Разработка по истории на тему Олимпийские игры в древности (5класс)

Форма урока- состязание" Олимпийский марафон" с элементами самостоятельной познавательной деятельности. Цель урока- сформировать у учащихся представление о древних Олимпийских играх, о том как и где они проходили. В качестве материала применялись смайлики, лавровые венки,5пятьконвертов с темиже цветами, что и олимпийские кольца, с вложеннными лавровыми листами. На уроке применяла элементы игр- кругограмма,говорящие цифры. Показ слайдов сопровождался исполнением песни Льва Лещенко Олипиада 80.
Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок истории в 5 классе: «Олимпийские игры в древности».

Тип урока: изучение нового материала

Форма: состязание - «Олимпийский марафон» с элементами самостоятельной, познавательной деятельности учащихся.

Цели урока:

Содержательные:

  1. Сформировать у учащихся представления об древних Олимпийских играх, о том, откуда они появились и как проходили;

  2. Познакомить учащихся с разнообразием исторических источников, позволяющих получить необходимую информацию.

Развивающие:

  1. Дальнейшее формирование умений работы с исторической картой;

  2. Развитие умения работать с различными историческими источниками- текстовыми, изобразительными, вещественными;

  3. Продолжить формирование речевых умений таких, как давать ответы на поставленные вопросы, обосновывать свою позицию, делать обобщения и выводы.

Воспитательные:

  1. Создать благоприятную атмосферу для привития учащимся навыков сотрудничества между собой;

  2. Вызвать у учащихся эмоциональный отклик на жестокие правила состязаний на древних Олимпийских играх и подчеркнуть тот факт, что современные состязания являются более гуманными.

Оборудование:

  1. Пять конвертов, тех же цветов, что и кольца с вложенными листочками лавров.

  2. Смайлики для поощрения.

  3. Лавровые венки из бумаги.

  4. Проектор, компьютер, проектор.

  5. Карта.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Давайте создадим, друг другу хорошее настроение - улыбнемся. Я желаю вам плодотворно потрудиться. Покажем нашим гостям умение работать в единой сплоченной команде, быть внимательными и чуткими друг к другу.

2.Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии
(Смайлики)
Давайте сначала вспомним, что нам уже известно о Древней Греции.

-Где находится Греция? (Балканский п-ов, острова Средиземного моря, побережье Малой Азии)


- Как сами греки называли себя и свою родину? (эллинами, Элладой)


-Каких богов древние греки особенно почитали и почему? (Зевса, Посейдона, Аида, Деметру, Афину, Диониса и т.д. Греки считали, что боги помогали во всех их занятиях)


- Назовите имя известнейшего древнегреческого поэта и его произведения. Почему до сих пор они вызывают интерес? (Гомер, «Илиада» и «Одиссея»)


- Назовите самые крупные полисы Греции. Чем они прославились? (Афины и Спарта).


-Назовите имена самых известных законодателей Греции. Что о них вам известно? (Солон, Ликург)


- Над какой могущественной страной древности грекам в 5 в. до н. э. удалось одержать победу? (над Персией)

Известное всем и очень популярное сегодня понятие «демократия» зародилось именно в Греции.
- А как оно появилось и что означало? (в результате участия всех граждан полиса в работе Народного собрания; в переводе с греческого «демократия» -народное правление, власть народа. )

- Кругограмма Слайд №1

  • Знать совет свой создала,управляла всем всегда и судом неправедным в историю вошла. Как же звали тот совет - выдай правильный ответ. (Ареопаг)

  • Что за камень появился на земле крестьянина? Долг у него получился - зерно не отдано сполна. (Долговой камень)

  • Он уваженье всех снискал за то, что был умен и честен. А славы он и не искал. В Афинах всем служил он честно. Он рабство грекам отменил, Драконовы законы заменил, писал стихи, всю жизнь учился. Но всем он всеж не угодил. ( Солон)

  • Как в Греции звать простой народ? Не зовет его знать страной управлять. (Демос)

3.Подготовка к восприятию нового материала. Слайд№2 Тема нашего сегодняшнего урока…. А впрочем, попытайтесь сами догадаться о чем

пойдет речь на нашем сегодняшнем уроке.

Это событие играло важную роль в истории Древней Греции. Когда оно случалось, то прекращались все войны и столкновения. Для участия в этом мероприятии съезжались жители всей Греции. Посвящалось это событие главному богу древних греков - Зевсу и проходило у храма, построенного в его честь. Наследие древних использует и нынешнее поколение людей: это событие связано со спортивными состязаниями, проходит 1 раз в 4 года, а 2014 году это грандиозное событие пройдет в нашей стране в городе Сочи. Ну что догадались? (Звучит «Герои спорта»)

Слайд №3

Действительно, сегодня речь пойдет об Олимпийских играх, но не о современных, которые проходят сейчас, а о древних - и тема нашего урока «Олимпийские игры в древности». Сегодня на уроке мы с вами определим откуда же появились Олимпийские игры, познакомимся с правилами игр, поработаем с текстовыми, вещественными, изобразительными источниками и восстановим историю проведения Олимпиады в Древней Греции.

Блок изучения нового материала

Работа с текстом мифа об истории возникновения Олимпийских игр ( Приложение №1)

(Смайлики)

Слайд №4

Состязание атлетов и положило начало проведения Олимпийских игр. Первые Олимпийские игры прошли в 776 г. До н.э.

Слайды №5,6

Основателем современных олимпийских игр является Пьер де Кубертен, а паралимпийских игр - Людвиг Гуттман

Правила игры (Приложение №2),слайд №7

Исключения из правил.

За время существования игр было всего несколько исключений из правил.

Одно касалось присутствия женщин. Ференика (Каллипатерия) - женщина, тренировавшая своего сына, тайно проникла в Олимпию. Радостно приветствуя его победу, она разоблачила себя. Однако ей сохранили жизнь, приняв во внимание, что ее отец, муж, брат и сын были победителями. Но в правила внесли изменения: все участники и их тренеры обязаны были являться на игры нагими.( без одежды)

Слайд №8

Олимпийские игры - символ мира и единения

Олимпийские игры - грандиозный праздник, на который съезжаются спортсмены из разных стран и континентов. Он символизирует мир и взаимопонимание людей. Что символизируют разноцветные кольца?

Разные континенты. Цвета



  • синий - Европа

  • красный - Америка

  • черный - Африка

  • желтый - Азия

  • зеленый - Австралия

Талисманы игр ( исполнение песни- Лев Лещенко) слайды №9-11

Физминутка

-Давайте представим себе, что совсем скоро нам придется выступать на олимпийском стадионе.

Попробуем размять свое тело перед ответственным прыжком (учащиеся встают и выполняют следующие упражнения)

присесть;

встать;

встать на носки;

наклониться влево;

наклониться вправо;

прогнуться назад;

постоять на правой ноге, согнув левую ногу в колене;

постоять на левой ноге, согнув правую ногу в колене;

согнуться и коснуться руками пола.

Слайды №12,13

И вот наступает долгожданный праздник - пять незабываемых Олимпийских дней. День первый - после того, как принесли в жертву богам, атлеты и судьи давали клятвы, в храме зажигали священный огонь. Эта церемония дошла и до наших дней.

Слайд №14

Второй день самый насыщенный - он начинался с красочного зрелища - гонок на колесницах, которые проходили на специально построенном для конных состязаний стадионе, получившем название Ипподром - место для проведения конных состязаний.

Двенадцать раз надо было промчаться по ипподрому, обогнав соперников. Несчастные случаи на ипподроме были очень часты. Колесницы сталкивались, ломались, разгоряченные кони на поворотах разбивали колесницу о конечный столб. Однажды из сорока колесничих, состязавшихся на олимпийском ипподроме, благополучно закончить бег удалось только одному из участников. Бурей восторженных криков встречали зрители победившую колесницу. Однако звание победителя присуждалось хозяину упряжки, а не участнику соревнований.

Вторая часть дня - была посвящена состязаниям, проходившим на стадионе. ( Работа с изобразительными источниками - древнегреческими вазами: Задание - рассмотрите изображения и определите, какие виды состязаний были на Древних Олимпийских играх?) Пятиборье - вид состязаний, включающий в себя бег, метание диска и копья,прыжки в длину и борьбу. Слайд №15-18

День третий - проходили состязания юношей, еще не готовых к участию в Олимпийских играх.

На четвертый день проходило состязание - кулачный бой.

Что же происходило на пятый день игр? Давайте посмотрим, что лежит у вас в конвертах, может это нам подскажет, какие события происходили в последний день?

Действительно, на пятый день происходило торжественное награждение победителя, и гасили священный огонь.слайд №19

Главной наградой победителю Олимпийских игр служила оливковая ветвь. Ее срезали золотым ритуальным ножом со старого дерева, которое, как считалось, посадил Геракл. Имя атлета высекалось на мраморной плите.

Жители города, который представлял победитель, одаривали его дорогими подарками, освобождали от налогов, назначали пожизненную пенсию, предоставляли бесплатное место в театре. Возвращение победителя к себе на родину превращалось в настоящий праздник.

Поиграем, подсчитаем смайлики

Игра: «Говорящие цифры»- награждение венками

Рефлексия: (учитель) думаю, что сегодняшний урок для всех нас не прошел бесследно. Я предлагаю вам взять листок бумаги, который лежит на вашем столе и дополнить предложение)

  • Что тебя удивило на уроке?

  • Что было интересным, запоминающимся, необычным?

  • Что больше всего запомнилось на уроке?

  • Что не понравилось?

  • Как вы оцениваете свою работу?

Д/з кроссворд,п.33,знаменитые атлеты.








© 2010-2022