Рабочая программа по истории для 6 класса

Рабочая программа по истории составлена на основе авторских программ: Данилов А.А., Косулина Л.Г. Программа курса «История России. 6-9 класс» (М: Просвещение, 2009); Агибалова Е.В., Донской Г.М. Программа курса «Всеобщая история. История Средних веков» (М.: «Просвещение», 2011). Рабочая программа включает пояснительную записку (с указанием целей и задач изучения истории в 6 классе, описанием УМК, форм организации образовательного процесса, распределением часов по темам), требования к уровню п...
Раздел История
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 4»

г.Камень-на-Оби Алтайского края




«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

_________/З.П. Орехова/


Протокол № ________

от ___.___. 2015 г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МБОУ «Лицей № 4»

________/Т.А. Верещагина/

«__»____________2015 г.


«Утверждено»

Директор МБОУ «Лицей № 4»

_________________/А.А.Реттих/


Приказ №______________

от «_____»____________2015 г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по истории


Верещагиной Татьяны Александровны


для учащихся 6Г класса
















2015 - 2016 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по истории составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.), на основе Примерной программы основного общего образования по историиМО РФ (2004 г.) и авторских программ: Данилов А.А., Косулина Л.Г. Программа курса «История России. 6-9 класс» (М: Просвещение, 2009); Агибалова Е.В., Донской Г.М. Программа курса «Всеобщая история. История Средних веков» (М.: «Просвещение», 2011).

Главная цель изучения истории в современной школе - образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.

Задачи изучения истории в основной школе:

  • формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнической, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

  • формирование у учащихся целостного представления об историческом пути России и о судьбах населяющих её народов, об основных этапах, о важнейших событиях и крупных деятелях отечественной истории, о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;

  • воспитание патриотизма, уважения к своему Отечеству, правам и свободам другого человека, социальной ответственности, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, убеждённости в необходимости соблюдения моральных норм, принятых в обществе;

  • развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

  • формирование умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном обществе.

В 6 классе предполагается синхронно-параллельное изучение курсов «История России» и «Всеобщая история» с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов. Внутренняя периодизация в рамках этих курсов учитывает сложившиеся традиции преподавания истории и необходимость сбалансированного распределения учебного материала.

При реализации рабочей программы реализуются следующие принципиальные установки:

  • компетентностный подход к определению целей и содержания школьного исторического образования, при котором формируются компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внешкольных; компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина); компетентность в сфере социально-трудовой деятельности (навыки самоорганизации);

  • системный подход к анализу прошлого, позволяющий рассматривать историю России как совокупность взаимосвязанных фактов и явлений в их взаимодействии и развитии; среди различных аспектов системного подхода главное внимание уделяется системно-историческому, позволяющему выяснить условия возникновения исторических явлений, этапы развития, а также (в случае необходимости) современное состояние и возможные перспективы развития;

  • многофакторный (полифакторный) подход к изучению причинно-следственных связей, в рамках которого наряду с экономическими и политическими факторами рассматриваются демографический, этнонациональный, религиозный, личностно-деятельный, природно-климатический, географический и прочие факторы;

  • деятельностный подход к отбору исторического содержания, при котором учебно-методический комплекс, созданный на основе данной программы, должен помочь учителю сформулировать учебные задачи и обеспечить учащихся необходимой информацией для самостоятельного решения этих задач (с учителем в роли консультанта), формирования собственной позиции при оценке спорных исторических явлений;

  • государственнический подход к реализации воспитывающей функции школьного исторического образования, в рамках которого формируется положительная гражданская идентичность учащихся, воспитываются патриотизм и уважение к своему Отечеству, правам и свободам человека, социальная ответственность, приверженность к гуманистическим, демократическим и нравственным ценностям.

Главная (сквозная) содержательная линия курса - человек в истории. В связи с этим особое внимание уделяется характеристике условий жизни и быта людей в прошлом, их потребностям, интересам, мотивам действий, картине мира, ценностям. Деятельность людей развёртывается в историческом времени и историческом пространстве, а своим результатом имеет историческое движение.

Курс истории России даёт представление об основных этапах исторического пути, при этом внимание уделяется целостной и выразительной характеристике основных исторических эпох. Важная особенность курса заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и её связи с ведущими процессами мировой истории.

Задачи изучения истории России в 6 классе:

  • формирование первичных ориентиров для этнонациональной и культурной самоидентификации на основе усвоения исторического опыта народов России;

  • овладение учащимися основными знаниями по истории России с древнейших времён до конца XVI в., понимание ими места и роли Древней, Новгородской, Владимиро-Суздальской и Московской Руси во всемирно-историческом процессе, значения наследия этого периода для современного общества;

  • воспитание учащихся в духе уважения к своей древней истории и гордости за героические свершения предков;

  • развитие способности учащихся анализировать информацию, содержащуюся в летописях («Повесть временных лет» и др.), правовых документах (Русская Правда, Судебники 1497 и 1550 гг. и др.), публицистических произведениях, записках иностранцев и других источниках по истории Древней и Московской Руси.

Цель изучения курса «История Средних веков» - освоениезначимости периода феодализма в истории народов Европы, Азии, и России в частности, а также их места в истории мировой цивилизации.

Задачи изучения предмета «История Средних веков» следующие:

  • формирование морально-ценностных установок и ориентиров национальной и культурной идентификации в процессе освоения историко-культурного опыта народов зарубежных стран;

  • овладение знаниями о социокультурном развитии народов в эпоху Средневековья (преимущественно с позиции эволюции общественных взглядов);

  • овладение учащимися знаниями об истории отдельных стран Западной Европы в V-XV веках в их социальном, экономическом, политическом и духовно-нравственном контекстах, о месте и роли России во всемирно-историческом процессе в период Средневековья и его значении для современного Отечества;

  • воспитание толерантности, уважения к культуре и религии других народов в процессе изучения истории и богатства культуры народов Европы, Азии, Африки и Америки;

  • развитие у учащихся способностей выявлять общее и различия в развитии отдельных регионов мира в эпоху феодализма, выделять и группировать признаки исторического явления, процесса;

  • формирование способности применять усвоенные знания о взаимоотношениях между людьми, сословиями, отдельными народами, о повседневной культуре и куртуазности в эпоху Средневековья в процессе осмысления современной реальности и общения с разными людьми.

Программа предполагает изучение культуры с позиции культурного многообразия на основе христианского мировоззрения и исламской культуры, а также с учётом особенностей эволюции средневековой личности.

Рабочая программа реализуется на основе учебно-методического комплекта:

1. Агибалова Е.В., Донской Г.М. Программа курса «Всеобщая история. История Средних веков»// Рабочие программы к предметной линии учебников А.А. Вигасина - А.О. Сороко-Цюпы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: «Просвещение», 2011;

Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Е.В. Агибалова, Г.М. Донской. -М.: Просвещение;

Крючкова Е.А. Всеобщая история. История Средних веков. Проверочные и контрольные работы. 6 кл. - М.: Просвещение, 2014.

2. Данилов А.А., Косулина Л.Г. Программа курса «История России. 6-9 класс». - М: Просвещение, 2009;

История России. С древнейших времен до конца XVI века. 6кл.:учебник для общеобразовательных учреждений/А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. - М.: Просвещение.

Данилов А.А., Косулина Л.Г.История России. С древнейших времен до конца XVI века. Рабочая тетрадь. 6 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.

Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России с древнейших времён до конца XVI века. Поурочные разработки. 6 класс.

Иванов А.В., Гиниятуллина И.А., Левина Н.А. История России. Тестовые задания. 6 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. - М.: Просвещение, 2014.

В учебном плане 6 класса для обязательного изучения учебного предмета «История» отведено 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.С учётом годового календарного учебного графика МБОУ «Лицей №4», а также праздничных и выходных дней в 2015 - 2016 учебном году рабочая программа рассчитана на 69 часов, из них 32 часа на изучение курса «История Средних веков» и 37 часов на изучение курса истории России.

Основная форма организации образовательного процесса классно-урочная. Урок дает возможность применять разнообразные методы обучения, сочетать индивидуальную, групповую и фронтальную работу учащихся. Ведущими при изучении истории в 6классе являются следующие типы уроков: комбинированный, изучения нового материала, закрепления знаний, обобщения и систематизации изученного.

Текущий контроль освоения учебного материала учащимися осуществляется через устные и письменные опросы, индивидуальные задания, составление планов, хронологических и сравнительных таблиц, схем, анализ документов, анализ исторических ситуаций, выполнение творческих заданий и тестирование в рамках урока, итоговый контроль - через тестирование по материалу всего курса.

Используемые средства контроля: тестовые материалы по разделам программы, мультимедийный тестовый материал, карточки с заданиями по курсу.

Реализация программы исторического образования на ступени основного общего образования предполагает широкое использование межпредметных связей. Интегративное взаимодействие курсов истории и обществознания позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном, многокультурном, многонациональном, многоконфессиональном обществе. Использование потенциала межпредметных связей курсов истории и географии расширяет знания учащихся о закономерностях пространственной организации мира, закрепляет умения оперировать статистическим и картографическим материалом. Формирование системы интегративных связей истории и предметов образовательных области «Филология» значительно повышает коммуникативный потенциал процесса обучения, позволяет учащимся на более высоком уровне освоить стилистические и образно-выразительные особенности родного и иностранных языков. Знание учащимися исторического контекста процесса духовного творчества расширяет их возможности при изучении курса литературы, а также предметов образовательной области «Искусство». Параллельное изучение истории России и других стран мира позволяет выявить их общие и особенные черты.

Основное содержание курсаИстория средних веков - 32 ч.

История России - 37 ч.

Введение. Живое Средневековье. Становление средневековой Европы (VI-ХI вв.) - 5 ч.

Византийская империя и славяне в VI-ХI вв. - 3 ч.

Арабы в VI-ХI вв. - 2 ч.

Феодалы и крестьяне - 2 ч.

Средневековый город в Западной и Центральной Европе - 3 ч.

Католическая церковь в ХI - ХIII вв. Крестовые походы - 2 ч.

Образование централизованных государств в Западной Европе (ХI - ХV вв.) - 6 ч.

Германия и Италия в ХII - ХV вв. - 2 ч.

Славянские государства и Византия в ХIV - ХV вв. - 2 ч.

Культура Западной Европы в ХI - ХV вв. - 4 ч.

Народы Азии, Америки и Африки в Средние века- 2 ч.

Наследие Средних веков в истории человечества - 1 ч.

Введение - 1 ч.

Восточные славяне - 2 ч.

Русь в IХ - первой половине ХII вв. - 7 ч.

Русь во второй половине ХII - ХIII вв. - 10 ч.

Образование единого Русского государства - 8ч.

Московское государство в ХVI в. - 7 ч.

Итоговое повторение и обобщение - 2 ч.

Требования к уровню подготовки учащихся

В рамках познавательной деятельности изучение истории способствует закреплению умения разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Принципиальное значение в рамках курса истории приобретает умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы.

Важную роль историческое образование играет в формировании и развитии общеучебных умений и навыков в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе умения передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловый анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план, тезисы конспекта. На уроках истории учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умениями вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы.

В результате изучения истории в 6 классе ученик должен:

знать/понимать

  • основные этапы и ключевые события истории средних веков; выдающихся деятелей истории средних веков;

  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

  • изученные виды исторических источников;

уметь

  • соотносить даты событий всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий;

  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

  • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

  • высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;

  • объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

  • использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Критерии оценивания ответов учащихся

Критерии оценивания устных ответов учащихся:

Оценка «5».Ответ на вопрос должен показать прочные и содержательные знания. Ответ должен быть логичным и доказательным. Необходимо знать основные исторические факты, понятия, термины, даты, события и имена исторических деятелей, владеть основами исторического мышления. Необходимо уметь устанавливать причинно-следственные связи, иметь представление об источниках исторического знания, самостоятельно анализировать и сопоставлять отдельные процессы исторического развития общества. Знать историческую карту, уметь делать аргументированные выводы. При ответе необходимо соблюдать нормы современного русского языка.

Оценка «4». Ответ на вопрос должен показать прочные знания. Ответ должен быть логичным и доказательным .Необходимо знать основные исторические факты, понятия, термины, даты, события и имена исторических деятелей. Необходимо уметь устанавливать причинно-следственные связи, иметь представление об источниках исторического знания, самостоятельно анализировать и сопоставлять отдельные процессы исторического развития общества. При ответе необходимо соблюдать нормы современного русского языка. В ответе допускаются отдельные несущественные неточности.

Оценка «3». Ответ на вопрос должен показать знания поставленных вопросов. Необходимо знать основные понятия, термины, фактический материал. Уметь устанавливать причинно-следственные связи, излагать материал с учетом принципов объективности и научности, уметь делать выводы. При ответе необходимо соблюдать нормы современного русского языка. В ответе могут допускаться существенные ошибки и неточности.

Оценка «2».Ответ на вопрос показывает незнание содержания темы, основных понятий, терминов, неумение устанавливать причинно-следственные связи, излагать материал с учетом принципов объективности и научности, неумение анализировать указанные источники, неумение делать выводы, грамотно отвечать на вопросы. Несоответствие ответа вопросу, отсутствие ответа на один из поставленных дополнительных или наводящих вопросов, слабое владение литературной речью, отказ от ответа.

Критерии оценивания письменного ответа

При оценке письменного ответа необходимо выделить следующие элементы:

1. Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы.

2. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа.

3. Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.

Оценка «5» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием исторических терминов и понятий в контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты.

Оценка «4» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с корректным использованием исторических терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с опорой на факты.

Оценка «3» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта при формальном использовании исторических терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

Оценка «2» ставится, если представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации, или проблема не раскрыта, или дана информация не в контексте задания.

При оценивании тестовых заданий следует исходить из объёма выполненной работы. Оценка «5» ставиться в том случае, если учащимся правильно выполнено 90 - 100% теста, оценка «4» - правильно выполнено от 70 до 89% теста, оценка «3» - правильно выполнено от 50 до 69% теста. Если тестовое задание выполнено менее чем на 50%, то выставляется оценка «2».

Учебно-методическое обеспечение учебного процесса

Дополнительная литература:

История Средних веков. 6 класс: Поурочные разработки к учебникам Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского (М.: Просвещение) , В.А. Ведюшкина (М.: Просвещение). - М.: ВАКО, 2004. - 416 с. - (В помощь школьному учителю);

История России с древнейших времен до конца XVI века: Поурочные планы по учебнику А.А.Данилова, Л.Г. Косулиной. 6 класс/ Авт. - сост. Н.Ю.Колесниченко. - Волгоград: Учитель, 2005.

Кириллов В.В. Отечественная история в схемах и таблицах./ М.: Эксмо, 2004.

При изучении истории возможно использование различных электронных образовательных ресурсов и мультимедийных презентаций. Поэтому на уроках необходимы компьютер, проектор, экран, акустическая система.

Интернет-ресурсы

prosv.ry - сайт издательства «Просвещение»

internet-school.ry - интернет-школа издательства «Просвещение»: «История»

historic.ry/books/index/shtml - историческая библиотека

www/pish/ru - сайт научно-методического журнала «Преподавание истории в школе»

arts-museum.ru/ - официальный сайт Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.

rusmuseum.ru/museum/ - официальный сайт Государственного Русского музея.

tretyakovgallery.ru/ - официальный сайт Государственной Третьяковской галереи.

hermitagemuseum.org/html_Ru/index.html - официальный сайт Государственного Эрмитажа.

gumer.info/ - сайт электронной гуманитарной библиотеки «Гумер».

militera.lib.ru/ - интернет-проект «Военная литература» (собрание исторических документов, научных исследований, мемуаров, имеющих отношение к военной истории). hist.msu.ru/ER/index.html - сайт электронной библиотеки исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова.

istrodina.com/ - официальный сайт российского исторического иллюстрированного журнала «Родина».

Учебно - тематический поурочный план курса истории в 6 классеКол-во часов

Дата

Требования к уровню подготовки обучающихся

Ресурсное обеспечение

План

Факт

ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ

32 ч.

1.

Становление средневековой Европы (VI -ХI вв.)

5 ч.



1.1

Древние германцы и Римская империя

1

04.09


Показывать на карте территорию расселения германцев, кельтов и славян вдоль границ Римской империи. Рассказывать об образе жизни, традициях и верованиях варваров. Сравнивать действия германцев и гуннов по отношению к римской империи. Называть последовательно причины падения Западной Римской империи.

История Средних веков. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Е.В. Агибалова, Г.М. Донской. - М.: Просвещение (далее - учебник), п. 1; презентация, карта

1.2

Королевство франков и христианская церковь в VI -VIIIвв.

1

07.09


Рассказывать о складывании государств у варваров. Объяснять своеобразие складывания государства у франков.

Пояснять значение христианской

религии для укрепления власти Хлодвига.

Обобщать события истории франков и выделять её этапы. Объяснять особенности монастырской жизни и её роль в складывании европейской культуры

Учебник, п.2; презентация, карта

1.3

Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность

1

11.09


Объяснять причины появления в Европе новой империи в эпоху Средневековья. С помощью карты рассказывать о внешней политике Карла Великого. Сравнивать политику Карла и Хлодвига. Комментировать последствия Верденского договора.

Учебник, п.3; презентация, карта

1.4

Феодальная раздробленность Западной Европы в IХ - ХI вв.

1

14.09


Объяснять причины ослабления королевской власти во Франции. Сравнивать королевскую власть во Франции и Германии. Проводить аналогию между Римской империей и Священной Римской империей. Рассказывать о представлениях средневекового европейца о мире. Анализировать достижения культуры в эпоху Карла Великого. Объяснять значения заимствований античной культуры для развития Средневековья. Выделять особенности складывания европейского образования. Доказывать, что в эпоху Карла великого появился интерес к прошлому, к нравственному подвигу человека.

Учебник, п.4; презентация, карта

1.5

Англия в раннее Средневековье

1

18.09


Сравнивать королевскую власть во Франции, Англии и Германии. Выявлять последствия нормандского вторжения во владения государств Европы. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника.

Учебник, п.5; презентация, карта

2.

Византийская империя и славяне

в VI- ХI вв.

3 ч.



2.1

Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами

1

21.09


Показывать на карте местоположение Византии, называть её соседей. Сравнивать управление государством в Византии и империи Карла Великого. Объяснять неудачи Юстиниана возродить Римскую империю. Оценивать поступки и действия Юстиниана как правителя. Анализировать отношения Византии с соседними народами.

Учебник, п.6; презентация, карта

2.2

Культура Византии

1

25.09


Доказывать, что Византия - наследница мира Античности и стран Востока. Рассказывать об изменениях в архитектуре христианского храма на примере храма Святой Софии. Устанавливать аналогию между византийской и римской школами. Объяснять причины развития наук и их влияние на развитие культуры. Объяснять, почему в Византии развивалась преимущественно настенная живопись.

Учебник, п.7; презентация

2.3

Образование славянских государств

1

28.09


Составлять логический рассказ о славянских племенах и образовании у них государственности. Сравнивать управление государством у южных, западных и восточных славян. Выделять общее в судьбах славянских государств. Объяснять причины различия судеб у славянских государств.

Учебник, п.8; презентация, карта

3.

Арабы в VI- ХI вв.

2 ч.



3.1

Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад

1

02.10


Изучать по карте особенности Аравии. Рассказывать об образе жизни и занятиях жителей Аравийского полуострова. Сравнивать образ жизни арабов и европейцев. Называть различия между исламом и христианством.

Учебник, п.9; презентация, карта

3.2

Культура стран халифата

1

05.10


Выделять особенности образования и его роли в мусульманском обществе. Объяснять связь между античным наследием и исламской культурой. Рассказывать о развитии научных областей, об учёных. Составлять сообщение об арабских учёных и их достижениях. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника.

Учебник, п.10; презентация

4.

Феодалы и крестьяне

2 ч.



4.1

Средневековая деревня и её обитатели

1

09.10


Группировать информацию о феодале, крестьянах и их отношениях. Объяснять, что отношения между земледельцем и феодалом регулировались законом. Анализировать положение земледельца, его быт и образ жизни. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника.

Учебник, п.11; презентация

4.2

В рыцарском замке

1

12.10


Доказывать, что с ХI по ХIII вв. в Европе наблюдался расцвет культуры. Объяснять смысл феодальных отношений. Анализировать роль замка в культуре Средневековья. Рассказывать о воспитании рыцаря, его снаряжении, развлечениях.

Учебник, п.12; презентация

5.

Средневековый город в Западной и Центральной Европе

3 ч.



5.1

Формирование средневековых городов

2

16.10

19.10


Составлять рассказ о жизни средневекового города. Устанавливать связи между развитием орудий труда, различных приспособлений в сельском хозяйстве и экономическим ростом. Выделять условия возникновения и развития средневековых городов. С помощью карты определять центры ремесла и торговли. Анализировать, какие факторы определяли жизнь в средневековом городе.

Учебник, п.13-14; презентация, карта

5.2

Горожане и их образ жизни

1

23.10


Объяснять, почему города стремились к самоуправлению. Сравнивать жизнь горожанина и сельского жителя. Доказывать, что города были центрами формирования новой европейской культуры. Обобщать сведения об образовании в эпоху Средневековья. Определять роль университетов в развитии городов. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника.

Учебник, п. 15; презентация, карта

6.

Католическая церковь в ХI - ХIII вв.

2 ч.



6.1

Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики

1

26.10


Характеризовать положение и образ

жизни трёх основных сословий средневекового общества. Объяснять причины усиления королевской власти. Рассказывать о событиях, свидетельствующих о противостоянии королей и пап. Называть причины появления движения еретиков.

Учебник, п. 16; презентация

6.2

Крестовые походы

1

30.10


Определять по карте пути Крестовых

походов, комментировать их основные

события. Устанавливать связь между Крестовыми походами и стремлением церкви повысить авторитет в обществе.

Объяснять цели различных участников Крестовых походов.

Сравнивать итоги Первого, Второго и

Третьего крестовых походов.

Выполнять самостоятельную работу

с опорой на содержание изученной главы

учебника

Учебник, п. 17; презентация, карта

7.

Образование централизованных государств в Западной Европе

в ХI - ХV вв.

6 ч.



7.1

Как происходило объединение Франции

1

09.11


Обсуждать в группах состояние

экономики страны, его социальные эффекты. Объяснять причины ослабления крепостничества, освобождения городов от сеньоров, укрепления центральной власти короля. Отбирать материал для

сообщений о Филиппе II Августе, Филиппе IV Красивом и папе римском Бонифации VIII (по выбору). Составлять

вопросы и задания к п. 4 «Генеральные штаты» для дальнейшей совместной работы в группах

Учебник, п. 18; презентация, карта

7.2

Что англичане считают началом своих свобод

1

13.11


Рассказывать о причинах утверждения нормандской династии на английском троне. Группировать материал параграфа с

целью анализа методов управления страной Вильгельмом Завоевателем.

Выявлять новизну реформ Генриха II Плантагенета. Объяснять причины появления Великой хартии вольностей и её значение для развития страны. Характеризовать парламент с позиции сословного представительства

Учебник, п. 19; презентация, карта

7.3

Столетняя война

1

16.11


Находить и показывать на карте основные места военных сражений.

Составлять логичный рассказ о причинах войны, готовности сторон, основных этапах; готовить доклад о подвиге Жанны д'Арк. Объяснять роль города Орлеана в военном противостоянии сторон

Учебник, п. 20; презентация, карта

7.4

Усиление королевской власти в конце ХVв. во Франции и Англии

1

20.11


Рассказывать о последствиях Столетней войны для Франции и Англии. Выделять особенности завершения процесса объединения Франции. Объяснять сущность единой централизованной власти во Французском государстве.

Анализировать процессы объединения в Англии и во Франции

Учебник, п. 21; презентация, карта

7.5

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове

1

23.11


Находить полуостров и расположенные на нём государства. Объяснять причины и особенности Реконкисты. Характеризовать сословно-монархические централизованные государства Пиренейского полуострова. Сравнивать кортесы с Генеральными штатами во Франции, парламентом в Англии

Учебник, п. 22; презентация, карта

7.6

Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в ХII - ХV вв.

1

27.11


Находить на карте и комментировать местоположение Германии и Италии, их отдельных частей; городские феодальные республики Италии. Рассказывать о коммунах Милана, Пизы, Болоньи, Флоренции и др. Объяснять особенности процесса образования централизованных государств в Германии. Определять причины ослабления императорской власти. Используя иллюстрации к параграфу, Интернет, составлять рассказ об одной из городских республик. Характеризовать политику династии Медичи

Учебник, п. 23; презентация, карта

8.

Славянские государства и Византия в ХIV - ХV вв.

2 ч.



8.1

Гуситское движение в Чехии.

1

30.11


Характеризовать Чехию в XIV в. Рассказывать об отношении общества к католической церкви. Выделять главное в информации о Яне Гусе. Оценивать поступки Яна Гуса и его последователей, Яна Жижки. Называть итоги и последствия гуситского движения

Учебник, п. 24; презентация, карта

8.2

Завоевание турками-османами Балканского полуострова

1

04.12


Находить и показывать на карте Балканский полуостров, Болгарское царство, Сербию, государство османов и др. страны. Объяснять, почему болгары не смогли сохранить свободу и независимость. Указывать причины усиления османов. Называть последствия падания Византии. Выполнять самостоятельную работу

с опорой на содержание изученной главы

учебника

Учебник, п. 25; презентация, карта

9.

Культура Западной Европы в ХI - ХV вв.

4 ч.



9.1

Образование и философия. Средневековая литература

1

07.12


Объяснять причины изменения представлений средневекового европейца о мире; значение понятия корпоративное

общество. Находить аргументы за и против существования корпоративной культуры. Излагать смысл дискуссии о соотношении веры и разума в христианском учении. Оценивать образование и его роль в средневековых городах. Характеризовать и сравнивать творчество трубадуров и вагантов.

Комментировать поэзию, роман эпохи Средневековья.

Учебник, п. 26-27; презентация

9.2

Средневековое искусство. Культура раннего Возрождения в Италии

2

11.12

14.12


Составлять рассказ-экскурсию о памятниках средневекового искусства (на выбор). Рассказывать о скульптуре как «Библии для неграмотных». Составлять рассказ-описание по картине художника (любого на выбор). Объяснять значение понятий: гуманизм, гуманисты, Возрождение. Высказывать мнение об образе нового человека с позиции жителя Средневековья. Составлять описание образа нового человека с позиции Петрарки

Учебник, п. 28-29; презентация

9.3

Научные открытия и изобретения

1

18.12


Доказывать, что в XIV в. стали преобладать практические знания. Объяснять связь между использованием водяного колеса и развитием металлургии. Рассказывать о значении изобретения книгопечатания. Сопоставлять представление о мире человека раннего и позднего Средневековья. Анализировать последствия развития мореплавания. Выполнять самостоятельную работу, опираясь на содержание изученной главы учебника

Учебник, п. 30; презентация, карта

10.

Народы Азии, Америки и Африки в Средние века

2 ч.



10.1

Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония

1

21.12


Составлять «паспорт» страны: географическое положение, столица, состав населения, религия, управление (Китай, Индия, Япония). Сравнивать достижения Китая в разные эпохи правления. Характеризовать восстание Красных повязок. Обсуждать достижения культуры и искусства средневекового Китая в паре, малой группе. Составлять сообщение, доклад с помощью электронных средств и интер-ресурсов (Китай, Индия, Япония по выбору). Характеризовать религию индийцев - индуизм. Анализировать развитие страны в домонгольский период. Называть особенности буддизма. Составлять сообщение о своеобразии культуры и искусства Индии с помощью интернет-ресурсов.

Учебник, п. 31; презентация, карта

10.2

Государства и народы Африки и доколумбовой Америки

1

25.12


Показывать на карте территорию расселения народов Центральной Африки. Выделять своеобразие африканской культуры. Перечислять последствия освоения Африки европейцами. Объяснять особенности образа жизни африканских народов и их религии. Рассказывать об устройстве обществ доколумбовой Америки. Сравнивать культуру майя, ацтеков и инков. Показывать уникальность культуры народов доколумбовой Америки.

Учебник, п. 32; презентация, карта

11.

Наследие Средних веков в истории человечества

1 ч.

28.12


Объяснять смысл понятия Средневековье. Раскрывать сущность феодальных отношений. Выделять и характеризовать основные общественно-экономические, культурные и политические процессы. Сравнивать отношения короля, церкви и общества в разные периоды Средневековья. Объяснять, какие процессы способствовали формированию человека новой эпохи. Выполнять самостоятельную работу, опираясь на содержание изученного курса по истории Средних веков.


ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА

37 ч.

12.

Введение. Что изучает история Отечества

1 ч.

11.01


История России. С древнейших времен до конца XVI века. 6кл.:учебник для общеобразовательных учреждений/А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. - М.: Просвещение (далее - учебник), введение

13.

Восточные славяне

2 ч.



13.1

Восточные славяне

1

15.01


Характеризовать на основе исторической карты территорию расселения восточных славян, природные условия, в которых

они жили, их занятия. Описывать жизнь и быт, верования славян. Приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействий. Объяснять смысл понятий: язычество, вече, народное ополчение, дань

Учебник, п. 1; презентация, карта

13.2

Соседи восточных славян

1

18.01


Учебник, п. 2; презентация, карта

14.

Русь в IХ - первой половине ХII в.

7 ч.



14.1

Формирование Древнерусского государства

1

22.01


Раскрывать причины и называть время образования Древнерусского государства. Объяснять смысл понятий: государство, князь, дружина, полюдье

Учебник, п. 3; презентация, карта

14.2

Первые киевские князья

1

25.01


Показывать на исторической карте

территорию Древней Руси, главные торговые пути, крупные города, походы князей. Систематизировать материал (составлять хронологическую таблицу) о деятельности первых русских князей на основании текста учебника и отрывков из «Повести временных лет». Приводить примеры взаимоотношений Древней Руси с соседними племенами и государствами.

Учебник, п. 4; презентация, карта

14.3

Князь Владимир. Крещение Руси

1

29.01


Характеризовать внутреннюю и внешнюю политику Владимира Святославича. Составлять характеристику князя Владимира. Актуализировать знания из курсов всеобщей истории о возникновении христианства и его основных постулатах. Давать оценку значению принятия христианства на Руси. Объяснять смысл понятий: митрополит, епископ

Учебник, п. 5; презентация, карта

14.4

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром

1

01.02


Характеризовать политический строй Древней Руси при Ярославе Мудром, его внутреннюю и внешнюю политику. Составлять характеристику Ярослава Мудрого. Рассказывать о положении отдельных групп населения Древней Руси, используя информацию учебника и отрывки из Русской Правды. Объяснять смысл понятий: наместник, посадник, усобицы, боярин, вотчина, холоп.

Учебник, п. 6; презентация, карта

14.5

Культура Древней Руси

1

05.02


Рассказывать о развитии культуры Древней Руси. Описывать памятники древнерусского зодчества (Софийские соборы в Киеве и Новгороде) и древнерусской живописи (фрески, мозаики, иконы), предметы ДПИ. Объяснять смысл понятий: мозаика, фреска, миниатюра, житие.

Учебник, п. 7; презентация

14.6

Быт и нравы Древней Руси

1

08.02


Характеризовать образ жизни представителей различных слоёв древнерусского общества. Осуществлять

поиск информации из различных источников (включая Интернет) для подготовки сообщения (презентации) о каком-либо древнерусском городе

(по выбору).

Учебник, п. 8; презентация

14.7

Повторение и контроль по теме «Древняя Русь в VIII - первой половине ХII в. »

1

12.02


Систематизировать исторический материал о Древней Руси. Характеризовать общие черты и особенности раннефеодального периода истории Руси и Западной Европы. Высказывать суждения о значении наследия Древней Руси для современного общества. Выполнять тестовые контрольные задания по истории Древней Руси по образцу ГИА (в упрощённом варианте).

15.

Русь во второй половине ХII -ХIII в.

9 ч.



15.1

Раздробление Древнерусского государства

1

15.02


Составлять характеристику Владимира

Мономаха. Объяснять смысл понятий: удел, политическая раздробленность. Называть хронологические рамки периода раздробленности. Раскрывать причины и последствия раздробленности

Учебник, п. 9; презентация, карта

15.2

Главные политические центры Руси.

Владимиро-Суздальское княжество. Великий Новгород. Галицко-Волынская земля

2

19.02

22.02


Показывать на исторической карте территорию Владимиро-Суздальского княжества. Характеризовать особенности

географического положения и социально- политического развития Владимиро-Суздальского княжества. Составлять характеристики Юрия

Долгорукого, Андрея Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо. Показывать

На исторической карте территорию Новгородской земли и Галицко-Волынского княжества. Характеризовать

особенности географического положения и социально-политического развития Новгородской земли и Галицко-Волынского княжества. Рассказывать об особенностях политической жизни Новгородской республики. Характеризовать берестяные грамоты как исторический источник.

Учебник, п. 10-11; презентация, карта

15.3

Монгольское нашествие на Русь

1

26.02


Изучать материалы, свидетельствующие о походах монгольских завоевателей (историческую карту, отрывки из летописей, произведений древнерусской литературы и др.), сопоставлять и обобщать содержащиеся в них сведения.

Объяснять причины успеха монголов

Учебник, п. 12; презентация, карта

15.4

Борьба русских земель с западными завоевателями

1

29.02


Рассказывать на основе информации

учебника, отрывков из летописей, карт и картосхем о Невской битве и Ледовом побоище. Характеризовать значение этих сражений для дальнейшей истории русских земель.

Учебник, п. 13; презентация, карта

15.5

Русь и Орда

1

04.03


Объяснять, в чём выражалась зависимость русских земель от Золотой Орды, характеризовать повинности населения. Составлять характеристику Александра Невского. Объяснять смысл понятий: баскак, ярлык, «выход».

Учебник, п. 14; презентация, карта

15.6

Русь и Литва

1

07.03


Показывать на исторической карте территорию Великого княжества Литовского. Характеризовать политику литовских князей. Объяснять причины быстрого территориального роста Литвы за счёт русских земель. Характеризовать значение присоединения русских земель к Великому княжеству Литовскому.

Учебник, п. 15; презентация, карта

15.7

Культура русских земель в XII-XIII веках

1

11.03


Давать общую характеристику состояния русской культуры в указанный период. Выявлять особенности и характеризовать достижения культуры отдельных княжеств и земель. Характеризовать влияние ордынского нашествия на развитие русской культуры. Собирать информацию и готовить сообщения об иконах и храмах XII-XIII веков, используя различные источники информации

Учебник, п. 16; презентация

15.8

Повторение и контроль по теме «Русь во второй половине ХII -ХIII в.»

1

14.03


Систематизировать исторический материал по изученному периоду. Характеризовать общие черты и особенности раздробленности на Руси и в Западной Европе. Высказывать суждения о значении наследия периода раздробленности для современного общества. Выполнять тестовые контрольные задания по истории Древней Руси по образцу ГИА (в упрощённом варианте).

16.

Московская Русь в XIV- XVI вв.

16 ч.



16.1

Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества

1

18.03


Показывать на исторической карте территорию Северо-Восточной Руси, основные центры собирания русских земель, территориальный рост Московского княжества. Раскрывать причины и следствия объединения русских земель вокруг Москвы. Высказывать и аргументировать оценку деятельности Ивана Калиты

Учебник, п. 17; презентация, карта

16.2

Москва-центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва

2

21.03

25.03


Рассказывать о Куликовской битве на основе учебника, отрывков из летописей, произведений литературы, исторической карты. Раскрывать значение Куликовской битвы. Оценивать роль Дмитрия Донского, Сергия Радонежского, митрополита Алексея

Учебник, п. 18; презентация, карта

16.3

Московское княжество и его соседи в конце XIV-середине XV веков

1

04.04


Показывать на исторической карте рост территории Московской Руси. Характеризовать политику Василия I, отношения Москвы с Литвой и Ордой. Объяснять причины и последствия феодальной войны, причины победы Василия II Тёмного. Оценивать значение и последствия польско-литовской унии и Грюнвальдской битвы для судеб Центральной Европы.

Учебник, п. 19; презентация, карта

16.4

Создание единого Русского государства. Конец ордынского владычества

2

08.04

11.04


Указывать хронологические рамки процесса становления единого Русского государства. Показывать на исторической карте процесс превращения Московского великого княжества в Русское государство. Начать составление характеристики Ивана III. Объяснять значение создания единого Русского государства

Учебник, п. 20; презентация, карта

16.5

Московское государство в конце XV-начале XVI века

1

15.04


Выявлять на основе текста учебника изменения в политическом строе Руси, системе управления страной. Завершить составление характеристики Ивана III. Сравнивать вотчинное и поместное землевладение. Изучать отрывки из Судебника 1497 г. и использовать содержащиеся в них сведения для характеристики положения крестьян. Объяснять смысл понятий: Боярская дума, кормление, местничество, пожилое, поместье

Учебник, п. 21; презентация

16.6

Церковь и государство в конце XV-начале XVI века

1

18.04


Раскрывать роль православной церкви в становлении российской государственности. Характеризовать взаимоотношения церкви с великокняжеской властью. Объяснять значение выражения «Москва - третий Рим». Давать оценку деятельности выдающихся религиозных деятелей (Иосиф Волоцкий, Нил Сорский) в истории Московской Руси

Учебник, п. 22; презентация

16.7

Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады

2

22.04

25.04


Характеризовать социально-экономическое и политическое развитие Русского государства в начале XVI века. Объяснять причины и значение принятия Иваном IV царского титула. Характеризовать основные мероприятия и значение реформ 1550-х гг. Изучать исторические документы (отрывки из переписки Ивана IV и Андрея Курбского, записок иностранцев о России) и использовать их для рассказа о положении различных слоёв населения Руси, политике власти. Объяснять значение понятий: централизованное государство, приказ, Земский собор, стрелецкое войско, дворяне

Учебник, п. 23; презентация

16.8

Внешняя политика Ивана IV

1

29.04


Использовать историческую карту для характеристики роста территории Московского государства, хода Ливонской войны, похода Ермака. Объяснять, какие цели преследовал Иван Грозный, организуя походы и военные действия на южных, западных и восточных рубежах Московской Руси. Характеризовать причины успехов Руси в Поволжье и Сибири и неудачи в Ливонской войне

Учебник, п. 24; презентация, карта

16.9

Опричнина

1

06.05


Объяснять причины, сущность и последствия опричнины. Определять своё отношение к опричному террору на основе анализа документов, отрывков из работ историков. Составлять характеристику Ивана Грозного. Давать оценку правлению Ивана Грозного. Объяснять значение понятий: заповедные лета, крепостное право

Учебник, п. 25; презентация

16.10

Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV - XVI вв.

1

13.05


Составлять таблицу достижений культуры Руси в XIV - XVI вв. описывать памятники культуры на основе иллюстраций учебника и других источников информации. Собирать информацию и готовить сообщения об иконах и храмах XIV - XVI веков, используя различные источники информации. Составлять описание памятников материальной и художественной культуры, объяснять, в чём состояло их назначение, оценивать их достоинства. Характеризовать основные жанры религиозной и светской литературы XIV - XVI вв.

Учебник, п. 26; презентация

16.11

Архитектура и живопись в XIV - XVI вв.

1

16.05


Учебник, п. 27; презентация

16.12

Быт XV-XVI веков

1

20.05


Описывать быт различных слоёв населения, опираясь на иллюстрации учебника и другие источники информации. Рассказывать о нравах и быте русского общества XIV - XVI вв. на основе информации из исторических источников (отрывки из Домостроя, записок иностранцев, изобразительных материалов и др.)

Учебник, п. 28; презентация

16.13

Повторение и контроль по теме «Московская Русь в XIV- XVI вв.»

1

23.05


Систематизировать исторический материал по изученному периоду. Характеризовать общие черты и особенности процесса образования единых государств на Руси и в Западной Европе. Характеризовать общие черты и особенности развития России и государств Западной Европы в XIV - XVI вв. Высказывать суждения о значении наследия XIV - XVI вв. для современного общества. Выполнять тестовые контрольные задания по истории России XIV - XVI вв. по образцу ГИА (в упрощённом варианте).

17.

Итоговое повторение и обобщение по курсу «История России с древнейших времён до конца XVI века»

2

27.05

30.05


Систематизировать исторический материал по истории Руси с древнейших времён до конца XVI века. Выполнять тестовые контрольные задания по истории Руси с древнейших времён до конца XVI века по образцу ГИА (в упрощённом варианте).

Учебник, заключение; презентация, карта

Лист коррекции к рабочей программе по курсу истории (6 класс)




















































© 2010-2022