Урок-штурм Россия в Первой мировой войне

Раздел История
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок - штурм в 11 классе по теме: «Россия в Первой мировой войне»

(2 часа)

Цель урока:

1) подвести учащихся к пониманию роли России в войне, её последствий для страны; показать, что война носила несправедливый захватнический характер со стороны обоих блоков;

2) развивать умения учащихся работать с текстом учебника, выделяя главное, устанавливать причинно - следственные связи, анализировать исторические документы и делать выводы, высказывать свою точку зрения;

3) воспитывать у школьников чувство патриотизма, уважение к собственной истории.

Оборудование: ПК, мультимедийная установка, карта «Россия в Первой мировой войне», атласы России XX века, учебники А.А. Левандовского «История России», А. Кругова «Ставропольский край в истории России», раздаточный материал для учащихся.

Понятия: концессия, аннексия, «революционное пораженчество», мировая война, кризис власти.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Ход урока.

I. Оргмомент: готовность к уроку.

Учитель: Как называется тема нашего урока?

Как вы думаете, какие задачи мы с вами должны решить сегодня?

(ответы учащихся)

Вы верно мыслите, работать на уроке мы будем по следующему плану:

1. Мир к началу 1914 г.

2. Балканы - «пороховой погреб Европы».

3. Россия в 1914-1916 гг.:

  • 1914 г. - Наступление русской армии в Восточной Пруссии и Галиции

  • 1915 г. - «Великое отступление»

  • 1916 г. - Брусиловский прорыв.

4. Причины и характер войны.

5. Отношение российского общества к войне.

6. Влияние войны на экономическое и политическое положение страны.

У нас сегодня урок - штурм, а цель штурма - какая?- Победа. У нас победа на урок будет состоять в получении знаний и умений. В конце урока вы должны ответить на проблемный вопрос: Почему у России в I мировой войне не было шансов на победу?

Перед началом штурма давайте вспомним, какие правила необходимо соблюдать, чтобы добиться успеха: натиск, слаженность действий, взаимовыручка, взаимопомощь….

Учитель: прежде чем перейти к изучению вопроса об участии Росси в войне, давайте вспомним, что представлял собой мир к началу 20 века?

(Работа с картой)

Как государства решили перекроить уже поделенный ими на сферы влияния мир?

- какие два блока были сформированы к началу войны?

-Создали военно - политические блоки: Антанту и Тройственный союз

- Почему Англия оставалась относительно нейтральной?

Итак, скажите, какие интересы в будущей войне будет защищать Россия? (влияние на Балканах, - соперник Австро- Венгрия; её поддерживает Германия, на юге - Иран, Афганистан, Тибет - соперник Англия. Франции- свой интерес - ослабить Германию, вернуть потерянные земли - Эльзас и Лотарингию. У Германии- ослабить Францию, Россию, захватить колонии Англии и Франции.

Но вначале 20 века вспыхивают международные конфликты и на Балканах. Это регион не зря назовут «поровым погребом Европы».

_докажите это утверждение.

Работа с текстом учебника «Международные конфликты».

Итак, в результате конфликтов Балканский союз развалился, и Сербия и Болгария из союзниц превратились в противников. Балканский п-ов оказался на пороховой бочке и нужно было теперь только поднести спичку и произойдет взрыв.

-Что же стало такой спичкой, взорвавшей мир в Европе?

Убийство в Сараево наследника А-В. престола Франца Фердинанда.

_Каковы же планы воюющих сторон?

Планы Антанты? ( Работа с текстом учебника)

Планы Тройственного союза?

Германия: Война: «Освежающая. Благочестивая. Веселая. Освободительная. Вильгельм II: «Ещё до осеннего листопада вы все вернетесь домой…» Расчет на быструю мобилизацию, отличные немецкие железные дороги, медлительность «русского медведя».

Учитель: Россия тоже готовилась к войне:

Видео

Слайд «вооружение»

А сейчас мы будем работать с историческими документами

1-я гр - Из воспоминаний ген. Брусилова

2-я гр - Из записок члена Госсовета Дурново

3-я гр -

Учитель: Россия вступила в войну. Как проходили действия на восточном фронте?

1-я гр работает с 1 п. § 20

2- я гр - 2п.§20

3-я гр.- §21

Ответы учащихся: наступление в Восточной Пруссии -Самсонов

В Галиции - Ренненкампф

? уч: Почему не осуществились планы Германии?

Учит: Что такое великое отступление?

Ответы учащихся.

Работа с документом:

1-я гр - Из воспоминаний ген.Деникина

1916 год. Каково положение на Восточном фронте?

Ответы Учащихся -Брусиловский прорыв.

Учитель: Какой вывод можно сделать?

Работа с документом «Из воспоминаний Л._ Джорджа»

_ какой из этого можно сделать вывод?

- А как участвовала в войне Ставропольская губерния?

Сообщения учащихся.

Уч: В течение первых лет войны менялось внутриполитическое положение, отношение партий и народа к войне.

-1-я гр - ответит на вопрос: какие лозунги выдвигались в 1914 г.и в чем их суть?

-2-я гр- в 1915 г.?

3-я гр - в 1916 г.?

( По мере изменений положения на фронте менялось и отношение народа и партий к войне. Падал авторитет правительства. Росло недоверие народа и оппозиции к царскому двору.

Учит: А как сказалась война на российском экономике, положении народа?

Начался экономический кризис.

Перед вами ещё один документ_ «Из послания Родзянко»_______________________________________________

Проанализируйте его.

Ответ на проблемный вопрос.

Я докажу это следующими фактами:

В экономике - ____________________________________________

В общественно - политической жизни - ______________________

Историческими документами - ______________________________

Итак, чтобы России победить в войне, необходимо было иметь: хорошо налаженный ж.д транспорт, перевооружение экономики на военный лад, мир и согласие всех слоев общества.

Ребята, некоторые историки считают Первую мировую войну цепью случайностей.

А как думаете вы?

Войну 1914-1918 г. со стороны России одни историки называют справедливой, другие - империалистической, захватнической.

Какую точку зрения разделяете вы?

Как вы думаете, можно ли провести параллель между положением в мире в 1914 году и начале 20-21 веков?

Нет ли общего между планами Тройственного союза в 1914 г. и планами расширения НАТО на Восток в начале 21 века?

Закончите составление схемы.

Домашнее задание: § 19-21, составить кроссворд по изученной теме.

Приложение

Я был твёрдо убеждён, что всемирная война неизбежна, причём, по моим расчётам, она должна была начаться в 1915г. …

Мои расчёты основывались на том, что хотя все великие державы спешно вооружались, но Германия опередила всех и должна была быть вполне готовой к 1915г., тогда как Россия с грехом пополам предполагала изготовиться к этому великому экзамену народной мощи к 1917г., да и Франция далеко не завершила ещё своей подготовки. А.А.Брусилов

Из записки П.Н. Дурново члена Госсовета

Главная тяжесть войны выпадет на нашу долю. Роль тарана, пробивающего толщу немецкой обороны, достанется нам… Война эта чревата для нас огромными трудностями и не может оказаться триумфальным шествием в Берлин. Неизбежны и военные неудачи… - неизбежными окажутся и те или другие недочёты в нашем снабжении… Россия будет ввергнута в беспросветную анархию, исход которой не поддаётся даже предвидению.

Из воспоминаний А.И. Деникина, тогда начальника 4-й стрелковой дивизии

Весна 1915 г. останется у меня навсегда в памяти. Великая трагедия русской армии - отступление из Галиции. Ни патронов, ни снарядов. Изо дня в день кровавые бои, изо в день тяжкие переходы, бесконечная усталость - физическая и моральная, то робкие надежды, то беспросветная жуть.

Помню сражение под Перемышлем.11 дней жестокого боя 4-й стрелковой дивизии…,11 дней страшного гула немецкой тяжелой артиллерии…Мы почти не отвечали - нечем…Полки отбивали одну атаку за другой, - штыками или стрельбой в упор, ряды редели, росли могильные холмы…два полка почти уничтожены огнем.»

Д. Ллойд-Джордж, премьер-министр Великобритании

История предъявит счёт военному командованию Франции и Англии, которое в своём эгоистическом упрямстве обрекло своих русских товарищей по оружию на гибель, тогда как Англия и Франция так легко могли спасти русских и таким образом помогли бы лучше всего и себе.

Из записки Председателя Госдумы М.В. Родзянко Николаю II

В минуту грозной опасности самая плохая политика - закрывать глаза на всю серьезность сложившейся обстановки… Положение России сейчас катастрофическое и вместе глубоко трагическое. Её армия не разбита; она снабжена предметами вооружения более, чем когда бы то ни было раньше, но позади армии, в тылу, идет такой развал, который грозит сделать бесцельными все жертвы, всю пролитую кровь, весь беспримерный героизм…

Урок- штурм Россия в Первой мировой войне

© 2010-2022