- Преподавателю
- История
- Разработка урока по истории России 7 класс на тему Отечественная война 1812 года ФГОС
Разработка урока по истории России 7 класс на тему Отечественная война 1812 года ФГОС
Раздел | История |
Класс | 7 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Сабирзянова Р.Н. |
Дата | 06.09.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Методическая разработка урока истории в 8 классе
( в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения)
Учитель истории - Сабирзянова Р.Н.
Школа - МБОУ «Кузембетьевская СОШ им.Х.Г.Хусаинова»
Класс - 8
Учебник - Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России XIX века, 2015 год.
Тема урока: "Отечественная война 1812 года"
Цель урока:
Личностные воспитание уважения к историческому наследию народов России; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки; формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений.
Метапредметные развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок; развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней.
Предметные развитие умений работать с учебником; овладение понятиями; анализ документов по Отечественной войне 1812г.
Тип урока: ознакомление с новым материалом
Планируемые достижения:
-
Образовательные:
-
Усвоение определения понятий адъютант, инфантерия, бюджет, ополчение, флеши, фураж и основных событий: переход французской армии через Неман, Смоленское сражение, Бородинское сражение, совет в Филях, Тарутинский маневр, сражение под Малоярославцем, сражение при Березине.
-
Формирование навыков планирования ответа
-
Формирование у учащихся умения выделять главные события Отечественной войны 1812 года.
-
Формирование навыков сознательного и активного слушания объяснений преподавателя; установление существенных признаков и черт наблюдаемых предметов и явлений, связей и отношений между ними.
-
Развивающие:
-
Умение критического мышления обучающихся
-
Умения формулировать и доказывать свою точку зрения
-
Умений анализировать, сравнивать, обобщать
-
Умение применять новые знания
-
Развитие творческих, речевых способностей учащихся
-
Умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт
-
Развитие умения формулировать проблему
-
Развитие умения групповой и парной работы
-
Воспитательные:
-
Уважение к истории своего народа
-
Воспитание уважение к противоположному мнению
-
Создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества
-
Воспитание интереса к предмету, к учению
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах.
Средства обучения: проектор, презентация, учебник, рабочие тетради, контурные карты.
Основные события изучаемые на уроке: переход французской армии через Неман, Смоленское сражение, Бородинское сражение, совет в Филях, Тарутинский маневр, сражение под Малоярославцем, сражение при Березине.
Технологическая карта урока
п/п
Этап урока
Формируемые УУД.
Деятельность
ЭОР
Время
(мин.)
учитель
учащиеся
1
Организационный момент
Цель- - активизация учащихся.
Уметь организовываться к работе
Проверяет готовность к уроку, настраивает детей на работу. Проверка посещаемости.
Приветствуют учителя. Эмоциональный настрой на работу.
1
2
Проверка домашнего задания
Цель- проверка усвоения пройденного материала.
Уметь оценить выполненные задания
Раздает листочки с заданиями по вариантам, открывает слайд 1. Через 6 минут предлагает поменяться листочками и провести взаимопроверку. Собирает листочки.
Выполняют задание на листочках, меняются листочками. Проверяют ошибки товарища по парте, выставляют оценки.
Презентация
(слайд 1,2)
7
3
Создание проблемной ситуации
Цель- мотивировать учеников изучать Отечественную войну как важнейшее событие в истории России.
Умение ставить учебные цели
Организует обсуждение возникших затруднений:
? Посмотрите оглавлении учебника и найдите особенность в рассмотрении тем автором?
? Определите проблемный вопрос урока?
Пытаются сформулировать тему и цели урока совместно с учителем
! Внутренняя политика Александра I делится на 2 части - до и после Отечественной войны!
! Почему ОВ 1812 года делит правления Александра I на две части!
Цель урока: определить влияние ОВ 1812 года на политику Александра I и дальнейшее развитие России.
2
4
Изучение нового материала
Цель- изучить одно из важнейших событий истории России
Работать с новой информацией самостоятельно, находить ответы на поставленные вопросы,
учиться грамотно, использовать в речи новые термины
Путем подводящего диалога побуждает учащихся к самостоятельному прочтению нового материала по тексту учебника.
? Какие ещё условия содержал Тильзитский мирный договор?
? - Какие из условий были выгодны России, какие - нет?
Александр I начал царствование с решительных действий против наполеоновской Франции, но силой обстоятельств был вынужден заключить союз с ней. Условия Тильзитского мирного договора были невыгодны России. Тильзитский мир был вынужденным, а, следовательно, непрочным. Очень скоро Россия начала нарушать условия этого мирного договора: не предпринимала активных действий против противника Франции Австрии, вела торговлю с Англией. В апреле 1811 г. произошёл разрыв франко-русского союза, и началась усиленная подготовка обеих стран к неизбежной войне.
! Если война началась, значит тому были свои причины. Одну из низх мы выявили - отказ России выполнять условия Тильзитского мира. Но были ли еще причины и цели Наполеона.
Самостоятельно читают учебник, отвечают на вопросы учителя, самостоятельно формулируют новые понятия, сверяют свои формулировки
! Россия признавала все завоевания Наполеона, заключала с Францией военный союз и обязывалась вступить в войну с Англией, присоединялась к «континентальной блокаде» Англии; Пруссия и герцогство Варшавское становились зависимыми от Франции государствами; России предоставляли свободу действий против Турции, Ирана и Швеции!
! + Франция не вела с Россией войну, - экономический кризис из-за разрыва отношений с Англией!
Открывают учебники и самостоятельно записывают причины ОВ.
-
Отказ Александра выдать замуж за Наполеона сестру Анну.
-
Повышение таможенных пошлин на французские товары.
Цели Наполеона:
1 - превращение России в зависимую от Франции страну
2 - отторжение части территории
3 - завоевание Индии с помощью России, чтобы ослабить Англию
9
5
Первичное применение нового знания
Цель- уметь воспринимать наглядно-образное изображение,
Формирование умения смыслового чтения, организации познавательной деятельности, осуществление самоконтроля
! В ночь на 12 июня 1812 г. войска Наполеона численностью около 420 тыс. человек начали вторжение в пределы России. Их возглавляли сам император и его про-славленнне полководцы, покорившие всю Европу.
Русская армия состояла лишь из 210 тыс. солдат и офицеров. К тому же она была разделена на три части и рассредоточена вдоль западной границы. Главную силу русских войск составляла 1-я армия под командованием военного министра М. Б. Варклая де Толли, размещенная вдоль реки Неман. Южнее ее, в Белоруссии, располагалась 2-я армия П. И. Багратиона. Еще южнее 3-я армия А. П. Тормасова должна была прикрывать пути возможного наступления противника на Киев.
Организует работу по закреплению первичных знаний.
? в чем особенность первого этапа войны? (внимание на контурные карты)
? Для чего была выбрана именно такая тактика М. Барклаем - де -Толи, а позже и М.И. Кутузовым?
Самостоятельно выполняют задания: изучают пункт 2, отмечают на контурных картах движение армии Наполеона и Александра I; делают записи в тетрадях об основных событиях и их результатах.
1-я армия - М. Б. Барклай де Толли
2-я армия - П. И. Багратион
3-я армия - А. П. Тормасов.
! Движение и русских и французских войск в одну сторону!
! Руководители русской армии заманивали французов вглубь России, понимая, что вести войну на чужой территории на много сложнее. К тому же, в помощь русской армии выступило народное ополчение.
7
6
Самостоятельная работа в парах
Цель- умение работать с тестом учебника, помогать товарищу.
Умение работать в парах, оценивать результаты, оказывать и принимать помощь
Открывает слайд 5: 26 августа 1812 год - Бородинское сражение. Показывает вопросы к данному подпункту и предлагает рассмотреть его в парах.
Просмотр анимированной карты и ответы на вопросы
- В чём выгода выбранной Кутузовым позиции? (был затруднён обход русской позиции, т. к. справа её прикрывали обрывистые берега реки Колочи, а слева болотистые леса. Французам надо было атаковать в лоб).
- Какие укрепления были построены? (Шевардинский редут, Багратионовы флеши, батарея Раевского)
- Для чего было необходимо сражение у д. Шевардино? (Русские имели возможность лучше подготовиться)
- Каким было соотношение сил противников? (равное, у России - преимущество в артиллерии)
- Что свидетельствует об упорстве сражающихся? (Багратионовы флеши 7 раз переходили из рук в руки)
- Каковы итоги сражения?
Оценка сражения Наполеоном, Кутузовым и современными историками. (Слайд № 18)
- Какие точки зрения существуют на итог Бородинского сражения?
- Почему?
Самостоятельно выполняют задание по рабочим тетрадям. Оказывают взаимопомощь и проверяют задания с другой парой.
Слайд 5, анимированная карта
10
7
Коллективная работа с доской
Цель- умение работать источником, слушать мнение других, аргументация собственной позиции.
Умение работать с документом, применять полученные знания.
Организует работу источником.
Анализ документа:
"С потерей Москвы не потеряна ещё Россия... Первой обязанностью поставляю сохранить армию и сблизиться с теми войсками, которые идут к ней на подкрепление... Самым уступлением Москвы приготовлю неизбежную гибель неприятелю... Посему я намерен, пройдя Москву отступить по Рязанской дороге... Знаю, вся ответственность обрушится на мою седую голову, но я жертвую собой для блага отечества... Приказываю отступать!" (М. И. Кутузов)
Кутузов поставил вопрос: дать ли под стенами древней столицы еще одно сражение или отступить без боя?
Многие генералы настаивали на сражении. Барклай возражал: в случае неудачи армия не сможет быстро отступить по узким улицам большого города и произойдет катастрофа.
Как вы думаете, какое решение было принято?
Кутузов тоже не бил доволен позицией, занятой русской армией. «Пока будет еще существовать армия и находиться в состоянии противиться неприятелю, - сказал он, - до тех пор останется еще надежда с честью окончить войну, но при уничтожении армии не только Москва, но и вся Россия была бы потеряна».. И закрыл совет.
На следующий день русская армия вышла из Москвы.
О том, чем закончится Отечественная войн 1812 года вы узнаете на следующемуроке.
А сейчас повторим главное .
Анализируют источник, отвечают на вопросы, аргументируя свою точку зрения.
Слайд 6.
4
8
Итог урока
Цель- закрепить изученный материал.
Осуществлять познавательную рефлексию
Подводит итог урока.
? Кто участвовал в Отечественной войне 1812 года?
? Каков был первоначальный план Наполеона? Почему его не удалось осуществить?
? Когда и где состоялось главное сражение Отечественной войны? Каковы его итоги?
? Каков вопрос решался на военном совете в деревне Фили? Какое решение было принято и почему?
Выставление оценок.
Отвечают на вопросы учителя, делают выводы о достигнутых результатах и их соответствии поставленным целям
2
9
Инструктаж домашнего задания
Цель- закрепить изученный материал.
Объявляет домашнее задание, проводит инструктаж; параграф 4 читать, ответит на вопрос «Какова роль партизанского движения в Отечественной войны 1812 года». Дополнительное задание отдельным ученикам: подготовить доклад о В. Кожиной, Д. Давыдове, А. Сеславине, А. Фигнере.
Задают вопросы по тексту заданий
1