Человек умелый и разумный, по истории 5 класс, обобщение

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Человек умелый и разумный

обобщающий урок по теме

«Жизнь первобытных людей»

Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно!

Не уважать оной - есть постыдное малодушие.

А.С. Пушкин


Цели и задачи урока:


  • Закрепить и обобщить полученные знания детей об истории и культуре первобытного общества.

  • Привить учащимся уважение к древнему человеку.

  • Закрепить умения и навыки работы с картой, атласом и дополнительной литературой.

  • Воспитать чувство сопричастности к истокам развития цивилизации.

Оборудование:

  • рисунки учащихся;

  • политическая карта мира;

  • карта-схема «Переход человечества к цивилизации»;

  • план-схема «Древние люди», где написаны задания учащимся по станциям;

  • цитаты из работ русских историков.

План-схема «Древние люди»

  1. станция - «География»

  2. станция - «ИЗО»

  3. станция - «Литература»

  4. станция - «Труд»

Класс делится на две команды:

1-я команда - «Человек умелый»;

2-я команда - «Человек разумный».

Перед началом урока на стол каждой команды ставятся таблички с названием.

Урок начинается с «Песни о вещах» М.Боярского. Учитель приветствует учащихся, благодарит за рисунки и поделки по заданной теме, обращает внимание детей на план-схему «Древние люди».

СТАНЦИЯ "ГЕОГРАФИЯ"

Каждая команда получает листок с изображениями контуров материков: Северная Америка, Южная Америка, Австралия и Африка.

Учащимся предстоит следующая работа:

  • Подписать материк, на котором появился древний человек.

  • Подписать названия океанов, омывающих этот материк.

  • Подписать названия крупных рек материка.

  • Отметить область прародины человека.

Задание 1-й команде

Показать по «Политической карте мира» и карте- схеме «Переход человечества к цивилизации», как шло расселение людей.

Задание 2-й команде

  • Показать по «Политической карте мира» и карте- схеме «Переход человечества к цивилизации» древнейшие районы земледелия, а также назвать современные страны на территории Передней Азии.

СТАНЦИЯ "ИЗО"

Задание 1 для 1-й команды

Нарисовать первобытное жилище древнейшего человека и рассказать о нём.

Задание 1 для 2-й команды

Нарисовать и рассказать о первобытном жилище человека разумного.

Задание 2 для 1-й команды

Рассказать о появлении религии.

Задание 2 для 2-й команды

Рассказать о возникновении искусства.

Учащиеся используют дополнительную литературу - книгу Э. д'Эрвильи «Приключения доисторического мальчика», также можно использовать учебник «История древнего мира» за 5-й класс (авторы А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая). Рассказ можно иллюстрировать рисунками, представленными на стендах.

В рассказах учащихся должно обязательно прозвучать:

  • имя археолога (Саутуола);

  • название пещеры (Альтамира);

  • название страны (Северная Испания).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (2-3 минуты)

Физкультминутка поможет снять усталость и улучшить внимание учащихся. Упражнения, выполняемые учащимися, перекликаются с темой урока.

Ходьба на месте

Перед началом этого упражнения можно упомянуть о том, что в отличие от животных человек передвигался на двух задних конечностях, то есть ходил.

Упражнение для позвоночника и плеч

Учитель. Древнейший человек ходил сутулясь, а человек разумный - выпрямившись.

Дети продолжают ходьбу на месте, сгибаясь и выпрямляясь.

Упражнение для шейного позвоночника -- человек на охоте

Поворачивать голову из одной стороны в другую, как это делали на охоте.

Упражнение для глаз

Сильно сжать веки, а потом их открыть.

СТАНЦИЯ "ЛИТЕРАТУРА"

Задания

Дети работают по материалам книги французского писателя Э. д'Эрвельи «Приключения доисторического мальчика».

Вся работа на этой станции коллективная, обе команды дополняют друг друга.

Вопросы

  • Кто автор книги?

  • Назовите главного героя книги.

  • Что означает имя главного героя? (Крек - «разрушитель гнёзд» или «птицелов»),

  • Перечислите занятия людей в стаде Крека.

  • Для чего людям был необходим огонь?

  • Какое наказание предусматривалось тому, кто не сохранил огонь?

  • Расскажите, почему Крек не смог сохранить огонь?

  • Как удалось выжить Креку, хотя он был обречён на верную смерть?

  • Какое приспособление было у Фо - «чужеземца»?

Что нового вы узнали из прочитанной книги?

Как показывает опыт, художественная литература способствует более прочному закреплению в памяти учащихся изучаемого исторического материала. Художественный образ облегчает восприятие исторического прошлого.

СТАНЦИЯ "ТРУД"

Учитель беседует с учащимися о том, что первобытный человек умел изготавливать орудия труда, оружие, шить одежду. Он зачитывает отрывок из «Песни о вещах».

...И в пасмурной Гренландии,

И в солнечной Италии Носил с собою человек Всё имущество своё -

Обрывок шкуры мамонта Вокруг могучей талии,

Под мышкой каменный топор,

А в руке - копьё.

Задание 1 для 1-й команды

Составить рассказ о возникновении земледелия.

Задание 1 для 2-й команды

Составить рассказ о возникновении скотоводства.

Учащиеся могут использовать нарисованные дома

Примерный план рассказов

  • Время появления скотоводства и земледелия на Земле.

  • Территории, где занимались земледелием и скотоводством.

  • Кто был основателем земледелия и скотоводства.

  • Какие орудия труда использовались.

  • Образ жизни людей того времени.

Задание 2 (коллективное)

Рассказать о занятиях первобытного человека:

  1. гончарное дело;

  2. обработка металла.

Примерный план рассказа

  1. Время появления гончарного дела и обработки металла на Земле;

  2. Какой металл человек начал обрабатывать первым? (медь);

  3. Как возникло неравенство в первобытном обществе?

  4. Как жили люди в родовой и соседской общине, какая между ними была разница?

Подводим итоги: каждый уважающий себя человек должен знать историю. История - наука о жизни людей в прошлом, изучая её, мы узнаем о делах, поступках наших предков.




© 2010-2022