- Преподавателю
- История
- Методическая разработка урока День Народного Единства
Методическая разработка урока День Народного Единства
Раздел | История |
Класс | 7 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Плахова О.М. |
Дата | 14.10.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Пояснительная записка
Урок, посвященный истории возникновения праздника 4 ноября Дня народного единства. Исходя из того, что праздник установлен недавно и у населения страны нет осмысления самого события, перед преподавателем стоит задача в ходе урока сформировать у обучающихся представление о сути праздника, показать его исторические истоки, показать актуальность и важность нового праздника, содействовать интеллектуальному развитию обучающихся, сформировать знания конкретного периода Отечественной истории, традиций государства, воспитывать патриотизм и гражданственность, прививать чувство гордости за свою страну.
Тип урока. Урок открытия нового знания.
Цель урока:
Образовательные:
-
сформировать у учащихся представления об эпохе смутного времени,
-
подчеркнуть значимость событий 1612 года для дальнейшей истории нашей страны;
-
познакомить учащихся с историей возникновения праздника Дня народного единства
Развивающие:
-
развивать у учащихся воображение, фантазию, творческую активность
-
развивать актуально-историческое мышление учащихся
Смысловая:
-
способствовать формированию представления у учащихся нравственному и патриотическому воспитанию на примерах героев Народного ополчения 1612года;
-
углубить знания учащихся о событиях Смутного времени начала XVII века;
-
познакомить учащихся с историей праздника.
Метапредметные
Познавательные УУД:
-
развивать умение работать с различными видами информации: текстовой информацией, иллюстрациями;
-
развивать логическое приемы мышления, умение осуществлять поисковую и исследовательскую деятельность.
Регулятивные УУД:
-
развивать умение планировать свою деятельность, осуществлять свою деятельность в соответствии с предложенным планом;
-
развивать умение оценивать свою деятельность.
Коммуникативные УУД:
-
развивать умение выступать публично, логически грамотно формулировать высказывание, отстаивать свою точку зрения;
-
способствовать развитию умения слушать собеседника, проявлять уважение к позиции выступающего, даже если его точка зрения не совпадает с точкой зрения одноклассника.
Личностные УУД:
-
способствовать углублению понимания причастности к прошлому России, способствовать национальному самоопределению.
Оборудование урока: ноутбук, мультимедийный проектор, презентация Microsoft Power Point по данной теме.
Ход урока.
-
Организационный момент
Проверка готовности учащихся к уроку.
-
Проверка домашнего задания.
-
Вступительное слово учителя.
Слайд 1
Учитель: День народного единства в России - это государственный праздник, который ежегодно отмечается 4 ноября, начиная с 2005 года. Дата эта была выбрана отнюдь не случайно. Несмотря на свою кажущуюся молодость, исторически День народного единства связан с далекими событиями начала ХVII века.
-
Целеполагание, определение темы урока.
Учитель: Попробуйте сформулировать тему урока.
Предполагаемые ответы учащихся (Праздник День народного единства)
Учитель уточняет высказывания учащихся.
Учитель: Сформулируйте цель нашего урока.
Предполагаемые ответы учащихся (Узнать о истории возникновения праздника)
-
Открытие нового знания.
Давайте послушаем стихотворение Натальи Майданик.
Единство навсегда.
Ушли в историю года,
Цари менялись и народы,
Но время смутное, невзгоды
Русь не забудет никогда!
Победой вписана строка,
И славит стих былых героев,
Поверг народ врагов-изгоев,
Обрел свободу на века!
И поднималась Русь с колен
В руках с иконой перед битвой,
Благословленная молитвой
Под звон грядущих перемен.
Деревни, села, города
С поклоном русскому народу
Сегодня празднуют свободу
И День единства навсегда!
Учитель: Чему посвящено это стихотворение? Родина и Единство… Как вы понимаете эти слова? Какие события стали основой народного единения? (Ответы учащихся)
Учитель: Сегодня мы с вами поговорим о мужестве, проявленном в XVII веке народными ополченцами, которые в очередной раз отстояли свободу и независимость Родины, о предводителях ополченцев - Минине и Пожарском, об их подвиге.
Слайд 2.
Учитель: День народного единства был учрежден в память о событиях 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов. Исторически этот праздник связан с окончанием Смутного времени в России в XVII веке.
Слайд 3.
Учитель: Смутное время - период со смерти в 1584 году царя Ивана Грозного и до 1613 года, когда на русском престоле воцарился первый из династии Романовых, - было эпохой глубокого кризиса Московского государства, вызванного пресечением царской династии Рюриковичей. Династический кризис вскоре перерос в национально-государственный. Единое русское государство распалось, появились многочисленные самозванцы. Повсеместные грабежи, разбой, воровство. Многим современникам Смуты казалось, что произошло окончательное разорение "пресветлого московского царства". Власть в Москве узурпировала "семибоярщина" во главе с князем Федором Мстиславским, пустившая в Кремль польские войска с намерением посадить на русский престол католического королевича Владислава.
Слайд 4
Учитель: В это тяжелое для России время патриарх Гермоген призвал русский народ встать на защиту православия и изгнать польских захватчиков из Москвы. Его призыв был подхвачен русскими людьми. Началось широкое патриотическое движение за освобождение столицы от поляков. Первое народное ополчение возглавил рязанский воевода Прокопий Ляпунов. Но из-за распрей между дворянами и казаками, которые по ложному обвинению убили воеводу, ополчение распалось. Преждевременно начавшееся в Москве 19 марта 1611 года антипольское восстание потерпело поражение.
В сентябре 1611 года "торговый человек", нижегородский земский староста Кузьма Минин обратился к горожанам с призывом создать народное ополчение.
По предложению Минина на пост главного воеводы был приглашен 30-летний новгородский князь Дмитрий Пожарский. Пожарский не сразу принял предложение, согласился быть воеводой при условии, что горожане сами выберут ему помощника, который начальствовал бы над казной ополчения.
Слайд 5
Учитель: Под знамена Пожарского и Минина собралось огромное по тому времени войско - более 10 тысяч служилых поместных людей, до трех тысяч казаков, более тысячи стрельцов и множество крестьян.
Во всенародном ополчении, в освобождении Русской земли от иноземных захватчиков участвовали представители всех сословий и всех народов, входивших в состав русской державы.
Слайд 6
Учитель: С чудотворной иконой Казанской Божией Матери, явленной в 1579 году, Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы.
Эта победа послужила мощным импульсом для возрождения российского государства. А икона стала предметом особого почитания.
В конце февраля 1613 года Земский собор, куда входили представители всех сословий страны - дворянство, боярство, духовенство, казачество, стрельцы, черносошные крестьяне и делегаты от многих русских городов, избрал новым царем Михаила Романова (сына митрополита Филарета), первого русского царя из династии Романовых. Земский собор 1613 года стал окончательной победой над Смутой, торжеством православия и национального единства.
Слайд 7
Учитель: Памятник Минину и Пожарскому был первым памятником в Москве, поставленным не в честь государя, а в честь народных героев.
Ополчение Минина и Пожарского - яркий пример в русской истории, когда судьбу страны и государства решил народ. Это испытание помогло России осознать свое национальное единство и оценить те силы, которыми она располагала, чтобы защитить его.
Подобное неоднократно будет повторяться в русской истории. Простые русские люди, понявшие, что стране угрожает смертельный враг, самоотверженно встают на её защиту.
-
Закрепление пройденного материала
Учитель: Для каждого очень важно знать историю своей Родины. Как вы думаете почему?
Предполагаемые ответы учащихся. История - это память народа о том, кто мы, где наши корни, каков наш путь. Самое важное в изучении исторического прошлого своей Родины - это научиться любить её. А русским людям свойственна любовь к родному краю, где они родились и выросли. Эта любовь испокон века проявляется в их готовности защищать, не жалея жизни, своё Отечество от врагов.
-
Рефлексия
Учитель: Наша великая Родина имеет славную богатую событиями героическую историю. Народом нашей страны на протяжении столетий приходилось сражаться с многочисленными, сильными и жестокими врагами, чтобы отстоять свободу и независимость своей Родины.
Что защищали Минин и Пожарский с ополчением? (Ответы учащихся)
В чем смысл сегодняшнего праздника? (Ответы учащихся)
Когда ещё в истории нашего государства народ демонстрировал своё единство против захватчиков? (Ответы учащихся)
Какую опасность несут национальные распри и конфликты? (Ответы учащихся)
Учитель: Итак, ребята, подводя итог нашего урока, мы делаем закономерный вывод: учиться гордости за свою страну, верности и единству, гражданственности и честности, ответственности за прошлое и будущее мы должны у наших предков. Наша родина, наша земля сохранена ими, и мы должны беречь и защищать её. Только мы сами - должны отдать все силы и даже жизнь для защиты и процветания нашей любимой России, как когда-то это сделали в Смутное время наши предки, изгнав польских интервентов и предотвратив распад государства. Слава им!