Методическая разработка игры-викторины для 7 класса на тему Смутное время

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 11 »







«Смутное время »

(методическая разработка игры- викторины)






Подготовила:

Михирева Галина Николаевна

учитель истории и обществознания

МБОУ «СОШ №11»







Губкин 2016

Цели урока:

Образовательные:

- повторить, систематизировать обобщить исторические факты и события Смуты;

- оценить вклад исторических деятелей данного периода в историю России;

- определить историческое значение, оценку «смутного времени» в истории России.

Развивающие:

- развивать умение учащихся решать проблемные задачи, давать оценку происходившим событиям (деятельность Лжедмитрия I и Лжедмитрия II, восстание под руководством И. Болотникова, Первое и Второе ополчения);

- продолжить формирование умений работы с дополнительным материалом, выделять главное и делать выводы, обобщать, аргументировать свою точку зрения.

Воспитательные:

- развивать интерес у учащихся к изучаемому предмету, к самообразованию и самостоятельному поиску дополнительного материала;

- продолжить развивать чувства толерантности;

- способствовать воспитанию ответственности и уважения к историческому прошлому свое страны (на примере защитников «земли русской

Оборудование: портреты правителей Смутного времени и участников ополчения.

Историческая карта.

Место проведения: учебный кабинет

План проведения:

1.Объявления правил игры.

3.Командные конкурсы

4.Конкурс для болельщиков

5.Подведение итогов

Правила игры:

Разыгрывается право первого хода, и команда, завоевавшая право первого хода начинает игру. Отвечая правильно на вопрос, команда продолжает игру, если нет - право ответа переходит к другой команде. Ответ оценивается по баллам: за полный ответ - 10 баллов, за неполный - 5, за неправильный ответ-0.

Вступительное слово учителя.

17 век вошел в историю нашего государства как «бунташное время». Современники называли начало этого столетия «великой московской разрухой» и «смутой». Неурожай, голод, мор - вот чем открылось 17 столетие. Усилились крестьянские побеги и волнения. Поднимались самозванцы, один наглее другого.

Но беды и напасти сплотили народ. На «очищение» Русского государства поднялось возглавляемое Мининым и Пожарским ополчение «Всей Земли». Оно показало жизненность и силы России.

Современники, потрясенные событиями Смуты, много писали о ней, размышляли, давали свою ей оценку.

Давайте и мы сегодня на уроке попробуем воспроизвести события Смуты, вспомнить её причины, назвать её участников и попытаемся дать свою оценку Смутного времени.

Действительно ли Смутное время - это время утраченных возможностей? Что это: время «падения» России или «взлета», шаг «назад» или «вперед» в ее развитии? А чтобы решить обозначенную задачу мы, мы проводим сегодня игру- викторину «Смутное время».

Учитель зачитывает вопросы сначала одной команде, затем - другой. Участники должны быстро и правильно ответить на вопрос. Если ученики не знают ответа или не правильно ответили, то учитель читает второй вопрос.

Вопросы для 1 команды:

  1. Старший сын Ивана Грозного (Иван)

  2. Он устанавливал 5летний срок сыска беглых крестьян (Указ «об урочных летах»)

  3. Первый патриарх Московский и всея Руси (митрополит Иов)

  4. Жена первого самозванца (Марина Мнишек)

  5. Настоящее имя Лжедмитрия I (монах Григорий Отрепьев)

  6. Прозвище Лжедмитрия II («тушинский вор»)

  7. Боярская дума под руководством Ф. И. Мстиславского («Семибоярщина»)

  8. Руководитель первого ополчения (Прокопий Ляпунов)

  9. Верный сподвижник князя Пожарского во Втором ополчении (Кузьма Минин)

Вопросы для 2 команды:

  1. Младший сын Ивана Грозного (Царевич Дмитрий)

  2. Брат жены Федора Ивановича (Борис Годунов)

  3. Место гибели царевича Дмитрия (город Углич)

  4. Имя первого самозванца (Лжедмитрий I)

  5. Он запрещал свободный переход крестьян от одного хозяина к другому (Указ «о заповедных летах»)

  6. Почему Борис Годунов стал управлять от имени Федора (Федор не обладал крепким здоровьем, мало интересовался государственными делами, большую часть времени проводил в молитвах)

  7. Занял престол после смерти Лжедмитрия I (Василий Шуйский)

  8. Возглавил второе ополчение (князь Дмитрий Пожарский)

Первый царь династии Романовых (Михаил Федорович Романов)

Конкурс «краткое изложение»

Участники команд поочередно рассказывают основные события истории Смутного времени, опираясь на карту, показывая на ней главные сражения и «стоянки» Лжедмитриев. Использую в своих ответах портреты царей и участников ополчения. Они могут использовать в виде наглядности тот материал, который они подготовят дома.

Конкурс «интересные вопросы»

Участникам необходимо ответить на вопросы, обосновав свой ответ.

  • Что на ваш взгляд послужило причиной недовольства широких слоев населения личностью и политикой Бориса Годунова?

  • Почему Лжедмитрию оказали поддержку Русские люди?

  • Что вы знаете о «крестоцеловальной записи» Василия Шуйского, какое значение имел этот документ? (Шуйский присягнул своим подданным в том, что никогда не осудит и не придаст смерти без истинного суда, не станет лишать имущества родственников опального, если они невиновны).

  • Проанализируйте состав первого и второго ополчения. Какие обстоятельства послужили причиной неудачи первого и успехом второго ополчений? (В первом ополчении участвовали дворяне, посадские люди, казаки. Второе состояло из дворян, стрельцы, крестьяне, ремесленники, торговцы).

  • Расскажите о роли казачества в Смуте.

  • Почему на ваш взгляд ни Борис Годунов, ни Лжедмитрий 1, ни Лжедмитрий 11, ни Василий Шуйский не смогли укрепить свою власть, тогда как воцарение Михаила Романова положило конец Смуте?

  • Чем объясняется популярность Михаила Романова?

Конкурс исторических понятий.

Изучать и понимать исторический материал можно только зная основные понятия, понимая значение слов, которые мы употребляем.

Каждой команде предоставляется по два термина, которым они должны дать определение за 1 минуту. Команды отвечают по очереди.

Смута - общенациональный кризис, охвативший все сферы российского общества, сопровождающийся гражданской войной и иностранной интервенцией.

Интервенция - вторжение войск иностранных государств, их вмешательство во внутренние дела страны.

Самозванство - присвоение кем - либо имени представителя царствующей династии.

Ополчение - участие в военных действия людей невоеннообязанных, мирного населения.

Конкурс «найди правильный ответ»:

В восстании Болотникова не приняли участие только

1. Кабальные люди 3. посадские люди

2. Работные люди 4. дворяне

В 1585 - 91 гг. была возведена третья линия каменных укреплений Москвы - Белый город под руководством

1. Аристотель Фиорованти 2. Федор Конь 3. Феофан Грек

Под чьим именем выступал Иван Болотников?

1.Царь Иван 2. воевода царевича Дмитрия 3. Дмитрий

Кто возглавил первое ополчение

1. Минин 2. Ляпунов 3. Пожарский

Летом 1608 г. Появился новый самозванец - «Тушинский вор», каково его настоящее имя?

1. Это был настоящий царевич 3. настоящее имя неизвестно

2. Илья Горчаков 4. Григорий Отрепьев

Правление «семибоярщины во главе с князем Мстиславским относиться к

1. 1610 - 1613 2.1613 - 1617 3. 1610 - 1617

С кем и когда подписано Деулинское перемирие?

1. 1618 со Швецией 3. 1617 с Речью Посполитой

2. 1617 с Турцией 4. 1618 с Речью Посполитой

Какой Русский город одерживал польскую осаду в течение 21 месяца

1. Новгород 2. Тверь 3. Калуга 4. Смоленск

Чтобы справиться с Лжедмитрием 1 Василий Шуйский заключил договор с

1. Речь Посполитой 2. Швецией 3. Турцией 4. Литвой

Кто из известных писателей и композиторов придерживался версии вины Годунова в убийстве царевича Дмитрия

1.Чайковкий и Жуковский 3. Карамзин и Бородин

2. Пушкин и Чайковский 4. Пушкин и Мусоргский

Конкурс « Узнай исторического деятеля»

На доске висят портреты исторических деятелей Смутного времени, ученики получают конверты с листами, на которых написаны имена. Необходимо правильно сопоставить имена и личности. На это дается 5 минут. После чего два ученика каждой команды рядом с портретами прикрепляет имя (с помощью магнита). Каждое правильное совпадение - 1 балл.

Царь Борис Федорович Годунов


Методическая разработка игры-викторины для 7 класса на тему Смутное время


Лжедмитрий I

Методическая разработка игры-викторины для 7 класса на тему Смутное время

Царь Василий Иванович Шуйский

Методическая разработка игры-викторины для 7 класса на тему Смутное время

Лжедмитрий II

Методическая разработка игры-викторины для 7 класса на тему Смутное время

Дмитрий Пожарский

Методическая разработка игры-викторины для 7 класса на тему Смутное время

Кузьма Минин

Конкурс для болельщиков:

1. Назвать год кончины Ивана Грозного (1585), и кто стал после него править (сын Федор)

Учреждение указа об «Урочных летах» (1597) и основные его положения (5 - й сыск беглых крестьян, долговые и добровольные холопы оставались пожизненно за своим хозяином).

2. Назовите дату правления Бориса Годунова (1598 - 1605) и кем он приходился Ивану Грозному (шурин)

3. Голод при Годунове (1601 - 1603), к чему он привел (к социальному обострению и недовольством к царю, в котором видели причину всех бед)

4. Учреждение патриаршества (1589) и каково его значение (Русская церковь перестала зависеть от Константинопольского патриарха)

5. Первые слухи о спасшемся царевиче Дмитрии и его появления в Польше (1603), кто скрывался под маской царевича Дмитрия (беглый монах Григорий Отрепьев)

6. В каком году Лжедмитрий занял Москву (1605) и кто ему оказал помощь (Польский кроль Сигизмунд, магнаты, шляхта)

7. Убийство Лжедмитрия (1606, 17 мая), причины (невыполнение своих обязательств перед Польшей, боярами и Русским народом)

8. Правление Василия Шуйского (1606 - 1610), почему его называли «Боярским царем» (он выступал за интересы бояр, которые управляли им как марионеткой)

9. Появление Лжедмитрия - «Тушинского вора» (1608) и почему он получил такое прозвище (его лагерь стоял в городе Тушино)

10. Осада Смоленска Польшей (1609, сентябрь)

11. Переход власти в руки семибоярщины (1610)

12. Первое ополчение (1610), кто его возглавил (Заруцкий, Трубецкой, Ляпунов)

13. Второе ополчение (1611 - 1612), кто его возглавил (Пожарский, Минин)

14. Избрание Михаила Романова на Земском Соборе (1613)

15. Столбовой мир со Швецией (1617) и его результат ( переход Ивангорода, Яма, Копорье к Швеции, потеря Россией выхода к Балтийскому морю)

16. Деулинское перемирие с Польшей (1618) и его результат (потеря Россией Смоленска, Черниговской и Новгород - Северской земли)

Мы еще раз вспомнили события Смуты, её причины и участников. Подводя итоги игры, ответим на прозвучавший в начале урока вопрос:

Чем же был 17 век, точнее его начало, временем «взлета» или «падения», шагом «вперед» или «назад» в истории России? Учащиеся высказывают свою точку зрения.

Заключительное слово:

Смутное время, это и польско-шведская интервенция. Это и время, когда расшатались устои государственной и национальной жизни. Череда бедствий, жестокая засуха, эпидемия чумы - совпали с полным расстройством управления. Бесчисленные разбойничьи шайки захватили практически всю территорию.

Главной бедой того времени была утрата нравственных устоев. Начало Смуты можно определить одним словом - предательство. Ради своих интересов существующие тогда боярские группировки готовы были на признание любой лжи. Вспомним, что происходило, когда Лжедмитрий уже приближался к Москве. Армии, целые боярские роды переходили на его сторону, признавали его законным наследником.

И этот страшный период длился годами. Разрасталась национальная катастрофа. У многих современников, тогда уже не было никакой надежды на возрождение. Разрушительные процессы казались необратимыми. Трудно было представить, что такое разложившееся общество сможет не то что дать отпор интервенции, но просто сохраниться, встать на ноги, если бы даже и не было никакой внешней угрозы.

И, тем не менее, нашлись здоровые силы - и в простом народе, и в среде знати. Мы помним их предводителей Кузьму Минина и Дмитрия Пожарского, они объединились, спасли, сохранили страну, сделали возможным её будущее возрождение. Уже к середине XVІІ века Русь вновь стала сильной державой, причём не только в военном, но и в политическом, экономическом отношениях. Вернулось национальное самосознание. Укрепились духовные, патриотические начала.

С 2005 года 4 ноября Россия отмечает новый для себя праздник - День Народного единства. В пояснительной записке к проекту закона о введении этого праздника отмечалось: "4 ноября 1612 г. воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и "продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа". Подведение итогов.

Команда определяется по количеству набранных баллов. Они складываются из количества очков заработанных командой и болельщиками. Жюри отмечает тех, кто отличился в номинациях: «Лучшая команда» (команда победительница), «Лучший болельщик», «Лучший игрок».

Источники и литература:

  1. Андреев И. Раскаты Смуты // Знание - сила. - 1994. - № 2.

  2. История России: народ и власть. - М., 1998.

  3. Забелин И.Е. Минин и Пожарский. Прямые и кривые в Смутное время. - М., 1963.

  4. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций в трех книгах. - М.: Мысль, 1993.

  5. Кобрин В.Б. Смута. - М.: Наука, 1987.

  6. Костомаров Н.И. Смутное время Московского государства. - СПб, 2001.

  7. Морозова Л.Е. История России в лицах. Первая половина XVII в.: Государственные деятели Смутного времени. - М.: Школа-Пресс, 2000.

  8. О начале войн и Смут в Московии. - М., 1997.

  9. Скрынников Р.Г. Россия в начале XVII в. Смута. - М., 1988.

  10. Скрынников Р.Г. Самозванцы в России в начале XVII в. - Новосибирск, 1990.

  11. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. - М., 1962.

  12. Смута в Московском государстве начала XVII столетия в записках современников. - М., 1998.

  13. Платонов С.Ф. Смутное время. - СПб: Лань, 2003.

  14. Эскин Ю. Человек Смуты // Знание - сила. - 1994. - № 2.


© 2010-2022