Урок презентация Обычаи Казахского Народа

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Народные традиции религии, верования казахов.

«незнание своей родословной до седьмого колена признак сиротства».

В нашей школе мы с ребятами 4 классов, решили поставить сценку, о обычаях Казахского народа.

Цель: -

1.Воспитать интерес, и уважение к казахской национальной культуре.

2. Знать обычаи, обряды, религии Казахстана.

3. Углубить знания о народах Казахстана, с помощью авторской сценки.

Для создания настоящего обряда, мы подготовили нужную атрибутику, и национальные костюмы. Обустроили юрту, передали образ того времени. Ребятам было интересно участвовать в сценки, и наиболее детально знать, как на самом деле проходит обряд Тусау Кесу

Из традиционных детских обрядов у казахов наиболее интересным был тусау кесу (разрезание пут). Ребенку начинающему ходить перевязывали ноги черно-белым шерстяным шнуром, который затем перерезала многодетная, энергичная, подвижная женщина, передавая ему тем самым свои качества. Разрезанный шнур затем сжигали. Тусау кесу (разрезание пут) очень символичен: для ребенка как бы открывалась новая жизнь, а черно-белый шнур символизировал жизнь с ее непостоянством, впереди было много испытаний и их надо пройти достойно. Древние предки считали, что если не провести этот обряд, ребенок будит не уверенным и не уклюжим, постоянно будит спотыкаться.

Тусау Кесу это значимое событие для всей семьи. Собирают родных и близких и друзей, вариться бешбармак, накрывается праздничный стол, придумываются многозначительные тесты для ребенка.

Для проведения тусау кесу готовят специальный жгутик, «Алаже» переплетенный из нескольких шерстенных ниток, белого и черного цвета, этот жгутик иначе называют тусау - Путы, существует легенда связанная с этими нитями, этот ритуал достался казахам от арабских предков (египтян) в древнем Египте фараонам на посох навязывали белую нить символ справедливости, солнце, жизнь и теплоту, а вот черная нить это знак темноты, холода и смерти. В народе говорят нельзя переходить ни кому дорогу, черно-белая нить означает пожелание, чтобы ребенок в своей жизни ни когда не делал плохое, и ни кому не переходил дорогу, вот поэтому в обряде тусау кесу используется черно-белая нить.

Так же в напутствие ребенка существует 6 грехов которых в первую очередь нарушать нельзя, самый главный из них кому либо переходить дорогу, второй грех быть мошенником, 3 грех разногласие, в одной семье младшие должны слушать старших, 4 грех это болезнь, 5 грех сгущение туч, человек увидевший тучи не должен был идти в путь, либо его ожидал несчастный случай, 6 грех это пыльные вихри они так же являются плохим знаком.

Тусау кесу защищает малыша от всех 6 невзгод. В современное время тусау делаю пестрым, используя при этом три цвета, белый - символ чистоты, зеленый - здоровье и долголетие, красный - символ достатка. Объяснение простое. Путы в Древнем Казахстане делали из травы, и кишки очищенной домашнего скота. Обряд разрешали провести самому почетному гостю, который в бедующем мог бы стать для малыша примером. Обычно для мальчиков подбирался друг семьи который много достиг в жизни, и был очень обеспеченным человеком. После перерезание пут, перед ребенком стелили белую скатерть, символ чистой, новой и доброй жизненной дороги. На скатерть помещали несколько предметов которые должен был выбрать ребенок, (книги, домбру, баурсаки, деньги ит.д.) ребенок выбирал понравившейся ему предмет, а родителям было в напутствие это знаком, чем будит в бедующем заниматься их малыш. Почетному гостю дарили подарок и приглашали всех за торжественный стол. Обряд сохранился и до нашего времени, с каждым разом внося в него новшества, и не забывая о старых традициях.

Богатейшая культура казахского народа сохранила множество традиций и обычаев, почитаемых и передаваемых из поколение в поколение на протяжении многих веков.

У казахского народа принято считать своим долгом - знать всех своих предков до седьмого колена.

"Жети ата" ("Жеты ата") - в переводе означает "семь поколений". Согласно казахскому обычаю "Жети ата"("Жеты ата") все потомки одного деда до седьмого колена считаются близкими родственниками. Древний обычай требует знать семь поколений предков и запрещает браки внутри рода.

Тыйым - в переводе означает запрет. У казахов, как и у многих других народов существуют запреты (тыйым). Например, нельзя наступать на порог, дарить близким людям нож или собаку - это может привести к вражде. Нельзя выливать молоко на землю. Свистеть в доме - прогонять счастье и деньги. Но есть и другие запреты - этнические. Например, нельзя переходить дорогу старшему.

Тизе бугу - преклонить колено, присесть. Знак почета дому. Если человек пришел в чей-то дом, он обязательно должен присесть или преклонить колено, иначе он может нанести неизгладимую обиду хозяину дома, изложив цель своего посещения стоя.

Свои особенности имеет и воспитание детей у казахов. Корни их уходят в глубокую древность. Например, такой обычай, как выведение из 40 дней ребенка связан с древними представлениями о том, что первые 40 дней ребенок наиболее подвержен влиянию злых духов, и что они могут наслать на него болезни или подменить ребенка. Поэтому ребенка до 40 дней никому не показывали , кроме самых близких. И даже первые казахские колыбельные скорее напоминают заговоры, чем песни, смысл которых заключается в том, чтобы обмануть злых духов и отогнать их от младенца.

Первенцы в семье традиционно считались детьми свекра и свекрови. Усыновленные таким образом дети традиционно были любимчиками в семье.

Суйынши - казахский обычай при сообщении радостной вести. Когда произносят "Суйынши", все сразу понимают, что человек пришел с хорошей новостью. А тому, кто приносит известие, согласно обычаю надо обязательно подарить подарок.

"Ат мингизип шапан жабу" - самый высокий почет. У казахского народа есть обычай: дорогому гостю, акыну, батыру, борцу или уважаемому человеку дарить коня и накидывать на плечи чапан. Этот обычай гостеприимства продолжает жить и в наши дни.



© 2010-2022