Рабочая программа по истории Древнего мира для 5 класса

Рабочая программа по истории Древнего мира составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. и авторской программы под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История Древнего мира», издательство «Просвещение». Пояснительная записка содержит  цели и задачи изучения курса в 5 классе,  обоснование выбора данного УМК и его содержание, межпредметные связи. Требования к уровню подготовки обозначены в формате «знать/понимать – уметь – испо...
Раздел История
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 4»

г.Камень-на-Оби Алтайского края




«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

________/З.П. Орехова/


Протокол № ________

от ___.___. 2014 г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МБОУ «Лицей № 4»

___________/Т.А. Верещагина/

«____»____________2014 г


«Утверждено»

Директор МБОУ «Лицей № 4»

_________________/А.А.Реттих/


Приказ №______________

от «_____»____________20___г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по истории Древнего мира


Верещагиной Татьяны Александровны


для учащихся 5ВГ классов

















2014 - 2015 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по истории Древнего мира составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. и авторской программы под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История Древнего мира», издательство «Просвещение», 2011 г. и опирается на стандарт основного общего образования по истории.

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Полученные знания об историческом опыте человечества важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.

Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. В 5 классе в ходе изучения истории происходит знакомство с процессом формирования человека и человеческого общества, с важнейшими цивилизациями Древнего мира. При этом вводится только общее понятие «цивилизация», противопоставленное первобытности (поскольку в науке выделение локальных цивилизаций в древности, их наименования и определение сущности являются спорными и неустановленными).

Данный курс ставит своей целью дать школьникам знания о далеком прошлом, которые послужат одной из основ их общей образованности, создать более полное представление о странах древнего мира, более глубокое проникновение в специфику древних цивилизаций. В данной программе при отборе фактов и явлений основным критерием явилась их значимость в историческом процессе, в развитии мировой культуры. Исходя из задачи курса - формировать историческое мышление - дается представление об общем и особенном при характеристике древних обществ, а также представление о том, чем отличается Древний мир от мира современного.

Изучение истории в V классе направлено на достижение следующих задач:

  • освоение знаний о важнейших событиях и процессах истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;

  • овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;

  • формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;

  • применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

Задачи курса:

  • осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ;

  • показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;

  • охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования);

  • раскрыть на конкретном примере, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества;

  • формировать у ученика терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.

Изучение истории Древнего мира предполагает широкое использование межпредметных связей. Использование потенциала межпредметных связей курсов истории и географии расширяет знания учащихся о закономерностях пространственной организации мира, закрепляет умение оперировать статистическим и картографическим материалом. Формирование системы интегративных связей истории и предметов образовательных области «Филология» значительно повышает коммуникативный потенциал процесса обучения, позволяет учащимся на более высоком уровне освоить стилистические и образно-выразительные особенности родного и иностранных языков. Знание учащимися исторического контекста процесса духовного творчества расширяет их возможности при изучении курса литературы, а также предметов образовательной области «Искусство».

Программа реализуется с помощью учебно-методического комплекта:

  • авторская программа под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История Древнего мира»

  • Вигасин А.А. История Древнего мира: учеб. для 5 класса общеобразовательных учреждений / А.А. Вигасин и др. - М.: Просвещение.

  • Г.И. Годер. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 5 класс. В двух частях. - М.: Просвещение.

Для достижения образовательных целей используются также

  • настенные исторические карты

  • атлас по истории Древнего мира.

  • цифровые образовательные ресурсы

  • мультимедийные презентации по курсу Древнего мира.

Данная рабочая программа рассчитана на 70 учебных часов при 2 часах в неделю.

Т.к. авторская программа рассчитана на 68 часов, то в неё были внесены следующие изменения:

  • Вводный урок к курсу истории объединён с темой «Древнейшие люди»;

  • Добавлен урок повторения «Древняя Греция»;

  • Добавлен урок повторения «Расцвет демократии в Афинах»;

  • В теме «Рим - сильнейшая держава Средиземноморья» добавлен 1 час для урока повторения;

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения истории ученик должен:

знать/понимать

  • основные этапы и ключевые события истории Древнего мира и выдающихся деятелей древней истории;

  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

  • изученные виды исторических источников;

уметь

  • определять последовательность и длительность важнейших событий древней истории;

  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

  • читать историческую карту и показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников в связной монологической форме;

  • использовать приобретенные знания при написании творческих работ

  • выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;

  • группировать исторические явления и события по заданному признаку;

  • объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;

  • выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;

  • определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории Древней истории, достижениям культуры;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

  • высказывания собственных суждений (в споре и т.п.) об историческом наследии народов мира;

  • объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

  • общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Раздел

Знать и уметь

Жизнь первобытных людей.

  • уметь правильно употреблять и объяснять исторические термины;

  • уметь анализировать причины изменения орудий труда и жизни первобытных людей;

  • понять то, что земледелие и скотоводство - величайшие открытия человечества, которые привели к созданию надежных источников питания людей;

  • уметь подтверждать выводы примерами, пересказывать содержание текста, выделять на элементарном уровне причины исторических событий.

Народы и государства Древнего Востока.

  • Подвести учащихся к пониманию причин возникновения древнегреческой цивилизации;

  • Уметь распознавать существенные признаки и интересы различных общественных групп: земледельцев и ремесленников, вельмож и фараонов Древнего Египта;

  • Знать о важнейших открытиях и достижениях финикийцев, древних евреев, ассирийцев, жителей Персидской державы и Древней Индии, Китая;

  • Уметь работать с исторической картой, текстом учебника; сравнивать природные условия и географическое положение разных стран, их политическую историю.

Древняя Греция.

  • Основные направления греческой колонизации, причины возникновения греческих полисов;

  • Причины гибели Персидского царства и образования державы Александра Македонского;

  • Распространение греческой культуры в странах Древнего Востока;

  • Уметь работать с исторической картой на основе текста учебника и документа;

  • Давать характеристику участников исторических событий, их деятельности.

Древний Рим.

  • Местоположение и природные условия Италии, историю возникновения Рима;

  • Историю образования Римской державы и деятельности императоров Восточной Римской империи;

  • Историю римских завоеваний в восточной части Средиземного моря;

  • О возникновении мировой христианской религии и образовании христианской церкви;

  • Начать формирование умения составлять сложный план параграфа, составлять рассказ, делать выводы, обобщать отдельные события.

Основная форма организации образовательного процесса классно-урочная.

Урок дает возможность применять разнообразные методы обучения, сочетать индивидуальную, групповую и фронтальную работу учащихся. Ведущими при изучении истории Древнего мира в 5 классе являются следующие типы уроков: комбинированный, уроки изучения нового материала, уроки закрепления знаний, уроки обобщения и систематизации изученного.

Текущий контроль освоения учебного материала учащимися осуществляется через устные и письменные опросы, индивидуальные задания, выполнение творческих заданийи тестирование в рамках урока, итоговый контроль - через тестирование по материалу всего курса.

Используемые средства контроля: тестовые материалы по разделам программы, мультимедийный тестовый материал, карточки с заданиями по курсу.

Критерии оценивания ответов учащихся

Критерии оценивания устных ответов учащихся:

Оценка «5».Ответ на вопрос должен показать прочные и содержательные знания. Ответ должен быть логичным и доказательным. Необходимо знать основные исторические факты, понятия, термины, даты, события и имена исторических деятелей, владеть основами исторического мышления. Необходимо уметь устанавливать причинно-следственные связи, иметь представление об источниках исторического знания, самостоятельно анализировать и сопоставлять отдельные процессы исторического развития общества. Знать историческую карту, уметь делать аргументированные выводы. При ответе необходимо соблюдать нормы современного русского языка.

Оценка «4». Ответ на вопрос должен показать прочные знания. Ответ должен быть логичным и доказательным .Необходимо знать основные исторические факты, понятия, термины, даты, события и имена исторических деятелей. Необходимо уметь устанавливать причинно-следственные связи, иметь представление об источниках исторического знания, самостоятельно анализировать и сопоставлять отдельные процессы исторического развития общества. При ответе необходимо соблюдать нормы современного русского языка. В ответе допускаются отдельные несущественные неточности.

Оценка «3». Ответ на вопрос должен показать знания поставленных вопросов. Необходимо знать основные понятия, термины, фактический материал.

Уметь устанавливать причинно-следственные связи, излагать материал с учетом принципов объективности и научности, уметь делать выводы.

При ответе необходимо соблюдать нормы современного русского языка. В ответе могут допускаются существенные ошибки и неточности.

Оценка «2». Ответ на вопрос показывает незнание содержания темы, основных понятий, терминов, неумение устанавливать причинно-следственные связи, излагать материал с учетом принципов объективности и научности, неумение анализировать указанные источники, неумение делать выводы, грамотно отвечать на вопросы . Несоответствие ответа вопросу, отсутствие ответа на один из поставленных дополнительных или наводящих вопросов, слабое владение литературной речью, отказ от ответа.

Критерии оценивания письменного ответа

При оценке письменного ответа необходимо выделить следующие элементы:

1. Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы.

2. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа.

3. Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.

Оценка «5» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием исторических терминов и понятий в контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты.

Оценка «4» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с корректным использованием исторических терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с опорой на факты.

Оценка «3» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта при формальном использовании исторических терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

Оценка «2» ставится, если представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации, или проблема не раскрыта, или дана информация не в контексте задания.

При оценивании тестовых заданий следует исходить из объёма выполненной работы. Оценка «5» ставиться в том случае, если учащимся правильно выполнено 90 - 100% теста, оценка «4» - правильно выполнено от 70 до 89% теста, оценка «3» - правильно выполнено от 50 до 69% теста. Если тестовое задание выполнено менее чем на 50%, то выставляется оценка «2».

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

Согласно федеральному перечню учебников изучение истории в 5 классе осуществляется на основе учебника Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История Древнего мира. 5 класс. - М.: Просвещение.

При изучении истории Древнего мира возможно использование различных электронных пособий и интерактивных учебников. В частности в данный момент в школьном БИЦ имеются в наличии следующие пособия:

  • Учебное электронное издание «История Древнего мира», 5 класс

  • Мультимедийное учебное пособие «История. 5 класс»

  • Электронная энциклопедия «Атлас Древнего мира»

  • Большая детская энциклопедия «Мировая художественная культура»

Необходимое оборудование:

  • Компьютер, проектор, экран;

  • Мультимедийные презентации по курсу истории Древнего мира;

  • Учебные диски по данному материалу;

  • Комплект исторических карт по данному периоду.

Учебно-тематический поурочный план курса истории в 5 классе

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Требования к уровню подготовки обучающихся

Ресурсное обеспечение

по плану

факт.

Раздел I. Жизнь первобытных людей(7 ч.)

Тема 1. Первобытные собиратели и охотники

3 ч.




Древнейшие люди

1

2.09


Комментировать и формулировать понятия: первобытные люди, орудие труда, собирательство. Устно описывать первые орудия труда. Сравнивать первобытного и современного человека. Характеризовать достижения первобытного человека, его приспособление к природе.

Учебник Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История Древнего мира. 5 класс. - М.: Просвещение; п.1; презентация.

Родовые общины охотников и собирателей

1

4.09


Называть и характеризовать новые изобретения человека для охоты. Описывать сцены охоты на крупного зверя. Выделять признаки родовой общины. Характеризовать новые способы охоты.

Учебник, п.2; презентация.

Возникновение искусства и религиозных верований

1

9.09


Рассказывать о наскальной живописи, версиях её происхождения. Объяснять, как учёные разгадывают загадки древних художников, Характеризовать первобытные верования людей.

Учебник, п.3; презентация.


Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы

3 ч.




Возникновение земледелия и скотоводства

1

11.09


Рассказывать о переходе от собирательства к земледелию и от охоты к скотоводству, о возникновении ремёсел. Характеризовать изменения в социально-хозяйственной жизни людей. Схематически изображать и комментировать управление родовой общиной и племенем. Характеризовать религиозные верования древнего человека.

Учебник, п.4; презентация.

Появление неравенства и знати

1

16.09


Раскрывать смысл понятий: ремесло, ремесленник, гончарный круг, металлургия, плужное земледелие, соседская община, вождь, соплеменники, дружина, знать, города, святилища, государства. Находить на карте районы возникновения металлургии. Выявлять и сравнивать признаки родовой и соседской общин. Характеризовать изменения отношений в общине с выделением знати.

Учебник, п.5; презентация.

Повторение. Жизнь первобытных людей

1

18.09


Знать основные понятия раздела. Обобщать материал изученного раздела.


Тема 3. Счёт лет в истории

1 ч.

23.09


Решать исторические задачи и проблемные ситуации на счёт времени. Понимать различие понятий: год, век, эра, эпоха, исторический период, Уметь определять историческое время по ленте времени.

Учебник,с.28-30

Раздел II. Древний Восток (20 ч.)

Тема 4. Древний Египет

8 ч.




Государство на берегах Нила

1

25.09


Характеризовать местоположение государства с помощью исторической карта и её легенды. Устанавливать причинно-следственные связи между природными условиями и занятиями древних египтян.

Учебник, п.6; презентация.

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте

1

30.09


Находить и группировать информацию по данной теме из текста учебника, дополнительных источников к параграфу, презентации. Комментировать понятия и самостоятельно формулировать их. Оценивать достижения культуры.

Учебник, п.7; презентация.

Жизнь египетского вельможи

1

2.10


Выделять главное в части параграфа, во всём параграфе. Выделять ключевые понятия, которые раскрывают тему.

Учебник, п.8; презентация.

Военные походы фараонов

1

7.10


Работать с картой. Описывать войско фараона и его походы. Объяснять значение слов: бронза, пехотинец, колесница, раб, наёмное войско.

Учебник, п.9; презентация.

Религия древних египтян

1

9.10


Характеризовать религию древних египтян. Устанавливать связи между пантеоном богов, природными условиями и занятиями древних египтян.

Учебник, п.10; презентация.

Искусство Древнего Египта

1

14.10


Описывать внутреннее устройство пирамиды. Искать в Интернете информацию об археологических находках в пирамидах фараонов. Объяснять слова: фараон, пирамида, храм, обелиск, колонна, сфинкс.

Учебник, п.11; презентация.

Письменность и знания древних египтян

1

16.10


Составлять короткое сообщение о древнеегипетской письменности. Рассказывать о процессе изготовления папируса. Характеризовать знания из разных наук, известные древним египтянам.

Учебник, п.12; презентация.

Повторение. Древний Египет

1

21.10


Составлять и выполнять творческие задания. Анализировать достижения цивилизации Древнего Египта. Сравнивать образ жизни разных категорий населения Древнего Египта.

Тема 5. Западная Азия в древности

7 ч.




Древнее Двуречье

1

23.10


Характеризовать природно-климатические условия Древнего Двуречья. Характеризовать письменность Двуречья и выделять её признаки.

Учебник, п.13; презентация.

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

1

28.10


Характеризовать свод законов царя Хаммурапи. Выделять основные понятия параграфа. Объяснять слова: закон, ростовщик, раб-должник

Учебник, п.14; презентация.

Финикийские мореплаватели

1

30.10


Рассказывать с помощью карты о местоположении Финикии и занятиях её жителей. Подготовить небольшое сообщение о достижениях финикийских ремесленников. Используя историческую карту, определять причины развитой торговли в городах Финикии (Библ, Тир, Сидон)

Учебник, п.15; презентация.

Библейские сказания

1

11.11


Определять по карте территорию расселения древнееврейских племён. Объяснять значение принятия единобожия древнееврейскими племенами. Объяснять, почему Библия - наиболее читаемая книга с древности и до наших дней.

Учебник, п.16; презентация.

Древнееврейское царство

1

13.11


Оценивать поступок (Давид, Самсон). Обобщать информацию и делать вывод, каким представляли своего царя иудеи.

Учебник, п.17; презентация.

Ассирийская держава

1

18.11


Перечислять достижения ассирийцев в изобразительном искусстве, металлургии, военном деле. Находить аргументы к крылатой фразе: «Рукописи не горят». Определять причины падения Ассирийской державы.

Учебник, п.18; презентация.

Персидская держава «царя царей»

1

20.11


Работать с картой и дополнительными источниками. Систематизировать информацию о завоеваниях персидских царей. Пересказывать легенды о персидских царях.

Учебник, п.19; презентация.

Тема 6. Индия и Китай в древности

4 ч.




Природа и люди Древней Индии

1

25.11


Рассказывать о местоположении Индии, особенностях её ландшафта и климата. Показывать на карте основные географические объекты Древней Индии. Объяснять, каких животных почитали индийцы и почему. Выделять ключевые понятия индийской истории и культуры.

Учебник, п.20; презентация.

Индийские касты

1

27.11


Составлять простой план пунктов параграфа (по выбору). Рассказывать о жизни и обучении брахмана. Сравнивать основные положения брахманизма и буддизма. Перечислять достижения древних индийцев.

Учебник, п.21; презентация.

Чему учил китайский мудрец Конфуций

1

2.12


Определять по карте и описывать местоположение Древнего Китая. Объяснять и формулировать особенности китайской религии. Объяснять, почему китайцы придавали большое значение воспитанию учтивости.

Учебник, п.22; презентация.

Первый властелин единого Китая

1

4.12


Рассказывать об отношениях Китая с соседними народами. Объяснять причины возведения Великой Китайской стены. Выделять своеобразие древней китайской цивилизации.

Учебник, п.23; презентация.

Повторение. Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру

1ч.

9.12


Выполнять задания на осмысление и понимание изученного материала. Показывать на карте самые известные города Древнего Востока и соотносить из местоположение с современной картой. Перечислять наиболее известные сооружения на территории Вавилона, Палестины, Древнего Египта, Китая. Называть материал для письма в Египте, Двуречье, Китае, Индии.

Раздел III. Древняя Греция (23 ч.)

Тема 7. Древнейшая Греция

6 ч.




Греки и критяне

1

11.12


Показывать на карте и характеризовать местоположение Критского царства. Называть отличительные признаки критской культуры. Рассказывать миф о Дедале и Икаре, выявлять его нравственный аспект.

Учебник, п.24; презентация.

Микены и Троя

1

16.12


Показывать на карте и характеризовать местоположение Микен. Выделять отличия критской и микенской культур.

Учебник, п.25; презентация.

Поэма Гомера «Илиада»

1

18.12


Рассказывать легенду о жизни Гомера. Раскрывать кратко суть поэмы «Илиада». Характеризовать образы основных героев «Илиады».

Учебник, п.26; презентация.

Поэма Гомера «Одиссея»

1

23.12


Раскрывать кратко суть поэмы «Одиссея». Соотносить с картой путь Одиссея домой, на Итаку. Выделять основные вехи пути Одиссея домой.

Учебник, п.27; презентация.

Религия древних греков

1

25.12


Объяснять связь между явлениями природы и греческими богами. Давать нравственную оценку героическим поступкам Геракла. Сравнивать пантеон богов египтян и греков.

Учебник, п.28; презентация.

Повторение. Древнейшая Греция

1

13.01


Знать основные понятия раздела. Обобщать материал изученного раздела.

Тема 8. Полисы Греции и

их борьба с персидским нашествием

7 ч.





Земледельцы Аттики теряют землю и свободу

1

15.01


Показывать на карте местоположение Аттики и характеризовать занятия её населения. Выделять признаки греческого полиса. Характеризовать греческий демос, общество в целом. Перечислять преимущества греческого алфавита по сравнению с финикийским.

Учебник, п.29; презентация.

Зарождение демократии в Афинах

1

20.01


Показывать на примере реформ Солона смысл понятия «демократия», её роль в улучшении жизни основной массы народа. Сравнивать законы Драконта и Солона. Давать оценку поступкам Солона, его противников и единомышленников.

Учебник, п.30; презентация.

Древняя Спарта

1

22.01


Показывать на карте местоположение Спарты и характеризовать занятия её населения. Характеризовать основные группы населения и их положение. Составлять рассказ о жизни и традициях спартанцев.

Учебник, п.31; презентация.

Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей

1

27.01


Объяснять причины греческой колонизации и её географию. Выделять общее в жизни греческих колоний. Сравнивать финикийскую и греческую территории колонизации.

Учебник, п.32; презентация.

Олимпийские игры в древности

1

29.01


Составлять развёрнутый план одной части параграфа. Объяснять слова: атлет, ипподром, пятиборье, Олимпийские игры. Оценивать значение Олимпийских игр для общества того времени и современного общества.

Учебник, п.33; презентация.

Победа греков над персами в Марафонской битве

1

3.02


Определять цели и силы сторон в сражении, причины победы греков. Рассказывать о подвиге юноши, сообщившем грекам о победе в Марафонской битве.

Учебник, п.34; презентация.

Нашествие персидских войск на Элладу

1

5.02


Называть цели Ксеркса и греческих полисов в войне. Определять факторы победы греков. Составлять рассказ о создании военного флота, о Фермопильском сражении, о Саламинской битве.

Учебник, п.35; презентация.

Тема 9. Возвышение Афин в 5-м веке до н.э. и расцвет демократии

6 ч.




В гаванях афинского порта Пирей

1

10.02


Сравнивать военную и торговую гавани. Оценивать, насколько возможной была покупка раба для каждого грека. Характеризовать положение граждан, переселенцев, рабов в греческих полисах.

Учебник, п.36; презентация.

В городе богини Афины

1

12.02


Рассказывать о наиболее значимых частях Афин. Составлять план виртуальной экскурсии по Акрополю. Составлять и выполнять творческие задания.

Учебник, п.37; презентация.

В афинских школах и гимнасиях

1

17.02


Сравнивать типы школ и систему обучения в них. Объяснять назначение каждой из школ. Пояснять, почему греки придавали большое значение умению доступно излагать свои мысли.

Учебник, п.38; презентация.

В театре Диониса

1

19.02


Объяснять причины особой любви греков к представлениям. Называть признаки комедии и трагедии. Оценивать роль театра для современного общества.

Учебник, п.39; презентация.

Афинская демократия при Перикле

1

24.02


Называть заслуги Перикла в восстановлении и процветании Афин. Группировать информацию о демократических преобразованиях Перикла.

Учебник, п.40; презентация.

Повторение. Расцвет демократии в Афинах

1

26.02


Знать основные понятия раздела. Обобщать материал изученного раздела.

Тема 10. Македонские завоевания в 4-м веке до н.э.

3 ч.




Города Эллады подчиняются Македонии

1

3.03


Показывать на карте и объяснять местонахождение Македонии. Характеризовать политические методы Филиппа Македонского. Сравнивать политический курс Филиппа и Александра Македонского. Объяснять причины потери независимости Грецией.

Учебник, п.41; презентация.

Поход Александра Македонского на Восток

1

5.03


Рассказывать по карте о военных походах Александра Македонского на Восток. Называть причины военных успехов Александра. Оценивать поступки Александра Македонского и его противников.

Учебник, п.42; презентация.

В Александрии Египетской

1

10.03


Называть причины распада державы А. Македонского. Показывать на карте государства, образовавшиеся в ходе распада державы. Рассказывать об Александрии как центре эллинистического мира. Сравнивать Александрию и Афины.

Учебник, п.43; презентация.

Обобщение «Древняя Греция»

1 ч.

12.03


Называть самое известное в Греции: имя поэта, название храма, место сражения, имя стратега, завоевателей Греции. Объяснять значение понятий: демократия, стратег, оратор, спартанское воспитание, Олимпийские игры. Характеризовать основных богов и героев древнегреческой мифологии.

Раздел IV. Древний Рим(18 ч.)

Тема 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией

3 ч.




Древнейший Рим

1

17.03


Сравнивать природные условия Греции и Рима. Соотносить время возникновения Рима и событий, происходивших в Греции. Рассказывать легенды из истории Рима. Характеризовать общественный строй Рима.

Учебник, п.44; презентация.

Завоевание Римом Италии

1

19.03


Показывать на карте территории, завоёванные Римом. Характеризовать Римскую республику и причины её возникновения. Выделять причины побед римского войска, в т.ч. над Пирром. Сравнивать территориальные приобретения Рима во IIи III вв. до н.э.

Учебник, п.45; презентация.

Устройство Римской республики

1

31.03


Сравнивать устройство Римской республики с греческим полисом. Выделять и называть преимущества легиона в отношении фаланги.

Учебник, п.46; презентация.

Тема 12. Рим - сильнейшая держава Средиземноморья

4 ч.




Вторая война Рима с Карфагеном

1

2.04


Называть причины карфагенских войн. Отмечать цели сторон во второй карфагенской войне. Показывать по карте и комментировать поход Ганнибала. Характеризовать цели, поступки Ганнибала. Перечислять причины поражения Ганнибала в войне с римлянами.

Учебник, п.47; презентация.

Установление господства Рима во всём Средиземноморье

1

7.04


Работать с картой в процессе изучения событий, обеспечивающих господство Рима в Средиземноморье. Характеризовать способы подчинения государств власти Рима. Рассказывать о падении Македонского царства и его значении для эллинистического мира, для Рима.

Учебник, п.48; презентация.

Рабство в древнем Риме

1

9.04


Выделять в тексте главное о рабстве в Древнем Риме. Доказывать бесправное положение рабов в Риме. Объяснять причины широкого распространения рабства во всех сферах жизни римлян.

Учебник, п.49; презентация.

Повторение. Римская республика

1

14.04


Тема 13. Гражданские войны в Риме

4 ч.




Земельный закон братьев Гракхов

1

16.04


Устанавливать причины гражданских войн в Риме. Называть причины, которые заставили Т. Гракха выступить в защиту бедняков. Оценивать поступки братьев Гракхов.

Учебник, п.50; презентация.

Восстание Спартака

1

21.04


Показывать по карте походы войска Спартака, комментировать события и поступки. Рассказывать о восстании рабов, его результатах и последствиях.

Учебник, п.51; презентация.

Единовластие Цезаря

1

23.04


Составлять рассказ, используя понятия: наёмная армия, консул, верность воинов, диктатор, заговорщики, гибель. Анализировать действия и поступки Ю.Цезаря. Объяснять позиции Красса, Помпея и Сената.

Учебник, п.52; презентация.

Установление империи

1

28.04


Определять причины поражения сторонников республики. Сопоставлять действия Антония и Октавиана в борьбе за власть. Объяснять причины завершения гражданских войн в Риме. Характеризовать правление Октавиана Августа.

Учебник, п.53; презентация.

Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры

5 ч.




Соседи Римской империи

1

30.04


Показывать на карте территории расселения народов, попавших под власть империи. Рассказывать о племенах - соседях Римской империи и их взаимоотношениях.

Учебник, п.54; презентация.

В Риме при императоре Нероне

1

5.05


Рассказывать о Риме времён Нерона. Давать оценку поступкам Нерона.

Учебник, п.55; презентация.

Первые христиане и их учение

1

7.05


Рассказывать об условиях появления христианского учения. Объяснять причины распространения христианства. Комментировать и оценивать комплекс моральных норм христиан. Объяснять, почему сохранили свою ценность поучения Нагорной проповеди в наши дни.

Учебник, п.56; презентация.

Расцвет империи во II веке

1

12.05


Сравнивать положение свободного земледельца, колона, раба. Характеризовать период правления императора Траяна. Рассказывать о достижениях империи во II в. выделять причины ослабления империи и перехода к обороне границ.

Учебник, п.57; презентация.

«Вечный город» и его жители

1

14.05


Аргументировано доказывать смысл утверждения «Все дороги ведут в Рим». Составлять рассказ от лица простого римлянина, богатого римлянина, торговца, сенатора об одном дне в Риме.

Учебник, п.58; презентация.

Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи

2 ч.




Римская империя при Константине

1

19.05


Объяснять причины перемен во внутреннем положении империи. Сравнивать положение на границах империи в I в. и при императоре Константине. Обосновать факт переноса столицы империи. Комментировать последствия утверждения христианства государственной религией. Составлять рассказ о Риме с опорой на иллюстрации к параграфу.

Учебник, п.59; презентация.

Взятие Рима варварами

1

21.05


Обозначать причины раздела империи на две части. Рассказывать об исторических деятелях и их поступках. Оценивать поступки Гонория, Стилихона, Алариха и др. с позиции общечеловеческих ценностей. Высказывать предположения о причинах уничтожения Западной Римской империи варварами.

Учебник, п.60; презентация.

69.

Итоговое повторение

2 ч.

26.05

28.05


Показывать на карте этапы расширения границ Рима. Воспроизводить легенды и их нравственный контекст. Приводить примеры высокой гражданственности, патриотизма греков и римлян. Рассказывать о достижениях Рима в разных областях жизни и повседневности. Составлять и выполнять творческие задания.

Лист коррекции к рабочей программе по курсу истории Древнего мира (5 класс)

№ п/п

Дата занятия по учебно-тематическому планированию

Тема занятия по учебно-тематическому планированию

Способ корректировки с указанием фактической даты занятия

Причина корректировки
























































© 2010-2022