- Преподавателю
- История
- Человек умелый и разумный, по истории 5 класс, обобщение
Человек умелый и разумный, по истории 5 класс, обобщение
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Мишенева Н.Н. |
Дата | 09.02.2017 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Человек умелый и разумный
обобщающий урок по теме
«Жизнь первобытных людей»
Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно!
Не уважать оной - есть постыдное малодушие.
А.С. Пушкин
Цели и задачи урока:
-
Закрепить и обобщить полученные знания детей об истории и культуре первобытного общества.
-
Привить учащимся уважение к древнему человеку.
-
Закрепить умения и навыки работы с картой, атласом и дополнительной литературой.
-
Воспитать чувство сопричастности к истокам развития цивилизации.
Оборудование:
-
рисунки учащихся;
-
политическая карта мира;
-
карта-схема «Переход человечества к цивилизации»;
-
план-схема «Древние люди», где написаны задания учащимся по станциям;
-
цитаты из работ русских историков.
План-схема «Древние люди»
-
станция - «География»
-
станция - «ИЗО»
-
станция - «Литература»
-
станция - «Труд»
Класс делится на две команды:
1-я команда - «Человек умелый»;
2-я команда - «Человек разумный».
Перед началом урока на стол каждой команды ставятся таблички с названием.
Урок начинается с «Песни о вещах» М.Боярского. Учитель приветствует учащихся, благодарит за рисунки и поделки по заданной теме, обращает внимание детей на план-схему «Древние люди».
СТАНЦИЯ "ГЕОГРАФИЯ"
Каждая команда получает листок с изображениями контуров материков: Северная Америка, Южная Америка, Австралия и Африка.
Учащимся предстоит следующая работа:
-
Подписать материк, на котором появился древний человек.
-
Подписать названия океанов, омывающих этот материк.
-
Подписать названия крупных рек материка.
-
Отметить область прародины человека.
Задание 1-й команде
Показать по «Политической карте мира» и карте- схеме «Переход человечества к цивилизации», как шло расселение людей.
Задание 2-й команде
-
Показать по «Политической карте мира» и карте- схеме «Переход человечества к цивилизации» древнейшие районы земледелия, а также назвать современные страны на территории Передней Азии.
СТАНЦИЯ "ИЗО"
Задание 1 для 1-й команды
Нарисовать первобытное жилище древнейшего человека и рассказать о нём.
Задание 1 для 2-й команды
Нарисовать и рассказать о первобытном жилище человека разумного.
Задание 2 для 1-й команды
Рассказать о появлении религии.
Задание 2 для 2-й команды
Рассказать о возникновении искусства.
Учащиеся используют дополнительную литературу - книгу Э. д'Эрвильи «Приключения доисторического мальчика», также можно использовать учебник «История древнего мира» за 5-й класс (авторы А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая). Рассказ можно иллюстрировать рисунками, представленными на стендах.
В рассказах учащихся должно обязательно прозвучать:
-
имя археолога (Саутуола);
-
название пещеры (Альтамира);
-
название страны (Северная Испания).
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (2-3 минуты)
Физкультминутка поможет снять усталость и улучшить внимание учащихся. Упражнения, выполняемые учащимися, перекликаются с темой урока.
Ходьба на месте
Перед началом этого упражнения можно упомянуть о том, что в отличие от животных человек передвигался на двух задних конечностях, то есть ходил.
Упражнение для позвоночника и плеч
Учитель. Древнейший человек ходил сутулясь, а человек разумный - выпрямившись.
Дети продолжают ходьбу на месте, сгибаясь и выпрямляясь.
Упражнение для шейного позвоночника -- человек на охоте
Поворачивать голову из одной стороны в другую, как это делали на охоте.
Упражнение для глаз
Сильно сжать веки, а потом их открыть.
СТАНЦИЯ "ЛИТЕРАТУРА"
Задания
Дети работают по материалам книги французского писателя Э. д'Эрвельи «Приключения доисторического мальчика».
Вся работа на этой станции коллективная, обе команды дополняют друг друга.
Вопросы
-
Кто автор книги?
-
Назовите главного героя книги.
-
Что означает имя главного героя? (Крек - «разрушитель гнёзд» или «птицелов»),
-
Перечислите занятия людей в стаде Крека.
-
Для чего людям был необходим огонь?
-
Какое наказание предусматривалось тому, кто не сохранил огонь?
-
Расскажите, почему Крек не смог сохранить огонь?
-
Как удалось выжить Креку, хотя он был обречён на верную смерть?
-
Какое приспособление было у Фо - «чужеземца»?
Что нового вы узнали из прочитанной книги?
Как показывает опыт, художественная литература способствует более прочному закреплению в памяти учащихся изучаемого исторического материала. Художественный образ облегчает восприятие исторического прошлого.
СТАНЦИЯ "ТРУД"
Учитель беседует с учащимися о том, что первобытный человек умел изготавливать орудия труда, оружие, шить одежду. Он зачитывает отрывок из «Песни о вещах».
...И в пасмурной Гренландии,
И в солнечной Италии Носил с собою человек Всё имущество своё -
Обрывок шкуры мамонта Вокруг могучей талии,
Под мышкой каменный топор,
А в руке - копьё.
Задание 1 для 1-й команды
Составить рассказ о возникновении земледелия.
Задание 1 для 2-й команды
Составить рассказ о возникновении скотоводства.
Учащиеся могут использовать нарисованные дома
Примерный план рассказов
-
Время появления скотоводства и земледелия на Земле.
-
Территории, где занимались земледелием и скотоводством.
-
Кто был основателем земледелия и скотоводства.
-
Какие орудия труда использовались.
-
Образ жизни людей того времени.
Задание 2 (коллективное)
Рассказать о занятиях первобытного человека:
-
гончарное дело;
-
обработка металла.
Примерный план рассказа
-
Время появления гончарного дела и обработки металла на Земле;
-
Какой металл человек начал обрабатывать первым? (медь);
-
Как возникло неравенство в первобытном обществе?
-
Как жили люди в родовой и соседской общине, какая между ними была разница?
Подводим итоги: каждый уважающий себя человек должен знать историю. История - наука о жизни людей в прошлом, изучая её, мы узнаем о делах, поступках наших предков.