Рабочая программа по истории для 5 класса (под ред. А. А. Вигасина)

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Рассмотрено»

Руководитель МО:

____________/Потапова Т.В./

Протокол № ___

от «__»____________20___г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МОУ-СОШ с.Дьяковка: ______________/Алексеева Е.А./

«__»____________20___г.


«Утверждаю»

Директор МОУ-СОШ с.Дьяковка:

________________/ Мечикова О.В./

Приказ № ____

от «__»_________________20__г








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА


Пономаревой Евгении Алексеевны

без категории



по истории для 5 класса






Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____

от «__»_______20__ г.









2015 - 2016 учебный год

Пояснительная записка

Особенность по отношению к ФГОС


Данная рабочая программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Концепция программы


Предлагаемая рабочая программа создана с учетом концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности и гражданина России, и планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Общие цели обучения


Образовательная, развивающая и воспитательная цели обучения английскому языку реализуются в процессе формирования, совершенствования и развития межкультурной коммуникативной компетенции в единстве ее составляющих.

Основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики, структуры программы


В качестве основных принципов отбора материала можно выделить следующие: доступность, последовательность, соответствие возрастным особенностям и интересам обучающихся, коммуникативная направленность. В соответствии с сюжетным замыслом уроки объединены в разделы. Разделы содержат разное количество уроков и соответствуют четырем учебным четвертям.

В данной программе при отборе фактов и явлений, основным критерием явилась их значимость в историческом процессе, в развитии мировой культуры. Исходя из задачи курса - формировать историческое мышление - дается представление об общем и особенном при характеристике древних обществ, а так же представление о том, чем Древний мир отличается от современного. В соответствии с давней историографической и дидактической традицией программа предусматривает знакомство с образцами свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.

Общая характеристика учебного предмета, курса

История входит в образовательную область - история и обществознание.

Рабочая программа по истории Древнего мира составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. и авторской программы под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера и др. «Всеобщая история, 5-9 кл», издательство «Просвещение», 2011 г., опирается на Стандарт основного общего образования по истории, Федеральную примерную программу по истории и Образовательную программу школы. В программе отражена специфика преподавания предмета в условия введения нового государственного стандарта.

Цель:

- освоение значимости периода древности, Античности в истории народов мира, их места в истории мировой цивилизации.

Задачи:

 усвоение системы знаний об общечеловеческих гуманистических ценностях, и как следствие этого - формирование гуманистической направленности личности,

 формирование представлений об истории Древнего мира как части общемирового исторического процесса;

 показ взаимодействия человека с окружающей природной средой, движение человечества от первобытности к цивилизации;

 развитие у учащихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в различных ситуациях.

Общая характеристика учебного процесса


Основные образовательные технологии:

  1. Личностно - ориентированный подход

  2. Здоровьесберегающая технология

  3. Коммуникативно - ориентированное обучение

  4. Развивающее обучение

  5. Проектная технология

  6. Деятельностный подход

  7. Игровые технологии

  8. Информационно-коммуникативные технологии

Методы обучения:

  1. объяснительно-иллюстративный (рассказ, работа с литературой и т. п.);

  2. игровой

  3. репродуктивный;

  4. проблемного изложения;

  5. частично-поисковый (либо эвристический);

  6. исследовательский.

Формы обучения:

  1. познавательные уроки

  2. тестирование;

  3. моделирование жизненных ситуаций

  4. викторины

  5. урок-экскурсия в прошлое

  6. комбинированные уроки

Режим занятий:

Уроки проводятся 2 часа в неделю с продолжительностью 45 минут.


Описание места учебного предмета, курса в учебном плане


История входит в образовательную область - история и обществознание.

В МОУ-СОШ с.Дьяковка на изучение истории в соответствии с учебным планом в основной школе отводится 2 часа в неделю. Общее количество учебных часов составляет - 70.

Срок реализации программы - 1 год. Возможна корректировка программы по объективным причинам.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса

Личностными результатами изучения курса «История Древнего мира» являются:

 понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;

 осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

 формирование у учащихся ярких, эмоционально окрашенных образов исторических эпох;

 складывание представлений о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого;

 освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека.

Метапредметными результатами изучения курса являются:

 способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, игровую, общественную и др.;

 владение умениями работать с учебной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой план );

 способность решать познавательные, творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, проект и др.);

 готовность к сотрудничеству, групповой, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.

Предметными результатами изучения курса истории являются:

 освоение первоначальных сведений об историческом пути народов, стран и человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества;

 владение базовым понятийным аппаратом исторического знания;

 умение правильно употреблять и объяснять исторические термины, понятия, крылатые выражения;

 владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи;

 первоначальные умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

 расширение опыта оценочной деятельности на основе изучения явлений, событий, личностей, высказывая при этом собственные суждения с использованием в своей речи основных исторических терминов и понятий;

 составление, описание важнейших памятников культуры народов Древнего Востока, Греции, Рима, выражение своего отношения к ним;

 понимание вклада древних народов в мировую культуру.

Требования к уровню подготовки

К важнейшим результатам изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:

1. Знание хронологии, работа с хронологией:

• указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории;

• применять счет лет в истории, соотносить год с веком, век с тысячелетием, оперировать историческими датами, в том числе относящимися к периоду до Рождества Христова, определять последовательность и длительность важнейших исторических событий.

2. Знание исторических фактов, работа с фактами:

• характеризовать место, обстоятельства участников, результаты важнейших исторических событий.

3. Работа с историческими источниками:

• читать историческую карту с опорой на легенду, определять и показывать местоположение историко-географических объектов;

• проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);

• сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различие.

4. Описание (реконструкция):

• рассказывать (в связной монологической форме) или письменно об исторических событиях, их участниках или исторических деятелях на основе 2-3 источников исторических знаний;

• характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;

• на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы и т.д. составлять описание важнейших памятников культуры народов Древнего Востока, Греции, Рима, выражать свое отношение к ним; характеризовать вклад древних народов в мировую культуру.

5. Анализ, объяснение:

• различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);

• называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;

• раскрывать смысл, значение исторических терминов, понятий, крылатых выражений;

• сравнивать природные условия, факты, события, личности, а также исторические явления в странах Древнего Востока, Греции, Рима, выделяя сходство и различия;

• излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

6. Работа с версиями, оценками:

• давать оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения с использованием в своей речи основных исторических терминов и понятий;

• оценивать исторический вклад народов древности в мировую историю.

7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

• использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми.

Требования к подготовке учащихся по истории в полном объеме совпадают с требованиями ФГОС и авторской программой.

Содержание тем учебного курса


Учебно - тематический план


№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

В том числе на:

Контрольные работы

1

Введение

1


2

Жизнь первобытных людей

6

1

3

Счет лет в истории

1


4

Древний Египет

8

1

5

Западная Азия в древности

7


6

Индия и Китай в древности

5

1

7

Древнейшая Греция

5


8

Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием

7


9

Возвышение Афин в 5 веке до н.э. и расцвет демократии

5


10

Македонские завоевания в 4 веке до н.э.

4

1

11

Древний Рим

20


12

Промежуточная аттестация

1

1


Итого

70

5

Предметное содержание речи


1. Введение (как жили наши предки).(1 час)

2. Жизнь первобытных людей: древнейшие люди, родовые общины охотников и собирателей, возникновение искусства и религии, возникновение земледелия и скотоводства, появление неравенства и знати.( 6 часов)

3. Счет лет в истории. ( 1 час)

4. Древний Египет: государство на берегах Нила, земледельцы и ремесленники, вельможи, военные походы фараонов, религия и искусство Древнего Египта, письменность и знания древних египтян.(8 часов)

5. Западная Азия в древности: древнее Двуречье, вавилонский царь Хамураппи, финикийские мореплаватели, библейские сказания и древнееврейское царство, ассирийская держава, персидская держава.(7 часов)

6. Индия и Китай в древности: природа и люди, индийские касты, мудрец Конфуций и властелин единого Китая. (5 часов)

7. Древнейшая Греция: греки и критяне, Микены и Троя, поэмы Гомера и религия древних греков.(5 часов)

8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием: земледельцы Аттики, демократия в Афинах, древняя Спарта, греческие колонии, Олимпийские игры в древности, Марафонская битва, нашествие персов на Элладу.(7 часов)

9. Возвышение Афин в 5 веке до н.э. и расцвет демократии: порт Пирей, город Афины, афинские школы и театры, афинская демократия при Перикле.(5 часов)

10. Македонские завоевания в 4 веке до н.э.: города Эллады подчиняются Македонии, А.Македонский, Александрия Египетская.(4 часа)

11. Древний Рим: климат, завоевание Римом Италии, устройство республики, вторая война Рима с Карфагеном, господство римлян в Средиземноморье, рабство, земельный закон братьев Гракхов, восстание Спартака и единовластие Цезаря, установление империи, соседи римлян, император Нерон, первые христиане и расцвет империи, империя при Константине, взятие Рима варварами.(20 час)

Промежуточная аттестация (протокол №1 от 25.08.2015) -1ч

Календарно - тематическое планирование

№ п/п

Тема,

раздел

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Домашнее задание

Дата проведения

По плану

По факту

1

Введение

1

П.: Раскрывать значение терминов история, исторический источник.

К.: Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю.

Прочитать Введение с.6 учебника

Раздел 1. Жизнь первобытных людей. 6 часов

Тема 1. Первобытные собиратели и охотники. 3 часа

2

Древнейшие люди

1

П.: Комментировать и формулировать понятия: первобытные люди, орудие труда, собирательство. Сравнивать первобытного и современного человека.

К.: определять значение и роль общины в жизни человека

§1, сообщение, рассказ по рисунку

3

Родовые общины собирателей и охотников.

1

П.: Исследовать на ист.карте географию расселения первобытных людей. Характеризовать новые способы охоты. Составить сравнительную таблицу «Родовая и соседская община»

Р.: Разрабатывать сценарии охоты на крупного зверя.

§2

4

Возникновение искусства и религиозных верований.

1

П.: Рассказывать о наскальной живописи, версиях ее происхождения.

К.: Работать с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах.

Л.: Понимать свою самобытность и ценить культурное наследие разных религий.

§3, подготовить развернутый ответ на вопрос: «Почему появились религия и искусство»?

Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы. 3 часа

5

Возникновение земледелия и скотоводства.

1

П.: Уметь рассказывать о переходе от собирательства к мотыжному земледелию. Охарактеризовать изменения в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства.

Р.: Схематически изобразить и прокомментировать управление родовой общиной и племенем.

§4, уметь объяснять термины.


6

Появление неравенства и знати.

1

Л.: Принятие ценностей группы или сообщества.

П.: Определение понятия ремесло, знать, причины возникновения неравенства и последствия данного процесса. Р.: Определять условия, делать выводы.

§5

7

Контрольная работа по теме «Первобытное общество»

1

П.: Использовать электронные ресурсы для виртуального исторического путешествия. Решать проблемные и развивающие задачи с использованием мультимедиа ресурсов.

Л.: Уметь доказать свою позицию (отличие мировоззрения первобытного человека от современного).

Вопросы на стр. 27 учебника.


Тема 3. Счет лет в истории. 1 час

8

Измерение времени по годам

1

П.: Осмысливать различие понятий: год, век, столетие, эра, эпоха, исторический период. Уметь определять историческое время по ленте времени.

Р.: Решать исторические задачи и проблемные ситуации на счет времени. Развивать навыки счета в истории в разные эпохи.

Стр.28-30. Опережающее зад.: подг. сообщ. о природных условиях Египта.


Раздел 2. Древний Восток. 20часов

Тема 1. Древний Египет8часов

9

Государство на берегах Нила

1

П.: определять влияние природно-климатических условий на жизнь и деятельность человека. Л.: Формировать отношение к мировым цивилизациям. Осуществлять понимание взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего в развитии мировой истории

§6.

10

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте

1

К.: Находить и группировать информацию по данной теме из текстов учебника, дополнительных источников к параграфу, дополнительной литературы. Комментировать понятия и самостоятельно формулировать их.

Л.: Оценивать достижения культуры.

Р.: Составить кроссворд

§7. Составить рассказ от имени египетского земледельца том, как прошел его день.

11

Жизнь египетского вельможи

1

П.: Основные категории населения, их положение. Выделять главное в части параграфа, во всем параграфе.

Р.: Выделять ключевые понятия, которые раскрывают тему урока. Обобщать и делать выводы.

К.: Работать в малых группах по определенному заданию.

§8. Выполнить рисунок на тему: « В усадьбе вельможи»

12

Военные походы фараонов

1

П.: Причины, цели, направления военных походов, дату самых крупных военных походов, итоги военных походов. Иметь представление о внешнем облике и вооружении египетских воинов.

Л.: Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции.

К.: Исполнять роль в соответствии со своеобразием исторического персонажа в инсценировке.

§9. Подготовить сообщение о военных походах Тутмоса III.

13

Религия древних египтян

1

П.: Определение понятий храмы, статуи богов, жрецы, основных богов, что считают в Египте чудом света, дату создания пирамиды Хеопса, назначение гробниц. Р.: Определять причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы, работать с иллюстрациями, определять значение событий.

К.: Творчески разрабатывать сюжеты для инсценирования на уроке по теме параграфа.

§10, заполнить табл. «Боги Древнего Египта и их занятия».

14

Искусство Древнего Египта

1

П.: Искать в сети Интернет информацию о находках археологов в гробницах древнеегипетских фараонов.

Рассказать о внутреннем устройстве пирамиды.

К.: Подготовить презентации по самостоятельно выбранной теме (совместно с родителями).

§11, подг. презентации.

15

Письменность и знания древних египтян

1

П.: Определение понятий иероглиф. Р.: Определять основные вопросы темы, составлять план ответа. Л.: Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность.

§12.Поиск информации в Интернете о процессе изготовления папируса.

16

Контрольная работа по теме:

«Древний Египет».

Страна большого Хапи.

1

К.: составлять шарады, кроссворды и выполнять к ним задания (индивидуально и в сотрудничестве с соседом по парте).

Р.: анализировать достижения в земледелии.

Л.: Сравнивать образ жизни фараона, вельможи и простого земледельца. Дать этическую оценку.


Тема 5. Западная Азия в древности. 7 часов

17

Древнее Двуречье

1

П.: Определять влияние природно-климатических условий на жизнь и деятельность жителей государства. Прокомментировать письменность Двуречья и выделить ее особенные признаки.

Л.: Формировать отношение к мировым цивилизациям. Осуществлять понимание взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории.

§13, развернутый ответ на в.: « Что общего и различного в природных условиях Египта и Двуречья».

18

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

1

П.: знать хронологию правления Хаммурапи, определение понятия закон, основное содержание законов Хаммурапи, чьи интересы защищали данные законы.

Р.: Выделять основные понятия параграфа, раскрывающие его суть.

Л.: Формировать уважение прав и свобод человека.

§14, ответы на в.

1.11

19

Финикийские мореплаватели

1

П.: основные открытия и достижения финикийцев, определение понятия колония.

Л.: Формирование понимания культурного многообразия мира.

К.: Составить путь, по которому плавали финикийские купцы.

§15, подг. сообщ. об открытиях финикийцев.

20

Библейские сказания

1

П.: Назначение Библии при изучении истории, составные части содержания Библии, определение понятия Библия.

Л.: Формирование понимания культурного многообразия мира.

Объяснять, почему Библия-наиболее читаемая книга с древности и до наших дней

Р.: Проводить аналогию и устанавливать, какому народу Бог дал такие же законы, как и древним евреям.

§16, подг. пересказ библейских мифов.

21

Древнееврейское царство

1

П.: Решать развивающие и проблемные задачи с использованием видео ресурсов.

Л.: Уметь формулировать оценку поступка ( Самсона, Давида.)

Р.: Уметь обобщать информацию и делать вывод о том, каким представляли своего царя иудеи.

§17, объяснить выражения « труба иерихонская», «суд Соломона».

22

Ассирийская держава

1

П.: Определение понятий держава, условия возникновения данного типа государств, основные даты, связанные с историей Ассирийской державы.

К.: Работать в малых группах по дифференцированным заданиям на понимание и осмысления нового материала.

§18, рабочая тетрадь.

23

Персидская держава «царя царей»

1

П.: Основные даты истории создания Персидской державы.

К.: Работа в группах: пересказ легенд о персидских царях от лица разных персонажей.

§19, работа с контурной картой( обозначить территорию Персидской державы.)

Тема 6. Индия и Китай в древности 5 часов

24

Природа и люди Древней Индии

1

П.: Географическое положение Индии, основные занятия и образ жизни жителей, раскрыть содержание понятия - Буддизм. Л.: Формировать отношение к мировым цивилизациям. Осуществлять понимание взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории.

Р.: Выделять ключевые понятия, характеризующие индийскую историю и культуру.

§20, прочитать книгу Р.Д. Киплинга

« Маугли».

25

Индийские касты

1

Р.: Составлять простой план пунктов параграфа по выбору.

П.: Рассказывать о жизни и обучении брахмана. Доказывать, что брахманы - хранители знаний. Сравнивать основные положения брахманизма и буддизма.

К.: Перечислить достижения древних индийцев в форме передачи «Записки путешественника».

§21,прочитать легенду о Будде, какие выводы можно сделать из этого документа.

26

Чему учил китайский мудрец Конфуций

1

П.: Вести поиск по карте и комментировать местоположение Китая. Определять и формулировать особенности китайской религии.

Л.: Объяснять, почему китайцы придавали большое значение воспитанию учтивости. Соотносить этические нормы конфуцианства и христианства.

§22, в чем сходство и различие учений Будды и Конфуция.

27

Первый властелин единого Китая

1

П.: Рассказывать об отношениях Китая с соседями. Объяснять причины возведения Великой Китайской стены. Выделять своеобразие древней китайской цивилизации.

Р.: Составлять кроссворды по тематике урока.

§23, повторить термины из раздела «Древний Восток».

28

Контрольная работа по разделу: « Древний Восток».

1

П.: Выполнять задания на понимание, осмысление изученного материала с учетом просмотра фрагментов видеофильма.

Р.: Показывать на карте самые известные города Древнего Востока и соотносить их местоположение с современной картой.

Подготовить сообщение о том, как мы узнаем о жизни древних греков

( раскопки).

Раздел 3. Древняя Греция. 21 час

Тема 7. Древнейшая Греция. 5 часов

29

Греки и критяне

1

П.: Определять и комментировать местоположение Критского царства, Эгейского моря. Называть отличительные признаки критской культуры.

К.: Инсценировка мифа о Дедале и Икаре.

Л.: выявление нравственного аспекта поведения главных героев мифа.

§24, подг. презентацию «Мифы Древней Греции».

30

Микены и Троя

1

П.: Выявлять отличия между микенской и критской культурами.

К.: Работать в малых группах по дифференцированным заданиям. Работа с лентой времени: обозначать падение Вавилона, объединение Цинь Шихуаном Китая, Троянскую войну. Определять, какое событие произошло раньше других и насколько по сравнению с другими.

§25

31

Поэма Гомера «Илиада»

1

П.: личность Гомера, основное содержание поэм. Работать с первоисточниками, обобщать и делать выводы, определение понятия религия, причины возникновения религии и ее роль в жизни человека, работать с учебником, обобщать и делать выводы.

Л.: Характеризовать образы основных героев «Илиады».

§26, как возникли выражения «ахиллесова пята», «Троянский конь».

32

Поэма Гомера «Одиссея»

1

К.: В группах соотносить с картой путь Одиссея домой, в Итаку.

П.: Выделять основные вехи пути Одиссея домой. Последовательно рассказывать о всех приключениях Одиссея.

Р.: Читать текст с пометками на полях: понятно или нет, известно или нет.

Л.: Оценить поступки героев. Что нравится, что нет.

§27

33

Религия древних греков

1

П.: Объяснять связь между явлениями природы и греческими богами.

Л.: Давать нравственную оценку героическим поступкам Геракла. Сравнивать пантеон богов египтян и греков.

Р.: Выполнять задания по техникам диалогов: « лесенка», «микрофон», «вертушка».

§28, составить генеалогическое древо Олимпийских богов.

Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием. 7 часов

34

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу

1

П.: Находить на карте и устно комментировать положение Аттики, занятия ее населения. Выделять признаки греческого полиса. Характеризовать греческий демос, общество в целом.

Р.: Перечислять преимущества греческого алфавита по сравнению с финикийским.

Работа с новыми терминами

( вставить пропущенные буквы).

§29, подг. рассказ о жизни древних греков в своих полисах.

35

Зарождение демократии в Афинах

1

П.: Знать определение понятий реформы, демократия, хронологию проведения реформ Солона, их значение. Р.: Развивать навыки работы с первоисточником, опорной схемой, умение определять историческое значение событий. Л.: Формировать уважение прав и свобод человека.

К.: Умение вести диалог с товарищем по заданию, предложенному учителем.

§30, написать мини-сочинение «Последствия солоновских реформ»

36

Древняя Спарта

1

П.: Географическое положение образ жизни спартанцев. Уметь определять положительные и отрицательные моменты в образе жизни спартанцев.

Л.: Составлять кодекс моральных норм для спартанского юноши.

Р.: Уметь найти новые слова в тексте и составить к ним вопросы.

§31, что из приемов воспитания спартанцев понравилось и почему.

37

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей

1

П.: Определение понятия колония, значение колоний в жизни греческих полисов.

Комментировать наряд грека.

Л.: Принятие ценностей группы или сообщества.

§32, сост. Рассказ от имени греческого купца.

38

Олимпийские игры в древности

1

П.: Знать хронологию первых Олимпийских игр.

Составлять развернутый план одной части параграфа.

Л.: Оценивать значение Олимпийских игр для общества того времени.

Р.: Соотносить известное с неизвестным об играх.

§33, сост. «паспорт понятий» отдельного пункта параграфа.

39

Победа греков над персами в Марафонской битве

1

П.: Причины греко-персидских войн, хронологию, итоги Марафонской битвы и ее значение.

К.: Используя информацию видеофильма, презентации, составить собственный рассказ о Марафонской битве.

Л.: Рассказывать о подвиге юноше, сообщившем грекам о победе в Марафоне, дать свою оценку его поступку.

§34

40

Нашествие персидских войск на Элладу

1

П.: Причины Греко-персидских войны, хронологию Саламинской битвы, итоги войн.

К.: Инсценировать события одного из сражений.

Используя информацию видеофильма, презентации, составить собственный рассказ - о создании военного флота; - о Фермопильском сражении; - о Саламинской битве.

§35, подг. рассказ от имени участника сражения.

Тема 9. Возвышение Афин в V в. До н.э. и расцвет демократии. 5 часов

41

В гаванях афинского порта Пирей.

1

П.: Сравнивать военную и торговые гавани. Оценивать, насколько возможной была покупка раба для каждого грека. Характеризовать положение граждан, переселенцев, рабов в греческих полисах. К.: Используя информацию видеофильма, презентации, составить собственный рассказ о гаванях.

Р.: Получать дополнительную информацию на основе иллюстраций к тексту.

§36, сост. рассказ от имени путешественника, посетившего порт Пирей.

42

В городе богини Афины

1

П.: Рассказывать о наиболее значимых частях Афин.

Л.: Формулировать собственное мнение об архитектурных сооружениях Афин.

Р.: Составить план виртуальной экскурсии по Акрополю.

К.: Составить кроссворд на самостоятельно выбранную тему ( в соответствии с темой урока).

.§37, Составить план виртуальной экскурсии по Акрополю.

43

В афинских школах и гимназиях.

1

П.: Особенности образования в Древней Греции. Сравнивать, обобщать и делать выводы.

К.: Выполнять практическую работу с текстом по дифференцированным заданиям.

§38, сравнить обучение афинских и спартанских школах. Что сохранилось до наших дней.

44

В театре Диониса

1

П.: Историю создания и развития театра в Древней Греции и вклад Греции в историю развития мировой культуры.

Л.: Оценивать роль современного театра для общества.

§39, изготовление театральных масок.

45

Афинская демократия при Перикле

1

П.: Определение понятия демократия, содержание реформ Перикла и их значение.

Л.: Формировать уважение прав и свобод человека.

Дать оценку деятельности Перикла поразвитии демократии в Афинах.

Р.: Строить предположение о том, что было, если бы у власти был другой стратег.

§40

Тема 10. Македонские завоевания в IV в. до н.э. 4часа

46

Города Эллады подчиняются Македонии

1

П.: Причины поражения греков в борьбе с Македонией, даты основных сражений.

Сравнивать политический курс Филиппа и Александра.

Р.: Объяснить смысл выражений «филиппика», «груженный золотом осел может взять непреступную крепость».

§41

47

Поход Александра Македонского на Восток

1

П.: Хронологию основных событий, причины военных успехов Александра Македонского. Уметь составлять схему походов А. Македонского.

Уметь составлять оценочную характеристику гос. деятеля.

Л.: Оценивать поступки А. Македонского, его противников.

§42, отв. на в.

48

В Александрии Египетской

1

П.: Причины и хронологию распада державы Александра Македонского. Показать на карте государства, образовавшиеся в ходе распада державы.

К.: Рассказывать об Александрии- центре эллинистического мира. Сравнить Александрию и Афины.

§43, придумать передачу «Путевые заметки».

49

Контрольная работа по разделу: «Древняя Греция».

1

П.: Основное содержание, понятия, хронологию основных событий данной темы, характеризовать основных богов и героев древнегреческой мифологии.

Р.: Уметь отделять известное от неизвестного.

Подг. сообщ. о занятиях и быте жителей Рима.

Раздел IV. Древний Рим. 21час

Тема 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией. 3 часа

50

Древнейший Рим

1

П.: Анализировать карту. Географическое положение Рима, природно-климатические условия, дату основания Рима. Делать сравнение, использовать информацию для получения знаний из различных источников.

Характеризовать общественный строй, установившийся с возникновением Рима.

К.: Рассказывать легенды, связанные с историей Рима.

§44, зап. табл. «Природные условия Др. Греции и Др. Рима».

51

Завоевание Римом Италии

1

П.: Определение понятия республика, виды данной формы управления, основные даты событий.

Р.: Соотносить возникновение крылатых слов с событиями в истории Рима.

§45, Как изменение формы правления в Риме отразилось на его жителях.

52

Устройство Римской республики

1

П.: Основные органы управления, их функции, способ формирования, определение понятия аристократическая республика

Л.: Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции.

§46,сравнить одежду греков и др. римлян.

Тема 12. Рим - сильнейшая держава Средиземноморья. 3 часа

53

Карфаген - преграда на пути к Сицилии.

1

П.: Причины, хронологию основных событий, итоги войны, работать с опорной схемой, обобщать и делать выводы.

Л.: Характеризовать и оценивать цели, поступки Ганнибала. Перечислять причины поражения Ганнибала в войне с римлянами.

§47, подготовить развернутый ответ на вопрос: «Начало войны и переход Ганнибала через Альпы»

54

Установление господства Рима во всем Восточном Средиземно-морье

1

П.: Причины, хронологию основных событий, итоги войны, работать с опорной схемой, обобщать и делать выводы.

Л.: Описание по рисунку триумф. Какие чувства вызвало бы у вас это зрелище, окажись вы в Др. Риме.

§48, придумать рассказ, используя иллюстрации учебника о том, как воевала римская армия.

55

Рабство в Древнем Риме

1

П.: Определение понятия рабство, положение рабов.определять причинно-следственные связи.

К.: Умение работать в малых группах, сост. рассказ от имени рабов, выполнявших разные виды работ.

§49, сост. кроссворд по Др. Риму.

Тема 13. Гражданские войны в Риме. 4 часа

56

Земельный закон братьев Гракхов

1

П.: Причины проведения земельной реформы в Риме, основное содержание и значение реформы.

Л.: Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции. Оценивать поступки братьев Гракхов во благо менее защищенных римлян.

§50, подготовить развернутый ответ на вопрос: «Что побудило братьев Гракхов выступить в защиту земледельцев»?

57

Восстание Спартака

1

П.: Причины, основные события, их хронологию, итоги восстания, лидер восстания.

Л.: Формировать уважение прав и свобод человека.

К.: Составлять рассказ от имени Спартака, сенатора, Красса.

§51, составить рассказ от имени гладиатора.

58

Единовластие Цезаря

1

П.: Определение понятия диктатор, хронологию установления единовластия Цезаря, причины гибели.

Л.: Анализировать поступки и действия Ю.Цезаря.

§52

59

Установление империи

1

П.: Определение понятия империя, дату установление империи в Риме.

Составлять кроссворд по одному из пунктов параграфа.

Л.: Сопоставлять действия Антония и Октавиана в борьбе за власть.

Р.: Объяснять причины завершение гражданских войн в Риме.

§53, Составить кроссворд по одному из пунктов параграфа

Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры. 5 часов

60

Соседи Римской империи

1

П.: Показывать на карте территории расселения народов, попавших под власть империи.

Р.: Комментировать иллюстрации на страницах учебника. Сост. задания, вопросы, обмениваться ими.

К.: Рассказывать о племенах- соседях Римской империи и их взаимоотношениях.

§54 Составить сложный план параграфа.

61

Рим при императоре Нероне

П.: Использовать различные средства и источники информации в ходе подготовки сообщения о жизни Рима в 1 в. н. э. Осуществлять отбор аргументов в пользу версий о пожаре в Риме.

Л.: Анализировать причины крайнего своеволия Нерона.

§55, почему император Нерон получил прозвище «наихудший».

62

Промежуточная аттестация

1


63

Первые христиане и их учение

1

П.: Определение понятия христианство, условия появления христианского учения.

Л.: Комментировать и оценивать комплекс моральных норм христиан. Причины их актуальности .

§56, прочитать библейские легенды.

64

Расцвет Римской империи во II в.

1

П.: Сравнивать положение свободного земледельца, колона и раба. Характеризовать период правления императора Траяна.

Рассказывать о достижении империи во 2 в.

Р.: Умение составлять предложения с новыми словами.

§57, сравнить новизну в строительном деле Рима и современность.

65

Вечный город и его жители

1

П.: Аргументировано доказывать смысл утверждения, что «все дороги ведут в Рим».

К.: Инсценировать виртуальную экскурсию (презентация) и составить рассказ от лица разных персонажей об одном дне в Риме.

§58


Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи. 6часов

66

Римская империя при Константине

1

П.: Определение понятий колоны, признаки распада рабовладельческого строя и условия зарождения новых общественных отношений, причины распада империи.

Р.: Комментировать последствия утверждения христианства гос. религией.

К.: Составлять рассказ о Риме с опорой на ил-ции.

§59, работа с историческим документом.

67

Взятие Рима варварами

1

П.: Обозначать причины раздела империи на две части. Рассказывать об ист. деятелях и их поступках.

Л.: Оценивать поступки Гонория, Стилихона, Алариха и др. с позиций общечел. Ценностей.

Р.: Высказывать предположение о том, почему варварам удалось уничтожить Зап. Рим. Имп.

§60

68-69

Итоговое повторение

2

П.: Показывать на карте этапы расширения границ Рима. Воспроизводить легенды и их нравственный контекст.

Л.: Приводить примеры высокой гражданственности, патриотизма, свойственных грекам и римлянам. Рассказывать и показывать достижения Рима в разных областях жизни, повседневности.

К.: Решать кроссворды, проблемные задания.

70

Резерв

1



Материально - техническое обеспечение образовательного процесса

Перечень компонентов учебно - методического комплекса, обеспечивающего реализацию рабочей программы:


  1. Всеобщая история. Рабочие программы к предметной линии учебников А. А. Вигасина - А. О. Сороко-Цюпы.

  2. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ А. А. Вигасин, Г. И. Годер и др.- М.: Просвещение, 2011 г.

Учебно-методический комплект для обучающегося:

1. А.А. Вигасина, Г. И. Годер. - «История Древнего мира» 5 кл., М., Просвещение, 2012;

2. Контурные карты по истории Древнего мира. 5 класс, М., Дрофа, ДИК, 2011 г.

3. С.Г. Смирнов, «Задачник по истории Древнего мира» М., Просвещение 2004 г.

4. Г.И. Годер и др. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Выпуск 1,2. 5 кл., М., «Просвещение», 2006 г.

5.И.И. Максимов Атлас по истории Древнего мира. М.:Дрофа.2009

Список литературы


  1. История Древнего мира: поурочные планы к учебнику А.А.Вигасину.5 кл./авт. О.В.Аросланова.

М.: «ВАКО». 2009 г.

2. А.В. Литвинов «История становится ближе». - М., 2000 г.

3.А.И. Немиров «Книга для чтения по истории Древнего мира». - М., 2000 г.

4. Ю.С. Крушкол «Хрестоматия по истории Древнего мира». - М., 1998 г.

5. А.А. Нейхард «7 чудес Древнего Мира». - М., 1998 г.

6. Н.А. Кун «Легенды и мифы Древней Греции». - М., 2001 г.

7. Э. Миллард «История. Древний мир». - М., 1998 г.

8. СД - диски: «Школа Кирилла и Мефодия» (материалы по истории).

9.CD «История Древнего мира». 5 класс. Образовательная коллекция. ООО «Кордис& Медиа» - 2005 г.

10. СД-диск «История Древнего мира». - 5-й класс.- 2005 г.;

11. Интернет-ресурс «1 сентября» - сайт педагогических идей.

12.Интернет-ресурсы: lesson-history.narod.ru/DM.htmrusedu.ru/category_9.html

calenda.ru/presentat.asp

13. Настенные исторические карты


© 2010-2022