- Преподавателю
- История
- Рабочая программа по подготовке к ЕГЭ по истории (11 класс)
Рабочая программа по подготовке к ЕГЭ по истории (11 класс)
Раздел | История |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Карева К.В. |
Дата | 22.12.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Курганская областная школа дистанционного обучения»
РАССМОТРЕНО ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
на заседании ШМО на заседании Директор школы
учителей Методического совета Приказ № ____
истории, школы от «__» «___» 20__г.
Обществознания Протокол № ___
Протокол № ____ от «___» «_____» 20__г.
от «___» «_____» 20__ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ПО ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ ПО ИСТОРИИ
11 КЛАСС
Составители:
Карева Ксения Владимировна, учитель обществознания
2016 г.
СОДЕРЖАНИЕ
|
| Стр. |
1 | Пояснительная записка |
|
2 | Требования к уровню подготовки |
|
3 | Учебно-тематический план |
|
4 | Содержание тем рабочей программы |
|
5 | Контроль уровня обученности |
|
6 | Перечень литературы и средств обучения |
|
7 | Календарно-тематическое планирование |
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса подготовки к ЕГЭ по истории составлена на основе Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена по истории за 2016 год, подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «Федеральный институт педагогических измерений».
Цель рабочей программы:
осуществить качественную подготовку выпускников 11-класса к сдаче единого государственного экзамена по истории.
Учебный план школы отводит 34 часа для изучения данного курса, из расчета 1 раз в неделю.
При реализации программы учитываются следующие особенности обучающихся:
-
разная скорость высших психических процессов;
-
снижены темповые характеристики деятельности;
-
возможности социального взаимодействия сужены.
Рабочая программа реализуется с использованием дистанционных образовательных технологий в малых группах, а также с каждым обучающимся посредством сети Интернет с использованием ipтехнологии (Skype).
Исходя из особенностей обучающихся, при реализации данной рабочей программы используются следующие методы обучения:
-
объяснительно-иллюстративный
-
репродуктивный
-
метод проблемного изложения
-
частично-поисковый
При реализации рабочей программы также используется технология личностно-ориентированного обучения.
Итоговый контроль проводится в форме контрольной работы. Материалы контроля представлены в приложении.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Для исторического образования приоритетным можно считать развитие умения
- самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность
(от постановки цели до получения и оценки результата);
-
использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
-
определять сущностные характеристики изучаемого объекта,
-
самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.
Большую значимость на этой ступени исторического образования приобретает информационно- коммуникативная деятельность учащихся, в рамках которой развиваются умения и навыки
-
поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;
-
извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);
-
отделения основной информации от второстепенной;
-
критического оценивания достоверности полученной информации;
-
передачи содержания информации адекватно поставленной цели ( сжато, полно, выборочно);
-
перевода информации из одной знаковой системы в другую ( из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.);
-
выбора знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации.
Учащиеся должны уметь
- развернуто обосновывать суждения, давать определения;
- приводить доказательства ( в том числе от противного);
- объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах;
- владеть основными видами публичных выступлений ( высказывания, монолог, дискуссия, полемика);
- следовать этическим нормам и правилам ведения диалога ( диспута).
С учетом специфики целей и содержания предвузовской подготовки существенно возрастают требования к рефлексивной деятельности учащихся, в том числе к объективному оцениванию своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, способности и готовности учитывать мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, понимать ценность образования как средства развития культуры личности.
Историческое образование играет важную роль в формировании умения
-
формулировать свои мировоззренческие взгляды,
-
осознанно определять свою национальную, социальную, конфессиональную принадлежность, собственное отношение к явлениям современной жизни, свою гражданскую позицию.
Дистанционные модули
-
Белоус Н.А. Прагматическая реализация коммуникативных стратегий в конфликтном дискурсе (Электронный ресурс) Мир лингвистики и коммуникации: электрон. научн. журн. 2006. N4. URL:tverlingua.by.ru/archive/005/5_3_1.htm (дата обращения: 15.12.2007).
-
Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления (Электронный ресурс): издание официальное. М.: Стандартинформ, 2008. URL:protect.gost.ru/document.aspx?control=7&id=173511 (дата обращения: 05.10.2008).
-
Библиография по социальным и гуманитарным наукам, 1993-1995 (Электронный ресурс)
-
Ин-т науч. информ. По обществ. наукам (ИНИОН). М., 1995. 1электрон. опт. диск (CD-ROM).
-
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля (Электронный ресурс): подгот. по2-му печ. изд. 1880-1882гг. М.: ACT и др.: 1998. 1электрон. опт. диск (CD-ROM).
-
Дрешер Ю.Н. Внедрение информационных технологий и системы управления качеством в библиотечно-информационное производство (Электронный ресурс)// Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса: 12междунар. конф. «Крым - 2005», Судак, 4-12июня 2005г. URL:gpntb.ru/win/inter-events/crimea2005/disk/163.pdf (дата обращения: 24.12.2007).
Средства дистанционного обучения:
1. компьютер,
-
видеокамера,
-
сканер,
-
электронные учебные пособия для 6-9 классов,
-
электронные курсы для 7, 8, 9 классов,
-
учебные презентации,
-
тренинговые компьютерные программы,
-
контрольно-тестирующие комплекты,
-
учебные видеофильмы,
-
аудиозаписи.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
В результате подготовки к ЕГЭ по истории ученик должен
знать/понимать
• основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;
• периодизацию всемирной и отечественной истории;
• современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
• историческую обусловленность современных общественных процессов;
• особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
уметь
• проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
• критически анализировать источник исторической информации ( характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
• анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах ( текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
• различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
• устанавливать причинно- следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
• участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
• представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
• использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
• соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
• осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п\п | Тема | Кол-во часов | Теория | В том числе: | |
|
|
|
| Практические работы | Контрольные работы |
1 | Введение | 1 | 1 | - | - |
2 | Древность и Средневековье | 9 | 9 | - | - |
3 | Новое время | 12 | 12 | - | - |
4 | Новейшая история | 11 | 11 | - | - |
5 | Итоговая контрольная работа | 1 | - | - | 1 |
| ИТОГО: | 34 | 33 | - | 1 |
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Тема № 1. Введение (1 час).
Знакомство с Демо-версией, кодификатором.
Входной тест.
Раздел № 1. Древность и Средневековье (9 часов)
Народы и древнейшие государства на территории России. Восточнославянские племена и их соседи. Занятия, общественный строй, верования восточных славян. Русь в IX - начале XII в. Возникновение государственности у восточных славян. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства. Категории населения. «Русская Правда». Международные связи Древней Руси.Культура Древней Руси. Христианская культура и языческие традиции.Русские земли и княжества в XII - середине XV в. Причины распада Древнерусского государства. Крупнейшие земли и княжества. Монархии и республики. Монгольское завоевание. Образование монгольского государства. Русь и Орда. Экспансия с Запада. Москва как центр объединения русских земель. Политика московских князей. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и освобождения от ордынского владычества. Восстановление экономики русских земель. Колонизация Северо-Восточной Руси. Формы землевладения и категории населения. Русский город. Культурное развитие русских земель и княжеств. Российское государство во второй половине XV-XVII в. Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Становление органов центральной власти. Свержение ордынского ига. Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения. Установление царской власти. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-представительной монархии. Опричнина. Закрепощение крестьян. Расширение территории России в XVI в.: завоевания и колонизационные процессы. Ливонская война. Формирование национального самосознания. Развитие культуры народов России в XV-XVII вв. Усиление светских элементов в русской культуре XVII в.Смута. Социальные движения в России в начале XVII в. Борьба с Речью Посполитой и со Швецией. Ликвидация последствий Смуты. Первые Романовы.Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Юридическое оформление крепостного права. Церковный раскол. Социальные движения XVII в.
В ходе изучения темы учащийся должен
Знать/ понимать:
-
основные факты, процессы и явления изучаемого периода;
-
периодизацию древней и средневековой истории России;
-
современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной истории указанного периода;
-
основную терминологию;
Уметь:
- проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
- осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства, цели его создания, степень достоверности);
- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
- использовать принципы причинно-следственного, структурно-функционального, временнόго и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений;
-систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях исторического процесса;
- представлять результаты историко-познавательной деятельности в свободной форме с ориентацией на заданные параметры деятельности;
- использовать исторические сведения для аргументации в ходе выполнения письменных заданий.
Раздел № 2. Новое время (12 часов)
Россия в XVIII - середине XIX в. Петровские преобразования. Абсолютизм. Формирование чиновничье-бюрократического аппарата. Традиционные порядки и крепостничество в условиях развертывания модернизации. Северная война. Провозглашение Российской империи. «Просвещенный абсолютизм». Законодательное оформление сословного строя. Особенности экономики России в XVIII - первой половине XIX в.: господство крепостного права и зарождение капиталистических отношений. Начало промышленного переворота. Превращение России в мировую державу в XVIII в. Русское просвещение. Культура народов России и ее связь с европейской и мировой культурой XVIII - первой половины XIX в. Консерваторы. Славянофилы и западники. Русский утопический социализм. Правовые реформы и мероприятия по укреплению абсолютизма в первой половине XIX в. Отечественная война 1812 г. Движение декабристов. Имперская внешняя политика самодержавия. Крымская война и ее последствия для страны. Россия во второй половине XIX - начале ХХ в. Реформы 1860-1870-х гг. Политика контрреформ. Капиталистические отношения в промышленности и сельском хозяйстве. Роль государства в экономической жизни страны. Нарастание экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации. Реформы С.Ю. Витте. Восточный вопрос во внешней политике Российской империи. Россия в системе военно-политических союзов Русско-японская
война. Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков. Духовная жизнь российского общества во второй половине XIX - начале ХХв. Критический реализм. Русский авангард. Развитие науки и системы образования.Революция 1905-1907 гг. Становление российского парламентаризма. Либерально-демократические, радикальные, националистические движения. Реформы П. А. Столыпина.
В ходе изучения темы учащийся должен
Знать/ понимать:
-
основные факты, процессы и явления изучаемого периода;
-
периодизацию истории России нового времени;
-
современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной истории указанного периода;
-
основную терминологию;
Уметь:
- проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
- осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства, цели его создания, степень достоверности);
- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
- использовать принципы причинно-следственного, структурно-функционального, временнόго и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений;
-систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях исторического процесса;
- представлять результаты историко-познавательной деятельности в свободной форме с ориентацией на заданные параметры деятельности;
- использовать исторические сведения для аргументации в ходе выполнения письменных заданий.
Раздел № 3. Новейшая история (11 часов)
Россия в Первой мировой войне. Влияние войны на российское общество. Революция 1917 г. Временное правительство и Советы. Политическая тактика большевиков, их приход к власти. Первые декреты советской власти. Учредительное собрание. Гражданская война и иностранная интервенция. Политические программы участвующих сторон. Политика «военного коммунизма». Итоги Гражданской войны. Переход к новой экономической политике. СССР в 1922-1991 гг. Образование СССР. Выбор путей объединения. Национально- государственное строительство. Партийные дискуссии о путях и методах построения социализма в СССР. Культ личности И.В. Сталина.
Массовые репрессии. Конституция СССР 1936г. Причины свертывания новой экономической политики. Индустриализация, коллективизация. Идеологические основы советского общества и культура в 1920-1930-х гг. «Культурная революция». Ликвидация неграмотности, создание системы образования. Внешнеполитическая стратегия СССР в 1920-1930-х гг. СССР накануне Великой Отечественной войны. Причины, этапы Великой Отечественной войны. Героизм советских людей в годы войны. Партизанское движение. Тыл в годы войны. Идеология и культура в годы войны. СССР в антигитлеровской коалиции. Итоги Великой Отечественной войны. Роль СССР во Второй мировой войне и решение вопросов о послевоенном устройстве мира. Восстановление хозяйства. Идеологические кампании конца 1940-х гг. Холодная война. Военно-политические союзы в послевоенной системе международных отношений. Формирование мировой социалистической системы. XX съезд КПСС и осуждение культа личности. Экономические реформы 1950-1960-х гг., причины их неудач. Замедление экономического роста. «Застой» как проявление кризиса советской модели развития. Конституционное закрепление руководящей роли КПСС. Конституция СССР 1977 г.Попытки модернизации советской экономики и политической системы в 1980-х гг. «Перестройка» и «гласность». Формирование многопартийности СССР в мировых и региональных кризисах и конфликтах после Второй мировой войны. Политика «разрядки». «Новое политическое мышление». Распад мировой социалистической системы. Особенности развития советской культуры в 1950-1980-х гг. Российская Федерация. Кризис власти: последствия неудачи политики «перестройки». Августовские события 1991 г. Беловежские соглашения 1991 г. и распад СССР. Политический кризис сентября - октября 1993 г. Принятие Конституции Российской Федерации 1993 г. Общественно-политическое развитие России во второй половине 1990-х гг. Политические партии и движения Российской Федерации. Российская Федерация и страны - участницы Содружества Независимых Государств. Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия. Российская Федерация в 2000-2012 гг.: основные тенденции социально-экономического и общественно-политического развития страны на современном этапе. В.В. Путин. Д.А. Медведев. Россия в мировых интеграционных процессах и формирующейся современной международно-правовой системе. Современная российская культура.
В ходе изучения темы учащийся должен
Знать/ понимать:
-
основные факты, процессы и явления изучаемого периода;
-
периодизацию истории России новейшего времени;
-
современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной истории указанного периода;
-
основную терминологию;
Уметь:
- проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
- осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства, цели его создания, степень достоверности);
- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
- использовать принципы причинно-следственного, структурно-функционального, временнόго и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений;
-систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях исторического процесса;
- представлять результаты историко-познавательной деятельности в свободной форме с ориентацией на заданные параметры деятельности;
- использовать исторические сведения для аргументации в ходе выполнения письменных заданий.
Итоговая контрольная работа (1 час).
КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ
Входной тест.
1. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите, какое из названных событий связано в народной памяти с именем князя Владимира. «Но если о Владимире молчат летописи, то его восторженно воспевает фольклор, а это высшая оценка, которую мог получить тогда политический деятель. Владимир Красное Солнышко навечно остался в народной памяти.
Ещё вчера киевлянин с удивлением взирал на чудеса Константинополя, а назавтра видел нечто близкое в Киеве».
1) основание Киева
2) крещение Руси
3) призвание варягов
-
разгром печенегов
2. Как называется общерусский летописный свод, содержащий сведения о жизни славян и их соседей в древности?
1) «Поучение детям»
2) «Русская правда»
3) «Соборное Уложение»
4) «Повесть временных лет»
3. Кто из русских князей в годы своего правления в Киеве сумел прекратить
княжеские междоусобицы и на время приостановить распад Древнерусского
государства?
1) Владимир Красное Солнышко
2) Олег Вещий
3) Владимир Мономах
4) Александр Невский
4. Под именем «собирателя русских земель» вошёл в историю князь
1) Иван Калита
2) Юрий Долгорукий
3) Андрей Боголюбский
-
Ярослав Мудрый
5. Что из названного относится к непосредственным результатам победы
русских войск на Куликовом поле?
1) завершение объединения русских земель и создание единого государства
2) утрата московскими князьями права на великое княжение
3) превращение Москвы в центр освободительной борьбы против
ордынского владычества
-
укрепление позиций союзников Орды - рязанских князей
6.Прочтите отрывок из сочинения историка В.О. Ключевского и укажите, с именем какого князя связаны указанные нововведения. «…Князь нашел, что теперь ему не пригоже называться в правительственных актах просто государем великим князем, а начал писаться в церковной книжной форме: "…Божиею милостью государь всея Руси". К этому титулу
как историческое его оправдание привешивается длинный ряд географических
эпитетов, обозначавших новые пределы Московского государства: "Государь
всея Руси и великий князь Владимирский, и Московский, и Новгородский…, и
Тверской, и Пермский, и Югорский, и Болгарский, и иных", т.е. земель…».
1) Василия III
2) Ивана Калиты
3) Дмитрия Донского
-
Ивана III
7. Русские города в XIV - XV вв. поддерживали усилия великих князей по объединению русских земель потому, что в результате этой политики
1) прекращались усобицы, разорявшие города
2) в городах вводилось самоуправление
3) города освобождались от уплаты налогов
-
города получали право распоряжаться государственной казной
8. Кто из названных лиц руководил ополчениями 1611 - 1612 гг. во время
Смуты?
1) Иван Сусанин
2) Иван Болотников
3) Степан Разин
-
Козьма Минин
9.
Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите город, в котором состоялся описанный конгресс.
«Вскоре после низвержения Наполеона… в сентябре 1814 года состоялся международный конгресс. Здесь собралось 216 глав государств, 450 дипломатов и официальных лиц в сопровождении многочисленного
персонала. Главную роль на конгрессе играли, конечно, страны-победительницы - Россия, Великобритания, Австрия и Пруссия…Наибольшие споры вызывали вопросы, вызванные территориальными притязаниями европейских держав, и прежде всего, раздел королевства
Саксонии и герцогства Варшавского».
1) Санкт-Петербург
2) Лондон
3) Вена
-
Париж
10. Прочтите отрывок из исторического источника и укажите государственное
учреждение, о котором идёт речь.
«Государство Российское созидалось и крепло неразрывным единением Царя
с народом и народа с Царём. (...) Ныне настало время, следуя благим
начинаниям... призвать выборных людей от всей земли Русской к
постоянному и деятельному участию в составлении законов, включив для сего
в состав высших государственных учреждений особое законосовещательное
установление, коему предоставляется предварительная разработка и
обсуждение законодательных предположений и рассмотрение росписи
государственных доходов и расходов».
1) Государственная Дума
2) Государственный Совет
3) Кабинет Министров
-
Верховный тайный совет
11. Кто из названных учёных начала ХХ в. был основоположником
ракетостроения?
1) В.И. Вернадский
2) И.И. Мечников
3) И.П. Павлов
-
К.Э. Циолковский
ОТВЕТЫ:
-
2
-
4
-
3
-
1
-
3
-
4
-
1
-
4
-
3
-
1
-
4
Итоговая контрольная работа.
ОТВЕТЫ:
ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Сайты, которые будут полезны для подготовки к ЕГЭ по истории.
-
ege.edu.ru/
-
ege.ru/
-
ctege.info/
-
fipi.ru/
-
4ege.ru/
-
reshuege.ru/
-
gotovkege.ru/
-
ege.yandex.ru/social/
-
учисьучись.рф/testing/8/
-
egewin.ru/testy-ege
-
resolventa.ru/demo/obsh/demoegeobsh.htm
-
youtube.com/watch?v=cDGqOfy5pMU
-
sdavayka.ru/ege/2/
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Раздел № 1. Древность и Средневековье (9 часов)
2
Народы и древнейшие государства на территории России. Восточнославянские племена и их соседи. Занятия, общественный строй, верования восточных славян.
1
3
Русь в IX - начале XII в. Возникновение государственности у восточных славян. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства. Категории населения. «Русская Правда». Международные связи Древней Руси.Культура Древней Руси. Христианская культура и языческие традиции.
1
4
Русские земли и княжества в XII - середине XV в. Причины распада Древнерусского государства. Крупнейшие земли и княжества. Монархии и республики. Монгольское завоевание. Образование монгольского государства. Русь и Орда. Экспансия с Запада.
1
5
Москва как центр объединения русских земель. Политика московских князей. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и освобождения от ордынского владычества
Восстановление экономики русских земель. Колонизация Северо-Восточной Руси. Формы землевладения и категории населения. Русский город. Культурное развитие русских земель и княжеств.
1
6
Российское государство во второй половине XV-XVII в. Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Становление органов центральной власти. Свержение ордынского ига.
1
7
Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения. Установление царской власти. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-представительной монархии. Опричнина. Закрепощение
крестьян. Расширение территории России в XVI в.: завоевания и колонизационные процессы. Ливонская война.
1
8
Формирование национального самосознания. Развитие культуры народов России в XV-XVII вв. Усиление светских элементов в
русской культуре XVII в.
9
Смута. Социальные движения в России в начале XVII в. Борьба с Речью Посполитой и со Швецией. Ликвидация последствий Смуты. Первые Романовы.
1
10
Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Юридическое оформление крепостного права. Церковный раскол. Социальные движения
XVII в.
1
Раздел № 2. Новое время (12 часов)
11
Россия в XVIII - середине XIX в. Петровские преобразования. Абсолютизм. Формирование чиновничье-бюрократического
аппарата. Традиционные порядки и крепостничество в условиях развертывания модернизации. Северная война.
Провозглашение Российской империи.
1
12
«Просвещенный абсолютизм». Законодательное оформление сословного строя. Особенности экономики России в XVIII - первой половине XIX в.: господство крепостного права и зарождение капиталистических отношений. Начало промышленного переворота.
1
13
Превращение России в мировую державу в XVIII в.
1
14
Русское просвещение. Культура народов России и ее связь с европейской и мировой культурой XVIII - первой половины XIX в. Консерваторы. Славянофилы и западники. Русский утопический социализм.
1
15
Правовые реформы и мероприятия по укреплению абсолютизма в первой половине XIX в.
1
16
Отечественная война 1812 г.
1
17
Движение декабристов.
1
18
Имперская внешняя политика самодержавия. Крымская война
и ее последствия для страны.
1
19
Россия во второй половине XIX - начале ХХ в. Реформы 1860-1870-х гг. Политика контрреформ. Капиталистические отношения в промышленности и сельском хозяйстве. Роль государства в экономической жизни страны. Нарастание экономических и социальных
противоречий в условиях форсированной модернизации. Реформы С.Ю. Витте.
1
20
Восточный вопрос во внешней политике Российской империи. Россия в системе военно-политических союзов Русско-японская
война.
1
21
Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков. Духовная жизнь российского общества во второй половине XIX - начале ХХв. Критический реализм. Русский авангард. Развитие науки и системы образования.
1
22
Революция 1905-1907 гг. Становление российского парламентаризма. Либерально-демократические, радикальные, националистические движения. Реформы П. А. Столыпина.
1
Раздел № 3. Новейшая история (11 часов)
23
Россия в Первой мировой войне. Влияние войны
на российское общество.
1
24
Революция 1917 г. Временное правительство и
Советы. Политическая тактика большевиков,
их приход к власти. Первые декреты советской
власти. Учредительное собрание. Гражданская
война и иностранная интервенция. Политические
программы участвующих сторон. Политика
«военного коммунизма». Итоги Гражданской
войны. Переход к новой экономической политике.
1
25
СССР в 1922-1991 гг. Образование СССР. Выбор
путей объединения. Национально- государственное
строительство.
1
26
Партийные дискуссии о путях и методах построения социализма в СССР. Культ личности И.В. Сталина.
Массовые репрессии. Конституция СССР 1936г. Причины свертывания новой экономической политики.
Индустриализация, коллективизация. Идеологические основы советского общества и культура в 1920-1930-х гг. «Культурная революция». Ликвидация неграмотности, создание системы образования.
1
27
Внешнеполитическая стратегия СССР в 1920-1930-х гг. СССР накануне Великой Отечественной войны. Причины, этапы Великой Отечественной войны. Героизм советских людей в годы войны. Партизанское движение. Тыл в годы войны. Идеология и культура в годы войны. СССР в антигитлеровской коалиции. Итоги Великой Отечественной войны. Роль СССР во
Второй мировой войне и решение вопросов о послевоенном устройстве мира.
1
28
Восстановление хозяйства. Идеологические кампании конца 1940-х гг. Холодная война. Военно-политические союзы в послевоенной системе международных отношений. Формирование мировой социалистической системы. XX съезд КПСС и осуждение культа личности. Экономические реформы 1950-1960-х гг., причины их неудач. Замедление экономического роста.
1
29
«Застой» как проявление кризиса советской модели раз-
вития. Конституционное закрепление руководящей ро-
ли КПСС. Конституция СССР 1977 г.Попытки модернизации советской экономики и полити-
ческой системы в 1980-х гг. «Перестройка» и «глас-
ность». Формирование многопартийностиСССР в мировых и региональных кризисах и конфликтах после Второй мировой войны. Политика «разрядки». «Новое политическое мышление». Распад мировой социалистической системы
1
30
Особенности развития советской культуры в 1950-
1980-х гг.
1
31
Российская ФедерацияКризис власти: последствия неудачи политики «перестройки». Августовские события 1991 г. Беловежские
соглашения 1991 г. и распад СССР. Политический кризис сентября - октября 1993 г. При-
нятие Конституции Российской Федерации 1993 г. Общественно-политическое развитие России во второй половине 1990-х гг. Политические партии и движения Российской Федерации. Российская Федерация и страны - участницы Содружества Независимых Государств. Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия.
1
32
Российская Федерация в 2000-2012 гг.: основные тенденции социально-экономического и общественно-политического развития страны на современном этапе. В.В. Путин. Д.А. Медведев. Россия в мировых интеграционных процессах и формирующейся современной международно-правовой системе
1
33
Современная российская культура
1
34
Итоговая контрольная работа.
1