• Преподавателю
  • История
  • Урок по всемирной истории Вторжение А. Македонского в Ср. А, борьба против завоевателей (6 класс)

Урок по всемирной истории Вторжение А. Македонского в Ср. А, борьба против завоевателей (6 класс)

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дата:

Класс: 6

Предмет: всемирная история


Тема: Вторжение А. Македонского в Ср. А, борьба против завоевателей.


Цель урока: Рассказать об историческом значении борьбы народов Средней Азии против греко-македонских завоевателей.


Задачи:

1. Образовательная: Познакомить учащихся с историческим значением борьбы народов против Александра Македонского.

2. Развивающая: Развитие творческих способностей учащихся.

3. Воспитательная: Воспитание интереса к предмету.

Тип урока: комбинированный.

Методы урока: рассказ, наглядный, письменная работа, предсказание со слов, направленное чтение.

Наглядность: иллюстрации учебника.

Ожидаемый результат: Знать об историческом значении борьбы народов Средней Азии против А. Македонского.


Ход урока


I. Активизирующая фаза

Приветствие. Проверка отсутствующих. Организация внимания.

II. Проверка домашнего задания

На прошлом уроке вы познакомились с новой темой: Вторжение Александра Македонского в Среднюю Азию, борьба против завоевателей. Даю 2 минут на повтор домашнего задания, а затем будете отвечать.

III. Конструирующая фаза:

История народов Средней Азии полна борьбы за свою независимость и свободу. Трудолюбивые и свободолюбивые согдийцы, бактрийцы, саки с самых древних времен делали все, чтобы их народы были богаты.

Межпредметная свзь: Вспомните из истории Казахстана, чем закончился поход персидского царя Кира в земли саков? Кто тогда был правителем сакских племен? За что Томирис убила Кира?

Предводители народа, такие как Томирис, Спитамен, оставили потомкам умение сражаться и побеждать.

- А теперь подумайте о следующих словах - герой, жизнь, пустыня, меч. Какой рассказ вы смогли бы составить с этими словами? Подумайте несколько минут, представьте сцену, героев и события в рассказе, в котором присутствуют эти вещи.

Через три минуты - А теперь повернитесь к соседу и создайте вместе рассказ из своих идей. Кто-то из вас затем расскажет вашу историю.

Через пять минут - Кто поделится своей историей? (ответы учеников)

- Когда Дарий I вторгся в сакские земли? Кто совершил подвиг? Кто такой Ширак?

- Сейчас вы будете читать исторический источник «Подвиг пастуха Ширака», в рассказе употреблены все слова, которые вы видели. Вы будете читать весь рассказ с несколькими перерывами. Мы будем останавливаться, когда я скажу, и будем обсуждать прочитанное и отвечать на вопросы. Итак, читаем отрывок.


Подвиг пастуха Ширака

В 520 году до н. э. персидский царь Дарий I собрал 700 000 войско и двинулся с ним в Скифию. Дарий I решил отомстить скифам за их вторжение в Мидию 100 лет тому назад. На самом же деле персидский царь задумал покорить не только Азию, но и Европу: разгромив скифов, он собирался захватить Причерноморье, откуда Греция получала пшеницу. Эти богатые земли и решил захватить Дарий, чтобы лишить Грецию поддержки скифов. Но поход этот не удался. О походе Дария и про подвиг пастуха Ширака поведали нам Геродот, Страбон и Полиэн.
«Пустыня гетов - сплошная безводная равнина. Здесь Дарий, сын Гистаспа, перейдя через Петр, попал в западню, подвергшись опасности погибнуть со всем своим войском от жажды; однако царь, хотя и поздно, понял опасность и повернул назад.
Персы переодели один из своих отрядов в скифские одежды, приблизились к скифскому войску, которым командовал царь Скунха (Скун хасак), и разбили его, воспользовавшись растерянностью скифов, не ожидавших такого коварства от персов».
Учитель: Как вы думаете, кем был Ширак? (предсказания учеников)

Скиф по имени Ширак пас коней вдоль реки Едиль. В самый разгар войны с персами, когда враги уже далеко зашли на территорию скифов, он пришел однажды к скифским царям Омару, Тамыру и Сакесфару и сказал им:- Сейчас мы находимся на краю безлюдной и безводной пустыни. Вслед за нами идет Дарий со своей армией. Если идти по этому пути прямо, то можно увлечь персов, завести их в самое сердце пустыни, где персы погибнут. Жизнь дается человеку один раз, когда-нибудь все равно наступит смерть. Так не лучше ли умереть так, чтобы о тебе помнили далекие поколения, как о человеке, отдавшем жизнь ради родной земли, ради своего народа! Я выполню свой долг. Но и у меня есть просьба к вам: позаботьтесь о моих детях после моей смерти, пусть они ни в чем не нуждаются, пусть не почувствуют, что стали сиротами.
- Ширак! - ответили на это скифские цари. - Ты всю жизнь пас коней в этих степях, знаешь здесь каждую ложбинку. Мы обещаем позаботиться о твоих детях. Они не почувствуют, что стали сиротами. Всю жизнь они будут ездить верхом на лучших конях, даже птица не уронит тень крыла на их головы!

Учитель: Что сделал с собой Ширак, прежде чем идти к врагам? (предсказания учащихся)
- А теперь, - сказал Ширак, - изрежьте, изрубите меня, исполосуйте мне все тело и лицо, оборвите уши. Сделайте меня неузнаваемым, покалечьте меня и бросьте на пути у персов. Иначе они мне не поверят!
Но никто из скифов не осмелился причинить вред герою, и тогда он сам исполосовал себя, обезобразил свое лицо и тело собственным ножом и в таком виде предстал перед персами, которые подошли вскоре.

Учитель: Для чего Ширак обезобразил себя? (предсказания учащихся)
Увидев персов, Ширак закричал:
- Спасите меня! Вот, смотрите, что они со мной сделали! Я должен им отомстить! Я поведу вас окольными путями и выведу в тыл скифского войска. Так я им отомщу за издевательства надо мной!
И Ширак вошел в доверие к персам и повел их в глубину пустыни.
- Вокруг, - говорил персам Ширак, - колодцы отравлены, трава сожжена, в тех местах воды нет. Путь, которым мы идем, - единственный. О нем знаю только я один.
Так прошли они семь дней и ночей, и воины Дария начали болеть и умирать от жажды и зноя. Наконец, терпение царя иссякло, и его военачальник Ранасбат выхватил меч и устремился к Шираку.

Учитель: Для чего Ширак завел персидское войско в пустыню? (предсказания учеников)

Учитель: Как вы думаете, что произошло в дальнейшем с Шираком?
- Вот она победа! - воскликнул Ширак. - Я один победил войско персидского царя Дария, который хотел завоевать землю моих дедов и отцов. Со всех четырех сторон вас окружает пустыня, можете идти куда вам вздумается, нигде вы не найдете ни людей, ни воды. Семь дней пути надо пройти, чтобы выйти из пустыни. А сам я счастлив, моя кровь прольется там, где мне обрезали пуповину, на родной земле, и тело мое будет похоронено здесь!
Разгневанный Ранасбат взмахнул мечом, и Ширак упал замертво, обнимая песок родной земли.

Учитель: Что произошло с персами, которые были заведены Шираком в пустыню?
Персов, потрясенных неслыханным поступком пастуха, охватил страх. Они не знали, куда идти, что делать, как спасаться. Гибель казалась им неминуемой. Ведь уже многие из них погибли в пустыне от жажды, сколько их осталось лежать среди песков!
В этой западне, которую устроил персам табунщик Ширак, погибла половина персидского войска. А вторая поспешно возвратилась назад в скифские степи, а потом и вовсе бежала в свою страну, переправившись по мосту через реку Истр.
А имя Ширака, его подвиг остались в веках, как пример героизма и самоотверженности ради родной земли, ради свободы!

Рассказ о героическом подвиге Ширака передается из уст в уста. Потомки, следуя примерам героических подвигов предков народов Средней Азии, сегодня стоят у развернутого знамени своей независимой страны.

IV. Закрепление

По пройденному новому уроку учитель ставит перед учащимися следующие задачи:

- Сейчас писатели-фантасты придумали летательный аппарат Томирис, доставляющий в любую страну в любое время.

Перед вами тоже открывается такая возможность. Составьте план.

  1. Обозначьте век, год.

  2. В какую страну, где побывал А. Македонский, ты хотел бы полететь?

  3. Какие персонажем хочешь быть во времена полета (царем Филиппом II, Петидом, ученым Аристотелем (учитель А. Македонского), историком, географом, современником тех событий или учащимся).

  4. Напиши рассказ-отчет о ходе полета. (Рассказ-отчет должен включать в себя описание внешнего видя персонажей, их военные доспехи и снаряжение, архитектурные памятники захваченных стран, характеристика великих исторических личностей, встречи во время путешествия и т.д.)


Итог урока.

V. Домашнее задание: § 14; докончить составление рассказа.

© 2010-2022