Рабочая программа по истории для 6 класса. В соответствии с ФГОС ООО

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Станица Ереминская Лабинского района Краснодарского края

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

основная общеобразовательная школа № 26 станицы Ереминской муниципального образования Лабинский район


УТВЕРЖДЕНО

решением педсовета.

Протокол № 1 от 29.08.2016 г.

Председатель педсовета

_________


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По истории

Уровень образования (класс) основное общее образование 6 класс

Количество часов 68

Учитель Дорохова Марина Сергеевна

Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и Историко-культурного стандарта, на основе авторской программы А.А. Вигасина, Г.И. Годера. «Всеобщая история. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Вигасина - О.С. Сороко-Цюпы». - М.: Просвещение, 2014; учебника по истории России под ред. Торкунова. (Журавлева О.Н. История России. Поурочные рекомендации. М.: Просвещение, 2015)






Введение

Рабочая программа по истории соответствует требованиям и положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, основной образовательной программы основного общего образования школы.

Рабочая программа по истории предназначена для реализации в 6 классе МОБУ ООШ № 26 ст. Ереминской Лабинского района.

Предмет «История» в 6 классе включает в себя реализацию программы по всеобщей истории (28 ч.) и истории России (40 ч.). Программа для 6 класса составлена на основе авторской программы А.А. Вигасина, Г.И. Годера. «Всеобщая история. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Вигасина - О.С. Сороко-Цюпы». - М.: Просвещение, 2014, продолжает реализацию курса Всеобщей истории и обеспечивает преемственность исторического образования. История России изучается на основе учебника изд-ва «Просвещение» под ред. Торкунова и соответствует требованиям ФГОС ООО и Историко-культурного стандарта.


  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «История» в 6 классе

Личностными результатами учащихся, формируемыми при изучении содержания курса, являются:

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;

  • овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;

  • активное применение новых знаний и приобретенных умений в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.

Предметные результаты:

  • овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества, истории собственной страны;

  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории;

  • способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия, поступки личностей во времени и пространстве;

  • умения изучать и систематизировать информацию из различных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней;

  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

  • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

2. Содержание учебного предмета.


История средних веков - 28 часов.

Введение. Живое Средневековье - 1 час.

Что изучает история Средних веков. Дискуссии ученых о временных границах эпохи Средневековья. Условность термина «Средневековье». Место истории Средних веков в истории человечества. Этапы развития эпохи Средневековья. По каким источникам ученые изучают историю Средних веков.

Тема 1. Становление средневековой Европы (VI-XI вв.) - 4 часов.

Образование варварских королевств. Государство франков и христианская церковь в VI-VIII вв. Образование варварских государств на территории бывшей Западной Римской империи. Складывание королевства у франков во главе с Хлодвигом, основателем династии Меровингов. Раздел Хлодвигом Франкского королевства между наследниками. Новые правила жизни по Библии для франков. Распространение христианства среди варваров. Меровинги - «ленивые» короли. Карл Мартелл. Феодал и феод. Папа римский и Пипин Короткий.

Возникновение и распад империи Карла Великого. Новый король и династия Каролингов. Личность Карла Великого. Карл и титул европейских правителей. Папа римский и великий король франков. Образование империи Карла Великого. Раздел империи Карлом между наследниками. Верденский договор: последующее рождение Лотарингии, Франции и Германии. Папская область. Новый император. Развитие феодальных отношений у франков. От свободы крестьян - к крепостной зависимости.

Феодальная раздробленность Западной Европы в IX-XI веках. Феодализм. Феодальная лестница. Франция в IX-XI вв. Потеря королевской властью значения центрального органа. Слабость Каролингов. Гуго Капет - новый избранный король. Владения короля - его домен. Германия в IX-XI вв.

Англия в раннее Средневековье. Англия в IX-XI вв. Легенды о короле Артуре и историческая реальность. Бретань и Британия. Норманны и их образ жизни. Варяги и народы Восточной Европы. Варяги и Русь. Рюриковичи - первая династия князей Древней Руси. Объединение Англии в единое государство. Королевства норманнов и Скандинавии. Прекращение норманнских завоевательных походов.

Тема 2. Византийская империя и славяне в VI-XI вв. - 2 часа.

Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии. Образование Восточной Римской империи - Византии. Устойчивость Византии в борьбе с варварским миром. Константинополь - столица на перекрестке цивилизаций и их торговых путей. Император - правитель новой империи. Византия при Юстиниане. Военные походы. Расселение славян и арабов на территории Византии. Борьба империи с внешними врагами.

Византия - наследница мира Античности и стран Востока. Рост потребности государства в грамотных людях Основные типы школ Византии: их доступность и светский характер. Крестово-купольный тип храма - храм Святой Софии. Искусство внутреннего оформления храма: мозаика, фрески. Канон росписи помещения храма. Появление и развитие иконописи. Церковь - «Библия для неграмотных». Византия - центр культуры Средневековья. Византия и Русь: культурное влияние.

Образование славянских государств. Направления движения славян на территории их расселения. Племенные ветки славян. Занятия и образ жизни славян. Вождь и дружина. Образование государства у южных славян - Болгарии. Период существования Болгарского государства и его достижения. Великоморавская держава - государство западных славян. Славянские просветители Кирилл и Мефодий. Слабость Великоморавского государства и его подчинение Германии. Образование Киевской Руси - государства восточных славян. Чехия и Польша.

Тема 3. Арабы в VI-XI вв. - 1 часа.

Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Культура стран халифата. Аравия - родина исламской религии. География, природа и население Аравийского полуострова. Мекка - центр торговли. Мухаммед - проповедник новой религии. Хиджра. Возникновение ислама. Аллах - бог правоверных мусульман. Распространение ислама среди арабских племен. Образование Арабского государства во главе с Мухаммедом. Коран - священная книга мусульман. Семья и Коран. Арабский халифат. Покорение жителей большей части Пиренейского полуострова. Восточный поход. Подчинение Северного Кавказа. Арабский халифат - государство между двух океанов. Багдадский халифат и Харун-ар-Рашид. Междоусобицы. Кордовский эмират. Распад халифата.

Наследие эллинизма и ислам. Арабский язык - «латынь» Востока. Образование - инструмент карьеры. Медресе - высшая мусульманская школа. Престиж образованности и знания. Научные знания арабов. Аль-Бируни. Ибн Сина (Авиценна). Арабская поэзия и сказки. Фирдоуси. Архитектура - вершина арабского искусства. Дворец Альгамбра в Гранаде. Мечеть - место общественных встреч и хранилище ценности. Устройство мечети. Минарет. Арабески. Значение культуры халифата. Испания - мост между арабской и европейской культурой.

Тема 4. Феодалы и крестьяне. - 2 часа.

Средневековая деревня и ее обитатели. Земля - феодальная собственность. Феодальная вотчина. Феодал и зависимые крестьяне. Виды феодальной зависимости земледельцев. Повинности крестьянина. Крестьянская община как организация жизни средневекового крестьянства. Средневековая деревня. Хозяйство земледельца. Условия труда. Натуральное хозяйство - отличие феодальной эпохи.

В рыцарском замке. Период расцвета, зрелости Средневековья. Установление феодальных отношений. Окончательное оформление вассальных отношений. Распространение архитектуры замков. Внешнее и внутреннее устройство рыцарского замка. Замок - жилище и крепость феодала. Рыцарь - конный воин в доспехах. Снаряжение рыцарей. Отличительные знаки рыцаря. Кодекс рыцарской чести - рыцарская культура.

Тема 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе. - 2 часа.

Формирование средневековых государств. Горожане и их образ жизни Совершенствование орудий обработки земли. Разнообразие продуктов земледелия. Изобретение хомута для лошади. Развитие ремесла в сельском хозяйстве. Отделение ремесла от сельского хозяйства. Обмен продукцией земледелия и ремесла. Причины возникновения городов. Город - поселение ремесленников и торговцев. Возрождение древних городов в Италии, на юге Франции. География новых городов. Сеньоры и город. Борьба за городское самоуправление. Шедевр. Цеховые объединения городских ремесленников. Объединения купцов - гильдия, товарищество.

Своеобразие города. Управление городом. Городская знать. Борьба ремесленников за участие в управлении городом. Городская беднота и восстания. Образ жизни горожан. Обустройство средневекового города. Его защита и укрепления. Город - центр формирования новой европейской культуры и взаимодействия народов. Университеты как явления городской среды и средневекового пространства. Развлечения горожан. Городское сословие в Европе - носители идей свободы и права. Союз королей и городов.

Торговля в Средние века. Оживление торговых отношений. Торговые пути. Ярмарки. Об ростовщичества - к банкам.

Тема 6. Католическая церковь в XI-XIII вв. Крестовые походы. - 2 часа.

Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. Складывание трех сословий, характерных для общества феодального этапа. Рост самостоятельности и потребностей феодалов. Усиление власти короля. Рост влияния церкви, ее экономического и духовного могущества. Разделение церквей. Папа римский Григорий VII. Двухсотлетняя борьба королей и папства. Путь в Каноссу. Могущество папы Иннокентия III. Церковные сборы и догматы христианской веры. Движение еретиков. Альбигойские войны. Инквизиция. Монашеские нищенствующие ордены. Франциск Ассизский. Доминик Гусман.

Крестовые походы. Клермонский призыв папы римского Урбана II. Широкий отклик на призыв в обществе. Крестовые походы и крестоносцы. Цели участников походов. Различия походов бедноты и феодалов. Последствия Первого крестового похода для Византии. Образование крестоносцами государств на Средиземноморском побережье. Объединение мусульман перед угрозой дальнейших завоеваний крестоносцев. Салах-ад-Дин и Третий крестовый поход. Судьбы похода королей. Четвертый крестовый поход: благочестие и коварство. Разграбление Константинополя. Распад Византии и ее восстановление. Детские крестовые походы. Укрепление королевской власти. Крестовые походы в Финляндию и Русь. Упадок и конец движения крестоносцев. Значение и итоги Крестовых походов для Запада и Востока.

Тема 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XV вв.) - 6 часов.

Как происходило объединение Франции. Экономические успехи Французского государства. Объединение городов и крестьян-земледельцев, части рыцарства вокруг короля. Поддержка королей церковью. Начало объединения Франции. Филипп II Август. Борьба французского и английского королей за французские территории. Укрепление власти короля. Людовик IX Святой. Конфликт между королем Филиппом IV Красивым и папой римским Бонифацием VIII. Авиньонское пленение пап. Франция - централизованное государство. Оформление сословной монархии во Франции.

Что англичане считают началом своей свободы. Король Англии - Вильгельм Завоеватель, основатель норманнской династии. От завоевания к централизованному государству. «Книга Страшного суда». Генрих II Плантагенет и его реформы. Иоанн Безземельный и Великая хартия вольностей - конституция сословно-феодальной монархии. Бароны против короля. «Бешеный совет». Симон де Монфор. Парламент - сословное собрание.

Столетняя война. Столетняя война: причины и повод. Готовность к войне, вооруженность армий противников. Основные этапы Столетней войны. От перемирия к победам французов. Карл VII - новый король Франции. Город Орлеан - трагедия и надежда. Жанна д´Арк. Коронация короля Карла. Гибель Жанны д´Арк. Признание подвига национальной героини. Завершение Столетней войны.

(«Черная смерть» и Столетняя война. Положение крестьян. Рост крестьянского недовольства. Жакерия во Франции: ее победы и последствия. Гильом Каль. Ухудшение положения английских крестьян. Джон Болл. Восстание Уота Тайлера в Англии. Итоги и значение восстания.)

Усиление королевской власти в конце XV в. во Франции и в Англии. Восстановление Франции после трагедии и военных утрат. Борьба между Людовиком XI и Карлом Смелым. Усиление власти французского короля в конце XV в. завершение объединения Франции. Установление единой централизованной власти во французском государстве. Междоусобная война Алой и Белой Розы в Англии: итоги и последствия. Генрих VII - король новой правящей династии королей в Англии в конце XV в.

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Мусульманская Испания - процветающая часть Европы. Многовековая Реконкиста в Испании. Распад Кордовского халифата. Наступление христианства. Сословно-монархическое устройство централизованных государств на Пиренейском полуострове. Кортесы. Образование единого Испанского королевства. Изабелла Кастильская и Фердинанд Арагонский. Инквизиция. Томас Торквемада. Аутодафе.

Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII-XV веках. Подъем хозяйства в Германии. Причины сохранения раздробленности Германии. Слабость королевской власти. Образование самостоятельных централизованных государств в Германии. Усиление власти германских князей. Священная Римская империя и княжества в XIV в. Король Карл I - император Карл IV. Золотая булла. Усиление самостоятельности германских государств. Территориальные потери и приобретения Священной Римской империи.

Расцвет торговли и итальянских городов. Завоеванная свобода. Коммуна - средневековая городская республика. Борьба городов с феодалами. Борьба римских пап с императорами в Италии: гвельфы и гибеллины. Борьба светской и духовной властей как условие складывания западноевропейской демократии. Оформление тирании в некоторых городах-государствах Италии. Тирания Медичи во Флоренции.

Тема 8. Славянские государства и Византия в XIV-XV вв. - 2 часа.

Гуситское движение в Чехии. Возвышение роли Чехии в Священной Римской империи. Экономический подъем чешского государства. Прага - столица империи. Население, церковь и власть. Антифеодальные настроения в обществе. Ян Гус - критик духовенства. Церковный собор в Констанце. Мучительная казнь Яна Гуса. Гуситское движение в Чехии: этапы и действия противников. Ян Жижка. Итоги и последствия гуситского движения.

Завоевание турками-османами Балканского полуострова Балканские народы накануне завоевания. Долгожданная свобода болгар от власти Византии в конце XII в. Ослабление Болгарского царства изнутри и за пределами его границ. Усиление и распад Сербии. Образование государства османов. Начало захватнической политики Османа на Балканском полуострове. Адрианополь - первая европейская столица османов. Милош Обилич. Потеря независимости Болгарии. Султан Баязид Молния: коварный замысел. Мехмед II Завоеватель: трудное воплощение коварного плана. Падение Византийской империи. Переименование Константинополя в Стамбул - столицу Османской империи. Завоевание турками-османами Балканского полуострова.

Тема 9. Культура Западной Европы в XI-XV вв. - 3 часа.

Образование и философия. Средневековая литература. Расширение границ мира средневекового человека. Путешествие Марко Поло. Развитие светской культуры. Корпоративность средневекового общества. Возникновение университетов. Обращение к античному наследию. Схоластика и Аристотель, святой Августин. Дискуссия о соотношении веры и разума в христианском учении. Ансельм Кентерберийский. Спор между церковью и философами. Фома Аквинский - философ, соединивший веру и знание. Развитие знаний о природе. Роль философии в средневековую эпоху.

Влияние развития образования на культуру рыцарства. Трубадуры. Этический образ рыцаря. Куртуазная поэзия и культ Прекрасной Дамы. Труверы и миннезингеры. Рыцарская литература. Обращение к легендарному герою - королю Артуру. Сказочно-приключенческий куртуазный роман. «Тристан и Изольда». Данте Алигьери.

Средневековое искусство. Культура раннего Возрождения в Италии. Влияние церкви на развитие искусства Западной Европы. Архитектура. Романский и готический стили. Скульптура как «Библия для неграмотных». Доступность искусства. Средневековая живопись. Книжная миниатюра. Фрески.

Зарождение культуры раннего Возрождения в Италии. От «любителей мудрости» к возрождению античного наследия. Гуманисты и их идеал универсального человека. Роль самовоспитания в формировании человека. Первые гуманисты - Франческо Петрарка и Джованни Боккаччо. Идеалы гуманизма и искусство раннего Возрождения. Начало открытия индивидуальности человека. Портрет. Живопись. Сандро Боттичелли.

Научные открытия и изобретения. От астрологии и алхимии к астрономии и химии, медицине. Усовершенствование водяного двигателя. Изобретение доменной печи. Начало производства огнестрельного оружия. Переворот в военном деле. Дальнейшее развитие мореплавания и кораблестроения. Появление компаса и астролябии. Открытие Христофора Колумба. Начало Великих географических открытий. Изобретение книгопечатания Иоганном Гуттенбергом. Распространение библиотек. Доступность печатной книги.

Тема 10. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века. - 2 часа.

Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония. Китай: империя Тан - единое государство. Развитие феодальных отношений. Крестьянская война под руководством Хуан Чао. Империя Сун в период зрелого феодализма. Монголы и Чингисхан. Завоевание Китая монголами. Антимонгольское восстание Красных повязок. Приобретение независимости. Хозяйственный подъем. Изобретения. Первая газета. Открытие пороха, создание ружей. Достижения китайских ученых в науках. Литература и искусство. Пагода. Статуи. Рельефы. Живопись. Пейзажи. Влияние китайской культуры на страны тихоокеанского региона.

Индия: установление феодальных отношений. Индуистская религия. Кастовое устройство общества. Междоусобные войны раджей. Вторжение войск Арабского и Багдадского халифатов. Делийский султанат и его разгром Тимуром, правителем Самарканда. Хозяйство и богатства Индии. Наука. Обсерватории. Индийская медицина. Искусство. Буддистские храмы в Аджанте. Влияние мусульманской культуры. Мавзолеи. Искусство классического танца и пения. Книжная миниатюра.

Япония: особенности развития в Средние века. Нарская монархия. Самураи и их кодекс чести «Бусидо». Культура Японии.

Государства и народы Африки и доколумбовой Америки. Неравномерность развития народов Африки. Территория расселения, занятия, образ жизни народов Центральной Африки. Кочевники пустыни Сахары. Государства Африки, их устройство и культура. Влияние и связи с исламской культурой. Культурное наследие народов Западного Судана. Африканская скульптура. Освоение Африки европейцами.

Население Северной и Южной Америки и его занятия. Сохранение родоплеменных отношений. Территория расселения, образ жизни и культура народов майя. Ацтеки и их мир. Устройство общества. Города и культура. Государство инков. Управление и организация жизни. Население и занятия. Достижения культуры инков. Уникальность культуры народов доколумбовой Америки.

Итоговое повторение - 1 ч.

История России - 40 часов.

Наша Родина - Россия - 1ч.

Тема 1. Народы и государства на территории нашей страны в древности - 5 часов.

Древние люди и их стоянки на территории современной России. Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники. Образование первых государств. Восточные славяне и их соседи. История заселения территории родного края в древности.

Тема 2. Русь в IX - первой половине XII в. - 11 часов.

Первые известия о Руси. Становление Древнерусского государства. Правление князя Владимира. Крещение Руси. Русское государство при Ярославе Мудром. Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах. Общественный строй и церковная организация на Руси. Место и роль Руси в Европе. Культурное пространство Европы и культура Руси. Повседневная жизнь населения. История и культура родного края в древности.

Тема 3. Русь в середине XII - начале XIII в. - 5 часов.

Политическая раздробленность на Руси. Владимиро-Суздальское княжество. Новгородская республика. Южные и юго-западные русские княжества.

Тема 4. Русские земли в середине XIII - XIV в. - 10 часов.

Монгольская империя и изменение политической картины мира. Батыево нашествие на Русь. Северо-Западная Русь между Востоком и Западом. Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура. Литовское государство и Русь. Усиление Московского княжества. Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва. Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII-XIV в. родной край в истории и культуре Руси.

Тема 5. Формирование единого Русского государства. - 9 часов.

Русские земли на карте Европы и мира в начале XV в. Московское княжество в первой половине XV в. распад Золотой Орды и его последствия. Московское государство и его соседи во второй половине XV в. Русская православная церковь в XV - начале XVI в. человек в Российском государстве второй половины XV в. формирование культурного пространства единого Российского государства. История и культура родного края.

3. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.


Раздел

Кол-во часов

Темы

Кол-во часов

Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных действий)

История средних веков

28




Введение

1

Введение. Живое Средневековье.

1

Исследовать место эпохи Средневековья в истории с помощью «ленты времени». Изучать историческую карту Средневековья.

1. Становление средневековой Европы (VI-XI вв.)

4

Образование варварских королевств. Государство франков и христианская церковь в VI-VIII вв.

1

Рассказывать о складывании государств у варваров.

Объяснять своеобразие складывания государства у франков.

Пояснять значение христианской религии для укрепления власти Хлодвига.

Обобщать события истории франков и выделять ее этапы.

Объяснять особенности монастырской жизни и ее роль в складывании европейской культуры.

Возникновение и распад империи Карла Великого.

1

Объяснять причины появления империи Карла Великого.

С помощью исторической карты рассказывать о внешней политике Карла Великого.

Сравнивать политику Карла и Хлодвига.

Феодальная раздробленность Западной Европы в IX-XI веках.

1

Объяснять причины ослабления королевской власти во Франции.

Сравнивать королевскую власть во Франции и Германии.

Проводить аналогию между Римской империей и Священной римской империей.

Англия в раннее Средневековье.

1

Сравнивать королевскую власть во Франции, Германии и Англии. Выявлять последствия норманнского вторжения в государства Европы

2. Византийская импе-рия и славяне в VI-XI вв.

2

Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии.

1

Показывать на карте местоположение Византии.

Сравнивать управление государством в Византии и в империи Карла Великого.

Оценивать поступки и действия Юстиниана как правителя.

Анализировать отношения Византии с соседями.

Объяснять причины развития наук и их влияние на культуру Византии.

Образование славянских государств.

1

Составлять рассказ о славянских племенах и образовании у них государственности.

Сравнивать управление государством у южных, восточных и западных славян.

Объяснять причины различия судеб славянских государств.

3. Арабы в VI-XI вв.

1

Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Культура стран халифата.

1

Изучать по карте особенности Аравии.

Рассказывать об образе жизни и занятиях жителей Аравии.

Сравнивать образ жизни аравийцев и европейцев.

Называть различия между исламом и христианством.

Выделять особенности образования и его роль в мусульманском обществе. Рассказывать о развитии научных областей, об ученых.

Составлять сообщение (в том числе с презентацией) об арабских ученых и их достижениях, развернутый план параграфа.

4. Феодалы и крестьяне.

2

Средневековая деревня и ее обитатели.

1

Систематизировать информацию о феодале, крестьянах и их отношениях. Объяснять, что взаимоотношения феодала и крестьянина регулировались законом. Анализировать положение земледельца, его быт.

Составлять кроссворд по теме.

В рыцарском замке.

1

Объяснять смысл феодальных отношений.

Анализировать роль замка в культуре Средневековья.

Рассказывать о воспитании рыцаря, его снаряжении, развлечениях.

Выполнять самостоятельную работу, опираясь на содержание изученной главы учебника.

5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе.

2

Формирование средневековых городов. Горожане и их образ жизни.

1

Составлять рассказ по иллюстрациям к параграфу; загадки о городской жизни для одноклассников.

Устанавливать связи между развитием орудий труда, различных приспособлений в сельском хозяйстве и экономическим ростом.

Выделять условия возникновения и развития городов.

Анализировать, какие факторы определяли жизнь в средневековом городе.

Сравнивать жизнь горожанина и сельского жителя в эпоху Средневековья.

Доказывать, что города - центры формирования новой европейской культуры и взаимодействия народов.

Обобщать сведения об образовании в эпоху Средневековья.

Определять роль университетов в развитии городов.

Торговля в Средние века.

1

С помощью карты определять центры ремесла и торговли.

Выполнять самостоятельную работу, опираясь на материалы учебника.

6. Католическая церковь в XI-XIII вв. Крестовые походы.

2

Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики.

1

Характеризовать положение и образ жизни трех основных сословий средневекового общества.

Объяснять причины усиления королевской власти.

Рассказывать о событиях, свидетельствующих о противостоянии пап и королей.

Называть причины появления движения еретиков.



Крестовые походы.

1

Определять по карте основные пути Крестовых походов, комментировать их основные события.

Объяснять цели различных участников походов.

Сравнивать итоги Первого, Второго и Третьего крестовых походов.

Находить в Интернете информацию о Фридрихе Барбароссе, Ричарде Львиное Сердце, Филиппе II Августе.

Выполнять самостоятельную работу с опорой на текст учебника.

7. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XV вв.)

6

Как происходило объединение Франции.

1

Обсуждать состояние экономики страны, ее социальные эффекты.

Объяснять причины ослабления крепостничества, освобождения городов от сеньоров, укрепления власти короля.

Отбирать материал для сообщений о Филиппе IV Красивом, Филиппе II Августе, папе Бонифации VIII (по выбору).

Что англичане считают началом своих свобод.

1

Рассказывать о причинах утверждения нормандской династии на английском троне.

Группировать материал параграфа с целью анализа методов управления страной Вильгельмом Завоевателем.

Выявлять новизну реформ Генриха II Плантагенета.

Объяснять причины появления Великой хартии вольностей и ее значение для развития страны.

Характеризовать парламент с позиции сословного представительства.

Столетняя война.

1

Находить и показывать на карте основные места военных сражений.

Составлять логичный рассказ о причинных войны, готовности сторон, военных этапах, готовить доклад о Жанне Д´Арк.

Объяснять роль города Орлеана в военном противостоянии сторон.

Усиление королевской власти в конце XV в. во Франции и Англии.

1

Рассказывать о последствиях Столетней войны для Франции и Англии.

Выделять особенности завершения процесса объединения Франции.

Объяснять сущность единой централизованной власти во Французском государстве.

Анализировать процессы объединения в Англии и во Франции.

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове.

1

Находить на карте Пиренейский полуостров и расположенные на нем государства.

Объяснять причины и особенности Реконкисты.

Характеризовать сословно-монархические централизованные государства Пиренейского полуострова.

Сравнивать кортесы с Генеральными штатами во Франции, с парламентом в Англии.



Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII-XV вв.

1

Находить на карте и комментировать положение Германии и Италии, их отдельных частей.

Рассказывать о коммунах Милана, Пизы, Болоньи и др.

Объяснять особенности процесса образования самостоятельных централизованных государств в Германии.

Определять причины ослабления императорской власти.

Характеризовать политику династии Медичи.

8. Славянские государства и Византия в XIV-XV вв.

2

Гуситское движение в Чехии.

1

Характеризовать Чехию XIV в.

Рассказывать об отношении общества к католической церкви.

Выделять главное в информации о Яне Гусе.

Оценивать поступки Яна Гуса и его последователей, Яна Жижки.

Называть итоги и последствия гуситского движения.

Завоевание турками-османами Балканского полуострова.

1

Находить и показывать на карте Балканский полуостров, Болгарское царство, Сербию, государство османов и др.

Объяснять, почему болгары не смогли сохранить свободу и независимость.

Указывать причины усиления османов.

Называть последствия падения Византии.

Выполнять самостоятельную работу с опорой на текст учебника.

9. Культура Западной Европы в Средние века.

3

Образование и философия. Средневековая литература.

1

Объяснять причины изменения представлений средневекового европейца о мире, значение понятии «корпоративное общество».

Находить аргументы за и против существования корпоративной культуры.

Излагать смысл дискуссии о соотношении веры и разума в христианском учении.

Оценивать образование и его роль в средневековых городах.

Характеризовать и сравнивать творчество трубадуров и вагантов.

Комментировать поэзию средних веков.

Средневековое искусство. Культура раннего Возрождения в Италии.

1

Рассказывать о скульптуре как «Библии для неграмотных».

Составлять рассказ-описание по картине художника (любого на выбор). Объяснять значение понятий: гуманизм, гуманисты, Возрождение.

Высказывать мнение об образе нового человека с позиции жителя Средневековья.

Научные открытия и изобретения.

1

Доказывать, что в XIV в. стали преобладать практические знания.

Объяснять связь между использованием водяного колеса и развитием металлургии.

Рассказывать о значении изобретения книгопечатания.

Сопоставлять представление о мире человека раннего и позднего Средневековья.

Анализировать последствия развития мореплавания.

Выполнять самостоятельную работу, опираясь на текст учебника.

10. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века.

2

Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония.

1

Составлять «паспорт» страны: географическое положение, столица, состав населения, религия, управление (Китай, Индия, Япония).

Сравнивать достижения Китая в разные эпохи правления.

Характеризовать восстание красных повязок в Китае.

Характеризовать особенности японской культуры, религии.

Называть особенности религии индийцев - индуизма.

Составлять сообщение, доклад об одной из стран с помощью электронных ресурсов.

Государства и народы Африки и доколумбовой Америки.

1

Выделять своеобразие африканской культуры.

Перечислять последствия освоения Африки европейцами.

Объяснять особенности жизни африканских народов.

Рассказывать об устройстве обществ доколумбовой Америки.

Сравнивать культуру майя, ацтеков и инков.

Показывать уникальность культуры народов доколумбовой Америки.

Итоговое повторение

1

Наследие Средних веков в истории человечества.

1

Объяснять смысл понятия Средневековья.

Раскрывать сущность феодальных отношений.

Сравнивать отношения короля, общества и церкви в разные периоды Средневековья.

Объяснять, какие процессы способствовали формированию человека новой эпохи.

Защищать проекты, демонстрировать презентации.

ИСТОРИЯ РОССИИ

40

Наша Родина - Россия

1

Наша Родина - Россия.

1

Давать определение исторической науке.

Высказывать суждения о роли исторических знаний в образовании личности.

Называть хронологические рамки изучаемого периода.

Формулировать при помощи учителя новые учебные задачи.

Уметь разделять исторические источники на группы.

С помощью учебника, карты объяснять смысл понятия, термина.

Тема 1. Народы и государства на территории нашей страны в древности

5

Древние люди и их стоянки на территории современной России.

1

Ставить учебную задачу под руководством учителя.

Давать определение терминов и понятий с использованием учебника, словаря.

Участвовать в дискуссии по вопросу необходимости исторических знаний. Самостоятельно извлекать и систематизировать информацию.

Приводить примеры из истории Древнего мира как труд влиял на развитие человека.

Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники.

1

Объяснять отсутствие точных дат в древнейший период истории человечества.

Оценивать свои достижения и достижения одноклассников.

Давать краткое описание внешности, жизни и быта древних людей. Называть основные занятия людей в древности. Характеризовать хозяйственную деятельность древних людей.

Использовать иллюстрации учебника во время своих рассказов.

Систематизировать информацию с помощью таблицы (совместно с учителем)

Образование первых государств.

1

Показывать на карте и называть географические объекты.

Самостоятельно добывать информацию при помощи учебника, словаря, карты, анализировать отрывки из исторических документов.

Использовать элементы причинно-следственного анализа для выявления связи между деятельностью и развитием общества.

Высказывать аргументированные собственные суждения.

Восточные славяне и их соседи.

1

Ставить учебную задачу с помощью учителя.

Раскрывать связь между климатическими условиями и социально-экономическим развитием общества.

Выделять особенности исторических объектов. Объяснять особенности систем земледелия. Оценивать поведение людей, их деятельность. Участвовать в обсуждении.

История заселения территории родного края в древности.

1

Планировать деятельности. Выступать с защитой собственных и групповых проектов. Оказывать взаимопомощь при подготовке и презентации проекта. Обсуждать и оценивать собственную деятельность и деятельность своих одноклассников.

Тема 2. Русь в IX - первой половине XII в.


11

Первые известия о Руси.

1

Оценивать информационную значимость разных видов исторических источников. Применять ранее полученные знания.

Анализировать информацию из отрывка летописи. Определять хронологические периоды.

Оценивать существующие точки зрения, и мнения, специфику исторического знания.

Становление Древнерусского государства.

2

Определять существенные черты догосударственного и государственного устройства древних обществ.

Определять алгоритм познавательной деятельности (с помощью учителя).

Соотносить известные признаки государственности и примеры жизнедеятельности народа. Характеризовать деятельность первых русских князей.

Выявлять мотивы поступков людей, давать им оценку.

Правление князя Владимира. Крещение Руси.

1

Применять полученные знания.

Сравнивать черты славянского язычества и христианской религии, выявляя общее и различия.

Определять основные черты политики князя Владимира.

Объяснять прогрессивное значение принятия христианства на Руси.

Выражать уважение к историческому и культурному наследию.

Русское государство при Ярославе Мудром.

1

Определять существенные черты государственного устройства.

Формулировать познавательную задачу по теме урока.

Сравнивать системы управления разных государств.

Составлять схему, давать описание ее элементов.

Определять мотивы и поступки людей, давать им оценку с гуманистических позиций.

Давать характеристику исторической личности.

Подтверждать примерами значение деятельности князя для укрепления Древнерусского государства.

Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах.

1

Использовать карту как источник информации.

Определять значение деятельности правителей. Составлять схему.

Раскрывать историческое значение документа.

Общественный строй и церковная организация на Руси.

1

Применять полученные знания. Определять значение исторического события. Оценивать результаты своей учебной деятельности.

Раскрывать роль церкви в средневековых государствах.

Выделять главное из текста. Применять новые термины и понятия. Раскрывать роль православной церкви в укреплении Древнерусского государства. Определять нравственные и культурные ценности прошлого и выражать к ним свое отношение.

Место и роль Руси в Европе.

1

Определять по карте геополитическое положение Руси, называть соседей. Составлять таблицу по материалам темы 2.

Давать оценку роли Руси в международной торговле.

Раскрывать роль геополитического фактора в истории России.

Культурное пространство Европы и культура Руси.

1

Выделять главные идеи художественных произведений.

Определять особенности древнерусского храма.

Определять значение понятий и терминов.

Приводить примеры шедевров древнерусской культуры, описывать их, понимать их значение. Применять полученные знания.

Повседневная жизнь населения.

1

Формулировать познавательную задачу урока.

Составлять рассказ, опираясь на иллюстрацию, текст учебника.

Давать описание предметов быта, образу жизни представителей разных социальных слоев.

Участвовать в презентации мини-проектов. Оценивать свою деятельность.

История и культура родного края в древности.

1

Формулировать выводы на основе уважительного отношения к истории родного края.

Получать информацию из различных источников, анализировать ее.

Выступать с подготовленными сообщениями, презентациями.

Тема 3. Русь в середине XII-начале XIII в.

5

Политическая раздробленность на Руси.

1

Устанавливать причинно-следственные связи исторических процессов, прогнозировать их последствия.

Анализировать художественное произведение с исторической точки зрения («Слово о полку Игореве»)

Давать оценку последствиям исторического события.

Владимиро-Суздальское княжество.

1

Устанавливать причинно-следственные связи событий и их последствий.

Определять сущность понятий с использованием словаря.

Анализировать отрывки из исторического источника.

Составлять описание исторического персонажа по памятке.

Новгородская республика.

1

Описывать по карте геополитическое положение Новгородской республики.

Извлекать из источника дополнительную информацию, описывающую быт и деятельность жителей Новгорода.

Южные и юго-западные русские княжества.

1

Актуализировать знания из курс истории. Определять по карте местоположение объекта. Давать оценку памятникам культуры. Составлять сложный план.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Русь в середине XII-начале XIII в.»

1

Составлять таблицу по теме урока, участвовать в дискуссии, формулировать вопросы по теме урока, оценивать собственные результаты учебной деятельности. Выявить последствия раздробленности, составить схему.

Тема 4. Русские земли в XIII - XIV вв.

10

Монгольская империя и изменение политической картины мира.

1

Объяснять смысл понятия, термина, актуализировать знания.

Читать и анализировать документ. Устанавливать причины событий.

Обобщать материал темы урока в форме таблицы.



Батыево нашествие на Русь.

1

Актуализировать знания курс истории, оценивать риски, возможные последствия исторических событий.

Составлять хронологическую таблицу, определять причинно-следственные связи исторических событий.

Обсуждать и оценивать результаты своей деятельности на уроке.



Северо-Западная Русь между Востоком и Западом.

1

Формулировать познавательную задачу урока. Актуализировать знания из курса всеобщей истории. Находить информацию в тексте.

Раскрывать историческое значение события.

Давать характеристику деятельности полководца.

Характеризовать историческую личность.



Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура.

1

Выражать свои чувства при описании исторического события.

Формулировать свою позицию по обсуждаемой теме. Систематизировать информацию в виде рассказа, схемы.



Литовское государство и Русь.

1

Актуализировать знания из курса всеобщей истории.

Определять по карте исторические объекты.

Составлять рассказ с использованием различных источников. Определять причины и последствия исторического события, процесса.



Усиление Московского княжества.

1

Формулировать познавательную задачу урока.

Использовать приемы исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей).

Определять по карте расширение территории Московского княжества.



Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва.

1

Формулировать познавательную проблему урока. Называть дату, соотносить ее с историческим периодом.

Устанавливать причинно-следственные связи событий. Показывать на примерах роль личных качеств политика.



Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII-XIV в.

1

Систематизировать характерные черты развития культуры в форме тезисов.

Оценивать последствия ордынского ига на материальную и духовную культуру Руси. Систематизировать информацию в виде таблицы.



Родной край в истории и культуре Руси.

1

Презентация творческих работ. Выступление с подготовленными сообщениями.

Свободно оперировать понятиями и терминами по теме, информацией о деятельности исторических личностей, использовать краеведческий материал



Повторение и обобщение по теме «Русские земли в XIII-XIV вв.»

1

Презентация творческих работ. Выступление с подготовленными сообщениями.

Свободно оперировать понятиями и терминами по теме, информацией о деятельности исторических личностей.

Тема 5. Формирование единого Русского государства.

8

Русские земли на карте Европы и мира в начале XV в.

1

Формулировать проблему урока.

Использовать карту как источник информации, определять геополитическое положение России.

Определять причинно-следственные связи.

Приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействий.

Выявлять последствия исторических процессов.



Московское княжество в первой половине XV в.

1

Описывать мотивы поступков людей.

Высказывать оценки действий людей, групп.

Графически представлять основные направления, предметы торговли.



Распад Золотой Орды и его последствия.

1

Актуализировать знания, опираясь на сведения карты. Описывать исторические объекты по карте.

Рассказывать о положении отдельных групп людей. Приводить примеры межэтнических связей и взаимодействий.



Московское государство и его соседи во второй половине XV в.

1

Определить познавательную проблему урока.

Излагать причины, предпосылки исторических событий и процессов.

Использовать приемы исторического анализа деятельности людей по документальным источникам.



Русская православная церковь в XV - начале XVI в.

1

Актуализировать знаний из курса истории, ОРКСЭ. Определять значение слов с помощью словаря. Систематизировать информацию в форме сравнительной таблицы, выделяя общее и различное.



Человек в Российском государстве второй половины XV в.

1

Определять познавательную проблему урока.

Сравнивать социальную структуру зарубежных стран, выделяя общие признаки.

Раскрывать роль и значение деятельности РПЦ.

Определять значение понятий и терминов, оперировать ими.

Выполнять схему социальной структуры общества.



Формирование культурного пространства единого Российского государства.

1

Определять зависимость развития культуры от политического развития страны.

Формулировать ценностные суждения о памятниках культуры.

Использовать приемы анализа художественного произведения в историческом контексте.



История и культура родного края.

1

Систематизировать изученный материал.

Определять историю родного края как часть общей российской истории.

Презентация проектов.


Рассмотрено

на заседании методического

совета школы.

Протокол № 1 от 29.08.2016 г.

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

________


© 2010-2022