Реферат по истории: История села

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Научные работы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №72











Реферат

Тема: История села Дада, Нанайского района, Хабаровского края















Выполнил: Сажин Никита

учащаяся 6 класса

Руководитель: Симоненко Ирина Александровна

учитель истории





г. Хабаровск

2015г



Содержание:

  1. Введение стр. 3

  2. О селе Дада стр. 4

  3. Шаманка Линдза стр. 8

  4. Список литературы стр. 9

































2

Введение

Меня давно интересуют вопросы, связанные с названиями старинных нанайских стойбищ. В их названиях я нахожу для себя много интересного, занимательного, а порой даже удивительного. А что в сегодняшних названиях сёл и городов? В своём же ответе на этот вопрос я вижу, в первую очередь, исковерканные на русский лад некогда существовавшие нанайские названия или переименованные совершенно на новые. Это случалось с постепенным появлением на берегах дальневосточной реки Амур русских переселенцев из западных регионов России. Но эти изменения произошли, как мы сегодня видим, не только с селениями, стойбищами этнических народов Приамурья, но и в их культуре, традициях, веровании и во всём образе жизни.





Реферат по истории : История села

3

О селе Дада

Село Дада (нанайское название Да). Среди местных жителей оно сохранило своё прежнее название и по сей день. По данным Энциклопедии Хабаровского края и Европейской автономной области село расположено в 42 километрах от райцентра село Троицкое (Долин), в 160 километрах от города Хабаровска, основано в 1888 году. Но эта дата, по моему твердому убеждению, очень сомнительна, так как старожилы рассказывают удивительно интересные вещи про это древнее стойбище нани. Реферат по истории : История села

По их рассказам, даже прапрапрадеды не застали то время, когда через стойбище Да протекала неширокая речушка, берущая начало там, где-то за широкими марями. По этой речке спускались до самого села то японские налетчики, то китайские разбойники-хунхузы. А их встречали здесь жители стойбища с копьями и стрелами. Они устраивали засаду туву (укрытие) прямо в чащобе этой речки недалеко от стойбища. Поэтому речка у жителей стойбища Да впоследствии получила название Туву- засадная. Реферат по истории : История села

4

Сегодня этой речки нет. Но как бы следом от неё в настоящее время видна небольшая канавка между двумя домами.

Один из жителей села Да построил себе дом за канавкой во второй половине 1980-х годов. Копая подпол под домом для хранения овощей, он на глубине двух метров обнаружил скелет человека. В связи с этим и учитывая рассказы старожилов села, нанайское стойбище Да возникло очень давно, существует с незапамятных времен. Вот тут возникает вопрос: в каком году попал на такую глубину скелет жившего когда-то здесь человека? А нанайцы в древности, так рассказывали старожилы, не хоронили мертвецов в землю. Для этого строили усыпальницы, и гроб с телом устанавливали там. Реферат по истории : История села

Не подтверждают ли эти факты ту мысль, что возраст стойбища, а затем села Да исчисляется не со времен распада могущественного государства чжурчжэней, а гораздо раньше? Ведь и во времена существования империи Цзинь тунгусо-маньчжурские племена, составлявшие население этого государства, проживали на обширной территории Дальнего Востока, включая нынешний Приморский, Хабаровский края и особенно благоприятные берега Приамурья. А нанайцы как раз относятся к племенам тунгусо-маньчжурских народов, и их самоназвание хэдзени является второй половиной слова чжурчжени, но никак не гольды, как записали первые мореплаватели, зашедшие в Амур со стороны моря. Затем это же слово подхватил известный путешественник В.К. Арсеньев, закрепив за народом хэдзени (нани) это несуразное название, которое произошло от негидальцев и ульчей. 5

Так что над возрастом села Да стоит подумать, поразмышлять и поспорить. На мой взгляд, 1888 год как год основания села является тем годом, когда в этих местах впервые появился русский человек, который год своего появления записал как год основания населенного пункта. Тем более, археологическая группа А.П. Окладникова обнаружила возле местечка Елан, что находится между селами Гаси и Дада, целое большое городище, относящееся к VI-II тысячелетиям до новой эры. Возможно, там жили далекие и древние предки нынешних дадинцев, дети и правнуки которых впоследствии поселились на территории нынешней Да в древнейшие времена.

Прежде чем основать стойбище, нани приглядывались к данной местности, изучали её по удобству для проживания, ведения хозяйственной деятельности, а здесь учитывалось, в первую очередь, обилие рыбных запасов, и только потом - удобство охотничьего дела.

Почему выбрали именно это место?

Всё дело в том, что в близлежащих луговых окрестностях данного места очень много проток, речушек, заливов, озер, заходы и выходы которых расположены не так далеко. В нанайской речи заходы и выходы каких-то ручьев, речушек, заливов одинаково называются да, только с добавлением для ясности, что это верхний или нижний. А в этих больших и малых водоемах и водоемчиках всегда водилось несметное количество всевозможной рыбы. 6 Реферат по истории : История села

Следовательно, стойбище получило свое название именно от расположенных здесь многочисленных заходов и выходов водных артерий, именуемых да.

Говоря об удобстве месторасположения села Дада, следует отметить и то, что Дадинская протока является как бы магистральной линией для весенней, летней и осенней миграции рыбы. Ниже Дады на левой стороне протоки виден широкий выход Сириминской (Хаухалинской) протоки, которая берет начало из Амура. Выше села, напротив бывшего нанайского стойбища Гаси, тоже виден выход протоки Ори, берущей, как и Сирими, начало из Амура. Дадинская протока, уходя далее мимо села лесозаготовителей Дубовый Мыс, упирается в просторный залив, а затем - в широкое Гассинское озеро, которые очень богаты рыбой. Реферат по истории : История села

7

Шаманка Линдза

В селе Дада проживала одна жительница- это нанайская шаманка Линдза. Насколько я знаю, она - самый выдающийся шаман в нижнеамурском регионе. Она не грамотна, и её репертуар был собран доктором наук Татьяной Булгаковой из института им. Герцена в Санкт-Петербурге. Её шаманские действия включали лечения больных, предсказание судьбы, жертвоприношение, изготовление идолов и кормление богов и духов её семьи, рода и всей нации.Реферат по истории : История села

Она принадлежит к категории шаманов, которые полагают, что в состоянии излечивать и разрешать существующие и возможные в будущем проблемы их общин. Она была необычно компетентна в вопросах мифологии мироздания, всего нанайского народа и рода, к которому она принадлежит.

Таким образом, описывая свои топонимические размышления о селе Да, я получила какое-то внутреннее удовлетворение. Теперь тот кто прочитает написанный мной материал, возможно тоже получит удовольствие о того, что откроет для себя исторически интересный материал о прошлой жизни наших предков. 8

Список литературы:

  1. .М. Бельды. Водоворот. Тайны древнего Амура. Хабаровск 2005.

  2. Официальный сайт Нанайского муниципального района. (nanrayon.ru/)

  3. Информация из музея села Дада.









9

© 2010-2022