- Преподавателю
- История
- Календарно-тематическое планирование по истории 6 класс ФГОС
Календарно-тематическое планирование по истории 6 класс ФГОС
Раздел | История |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Мельникова Н.В. |
Дата | 20.10.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Календарно-тематическое планирование
п.п
Дата проведения
Тема раздела, урока
Тип урока
Целевая установка
Планируемые результаты
Предметные
Метапредметные
Личностные
план
факт
История Средних веков 28ч.
1
Введение.
Что изучает история Средних веков
Урок «открытия» нового знания
Что изучает история. Понятие «средние века». Хронологические рамки Средневековья. Место истории средних веков в истории человечества. Источники знаний об истории Средних веков.
Научатся определять термины: архивы, хроники, фрески.
Получат возможность научиться:
Работать с учебником
Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно.
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.
Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнёра высказывания
Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества
Раздел 1. Становление средневековой Европы (VI-XI вв.) 5ч.
2
Образование варварских королевств. Государство франков в VI-VIII вв.
Урок «открытия» нового знания
Великое переселение народов. Германские племена. Падение Запад. Римской империи..
Научатся определять термины: племенные союзы, свободные общинники, ярлы, герцоги, народное ополчение, дружинники, Великое переселение народов.
Получат возможность научиться: называть германские племена, определять роль и значение переселения народов в формировании современной Европы
Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач.
Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии
Проявляют устойчивый учебно- познавательный интерес к новым общим способам решения задач
3
Королевство франков и христианская церковь
Комбинированный урок
Королевская власть при Хлодвиге. Принятие христианства. Законы франков
Научатся определять термины: династия, графы, титул, классы, аббаты, монастыри. Получат возможность научиться: составлять план рассказа одного из пунктов параграфа, называть отличия власти короля от власти военного вождя, определять роль и значение церкви в деле укрепления королевской власти
Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль.
Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию
Выражают адекватное понимание причин успеха/ неуспеха учебной деятельности
4
Возникновение и распад империи Карла Великого.
Комбинированный урок
Карл Великий. Франкская империя. Распад государства Каролингов. Сеньоры и вассалы. Феодальная лестница.
Научатся определять термины: король, коронование, королевский двор, рыцарь, междоусобные войны, феодальная лестница, сеньор, вассал.
Получат возможность научиться: давать личностную характеристику Карлу Великому, анализировать причины распада империи Карла Великого
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество)
Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий
5
Феодальная раздробленность Западной Европы в IX-XI вв.
Комбинированный урок
Образование государств во Франции, Германии, Италии. Англия в раннее Средневековье. Англосаксы и норманнское завоевание.
Научатся определять термины: домен, империя, миссионеры, датские деньги.
Получат возможность научиться: анализировать причины слабости королевской власти во Франции, сопоставлять правду и вымысел в легендах о короле Артуре
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач
Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний
6
Англия в раннее Средневековье
Комбинированный урок
Англия в 9-11 веках. Легенды об английском короле Артуре. Норманны и их образ жизни. Объединение в единое государство .Прекращение норманнских завоевательных походов
Научатся определять термины: англы, саксы, кельты, бритты, норманны, викинги. Получат возможность научиться: определять специфику государственного устройства Англии и анализировать военные реформы
Познавательные: осознано строят речевое высказывание в устной форме, структурируют учебный материал, выделяют логические части текста и определяют в них главное.
Регулятивные: осознают качество и уровень усвоенного материала, адекватно оценивают собственные познания, свою работу на уроке; анализируют свое эмоциональное состояние.
Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач, обмениваются мнениями, учитывают разные мнения, договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности.
Понимают необходимость учения, проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу, учатся осознавать социальный опыт предшествующих поколений.
РазделII.
Византийская империя и славяне 2ч.
7
Византия - государственное устройство и культура
Урок «открытия» нового знания
Преемственность с античной цивилизацией. Власть императора в Византии. Церковь и светские власти. Города Византии и жизнь в них. Эпоха Юстиниана: реформы и укрепление империи. Борьба Византии с врагами.
Научатся определять термины: евразийское государство, скипетр, крестово-купольный храм, мозаика, смальта, фрески, канон. Получат возможность научиться: определять специфику государственного устройства Византии и анализировать причины ослабления Византийской империи
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения познавательных задач.
Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности
Проявляют эмпатию как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им
8
Образование славянских государств
Урок «открытия» нового знания
Складывание православного мира. Направления движения славян. Занятия и образ жизни славян. Образование государств Славянские государства Византия и славянский мир
Научатся определять термины: вече. Получат возможность научиться: называть важнейшие достижения византийской культуры и ее вклад в мировую культуру, определять влияние христианства на развитие византийской культуры
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия.
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач.
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач
Проявляют доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им
Раздел III. Арабы в VI-XI вв.
9
Арабский халифат и его распад
Урок «открытия» нового знания
Расселение и занятия арабских племен. Мухаммед и зарождение ислама. Завоевания арабов в Азии, Сев. Африке, Европе.
Научатся определять термины: бедуины, ярмарка, шариат, халифат, эмират.
Получат возможность научиться: определять влияние природно-климатических условий на жизнь и занятия арабов, объяснять причины их военных успехов
Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности
Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе
10
Культура халифата
Комбинированный урок
Распространение ислама Особенности образования и его роль в мусульманском обществе. Культура арабов.
Научатся определять термины: бедуины, ярмарка, шариат, халифат, эмират.
Получат возможность научиться: определять влияние природно-климатических условий на жизнь и занятия арабов, объяснять причины их военных успехов
Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности
Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности
Регулятивные: адекватно воспринимают предложение и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей
Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе
Раздел VI.
Феодалы и крестьяне 2ч.
11
В рыцарском замке
Урок «открытия» нового знания
Феодальное землевладение. Европейское рыцарство. Феодальная знать. Жизнь и быт феодалов.
Научатся определять термины: замок, донжон, палица, кольчуга, забрало, оруженосец, турнир, герольд, герб, девиз.
Получат возможность научиться: описывать снаряжение рыцаря и рыцарский замок, объяснять смысл рыцарских девизов
Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач. Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии
Проявляют устойчивый учебно- познавательный интерес к новым общим способам решения задач
12
Средневековая деревня и ее обитатели
Комбинированный урок
Жизнь, быт, труд крестьян. Феодальные повинности. Крестьянское хозяйство. Натуральное хозяйство. Община.
Научатся определять термины: феодальная вотчина, барщина, оброк, натуральное хозяйство.
Получат возможность научиться: анализировать фрагмент исторического источника и выявлять характерные черты образа жизни земледельцев и ремесленников
Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль.
Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию
Выражают адекватное понимание причин успеха/ неуспеха учебной деятельности
Раздел V.
Средневековый город и его обитатели 2ч.
13
Средневековый город
Комбинированный урок
Возникновение городов. Борьба с сеньорами. Облик городов. Города - центры торговли, ремесла и культуры. Цехи и гильдии. Городские сословия.
Научатся определять термины: коммуны, шедевр, цехи, гильдии, товарное хозяйство, ярмарки, ростовщики, банки, самоуправление, подмастерье. Получат возможность научиться: составлять план рассказа «Путешествие по средневековому городу», называть функции и правила цехов, сравнивать понятия «натуральное» и «товарное» хозяйство
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.
Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество)
Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий
14
Горожане и их образ жизни
Комбинированный урок
Городское управление, зарождение демократических порядков. Жизнь и быт горожан. Торговля и ярмарки
Научатся определять термины: патриции, бюргеры, интеллигенция, мистерии. Получат возможность научиться: извлекать полезную информацию из фрагмента исторического источника, называть города, возникшие в период Средневековья, проводить сравнительные характеристики жизни людей в городе и деревне
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач
Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженную в преобладании учебно-познава- тельных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний
Раздел VI
Католическая церковь 2ч.
15
Католическая церковь в Средние века
Комбинированный урок
Разделение христианства на католицизм и православие. Светские правители и церковь. Объединяющая роль католической церкви. Источники богатства.
Научатся определять термины: сословия, десятина, реликвии, мощи, индульгенция, фанатизм, церковный собор, еретики, инквизиция, монашеские ордена.
Получат возможность научиться: излагать подготовленную информацию, называть основные различия между православной и католической церковью
Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.
Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные способы их решения.
Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром
Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни
16
Крестовые походы
Урок «открытия» нового знания
Крестовые походы и их последствия. Ересь и преследование еретиков.
Научатся определять термины: крестоносцы, крестовые походы, тамплиеры, госпитальеры, магистры.
Получат возможность научиться: называть причины и последствия крестовых походов, давать им собственную оценку
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач.
Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности
Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им
Раздел VII
Образование централизованных государств в Западной Европе 6ч.
17
Объединение Франции
Комбинированный урок
Усиление королевской власти. Сословно -представительная монархия. Генеральные штаты. Образование централизованного государства.
Научатся определять термины: денежный оброк, средние слои, Генеральные штаты, парламент, сословно- представительная монархия.
Получат возможность научиться: называть группы населения, которые выступали за усиление королевской власти; объяснять причины, по которым крестьяне не приглашались к участию в работе Генеральных штатов
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия.
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач.
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач
Проявляют доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, эмпатию, как
понимание чувств других людей и сопереживание им
18
Что англичане считают началом своих свобод
Урок «открытия» нового знания
Нормандский герцог Вильгельм. «Книга Страшного суда». Историческое значение реформ.
Научатся определять термины: суд присяжных, хартия, реформы, верхняя и нижняя палата парламента. Получат возможность научиться: извлекать полезную информацию из фрагмента исторического источника, аргументировано объяснять, почему англичане считают Великую хартию вольностей началом своих свобод
Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности
Коммуникативные:
договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности
Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную оценку своих успехов в учебе
19
Столетняя война
Урок «открытия» нового знания
Возвращение французских территорий. Причины и итоги столетней войны. Жанна д Арк.
Научатся определять термины: партизанская война.
Получат возможность научиться: называть причины, важнейшие битвы и итоги Столетней войны; давать личностную характеристику Жанны д'Арк
Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач.
Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии
Проявляют устойчивый учебно- познавательный интерес к новым общим способам решения задач
20
Крестьянские восстания во Франции и Англии
Урок «открытия» нового знания
Завершение объединения Франции. Война Алой и Белой розы. Установление сильной центральной власти в Англии.
Научатся определять термины: жакерия.
Получат возможность научиться: называть причины и лидеров крестьянских войн в Англии и Франции; объяснять причины ненависти крестьян к чиновникам и давать собственную оценку действиям восставших, а также определять причины поражения крестьянских восстаний
Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль.
Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию
Выражают адекватное понимание причин успеха/ неуспеха учебной деятельности
21
Усиление королевской власти во Франции и Англии
Комбинированный урок
Завершение объединения Франции. Последствия процесса централизации.
Научатся определять термины: централизованное государство, диалект.
Получат возможность научиться: определять цели, средства и итоги борьбы королей Людовика XI и Карла Смелого, давать их личностную характеристику
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.
Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество)
Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий
22
Реконкиста
Комбинированный урок
Образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Мусульманская Испания. Образование и распад Кордовского халифата
Научатся определять термины: Реконкиста, аутодафе.
Получат возможность научиться: называть слои населения Испании, участвовавшие в Реконкисте, христианские государства, возникшие на Пиренейском полуострове;
давать оценку политике испанских королей
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач
Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженную в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний
Раздел VIII
Германия и Италия в XII-XVв.в. 2ч.
23
Усиление власти князей Германии
Комбинированный урок
Причины сохранения раздробленности страны. Образование централизованных государств в Германии. Священная Римская империя.
Научатся определять термины: булла. Получат возможность научиться: объяснять причины раздробленности Германии и анализировать обстоятельства, ставшие причиной упадка власти императоров
Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и определяют последовательность действий. Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром
Проявляют устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни
24
Расцвет итальянских городов
Комбинированный урок
Расцвет торговли и достижение независимости в городах- республиках Италии;
Гвельфы и гибеллены;
Правление Медичи во Флоренции.
Научатся определять термины: гвельфы, гебелины, город-государство, тирания.
Получат возможность научиться: называть причины экономического и культурного процветания городов Италии
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач.
Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности
Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им
РазделIX
Славянские государства и Византия 1ч.
25
Гуситское движение в Чехии. Завоевание турками-османами Балканского полуострова
Урок «открытия» нового знания
Чешское государство. Национальное движение в Чехии. Ян Гус и Ян Жижка. Гуситские войны и их значение. Балканские . страны перед завоеванием. Завоевания турок-османов. Битва на Косовом поле. Гибель Византии.
Научатся определять термины: гуситы, умеренные, табориты, сейм. определять термины: турки-османы.
Получат возможность научиться: называть причины, по которым Ян Гус критиковал католическую церковь; анализировать причины побед гуситов и определять причины их поражения и итоги гуситского движения ,называть причины падения Византийской империи и последствия османского завоевания
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия.
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач.
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач
Проявляют доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им
Раздел X
Культура Западной Европы 1ч.
II триместр
26
Культура Западной Европы
Урок «открытия» нового знания
Наука и образование. Технические открытия и изобретения. Средневековый эпос. Фольклор. Архитектура, скульптура, живопись. Новое учение о человеке Представители Раннего Возрождения.
Научатся определять термины: корпорации, университет, декан, ректор, магистры, диспуты, схоластика, трубодуры, труверы, мин- низингеры, ваганты, готика.
Получат возможность научиться: называть выдающихся деятелей культуры XI-XV вв., основные жанры литературы, особенности изобразительного искусства и архитектуры
Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач.
Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии.
Проявляют устойчивый учебно- познавательный интерес к новым общим способам решения задач
Раздел XI
Народы Азии, Америки и Африки в Средние века. 1ч.
27
Народы Азии, Америки и Африки в Средние века
Урок «открытия» нового знания
Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Освоение Африки европейцами. Доколумбовы цивилизации Америки.
Научатся определять термины: Великий шелковый путь, раджа, варны.
Получат возможность научиться: называть народы Азии, Африки и Америки, особенности их цивилизаций
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.
Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество)
Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий
28
Итоговое повторение по курсу «Средние века»
Итоговое повторение по курсу «Средние века»
Применение знаний и умений, урок-турнир
Средние века в истории. Народы и государства на исторической карте. Достижения производства и техники. Культурное наследие.
Научатся определять термины, изученные в курсе «Средние века». Получат возможность научиться: называть главные события древней истории, основные достижения культуры и значение средневековых цивилизаций в мировой истории
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач
Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженную в преобладании учебно-познава- тельных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний
История России 40 ч.
29
Введение Древнейшие народы на территории России
Урок «открытия» нового знания
Что изучает история Отечества. История России - часть Всемирной истории. Исторические источники о прошлом нашей Родины.
Научатся определять термины: городище, дань, колонизация, каганат, Рось.
Получат возможность научиться: называть соседей славян, показывать на карте Тюркский и Аварский каганат, давать сравнительную характеристику Волжской Булгарии и Хазарского каганата
Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и определяют последовательность действий. Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром
Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни
Раздел 1
Древняя Русь ВVIII - первой половине XIIв.в. 11 ч.
30
Восточные славяне
Урок «открытия» нового знания
Территория расселения восточных славян, природные условия, в которых они жили, их занятия, жизнь и быт, верования славян.
Научатся определять термины: индоевропейцы, подсечно-огневое земледелие, борона, серп, бортничество, вече, идолы, волхвы, кудесники, народное ополчение.
Получат возможность научиться: показывать на карте расселение восточных славян, называть восточнославянские племена, их занятия и верования
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач.
Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности
Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им
31
Формирование Древнерусского государства
Комбинированный урок
Причины и время образования Древнерусского государства
Научатся определять термины: государство, дружина, князь, воевода. Получат возможность научиться: показывать на карте путь из варяг в греки и русские города, называть ключевые черты племенного управления, извлекать полезную информацию из исторических источников
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия.
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач.
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач
Проявляют доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им
32-33
Первые киевские князья
Урок «открытия» нового знания
Деятельность первых русских князей
Научатся определять термины: уроки, погосты, реформа.
Получат возможность научиться: составлять развернутый план изложения темы, называть имена и деяния первых русских князей, анализировать значение налоговой реформы княгини Ольги, давать личностную характеристику Святослава
Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения . задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности
Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную оценку своих успехов в учебе
34-35
Владимир Святославович. Принятие христианства
Комбинированный урок
Характеризовать внутреннюю и внешнюю политику Владимира Святославича.
Значение принятия христианства на Руси.
Научатся определять термины: оборонительная система, митрополит, устав.
Получат возможность научиться: извлекать полезную информацию из исторических источников, характеризовать политику Владимира Святославовича, понимать значение принятия христианства для дальнейшего развития государства
Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.
Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнёра высказывания
Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества
36-37
Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром
Комбинированный урок
Характеризовать политический строй Древней Руси при Ярославе Мудром, его внутреннюю и внешнюю политику.
Научатся определять термины: правда, посадники, вотчины, смерды, закупы, рядовичи, холопы.
Получат возможность научиться: определять причины междоусобиц, характеризовать политику Ярослава Мудрого, называть группы зависимого населения Руси
Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач.
Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии
Проявляют устойчивый учебно- познавательный интерес к новым общим способам решения задач
38
Культура Древней Руси
Комбинированный урок
Развитие культуры Древней Руси.
Памятники древнерусского зодчества (Софийские соборы в Киеве и Новгороде) и древнерусской живописи (фрески и мозаики, иконы), предметы декоративно-прикладного искусства.
Научатся определять термины: былины, зодчество, фрески, мозаика, зернь, скань, эмаль. Получат возможность научиться: давать характеристику культуры Древней Руси, устанавливать причинно-следственные связи между христианством и культурными ценностями
Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль.
Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию
Выражают адекватное понимание причин успеха/ неуспеха учебной деятельности
39
Быт и нравы Древней Руси
Комбинированный урок
Характеризовать образ жизни представителей различных слоёв древнерусского общества.
Научатся определять термины: лихие люди, скоморохи, гусляры, шишаки, хоромы, терем, изба, слобода, сени, зипуны, порты, онучи, епанча.
Получат возможность научиться: составлять рассказ «Один день жизни крестьянина (горожанина, князя, ремесленника)»
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество)
Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий
40
Повторение по теме «Древняя Русь в VIII- первой половине XII в.»
Применение знаний и умений
Характеризовать общие черты и особенности раннефеодального периода истории Руси
Научатся определять термины, изученные в главе «Древняя Русь в VIII - первой половине XII в.».
Получат возможность научиться: называть главные события, основные достижения истории и культуры
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.
Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач
Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу, понимают необходимость учения, выраженную в преобладании учебно-познава- тельных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний
Раздел II
Русь удельная в XII-XIIIв.в. 11 ч.
41
Начало раздробленности Древнерусского государства
Урок «открытия» нового знания
Хронологические рамки периода раздробленности.
Причины и последствия раздробленности.
Научатся определять термины: «Правда Ярославичей», половцы, эксплуатация. Получат возможность научиться: характеризовать политику Владимира Мономаха, называть причины политической раздробленности, извлекать полезную информацию из исторических источников
Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.
Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром
Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни
42-43
Главные политические центры Руси. Северо-Восточная Русь
Комбинированный урок
Особенности географического положения и социально-политического развития Владимиро-Суздальского княжества. Характеристики Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо.
Научатся определять имена выдающихся владимиро-суздальских князей.
Получат возможность научиться: характеризовать государственно- политическое устройство княжества и показывать Владимиро-Суздальское княжество на карте, определять направления деятельности владимиро-суздальских князей
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач. Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности
Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им
44
Главные политические центры Руси. Новгородское земля и Галицко-Волынское княжества
Комбинированный урок
Особенности географического положения и социально-политического развития Новгородской земли и Галицко-Волынского княжества.
Особенности политической жизни Новгородской республики.
Научатся определять термины: боярская республика, посадник, вечевой колокол, владыка, тысяцкий.
Получат возможность научиться: свободно излагать подготовленные сообщения по теме, сравнивать политическое устройство Владимиро-Суздальского, Новгородского и Галицко-Волынского княжеств
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия.
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач.
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач
Проявляют доброжелатель-ность и эмоцио-нально- нравст-венную отзыв-чивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им
45
Нашествие с Востока
Урок «открытия» нового знания
Походы монгольских завоевателей ,причины успеха монголов
Научатся определять термины: нойон, фураж, стан.
Получат возможность научиться: объяснять разницу между обычным набегом степняков и нашествием кочевых племен монголо-татар, анализировать причины завоевания Батыем Руси, называть маршрут завоеваний Батыя
Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности
Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную оценку своих успехов в учебе
46
Борьба Руси с западными завоевателями
Комбинированный урок
Невская битва и Ледовое побоище.; значение этих сражений для дальнейшей истории русских земель.
Характеристика Александра Невского
Научатся определять термины: орден крестоносцев, ополченцы, даты Невской битвы и Ледового побоища, имена соратников и противников А. Невского.
Получат возможность научиться: рассказывать о Ледовом побоище с опорой на карту, делать вывод об историческом значении побед А. Невского
Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.
Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнёра высказывания
Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества
47
Русь и Золотая Орда.
Комбинированный урок
Объяснять, в чём выражалась зависимость русских земель от Золотой Орды,
характеризовать повинности населения.
Научатся определять термины: баскаки, ордынский выход, ярлык, резиденция.
Получат возможность научиться: называть политические и экономические признаки зависимости Руси от Золотой Орды и самостоятельно делать вывод о последствиях этой зависимости, извлекать полезную информацию из исторических источников
Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действии.
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач.
Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии
Проявляют устойчивый учебно- познавательный интерес к новым способам решения задач
48
Русь и Литва
Урок «открытия» нового знания
Политика литовских князей, причины быстрого территориального роста Литвы за счёт русских земель.
Значение присоединения русских земель к Великому княжеству Литовскому
Получат возможность научиться: составлять варианты рассказа о Литовском княжестве, делать вывод о значении присоединения Литовского княжества к Русскому государству
Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль.
Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию
Выражают адекватное понимание причин успеха/ неуспеха учебной деятельности
общим способам решения задач
49
Культура Руси в XII-XIII вв.
Комбинированный урок
Характеристика русской культуры ,особенности и достижения культуры отдельных княжеств и земель ,влияние ордынского нашествия на развитие русской культуры.
Научатся определять термины: культурные традиции, поучения, зодчество, аскетизм, каноны.
Получат возможность научиться: давать общую характеристику русской культуры XII- XIII веков, называть выдающиеся памятники культуры указанного периода, извлекать полезную информацию из литературных источников
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество)
Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий
50-51
Повторение по теме «Русь удельная в XII-XIIIв.в»
Применение знаний и умений
Общие черты и особенности раздробленности на Руси и в Западной Европе.
Значении наследия периода раздробленности для современного общества.
Научатся определять термины, изученные в главе «Русь удельная в ХП-ХШ вв.». Получат возможность научиться: называть главные события, основные достижения истории и культуры
Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.
Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные способы их решения.
Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром
Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни
Раздел III
Русь Московская в XIV-XVIв.в 16 ч.
52
Предпосылки объединения Русских земель. Усиление Московского княжества
Комбинированный урок
Основные центры собирания русских земель, территориальный рост Московского княжества.
Причины и следствия объединения русских земель вокруг Москвы.
Получат возможность научиться: называть предпосылки объединения Русского государства, давать оценку личности и политике Ивана Калиты, самостоятельно делать выводы о причинах возвышения Москвы
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач.
Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности
Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им
53-54
Москва- центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва
Комбинированный урок
Значение Куликовской битвы.
Историческая роль Дмитрия Донского, Сергия Радонежского, митрополита Алексея
Научатся определять термины: передовой, засадный полк. Получат возможность научиться: делать вывод о неизбежности столкновения Руси с Ордой, реконструировать события Куликовской битвы с опорой на карту
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия.
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач.
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач
Проявляют доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им
55
Московское княжество и ее соседи в конце XIV-XV в.
Комбинированный урок
Характеризовать политику Василия I, отношения Москвы с Литвой и Ордой.
Объяснять причины и последствия феодальной войны, причины победы Василия II Тёмного.
Научатся определять термины: феодальная война, уния.
Получат возможность научиться: составлять исторический портрет Ивана II, делать вывод об источниках конфликта между князьями, извлекать полезную информацию из исторических источников
Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности
Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную оценку своих успехов в учебе
56
Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества
Комбинированный урок
Процесс становления единого Русского государства и
превращения Московского великого княжества в Русское государство.
Характеристик Ивана III.
Значение создания единого Русского государства
Научаться: показывать на карте территории, присоединенные к Московскому княжеству. Получат возможность научиться: делать выводы об исторических предпосылках свержения монголо-татарского ига
Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач.
Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии
Проявляют устойчивый учебно- познавательный интерес к новым общим способам решения задач
57
Московское государство в конце XV- начале XVI в
Комбинированный урок
Политический строй Руси, система управления страной.
Вотчинное и поместное землевладение.
Судебник 1497 г.
Научатся определять термины: боярская дума, уезды, волости, кормления, местничество, помещики, Судебник, пожилое
Получат возможность научиться: давать характеристику политическому устройству Московского государства, самостоятельно проводить исторические параллели между политическими процессами и изменениями, происходившими в системе землевладения
Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль.
Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы различного характера
Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию
Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности.
58
Церковь и государство в конце XV- начале XVI в.
Урок «открытия» нового знания
Роль православной церкви в становлении российской государственности.
Взаимоотношения церкви с великокняжеской властью.
Значение выражения «Москва - Третий Рим».
Научатся определять термины: собор, митрополит, ереси, нестяжатели, иосифляне
Получат возможность научиться: называть изменения, произошедшие в Русской православной церкви, и обозначать еретические движения; давать характеристику взаимоотношениям власти и церкви
Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.
Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания
Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества
59-60
Реформы Избранной рады
Урок «открытия» нового знания
Причины и значение принятия Иваном IV царского титула.
Основные мероприятия и значение реформ 1550-х гг.
Научатся определять термины: венчание, Избранная рада, приказы, стрельцы, дворяне, уложение.
Получат возможность научится: давать характеристику первому этапу царствования Ивана Грозного, называть положительные стороны реформ и находить недостатки государственного управления
Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач.
Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии
Проявляют устойчивый учебно- познавательный интерес к новым общим способам решения задач
61
Внешняя политика Ивана Грозного
Комбинированный урок
Рост территории Московского государства. Ливонская война, поход Ермака.
Причины успехов Руси в Поволжье и Сибири и неудачи в Ливонской войне.
Научатся определять термины: ясак, Ливонский орден.
Получат возможность научиться: анализировать причины побед и поражений Ивана Грозного во внешней политике
Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль.
Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию
Выражают адекватное понимание причин успеха/ неуспеха учебной деятельности
62-63
Опричнина
Комбинированный урок
Причины, сущность и последствия опричнины.
Итоги правления Ивана IV Грозного.
Научатся определять термины: опричнина, земщина, заповедные лета.
Получат возможность научиться: анализировать причины поворота к опричной политике, давать собственную оценку опричнине, подводить общие итоги царствования Ивана Грозного
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество)
Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий
64
Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV-XVI вв.
Комбинированный урок
Памятники культуры ,основные жанры религиозной и светской литературы, существовавшие в России в XIV-XVI вв.
Научатся определять термины: культурное возрождение, полуустав, исторические песни, регалии, публицистика, домострой. Получат возможность научиться: называть наиболее значительные произведения художественной и публицистической литературы XIV-XVI вв., проводить параллели между развитием русской литературы и предшествующими историческим событиями
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач
Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу, понимают необходимость учения, выраженную в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний
65
Архитектура и живопись в XIV-XVI вв.
Комбинированный урок
Памятники материальной и художественной культуры, чём состояло их назначение, оценивать их достоинства.
Научатся: называть самые значительные памятники архитектуры указанного периода, извлекать полезную информацию из литературных источников. Получат возможность научиться: давать общую характеристику русской архитектуры XIV-XVI вв.
Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.
Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром
Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни
66
Быт в XIV-XVI вв.
Комбинированный урок
Быт различных слоёв населения, нравы и быт русского общества XIV-XVI вв
Научатся определять термины: административные здания, кафтан, полати, харчевня. Получат возможность научиться: давать характеристику русского дома, называть предметы одежды, составлять рассказ «В ожидании гостей»
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач.
Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров при сотрудничестве в принятии общего решения в совместной деятельности
Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им
67
Повторение по теме «Русь Московская в XIV-XVIв.в»
Применение знаний и умений
Общие черты и особенности развития XIV-XVI вв. в России и государств Западной Европы.
Научатся определять термины, изученные в главе «Московская Русь в XIV-XVI вв.». Получат возможность научиться: называть главные события, основные достижения истории и культуры
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач.
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач
Проявляют доброжелательность и эмоционально- нравстве иную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им
68
Итоговое повторение «История Руси с древнейших времен до конца XVI в.»
Применение знаний и умений
Систематизировать исторический материал по истории Руси с древнейших времён до конца XVI в.
Научатся определять термины, изученные в главе «История Руси с древнейших времен до конца XVI в.».
Получат возможность научиться: называть главные события, основные достижения истории и культуры
Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку товарищей, родителей и других людей.
Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности
Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную оценку своих успехов в учебе