Разработка урока по истории Отечества 6 класс Тема: «Наш край в древности»

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:










Разработка урока по истории Отечества

6 класс

Тема: «Наш край в древности»




Подготовила

учитель истории

и обществознания

ГБОУ ЛНР

«Большекаменская

общеобразовательная школа»

Лебедева Елена Юрьевна













Тема: «Наш край в древности»


Цели урока:

Образовательные:

- познакомить учащихся с древнейшей историей родного края;

- доказать, что в наших местах в период каменного, бронзового и железного веков жили люди;

Развивающие:

- развивать познавательную активность учащихся, способствовать развитию интереса к истории Отечества и родного края;

- развивать умения и навыки анализировать различные источники информации, выявлять причинно-следственные связи; способствовать развитию у детей творческого воображения;

Воспитательные:

- воспитывать чувство патриотизма, любви к своей малой Родине;

- воспитывать любовь и уважение к культурному наследию своего края.

Форма проведения: урок-путешествие в прошлое

Методы и приёмы, используемые на уроке:

словесный: рассказ, беседа, объяснение, защита исследования;

наглядный: демонстрация иллюстраций, рисунков, работа с исторической картой;

технические средства обучения: мультимедийный проектор, компьютер.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, рисунки, историческая карта.

Подготовительная работа:

- исследовательская деятельность по теме урока;

- подготовка презентации;

- оформление наглядности к уроку (изготовление линии времени);

- организация выставки книг по истории Луганского края.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Здравствуйте ребята! Я рада приветствовать вас на нашем уроке. В пятом классе, на уроках всеобщей истории, мы с вами изучали историю древнего мира, знакомились с образом жизни, основными занятиями, культурой древних государств. Сегодня у нас не обычный урок. Мы с вами совершим путешествие в далёкое прошлое нашего родного края.

Для этого мы должны будем переместиться во времени на 100 тысяч лет назад, на момент появления первого человека на территории нашего края. Поможет нам машина времени. Закройте глазки, мысленно представьте себе машину времени, которая мчит нас на 100 тысяч лет назад, и мы оказываемся на «Стоянке первобытного человека» (рис.1). Ребята, что мы увидели?

Рис.1 Стоянка первобытного человека

Разработка урока по истории Отечества 6 класс Тема: «Наш край в древности»

2. Проверка домашнего задания. «Жизнь первобытных людей».

Вопросы для повторения:

- Ребята, что представляли собой стоянки первобытных людей?

- Чем занимались первобытные люди?

- Как и из какого материала изготавливали одежду женщины?

- Какие способы охоты использовали первобытные люди?

- Какие орудия, оружия использовались для охоты?

- Как назывался коллектив людей?

- Какой климат был в тот период? По каким признакам вы это определили?

Основная часть.

  1. Изучение нового материала:

Рассказ учителя: Ребята продолжим наше путешествие - обратимся к линии времени. Учёные начальную историю человечества делят на века. Каменный, меднокаменный, бронзовый, железный.

Вопрос на повторение:

- Как вы думаете, какой принцип положен в основу такого деления?

(Верно - материал, из которого изготавливали основные орудия труда).

Как свидетельствуют учёные - историки, первобытные люди в нашем крае появились более 100 тысяч лет назад, в период раннего палеолита - древнего каменного века. Следы пребывания первобытного человека на Луганщине обнаружены на значительной территории региона: от Троицкого района на Севере - до Кременского на Западе, от Антрацитовского на Юге - до Меловского на Востоке. Уникальные находки кремневых рубил возле городов Макеевка, Амвросиевка, Артемовск стали главным доказательством жизни человека на территории Донбасса в эпоху раннего палеолита.

Как выглядели первые поселенцы? Это были неандертальцы (рис. 2). Они были среднего роста, имели крепкое телосложение, развитую мускулатуру, массивные, ограниченные в движении кисти рук.

Рис.2Неандерталец

Разработка урока по истории Отечества 6 класс Тема: «Наш край в древности»

Древнейшие поселенцы оставили нам более 2000 археологических памятников разнообразных по времени и содержанию. Эти памятники находятся в районах рек - главной водной артерии нашего края - р.Северский Донец и его притоках (рис.3).

- Что же привлекало сюда древних людей?

На этот вопрос вы найдете ответ прочитав п. 9-10, с.58 «Мой родной край - Луганщина 6 класс»

(ответы учеников: здесь, даже в самых тяжелых условиях ледникового периода росли разнообразные травы и кустарники, широколиственные деревья, которые привлекали мамонтов, диких лошадей, длиннорогих бизонов и оленей; залежи кремня, который легко превращался в орудие труда с острым и твердым краем притягивал сюда охотников; жизнь наших предков зависила от окружающей природы, в поисках съедобных трав, кореньев, плодов, в поисках животных древнее население постоянно передвигалось вдоль берегов рек)

Рис.3 Историческая карта Луганщины

Разработка урока по истории Отечества 6 класс Тема: «Наш край в древности»

Почти на всей территории области обнаружены материалы среднекаменного века - мезолита. К ним относят первые примитивные наконечники стрел, свидетельствующие об изобретении лука. (рис.4)

Разработка урока по истории Отечества 6 класс Тема: «Наш край в древности»

Активное заселение нашего края началось в начале неолита - нового каменного века 7- 6 тысячелетия до н. э. Основные орудия по-прежнему изготовляли из камня, но его научились шлифовать, сверлить. Появились массивные каменные орудия - главный из них топор. Происходит переход от присваивающего типа хозяйства к производящему. В это время появляются зачатки земледелия и скотоводства. Появляется новый материал - керамика. Человек создаёт себе посуду ленточным способом, т.е. изделие лепилось из пластов подготовленной глины, затем скреплялась и сглаживалась руками. Сосуды имели конусовидную форму с округлым или острым дном.

К концу 4-3 тысячелетия до н.э. на территории нашего края наступает бронзовый век. Кроме камня люди используют медь, бронзу.

Бронза - сплав олова и меди. Для бронзового века отмечены 3 крупные археологические культуры.

Задание: Использую материал п.15-16, с.71-73 «Мой родной край - Луганщина. 6 класс» назовите три основные культуры бронзового века степей нашего края. Почему они так названы?

Записать в тетрадь:

Ямная культура - названа по способу захоронения. Могила была в виде прямоугольной ямы, со ступеньками, где укладывались жертвенные предметы. У людей было развито представление о загробной жизни.

Катакомбная культура - название тоже происходит по способу захоронения людей. Использовались вертикальные шахты, людей хоронили в сидячей позе.

Срубная культура - умерших хоронили в небольших, облицованных деревянными плахами или каменными плитами могилах - склепах или срубах.

Продолжаем наше путешествие во времени и следующая наша остановка «Скифы».

На предыдущем уроке группа ученики получили задание провести мини-исследования по теме «Скифы»

Выступление учеников:

Мы провели исследование по теме: «Кочевники - скифы».

Цель исследования: познакомиться с образом жизни, основными занятиями, культурой скифов.

Работая над исследованием, мы изучили литературу о скифах, использовали материалы сети интернет.

В ходе исследования было выяснено, что жизнь скифов описывали в своих трудах древнегреческий историк Геродот, а римский историк Трог Помпей подробно описывает быт и нравы скифов: «Скифы не занимаются земледелием, у них нет ни домов, ни других жилищ. Они постоянно пасли стада скота по невозделанным степям».

Скифы - ираноязычный народ.

Историки насчитывают несколько разновидностей этой культуры:

  1. Скифы - кочевники (дикие скифы). Они вели самый простой образ жизни скотоводов-кочевников. Мужчины ездили на выносливых низкорослых лошадях. Жён и детей они возили с собой на повозках, которые покрывали кожами для защиты от дождей и холодов, иногда привязывая к ней двухколёсную тележку, куда загружали свои пожитки. Семьи их жили в изящно украшенных шатрах, которые разбивали прямо на земле. Пол устилали войлочными коврами.

Как отмечает Геродот, скифы были отважными воинами. Происходили частые войны между племенами. Но перед внешней угрозой все объединялись. Бросаясь в бой, они осыпали противника градом стрел. За секунду до столкновения они резко поворачивали назад и, обернувшись, выпускали последний самый опасный выстрел - Парфянский залп. Этому свидетельствуют захоронения с боевыми конями, доспехами, украшениями.

  1. Царские скифы (представители скифской знати), управляли племенами.

Скифы хорошо разбирались в экономике. Развивались торговые связи с Греческими колониями Северного Причерноморья. Другим источником их богатства было взимание пошлины с товаров, провозимых через их территорию.

  1. Оседлые земледельцы, создали сильное царство между реками Потудань и Тихая Сосна. Оно просуществовало несколько столетий с 4 по 1 века до нашей эры. Следы этой культуры были обнаружены при раскопках курганов-могильников.

Вывод: в ходе исследования мы выяснили, что железный век для Луганщины характеризуется расцветом скифской культуры.

Скифы - кочевники занимались скотоводством, в поисках новых пастбищ переезжали с места на место. Жили в шатрах, устланных войлочными коврами. Главным оружием был лук со стрелами. Благодаря быстрой коннице могли внезапно нападать и быстро покидать поле боя.

Оседлые земледельцы - жили крупными поселениями, освоили выплавку железа, строили укрепления.

Тяжёлым преступлением являлось воровство.

Для искусства скифов характерно изображение животных. Они придавали им магический смысл.

Любимым занятием была охота и пиры с песнями и плясками.

К концу 2 началу 1 тысячелетия до нашей эры эта культура насчитывала очень большое количество скифских племён.

Защита исследовательской работы учащимся:

На Луганщине в настоящее время выявлено и исследовано не очень много археологических памятников скифского времени. И все же, несмотря на значительный урон, нанесенный скифским захоронениям кладоискателями, мы имеем прекрасные образцы скифской материальной и духовной культуры.

Обширна и география расположения скифских курганов на Луганщине. В селе Пионерском в парном захоронении были найдены скифская стрела и керамический сосуд, в с. Зимогорье Славяносербского района в раннескифском захоронении найдены подвески, бронзовые стрелы, близ с. Смоляниново Новоайдарского района найдены золотые подвески, серьги. Различные предметы скифского времени выявлены также у с. Сосновка Новопсковского района, с. Бутовка Старобельского района.

Но наиболее интересные и ценные памятники скифской культуры найдены при раскопках скифского захоронения у г. Перевальска. Это железный меч - акинак с рукоятью, обтянутой золотой фольгой с тиснением оленя, бронзовый казан, железное зеркало, женское монисто. Как правило, скифское захоронение было впускным в курган, где были захоронены останки людей более древних культур (эпох).

Материалы археологических исследований, случайные находки скифского времени вместе с письменными источниками древнеантичных авторов помогают реконструировать жизнь, быт, религию и культуру Скифии. Анализ находок скифского времени говорит о том, что скифы были прежде всего воинами, а отсутствие стоянок, городищ, жилищ свидетельствует в пользу теории о кочевом образе жизни у скифов.

Эта культура характеризуется курганным типом захоронения. Курганы возводились в священных местах насыпным способом до 10 метров в высоту и хоронили там царей или жрецов. Захоронения представляли собой могилы площадью 30 квадратных метров и глубиной 1,5 метра от уровня земли.

Ребята, мы с вами много времени путешествовали, но пришло время возвращаться домой. Давайте снова закроем глазки, вспомним всё, с чем познакомились на уроке, представим машину времени и будем возвращаться домой в 21 век. Начинаем обратный отсчёт 3,2,1. Мы снова оказались в классе.

Давайте обратимся к словарю нашего урока:

Стоянка - поселение первобытных людей.

Неандертальцы - люди, жившие на территории нашего края 100 тысяч лет до нашей эры.

Кремень - камень, используемый первобытными людьми для изготовления орудий труда.

Керамика - первый искусственный материал, созданный человеком.

Скифы - общее название основного ираноязычного населения Причерноморских степей в 1 тысячелетии до нашей эры.

Бронза - сплав олова и меди.

2. Закрепление. А сейчас мы с вами выясним, кто был внимателен на уроке.

1. Когда появились первые люди в наших краях? Как их называли?

2. Как добывали себе пищу люди каменного века?

3. Какими культурами отмечен бронзовый век в нашем крае?

Отчего произошли названия этих культур?

4. Что вам известно о жизни скифов?

5. Где на территории нашего края были обнаружены курганы-могильники?

6. Первый искусственный материал, созданный человеком?

7. Сколько тысячелетий прошло со времени появления в нашем крае людей? (100000+2016=102016 лет)

Игра «Путаница». Каждой команде вручается конверт с названиями занятий, орудий труда, датами. Первая команда должна выбрать и разместить на доске всё что относится к первобытным людям, а вторая к скифам.

1 конверт: лук и стрелы; курган; загонная охота; 1 тыс. до н.э.; Рогалик; ямная культура; стадо.

2 конверт: оседлые земледельцы, 100 тысяч лет назад; кремень; катакомбная культура; появление керамики; кочевники; неандертальцы

3. Домашнее задание.

Проработать п.9-10, 12-13.

Составить кроссворд используя термины, которые выучили на уроке.

4. Подведение итогов урока.

Что нового и интересного вы сегодня узнали на уроке?

Что запомнилось больше всего?











© 2010-2022