Методическая разработка урока День Народного Единства

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Урок, посвященный истории возникновения праздника 4 ноября Дня народного единства. Исходя из того, что праздник установлен недавно и у населения страны нет осмысления самого события, перед преподавателем стоит задача в ходе урока сформировать у обучающихся представление о сути праздника, показать его исторические истоки, показать актуальность и важность нового праздника, содействовать интеллектуальному развитию обучающихся, сформировать знания конкретного периода Отечественной истории, традиций государства, воспитывать патриотизм и гражданственность, прививать чувство гордости за свою страну.

Тип урока. Урок открытия нового знания.

Цель урока:

Образовательные:

  • сформировать у учащихся представления об эпохе смутного времени,

  • подчеркнуть значимость событий 1612 года для дальнейшей истории нашей страны;

  • познакомить учащихся с историей возникновения праздника Дня народного единства

Развивающие:

  • развивать у учащихся воображение, фантазию, творческую активность

  • развивать актуально-историческое мышление учащихся

Смысловая:

  • способствовать формированию представления у учащихся нравственному и патриотическому воспитанию на примерах героев Народного ополчения 1612года;

  • углубить знания учащихся о событиях Смутного времени начала XVII века;

  • познакомить учащихся с историей праздника.

Метапредметные

Познавательные УУД:

  • развивать умение работать с различными видами информации: текстовой информацией, иллюстрациями;

  • развивать логическое приемы мышления, умение осуществлять поисковую и исследовательскую деятельность.

Регулятивные УУД:

  • развивать умение планировать свою деятельность, осуществлять свою деятельность в соответствии с предложенным планом;

  • развивать умение оценивать свою деятельность.

Коммуникативные УУД:

  • развивать умение выступать публично, логически грамотно формулировать высказывание, отстаивать свою точку зрения;

  • способствовать развитию умения слушать собеседника, проявлять уважение к позиции выступающего, даже если его точка зрения не совпадает с точкой зрения одноклассника.

Личностные УУД:

  • способствовать углублению понимания причастности к прошлому России, способствовать национальному самоопределению.

Оборудование урока: ноутбук, мультимедийный проектор, презентация Microsoft Power Point по данной теме.

Ход урока.

  1. Организационный момент

Проверка готовности учащихся к уроку.

  1. Проверка домашнего задания.

  2. Вступительное слово учителя.

Методическая разработка урока День Народного Единства

Слайд 1

Учитель: День народного единства в России - это государственный праздник, который ежегодно отмечается 4 ноября, начиная с 2005 года. Дата эта была выбрана отнюдь не случайно. Несмотря на свою кажущуюся молодость, исторически День народного единства связан с далекими событиями начала ХVII века.

  1. Целеполагание, определение темы урока.

Учитель: Попробуйте сформулировать тему урока.

Предполагаемые ответы учащихся (Праздник День народного единства)

Учитель уточняет высказывания учащихся.

Учитель: Сформулируйте цель нашего урока.

Предполагаемые ответы учащихся (Узнать о истории возникновения праздника)


  1. Открытие нового знания.

Давайте послушаем стихотворение Натальи Майданик.

Единство навсегда.

Ушли в историю года,
Цари менялись и народы,
Но время смутное, невзгоды
Русь не забудет никогда!
Победой вписана строка,
И славит стих былых героев,
Поверг народ врагов-изгоев,
Обрел свободу на века!
И поднималась Русь с колен
В руках с иконой перед битвой,
Благословленная молитвой
Под звон грядущих перемен.
Деревни, села, города
С поклоном русскому народу
Сегодня празднуют свободу
И День единства навсегда!

Учитель: Чему посвящено это стихотворение? Родина и Единство… Как вы понимаете эти слова? Какие события стали основой народного единения? (Ответы учащихся)

Учитель: Сегодня мы с вами поговорим о мужестве, проявленном в XVII веке народными ополченцами, которые в очередной раз отстояли свободу и независимость Родины, о предводителях ополченцев - Минине и Пожарском, об их подвиге.

Методическая разработка урока День Народного Единства

Слайд 2.

Учитель: День народного единства был учрежден в память о событиях 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов. Исторически этот праздник связан с окончанием Смутного времени в России в XVII веке.

Методическая разработка урока День Народного Единства

Слайд 3.

Учитель: Смутное время - период со смерти в 1584 году царя Ивана Грозного и до 1613 года, когда на русском престоле воцарился первый из династии Романовых, - было эпохой глубокого кризиса Московского государства, вызванного пресечением царской династии Рюриковичей. Династический кризис вскоре перерос в национально-государственный. Единое русское государство распалось, появились многочисленные самозванцы. Повсеместные грабежи, разбой, воровство. Многим современникам Смуты казалось, что произошло окончательное разорение "пресветлого московского царства". Власть в Москве узурпировала "семибоярщина" во главе с князем Федором Мстиславским, пустившая в Кремль польские войска с намерением посадить на русский престол католического королевича Владислава.

Методическая разработка урока День Народного ЕдинстваМетодическая разработка урока День Народного Единства

Слайд 4

Учитель: В это тяжелое для России время патриарх Гермоген призвал русский народ встать на защиту православия и изгнать польских захватчиков из Москвы. Его призыв был подхвачен русскими людьми. Началось широкое патриотическое движение за освобождение столицы от поляков. Первое народное ополчение возглавил рязанский воевода Прокопий Ляпунов. Но из-за распрей между дворянами и казаками, которые по ложному обвинению убили воеводу, ополчение распалось. Преждевременно начавшееся в Москве 19 марта 1611 года антипольское восстание потерпело поражение.
В сентябре 1611 года "торговый человек", нижегородский земский староста Кузьма Минин обратился к горожанам с призывом создать народное ополчение.

По предложению Минина на пост главного воеводы был приглашен 30-летний новгородский князь Дмитрий Пожарский. Пожарский не сразу принял предложение, согласился быть воеводой при условии, что горожане сами выберут ему помощника, который начальствовал бы над казной ополчения.
Методическая разработка урока День Народного Единства

Слайд 5

Учитель: Под знамена Пожарского и Минина собралось огромное по тому времени войско - более 10 тысяч служилых поместных людей, до трех тысяч казаков, более тысячи стрельцов и множество крестьян.

Во всенародном ополчении, в освобождении Русской земли от иноземных захватчиков участвовали представители всех сословий и всех народов, входивших в состав русской державы.

Методическая разработка урока День Народного Единства

Слайд 6

Учитель: С чудотворной иконой Казанской Божией Матери, явленной в 1579 году, Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы.
Эта победа послужила мощным импульсом для возрождения российского государства. А икона стала предметом особого почитания.

В конце февраля 1613 года Земский собор, куда входили представители всех сословий страны - дворянство, боярство, духовенство, казачество, стрельцы, черносошные крестьяне и делегаты от многих русских городов, избрал новым царем Михаила Романова (сына митрополита Филарета), первого русского царя из династии Романовых. Земский собор 1613 года стал окончательной победой над Смутой, торжеством православия и национального единства.

Методическая разработка урока День Народного Единства

Слайд 7

Учитель: Памятник Минину и Пожарскому был первым памятником в Москве, поставленным не в честь государя, а в честь народных героев.

Ополчение Минина и Пожарского - яркий пример в русской истории, когда судьбу страны и государства решил народ. Это испытание помогло России осознать свое национальное единство и оценить те силы, которыми она располагала, чтобы защитить его.

Подобное неоднократно будет повторяться в русской истории. Простые русские люди, понявшие, что стране угрожает смертельный враг, самоотверженно встают на её защиту.

  1. Закрепление пройденного материала

Учитель: Для каждого очень важно знать историю своей Родины. Как вы думаете почему?

Предполагаемые ответы учащихся. История - это память народа о том, кто мы, где наши корни, каков наш путь. Самое важное в изучении исторического прошлого своей Родины - это научиться любить её. А русским людям свойственна любовь к родному краю, где они родились и выросли. Эта любовь испокон века проявляется в их готовности защищать, не жалея жизни, своё Отечество от врагов.

  1. Рефлексия

Учитель: Наша великая Родина имеет славную богатую событиями героическую историю. Народом нашей страны на протяжении столетий приходилось сражаться с многочисленными, сильными и жестокими врагами, чтобы отстоять свободу и независимость своей Родины.

Что защищали Минин и Пожарский с ополчением? (Ответы учащихся)

В чем смысл сегодняшнего праздника? (Ответы учащихся)

Когда ещё в истории нашего государства народ демонстрировал своё единство против захватчиков? (Ответы учащихся)

Какую опасность несут национальные распри и конфликты? (Ответы учащихся)

Учитель: Итак, ребята, подводя итог нашего урока, мы делаем закономерный вывод: учиться гордости за свою страну, верности и единству, гражданственности и честности, ответственности за прошлое и будущее мы должны у наших предков. Наша родина, наша земля сохранена ими, и мы должны беречь и защищать её. Только мы сами - должны отдать все силы и даже жизнь для защиты и процветания нашей любимой России, как когда-то это сделали в Смутное время наши предки, изгнав польских интервентов и предотвратив распад государства. Слава им!






© 2010-2022