркалов Николай Иольевич

Класс: 5

Учебный курс: Всеобщая история. История Древнего мира.

Раздел: Жизнь первобытных людей.

Тема: Первобытные собиратели и охотники.

№ урока по плану: 4

Дата проведения: 15 сентября 2016 г.

Базовый учебник: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс /М. «Просвещение» 2012.

Тема урока: "Родовые общины собирателей и охотников"

Данный урок является вторым уроком в теме «Первобытные собиратели и охотники»

Содержание темы урока: Расселение древнейших людей и его особенности. Испытание холодом. Освоение пещер. Строительство жилища. Освоение промысла охоты. Охота как основной способ добычи пищи древнейшего человека. Умение сообща достигать цели в охоте. Новые орудия охоты древнейшего человека. Человек разумный: кто он? Родовые общины. Сообщество сородичей. Особенности совместного ведения хозяйства в родовой общине. Распределение обязанностей в родовой общине.

Основные понятия, изучаемые на уроке: ледник, мамонт, охота, рубило, каменный наконечник, лук и стрелы, гарпун, родовая община, сородичи.

Цель урока: познакомить с расселением древнейшего человека, условиями жизни и заня-

тиями первобытных людей, описать портрет древнейшего человека, объяснить, чем занимался, какими орудиями труда пользовался.

Планируемые результаты:

Личностные воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки

Метапредметные развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок.

Предметные развитие умений работать с учебником, овладение понятиями: собирательство, охота, родовая община.

Тип урока: ознакомление с новым материалом

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий):

Исследовать с помощью исторической карты географию расселения первобытных людей.

Называть и характеризовать новые изобретения человека для охоты; новые способы охоты.

Разрабатывать сценарий охоты на крупного зверя.

Выделять признаки родовой общины

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах.

Средства обучения: проектор, презентация, учебник, рабочие тетради, доска на задней стене кабинета

План урока

Прошли сотни тысяч лет, на земле началось похолодание. Зимы стали длинными и морозными. В горах образовались огромные ледники - многометровые толщи льда (запись в тетрадь). Огромный ледяной панцирь накрывал землю шаг за шагом. К югу от кромки ледника протянулись холодные степи, напоминающие современную тундру. Теплолюбивые животные вымерли либо ушли на юг в теплые части Азии и Африки. Появились слоны с длинной рыжей шерстью - мамонты (запись в тетрадь), сильные и огромные животные, охотиться на которых было очень трудно и опасно. Нашим предкам угрожало вымирание, они должны были спрятаться в Африке, на своей родине. Но нет, люди не только выжили во время ледника, но и заселили территории с более холодным климатом, проникли в Европу, Азию, Америку, Австралию.

Учитель: Животные вымерли, а люди нет. Почему?

Предположите, как же им это удалось?

Проблема урока: Мы не знаем, что помогло людям выжить?

Учитель: Что нужно сделать, чтобы решить эту проблему?

Цель: выяснить, почему это произошло?

Учитель: Что нам может помочь в этом?

Средства: учебник, рассказ учителя, интернет…

Действия: что нужно сделать для решения проблемы?

1.Ученики смотрят слайд презентации и записывают в тетрадь определения

2.Ученики вместе с учителем формулируют противоречие (животные вымерли- люди выжили), выдвигают версии ответа на поставленный учителем вопрос, формулируют проблему урока, цель урока, средства, необходимые для достижения цели урока и действия.

Коммуникативные УУД.

Уметь строить речевые высказывания.

Регулятивные УУД.

Уметь самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель, составлять план решения проблемы.

4.Этап изучения блока новой учебной информации.

Тема урока "Родовые общины охотников и собирателей"

Чтобы правильно ответить на этот вопрос Что помогло людям выжить в суровых условиях?», поработаем с учебником

Инструкция учителя на слайде презентации

1 группа: параграф 2 пункт 1 ( с. 12. - Новые орудия и способы охоты.

2 группа: параграф 2 пункт 2 - Родовые общины.

3 группа: параграф 2 пункт 3 - Лук и стрелы.

Прочитайте текст пункта учебника и обсудив в парах, ответьте на вопрос: что помогло первобытным людям выжить в суровых условиях?

Ученики записывают тему урока в тетрадь.

Получают инструкцию по работе от учителя и самостоятельно работаю с учебным материалом, отвечая на вопрос: что помогло первобытным людям выжить в суровых условиях.

Познавательные УУД.

Уметь находить достоверную информацию, необходимую для решения учебной задачи.

Уметь добывать новые знания используя текст учебника. Уметь анализировать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи.

Уметь преобразовывать информацию из одного вида в другой.

Коммуникативные УУД.

Уметь работать в парах.

Регулятивные УУД.

Уметь применять свои знания на практике.

5.Этап осмысления и применения знаний и способов деятельности.

Учитель заслушивает ответы учеников, дополняет их ответы, сопровождая рассказ слайдами презентации, а также выполняя фронтально с учащимися задания на применение полученных знаний.

Решение проблемы:

Что же помогло людям выжить в тяжелых условиях?

- приспособление к природе (огонь, одежда, пещеры);

- новые изобретения (орудия труда, способы охоты);

- взаимопомощь (родовые общины)

Ученики поработав с текстом учебника и обсудив этот вопрос в парах, формулируют ответы на поставленный учителем вопрос. В ходе ответов учащихся и дополнений учителя записывают определения в тетрадь, отвечают на дополнительные вопросы учителя. После отчетов групп, выполняют фронтально задания в рабочих тетрадях.

После выполнения заданий учитель возвращает учащихся к проблемному вопросу урока и предлагает учащимся с помощью шаблона на слайде составить полные ответы на вопрос.

Коммуникативные УУД.

Уметь работать в парах. Уметь слушать и понимать сверстников и учителя. Уметь строить речевые высказывания

Регулятивные УУД.

Уметь применять свои знания на практике. Уметь сверять свои действия с целью и, при необходимости, самостоятельно исправлять ошибки.

6.Рефлексивно-аналитический этап

Рефлексия: что мы выяснили с вами на уроке? Что изменило жизнь первобытных людей?

Учитель предлагает учащимся решить кроссворд в рабочей тетради «Первобытные охотники и собиратели)

Ученики отвечают на вопросы учителя, используя изученный на уроке материал, а также применяют знания в новой учебной ситуации, решая кроссворд в рабочей тетради.

Регулятивные УУД.

Уметь применять свои знания на практике. Уметь сверять свои действия с целью и, при необходимости, самостоятельно исправлять ошибки.

Личностные УУД.

Уметь оценивать себя на основе критерия успешности учебной деятельности. Аргументированно оценивать свои и чужие поступки, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности.

Коммуникативные УУД.

Уметь слушать и понимать сверстников и учителя. Уметь строить речевые высказывания

7.Домашнее задание

Инструктаж учителя:

Инвариантное:

Параграф 2 ответить на вопросы 1, 2. 3

Вариативное:

- в. 4 к параграфу 2: подготовьте рассказ по рисунку на с. 12 учебника «Охота на диких козлов»

- используя ресурсы интернета подготовить сообщение о находках мамонтов на территории нашей страны

Ученики записывают домашнее задание, задают вопросы при необходимости

Коммуникативные УУД.

Уметь понимать учителя, строить вопросы.



© 2010-2022