Урок на тему: Древняя Спарта

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Общеобразовательная средняя школа №18

г. Белгород


Урок на тему:Древняя Спарта


Урок истории

Тема урока: Древняя Спарта

учитель истории

Власова Ю.Ю.



Белгород

2010


Урок истории в 5 классе

Тема: Древняя Спарта

Цели урока:

1. Ознакомить учащихся с общественным и государствен­ным устройством Спарты, сравнить его с Афинским государством; продолжить формирование умений правильно показывать на карте места изучаемых событий, анализировать ответы товарищей, со­ставлять рассказ.

2. Продолжить формировать эмоционально-ценностное отношение к культурному прошлому, воспитание интереса к предмету, к данной теме, продолжать формирование умений работать со справочным аппаратом книги.

3. Продолжить формирование умения выявлять и характеризовать причинно-следственные связи.

Тип урока - комбинированный

Методы работы: работа с карточками, работа с историческими документами.

Оборудование:

1)Учебник

2) Рабочие тетради

3) Карта «Древняя Греция (до середины V в. до н. э.)».

Ход урока:

  1. Организационный момент

Знакомство с планом урока (использую слайды к уроку. «Древняя Спарта»). (1 слайд - тема урока)

План изучения нового материала (2 слайд - план урока)

1) Географическое положение Спартанского государства.

2) Спартанцы и илоты.

3) Управление Спартой.

4) Воспитание спартанцев

Перед изучением нового материала предлагаю вспомнить, ранее изученное, чтобы не возникло проблем при сопоставлениях и анализе условий жизни жителей Спарты и Афин в VIII-VI вв. до н. э.

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Зарождение демократии в Афинах»

  1. Подготовка устного ответа по карточке № 29.


КАРТОЧКА № 29

Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Почему благодаря реформам Солона в Афинах стала устанавливаться демократия?» Для этого вспомни:

- Кем был Солон?

- Как он поступил с должниками?

- Как изменились права демоса?

- Что такое Народное собрание?

- Что обозначает понятие «демократия»?

Сделай вывод.

Примерный ответ учащегося

Солон был политиком, поэтом и мудрецом Афинского государства. В 594 г. до н. э. он начал свои реформы в этом государстве. Первым делом он освободил всех должников от кабалы - долгового рабства. Все граждане государства стали участвовать в выборах главного органа власти и судей, могли присутствовать на любых судебных заседаниях. Таким образом, реформы Солона заложили основы демократии, т. е. власти демоса.

2. Дифференцированная работа учащихся по карточкам пись­менно на листочках (5-7 человек).

а) Карточка № 1.

Напишите, что означают эти слова:

1) Демос - народ;

2) Демократия - власть народа;

3) Реформы - преобразования;

4) Граждане - свободные афиняне.

б) Карточка № 2.

- В древности греки плавали главным образом вдоль берегов и избегали выходить в открытое море. Для объяснения этого факта есть несколько причин. Какие причины назовете вы? (Греческие мореходы предпочитали плавать вдоль берегов, поскольку корабли были небольшими, плавание в открытом море, где негде было укрыться во время шторма, опасным; в пасмурную погоду при отсутствии компаса ориентиро­ваться было очень сложно. Кроме того, небольшой размер кораблей не позволял брать много запасов пищи и пресной воды.)

Вопрос: Почему Солон вынужден был покинуть свое государство на длительный срок? (Богатые люди государства озлоби­лись на него, так как он отменил рабство, а рабы - это бесплатная рабочая сила. А бедным не угодил тем, что он не произвел передела земли. И вот для того, чтобы не навлечь на себя вражду тех и других, он уезжает из страны на несколько лет. Возвратившись, живет здесь до старости.)


  1. Изучение новой темы

Итак, мы познакомились с реформами, которые проводил Солон в Афинском государстве. Но мы знаем, что подобных полисов в Гре­ции было много. Одним из крупнейших была Спарта.

И снится мне спартанская земля,
Суровое величие природы,
Сухие, каменистые поля,
Средь мощных скал бушующие воды.

Я слышу, как звенят, звенят мечи,
Солдаты тренируют новобранцев.
Вот он - предел трагической мечты -
Железное величие спартанцев.


Скажите о чем речь в этом стихотворении?

Сегодня мы познакомимся с тем, как жили жители Спарты, как осуществлялось управление в сравнении с Афинским государством.

- Сравним условия жизни жителей Спарты и Афин в VIII-VI вв. до н. э.

Работа с картой (с. 149 книги), (слайд №3)

Беседа учителя по вопросам:

1) Где находится государство Афины? (На юге Балканского по­луострова.)

2)Где находится Спарта? (Тоже на территории южной ча­сти Балканского полуострова, в местечке Лакония.)

Сейчас вы самостоятельно поработаете с текстом учебника, вам необходимо будет прочитать п. 1 § 31 на с. 140-141 и ответить на вопросы

Беседа учителя по вопросам:

1)Кого называли илотами?

2)Какие обязанности существовали у илотов?

3)Как обращались с илотами спартанцы? Слайд №4

Слово учителя:

Государственное устройство Спарты было очень простым и поч­ти не менялось с VIII по III в. до н. э. Во главе государства стояли два царя-полководца из разных родов и Совет из 30 старейшин (геронтов), который решал все важные вопросы. Важнейшие из них обсуждались общим собранием воинов-спартанцев. Был еще небольшой совет эфоров - они контролировали деятельность царей, чтобы те не захватили всю власть в Спарте.

Спартанское общество похоже на общество Древней Индии. Здесь были две главные касты: свободных воинов и крепостных землевладельцев (илотов). Переход из одной группы в другую был невозможен: за преступление или трусость воина могли казнить или изгнать из Спарты, но превратить его в илота было нельзя. Также ни за какие заслуги илот или чужеземец (метек) не мог войти в группу воинов-спартанцев. Слайд №5

Итак, сейчас каждый из вас получит исторический документ, который мы с вами изучим и после этого вы ответите на вопросы.

Плутарх. Ликург, XVI

Кормилицы были заботливые и умелые, детей не пеленали, чтобы дать свободу членам тела, растили их неприхотливыми и не разборчи­выми в еде, не боящимися темноты или одиночества, не знающими, что такое своеволие и плач. Поэтому иной раз даже чужестранцы покупали кормилиц родом из Лаконии... Грамоте они учились лишь в той мере, в какой без этого нельзя было обойтись, в остальном же все воспитание сводилось к требованиям беспрекословно подчинять­ся, стойко переносить лишения и одерживать верх над противником. С возрастом требования делались все жестче: ребятишек коротко стригли, они бегали босиком, приучались играть нагими. В двенадцать лет они уже расхаживали без хитона, получая раз в год по гиматию, грязные, запущенные; бани и умащения были им не знакомы - за весь год лишь несколько дней они пользовались этим благом. Спали они вместе, по илам и отрядам на подстилках, которые сами себе приготовляли, ломая голыми руками метелки тростника на берегу Эврота.

Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира.

М., 1987. С. 135-136.

Беседа по вопросам к документу.

1) Что вам понравилось, а что нет в воспитании мальчиков- спартанцев? Почему? Слайд №6



IV. Закрепление изученного материала

Беседа учителя по вопросу:

1) Чем отличались условия жизни жителей Спарты и Афин в VII-VI вв. до н. э.?

Ответы:

а) Афины отличались от Спарты тем, что главными за­нятиями были не земледелие и война, а ремесло и торговля. Афиняне были искусными мастерами в обработке бронзы и железа, в мореплавании и кораблестроении. Афинские зем­ледельцы выращивали мало зерна, но много винограда и олив­ковых деревьев. Вино и оливковое масло вывозили на экспорт, зерно покупали в Египте и Причерноморье.

б) Без морской торговли Афины не могли существовать, по­этому правители имели мощный флот.

в) В школах Афин ценилось ораторское искусство, чтение, письмо и физические упражнения.

Рефлексия

А сейчас мы с вами немного поиграем. Закройте глаза. Представьте, что вы оказались в Спарте. Какие у вас чувства? Интересно? Понравился город Спарта? Нет? Почему?

V. Домашнее задание: прочитать § 31; подготовить развернутый ответ на вопрос «Как воспи­тывали спартанцев?»; для любознательных: а) Одна спартанка, провожая сына на войну, подала ему щит и произнесла: «С ним или на нем». Что она хотела сказать этими словами? б) Что обо­значает «детский способ голосования в Спарте»?; прочитайте миф на с. 147 учебника.

VI. Подведение итогов урока

Дополнительный материал

Вся жизнь спартанца проходила в военных упражнениях. До своего совершеннолетия, которое наступало в 30 лет, он бывал дома только по праздникам, как гость. В 30 лет спартанец получал от государства надел земли и мог жениться.

Женщины-спартанки считались в Элладе самыми свободными и не­зависимыми. Они получали спортивную подготовку наравне с мужчи­нами и нередко соревновались в общегреческих играх, посвященных богине Гере (в Олимпийских играх участвовали только мужчины). Спартанки властвовали в доме, пока мужчины занимались военным де­лом. Они сами воспитывали своих дочерей до замужества, а сыновей- до семилетнего возраста, когда мальчики переселялись в лагерь.

Граждане Спарты не имели права владеть золотой или серебря­ной монетой, заниматься торговлей или ремеслом (кроме мастеров-оружейников); их земли обрабатывали илоты. Поэтому Спарта не дала Элладе ни одного художника, поэта или ученого.

Смирнов С.Г. Задачник по истории Древнего мира.

М., 1994, С. 66.

















6

© 2010-2022