- Преподавателю
- История
- Урок на тему: Древняя Спарта
Урок на тему: Древняя Спарта
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Власова Ю.Ю. |
Дата | 16.07.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Общеобразовательная средняя школа №18
г. Белгород
Урок истории
Тема урока: Древняя Спарта
учитель истории
Власова Ю.Ю.
Белгород
2010
Урок истории в 5 классе
Тема: Древняя Спарта
Цели урока:
1. Ознакомить учащихся с общественным и государственным устройством Спарты, сравнить его с Афинским государством; продолжить формирование умений правильно показывать на карте места изучаемых событий, анализировать ответы товарищей, составлять рассказ.
2. Продолжить формировать эмоционально-ценностное отношение к культурному прошлому, воспитание интереса к предмету, к данной теме, продолжать формирование умений работать со справочным аппаратом книги.
3. Продолжить формирование умения выявлять и характеризовать причинно-следственные связи.
Тип урока - комбинированный
Методы работы: работа с карточками, работа с историческими документами.
Оборудование:
1)Учебник
2) Рабочие тетради
3) Карта «Древняя Греция (до середины V в. до н. э.)».
Ход урока:
-
Организационный момент
Знакомство с планом урока (использую слайды к уроку. «Древняя Спарта»). (1 слайд - тема урока)
План изучения нового материала (2 слайд - план урока)
1) Географическое положение Спартанского государства.
2) Спартанцы и илоты.
3) Управление Спартой.
4) Воспитание спартанцев
Перед изучением нового материала предлагаю вспомнить, ранее изученное, чтобы не возникло проблем при сопоставлениях и анализе условий жизни жителей Спарты и Афин в VIII-VI вв. до н. э.
II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Зарождение демократии в Афинах»
-
Подготовка устного ответа по карточке № 29.
КАРТОЧКА № 29
Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Почему благодаря реформам Солона в Афинах стала устанавливаться демократия?» Для этого вспомни:
- Кем был Солон?
- Как он поступил с должниками?
- Как изменились права демоса?
- Что такое Народное собрание?
- Что обозначает понятие «демократия»?
Сделай вывод.
Примерный ответ учащегося
Солон был политиком, поэтом и мудрецом Афинского государства. В 594 г. до н. э. он начал свои реформы в этом государстве. Первым делом он освободил всех должников от кабалы - долгового рабства. Все граждане государства стали участвовать в выборах главного органа власти и судей, могли присутствовать на любых судебных заседаниях. Таким образом, реформы Солона заложили основы демократии, т. е. власти демоса.
2. Дифференцированная работа учащихся по карточкам письменно на листочках (5-7 человек).
а) Карточка № 1.
Напишите, что означают эти слова:
1) Демос - народ;
2) Демократия - власть народа;
3) Реформы - преобразования;
4) Граждане - свободные афиняне.
б) Карточка № 2.
- В древности греки плавали главным образом вдоль берегов и избегали выходить в открытое море. Для объяснения этого факта есть несколько причин. Какие причины назовете вы? (Греческие мореходы предпочитали плавать вдоль берегов, поскольку корабли были небольшими, плавание в открытом море, где негде было укрыться во время шторма, опасным; в пасмурную погоду при отсутствии компаса ориентироваться было очень сложно. Кроме того, небольшой размер кораблей не позволял брать много запасов пищи и пресной воды.)
Вопрос: Почему Солон вынужден был покинуть свое государство на длительный срок? (Богатые люди государства озлобились на него, так как он отменил рабство, а рабы - это бесплатная рабочая сила. А бедным не угодил тем, что он не произвел передела земли. И вот для того, чтобы не навлечь на себя вражду тех и других, он уезжает из страны на несколько лет. Возвратившись, живет здесь до старости.)
-
Изучение новой темы
Итак, мы познакомились с реформами, которые проводил Солон в Афинском государстве. Но мы знаем, что подобных полисов в Греции было много. Одним из крупнейших была Спарта.
И снится мне спартанская земля,
Суровое величие природы,
Сухие, каменистые поля,
Средь мощных скал бушующие воды.
Я слышу, как звенят, звенят мечи,
Солдаты тренируют новобранцев.
Вот он - предел трагической мечты -
Железное величие спартанцев.
Скажите о чем речь в этом стихотворении?
Сегодня мы познакомимся с тем, как жили жители Спарты, как осуществлялось управление в сравнении с Афинским государством.
- Сравним условия жизни жителей Спарты и Афин в VIII-VI вв. до н. э.
Работа с картой (с. 149 книги), (слайд №3)
Беседа учителя по вопросам:
1) Где находится государство Афины? (На юге Балканского полуострова.)
2)Где находится Спарта? (Тоже на территории южной части Балканского полуострова, в местечке Лакония.)
Сейчас вы самостоятельно поработаете с текстом учебника, вам необходимо будет прочитать п. 1 § 31 на с. 140-141 и ответить на вопросы
Беседа учителя по вопросам:
1)Кого называли илотами?
2)Какие обязанности существовали у илотов?
3)Как обращались с илотами спартанцы? Слайд №4
Слово учителя:
Государственное устройство Спарты было очень простым и почти не менялось с VIII по III в. до н. э. Во главе государства стояли два царя-полководца из разных родов и Совет из 30 старейшин (геронтов), который решал все важные вопросы. Важнейшие из них обсуждались общим собранием воинов-спартанцев. Был еще небольшой совет эфоров - они контролировали деятельность царей, чтобы те не захватили всю власть в Спарте.
Спартанское общество похоже на общество Древней Индии. Здесь были две главные касты: свободных воинов и крепостных землевладельцев (илотов). Переход из одной группы в другую был невозможен: за преступление или трусость воина могли казнить или изгнать из Спарты, но превратить его в илота было нельзя. Также ни за какие заслуги илот или чужеземец (метек) не мог войти в группу воинов-спартанцев. Слайд №5
Итак, сейчас каждый из вас получит исторический документ, который мы с вами изучим и после этого вы ответите на вопросы.
Плутарх. Ликург, XVI
Кормилицы были заботливые и умелые, детей не пеленали, чтобы дать свободу членам тела, растили их неприхотливыми и не разборчивыми в еде, не боящимися темноты или одиночества, не знающими, что такое своеволие и плач. Поэтому иной раз даже чужестранцы покупали кормилиц родом из Лаконии... Грамоте они учились лишь в той мере, в какой без этого нельзя было обойтись, в остальном же все воспитание сводилось к требованиям беспрекословно подчиняться, стойко переносить лишения и одерживать верх над противником. С возрастом требования делались все жестче: ребятишек коротко стригли, они бегали босиком, приучались играть нагими. В двенадцать лет они уже расхаживали без хитона, получая раз в год по гиматию, грязные, запущенные; бани и умащения были им не знакомы - за весь год лишь несколько дней они пользовались этим благом. Спали они вместе, по илам и отрядам на подстилках, которые сами себе приготовляли, ломая голыми руками метелки тростника на берегу Эврота.
Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира.
М., 1987. С. 135-136.
Беседа по вопросам к документу.
1) Что вам понравилось, а что нет в воспитании мальчиков- спартанцев? Почему? Слайд №6
IV. Закрепление изученного материала
Беседа учителя по вопросу:
1) Чем отличались условия жизни жителей Спарты и Афин в VII-VI вв. до н. э.?
Ответы:
а) Афины отличались от Спарты тем, что главными занятиями были не земледелие и война, а ремесло и торговля. Афиняне были искусными мастерами в обработке бронзы и железа, в мореплавании и кораблестроении. Афинские земледельцы выращивали мало зерна, но много винограда и оливковых деревьев. Вино и оливковое масло вывозили на экспорт, зерно покупали в Египте и Причерноморье.
б) Без морской торговли Афины не могли существовать, поэтому правители имели мощный флот.
в) В школах Афин ценилось ораторское искусство, чтение, письмо и физические упражнения.
Рефлексия
А сейчас мы с вами немного поиграем. Закройте глаза. Представьте, что вы оказались в Спарте. Какие у вас чувства? Интересно? Понравился город Спарта? Нет? Почему?
V. Домашнее задание: прочитать § 31; подготовить развернутый ответ на вопрос «Как воспитывали спартанцев?»; для любознательных: а) Одна спартанка, провожая сына на войну, подала ему щит и произнесла: «С ним или на нем». Что она хотела сказать этими словами? б) Что обозначает «детский способ голосования в Спарте»?; прочитайте миф на с. 147 учебника.
VI. Подведение итогов урока
Дополнительный материал
Вся жизнь спартанца проходила в военных упражнениях. До своего совершеннолетия, которое наступало в 30 лет, он бывал дома только по праздникам, как гость. В 30 лет спартанец получал от государства надел земли и мог жениться.
Женщины-спартанки считались в Элладе самыми свободными и независимыми. Они получали спортивную подготовку наравне с мужчинами и нередко соревновались в общегреческих играх, посвященных богине Гере (в Олимпийских играх участвовали только мужчины). Спартанки властвовали в доме, пока мужчины занимались военным делом. Они сами воспитывали своих дочерей до замужества, а сыновей- до семилетнего возраста, когда мальчики переселялись в лагерь.
Граждане Спарты не имели права владеть золотой или серебряной монетой, заниматься торговлей или ремеслом (кроме мастеров-оружейников); их земли обрабатывали илоты. Поэтому Спарта не дала Элладе ни одного художника, поэта или ученого.
Смирнов С.Г. Задачник по истории Древнего мира.
М., 1994, С. 66.
6